Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

11
Первая мировая война способствовала появлению множества военных новинок, будь то танки, отравляющие газы, гигантские цеппелины и… броневые автомобили, которые до нее существовали лишь в единичных экземплярах. Вот и в армии Австро-Венгерской империи испытывалось сразу несколько таких БА и, в частности, броневик «Даймлер», построенный в 1905 году. Говорят, что престарелый император Франц Иосиф, лошадей из свиты которого этот бронеавтомобиль распугал, после этого категорично заявил, что «эта вещь» отныне «не будет использоваться в военных целях». Не был принят на вооружение и «танк Бурштыня» — удивительно совершенная для своего времени разработка Гюнтера Бурштыня, который на нем не только предусмотрел гусеничный ход, но и приспособления для преодоления траншей!

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия
«Танк Бурштыня» — современный новодел из Венского военного музея




В результате, когда началась война, бронеавтомобилей в армии Австро-Венгрии не оказалось, и их пришлось разрабатывать уже в ходе военных действий. В 1915 году были построены два первых броневика. Первый — конструкции Яновича и второй, весьма изысканный на вид БА «Ромфель».
Свое название он получил по именам своих создателей: гауптмана (капитана) и инженера Романского и обер-лейтенанта Фельнера. О том, какое шасси использовалось, имеются противоречивые сведения. Ряд зарубежных историков считают, что это был «Мерседес» с мотором 95 л.с. и с цепной передачей. Другие, что в качестве шасси был использован M09 «Самсон» с 4-цилиндровым мотором в 75 л.с. Первый вариант выглядит наиболее правдоподобным, но с абсолютной уверенностью утверждать ничего нельзя. Самый первый БА был построен в течение лета 1915 года в Будапеште, и можно считать, что это была инициатива венгерских военных.


БА «Ромфель». Обращают на себя внимание прямо-таки «киношные» очертания корпуса и огромные опознавательные знаки.


По тому времени машина имела (во всяком случае, так считалось!) элегантный дизайн, с закругленными бортами и низкой пулеметной башней. Привод на все четыре колеса и цельнолитые шины повышали ее проходимость. Вооружение: один пулемет «Шварцлозе» М 7/12, с боезапасом в 3000 патронов. Надо сказать, что из-за своего короткого ствола этот пулемет имел скорость пули ниже, чем у всех других станковых пулеметов воюющих держав. Поэтому высокими бронебойными качествами его пули не обладали, так что бороться с другими БА он, скорее бы всего, не мог. Запас хода лежал в интервале между 100 и 150 км. Максимальная скорость 26 км/ч. Другой современной особенностью этой машины было то, что он имел радиоаппарат фирмы «Сименс и Гальске». То есть по тому времени это был просто великолепный автомобиль-разведчик. Толщина брони составляла 6 мм, а общий вес «Ромфеля» был около 3 тонн. Длина равнялась 5,67 м, высота — 2,48 м, и ширина — 1,8 м.

Однако только один автомобиль этого типа и был построен в 1915 году. Использовался он на итальянском фронте в 1918 году, где он воевал в составе подразделения броневых автомобилей № 1, в которое кроме «Ромфеля», входили еще два БА Яновича, один бывший итальянский «Лянча», и один броневик «Остин» первой серии.


БА «Ромфель»


Другой «Ромфель» был построен в конце 1917 года, или, возможно, в начале 1918-ого. Он явно использовал другое шасси, причем, скорее всего это был автомобиль «Голиаф» с 6-цилиндровым мотором мощностью 90 л.с. Интересно, что устройство башни этого оригинального БА (так и кажется, что эта одна из машин из известного советского кинофильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1964 г.) позволяло вести огонь даже по самолетам!


БА «Ромфель». Пулемет развернут для зенитной стрельбы


Следует отметить, что в Первую мировую войну многие конструкции бронированных автомобиля были очень простыми, если не сказать — примитивными. Одной из таких машин стал австро-венгерский БА «Янович», названный так в честь его создателя — гауптмана по фамилии Янович — отсюда и название. Первые три «Яновича» были построены на основе грузового автомобиля «Фиат-40» ПС. Затем в 1917 году были построены еще два: один на шасси «Бюссинга» 36 л. с. и один на шасси «Фиата-34» ПС.


БА «Янович». Внешне очень похож как на российский «Руссо-Балт» (такой же коробчатый корпус) и одновременно бронеавтомобиль мексиканского генерала Панчо Вильи (бронирование капота и установка на нем фары-проектора). Кроме того, на обоих БА почему-то установлены пулеметы «Виккерс». Видимо, это были трофеи.


Броня броневиков была достаточно толстой: 7 мм спереди, 5 мм по бокам. В литературе приводятся данные о том, что они весили около 3 тонн. Вполне вероятно, что это был вес грузовых автомобилей, поскольку, броня к этому весу добавила бы как минимум одну тонну. Двигатель мощностью в 40 л.с. позволял ему двигаться с максимальной скоростью около 40 км/ч. Запас хода составлял 340 км. Длина машины была 5,7 м, 1,9 м ширина, а вот по высоте в 3,5 м он превосходил многие БА того времени, хотя судя по фотографиям он должен быть все-таки ниже. Каждый БА был вооружен двумя пулеметами «Шварцлозе»: один устанавливался рядом с водителем, а другой мог переставляться при необходимости с одного борта на другой, причем в бортах было устроено сразу четыре пулеметные амбразуры. Экипаж состоял из пяти человек. Внешне этот он был похож на наш отечественный бронеавтомобиль «Руссо-Балт», так как в оба проекта были заложены одинаковые технические решения, основанные на использовании больших и плоских листов брони.


БА «Янович». В отличие от «Руссо-Балта» имел бронировку задних колес.


Армии Бельгии с началом войны оказалась первой из воюющих армий, которая использовала бронеавтомобили в больших количествах. Это не удивительно при наличии большого количества дорог с хорошим покрытием и множества близкорасположенных городов и поселков. Большинство из них были сделаны на базе стандартного легкового автомобиля, модель 38CV с 4-цилиндровым двигателем, который в Антверпене производила фирма «Минерва». Единственным изменением внесенным в его шасси была замена одинарных задних колес на сдвоенные, чтобы компенсировать вес брони. Автомобиль имел открытый верх, и дверцы с обеих сторон бронированного корпуса. С 1916 года боевое отделение бронировалось полностью. Вооружение состояло из одного 8-мм пулемета «Гочкис», защищенного полукруглым щитом. Позднее, уже во Франции некоторые БА оснастили 37-мм пушками Пюто. Общий вес автомобиля был около 4 тонн, максимальная скорость около 40 км/ч.


БА «Минерва» 1914 г.


Примерно 25-30 автомобилей модели 1914 года были построены до того как завод «Минерва» был захвачен немцами в октябре 1914 года. Но что самое интересное, пройдя всю войну, они были изъяты из состава бельгийской армии лишь в 1935 году! Немецкая армия использовала четыре захваченных «Минервы» вместе с другими своими БА для вторжения в Румынию. Отряд бельгийских бронеавтомобилей участвовал в войне на Восточном фронте в составе российской императорской армии до тех пор, пока он не был эвакуирован из России в 1917 году.

Понятно, что отсутствие на этом бронеавтомобиле башни сильно снижало его боевую эффективность. Восполнить этот недостаток должны были БА фирмы С.А.В.А., построенные примерно в октябре 1914 года, и имевшие вооружение в полусферических башнях. Это был мощный спортивный автомобиль, шасси которого вполне подходило для того, чтобы выдержать вес брони и особенно бронированной башни.


«САВА», вид сбоку


Двигатель и отделение экипажа были полностью бронированы, но вот колеса со спицами, конечно, не могли не быть весьма уязвимыми. Перед водителем броневая плита располагалась с наклоном вверх от самого капота и до соединения с крышей, что повышало ее бронестойкость. Башня имела форму купола, но все-таки была открыта сзади. Вооружался он так же, как и «Минерва», одним пулеметом «Гочкис». Электрооборудование в дополнение к обычным фарам включало большие фары на левой стороне капота. Производство этих БА прекратилось в октябре 1914 года, когда завод был захвачен наступающей немецкой армией.


Пулемет «Гочкис», которым вооружались бельгийские БА. Самый длинный станковый пулемет винтовочного калибра обеих мировых войн



«САВА». Хорошо видны установленные на этот БА мощные фары
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    6 апреля 2015 08:24
    Да уж, во времена конструктивного оформления самой идеи, чего только не появлялось..., в соответствии с технолоическими возможностями эпохи, само собой.
  2. +8
    6 апреля 2015 08:47
    БА «Ромфель» выглядит стремительно.На "бэтмобиль" похож.
    1. +5
      6 апреля 2015 12:00
      Красивая машина, но в производстве геморойная... наверное.
  3. +4
    6 апреля 2015 16:56
    Пулемет "Гочкис"с ленточным питанием.А я думал,что только с кассетным.На верхнем снимке ленту не видно.
  4. +7
    6 апреля 2015 18:13
    Неплохая статья, спасибо автору.
  5. +2
    6 апреля 2015 18:20
    спасибо! очень познавательно! танк Бурштыня на заставке отдельно порадовал- видел только проект а оказывается и памятник есть .........
  6. +3
    6 апреля 2015 18:29
    Интересная статья, спасибо!
    Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
    «Аустро-Даймлер»
    Боевая масса, т: 3,0;
    Экипаж, чел.: 4-5;
    Габаритные размеры, мм: длина - 4600; ширина - 1760; высота -2743;
    Бронирование, мм: 4;
    Вооружение: 7,92-мм пулемет водяного охлаждения «Максим» (с 1906 г. два пулемета);
    Двигатель: «Аустро-Даймлер», 4 - цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4400 см?, мощность 29,42 кВт при 1050 об./мин;
    Удельная мощность, кВт/т: 9,8;
    Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 45 ;
    Запас хода, км: по шоссе -250.
  7. +5
    6 апреля 2015 21:30
    Время поисков и необычных решений. Интересные машины, почему только их не производили массово, ведь польза довольно очевидна. Или окопная война сделала их слишком легкой мишенью для артиллерии?
    1. +1
      7 апреля 2015 11:50
      Цитата: БМ-13
      почему только их не производили массово, ведь польза довольно очевидна.

      Почему. Минерва производилась довольно массово.
      По поводу остального могу сказать, что проходимость вне дорог была на порядок хуже чем у классики жигулей. А дорог, даже в европе, на порядок меньше чем у нас сейчас...
      1. +3
        8 апреля 2015 22:24
        Понятно, просто время еще не пришло, техника отставала. Но, ИМХО, получается, что когда появились и моторы, и полноприводные шасси и прочее, то они уже стали не так актуальными (опыт применения в ВМВ как-то, вроде, не очень впечатляющий), там больше уже на БТР стали обращать внимание. Вот интересно: колесная бронетехника - ее ниша только как вспомогательная (поддержка, доставка и сопровождение пехоты, разведка при танках и пр.), или возможна новая роль?
        1. 0
          9 апреля 2015 08:56
          Цитата: БМ-13
          Вот интересно: колесная бронетехника - ее ниша только как вспомогательная (поддержка, доставка и сопровождение пехоты, разведка при танках и пр.), или возможна новая роль?

          Да, я думаю, что у колесной техники откроется второе дыхание в связи с появлением беспилотных машин поддержки и пр. Ну и стандартные вспомогательные функции, таки да, никто не отменял.