Жало Скорпиона. Перспективные французские машины


Две новых машины программы Scorpion, Gtiffon (слева) и Jaguar (справа), позволят реализовать полное взаимодействие внутри оперативной группы. Позднее к ним присоединятся легкая бронированная машина и модернизированный танк Leclerc

Пятница 5 декабря 2014 года стала поворотным пунктом для программы французской армии Scorpion. В этот день министр обороны Жан-Ив Ледриан передал директорам трех компаний Nexter Systems, Renault Trucks Defense и Thales, образовавших промышленной консорциум Scorpion, контракт на машины EBMR (Engin Blinde Multi-Roles – многоцелевая бронированная машина).


Контракт стоимостью 752 миллиона евро включает разработку, производство и поддержку двух типов машин, попадающих в категорию EBMR, и которые до настоящего времени были известны под обозначением VBMR (Vehicule Blinde Multi-Role, многоцелевая бронированная машина) и EBRC (Engin Blinde de Reconnaissance et de Combat, боевая разведывательная бронированная машина). На церемонии было объявлено об именах, которые присвоила французская армия этим двум машинам, соответственно Griffon и Jaguar.

Программа Scorpion включает в себя гораздо больше, чем просто разработку двух новых машин. Основная идея заключается в завязывании в единую сетевую структуру всех платформ и боевых подразделений оперативной группировки с целью повышения ее боевых возможностей. Обмен информацией в реальном времени позволит сократить время с момента обнаружения угрозы до ее нейтрализации.

Нынешние машины оперативной группировки французской армии включают бронетранспортер VAB 4x4, боевую машину пехоты VBCI 8x8, вооруженную 25-мм пушкой, бронеавтомобиль AMX-10 RC 6x6 с 105-мм пушкой, бронеавтомобиль ERC Sagaie 6x6 с 90-мм пушкой и основной боевой танк Leclerc, вооруженный 120-м гладкоствольной пушкой. Только часть этих платформ была модернизирована за счет интеграции цифровых систем оперативного управления, некоторые же машины были модернизированы и доработаны в связи с неотложными требованиями, нацеленными на повышение живучести и боевой эффективности в Афганистане. Более современной моделью является бронетранспортер VBCI, поставки которого до сих пор ведутся. Что касается устаревших платформ, то VAB будет заменен бронетранспортером Griffon, тогда как два бронеавтомобиля, а также VAB Mephisto (с установленными ракетами Hot) будут заменены Jaguar.

Разделение работ и сфер деятельности между тремя компаниями определены следующим образом: Nexter возглавляет консорциум и отвечает за разработку и производство машин. Сюда входят корпус, решения баллистической защиты, защита от оружия массового поражения и внутренняя компоновка VBMR и EBRC, а также электроника управления системами вооружения. Компания Renault Trucks Defense отвечает за разработку и производство всех компонентов, обеспечивающих мобильность, например, силовой блок с трансмиссией, приводы, подвеска, рулевое управление, тормоза и колеса в сборе. Кроме того, в зону ее ответственности входят системы выработки энергии, оборудование для тестирования и вспомогательные силовые установки. Компания Thales конечно же отвечает за подсистемы ветроники (электроника транспортных средств – собирательный термин в зарубежной военной литературе, в отечественной практике – бортовые информационно-управляющие системы), за разработку и изготовление общих решений ветроники, средства связи, системы внешнего наблюдения, комплексы самозащиты и навигационные системы, оптронику, поставляемую компанией Optrolead (совместное предприятие Sagem и Thales), тогда как сама Sagem разрабатывает навигационную систему.

Сетевая архитектура также поддерживает более широкое оцифровывание платформ и сетецентрические операции. Объединенная группа по проектированию осуществляет руководство всем проектом и определяет сферы ответственности в проекте Griffon для трех компаний. Nexter отвечает за конечную сборку подсистем и общее проектирование перспективной машины Jaguar. Компания Renault будет отвечать за материально-техническое обеспечение, а также координацию деятельности трех компаний, поставляющих запасные части французской армии по соглашению, основанному на принципе гарантированного поддержания боеготовности.

В рамках Этапа 1 программы Scorpion (2014-2025) предусматривается производство 780 машин Griffon и 110 машин Jaguar. Обе модели имеют колесную формулу 6x6, но, однако, унифицированность шасси сводится только к колесам; на машинах будут стоять двигатели Volvo/RTD, но с разной номинальной мощностью. В то время как боевые массы новых проектов почти одинаковы, 24,5 тонны для Griffon и 25 тонн для Jaguar, мощность двигателя первой машины будет 400 л.с. и второй машины – 490 л.с. Обе машины будут оснащены мостами, поставляемыми компанией Texelis, которая также изготавливает мосты для бронетранспортера VBCI, и будут иметь независимую подвеску со сдвоенным поперечным рычагами. Машина Jaguar, впрочем, может быть оснащена полуактивной подвеской, позволяющей управлять горизонтальным положением корпуса и дорожным просветом. Обе машины имеют рулевое управление передних колес, но конструкторы рассматривают возможность реализации противонаправленного рулевого управления на третьем мосту для Jaguar с целью уменьшения радиуса поворота на малых скоростях. Обе машины будут иметь алюминиевый корпус, поскольку он предлагает лучшее соотношение «масса-защита» в сочетании с дополнительной защитой и служит оптимальной базой для дополнительных комплектов защиты, предназначенных для отражения различных угроз, например, пули и снаряды, мины и направленные фугасы. Защита корпуса, соответствующая STANAG 4569 Уровень 4, обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия, 14,5x114 мм бронебойных пуль и осколков 155-мм снарядов на дистанции 30 метров, а также позволяет выдержать подрыв под колесом мины массой 10 кг. Конструкция корпуса также оптимизирована под проведение будущих модернизаций, которые позволят оставить эти машины на вооружении передовых подразделений в течение следующих 30 лет.


Начиная с 2018 года бронетранспортер VAB, стоящий на вооружении уже четыре десятилетия, заменит новая машина Griffon. Будут разработаны пять вариантов в десяти разных конфигурациях



Архитектура ветроники разрабатывается исходя из принципа адаптируемости. Этот подход, распространенный в конструкциях самолетов и кораблей, позволяет машину быстро адаптировать под конкретную боевую задачу, снизить стоимость при переходе на новую конфигурацию и улучшить материально-техническое обеспечение за счет бортовых датчиков, предоставляющих информацию о состоянии узлов и систем в реальном времени. Стоимость обучения также уменьшается благодаря принятию общих для всех машин модулей. Радиостанции, сенсоры и другие электронные подсистемы будут интегрированы в архитектуру машин как автоматически конфигурируемые модули спецификации «plug and play». В частности, они включают боевую информационную систему SICS VI (Systeme dlnformation du Combat Scorpion) (на которую контракт пока не выдан), перспективную программируемую радиостанцию Thales и артиллерийскую систему Atlas, также разработанную по отдельному контракту.

Вернемся к вооружению. На новую машину Griffon будут устанавливаться дистанционно управляемые боевые модули, вооруженные 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами или 40-мм автоматическим гранатометом. Эти модули были разработаны компанией Renault Trucks Defense, использовавшей опыт, полученный с модулем Wasp.

Боевая машина Jaguar примет башню Nexter T40, которая будет иметь другую конфигурацию по сравнению с башней, показанной на выставке Eurosatory 2014 в Париже. Пушка CTA 40 и система подачи боеприпасов являются сердцем башни, которая спроектирована как модульная система, к которой могут добавляться различные подсистемы. Башня полностью стабилизирована по азимуту и углу места благодаря системе управления орудием GCE (Gun Control Equipment), которая позволяет стрелять во время движения машины. В состав GCE входят электродвигатели приводов горизонтального и вертикального наведения, датчики положения, гироскопы, акселерометры и электронный блок управления. Разработка ее оптико-электронного сенсорного комплекта был завершена незадолго до выдачи контракта, а пусковые установки ракет MBDA MMP также будут заново конфигурированы. Таким образом, машина Jaguar сможет поражать цели ракетами MMP на дальности 3,5 км, 40-мм телескопическими боеприпасами на 1,5 км, тогда как дистанционно управляемый боевой модуль с 7,62-мм пулеметом, подобный тому, что установлен на Griffon, обеспечит ближнюю защиту.

Жало Скорпиона. Перспективные французские машины

Jaguar с установленной башней Nexter T40, вооруженной пушкой CTA 40, двумя ракетами MMP и боевым модулем с 7,62-мм пулеметом. Эти машины предназначены для выполнения разведывательных и боевых задач; первые машины Jaguar будут поставлены в 2020 году



Консорциум Scorpion изготовит мобильные испытательные установки с целью проверки решений, связанных с силовым блоком и ходовой частью. Это, по крайней мере, для Griffon, не несет больших рисков, поскольку будет использован опыт, полученный при разработке с технологических демонстрационных образцов. Согласно текущим планам должны быть изготовлены два прототипа Jaguar и пять прототипов Griffon. Обе машины Jaguar будут одинаковы, поскольку в настоящее время планируется только один вариант. Пять опытных машин Griffon будут все разные, представляя собой основные запланированные варианты. Некоторые могут быть разбиты на подварианты, но основными вариантами являются: бронетранспортер, пункт управления, санитарный, грузовой/технического обслуживания и передовой артиллерийский наблюдательный пункт. Последний может оборудоваться комплектом, разработанным компанией Thales, в составе которого войдут дневной/ночной прицел с лазерным целеуказателем на телескопической мачте и обзорная импульсно-доплеровская РЛС Ground Observer 12, работающая в диапазоне Ku. Поставки машин Griffon запланированы на 2018 год, а поставки Jaguar на 2020 год.

Большая работа ведется по интеграции в машины инструментов моделирования, не только для обучения, но также для проведения тренировок и подготовки к боевым задачам. Материально-техническому обеспечению с самого начала уделяется большое внимание, поскольку (заслуживающий внимания момент!) консорциум будет еще почти 20 лет отвечать за поддержку и обслуживание машин; данные по боеготовности наряду со стоимостью прописаны в контракте.

Экспортный потенциал для машины Griffon уже определен компаниями Renault и Nexter. Например, перспективная универсальная машина британской армии, а также некоторые сегменты программы австралийской армии Land 400. Что касается Jaguar, то компания Nexter отмечает значительный интерес к машине со значительным огневым могуществом, но относительно небольшой боевой массой, со стороны тех стран, где дорожная инфраструктура не может обеспечить передвижение тяжелых машин. Модульность башни также оказывается плюсом, некоторые потенциальные покупатели на Ближнем Востоке были достаточно впечатлены комбинацией огневого могущества пушки CTA 40 и ракет дальнего радиуса действия.

Этап 1 программы Scorpion также включает модернизацию 200 основных боевых танков Leclerc, направленной на замену некоторых устаревших систем и добавление новой структуры электроники и модулей, необходимых для интеграции системы Scorpion.

Новая легкая бронированная машина с общей массой десять тонн должна поступить на вооружение примерно в 2021 году. Бронеавтомобиль под обозначением Vehicule Blinde Multi-Role Leger (легкая многоцелевая бронированная машина) принадлежит к классу Sherpa Light, которая в настоящее время, по-видимому, только одна и входит в эту категорию, по крайней мере, если Франция рассматривает только национальное решение. Первый партия будет состоять из 200 машин при общей потребности в 358 машин VBMRL. «Собственное» имя этой легкой машины, возможно, будет объявлено незадолго до 2020 года.

Второй этап программы Scorpion должен начаться в 2023 году и в его рамках будет закуплено оставшееся количество Griffon, Jaguar и VBMRL. Согласно текущим планам в общей сложности будет закуплено соответственно 1722, 248 и 358 машин, при условии, что к тому времени не начнется очередная реорганизация армии. Также в философию Scorpion будут внедрены два других ключевых компонента, а именно боевая машина VBCI и пехотинец Felin; тем самым все наземные боевые элементы окажутся под одним «общим зонтиком». Если начало второго этапа намечено на 2023 года, то сроки его окончания еще не определены.



Использованы материалы:
www.armada.ch
www.nexter-group.fr
www.wikipedia.org
www.thalesgroup.com
www.renault-trucks-defense.com
Автор:
Alex Alexeev
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

35 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти