Наша память. Прохоровка. Часть 2. Музей

47
Быть на месте главного сражения Курской битвы — значит зайти в музей Прохоровского сражения. Я с огромным удовольствием посещаю музеи в небольших городах. В них всегда можно найти нечто особенное, что отличает их от огромных по площади и количеству экспонатов московских или питерских. Прохоровский не стал исключением.

Начать нужно со скульптурных композиций. Их две. Танковому тарану и танкистам.







Сам музей довольно большой. Весь первый этаж отдан Прохоровскому сражению. Второй — всей остальной истории.


Словарь на 3600 русских слов. Обстоятельно. А понадобилось-то "Не стреляй" и "Гитлер, капут!"






Целые фолианты из подшитых и бережно хранимых писем.


Кормилица — полевая кухня. Зачастую этот нехитрый агрегат был важнее танка.






















По фотографии была точно восстановлена обстановка комнаты в избе, где в ночь перед битвой находился штаб Жукова.


Стабилизатор штурмовика и его оружие. Найдены поисковиками.




Моделей самолетов очень много. Красиво и качественно сделаны.




"Ствол длинный, жизнь короткая" — это о стрелках ПТР.




Самое оживленное место в музее. Здесь можно подержать оружие той войны: пулеметы, винтовки, автоматы, пистолеты.












Отдельная экспозиция от поисковиков.






Т-34. Полностью в рабочем состоянии. Можно даже внутрь залезть, если габариты позволяют. Мне не позволили...




Этот экспонат размещен на втором этаже. Если посмотреть внимательно, он создан из всего, что было найдено в белгородской земле.



Ну и последнее, о чем я хотел бы рассказать. Это церковь. Я был внутри, снимать, конечно же, не разрешили без надлежащего благословения, а получить его в субботу было делом нереальным. Но пусть это будет на совести церкви.

В этой церкви очень мало икон. Десяток буквально. Но от пола и до потолка стены покрывают белые мраморные плиты, на которых золотой краской написаны фамилии. Фамилии бойцов, павших в сражении. Восемь с половиной тысяч.

Насколько я понимаю, в церкви рядом с изображениями святых могут быть только равные им.

Наверное, столько святых, сколько в этой церкви, больше нет нигде. Ни в одном храме России.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    31 марта 2015 05:35
    Очень интересный фоторепортаж. Приятно и то, что люди ходят, с детьми...
  2. +2
    31 марта 2015 06:19
    Блин музей отличный!Композиция таран классная,но вот в техническом плане выполнена не очень,таранить тигра...т-34,незнаю-незнаю...!!!
    1. +16
      31 марта 2015 06:34
      А при чем тут технический план вообще. Композиция показывает совсем другое. ( последнее большое наступление которое было сломлено )

      Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно.

      http://mirtankov.su/blog/vikkers/558
      1. 3axap
        +9
        31 марта 2015 07:18
        Цитата: Siberia 9444
        А при чем тут технический план вообще. Композиция показывает совсем другое. ( последнее большое наступление которое было сломлено )

        Нередко, чтобы выполнить боевую задачу, экипажи шли на таран преднамеренно.

        http://mirtankov.su/blog/vikkers/558

        Вам плюс. Опередили с сылкой на этот подвиг наших танкистов..Вообще,скульптор или художник, при творении не придерживаетсся ТТД .Он видит то,что мы имеем в воочию.Это когда лавина Т-34,заведома слабых и беззащитных, устремилась на " Тигры" и " Пантеры".Незнаю. Но мне видиться это -так. Понятно,что Мы все разные и у каждого свое виденние. hi
        1. +8
          31 марта 2015 18:18
          А вот тут Вы не правы. Т-34 не был никогда ни слабым ни беззащитным. В противном случае "тигры" и "пантеры" разъезжали бы по Москве, а не наши 34-ки по Берлину.
          1. +3
            31 марта 2015 20:47
            Любим мы принижать характеристики наших танков. Пушки Ф-32 и Ф-34 пробивали "Тигра" даже в лоб с расстояния в 100 метров. Ведь 76 мм и шесть килограмм стали не изюм. Не забывайте, что англы только в конце 42 года смогли поставить пушку 75 мм на танк. Известен случай, когда Т-26 замаскировали под копну, 45 мм пробила корму "Тигра" в упор.
            1. +2
              4 апреля 2015 02:39
              Цитата: shasherin_pavel
              Любим мы принижать характеристики наших танков. Пушки Ф-32 и Ф-34 пробивали "Тигра" даже в лоб с расстояния в 100 метров.

              А Тигр с километра и насквозь!
              Чувствуете разницу!
            2. 0
              16 апреля 2015 00:56
              Цитата: shasherin_pavel
              Любим мы принижать характеристики наших танков. Пушки Ф-32 и Ф-34 пробивали "Тигра" даже в лоб с расстояния в 100 метров. Ведь 76 мм и шесть килограмм стали не изюм. Не забывайте, что англы только в конце 42 года смогли поставить пушку 75 мм на танк. Известен случай, когда Т-26 замаскировали под копну, 45 мм пробила корму "Тигра" в упор.

              Совершенно с вами согласен. На северном фасе Курской дуги (под Ольховаткой) много тигров и пантер было уничтожено даже и из противотанковых ружей ( разбивалась ходовая часть, пробивалось днище, простреливались стволы пушек и т. п., а потом все жглось бутылками) Были случаи побед в нашу пользу даже в дуэли между тиграми (и даже фердинандами!) и легкими танками типа Т-60.
              Кстати, Тигры, пантеры и фердинанды на южном фасе Курской дуги были очень немногочисленны, затем в ходе сражения они вообще были в основном переброщены на север к Ольховатке и Понырям. Основным немецким танком под Прохоровкой был модернизированный Т-4 и Т-3.
              Кроме того, в интернете мне встретилось свидетельство одного ветерана, который утверждал, что по крайней мере один его танковый полк под Прохоровкой сражался на Т-34-85! В ходе сражения танки были в основном выбиты, но к концу сражения полк опять пополнили Т34-85! А это 85 мм пушка (только немного слабее немецкой 88 мм)!
          2. 0
            16 апреля 2015 00:40
            Цитата: ё-моё
            А вот тут Вы не правы. Т-34 не был никогда ни слабым ни беззащитным. В противном случае "тигры" и "пантеры" разъезжали бы по Москве, а не наши 34-ки по Берлину.

            Вы правы. По комплексу своих качеств этот танк оказался лучшим и та же пантера - всего лишь попытка подражания Т-34 и не очень удачная. Она больше ломалась, чем воевала
        2. strong man
          0
          2 апреля 2015 00:48
          Даже природа и овраги как могли помогали Красной Армии и выводили из строя самые грозные немецкие машины! клик
    2. +10
      31 марта 2015 07:14
      А вот танкисты которые шли на таран знали !
      1. +4
        31 марта 2015 20:46
        Чтобы пойти на таран нужна отвага! и самоотверженность!
        в бою тяжело...
      2. +3
        4 апреля 2015 03:28
        Цитата: Wanderer 2008
        А вот танкисты которые шли на таран знали !

        Да, железные были люди!!!
        Когда соприкасаешься с событиями ВОВ , даже мурашки по спине ползут и начинаешь чувствовать себя букашкой на фоне Величия Подвига Советских Солдат!!!
    3. Комментарий был удален.
    4. +7
      31 марта 2015 08:59
      не знаете и молчите.. по вам сразу видно, что на таран бы вы не пошли... "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!" ЛЕРМОНТОВ
    5. +12
      31 марта 2015 09:22
      Думается мне, что основная идея скульптуры перекочевала с фрагмента диорамы из музея-диорамы "Огненная дуга" - композиционно схоже. Но главная суть, на мой взгляд, в противопоставлении символов. Взять многие памятники - они технически не верны, но ведь суть в символах, которые оказывают влияние на подсознание - это главное в любом памятнике. Простой пример - памятник в Берлине советскому солдату, спасшему немецкую девочку (надеюсь не ошибаюсь с формулировкой.), который в правой руке держит меч. Всем ясно, что с мечом не воевали в Великую Отечественную. И подобных примеров много.
    6. +2
      31 марта 2015 20:33
      В книге "Иностранные журналисты о Великой Отечественной" есть рассказ, как английский журналист проезжал в машине (сейчас не помню имени генерала) по полю Прохоровского сражения и видел как лёгкий танк Т-70 наполовину въехал в борт "Пантеры" и из "Пантеры" торчала только кормовая часть машины. Т-70 в 8.5 тонн против "Пантеры" в 45 тонн, но и Т-34 весил 28 или 31 тонну, а это половина веса "Тигра". Здесь ещё от скорости зависит. Можно ведь вспомнить как в "Освобождении" в фильме "Курская дуга" два танка Т-34 столкнулись на малой скорости одна объезжает дом и врезается в другую под углом в 30 градусов.
    7. 0
      16 апреля 2015 00:36
      Тем не менее, это факт. Таранили и не единожды! Конечно, польза от такого тарана сомнительна. Все-таки танки на земле, а не в воздухе... Скорее всего это происходило по причине огромной скученности танков на небольшой площади и очень плохой видимости из-за взрывов, пыли и гари, а также плохой управляемости танков на пересеченной местности из-за слабой проходимости немецких танков вне дорог и слабой подготовки наших танкистов. Какую-то пользу это могло принести в плане лишения немецких танков возможности маневра. Их тупо останавливали, давая возможность артиллеристам и пехоте расстрелять их с короткого расстояния или поджечь бутылками.
  3. +11
    31 марта 2015 06:59
    Если на каждого погибшего по минуте молчания, то молчать придётся почти 13 дней...
    Вечная память...
  4. +12
    31 марта 2015 07:25
    Побольше вот таких музеев,мемориалов..что бы не забыли..
  5. +8
    31 марта 2015 07:47
    С огромным интересом посмотрел экспозиции. Большое спасибо автору.
  6. +10
    31 марта 2015 08:15
    Цитата: игорка357
    Блин музей отличный!Композиция таран классная,но вот в техническом плане выполнена не очень,таранить тигра...т-34,незнаю-незнаю...!!!


    Вот именно: современным людям не понять - т-34 не могли пробить немца, зная, что средний танк еще и по весу не сопоставим с "тигром", наши танкисты шли на таран, чтобы остановить их ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Читал описание данной битвы - так вот таран был не единичным случаем, а очень частым.
    Наши очень часто делали то, что по всем канонам военного искусства или инстинкту самосохранения делать невозможно. Но советский солдат не знал слово нельзя или невозможно - он знал одно лишь слово: НАДО!
    1. 0
      16 апреля 2015 01:13
      Цитата: С_Байкала
      Вот именно: современным людям не понять - т-34 не могли пробить немца, зная, что средний танк еще и по весу не сопоставим с "тигром", наши танкисты шли на таран, чтобы остановить их ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Читал описание данной битвы - так вот таран был не единичным случаем, а очень частым.

      Тараны были часты и под Прохоровкой и на северном фасе дуги - под Ольховаткой, Понырями. Но в основе этого явления вовсе не самопожертвование. Законы физики никаким самопожертвованием не отменить. Суть тут в другом. Танки сходились в кучу в очень больших количествах на очень ограниченной площади. Ветераны свидетельствуют, что иногда между танками пространство было всего несколько метров, случалось, что стрелять было не возможно, потому что все пространство вокруг занимали подбитые танки, которых было сотни. Из за многочисленных взрывов артиллерии и авиабомб днем было темно, кок в сумерках. Танки хоть наши, хоть немецкие вынуждены были идти в атаку с включенными фарами иначе ничего не было видно. В этих условиях столкновения танков скорее закономерны. Да и видимость из танка еще та! Особенно у наших. Ведь не было даже и тримплексов - просто узкие щели в броне, а у командиров танков не было даже и командирских башенок. Видимость из танка в таких условиях, особенно на близких расстояниях практически никакая! Ну и маневренность танков, особенно на пересеченной местности все-таки сильно ограничена. Особенно у немецких очень тяжелых танков со слабой ходовой частью. Чуть что и гусеница слетала! А пантеры ко всему еще и загорались часто от перегрева (работали-то на бензине!)
      Ну и связь, вернее ее качество, играли здесь сильную роль. Многие наши танки вообще не имели радиостанций и переговорных устройств. Связь между членами экипажа осуществлялась либо голосом, жестами, а в некоторых случаях командир танка надевал на механика-водителя своеобразную уздечку из веревок. Дернул правую - поворачивай вправо, левую, влево. Обе - стой и т. п. В грохоте боя голосом сильно не накричишься. Тем более, наши танки имели и имеют такую звукоизоляцию, что двигатель ревет, как у реактивного самолета (из-за этого у танкистов общая профессиональная болезнь - тугоухость...). Жесты в задымленной башне танке в бою тоже почти не видны. Все это тоже сильно способствует возможности столкновения танков.
  7. +8
    31 марта 2015 08:24
    Шикарный музей! Особенно понравился памятник танковому тарану. Очень хочется побывать там
  8. +10
    31 марта 2015 08:37
    Спасибо. Дед мой там погиб.
  9. 3axap
    +3
    31 марта 2015 08:53
    Из статьи и фото репартажа Я понял, что это уже работает в свободном режиме.Автор Скоморохов Роман (Banshee, я правельно понял?
    1. +2
      31 марта 2015 22:13
      Правильно.
  10. 0
    31 марта 2015 08:58
    Мне одному кажется, что у манекенов изображающих военных противостоявших сторон не совсем человеческий цвет лица?
  11. +11
    31 марта 2015 09:26
    Уважаемые,я сам местный и скажу автор не подчеркнул,что это новый музей и в плане самого зданиям и в плане подхода к музейному делу,это сочетание современных достижений с реликвиями той войны,здесь и видео зал и зал где можно поиграть в "world of tank",можно фотографироваться с оружием,оружие брать в руки настоящее оружие тех времен,музей новый и развивается,рядом уже готов танкодром с танками ,приезжайте у нас есть,что показать и рассказать,будем рады гостям!
    1. +7
      31 марта 2015 10:18
      Привет, земляк! Да, есть небольшое упущение, но для этого мы тут и есть, чтобы дополнить материал. Я думаю, автор на нас не огорчится))) А на предпоследней фотографии - декоративная композиция называется "Машина войны". По-идее, он живая. То есть, когда её "включают", она оживает, начинает вся двигаться и это сопровождается жуткими звуками скрежета металла. Ну и конечно, музей впечатляет.
    2. +5
      31 марта 2015 11:15
      В 2010 в самую страшную жару, я проехал на машине от Джамбула до Одессы. Кроме Прохоровки посетил музеи в Одессе, Харькове и Сталинграде. Честно скажу панорама Курской битвы впечатлила более Сталинградской(хотя она менее масштабная), может быть понравилось то, что для нас троих, единственных посетителей музея, была включена музыка и подсветка панорамы и весь этот грозно-трагический фон оставил глубокий след в душе. По фото из статьи видно что экспозиция с тех пор расширилась и это хорошо. А вот звонница не понравилась, не мне одному наверное, местные её кличут "бутылкой", правда похожа.
      1. 0
        16 апреля 2015 01:33
        Цитата: blizart
        В 2010 в самую страшную жару, я проехал на машине от Джамбула до Одессы. Кроме Прохоровки посетил музеи в Одессе, Харькове и Сталинграде. Честно скажу панорама Курской битвы впечатлила более Сталинградской(хотя она менее масштабная), может быть понравилось то, что для нас троих, единственных посетителей музея, была включена музыка и подсветка панорамы и весь этот грозно-трагический фон оставил глубокий след в душе. По фото из статьи видно что экспозиция с тех пор расширилась и это хорошо. А вот звонница не понравилась, не мне одному наверное, местные её кличут "бутылкой", правда похожа.

        Вообще-то музей, это только малая часть всей экспозиции. Немалая экспозиция есть у с. Яковлево (там тоже есть небольшой музей), опять же - Танковое поле перед самой Прохоровкой, несколько памятников в самом селе Яковлево, большая площадка с нашей и немецкой техникой на открытой площадке за музеем. Все это вместе составляет общую композицию на площади в несколько десятков километров! А теперь вот все еще и дополняется площадкой с современной бронетанковой техникой и даже танкодромом, где можно будет покататься на танке, как обещают.
    3. +2
      31 марта 2015 22:15
      Цитата: 31rus
      можно фотографироваться с оружием,оружие брать в руки настоящее оружие тех времен


      Это я отметил, кстати. Видимо, вы не заметили.

      Цитата: 31rus
      рядом уже готов танкодром с танками


      Про танкодром я в первой части писал. Только он не готов, зачем лукавите?
  12. +2
    31 марта 2015 10:25
    На фото макетов немецких танков, на заднем плане, трофейная тридцатьчетверка. Интересно, они реально в таком качестве участвовали в битве?
    1. +4
      31 марта 2015 11:21
      "Научно-исследовательским центром армии США в 1995-1997 годах было проведено исследование на основании советских и немецких архивных документов. Особенно хорошо американцы разобрались с немецкими потерями, так как в их распоряжении имелось большое количество трофейных документов вермахта и войск СС. Кроме, того всплыли интересные факты.

      - во 2-м ТК СС имелось еще 66 трофейных танков, из них минимум 26 Т-34, а в 48-м ТК на 4 июля числилось 22 трофейных французских танков.

      Американцы также высчитали средний процент повреждений танков "Тигр" в ТД СС "МГ" в ходе операции - 190,9%. Это значит, что каждый "Тигр" подбивался нашими войсками минимум дважды и после ремонта снова шел в бой. Действительно, к исходу 13 июля все 10 танков "Тигр" имевшихся в этой дивизии были выведены из строя.
      1. +1
        1 апреля 2015 10:06
        Уважаемый,в боях под Прохоровкой(из беседы с ветеранами битвы)у немцев был взвод (3-4 т-34)покращенных и оснащенных как в Красной армии ,так вот в не разберихе тех боев они очень эффективно вели разведку наших тылов
      2. 0
        1 апреля 2015 15:25
        Уважаемый,американцы в этом случае в прочем как всегда врут,на 1943 год данные архива немцев 63 советских танка из- них 50 т-34,замеченно правильно они использовались в противо танковых батальонах и еще из этих же документов следует ,что единственный раз немцы оснастили наш кв-1,своей 75мм пушкой Kwk40
    2. +4
      31 марта 2015 15:54
      Цитата: colonel
      На фото макетов немецких танков, на заднем плане, трофейная тридцатьчетверка. Интересно, они реально в таком качестве участвовали в битве?

      ЕМНИП, трофейные Т-34 у немцев старались убирать из первой линии и часто передавали противотанкистам - чтобы снизить опасность "дружественного огня" (в обычном тбн их пожгли бы свои же).
      1. 0
        16 апреля 2015 02:30
        Цитата: Alexey RA
        Т-34 у немцев старались убирать из первой линии и часто передавали противотанкистам - чтобы снизить опасность "дружественного огня" (в обычном тбн их пожгли бы свои же).

        Суть не в этом. Были у них в ходе войны части полностью оснащенные нашей техникой. Просто рисовали огромные кресты и шли в бой. Суть в том, что любая трофейная техника всегда слабо обеспечена запчастями и боеприпасами. Это сильно ограничивает ее широкое использование на первой линии огня. Ведь захваченные ресурсы быстро истощаются, а новых промышленность не производит.
    3. 0
      16 апреля 2015 01:43
      Цитата: colonel
      На фото макетов немецких танков, на заднем плане, трофейная тридцатьчетверка. Интересно, они реально в таком качестве участвовали в битве?

      Участвовали трофейные Т-34 достаточно широко, как и другая трофейная техника, были практически в каждой части. И не только в Курской битве. Обе стороны широко использовали все вооружение, какое можно было использовать. И это касается не только танков, а буквально всего. Например, стандартными авиабомбами обеих противоборствующих сторон были бомбы переделанные из трофейных артиллерийских снарядов, минометных мин любых калибров. Другое дело, что такое вооружение быстро приходило в негодность из-за отсутствия ремонтной базы, запчастей, боеприпасов.
  13. +7
    31 марта 2015 11:25
    Да немцы использовали все что могли. Кроме регулярных частей и Рона подразделения SS также не обошлись без Т-34. Их использовали 2-я танковая дивизия SS "Das Reich" (25) и 3-я танковая дивизия SS "Totenkopf" (22)
    Наличие боеспособных танков и штурмовых орудий во 2 тк СС на вечер 13 июля 1943 г.
    Тд СС «Дас Райх» Т34 - 11шт

    У Николаева в "Лейтенантах" хорошо описан момент когда наши танки в 1943 при отступлении поворачивали стволы назад - даже не для огня по врагу а чтобы свои не подбили.

    Дедушка мой Николай на Курской дуге был зам.ком Пулеметной роты.

    Поклон им за Подвиг Великий
  14. +6
    31 марта 2015 11:28
    После захвата первых Т-34/76, немцы присвоили ему маркировку Panzerkampfwagen T-34747(r). Большое количество этих машин было захвачено германской армией и передано своим войскам для боевого использования, тогда как танков Т-34/85 Вермахту удалось раздобыть всего несколько штук. Т-34/76 были захвачены в период с 1941 по середину 1943 года, когда Германия ещё прочно стояла на Восточном фронте, тогда как Т-34/85 появились на полях сражений только зимой 1943 года, когда успех на востоке начал изменять Германии, а дивизии Вермахта были обескровлены после упорного сопротивления и удачных военных операций Красной Армии. Первые трофейные Т-34/76 были направлены в 1-ю, 8-ю и 11-ю танковые дивизии летом 1941 года.
    Но там не решились их использовать в боевой обстановке, в связи с тем, что наводчики орудий в первую очередь руководствуются силуэтом танка, а не опознавательными знаками. А это могло привести к обстрелу трофейных Т-34 своей же артиллерией или другими танками. В дальнейшем, дабы не допустить таких случаев, на корпус и башню трофейных танков наносились опознавательные знаки или свастика большого размера и в большом количестве. Также, обычным делом было наносить опознавательные знаки на крышу и люки башни, чтобы лётчики Люфтваффе имели возможность опознать принадлежность танка.
    Оригинал здесь http://ww2history.ru/3904-t-34-na-sluzhbe-vermakhta.html
    Военно-Исторический портал посвященный Второй Мировой войне. » Трофейная техника на службе Вермахта »
    1. +3
      31 марта 2015 18:56
      Цитата: Kaetani
      Большое количество этих машин было захвачено германской армией и передано своим войскам для боевого использования, тогда как танков Т-34/85 Вермахту удалось раздобыть всего несколько штук. Т-34/76 были захвачены в период с 1941 по середину 1943 года, когда Германия ещё прочно стояла на Восточном фронте, тогда как Т-34/85 появились на полях сражений только зимой 1943 года, когда успех на востоке начал изменять Германии, а дивизии Вермахта были обескровлены после упорного сопротивления и удачных военных операций Красной Армии. Первые трофейные Т-34/76 были направлены в 1-ю, 8-ю и 11-ю танковые дивизии летом 1941 года.


      Все правильно. Большинство танков после подбития требуют мелкого или среднего ремонта. При наступлении ремонтники подберут и восстановят.
      А вот при отступлении - подберут трофейные команды. Восстановят или нет - тут уж как получится...

      Так что наступала армия или отступала можно понять по количеству трофеев и безвозратным потерям техники.
  15. +1
    31 марта 2015 11:29
    Какому идио*у пришло в голову показывать детям наш танк Т-34 с крестами на бортах? Если уж так хочется тыкнуть на позорные моменты и странности войны, то выставляйте "тигры","мессеры","шерманы" и тд и тп краснозвёздные поставьте. Да чего уж там фото наших шлюх с немцами повесьте!
    1. 3axap
      +8
      31 марта 2015 12:38
      Цитата: artgrad
      Какому идио*у пришло в голову показывать детям наш танк Т-34 с крестами на бортах? Если уж так хочется тыкнуть на позорные моменты и странности войны, то выставляйте "тигры","мессеры","шерманы" и тд и тп краснозвёздные поставьте. Да чего уж там фото наших шлюх с немцами повесьте!

      А по мне так уже и надоела ,Эта политкорректность. Мы все время стеснялись сказать,что Хатынь сожгли Украинские националисты и Русские мрази ,предавшие Родину. Вот теперь и пожинаем плоды замалчивания "не очень приятных моментов" нашейистории. hi А дело родителей разьестьнить своим детям и внукам, почему так произошло. soldier
    2. 0
      16 апреля 2015 01:54
      Цитата: artgrad
      Какому идио*у пришло в голову показывать детям наш танк Т-34 с крестами на бортах? Если уж так хочется тыкнуть на позорные моменты и странности войны, то выставляйте "тигры","мессеры","шерманы" и тд и тп краснозвёздные поставьте. Да чего уж там фото наших шлюх с немцами повесьте!

      Вообще-то тут дело совсем не в политкоректности или патриотизме. Просто обыкновенная проза войны. Хоть наши, хоть немцы воевали тем, что было. Иной раз ведь случалось, что и винтовка была одна на пятерых! Кстати, не только у нас. Мне вот попадались свидетельства ветеранов из местных жителей, которые рассказывали, что немцы при отступлении перед освобождением Курска в феврале 1943 года тоже имели даже стрелковое оружие далеко не у каждого! Пока наши отступали - вся подбитая и брошенная по разным причинам техника доставалась немцам и широко ими использовалась. Во втором периоде войны, когда немцы отступали, все было в точности наоборот. И немецкие тигры с пантерами наряду с всякими ленд-лизовскими зверями широко использовались нашей армией.
  16. +9
    31 марта 2015 11:42
    Какому идио*у пришло в голову показывать детям наш танк Т-34 с крестами на бортах? Если уж так хочется тыкнуть на позорные моменты и странности войны, то выставляйте "тигры","мессеры","шерманы" и тд и тп краснозвёздные поставьте


    Война была, всё было, вот T-5 у наших
  17. +3
    31 марта 2015 12:05
    Мой тесть участвовал в Курской битве артиллерийским разведчиком.За нее награжден орденом Красного Знамени.
  18. +4
    31 марта 2015 12:12
    Последние строки тронули до глубины души
  19. wk
    +3
    31 марта 2015 13:27
    вспоминаю детскую поездку в Крым на авто с родителями.... остановились возле этого мемориала, выглядел тогда он несколько иначе, но запомнился не сам мемориал и музей (если музей и был, то был не такой масштабный или был закрыт, в памяти не остался) а вот остались в памяти слова пожилой женщины обслуживающей мемориал (наверное уборщица) местная жительница помнящая эти события.... про то, что Прохоровское поле было сплошным гремящим облаком дыма и пыли с мерцанием, как молнии в ночи орудийными выстрелами и взрывами, и про то, что монумент и его окрестность сплошная братская могила на сотни квадратных метров, и под плитами по которым ходят туристы лежат захороненные бойцы...Вечная Память!
  20. странник_032
    +2
    31 марта 2015 16:16
    Песня в тему:

  21. 0
    31 марта 2015 20:34
    Я был в этом музее в феврале 2014 года. Всё очень понравилось и впечатлило. Правда танкодром там в то время ещё не начинали строить. Большое спасибо автору, многие экспозиции вспомнил. hi
  22. +1
    31 марта 2015 20:53
    Очень хороший музей год назад был там в этом году думаю опять съездить и людей там очень много
  23. +1
    31 марта 2015 22:08
    Спасибо уважаемому Автору-Скоморохову Роману (Banshee) за отличный материал.
    Очень хочу туда добраться, вот вопрос к местным, если можно, есть гостиницы, можно там остановиться где-нибудь денёк-другой?
    1. +1
      31 марта 2015 22:17
      Гостиница "Прохоровское поле" напротив музея.
    2. 0
      1 апреля 2015 15:33
      Уважаемый,в самой Прохоровке есть гостиница,но даже если вы попадете в "наплыв"гостей,то до Белгорода всего 30-40минут езды по отличной дороге,где вы увидите много интересного(боевую "Катюшу",работающую ветряную мельницу,ратонду в память о афганцах ,так что это не проблема
      1. 0
        16 апреля 2015 01:59
        Белгород рядом, там и гостиницы и все прочее. Да, кстати, там тоже есть отличный музей, посвященный Курской битве с огромной диорамой
  24. +1
    1 апреля 2015 15:39
    Уважаемый,Роман ,хочу сразу подчеркнуть к вашей статье,я не имею претензий и сделал лишь уточнения,по поводу танкодрома ,я и не писал что он действует открытие 12 июля,я лишь подчеркнул что и музей и церковь,и приют для сирот и библиотека ,и гостиница и тагкодром это один комплекс,под названием "Прохоровское поле"
  25. +3
    2 апреля 2015 15:15
    В этой церкви очень мало икон. Десяток буквально. Но от пола и до потолка стены покрывают белые мраморные плиты, на которых золотой краской написаны фамилии. Фамилии бойцов, павших в сражении. Восемь с половиной тысяч.

    Насколько я понимаю, в церкви рядом с изображениями святых могут быть только равные им.

    Наверное, столько святых, сколько в этой церкви, больше нет нигде. Ни в одном храме России.


    Чудесная архитектура храма-свечи по всем погибшим. Воистину этот храм является небесной галереей воинской славы.

    Но у нас в России есть ещё один такой храм. Это храм Христа Спасителя в Москве.

    Нижний коридор Храма Христа Спасителя, предназначенный для крестных ходов, служит в то же время наглядным памятником славных событий Отечественной войны 1812 г. Если мы войдем в Храм через западные двери, то налево от входа на стене коридора увидим на белых мраморных досках Высочайший манифест от 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России, а затем Воззвание от 6-го июля к народу Русскому об ополчении. Дальше с двух сторон коридора помещены в хронологическом порядке на мраморных досках описание 71 сражения, прошедшего на территории России в 1812 году. В таком виде: сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов. Наконец, какие награды были получены за это сражение. Надписи расположены так, что заканчиваются на восточной стороне Храма, где помещены манифесты: об изгнании Наполеона из пределов России 25 декабря 1812 года, два благодарственных манифеста - один к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству за их усилия и жертвенность во время опасности для отечества; напротив горнего места - манифест о построении Храма Христа Спасителя в Москве в благодарность Богу и в память на века. По сторонам - манифест городу Москве и об учреждении медали в память 1812 года. По южной и западной сторонам, в хронологическом порядке и по тому же типу, расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, заканчивающиеся у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и о восстановлении мира в Европе. Над каждой доской, описывающей сражения, находятся величания Святым, память которых празднуется в день того или иного сражения.
  26. 0
    4 апреля 2015 02:12
    Цитата: Kaetani
    Да немцы использовали все что могли. Кроме регулярных частей и Рона подразделения SS также не обошлись без Т-34. Их использовали 2-я танковая дивизия SS "Das Reich" (25) и 3-я танковая дивизия SS "Totenkopf" (22)
    Наличие боеспособных танков и штурмовых орудий во 2 тк СС на вечер 13 июля 1943 г.
    Тд СС «Дас Райх» Т34 - 11шт

    У Николаева в "Лейтенантах" хорошо описан момент когда наши танки в 1943 при отступлении поворачивали стволы назад - даже не для огня по врагу а чтобы свои не подбили.

    Дедушка мой Николай на Курской дуге был зам.ком Пулеметной роты.

    Поклон им за Подвиг Великий

    И трофейные т-34 сразу передавали в противотанковый дивизион.
    У меня намедни был срыв шаблона когда узнал что не было величайшего встречного танкового сражения,а была с одной стороны тд "дас райх" вставшая в оборону ,а с другой стороны не успевшие развернуца в боевой строй,зажатые между рекой Псёл и ж/д насыпью 18 и 29 тк 5гв.ТА.
    1. 0
      16 апреля 2015 02:19
      Цитата: hoshinokoe
      У меня намедни был срыв шаблона когда узнал что не было величайшего встречного танкового сражения,а была с одной стороны тд "дас райх" вставшая в оборону ,а с другой стороны не успевшие развернуца в боевой строй,зажатые между рекой Псёл и ж/д насыпью 18 и 29 тк 5гв.ТА.

      С чего вы взяли, что немцы были в обороне? Немцы наступали, это был самый пик их наступления, когда они бросали в бой все что можно и что нельзя. Так что это был типичный встречный бой или если хотите, плохо подготовленная отчаянная конратака наших танкистов на наступающих немцев, чтобы остановить их любой ценой. Если бы не эта атака, то второй рубеж обороны наших войск был бы неминуемо прорван. Правда, за этим рубежом был еще третий и даже четвертый рубеж обороны. Так что это был еще не конец! И тем не менее, наши войска практически все погибли на первом рубеже, стояли насмерть на противотанковых рубежах, насмерть бы стояли бы и дальше. У немцев по большому счету не было в этой битве никаких шансов. Просто потерь наших могло быть гораздо больше, но исход битвы был предрешен. Когда немцы ПОЛНОСТЬЮ исчерпали ВСЕ свои резервы и даже практически полностью оголили свой фронт на других участках, наши ведь даже еще не вводили в бой свой степной фронт! У немцев просто был исчерпан весь ресурс. И когда на северном фасе дуги Рокоссовский провел вне направления главного удара немцев разведку боем силами всего лишь батальона, то оказалось, что эта разведка просто как нож в масло прошла через немецкую оборону под Орлом, практически без сопротивления! И это решило исход всей битвы! Это внезапное наступление наших войск сразу сделало бессмысленной дальнейшее наступление немцев и на юге и на севере. Им оставалось просто бежать, спасая свои задницы. Не суть в трактовке исхода одного какого-то локального боя, а суть в выигранной в целом грандиозной битвы, после которой немцы уже до конца войны не имели возможности наступать, а только оборонялись и отступали. Их мобилизационный и материальный ресурс был исчерпан! И этим конец войны был предрешен!