Копьё, меч и древние японские герои

Говорят, что каковы твои друзья, таков и ты сам. А как в таком случае быть с древними преданиями? «Скажи мне, каковы были в древности твои боги, и я скажу, что ты собой представляешь сейчас?» Можно ли утверждать, что существует прямая зависимость столь давнего прошлого и настоящего? Наверное, нет. Но что-то от него в нас все-таки осталось. Ну, а так ли это, давайте посмотрим на примере истории Японии и той роли, которую в становлении духовной культуры этой нации сыграли копье, меч и… самые древние ее герои.

Начнем с того, что древние японские книги «Кодзики» и «Нихон сёки», записанные в начале VIII века, сообщают, что первые боги были невидимы, и никто не знал их имен. Затем появились два бога Идзанаги и Идзанами, брат и сестра — первые из богов, чьи имена стали известны людям. Старшие боги поручили им сотворить землю и дали… волшебное копье. Они встали на небесный плавучий мост, погрузили копье в океан, взбаламутили этим копьем его воды, а когда вытащили его из воды, с острия сорвались капли, которые упали и превратились в Оногородзима — «Сам собой сгустившийся остров». Затем брат и сестра поселились на этом острове, а яшмовое копье использовали в качестве опорного столба в своем доме. То есть без копья Японии бы просто не существовало!

Буквально следом встречается и первое упоминание меча. Он принадлежал богу Идзанаги, которым убил им собственного сына — Бога огня, при рождении которого Идзанами испытала сильную боль. Богиню такая «забота» сильно расстроила, и она ушла в подземный мир. Ну, а Идзанаги раскаялся, что совершил первое на свете убийство, и спустился в подземное царство, чтобы её вернуть. Но злые духи и боги подземелья не дали ему этого сделать, хотя он и дрался с ними этим мечом. Вернувшись, он совершил многочисленные омовения, чтобы очиститься от адской скверны, и родил ещё трех детей, ставших впоследствии главными японскими богами и сыгравшими в истории японцев очень важную роль. Так, именно его дочь — богиня солнца Аматэрасу, отправила на землю своего внука Ниниги-но Микото («Юношу — бога рисовых колосьев»), и подарила ему три волшебных предмета: бронзовое зеркало (с помощью которого боги однажды выманили ее из пещеры), подвески из яшмы и «Меч Клубящихся Туч» — подарок её брата, грозного бога Сусаноо.


Копьё, меч и древние японские герои

Три священные регалии японских императоров

Но вот что интересно: Сусаноо этот меч добыл не столько силой, сколько хитростью. В то время на земле в области Идзумо жил некий гигантский змей, имевший восемь голов и восемь хвостов (в Японии восемь счастливое число!), и был он так велик, что его хвосты заполняли сразу восемь долин. Глаза напоминали Солнце и Луну, а на хребте росли леса. Змей поедал людей целыми деревнями, но особенно ему были по душе молодые девушки, вот Сусаноо и вызвался его убить. Выбрав в качестве приманки красивую девушку, он вооружился отцовским мечом и спрятался неподалеку. Однако помимо оружия припас для чудовища ещё и изрядное количество сакэ. Змей приполз и, не обращая внимания на девушку, погрузил все восемь голов в чашки с сакэ (видимо, чашки эти были подходящего для него размера!) и выпил все до капли. Теперь пьяный змей стал легкой добычей Сусаноо, который тут же изрубил его на куски. Когда же он дошел до хвоста, то там обнаружил там еще один волшебный меч, который подарил своей сестре. А так как над хвостом, где он был найден, клубились черные тучи, то ему дали название: «Амэ-но муракомо-но цуруги», или же «Меч Клубящихся Туч».

Ещё философ Сократ заметил интересную особенность современной ему греческой мифологии: её олимпийские боги ведут себя в ней так, как это не могло бы прийти в голову ни одному нормальному древнему греку. Они чревоугодничают, предаются разврату с земными женщинами, а боги-дети свергают богов отцов вместо того, чтобы их уважать. Соответствующим образом ведут себя и дети богов, например, тот же Геракл, далеко не всегда являющийся в мифах объектом достойным подражания. Не верите? Но ведь он же использует стрелы отравленные ядом Лернейской гидры, то есть применяет оружие, которое доблестные воины всегда осуждали. Что это? Случайность? Или так было сделано специально, чтобы показать простым смертным, как делать не следует, и что позволено Юпитеру, не позволено волу?! Интересно, что боги в Японии вели себя точно также.

Тот же бог Сусаноо, желая досадить своей сестре Аматэрасу, во-первых, снес межи на её полях, а оросительные каналы засыпал. А, во-вторых, в её покоях предназначенных для еды, испражнился и разбросал испражнения. Причем, богиня, как истинная японка не стала его за это упрекать (хотя иначе как безобразным его поведение и назвать нельзя), а высказалась так: «На испражнения похоже, но это братец мой — бог, наверное, наблевав спьяну, ты так сделал. А что межи снес, каналы засыпал, так это, наверное, братец мой бог, ты землю пожалел и потому так сделал», то есть для всех его безобразий нашла приличное оправдание.

Копьё, меч и древние японские герои

Статуя Ямато Такеру в Keнрокуэн в Каназава, провинция Исикава

То же самое мы встречаем и в сказаниях о подвигах легендарного принца Ямато Такэру. Своей храбростью он мог бы соперничать с рыцарем Круглого Стола Ланселотом Озерным или одним из древнерусских былинных богатырей. Вот только истинно рыцарского духа у него не было и в помине, а многие его поступки кажутся попросту странными, если не сказать больше!
Так, свои подвиги он начал с того, что убил своего старшего брата всего лишь за то, что тот опоздал к обеду. И не просто убил, а задушил, оторвал конечности, завернул все это в циновки и выбросил! Этот поступок так шокировал его отца, императора Кэйко, что он отправил сына на остров Кюсю, где бы он бился с врагами императора. Первыми, кого он должен был убить по приказу отца, были братья-храбрецы Кумасо. Он подобрался к дому врага, и, обнаружив там три ряда стражников, переоделся в женскую одежду, данную ему его теткой, после чего присоединился к пировавшим там вражеским вождям. Когда те опьянели, как и злополучный змей, он выхватил кинжал, спрятанный под одеждой, и убил их обоих, то есть действовал не как самурай, а как самый настоящий подлый и презренный ниндзя. Затем он победил ещё одного вождя в провинции Идзумо, причем опять-таки не силой, а хитростью. Сначала он с ним подружился так, что тот начал считать его чуть ли не своим братом. Потом он сделал себе деревянный меч и стал носить его, засунув в ножны словно настоящий. Ну, а доверчивого вождя он пригласил искупаться в реке. Свои мечи они оставили на берегу, и тут, выйдя из воды, принц Ямато предложил ему в знак дружбы поменяться мечами. Вождь согласился, а затем принял его коварное предложение скрестить мечи в дружеском поединке. Разумеется, он тут же обнаружил, что его новый меч сделан из дерева, но было поздно, потому, что принц Ямато тут же убил его.

Понятно, что все эти поступки принца Ямато откровенно не соответствуют идеальному образу самурая-воина, но он и в дальнейшем вел себя совсем не так, как подобало бы настоящему самураю, то есть «рыцарю без страха и упрека»! Получив приказание снова отправиться в путь, он опять посетил свою тетку, верховную жрицу великого святилища в Исэ, и получил от неё священный «Меч Клубящихся Туч», то есть самое могущественное оружие из всех существовавших в то время. Но, даже обладая таким мечом, победу в этом походе Ямато одержал отнюдь не с его помощью. Кстати, огромный змей, которого убил Сусаноо, непонятно каким образом снова воскрес, настиг его и потребовал, вернуть «Меч Клубящихся Туч». Однако Ямато перепрыгнул через змея, а биться с ним не стал. Потом он встретил девушку Ивато-химэ (ну как же без девушки?!), которую страстно полюбил. Вот только вместо того, чтобы сочетаться с ней браком и жить долго и счастливо, он почему-то её покинул и направился в область Сагаму, правитель которой решил его погубить. Героя хитростью заманили в долину, поросшую сухой высокой травой, а затем её подожгли. Вот тут-то принц наконец-то и использовал меч, скосил вокруг себя траву, поджёг её и этим спасся. Естественно, что всех, кто желал его гибели, он убил, а их тела сжег. А меч его тех пор стал называться «Кусанаги-но цуруги» («Меч, Раздвигающий Траву»).

Тут он опять пришел к Ивато-химэ. Но зная (откуда, непонятно!), что не сможет с ней остаться, опять её покинул, отдав ей «Меч Клубящихся Туч». Ивато-химэ меч взяла и со слезами на глазах зачем-то повесила на тутовое дерево. Тут на героя опять напал вездесущий гигантский змей, через которого он вновь перепрыгнул, но при этом задел его ногой. От этого у него поднялась температура, и он искупался в холодном ручье. Жар спал, но выздороветь он так и не смог, и предчувствуя скорую кончину, захотел увидеть Ивато-химэ. И она перед ним тут же появилась, поскольку все это время тайно следовала за ним в его скитаниях. Принц воспрянул духом, но только лучше ему не стало, и в результате он умер, после чего стал белой птицей, которая улетела на юг.

Так странно закончил свою жизнь принц Ямато, и этот его конец, отметим, содержит все черты эпических сказаний о подвигах самураев, равно как и рыцарей Круглого Стола, встречающиеся постоянно: герой наш одинок, его преследуют враги, а в итоге он умирает молодым от нелепой случайности. Причем образ самурая одинокого воина-героя жив в Японии и сегодня, а принц Ямато стоит в ряду её героев первым. Более того, его имя есть в самых ранних историях страны — полумифологической «Кодзики» («Записках о деяниях древности»), написанной в 712 году, и «Нихон сёки», 720 года. Удивительно, но японская история просто изобилует такими вот «героями» и неудачниками. И не ясно, зачем образ Ямато, с которого-то, по сути дела, все и началось, был создан таким противоречивым и мятущимся? Возможно, это было сделано специально, и мы в данном случае опять-таки имеем дело с «принципом Юпитера и вола», и он должен был показать самураям, что есть в их истории и такие примеры, следовать которым явно не нужно?! Или, напротив, героическое в нем (хотя в чем оно, это самое «героическое»?) должно было затмить собой все негативное в его образе? В итоге меч стал «душой самурая», а вот копье почему-то обожествляться не стало! Интересно, что в христианской Библии не указано, каким оружием Каин убил Авеля. Его могли проклясть либо сделать символом, а её создателям этого явно не хотелось. Поэтому «восстал и убил» в ней дано без деталей. Не так в Японии, только герои её древней истории с копьями и мечами получились какими-то очень уж странными.

Копьё, меч и древние японские герои

Самурай сражается копьем. Ксилография Цукиока Ёситоси
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 23
  1. D-Master 7 апреля 2015 07:00
    Я думаю что копье - которое было реально основным оружием самурая, было просто в технологическом отношении и не требовало большого времени и уникальных умений в изготовлении. А простые вещи вряд ли можно назвать "душой самурая" Меч же - вершина японской технологии. Изготовления высших по качеству мечей могло занять до четверти века. Процесс природной очистки металла был очень длителен, и сложен. Подгонка меча его полировка заточка и оформление так же были очень длительными и трудоемкими И конечно полученный меч был олицетворением своего хозяина. Его душой.
    1. kalibr 7 апреля 2015 08:31
      Самое интересное, что копье стало по-настоящему оружием самурая только в 14 веке, а меч и того позднее!
    2. abrakadabre 7 апреля 2015 13:18
      Изготовления высших по качеству мечей могло занять до четверти века. Процесс природной очистки металла был очень длителен, и сложен. Подгонка меча его полировка заточка и оформление так же были очень длительными и трудоемкими
      Извините за прямоту... БРЕХНЯ... Красивая, легендарная, но брехня.
      Не буду вдаваться в кузнечные подробности. Для этого есть специальная литература, видео...
      1. Вольный ветер 7 апреля 2015 17:13
        Не могу с вами согласится, при всем уважении к вам. по одной простой причине, в Японии железно-рудных месторождений нет....., они отсутствуют вообще!!!!!. Изредка попадается самородное, очень грязное железо и не более того. В этом то и вся заковыка. Зачастую кузнецы сами искали металл, по горам и весямь, для своих изделий, затем собранное самородное железо, для хоть какого нибудь очищения , травилось в болотной жиже. Как говорят, бывало и по несколько лет, и только потом начинался коватся меч, из ... ведра железных катышков. Причем именно ковали, даже не плавили собранное железо.Согласитесь , это несколько сложнее, чем выковать меч, из одного куска железа, из одной заготовки.Сам ковал, очень тяжело, но интересно!
        1. Вольный ветер 7 апреля 2015 17:43
          Кстати компас, это намагниченная игла на нитке, использовался для поиска железа самородного. И только потом обратили внимание что намагниченная стрелка всегда показывает одно направление.
        2. FM-78 7 апреля 2015 22:44
          Полностью с Вами согласен. Искусство одного удара в Японии стало развиваться от того, что японский меч редко выдерживал больше 2-3 ударов. А известные нам мечи стали делать после прихода европейцев, что кстати не умаляет мастерство японских оружейников, а так ничего личного, просто реклама.
        3. Васян1971 8 апреля 2015 00:05
          Ну да. Нормальная сталь появилась после завоевания Кореи. Война за ресусы - форева!
    3. Max_Bauder 7 апреля 2015 15:45
      Незнаю насчет копья, но первый лук был изобретен в степях кочевников средней азии, монголии, также лошадь приручили впервые степняки. В Казахстане археологи нашли металлические элементы сбруи, седла которым 10000 лет. Думаю не надо рассказывать преимущество лука перед мечами и копьями и всадника перед пешим воином. Тьма стрел всегда деморализует противника, особенно когда его стрелы не долетают.

      1. 4-тыйПарасенок 8 мая 2015 22:56
        Цитата: Max_Bauder
        Незнаю насчет копья, но первый лук был изобретен в степях кочевников средней азии, монголии, также лошадь приручили впервые степняки. В Казахстане археологи нашли металлические элементы сбруи, седла которым 10000 лет.

        такой большой, а в сказки веришь...
  2. казах 7 апреля 2015 07:19
    Оногородзима — «Сам собой сгустившийся остров».
    Как сказал бы Задорнов и тут русские Он-огород-зима то есть (огород) остров построенный зимой то есть льдина значит первые японцы приплыли на льдине с севера и это были русские первопроходцы поэтому острова им не отдавать они наши laughing
  3. Monster_Fat 7 апреля 2015 07:31
    Японцы странный народ-тысячелетия замкнутости и самосозерцания сподвигли их создать множество легенд и странных теорий, которые во многом непонятны европейцам. Меч и прочее оружие, вершившие историю Японии, естественно, стоят на первом месте в подобном мифотворчестве. Многие их них красивы и поэтичны своей "загадочностью". Ну, к примеру легенда о мурамаса-совершенных мечах, созданных при помощи магии и "истинных" мурамаса- коих всего 5 по числу эпох, ибо создавались они по одному в эпоху и если их собрать воедино, то весь мир изменит свой облик и примет свой первоначальный вид....
  4. зокняй82 7 апреля 2015 08:51
    Фудзияма курится
    Сакура цветет
    Фукусима отравила
    Нипонский народ.
  5. Andriuha077 7 апреля 2015 10:30
    Принц Ямато - это существенно позже... winked
    У японцев есть священное троекнижие синтоизма ”Кодзики” – ”Нихонги́” – ”Фудоки”, которое, среди прочего, обстоятельно описывает процесс, откуда они, японцы, взялись. Эти ”Хроники Японии” (назовем так для краткости) честно признают, что острова, называемые Японскими, таковыми были не всегда. Предки японцев жили в каком-то совсем другом месте, покуда их император Дзимму ни с того, ни с сего не припомнил, что где-то на востоке есть прекрасная страна ”Тростниковых долин”, которую боги Неба обещали отдать его предкам. Дзимму созвал своих родственников и приближенных, обогатил их этим знанием и обрадовал решением переселиться всем народом в тростниковый рай, раз уж выпала такая халява. Книга умалчивает, проявила ли при этом императорская родня восторг и ликование, а народ – энтузиазм и благодарность. Но делать нечего, детей – за руку, пожитки – на загривок. И поплелись они навстречу восходящему солнцу. Тридцать семь лет продолжалось это странствие, покуда император, наконец, не поднялся на холм, чтобы обозреть с вершины страну Ямато, обещанную богами японцам во владение. Правда, что означает ”Ямато”, сами японцы не знают и поныне. В их языке это слово не имеет смыслового значения. Но звучит красиво! А вам эта история ничего не напоминает? ... Надо ж было такому случиться, что один дотошный читатель не удержался-таки и сравнил слово ”Ямато” с двумя словами на иврито-арамейском диалекте: ”Я – Умато”, что значит: ”народ Божий”. И поспешил, конечно, всем напомнить, что именно так называли себя древние евреи. И не только древние. ... Например, ”Канне – Наа” (”тростниковая долина”) очень напоминает слово ”Ханаан”, ту самую ”землю обетованную”

    До конца XVIII века Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть «дикий», «земля варваров») не слишком интересовал японских правителей. Написанная в начале XVIII века «Дайннипонси» («История Великой Японии»), состоящая из 397 томов, упоминает об Эдзо в разделе, посвященном иностранным государствам. Хотя уже в середине XV века даймё (крупный феодал) Такэда Нобухиро решил на свой страх и риск потеснить айнов южного Хоккайдо и построил там первое постоянное японское поселение...
    vokrugsveta.ru/vs/article/2877/ Прилетевшие с небес, «Настоящие люди»
    leninskoe-zp.io.ua/s100356/ayny-belaya_rasa-_aborigeny_yaponii Айны-Белая Раса- аборигены Японии
    ...Новые земли приходилось брать с боем. Айны оказывали упорное сопротивление. Народная память сохранила имена наиболее мужественных защитников родной земли. Один из таких героев Сякусяин, который возглавил восстание айнов в августе 1669 года. Старый вождь повел за собой несколько айнских племен. За одну ночь были захвачены 30 прибывших из Хонсю торговых кораблей, затем пала крепость на реке Кун-нуи-гава. Сторонники дома Мацумаэ едва успели спрятаться в укрепленном городке.
    Тфили́н — элемент молитвенного облачения иудея: коробочки, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы.

    Ямабуши с токином

    ru.wikipedia.org/wiki/Тфилин
    google.ru/images?q=тфилин+японский
    (Дистанционное управление с базового корабля народом в дальнем походе) laughing
    1. andrew42 7 апреля 2015 13:09
      По словарику интересная выкладка. Получается, что японская аристократия - это окитаенные иудеи? (поскольку этническое родство с одним из древних "китайских" (не было такого названия) племен - не вызывает сомнения для подавляющей массы народа Ямато).
    2. саруман 7 апреля 2015 14:45
      Табличка интересная, только в японском языке нет звука Ш.
    3. саруман 7 апреля 2015 14:45
      Табличка интересная, только в японском языке нет звука Ш.
      1. FM-78 7 апреля 2015 22:46
        Молодец, приятно.
  6. reality 7 апреля 2015 10:53
    На кратинке меч, щит и фасолина. Про меч нам рассказали, а про два других предмета - нет. И еще, почему принц Ямато в европейском платье? Это его каноническое изображение? - на этот вопрос сам ответил погуглив, действительно так выглядела японская мужская одежда, просто большое количество подвязочек вводит в заблуждение.
    Я считаю что герои древних мифов ведут себя противоречиво еще и потому что являются олицетворением аристократии, которая во все времена и во всех культурах позволяла себе лишнего.
    1. kalibr 7 апреля 2015 19:22
      Другие два предмета: зеркало (не щит) и драгоценность из яшмы. Сайт военный, чего рассказывать про зеркала...
      1. reality 9 апреля 2015 16:05
        Политические ток-шоу, или О плевках и кулаках в прямом эфире

        Хранитель русского мира

        Кто кого перемайданит?

        Ехидные комментарии. «Петя, мы на пороге большого шухера!»

        Сайт военный, а экономика, слухи и геополитика здесь появляются регулярно. Статья незаконченная, все что я хотел сказать.
  7. михаил3 7 апреля 2015 16:29
    Дело в том, что самураи - это новая история Японии. Может быть даже новейшая. А все легенды о богах созданы были гораздо, гораздо раньше и самураев, и их кодекса, и всей прочей брехни, вранья и чепухи. Потому то они и выглядят так странно. Тело легенды не сочетается с окончанием потому, что... Ну в общем в России как было?
    "Раньше были бесы. Но потом постановил Рамбам что бесов нету! И бесов не стало". То есть нашу историю, наши легенды, сказания и мифы просто отменили и запретили начисто. Они и исчезли... глядишь на какую нибуть хвостатую русалку и не знаешь - плакать, смеяться или рожицу набить рисовальщику. А нам написали разного убожества, слепив смесь бульдога с носорогом, да на головы нам и вылили.
    А японцы не посмели совсем отойти от старины. Потому у них сама легенда записана придворным специалистом как есть, как от старины было, чтобы народ ее узнавал, а окончание прибито ржавыми гвоздями в самурайском духе. Вот и выходить глупая каша вместо старой легенды. Мифа о том, как портит неограниченная власть и огромная сила даже сознание бога. Ведь если бог есть - отчего невинные еще дети помирают?! И честный ответ - потому что бог сломан своею силой и бесчисленными веками жизни! Большая это тема и не для публичного обсуждения...
  8. Васян1971 8 апреля 2015 00:00
    "... в христианской Библии не указано, каким оружием Каин убил Авеля..."
    А я, вроде, слышал, что Первый Убийца, уничтоживший четверть(!) населения Земли орудовал ослиной челюстью.
    1. kalibr 8 апреля 2015 07:01
      Есть рисунки (миниатюры) в рукописных Библиях. На некоторых он действует ослиной челюстью. Где-то орудует мотыгой(!), посохом... Но в тексте оружие не названо, а нарисовать можно что угодно!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня