Heavy armored personnel carrier BTR-T

Not long ago, the general public for the first time saw photos of a promising infantry fighting vehicle based on the Armata universal platform. The official "premier" of this technology should only be held on 9 May, so for now the public and specialists can only speculate and try to find out all the possible details using only the scarce materials available. In anticipation of the first official show of new combat vehicles, you can recall the previous attempts to create such projects.

As part of the Armata project, several types of equipment are being developed, including a heavy class infantry fighting vehicle. The prerequisites for the emergence of such techniques are simple. In the armed conflicts of the last decades, which were characterized by numerous clashes in the cities, the existing armored vehicles did not prove to be the best. The available reservation was not sufficient to protect against grenade launchers or large-caliber small weapons. Thus, promising BTR and BMP should have a reservation with a higher level of protection. Enhanced booking also leads to an increase in the weight of the structure, with the result that an armored personnel carrier or heavy-class infantry fighting vehicles may have a combat mass at the tank level.


A heavy BTR-T armored personnel carrier during a demonstration at the exhibition VTTV-2003, Omsk, June 2003


Heavy armored personnel carrier BTR-T on the track of the landfill. Omsk, June 2003


BTR-T enters the conveyor to be sent to the landfill. Omsk, July 1999


There are several foreign projects (primarily Israeli), in which it was proposed to build heavy armored personnel carriers and infantry fighting vehicles on the basis of existing tanks. Thus, the Israeli industry built new equipment based on captured T-55 tanks, as well as its own Centurion and Merkava. Armored carriers "Ahzarit", "Timer", etc. well proved in operation, and also became an example for foreign designers of armored machinery.

In the nineties, employees of the Design Bureau of Transport Engineering (Omsk), seeing some success in Israel, began to develop a new heavy armored personnel carrier on a tank chassis. The BTR-T project, created under the leadership of D. Ageev, meant the re-equipment of the medium T-55 tank using a number of special equipment. After such alterations, the tank was to become a highly protected vehicle for the transportation of fighters and their fire support in battle. The draft BTR-T provided for measures aimed both at changing the destination of the base vehicle and at increasing the level of protection and certain other characteristics.

For obvious reasons, during the construction of the BTR-T armored personnel carrier, the armored hull of the base tank had to undergo the greatest changes. To accommodate the landing and new weapons had to develop a special superstructure, designed to be installed instead of the native roof of the T-55 tank. The superstructure had an interesting design, intended to increase the level of protection during attacks from the side. Thus, the sides of the superstructure were made double, with a large separation of sheets horizontally. In fact, the inner sheets were a continuation of the hull sides of the tank, and the outer ones were located at the side of the side screens. Between the inner and outer side plates there was a volume to accommodate various equipment and property. As a result, instead of the “classic” shelves above the tracks, there were relatively large boxes located along the entire hull, from the frontal part of the hull to the stern.

Additional booking was provided not only on the sides of the car. New protection modules appeared on the front hull sheet, a new roof and anti-mine protection was used. The latter was an additional armor plate mounted at some distance from the bottom of the hull. Exact information about the level of mine protection is not available, but it is known that the modifications of frontal armor, including the installation of the dynamic system “Contact-5”, made it possible to bring its equivalent level to 600 mm. Thus, the BTR-T could conduct military operations in the same order with modern tanks of various types.

The layout of the hull after the conversion of the base tank should have remained the same, although with a number of serious reservations. All habitable volumes, inside which the crew of the vehicle and the landing force were located, were located in the front and middle parts of the hull. In the stern, the engine compartment was still located. This arrangement had both advantages and disadvantages. Its main advantage was the comparative simplicity of converting tanks into heavy infantry fighting vehicles. The main disadvantage was the inconvenience of the landing due to the impossibility of arranging a full-fledged stern hatch.

The heavy armored personnel carrier BTR-T was supposed to keep the power plant of the tank, on the basis of which it was built. Thus, it was planned to use diesel engines B-55 of various modifications with power up to 600-620 hp on the advanced technology. Transmission also had to remain the same, without any changes. It included the main multi-disk clutch, five-speed gearbox, final drives and planetary turning mechanisms. The general characteristics of the mobility of a heavy armored personnel carrier should have remained at the level of the corresponding parameters of the base medium tank.

After all the modifications, the combat weight of the vehicle was to increase to 38,5 T. The dimensions of the BTR-T corresponded to the size of the T-55 (excluding the gun). The length of the hull was 6,45 m, width - 3,27 m, height - about 2,4 m. A slight increase in combat weight in combination with the use of the old engine made it possible to maintain mobility at the level of the base T-55. The maximum speed of the armored personnel carrier BTR-T reached 50 km / h, power reserve - 500 km. The car could drive up to 32 °, climb a wall 0,8 m high, move a ditch 2,7 m wide and cross the ford to 1,4 m. It was possible to cross water obstacles along the bottom, at a depth of no more than 5 m.

To provide fire support for the assault force, the BTR-T armored personnel carrier had to be equipped with an original combat module. On the roof of the hull it was planned to install a low-profile tower with the necessary armament. For a more efficient use of the internal volumes of the hull, the shoulder strap of the turret was shifted to the port side. In the podbashchenny space there was a workplace of the gunner, which rotated with the tower. As planned by the authors of the project, the BTR-T could be equipped with weapons of various types. He could carry machine guns of various types and calibers, small-caliber automatic guns and guided missiles.

At various exhibitions several prototypes of a promising heavy armored personnel carrier with various weapons were repeatedly demonstrated. It is known about the existence of a combat module with a remotely controlled NSV machine gun, as well as turrets with an automatic 2A42 cannon of 30 mm caliber, a machine gun and the Cornet missile system with a mount for one rocket container. Promotional materials featured other configurations of the combat module using similar weapons. The armored personnel carrier could be equipped with modules with a machine gun and rockets, a gun and two missiles or two 30-mm guns. Also, PKT machine gun and automatic grenade launchers were offered as weapons for the BTR-T. Probably, the development and construction of one or another variant of the combat module should have continued after receiving the appropriate order.


Regardless of the combat module used, the BTR-T armored personnel carriers had to be equipped with smoke grenade launchers. On the stern of the enlarged track shelves, four groups of three 902B “Cloud” launchers were envisaged. They were supposed to be used for camouflage in battle, in order to further increase survivability.

Inhabited volumes of the base tank T-55 did not differ in large size, which, among other things, affected the capacity of the BTR-T. Due to the hull superstructure, it was possible to increase the available volumes by providing accommodation for the crew and landing force. Own crew of a heavy armored personnel carrier was to consist of two people: the driver and commander-gunner. The first was located "in the old place", the second - in the tower. In the habitable volume managed to place only five places to accommodate paratroopers. One positioned between the commander-gunner and the starboard hull. Four more places were placed in the stern of the habitable volume, at the sides.

For embarkation and disembarkation, the crew and the landing forces were to use a set of hatches in the hull superstructure. The driver and the commander had their own hatches, located behind the frontal sheet and on the tower, respectively. For the landing, two hatches were provided, located in the rear sheet of the superstructure, between the rear parts of the fenced shelves, as on the domestic airborne combat vehicles of the first models. When disembarking, paratroopers had to lift the manhole covers and secure them in a vertical position for use as additional protection. After exiting the hatch, the paratroopers had to walk along the roof of the engine compartment and descend to the ground through the stern or side of the car.

The habitable volume was equipped with air conditioning and protection against weapons of mass destruction. For observation of the environment, the crew and troops could use a set of periscopic instruments. The characteristic design of the sides did not allow to equip the BTR-T with an embrasure set for firing personal weapons. Nevertheless, this opportunity became the price for a significant increase in the security of the crew and paratroopers.

BTR-T on the track of the landfill during the show at the exhibition of ERW-2003. Omsk, June 2003


Heavy armored personnel carrier BTR-T at the exhibition platform of the exhibition VTTV-2003. Omsk, June 2003


View of the tower with the armament of a heavy armored personnel carrier BTR-T from the left side. Omsk, June 2003


The BTR-T armored personnel carrier has enhanced protection not only in the front, but also along the sides. Omsk, June 2003


On the BTR-T additional fuel tanks DPM, in contrast to the base tank T-55, hidden under armor. Omsk, June 2003


The lower part of the body of the BTR-T, in addition to rubber-fabric screens, has additional protection in the form of steel plates for the entire length of the transport-combat compartment. Omsk, June 2003


The first demonstration of the prototype heavy BTR-T armored personnel carrier took place in 1997 year. The shown armored vehicle was built by Omsk specialists on the basis of the T-55 serial tank. In the future, prototypes of the new armored personnel carrier were regularly demonstrated at various exhibitions in order to attract potential customers.

In the promotional materials mentioned a whole set of advantages of the proposed armored personnel carrier. It was argued that the proposed project allows the armed forces to be equipped with modern highly protected equipment for the transportation of fighters and their fire support. Given the proliferation of T-55 tanks, it was possible to assume that the BTR-T project would be of interest to a large number of countries. Through the use of a tank chassis, it was possible to ensure a sufficiently high level of protection and mobility at the level of medium and main tanks of common types. Customers were offered a choice of several combat modules with different weapons, which should have attracted additional attention to the new design.


The drawings of the heavy armored personnel carrier based on the T-55 tank were completed by V. Malginov. 1 scale: 35


The production of the BTR-T vehicles from the existing T-55 tanks could be deployed at any production facilities with the necessary equipment. Thus, equipment for the Russian armed forces could be built in Omsk, and the needs of foreign customers could be met by cooperation. In this case, KBTM could supply ready-made sets of equipment necessary for re-equipping the tank, and the customer's industry had to re-do the armored vehicles using the supplied components.

Nevertheless, the BTR-T armored personnel carrier was not without flaws. First of all, the outdated platform can be considered a minus. The medium tank T-55 has long failed to meet modern requirements for such equipment and therefore cannot be effectively used for its intended purpose. However, with certain reservations, the T-55 can be a good platform for other classes of technology. It is possible to estimate the similar potential of this tank only taking into account the conditions of the intended use of equipment on its base. The materials on the new project mentioned the possibility of creating a similar combat vehicle built on the basis of the chassis of other domestic tanks.

A noticeable disadvantage that the armored personnel carrier has transferred from the base tank is the relatively small amount of manned compartment, due to which the BTR-T vehicle is capable of carrying only five paratroopers. In addition, the layout of the corps could have a negative effect on the performance of combat missions. Because of the engine compartment in the stern it was necessary to make landing hatches in the middle part of the hull. Because of this, the paratroopers had to dismount through the roof of the hull, risking injury or being killed.

The start customer for the BTR-T heavy armored personnel carrier could be the Russian Ministry of Defense. At the ground forces storage bases there was a sufficiently large number of unused T-54 and T-55 tanks, which could be used as the basis for advanced armored personnel carriers. However, in the late nineties and the beginning of the two thousandth our country did not have the financial ability to order a sufficient amount of such equipment.

Tower BTR-T. right view. In front of the commander's hatch is the mounting bracket for the ATGM unit. Omsk, June 2003


The left front part of the BTR-T hull, visible hatch and viewing instruments of the driver. Omsk, June 2003


The front sheet of the BTR-T hull is equipped with dynamic protection units of the T-80U type tank. Omsk, June 2003


View of the tower BTR-T in front. To the left of the remotely controlled machine-gun, the 1PN22M is visible. Omsk, June 2003


On the starboard hull of the BTR-T on the starboard side there are access hatches to the internal equipment of the vehicle. Omsk, June 2003


BTR-T rear view. The hull's stern leaf remained unchanged, the same as on the T-55 base tank. Omsk, June 2003


Potential customers from foreign countries also showed no interest in the new Omsk development. The BTR-T armored personnel carrier had both advantages and disadvantages. Probably, the disadvantages of the car outweighed, with the result that it could not become the subject of contracts with third countries. Even the widespread use of T-55 tanks in service in many countries did not contribute to the receipt of orders.

During a long time news About the project BTR-T did not arrive. There were grounds to consider it stopped due to the lack of prospects. However, in the fall of 2011, interesting information about the construction of armored personnel carriers based on medium tanks appeared. It was reported that the armed forces of Bangladesh completed the re-equipping of 30 T54A battle tanks in the version of the heavy armored personnel carrier BTR-T. The details of this alteration and the peculiarities of the participation of Russian enterprises (if such were) remained unknown.

The project to create a heavy armored personnel carrier BTR-T was not crowned with success. The Russian army was not able to acquire such equipment due to the difficult economic situation, and in addition, it had claims to some features of the structure, like the absence of embrasures and the landing of troops through the hatches in the rear hull superstructure. Foreign countries also did not order ready BTR-Ts or purchase sets of equipment for retrofitting existing tanks. Probably, the reasons for the refusal to buy were the same as in the case of the Russian Ministry of Defense. Nevertheless, the BTR-T project, despite its unsuccessful completion, made it possible to collect a lot of useful information about the creation of heavy-class armored personnel carriers. It is possible that the developments on the unsuccessful BTR-T project a few years later were used in new projects, and also made it possible to shape the appearance of promising technology of a similar purpose, including heavy infantry fighting vehicles based on the Armata platform.

Heavy armored personnel carrier BTR-T







On the materials of the sites:
http://btvt.narod.ru/
http://arms-expo.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://id-bedretdinov.ru/
http://topgun.rin.ru/
Author:
Ryabov Kirill
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

102 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т

Не так давно широкая общественность впервые увидела фотографии перспективной боевой машины пехоты на базе универсальной платформы «Армата». Официальная «премьера» этой техники должна состояться только 9 мая, поэтому пока общественности и специалистам остается только строить предположения и пытаться выяснить все возможные подробности, используя лишь имеющиеся скудные материалы. В ожидании первого официального показа новых боевых машин можно вспомнить о предыдущих попытках создания подобных проектов.

В рамках проекта «Армата» разрабатываются несколько типов техники, в том числе боевая машина пехоты тяжелого класса. Предпосылки для появления такой техники просты. В вооруженных конфликтах последних десятилетий, которым были свойственны многочисленные столкновения в городах, существующая бронетехника показала себя не самым лучшим образом. Имеющееся бронирование было недостаточным для защиты от гранатометов или крупнокалиберного стрелкового оружия. Таким образом, перспективные БТР и БМП должны иметь бронирование с более высоким уровнем защиты. Усиление бронирования также приводит к увеличению веса конструкции, в результате чего бронетранспортер или БМП тяжелого класса могут иметь боевую массу на уровне танков.


Тяжелый бронетранспортер БТР-Т во время демонстрации на выставке ВТТВ-2003, Омск, июнь 2003 г.


Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на трассе полигона. Омск, июнь 2003 г.


БТР-Т въезжает на транспортер для отправки на полигон. Омск, июль 1999 г.


Известны несколько зарубежных проектов (прежде всего израильских), в которых предлагалось строить тяжелые БТР и БМП на основе существующих танков. Так, израильская промышленность строила новую технику на базе трофейных танков Т-55, а также собственных Centurion и «Меркава». Бронетранспортеры «Ахзарит», «Намер» и т.д. хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, а также стали примером для зарубежных конструкторов бронетехники.

В девяностых годах сотрудники Конструкторского бюро транспортного машиностроения (г. Омск), видя определенные успехи Израиля, начали разработку нового тяжелого бронетранспортера на танковом шасси. Проект БТР-Т, создававшийся под руководством Д. Агеева, подразумевал переоборудование среднего танка Т-55 с использованием ряда специального оборудования. После такой переделки танк должен был стать высокозащищенным транспортным средством для перевозки бойцов и их огневой поддержки в бою. В проекте БТР-Т предусматривались меры, направленные как на изменение предназначения базовой машины, так и на повышение уровня защиты и некоторых других характеристик.

По понятным причинам, при строительстве бронетранспортера БТР-Т наибольшим изменениям должен был подвергаться бронекорпус базового танка. Для размещения десанта и нового вооружения пришлось разработать специальную надстройку, предназначенную для установки вместо родной крыши танка Т-55. Надстройка имела интересную конструкцию, предназначавшуюся для повышения уровня защиты при атаках сбоку. Так, борта надстройки были сделаны двойными, с большим разносом листов по горизонтали. Фактически внутренние листы представляли собой продолжение бортов корпуса танка, а внешние располагались на уровне бортовых экранов. Между внутренними и внешними бортовыми листами имелся объем для размещения различного оборудования и имущества. В результате вместо «классических» полок над гусеницами находились сравнительно крупные ящики, расположенные вдоль всего корпуса, от лобовой детали корпуса до кормы.

Дополнительное бронирование предусматривалось не только на бортах машины. Новые модули защиты появились на лобовом листе корпуса, была использована новая крыша и противоминная защита. Последняя представляла собой дополнительный бронелист, установленный на некотором расстоянии от днища корпуса. Точные сведения об уровне противоминной защите отсутствуют, однако известно, что доработки лобовой брони, включая установку системы динамической защиты «Контакт-5», позволили довести ее эквивалентный уровень до 600 мм. Таким образом, БТР-Т мог бы вести боевые действия в одних порядках с современными танками разных типов.

Компоновка корпуса после переоборудования базового танка должна была оставаться прежней, хотя и с рядом серьезных оговорок. Все обитаемые объемы, внутри которых располагался экипаж машины и десант, находились в передней и средней частях корпуса. В корме по-прежнему располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Подобная компоновка имела как преимущества, так и недостатки. Главным ее плюсом была сравнительная простота переоборудования танков в тяжелые БМП. Основной минус крылся в неудобстве высадки десанта ввиду невозможности обустройства полноценного кормового люка.

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т должен был сохранять силовую установку танка, на базе которого он строился. Таким образом, на перспективной технике планировалось использовать дизельные двигатели В-55 различных модификацией с мощностью до 600-620 л.с. Трансмиссия тоже должна была оставаться прежней, без каких-либо изменений. В ее составе предусматривался главный многодисковый фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые передачи и планетарные механизмы поворота. Общие характеристики подвижности тяжелого бронетранспортера должны были остаться на уровне соответствующих параметров базового среднего танка.

После всех доработок боевая масса машины должна была увеличиваться до 38,5 т. Габариты БТР-Т соответствовали размерам Т-55 (без учета пушки). Длина корпуса составляла 6,45 м, ширина – 3,27 м, высота – около 2,4 м. Незначительное увеличение боевой массы в сочетании с использованием старого двигателя позволило сохранить подвижность на уровне базового Т-55. Максимальная скорость бронетранспортера БТР-Т достигала 50 км/ч, запас хода – 500 км. Машина могла заезжать на подъем в 32°, забираться на стенку высотой 0,8 м, переезжать ров шириной 2,7 м и преодолевать брод до 1,4 м. Обеспечивалась возможность пересечения водных преград по дну, на глубине не более 5 м.

Для обеспечения огневой поддержки десанта бронетранспортер БТР-Т должен был оснащаться оригинальным боевым модулем. На крыше корпуса предусматривался погон для установки низкопрофильной башни с необходимым вооружением. Для более эффективного использования внутренних объемов корпуса погон башни был сдвинут к левому борту. В подбашенном пространстве имелось рабочее место наводчика, вращавшееся вместе с башней. По задумке авторов проекта, БТР-Т мог оснащаться вооружением различных типов. Он мог нести пулеметы различных типов и калибров, малокалиберные автоматические пушки и управляемые ракеты.

На различных выставках неоднократно демонстрировались несколько прототипов перспективного тяжелого бронетранспортера с разным вооружением. Известно о существовании боевого модуля с дистанционно управляемым пулеметом НСВ, а также башни с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм, пулеметом и ракетным комплексом «Корнет» с креплением для одного контейнера ракеты. В рекламных материалах фигурировали иные конфигурации боевого модуля с использованием подобных вооружений. Бронетранспортер можно было оснащать модулями с пулеметом и ракетами, пушкой и двумя ракетами или двумя 30-мм пушками. Также в качестве вооружения для БТР-Т предлагались пулемет ПКТ и автоматические гранатометы. Вероятно, разработка и строительство того или иного варианта боевого модуля должна была продолжиться после получения соответствующего заказа.


Независимо от использованного боевого модуля бронетранспортеры БТР-Т должны были оснащаться дымовыми гранатометами. На кормовой части увеличенных гусеничных полок предусматривались четыре группы по три пусковых устройства 902Б «Туча». Их предполагалось использовать для маскировки в бою, с целью дополнительного повышения живучести.

Обитаемые объемы базового танка Т-55 не отличались большими размерами, что, среди прочего, сказалось на вместимости БТР-Т. За счет надстройки корпуса удалось увеличить доступные объемы, обеспечив размещение экипажа и десанта. Собственный экипаж тяжелого бронетранспортера должен был состоять из двух человек: механика-водителя и командира-наводчика. Первый размещался «на старом месте», второй – в башне. В обитаемом объеме удалось поместить только пять мест для размещения десантников. Одно расположили между командиром-наводчиком и правым бортом корпуса. Еще четыре места поместили в кормовой части обитаемого объема, у бортов.

Для посадки и высадки экипаж и десант должны были использовать набор люков в надстройке корпуса. Водитель и командир имели собственные люки, расположенные за лобовым листом и на башне соответственно. Для десанта предусматривались два люка, расположенные в кормовом листе надстройки, между кормовыми частями надгусеничных полок, как на отечественных боевых машинах десанта первых моделей. При высадке десантники должны были поднимать крышки люков и закреплять их в вертикальном положении для использования в качестве дополнительной защиты. После выхода из люка десантникам приходилось идти по крыше моторно-трансмиссионного отделения и спускаться на землю через корму или борт машины.

Обитаемый объем оснащался системой кондиционирования и защиты от оружия массового поражения. Для наблюдения за окружающей обстановкой экипаж и десант могли использовать набор перископических приборов. Характерная конструкция бортов не позволила оснастить БТР-Т набором амбразур для стрельбы из личного оружия. Тем не менее, эта возможность стала платой за значительный рост защищенности экипажа и десантников.

БТР-Т на трассе полигона во время показа на выставке ВПВ-2003. Омск, июнь 2003 г.


Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на выставочной площадке выставки ВТТВ-2003. Омск, июнь 2003 г.


Вид башни с вооружением тяжелого бронетранспортера БТР-Т с левого борта. Омск, июнь 2003 г.


Бронетранспортер БТР-Т имеет усиленную защиту не только спереди, но и по бортам. Омск, июнь 2003 г.


На БТР-Т дополнительные топливные баки ДПМ, в отличие от базового танка Т-55, спрятаны под броней. Омск, июнь 2003 г.


Нижняя часть корпуса БТР-Т, помимо резинотканевых экранов, имеет дополнительную защиту в виде стальных пластин на всю длину транспорт-но-боевого отделения. Омск, июнь 2003 г.


Первая демонстрация прототипа тяжелого бронетранспортера БТР-Т состоялась в 1997 году. Показанная бронемашина была построена омскими специалистами на основе серийного танка Т-55. В дальнейшем прототипы нового бронетранспортера регулярно демонстрировались на различных выставках с целью привлечения потенциальных заказчиков.

В рекламных материалах упоминался целый набор преимуществ предлагаемого бронетранспортера. Утверждалось, что предлагаемый проект позволяет оснастить вооруженные силы современной высокозащищенной техникой для перевозки бойцов и их огневой поддержки. Учитывая распространение танков Т-55, можно было предполагать, что проект БТР-Т заинтересует большое количество стран. За счет использования танкового шасси можно было обеспечить достаточно высокий уровень защиты и подвижность на уровне средних и основных танков распространенных типов. Заказчикам предлагался выбор из нескольких боевых модулей с различным вооружением, что должно было привлечь дополнительное внимание к новой разработке.


Чертежи тяжелого бронетранспортера на базе танка Т-55 выполнил В. Мальгинов. Масштаб 1:35


Производство машин БТР-Т из имеющихся танков Т-55 можно было развернуть на любых производственных мощностях, имеющих необходимое оборудование. Так, техника для российских вооруженных сил могла строиться в Омске, а нужды зарубежных заказчиков можно было удовлетворять путем кооперации. В таком случае КБТМ могло бы поставлять готовые комплекты оборудования, необходимого для переоснащения танка, а промышленность заказчика должна была самостоятельно переделывать бронетехнику с использованием поставленных комплектующих.

Тем не менее, бронетранспортер БТР-Т не был лишен недостатков. Прежде всего, минусом можно считать устаревшую платформу. Средний танк Т-55 давно не соответствует современным требованиям к подобной технике и поэтому не может эффективно использоваться по своему прямому назначению. Тем не менее, с определенными оговорками, Т-55 может быть хорошей платформой для техники иных классов. Оценивать подобный потенциал этого танка можно только с учетом условий предполагаемой эксплуатации техники на его базе. В материалах по новому проекту упоминалась возможность создания аналогичной боевой машины, построенной на базе шасси иных отечественных танков.

Заметным недостатком, перешедшим бронетранспортеру от базового танка, является достаточно малый объем обитаемого отделения, из-за которого машина БТР-Т способна перевозить только пятерых десантников. Кроме того, на выполнении боевых задач могла негативно сказаться компоновка корпуса. Из-за моторно-трансмиссионного отделения в корме пришлось делать люки десанта в средней части корпуса. Из-за этого десантники должны были спешиваться через крышу корпуса, рискуя получить ранение или быть убитыми.

Стартовым заказчиком тяжелого бронетранспортера БТР-Т могло стать министерство обороны России. На базах хранения сухопутных войск имелось достаточно большое количество неиспользуемых танков Т-54 и Т-55, которые могли бы использоваться в качестве основы для перспективных бронетранспортеров. Тем не менее, в конце девяностых и начале двухтысячных годов наша страна не имела финансовой возможности заказать достаточное количество подобной техники.

Башня БТР-Т. вид справа. Перед люком командира - кронштейн крепления установки ПТУР. Омск, июнь 2003 г.


Левая передняя часть корпуса БТР-Т, видны люк и смотровые приборы механика-водителя. Омск, июнь 2003 г.


Передний лист корпуса БТР-Т оснащен блоками динамической защиты по типу танка Т-80У. Омск, июнь 2003 г.


Вид башни БТР-Т спереди. Слева от дистанционно управляемой пулеметной установки виден прицел 1ПН22М. Омск, июнь 2003 г.


На крыше корпуса БТР-Т по правому борту находятся люки доступа к внутреннему оборудованию машины. Омск, июнь 2003 г.


БТР-Т вид сзади. Кормовой лист корпуса остался без изменений, таким же как на базовом танке Т-55. Омск, июнь 2003 г.


Потенциальные заказчики из зарубежных стран тоже не проявили интереса к новой омской разработке. Бронетранспортер БТР-Т имел как плюсы, так и минусы. Вероятно, недостатки машины перевесили, в результате чего она так и не смогла стать предметов контрактов с третьими странами. Получению заказов не поспособствовало даже широкое распространение танков Т-55, имеющихся на вооружении во множестве стран.

В течение длительного времени новости о проекте БТР-Т не поступали. Были основания считать его остановленным ввиду отсутствия перспектив. Тем не менее, осенью 2011 года появились любопытные сведения о строительстве бронетранспортеров на базе средних танков. Сообщалось, что вооруженные силы Бангладеш завершили переоснащение 30 строевых танков Т54А в вариант тяжелого бронетранспортера БТР-Т. Подробности этой переделки и особенности участия российских предприятий (если такое было) остались неизвестными.

Проект создания тяжелого бронетранспортера БТР-Т не увенчался успехом. Российская армия не смогла приобрести такую технику ввиду сложного экономического положения, а кроме того, имела претензии к некоторым особенностям конструкции, наподобие отсутствия амбразур и высадки десанта через люки в кормовом листе надстройки корпуса. Зарубежные страны тоже не стали заказывать готовые БТР-Т или приобретать комплекты оборудования для переоснащения имеющихся танков. Вероятно, причины отказа от покупок были такими же, как и в случае с Минобороны России. Тем не менее, проект БТР-Т, несмотря на неудачное завершение, позволил собрать массу полезной информации о создании бронетранспортеров тяжелого класса. Вполне возможно, что наработки по неудачному проекту БТР-Т спустя несколько лет были использованы в новых проектах, а также позволили сформировать облик перспективной техники аналогичного назначения, в том числе и тяжелой БМП на базе платформы «Армата».

Тяжелый бронетранспортер БТР-Т







По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://arms-expo.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://id-bedretdinov.ru/
http://topgun.rin.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

102 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти