Сверхточная «Скорость» и невидимка «Курьер»

Сверхточная «Скорость» и невидимка «Курьер»

12 сентября на сайте Федерального космического агентства появилось заурядное, на первый взгляд, сообщение из разряда тех, которые обычно широкая публика не читает. В рубрике «Новости» объявлялось об открытии конкурсов на право заключения государственных контрактов. По лоту № 43 предметом контракта со сроками выполнения в октябре 2011 – декабре 2012 года значилась «ликвидация твердотопливных ракетных двигателей и зарядов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) ракетных комплексов «Курьер», «Скорость», «Тополь-М» и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ) «Барк».

С третьим и четвертым названиями в этом списке вроде все понятно – они постоянно на слуху, равно как «Ярс» и «Булава». «Тополь-М» – ракетный комплекс шахтного или мобильного базирования. Шахтными РК оснащено Татищевское, а мобильными – Тейковское соединения Ракетных войск стратегического назначения. Про БРПЛ «Барк» экспертное сообщество и журналисты вспоминали всякий раз, когда случались проблемы с «Булавой» (дай бог, чтобы их больше не было). А вот что такое ракеты «Курьер» и «Скорость» (в объявлении о тендере последняя ошибочно называлась МБР), известно очень ограниченному кругу специалистов. А ведь и данные «изделия», и создавшие их люди заслуживают подробного рассказа. Хотя сведения об этих уникальных ракетах разработки Московского института теплотехники (МИТ) в открытых источниках найти очень трудно.

Не понадобились


Твердотопливная баллистическая ракета средней дальности (БРСД) «Скорость» проектировалась под руководством директора – главного конструктора МИТа Александра Надирадзе с 1982 года. Она предназначалась для вооружения РВСН и Сухопутных войск. Ее предполагалось использовать для поражения объектов противника на европейских театрах военных действий с применением как ядерных, так и обычных боезарядов.

Создание очередной мобильной «невидимки» МИТа завершилось в 1986-м. Летно-конструкторские испытания «палача Европы» начались 1 марта 1987 года на полигоне Капустин Яр – произвели один испытательный пуск ракеты. После чего по решению правителей СССР того времени в связи с подготовкой будущего советско-американского Договора об уничтожении баллистических ракет средней и меньшей дальности 7 марта 1987 года дальнейшие работы по «Скорости» свернули.

Эта БРСД действительно могла держать под прицелом все потенциальные цели в Европе. Она имела максимальную дальность полета четыре тысячи километров. Ее главным ноу-хау являлась уникальная система управления, позволявшая, говоря на сленге ракетчиков, попадать в кол, которую создали московский Научно-исследовательский институт автоматики и приборостроения во главе с Николаем Пилюгиным (позднее – Владимиром Лапыгиным) и свердловское НПО автоматики во главе с Николаем Семихатовым.

Сверхточная «Скорость» и невидимка «Курьер»

МБР «Курьер» с 1981 года тоже разрабатывалась в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе. Вооруженным Силам СССР надлежало передать малогабаритную твердотопливную мобильную ракету, размеры которой позволяли разместить ее в обычном контейнере-рефрижераторе. Тысячи таких контейнеров перемещались по необъятным просторам Советского Союза. И попробуй определи, в каком из них перевозят замороженное мясо, а в каком – грозное «изделие» с немалой по мощности моноблочной ядерной боеголовкой.

Невозможность обнаружения – вот что должно было стать главным козырем «Курьера». Вдобавок создатели ракеты смогли решить практически невыполнимую задачу – обеспечить межконтинентальную дальность и очень быстрый пуск (последнее крайне важно, если учесть в наличии у противника развитой системы ПРО) при стартовой массе всего 15 тонн.

Эскизный проект «Курьера» был завершен в 1984 году. Как следует из упомянутого выше конкурсного предложения, замысел конструкторов удалось воплотить в металле. Но МБР ожидала не та судьба, на которую рассчитывали сотрудники МИТа. Как пишет Михаил Петров в книге «Ракетное оружие РВСН», «летные испытания («Курьера») должны были начаться в 1992 году, однако они были отменены в силу причин политического и экономического характера».

Мнение компетентного человека

А теперь слово за «Курьер» замолвит полковник А., долгое время служивший в Главном штабе РВСН.

«Стратегический ракетный комплекс «Курьер» должен был стать дальнейшим развитием уникального направления советского ракетостроения, воплощенного в подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК), – напомнил офицер. – Его создание велось с использованием новейших для своего времени материалов и технологий, многие из которых в период «смуты» оказались утерянными».

Почему понадобился такой комплекс? Разве не могли стать ему альтернативой мобильные и шахтные РК «Тополь-М», а также «Ярс»? Нет, полагает полковник.

«При всей вере в неуязвимость этих комплексов их создателя – уважаемого, несмотря ни на что, Юрия Соломонова – очевидно, что еще к концу 80-х годов прошлого века потенциальный противник (сейчас более политкорректно говорить о «партнере») получил возможность имеющимися у него техническими средствами разведки вскрывать местоположение мобильных пусковых установок «Тополей» на полевых боевых стартовых позициях и определять их координаты с высокой точностью. Причем на это ему требовалось не более суток. Для того чтобы обеспечить необходимую скрытность, наши ракетчики были вынуждены менять полевые позиции с высокой частотой, что было крайне тяжело для людей и губительно для техники – моторесурс двигателей пусковых установок был достаточно ограниченным».

«Тяжелые и крупногабаритные самоходные пусковые установки массой более 100 тонн невозможно было спрятать от космических средств оптической и радиолокационной разведки США, – констатирует эксперт. – Кроме того, не все мосты и дороги в России (увы, Россия не Белоруссия, где дорожная инфраструктура под ракетные комплексы «Пионер», а затем под «Тополь» создавалась заблаговременно) выдерживали этих «мастодонтов», что ограничивало маневренность ПГРК в позиционных районах». «В итоге терялось важнейшее преимущество мобильности – неопределенность для потенциального противника местоположения самоходных пусковых установок, – полагает он. – Еще тогда, 20 лет назад стало ясно (к сожалению, не для всех), что это направление поддержания стратегической стабильности с Западом заходит в тупик. Тогда и было принято решение о разработке малогабаритного ракетного комплекса мобильного базирования, получившего название «Курьер».

«Основой нового ракетного комплекса должна была стать МБР массой не более 15 тонн, имеющая моноблочную головную часть достаточно большой мощности. Главным и важнейшим его преимуществом должны были стать малые габариты и масса, – отметил эксперт ВПК. – Это позволило бы маскировать боевые машины под обычные автопоезда и свободно перемещаться по дорогам общего пользования. Такое свойство превращало ракетный комплекс из грунтового в шоссейный – отпадала необходимость прятаться в лесах и передвигаться в темное время суток».

«Появление «Курьера» в боевом составе РВСН привело бы к революции в боевом применении этого ранее – вида, теперь – рода Вооруженных Сил и значительно укрепило бы безопасность России», – уверен специалист. Он отметил, что бывший в то время главкомом РВСН генерал армии Юрий Максимов впоследствии вспоминал, что завершению отработки ракетного комплекса «Курьер» с малогабаритной ракетой уделялось самое серьезное внимание: планировалось, что в боевом составе РВСН их вместе с «Тополями» будет свыше 700 штук.

«В 1991 году ракета была готова к испытаниям, – напомнил полковник А. – Однако в связи с известными событиями работы были приостановлены, а в дальнейшем закрыты». А зря. И пусть наш эксперт привел мнение одного из высокопоставленных генералов РВСН, который несколько лет назад заявил, что «невозможно возобновить работы по «Курьеру» из-за утери ряда технологий создания специальных материалов, узлов и агрегатов», ракета такого типа необходима РВСН и стране в целом, как воздух. Почему?

В любом случае, когда мобильные «Тополя-М» и «Ярсы» несут боевое дежурство на полевых боевых стартовых позициях, они все больше видны для космических аппаратов, оснащенных радарами с синтезированной апертурой. Последние способны распознавать изменения в рельефе местности высотой до пяти сантиметров, и как ни прячь пусковую, ее высота в вывешенном положении составляет примерно шесть метров. Такое изменение высоты рельефа не скроешь никакими средствами маскировки. Вопрос только в частоте облета конкретной местности спутниками с SAR-возможностями, что пока зависит от количества космических аппаратов данного типа на орбите.

Скрыться от этих спутников могли, могут и могли бы в будущем только два типа ракетных комплексов из числа тех, которые имелись у «непобедимой и легендарной» или которые она готовилась получить. Это все тот же «Курьер» и боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), внешне напоминавший обычный пассажирский состав. Но и его уже давно нет в строю. Поэтому многие эксперты считают, что в условиях быстрого совершенствования средств космической разведки у зарубежных «партнеров» российские РВСН должны получить что-то типа «Курьера» и (или) БЖРК при обязательном наличии в их боевом составе в качестве весомого дополнения новой тяжелой жидкостной ракеты.

А тем временем…

Гримаса судьбы. В период с 19 декабря 2006 по 22 июля 2008 года согласно контракту, заключенному германской компанией OHB System AG с Рособоронэкспортом и омским ПО «Полет», Космические войска России с помощью ракет-носителей типа «Космос-3М» вывели в околоземное пространство пять немецких спутников типа SAR-Lupe в интересах бундесвера, который таким образом обзавелся своей первой системой космической разведки.

Эти аппараты массой 720 килограммов каждый оснащены аппаратурой, позволяющей получать изображения земной поверхности при любой освещенности и любых погодных условиях с разрешающей способностью менее одного метра. Спутники могут распознавать движущиеся автомашины, самолеты, а также идентифицировать иные объекты, к примеру огневые позиции и боевую технику. ИСЗ находятся на орбитах высотой около 500 километров в трех различных плоскостях и облетают Землю за 90 минут. Максимальное время реагирования системы на запрос – 11 часов.

И теперь в идеале после пролета каждого такого спутника «Тополям» и «Ярсам» при нахождении в поле надо менять позиции, что вряд ли реально. А ведь есть еще американские и французские космические шпионы…
Автор: Владимир Куделев
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. ЗЕБРАШ 1 октября 2011 13:16
    Согласен с автором и полковником А. - не так уж незаметны "Тополя" и "Ярсы" recourse
    ЗЕБРАШ
    1. Vadivak 7 октября 2011 22:44
      У нас незаменимых нет.......

      Роскосмос временно прекратит разработку новой ракеты-носителя (РН) "Русь-М", которая должна была впервые стартовать в космодрома "Восточный" в 2015г. "Мы считаем, что новая ракета нам не нужна. Несмотря на недавние успехи, ракеты-носители "Союз" и Протон" - самые надежные", - сказал глава Роскосмоса Владимир Поповкин в ходе "правительственного часа" в Госдуме.
    2. ValBORO 27 декабря 2011 11:19
      Совершено согласен с Вами и авторами. И Тополя, и Курьеры, и вообще все гподвижные комплексы распознаются с вероятностью близкой к 1 комплексной разведкой. БЖРК так фонит в инфракрасном диапазоне, что только слепой этого не увидит (приходилось смотреть наши снимки еще в 80-х).
      Что касается ответного удара, то его идеология сама по себе весьма спорна. Американцы ее решают ПЛАРБами, а мы все тащим на основную территорию.
      Что касается Курьера в автотрейлерах, то одна пусковая ездить не будет, а будет мотаться караван, и по дорогам, где такие караваны обычоо не ходят.
      Не надо спецов США за дураков считать. После месяца нвблюдений они даже по вторичным признакам вычилят все установки.
      ValBORO
    3. dvina 16 января 2012 16:40
      Заметность ПГРК компенсируется скоростью отстрела. Тут ни какой радар не поможет.
      Кроме того.. оперируя открытыми источниками и учитывая,что SAR это прежде всего радар,то и средства аскировки соответствующие.
      Радиопоглащающие ткани выпускаются тут
      http://www.rusnanonet.ru/articles/46741
      О резиновых изделия в точности имитирующих ПУ не знают разве,что слепоглухие.
      Кроме того SAR радаров не так и много и они имеют особенности ограничивающие их возможности.
      Ну и кто сказал,что в случаи накаливания обстановки,ПГРК останутцоо в своих позиционных районах? Что помешает им совершить марш бросок км на 200-500 в сторону?
      dvina
  2. kagorta 1 октября 2011 15:45
    У нас духу не хватило, когда пиндосы договор по про разрывали, про БЖРК вспомнить и их вернуть. А на трассах наших "ядренные" автопоезда, как то даже страшно. Да и охрана на чем ездить будет, на бронированных пазиках?
    1. JackTheRipper 28 февраля 2012 04:22
      Кем-то установленные жучки в 90ых нашли на одном из таких поездов... (Видимо те кто установил, могли следить за передвижением этого поезда)
  3. МаксАрт 1 октября 2011 20:51
    kagorta, такие ядерные поезда не обязательно постоянно гонять по шоссе. Достаточно их наличия - это раз. И достаточно выгнать их на трассу в момент напряжённости вроде карибского кризиса, чтобы этот кризис тут же благополучно разрешился.

    Остается загадкой ещё один вопрос - насколько умеет лёгкая 15-титонная ракета преодолевать ПРО? Иначе всё неактуально.
    МаксАрт
  4. полковник 4 октября 2011 14:29
    Американцы смертельно боялись "Скальпелей", уникальных ракетных комплексов железнодорожного базирования, поэтому и "попросили" Путина (в его бытность Президентом РФ) ликвидировать их. Эти действия ВВП, вместе с решением о закрытиии центра РР и РТР на Кубе, затоплении станции "Мир" с уникальным вооружением (да, да!) и оборудованием на борту составили основу списка преступлений, составленного В.Илюхиным. Что стало с Илюхиным, известно всем (а был ещё Рохлин). Чем будем обороняться, если высшее руководство продолжит такую политику?
  5. DEfindER 20 октября 2011 12:17
    Да иметь таких мастодонтов, в качестве основного оружия сдерживания уже не реально, они как динозавтры уже не смогут обеспечить 100% ответ и выживаемость в условиях войны.. т.к. и легко обнаруживаются и уничтожаются диверсионными группами.. Всё в мире идёт по пути уменьшения размеров и массы, и в СССР не случаюно велись разработки Курьера, как необходимого средства сдерживания.. а действия нашего правительства по уничтожению таких систем и ещё и Скальпелей это просто преступление против народа!
    1. Леха е-мое 12 декабря 2011 08:22
      Необходимо возрождать боеспособные системы в противовес ПРО США.Иначе нас в конечном счете ждет судьба ЛИВИИ И КАДДАФИ.
      Конечно нельзя забывать и экономическую сторону дела.А то можно и надорваться.
      Леха е-мое
  6. Денис 17 декабря 2011 07:40
    Гримаса судьбы. В период с 19 декабря 2006 по 22 июля 2008 года согласно контракту, заключенному германской компанией OHB System AG с Рособоронэкспортом и омским ПО «Полет», Космические войска России с помощью ракет-носителей типа «Космос-3М» вывели в околоземное пространство пять немецких спутников типа SAR-Lupe в интересах бундесвера, который таким образом обзавелся своей первой системой космической разведки.

    а при подготовке к запуску блочок системы "раз и 3,14здец" наше спецы не могли пристроить?
  7. serg792002 18 февраля 2012 17:47
    Выходить надо из договора РСМД и возрождать производство, если ещё не поздно.
    serg792002
  8. ДмитрийК 13 февраля 2013 12:14
    Получается эти ракеты остались в стороне от договора РСМД,раз только теперь их разобрали?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня