ИЛьюшин 976 СКИП в небе

6
25 марта 1971 года, 44 года назад, совершил свой первый полёт один из самых легендарныx и по-настоящему массовых военно-транспортных самолетов ОКБ "Ил" - Ил-76. Эти прекрасные машины до сих пор в небе. Число модификаций базовой модели давно перевалило за полтора десятка. И вот сегодня, в этот знаковый день, было настоящим подарком увидеть в ЛИИ одну из редких модификаций 76-го - "Изделие 976", увидеть его живым и летающим!

Изделие 976 - самолётный командно-измерительный пункт (СКИП) построенный на основе самолёта Ил-76МД ...



С базового Ил-76 у самолета сохранены обе входные двери, грузовой люк, стандартные обтекатели основного шасси, остекление штурманской кабины и кабина стрелка. Вместо хвостовой турели установлен радар обзора задней полусферы в солидном полусферическом обтекателе, а штатный радар наведения пушек снят. Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые большим обтекателем, а на концах крыла - массивные цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн. Антенн вообще очень много, в различных местах и исполнениях. Грузовая кабина битком набита КЗА - вдоль бортов едва можно протиснуться, часть аппаратуры смонтирована даже на грузовой рампе ...



Эту машину иногда путают с самолетом А-50, потому что она тоже "с грибом": на ней установлен тот же радар кругового обзора "Шмель" с характерной вращающейся антенной в огромном дискообразном обтекателе на двух пилонах за крылом. (По этой причине в ЛИИ самолет прозвали "поганкой".) Но если приглядеться, у этих двух машин больше различий, чем сходства ...



Несмотря на военное (пусть даже испытательное) назначение, самолеты имеют аэрофлотовскую раскраску и гражданские номера СССР-76452 по СССР-76456. Правда, на борте вместо привычной надписи "Ил-7бМД" написано "976". Название объясняется тем, что образцы военной техники и вооружения у нас именуются "изделиями", а этот самолет получил обозначение "изделие 976"...



Основное предназначение этой машины - обеспечение лётных испытаний пилотируемых, беспилотных и космических объектов на протяжённых необорудованных трассах в любых географических районах нашей страны и за рубежом. Применение СКИП при лётных испытаниях даёт возможность исключить строительство, оснащение и эксплуатацию стационарных информационно-измерительных пунктов. С его борта ведется радиолокационное наблюдение за ракетой и запись данных телеметрии на магнитную ленту для последующей расшифровки, а в случае отклонения ракеты от курса или возникновения неисправностей дается команда на ее подрыв. В частности, самолеты "976" участвовали в испытаниях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500.

Основные функции: дистанционный контроль состояния испытываемых летательных аппаратов, их агрегатов и систем по каналам телеметрии; контроль траекторий полёта испытываемых ЛА; командное радиоуправление; сбор, обработка и отображение телеметрической и траекторной информации на борту СКИП в реальном времени; трансляция и ретрансляция полученной и обработанной на борту СКИП информации по каналам спутниковой связи.



В состав оборудования СКИП входят:
радиотелеметрическая система;
система траекторных измерений;
система командного радиоуправления;
бортовая система обработки и отображения информации;
система трансляции и ретрансляции информации;
система единого времени.



В 2004 году в летно-исследовательском институте им. М.М. Громова на базе самолетного командно-измерительного пункта (СКИП) "976" 76456 создана и прошла испытания новая летающая лаборатория (ЛЛ) для летных испытаний новых двигателей инозаказчика. В результате переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена специальная гондола для опытных двигателей. После завершения испытаний ЛЛ 76456 в ЛИИ борт был передан заказчику - Китайскому летно-испытательному центру CFTE.

Борт 76455, который сегодня радовал нас в небе, был построен на заводе в Ташкенте и свой первый полёт совершил в 1987 году ...



В настоящее время три из построенных 976-x уже списаны. Свертывание программ создания новых вооружений привело к упадку и в этой тематике. Потенциально остается возможность применения этих уникальных самолетов в каких-то новых сферах. Борт 76453 (1986 года выпуска) находится на хранении на территории ЛИИ ... (по материалам http://www.airwar.ru/)



Жизнь легендарных Ильюшинских машин продолжается и сегодня. Новые модификации и модернизации, которые регулярно выполняются специалистами КБ "Ильюшин", позволяют этим красавцам и в настоящее время выполнять множество уникальных задач, используя заложенные ещё 44 года назад, технические возможности и прочность конструкции.
Чистого вам неба и мягких посадок 76-е!)

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    31 марта 2015 05:29
    Чтобы количество посадок равнялось количеству взлетов! Хорошая машина, как никак основа нашей ВТА.
  2. +4
    31 марта 2015 06:14
    восстанавливать и модернизировать. этим комплексам жить да жить , да служит родине.
    Все таки гос.управления и регулирование в области ВПК должно быть за Армией и Государством
  3. +2
    31 марта 2015 06:49
    могли бы и освежить краску. а то понабегут тут и будут орать: " у вас ржавые ведра летают, куда вам до самой исключительной страны в мире".
    1. +3
      31 марта 2015 07:25
      Цитата: Russ_Dry
      " у вас ржавые ведра летают

      Обшивка не ржавеет, не будут орать. А подновить красочку не мешало бы, только и это недешево.
      По теме: замечательная машина, надо модернизировать и использовать дальше по назначению.
      1. +2
        31 марта 2015 15:06
        Ну, ржавеет, при определенных условиях. На Кубе, например, до дыр ржавеет. В Таганроге, корпус А-40, стоит на ресурсных, натурных...
  4. 0
    31 марта 2015 11:06
    Уважаемые,опять у Китая и деньги есть и самое главное область примирения,да не ужели мы такие без хозяйственные и не видим своих приимуществ перед и всеми этими западными ,азиатскими моделями развития

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»