Military Review

From wing to wing

15
From wing to wing



In 1932, Sir Alan Cobham, aware of experiments in the transfer of fuel in flight in the United States, decided to establish a company to refuel aircraft, pursuing purely commercial goals in civil aviation. In the USSR, the first attempts to refuel in the air date back to the early 30s of the last century. From 1933 to 1935, engineer A. Zapanovsky and pilot I. Belozerov, under the guidance of pilot engineer G. Altynov, conducted in-flight refueling experiments. Fuel was transferred from R-5 to TB-1 and from TB-1 to I-15 and I-16 fighters, as well as from one bomber to another.

In 1946-1947, in the 25 laboratory, LII considered the possibility of increasing the flight range of airplanes using refueling. In particular, they investigated the systems "bearing with excess", "from wing to wing" and "pin-cone". For testing the hitch mechanism of the wing system originally used Tu-2 and Yak-15, and then a pair of Tu-4. All filling equipment was placed in bomb bay.



Usually, refueling in flight is carried out by a pair of aircraft, one of which gives off fuel and is called a tanker (tanker), the other aircraft that receives fuel is called refueling (by plane, by helicopter). The most widespread refueling in the air was received by combat and military transport aircraft, which made it possible to significantly increase the range and duration of flights of aircraft, especially in naval aviation.

The most successful way of refueling aircraft in flight is the “pin-taper” scheme and using a telescopic rod. Each refueling system has its own characteristics and includes: units, devices, devices designed to transmit and receive fuel, distribute it among the tanks, control the filling process and monitor it.

Under the “pin-cone” scheme, the tanker aircraft releases a flexible hose with a receiving cone at the end. A telescopic bar is installed in the forward part of the aircraft’s fuselage, which is “fired” with compressed air and connected to the receiving cone receiving device. The contacting is carried out by the pilot of the fueled aircraft.

It is necessary to get closer to the aircraft being flown from below and to approach the cone of the tanker a few meters practically in a satellite jet, aligning the telescopic rod with it. With the approach to the tanker, the disturbed air fueled by the aircraft removes the coveted cone from the rod. It is very difficult to get into the "apple", moving with minimal acceleration, otherwise a miss will lead to a collision.



Usually, transport aircraft are converted into tankers, and there is also a variant of a suspended filling unit, located under the wing consoles or on the fuselage. Suspended refueling units can be equipped with almost any aircraft of the same type, which is a characteristic feature and advantage of such a system. The refueling system with outboard units provides pumping fuel with a capacity of 1000-4500 l / min, and the built-in refueling system - 1500-3000 l / min.



An airborne fueling system such as a telescopic rod is usually installed on heavy refueling aircraft. It uses a rigid telescopic bar of length up to 17 m, hinged on the tanker fuselage. At the end of the boom there are small aerodynamic controlled surfaces with which the operator on the tanker can direct the tip of the boom to the throat of the fuel receiver. In this scheme, the main role is played by the operator of the tanker refueling, which corrects the position of the aircraft being filled in the ranks by radio and with the help of a special signal panel.

When refueling, the aircraft being refueled approaches the tanker by means of a dogon with belittling and takes up a building position by the marks on the fuselage and by special lights on the tanker, operated by the operator. The stage of convergence of aircraft and maintaining the system of refueling during the period of contacting and pumping fuel for the pilot of the aircraft being filled is very difficult and requires special systematic training. At the same time, the fuel transfer rate is the highest and reaches l / min 4000-6000. A variation of the telescopic bar refueling system is a bar with a short 4-meter hose with a filling cone at the end. Such a hybrid system makes it easier for a pilot to maintain a place in the filling station.

One of the most complex aircraft refueling systems in the air is the "wing scheme". Wing refueling was widely used on the Tu-4 and Tu-16. At the beginning of the 50-ies, a variant of the wing refueling system was developed on a Tu-4 bomber. The practical experience gained on this plane allowed us to hope for the successful equipment of her and the Tu-16 jet bomber. In this case, the transfer rate reached 2000 l / min. One experienced Tu-16 was re-equipped to refuel in the same way as the MiG-19 fighter jets, but tests showed that it was inexpedient to use.

Perhaps the main advantage of the wing-in-air refueling scheme is the small weight of such equipment, and the installation of the refueling unit is flush at the wing tip, which does not degrade the aerodynamics of the aircraft.

On the Tu-16Z, a flexible hose 38 m long with a cable and a winch were placed in the technical compartment and the nose of the wing. Tu-16Z differed from the serial Tu-16 bomber with a short pipe mounted on the tip of the right wing console. The tanker could deliver up to 20 tons of fuel in flight. The Tu-16Z tanker was put into service in 1957, and a total of 114 Tu-16 bombers were converted into refueling tankers, and 16 vehicles of various modifications into refueling Tu-571ZA. In the naval navy almost all operating aircraft of this type were equipped with an in-flight refueling system.



In the 60-ies, the tanker Tu-16H, equipped with a cone-hose system for refueling supersonic Tu-22, entered service. This system was fully borrowed from the aircraft Myasishchev ZMS, only the volume of pumped fuel decreased. Subsequently, the Tu-16H tanker was modified and received the designation Tu-16НН. In addition to the refinement of the refueling equipment, the aircraft installed radio hangout equipment, which greatly simplifies the convergence of aircraft in the air. All Tu-16 aircraft in the Navy were equipped with such equipment.

In the second half of the 50-ies, on one of the production Tu-16, equipment was installed for refueling in the air using the "cone-rod" system, but already as a refueling aircraft. Despite successful trials, the Tu-16 front drills did not refine. The machine was used for testing the refueling system of the Tu-95KD and Tu-22KD missile carriers.

It was very important to increase the range of flights of Tu-16 of various modifications in naval aviation, flying mainly along routes over the ocean. Wing refueling aircraft is a very complex type of flight training, only pilots with excellent piloting techniques could master it.

The flight to refuel in the air consists of several stages: a meeting with an aircraft tanker, a convergence maneuver, a starting position for the hitch, contacting with a refueling hose, filling up and flying into a filling station, disengaging at the end of refueling. Meeting on the route with the aircraft tanker can be carried out on passing, counter and intersecting courses, which requires special methods of calculation and is carried out using visual observation and radio equipment of the aircraft.

The pilot of the refueling aircraft must first balance the speed with the tanker so that the tip of the refueling hose “stops” in the air, since he does not see the rest of the hose and the wing console of his aircraft. Then, creating periodically a small left roll, begins convergence with the hose. The particular difficulty of this maneuver lies in the fact that above the sea at the height of the sky and water merge into one blue heat haze. Therefore, without visible landmarks, it is very difficult to determine the speed of approach and the distance to the hose, especially since at the height the machine becomes inert and it is necessary to very accurately calculate the movement of the steering wheel and the control of engines. Approaching the hose with an excess in 2 m, the wing of the aircraft enters the terminal vortex from the wing of the tanker, and the plane is pushed out of this jet.

All maneuvers are monitored by the commander of the firing units located in the rear cockpit of the aircraft being fueled and giving the necessary commands. When the left wing of the wing exceeds the 2 m and is advanced to the 6 m to the left over the hose, the command of the firing unit commander begins “pushing” the hose down and a small maneuver to go to the right. At the same time, the hose slides along the lower edge of the wing and falls into a peculiar grip of the filling unit at the end of the wing console.

At the same time, the winch is turned on at the tanker, and the hose is pulled to the end pipe. According to the white marks on the hose, the commander of the firing units tells the commander how many meters are left before the end of the tip contacts the gripper of the filling unit.

At the moment when the rear metal tip reaches the grip, the microswitch turns on, pops up the nozzle from the filling unit and connects to the hose tip. Air is applied and the compound is sealed. At this time, the command "contact" sounds, and the commander of the fueled aircraft fills the engine with engines and literally jumps forward and takes up the order of refueling. At this time, the front end of the hose enters the end pipe, connects to the receiving device and is sealed. The command "turn on the pump". Fuel begins to flow into the hose and through the open valves on the refueled plane enters the corresponding tanks. Distributes the fuel to the tanks of the second pilot with a special remote.

The most dangerous moments may occur when the wing is superimposed on the hose and when the hose contacts the fueling unit. The slightest delay in giving gas to engines can lead to a cable breakage and possible overlapping of the filling hose around the end of the wing in the aileron region.



Such cases of hinge wing in the jet stream from the engines of the tanker sometimes ended in tragedy. So, only in two air regiments of the Air Force during the development of refueling in the air 15 crews crashed. The strongest stresses when performing refueling in the air are not maintained by everyone, and the doctors had to massively write off the flight personnel of the Tu-16 for health reasons.

On this occasion, a special commission was established to investigate the causes of the disease of the pilots, and found that the psycho-physiological load on the body increases dramatically when refueling: the pulse rate increases to 186 and even 220 beats per minute, with the 76-80 standard, the respiration rate is 64 sigh , against 15-16 in calm conditions. Significantly increased body temperature, began intense perspiration. As a result, one refueling resulted in an average loss of 5% of the pilot’s weight. The man was so exhausting that he often simply remained exhausted, and only the second pilot could come to his aid.

But the tasks facing the Air Force did not allow abandoning flights with refueling. In the second half of the 50's, the US Navy began to show particular activity. Almost every day, American scouts flew along our maritime border, often breaking it. In the northwestern Pacific Ocean, a powerful group of US warships constantly plied. To suppress the activities of the 7 fleet near our shores, a military air base was built in the area of ​​Sovetskaya Gavan, where the Tu-16 air group was stationed. It was equipped with a Tu-16X, equipped with cruise missiles "Comet". A little later, the Tu-16K-10 complex with the K-10 missiles appeared.

Almost every flight to the ocean was accompanied by the interception of Soviet missile-carrier patrol fighters from aircraft carriers. The missile carrier Tu-16K-10 was equipped with a very powerful EH radar that could detect aircraft carriers at a distance of 400 km, so the fleet command sometimes used these machines for reconnaissance in the northwestern Pacific. To do this, the air group was relocated to Kamchatka. The task was set: to reconnoiter the ocean area at a distance of more than 1000 km from the Kuril ridge.

Given the vast expanses of the ocean, the command of the Pacific Fleet attached particular importance to training the crews of the reconnaissance squadron and missile-carrying aircraft to refuel in the air. According to calculations, one passing refueling increased the range of the Tu-16 to 2000 km, and the second, oncoming, added almost 3500 km. The duration of the flight of the Tu-16 with two refueling reached 15 hours.

Electronic reconnaissance equipment allowed the crew to locate an aircraft carrier at a distance of almost one and a half times the target detection range by the aircraft carrier itself, which made the scout descending “under the antenna lobe” of the ship’s radar undetected, and presented an opportunity to suddenly go to the target and photograph it from a low altitude.

Imagine how much trouble there was on an aircraft carrier when the red star Tu-16 flashed over the deck. Here, as A. Beloborodko recalls, is one of the flights: “During the next reconnaissance mission in the northwestern Pacific, we flew with the tanker Tu-163 from the Yelizovo airfield, in Kamchatka. Following a pair of clouds, we refueled and continued to fly at an altitude of 10000 m. When flying in stratified clouds at a distance of more than 1000 km from the coast, the tail protection station suddenly issued a signal that the aircraft from the rear hemisphere was radiated with a fighter radar. I gave the command to the stern shooter to put passive interference from the dipole reflectors. I determined from the tone of the signal siren that the fighter was approaching ... And suddenly the signal of the siren became continuous. This meant that the fighter's radar sight captured our aircraft and its computing unit produces data for launching rockets. The score went in seconds. I gave the command to the production of continuous interference, I "threw" a heavy car in a sharp turn with a decrease. Only such a “pirouette” helped to bring down the fighter’s auto-tracking radar. ”



Needless to say, such flights, given the complexity of air navigation in flight over the ocean and several exhausting refueling stations, and even meetings with "unidentified fighters" were far from easy. Aviation veterans believe that in terms of crew losses, in terms of physical and emotional stress of flight crews, refueling in the air can only be compared with war, while others compared psycho-emotional stress with space flight.

Despite all the complications of the wing-in-flight refueling scheme on the Tu-16, the crews worked hard and with time mastered this most complicated form of combat training. In the Navy, airborne wing refueling was practiced until the decommissioning of the Tu-16.

Sources:
Artemyev A. Yakubovich N. Tupolev Tu-16. From wing to wing. M .: AST, Astrel. 2001. C.80-89.
Butovski P. The development of Soviet means of refueling in the air // Aviation and Time. 1998. No.3. C. 16-20.
Gordon E., Rigmant V. Legendary Tu-16 // Aviation and Time. 2001. No.1. C.11-13.
Beloborodko A. On the Verge of Possible // Wings of the Motherland. 2001. No.11. C. 14-17.
Rigmant V. Tu-16 - plane-era // Wings of the Motherland. 1995. No. 6. C. 5-6.
Rigmant V. Ordered to copy / / Aviation and astronautics. 1996. No.6. C.63-64
Author:
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Barboskin
    Barboskin April 1 2015 06: 42
    +3
    Very interesting and informative article. Thanks to the author.
    1. ICT
      ICT April 1 2015 08: 41
      +5
      even though the article describes the docking and adjustment process in detail, it’s still difficult to visualize it,

      just the question remained how to connect?

      receiving part



      that part of the tanker
      1. zadorin1974
        zadorin1974 April 1 2015 10: 06
        +5
        In the movie "Case in the square 36-80" everything is visually shown. By the way, a film about the crew of a tanker.
  2. Dragon-y
    Dragon-y April 1 2015 08: 19
    +1
    One of my favorite books was "From wing to wing", the author - test pilot Igor Shelest. Among the events described in the book is refueling in the air by this method.
  3. Imperialkolorad
    Imperialkolorad April 1 2015 08: 21
    +2
    I am a small specialist in aviation, but in my opinion the wing-to-wing system is very demanding on pilot training.
  4. xAriy
    xAriy April 1 2015 08: 21
    +1
    Interesting article! There is one Soviet film (I don’t remember the name). There about the crew of such a refueling station. According to the plot of the film, after refueling a bomber, they still had to refuel a rescue plane bound for the accident site of an American submarine. The refueling tanker did not have enough fuel for the return trip and they were forced to board some abandoned airfield. Everything turned out well, everyone is alive :-) So, this film just shows the process of refueling wing to wing.
    1. inkass_98
      inkass_98 April 1 2015 08: 25
      +11
      Quote: xAriy
      There is one Soviet film (I don’t remember the name).

      "Case squared 36-80". Classics of the genre. And this is how it actually happens, not in the movies:

      Very difficult and hard work requiring real skill.
      1. ICT
        ICT April 1 2015 08: 49
        +1
        ...............

        in the evening you have to reconsider, since the docking process is cut off
        1. ICT
          ICT April 1 2015 08: 58
          +1
          somewhere with 15.00 watch jewelry work
      2. Vadim12
        Vadim12 April 2 2015 23: 04
        0
        Finally super! From the first time, only in fairy tales probably happens! wink
  5. Irkutian
    Irkutian April 1 2015 10: 06
    +3
    Technician engineer as always on top.
    1. ICT
      ICT April 1 2015 18: 11
      0
      Quote: Irkutian
      Technician engineer as always on top.

      r surely one of these three
  6. Cheget
    Cheget April 1 2015 17: 57
    +2
    In addition to tankers, a fuel extractor was developed in the USSR. Its task was to select fuel from the enemy, equipped with a fuel receiver neck. under the guise of "his" tanker, he connected with the refueling enemy aircraft and pumped out the rest of the fuel. to identify the potential target of the fuel collector, radio interception of enemy pilots' communications was used, and after determining their coordinates, it was necessary to fly up to the refueled one before the approach of his "native" tanker, take the fuel and escape ... April Fool's joke) Good article, plus from me ...
  7. Vadim12
    Vadim12 April 2 2015 22: 58
    0
    Tu 16 seems to have participated in Afghanistan and Israel. Cool car, even liked the movie!
  8. RUSLAN
    RUSLAN April 5 2015 22: 31
    0
    A little off topic, but the attitude to refueling the T-50

С крыла на крыло

С крыла на крыло


В 1932 году сэр Алан Кобхэм, осведомленный об экспериментах по перекачке топлива в полете в США, решил основать компанию по дозаправке самолётов, преследуя чисто коммерческие цели в гражданской авиации. В СССР первые попытки произвести дозаправку в воздухе относятся к началу 30-х годов прошлого века. С 1933 года по 1935-й инженер А. Запановский и летчик И. Белозеров под руководством инженера-летчика Г. Алтынова проводили опыты дозаправки топливом в полете. Топливо переливали из Р-5 в ТБ-1 и из ТБ-1 — в истребители И-15 и И-16, а также из одного бомбардировщика в другой.

В 1946-1947 годах в 25-й лаборатории ЛИИ рассматривали возможность увеличения дальности полета самолетов с помощью дозаправки. В частности, исследовали системы «пеленг с превышением», «с крыла на крыло» и «штырь — конус». Для отработки механизма сцепки крыльевой системы первоначально использовали Ту-2 и Як-15, а затем и пару Ту-4. Все заправочное оборудование размещали в бомбоотсеках.


С крыла на крыло


Обычно дозаправка топливом в полёте осуществляется парой летательных аппаратов, один из которых отдает топливо и называется заправщиком (танкером), другой летательный аппарат, принимающий топливо, называется заправляемым (самолётом, вертолётом). Наибольшее распространение дозаправка топливом в воздухе получила на боевых и военно-транспортных самолётах, что позволило значительно увеличить дальность и продолжительность полетов летательных аппаратов, особенно это актуально в морской авиации.

Наиболее удачной схемой дозаправки топливом летательных аппаратов в полёте считается схема "штырь — конус" и с помощью телескопической штанги. Каждая система дозаправки имеет свои особенности и включает в себя: агрегаты, устройства, приборы, предназначенные для передачи и приёма топлива, распределения его по бакам, управление процессом заправки и контроля за ним.

При схеме "штырь — конус" самолёт-заправщик выпускает в полёте гибкий шланг с приемным конусом на конце. В носовой части фюзеляжа заправляемого самолета устанавливается телескопическая штанга, которая с помощью сжатого воздуха "выстреливается" и соединяется с приемным устройством приемного конуса. Контактирование осуществляет лётчик заправляемого самолёта.

Заправляемому самолёту необходимо сблизиться снизу и практически в спутной струе подойти к конусу танкера на несколько метров, совместив с ним телескопическую штангу. С приближением к танкеру возмущенный заправляемым самолетом воздух уводит заветный конус от штанги. При этом очень сложно попасть в "яблочко", перемещаясь с минимальным ускорением, иначе промах приведет к столкновению.

С крыла на крыло


Обычно в заправщики переоборудуются транспортные самолёты, а также существует вариант подвесного заправочного агрегата, располагающегося под консолями крыла или на фюзеляже. Подвесными заправочными агрегатами может быть оборудован практически любой однотипный самолёт, что является характерной особенностью и достоинством такой системы. Система дозаправки топливом с подвесными агрегатами обеспечивает перекачку топлива с производительностью 1000-4500 л/мин, а встроенная система заправки — 1500-3000 л/мин.

С крыла на крыло


Система заправки топливом в воздухе типа телескопической штанги обычно устанавливается на тяжелых самолётах-заправщиках. Она использует жёсткую телескопическую штангу длиной до 17 м, шарнирно закрепленную на фюзеляже заправщика. На конце штанги имеются небольшие аэродинамические управляемые поверхности, с помощью которых оператор на заправщике может направлять наконечник штанги на горловину приемника топлива. При такой схеме главную роль играет оператор заправки на танкере, который корректирует положение заправляемого самолёта в строю по радио и с помощью специального сигнального пульта.

При дозаправке заправляемый самолет подходит к танкеру путем догона с принижением и занимает положение строя по меткам на фюзеляже и по специальным огням на заправщике, управляемым оператором. Этап сближения самолётов и выдерживания строя заправки в период контактирования и перекачки топлива для лётчика заправляемого самолёта очень сложен и требует специальной систематической тренировки. При этом скорость перекачки топлива наибольшая и достигает 4000-6000 л/мин. Разновидностью системы заправки "телескопическая штанга" является штанга с коротким 4-метровым шлангом с заправочным конусом на конце. Такая гибридная система немного упрощает выдерживание лётчиком места в строю заправки.

Одной из самых сложных систем дозаправки топливом самолётов в воздухе является "крыльевая схема". Крыльевая дозаправка широко применялась на Ту-4 и Ту-16. Еще в начале 50-х годов вариант системы крыльевой заправки был отработан на бомбардировщике Ту-4. Полученный практический опыт на этом самолёте позволял надеяться и на успешное оснащение ей и реактивного бомбардировщика Ту-16. При этом скорость перекачки доходила до 2000 л/мин. Один опытный Ту-16З переоборудовали для дозаправки по такой же схеме истребителей МиГ-19, но испытания показали нецелесообразность ее применения.

Пожалуй, главным достоинством крыльевой схемы дозаправки топливом в воздухе, является небольшой вес такого оборудования, и установка заправочного узла заподлицо на законцовке консоли крыла, что не ухудшает аэродинамику самолёта.

На Ту-16З гибкий шланг длиной 38 м с тросом и лебедку разместили в техническом отсеке и носовой части крыла. Ту-16З отличался от серийного бомбардировщика Ту-16 короткой трубой, установленной на законцовке правой консоли крыла. Заправщик мог отдать в полете до 20 т топлива. Танкер Ту-16З был принят на вооружение в 1957 году, и в общей сложности в заправщики было переоборудовано 114 бомбардировщиков Ту-16, а в заправляемые Ту-16ЗА — 571 машина различных модификаций. В Военно-морском флоте почти все эксплуатируемые самолёты этого типа были оборудованы системой дозаправки топливом в полёте.

С крыла на крыло


В 60-х годах на вооружение поступил танкер Ту-16Н, оборудованный системой «конус-шланг» для дозаправки сверхзвуковых Ту-22. Эту систему полностью заимствовали с самолёта Мясищева ЗМС, уменьшился лишь объем перекачиваемого топлива. Впоследствии заправщик Ту-16Н был доработан и получил обозначение Ту-16НН. Кроме доработки заправочного оборудования, на самолёте установили аппаратуру радиовстречи, значительно упрощающую сближение самолетов в воздухе. Такой аппаратурой были оборудованы все заправляемые самолёты Ту-16 в ВМФ.

Во второй половине 50-х годов на одном из серийных Ту-16 была установлена аппаратура по дозаправке топливом в воздухе по системе "конус — штанга", но уже в качестве заправляемого самолёта. Несмотря на успешные испытания, дорабатывать строевые Ту-16 не стали. Машина использовалась для отработки системы дозаправки ракетоносцев Ту-95КД и Ту-22КД.

Очень важно было увеличить дальность полётов Ту-16 различных модификаций в авиации ВМФ, летавших в основном по маршрутам над океаном. Крыльевая дозаправка самолётов топливом является очень сложным видом лётной подготовки, её могли освоить только лётчики с отличной техникой пилотирования.

Полёт на дозаправку топливом в воздухе состоит из нескольких этапов: встреча с самолётом-заправщиком, маневр на сближение, занятие исходного положения для сцепки, контактирование с заправочным шлангом, выход в строй заправки и полёт в строю заправки, расцеп в конце дозаправки. Встреча на маршруте с самолётом-заправщиком может осуществляться на попутных, встречных и пересекающихся курсах, что требует особых методов расчета и осуществляется с помощью визуального наблюдения и радиотехнических средств самолёта.

Лётчику заправляемого самолёта вначале необходимо так уравнять скорость с танкером, чтобы законцовка заправочного шланга "остановилась" в воздухе, поскольку остальную часть шланга и консоль крыла своего самолёта он не видит. Затем, создавая периодически небольшой левый крен, начинается сближение со шлангом. Особая сложность выполнения этого маневра заключается в том, что над морем на высоте небо и вода сливаются в одно голубое марево. Поэтому без видимых ориентиров очень трудно определить скорость сближения и расстояние до шланга, тем более, что на высоте машина становится инертной и надо очень точно рассчитывать движение штурвалом и управление двигателями. Приближаясь к шлангу с превышением в 2 м, крыло самолёта попадает в концевой вихрь от крыла заправщика, и самолёт выталкивается из этой струи.

За всеми маневрами наблюдает командир огневых установок, находящийся в задней кабине заправляемого самолёта, и подает необходимые команды. Когда левая консоль крыла окажется с превышением на 2 м и продвинута до 6 м левее над шлангом, по команде командира огневых установок начинается "продавливание" шланга крылом вниз и небольшой маневр на уход вправо. При этом шланг скользит по нижней кромке крыла и попадает в своеобразный захват заправочного узла на конце консоли крыла.

В это же время на заправщике включается лебедка, и шланг подтягивается к концевой трубе. По белым меткам на шланге командир огневых установок докладывает командиру, сколько метров осталось до контакта концевого наконечника с захватом заправочного узла.

В момент, когда задний металлический наконечник достигнет захвата, включается микровыключатель, из заправочного узла выскакивает патрубок и соединяется с наконечником шланга. Подается воздух и соединение герметизируется. В это время звучит команда "контакт", и командир заправляемого самолёта дает полный газ двигателям и буквально прыжком выходит вперед и занимает строй заправки. В это время передний наконечник шланга входит в концевую трубу, соединяется с приёмным устройством и герметизируется. Подается команда "включить насосы". Топливо начинает поступать в шланг и по открытым клапанам на заправляемом самолёте поступает в соответствующие баки. Распределяет топливо по бакам второй летчик со специального пульта.

Наиболее опасные моменты могут возникнуть при накладывании крыла на шланг и при контакте шланга с заправочным узлом. Малейшее запаздывание с дачей газа двигателям может привести к обрыву троса и возможному захлестыванию заправочного шланга вокруг конца крыла в районе элерона.

С крыла на крыло


Такие случаи попадания консоли крыла в реактивную струю от двигателей танкера иногда заканчивались трагически. Так, только в двух авиаполках ВВС при освоении дозаправки топливом в воздухе разбилось 15 экипажей. Сильнейшие стрессы при выполнении дозаправки в воздухе выдерживают не все, и медикам приходилось массово списывать лётный состав Ту-16 по состоянию здоровья.

По этому поводу была создана специальная комиссия, исследовавшая причины заболевания лётчиков, и выяснила, что при выполнении дозаправки психофизиологическая нагрузка на организм резко возрастает: частота пульса увеличивается до 186 и даже 220 ударов в минуту, при норме 76-80, частота дыхания — 64 вздоха, против 15-16 в спокойных условиях. Значительно повышалась температура тела, начиналось интенсивное потовыделение. В итоге одна дозаправка приводила к потере в среднем 5% веса лётчика. Человек так выматывался, что часто просто оставался без сил, и тут только второй лётчик мог прийти ему на помощь.

Но задачи стоящие перед ВВС не позволяли отказаться от полетов с дозаправкой. Во второй половине 50-х годов, ВМС США стали проявлять особую активность. Почти каждый день американские разведчики летали вдоль нашей морской границы, нередко нарушая ее. В северо-западном районе Тихого океана постоянно курсировала мощная группировка военных кораблей США. Для пресечения деятельности 7-го флота у наших берегов построили военно-воздушную базу в районе Советской Гавани, где разместилась авиагруппа Ту-16. Укомплектован он был Ту-16КС, оснащенных крылатыми ракетами "Комета". Чуть позже появился комплекс Ту-16К-10 с ракетами К-10.

Почти каждый полет в океан сопровождался перехватом советских ракетоносцев патрульными истребителями с авианосцев. Ракетоносец Ту-16К-10 оснащался очень мощной радиолокационной станцией ЕН, позволявшей обнаруживать авианосцы на удалении до 400 км, поэтому командование флота иногда использовало эти машины в целях разведки в северо-западной части Тихого океана. Для этого авиагруппу перебазировали на Камчатку. Была поставлена задача: разведать акваторию океана на удалении более 1000 км от Курильской гряды.

Учитывая огромные пространства над океаном, командование Тихоокеанского флота придавало особое значение подготовке экипажей разведывательной эскадрильи и ракетоносной авиации дозаправке топливом в воздухе. По расчетам, одна попутная дозаправка увеличивала дальность Ту-16 на 2000 км, а вторая, встречная, добавляла еще почти 3500 км. Продолжительность же полета Ту-16 с двумя дозаправками доходила до 15 часов.

Аппаратура радиотехнической разведки позволяла экипажу обнаруживать авианосец на удалении, почти в полтора раза превышавшем дальность обнаружения целей самим авианосцем, что делало разведчик, снижавшийся "под лепестком антенны " РЛС корабля незамеченным, и представляло возможность внезапно выходить на цель и фотографировать ее с малой высоты.

Представляете, какой бывал переполох на авианосце, когда над палубой проносился краснозвездный Ту-16. Вот, как вспоминает А. Белобородько один из полетов: «При очередном задании на разведку северо-западной части Тихого океана мы взлетели с заправщиком Ту-16З с аэродрома Елизово, на Камчатке. Следуя в паре над облаками, мы дозаправились топливом и продолжали полет на высоте 10000 м. При полете в слоистых облаках на удалении более 1000 км от побережья, станция защиты хвоста вдруг выдала сигнал, что самолет с задней полусферы облучается РЛС истребителя. Я дал команду кормовому стрелку поставить пассивные помехи из дипольных отражателей. По тону сигнальной сирены я определил, что истребитель приближается... И вдруг сигнал сирены стал непрерывным. Это значило, что радиолокационный прицел истребителя захватил наш самолет и его вычислительный блок вырабатывает данные для пуска ракет. Счет пошел на секунды. Дал команду на постановку непрерывных помех я "бросил " тяжелую машину в крутой разворот со снижением. Только такой "пируэт" помог сбить автосопровождение РЛС истребителя».

С крыла на крыло


Излишне говорить о том, что подобные полеты, если учитывать сложности аэронавигации в полете над океаном и нескольких изматывающих дозаправок, да еще и встреч с "неопознанными истребителями " были далеко не из легких. Ветераны авиации считают, что по уровню потерь экипажей, по физическому и эмоциональному напряжению лётного состава дозаправку топливом в воздухе можно сравнить только с войной, а другие сравнивали по психоэмоциональному напряжению с полетом в космос.

Несмотря на все сложности крыльевой схемы дозаправки топливом в полете на Ту-16, экипажи много и упорно трудились и со временем освоили этот сложнейший вид боевой подготовки. В авиации Военно-морского флота крыльевая дозаправка топливом в воздухе практиковалась вплоть до списания с вооружения Ту-16.

Источники:
Артемьев А. Якубович Н. Туполев Ту-16. С крыла на крыло. М.: АСТ, Астрель. 2001. С.80-89.
Бутовски П. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и Время. 1998. №3. С. 16-20.
Гордон Е., Ригмант В. Легендарный Ту-16 // Авиация и время. 2001. №1. С.11-13.
Белобородько А. На грани возможного // Крылья Родины. 2001. №11. С. 14-17.
Ригмант В. Ту-16 — самолёт-эпоха // Крылья Родины. 1995. № 6. С. 5-6.
Ригмант В. Приказано скопировать // Авиация и космонавтика. 1996. №6. С.63-64
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Барбоскин 1 апреля 2015 06:42
    Очень интересная и познавательная статья. Автору спасибо.
    1. TIT 1 апреля 2015 08:41
      хоть в статье процесс стыковки и дозоправки описан подробно , всё равно его трудно представить визуально ,

      просто вопрос остался как соединялись ?

      приёмная часть



      та часть заправщика
      TIT
      1. zadorin1974 1 апреля 2015 10:06
        В к/ф"Случай в квадрате 36-80"все визуально показано.Кстати фильм про экипаж танкера.
  2. Dragon-y 1 апреля 2015 08:19
    Одна из любимых книг была "С крыла на крыло", автор - летчик-испытатель Игорь Шелест. Среди описываемых в книге событий - как раз заправка в воздухе данным методом.
  3. ImperialKolorad 1 апреля 2015 08:21
    Я небольшой специалист в авиации, но по-моему система с крыла на крыло очень требовательна к обученности пилота.
  4. xAriy 1 апреля 2015 08:21
    Интереснавя статья! Есть один советский фильм (вот не помню названия). Там про экипаж такого вот дозаправщика. По сюжету фильма после заправки бомбардировщика им еще пришлось дозаправить спасательный самолет, направляющийся к месту аварии американской подлодки. На обратный путь дозаправщику топлива не хватило и они были вынуждены садиться на какой-то заброшенный аэродром. Все сложилось удачно, все живы :-) Так вот, в этом фильме как раз и показан процесс заправки крыло в крыло.
    1. inkass_98 1 апреля 2015 08:25
      Цитата: xAriy
      Есть один советский фильм (вот не помню названия).

      "Случай в квадрате 36-80". Классика жанра. А вот так это происходит на самом деле, не в кино:

      Очень сложная и тяжелая работа, требующая настоящего мастерства.
      1. TIT 1 апреля 2015 08:49
        ...............

        вечером придётся пересмотреть , так как процесс стыковки обрезан
        TIT
        1. TIT 1 апреля 2015 08:58
          гдето с 15.00 смотреть ювелирная работа
          TIT
      2. Vadim12 2 апреля 2015 23:04
        Ваще суперско! С первого раза только в сказках наверное, бывает! wink
  5. Иркутянин 1 апреля 2015 10:06
    Инженер-технарь как всегда на высоте.
    1. TIT 1 апреля 2015 18:11
      Цитата: Иркутянин
      Инженер-технарь как всегда на высоте.

      r наверняка один из этих из троих
      TIT
  6. Чегет 1 апреля 2015 17:57
    помимо заправщиков в ссср был разработан топливоотборщик. В его задачу входил отбор топлива у противника, оборудованного горловиной приемника топлива. под видом "своего" танкера он соединялся с заправляемым самолетом противника и откачивал остаток топлива. для выявления потенциальной цели топливоотборщика использовался радиоперехват переговоров вражеских пилотов и после определения их координатов необходимо было подлететь к заправляемому до подхода его "родного" заправщика, забрать топливо и смыться... Первоапрельская шутка) Хорошая статья, от меня плюс...
  7. Vadim12 2 апреля 2015 22:58
    Ту 16 вроде поучаствовал и в Афгане и Израилю попадало. Классная машина, еще в кино понравилась!
  8. RUSЛАН 5 апреля 2015 22:31
    Немного не в тему,но отношение к дозаправке Т-50

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня