Триединая машина

БМП должны быть унифицированы с танками

Триединая машина


Вторая мировая война показала, что танкам без пехоты плохо и пехоте без танков не сладко. А совместить их трудно из-за очень разной скорости передвижения. Танк даже по пересечённой местности движется со скоростью 30—40 км/ч, а солдат даже по хорошей дороге идёт не быстрее 6 км/ч, да и то недолго.


В итоге глубокие танковые прорывы (и немецкие, и советские) часто теряли свою эффективность из-за отрыва от пехоты. Ведь именно пехота должна захватывать территорию, защищать тылы и фланги танковых группировок. А танки без пехоты, оторвавшись слишком далеко, могли сами себя загнать в окружение.

Для немцев этот фактор сыграл, возможно, фатальную роль. Отставание пехоты, которая к тому же была занята ликвидацией окружённых группировок РККА, тормозило летом 1941 года немецкие танковые прорывы не меньше, чем сопротивление советских войск. В итоге вермахт приехал сначала в осень, а затем в зиму. И, соответственно, в затяжную войну, в которой у Германии шансов не было.

Уже тогда стало ясно, что пехоте надо придать мобильность. Грузовики проблемы не решали. Они могли двигаться только по дорогам и только в своём тылу. На поле боя грузовик мог прожить в лучшем случае несколько минут.

Триединая машина


Уже тогда, в начале Второй мировой, немцы додумались до первых бронетранспортёров (БТР). Однако это было чисто паллиативным решением. БТР были полугусеничными, то есть их проходимость была выше, чем у грузовиков, но гораздо ниже, чем у танков. И уровень защищённости этих машин был не намного выше, чем у грузовиков.

После Второй мировой над средствами механизации пехоты задумались всерьёз. Стало ясно, что без них глубокие наступательные операции невозможны. Кроме того, появление ядерного оружия ставило вопрос о защите пехоты от его поражающих факторов.

В конце концов естественным образом родилась концепция полностью закрытой бронированной машины с мощным вооружением. Она должна была не просто подвозить пехоту к полю боя, но наступать в одних боевых порядках с танками, имея одинаковую с ними скорость и проходимость. Огнем бортового оружия она могла поражать легкобронированные цели и вражескую пехоту, а теоретически — и танки противника. Находящиеся внутри машины пехотинцы могли вести огонь изнутри через бойницы в корпусе. Называлось это чудо боевой машиной пехоты (БМП).

Триединая машина


Основоположником этого класса вооружений стал СССР, где БМП-1 была принята на вооружение в 1966 году. Второй стала ФРГ, где лучше всех на Западе понимали, что такое глубокие танковые прорывы. Там в 1969 году в войска пошла БМП «Мардер». Затем появилась французская АМХ-10Р, потом присоединились англосаксы (американская «Брэдли» и английская «Уорриор»).

Одновременно происходило насыщение сухопутных войск индивидуальным противотанковым оружием — противотанковыми военными комплексами (ПТРК) и ручными противотанковыми гранатомётами (РПГ). Они очень хорошо себя проявили во время октябрьской войны 1973 года, во время которой доселе непобедимые израильтяне понесли огромные потери в танках. Стало ясно, что теперь танки без пехоты жить не могут, пехота должна зачищать местность от вражеской пехоты с ПТРК и РПГ. И роль БМП резко возрастала. При этом, однако, выяснилась неприятная вещь — выживаемость БМП на поле боя стремится к нулю. Почти как у грузовиков времён Второй мировой.

Например, нашу замечательную БМП-1 можно было прострелить в борт или корму из обычного АКМ. Не говоря уж о крупнокалиберном пулемёте. А попадание кумулятивного снаряда из ПТРК или РПГ производило такой эффект, что в войсках родилась новая расшифровка аббревиатуры БМП — «братская могила пехоты». В Афганистане это было подтверждено печальной практикой. Там же выяснилось, что абсолютно бесполезным является и вооружение БМП-1 — короткоствольная 73-миллиметровая пушка. Никакой современный танк она не пробивает, а уж в горах против партизан её эффективность вообще нулевая.

Триединая машина


На базе БМП-1 специально для Афганистана была сделана БМП-2 с 30-миллиметровой пушкой, способной стрелять почти вертикально вверх. В горах это было чрезвычайно полезно. Более того, парадоксальным образом эта пушка была более эффективна и против танков. Она хоть и не пробивала броню, зато сметала всё навесное оборудование, делая танк слепым.

Впрочем, важнейший вопрос решён так и не был. Если машина в бою должна действовать вместе с танками, то и защищена она должна быть так же, как танк. Более того, даже для противопартизанских войн защищённость БМП стала неадекватной. Военные действия в Чечне окончательно сняли сомнения в том, что нынешняя концепция БМП себя исчерпала. Никому из пехотинцев не придёт в голову залезть внутрь машины, хотя она вроде бы создана как раз для того, чтобы защитить людей бронёй. На машине едут «верхом», только в таком варианте есть шанс выжить в случае подрыва на мине или попадания снаряда. При нахождении внутри шансов никаких.

Всё сказанное относится и к западным БМП. Они защищены лучше, чем наши («Брэдли» и «Уорриор» выдерживают попадание в лоб 30-миллиметрового снаряда), но ненамного. Однако сильно напрягаться по этому поводу западники не собираются. Европейцы не будут воевать даже против действительно сильных партизанских формирований, а уж классическая война для них исключена полностью. Англосаксы надеются на своё подавляющее превосходство в воздухе, исключающее крупномасштабные танковые сражения. Для противопартизанских войн они обойдутся паллиативными мерами типа активной брони или бортовых экранов.

Не то на Ближнем Востоке: там вероятность крупномасштабной классической войны остаётся всегда. Именно здесь родилась мысль о том, что БМП надо делать на базе танков. Разумеется, родилась она в Израиле, где есть великолепная армия, многократно громившая гораздо более многочисленных противников. Причём в этой стране, где в армию призывают даже женщин, «сбережению народа» придаётся приоритетное значение.

Израиль входит в тройку стран (вместе с Германией и Россией), где лучше всего развиты теория и практика танковых операций. При этом здесь главным качеством танка всегда считалась защищённость (во всех других странах — огневая мощь). Именно по такой концепции делали «Меркаву».

Триединая машина


И в этом танке появились некоторые элементы БМП. В нём имеется кормовая ниша, в которую можно запихнуть либо дополнительный боекомплект, либо до 4 пехотинцев. В первую очередь, правда, речь идёт об эвакуации таким способом раненых, тем не менее можно перевозить и здоровых, и вооружённых. Правда, им там не очень удобно, но и наши БМП, созданные вроде бы специально для пехотинцев, комфортом тоже, мягко говоря, не отличаются.

Затем на базе устаревшего английского танка «Центурион» (местное название — «Нагмашот») израильтяне сделали инженерную машину «Пума» для подвоза сапёров к месту «работы». И, наконец, появилась первая БМП на базе танка. Впрочем, из-за отсутствия пушечного вооружения её называют БТРом, но это в общем игра в термины.

Триединая машина


БМП «Ахзарит» была создана на базе советских танков Т-54 и Т-55, которые ЦАХАЛ захватила у арабов огромное количество (особенно у египтян в 1967 году). Её экипаж — 3 человека, десант — 7 человек. Масса — 44 т, что на 16 т больше, чем у Т-54 без башни. Это объясняется значительным усилением бронирования. На «Ахзарит» поставлен американский дизель (вместо советского), благодаря этому появился проход в корме с правого борта. Через него десант и покидает машину. Вооружение: 4 пулемёта (7,62 мм), из них 3 на турелях над люками десантников, один — автоматический с управлением изнутри БМП.

Триединая машина


Понятно, что «Ахзарит» является паллиативным решением, поскольку число Т-54/55 у Израиля ограничено, они сильно устарели, вместимость их низкая. Поэтому решением окончательным и естественным станет полная унификация танка и БМП. На вооружение ЦАХАЛ начинает поступать БМП «Намер», созданная на базе танка «Меркава-1». Его масса — 60 т, экипаж — 3 человека, десант — 8—9 человек.


Арабским ответом израильтянам стала БМП «Тимсах», созданная в Иордании на базе вышеупомянутого «Центуриона». Её масса — 47 т, экипаж — 3 человека, десант — 10, машина вооружена пушкой (20 мм) и спаренным с ней пулемётом (7,62 мм).

Помимо Ближнего Востока, БМП на базе танков стали создавать на постсоветском пространстве. Что опять же естественно: для нас, в отличие от Европы, возможность крупномасштабной классической войны отнюдь не равна нулю.

Триединая машина


«Русским „Ахзаритом“ стал БТР-Т, созданный в Омске на базе того же Т-55. Его масса — 38,5 т, экипаж — 2 человека, десант — 5 человек. Возможна установка разнообразного вооружения: пушка (30 мм) или пулемёт (12,7 мм), с ними могут быть спарены 2 ПТРК „Конкурс“ либо автоматический противопехотный гранатомёт АГС-17. Машина не вышла из состояния опытного образца, ибо Т-55 слишком стар. Соответственно, машины на его базе особых перспектив не имеют.

Триединая машина


Зато перспективы может иметь украинская БТМП-84 — танк Т-84 (украинский вариант Т-80), превращённый в БМП. Основное вооружение (125-миллиметровая пушка) на ней сохранено, лишь боекомплект сокращён до 36 снарядов. Корпус удлинён для размещения 5 пехотинцев со специальным выходом в задней части. Масса — 50 т. Сложно сказать, для каких войн это может понадобиться самой Украине (неужели для похода на Москву?), но на Ближнем Востоке она может найти покупателей.

Триединая машина


На нижнетагильском „Уралвагонзаводе“ на базе Т-72 была создана не имеющая аналогов в мире боевая машина поддержки танков — БМПТ. Её экипаж — 5 человек, масса — 47 т. Машина обладает мощнейшим вооружением — спаренная 30-миллиметровая пушка, пулемёт (7,62 мм), 2 гранатомёта АГ-17, 4 ПТРК „Атака“ (кроме бронированных наземных целей им можно стрелять и по низколетящим вертолётам). Минобороны РФ недавно окончательно отказалось принимать машину на вооружение, но это отдельная история, не имеющая отношения к военным технологиям.

Речи о БМПТ, строго говоря, здесь идти не должно, поскольку она не является БМП и не предназначена для перевозки пехоты. Она должна заменить БМП в том смысле, что назначение этой машины — в уничтожении пехоты и легкобронированных целей на поле боя, то есть прикрытие танков, которым сейчас должна заниматься пехота. Но совершенно очевидно, что в ней, как и в украинской БТМП-84 и израильских машинах, есть глубокая „сермяжная правда“.

По-видимому, необходимо создавать единую тяжёлую машину, которая могла бы быть одновременно танком, БМП (которая была бы и машиной поддержки танков) и зенитным ракетно-пушечным комплексом (ЗРПК). Шасси изначально должно быть рассчитано и на размещение экипажа, и на перевозку десанта (5—7 человек), при этом десантное отделение может использоваться для размещения дополнительного боезапаса.

Вооружение этой «триединой машины» должно быть модульным, дистанционно управляемым изнутри корпуса. В случае установки тяжёлого орудия и спаренного с ним пулемёта получается танк. В варианте БМП модуль вооружения может быть примерно таким, как на вышеупомянутой уральской БМПТ. А если с этого модуля снять гранатомёты, ПТРК заменить на зенитные управляемые ракеты (ЗУР) и установить радиолокационную станцию (РЛС), получится ЗРПК.

На шасси танка необходимо сделать и тяжёлую реактивную систему залпового огня (РСЗО). Наша страна имеет отличные традиции в создании этих систем, а они для нас будут крайне важны на востоке страны. Опыт Даманского очень хорошо это продемонстрировал. РСЗО должны иметь повышенную проходимость, что очень актуально в Сибири и на Дальнем Востоке, и повышенную защищённость, что не менее актуально в войне против многократно численно превосходящего противника, который может оказываться в тылу наших войск. Поэтому и необходимо танковое шасси. Кстати, сами китайцы значительную часть своих РСЗО ставят на гусеничное шасси. Собственно, и у нас уже есть огнемётная РСЗО «Буратино» на шасси Т-72.

Триединая машина


Что касается нынешних БМП, БМД и БТР, то их, видимо, целесообразно оставить только в десантных частях (ВДВ и морской пехоте), где транспортабельность техники и способность плавать важнее броневой защиты, а также во внутренних войсках.
Автор: Александр Храмчихин
Первоисточник: http://www.chaskor.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.chaskor.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня