Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

Первая мировая война способствовала появлению множества военных новинок, будь то танки, отравляющие газы, гигантские цеппелины и… броневые автомобили, которые до нее существовали лишь в единичных экземплярах. Вот и в армии Австро-Венгерской империи испытывалось сразу несколько таких БА и, в частности, броневик «Даймлер», построенный в 1905 году. Говорят, что престарелый император Франц Иосиф, лошадей из свиты которого этот бронеавтомобиль распугал, после этого категорично заявил, что «эта вещь» отныне «не будет использоваться в военных целях». Не был принят на вооружение и «танк Бурштыня» — удивительно совершенная для своего времени разработка Гюнтера Бурштыня, который на нем не только предусмотрел гусеничный ход, но и приспособления для преодоления траншей!

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

«Танк Бурштыня» — современный новодел из Венского военного музея

В результате, когда началась война, бронеавтомобилей в армии Австро-Венгрии не оказалось, и их пришлось разрабатывать уже в ходе военных действий. В 1915 году были построены два первых броневика. Первый — конструкции Яновича и второй, весьма изысканный на вид БА «Ромфель».

Свое название он получил по именам своих создателей: гауптмана (капитана) и инженера Романского и обер-лейтенанта Фельнера. О том, какое шасси использовалось, имеются противоречивые сведения. Ряд зарубежных историков считают, что это был «Мерседес» с мотором 95 л.с. и с цепной передачей. Другие, что в качестве шасси был использован M09 «Самсон» с 4-цилиндровым мотором в 75 л.с. Первый вариант выглядит наиболее правдоподобным, но с абсолютной уверенностью утверждать ничего нельзя. Самый первый БА был построен в течение лета 1915 года в Будапеште, и можно считать, что это была инициатива венгерских военных.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

БА «Ромфель». Обращают на себя внимание прямо-таки «киношные» очертания корпуса и огромные опознавательные знаки.

По тому времени машина имела (во всяком случае, так считалось!) элегантный дизайн, с закругленными бортами и низкой пулеметной башней. Привод на все четыре колеса и цельнолитые шины повышали ее проходимость. Вооружение: один пулемет «Шварцлозе» М 7/12, с боезапасом в 3000 патронов. Надо сказать, что из-за своего короткого ствола этот пулемет имел скорость пули ниже, чем у всех других станковых пулеметов воюющих держав. Поэтому высокими бронебойными качествами его пули не обладали, так что бороться с другими БА он, скорее бы всего, не мог. Запас хода лежал в интервале между 100 и 150 км. Максимальная скорость 26 км/ч. Другой современной особенностью этой машины было то, что он имел радиоаппарат фирмы «Сименс и Гальске». То есть по тому времени это был просто великолепный автомобиль-разведчик. Толщина брони составляла 6 мм, а общий вес «Ромфеля» был около 3 тонн. Длина равнялась 5,67 м, высота — 2,48 м, и ширина — 1,8 м.

Однако только один автомобиль этого типа и был построен в 1915 году. Использовался он на итальянском фронте в 1918 году, где он воевал в составе подразделения броневых автомобилей № 1, в которое кроме «Ромфеля», входили еще два БА Яновича, один бывший итальянский «Лянча», и один броневик «Остин» первой серии.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

БА «Ромфель»

Другой «Ромфель» был построен в конце 1917 года, или, возможно, в начале 1918-ого. Он явно использовал другое шасси, причем, скорее всего это был автомобиль «Голиаф» с 6-цилиндровым мотором мощностью 90 л.с. Интересно, что устройство башни этого оригинального БА (так и кажется, что эта одна из машин из известного советского кинофильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1964 г.) позволяло вести огонь даже по самолетам!

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

БА «Ромфель». Пулемет развернут для зенитной стрельбы

Следует отметить, что в Первую мировую войну многие конструкции бронированных автомобиля были очень простыми, если не сказать — примитивными. Одной из таких машин стал австро-венгерский БА «Янович», названный так в честь его создателя — гауптмана по фамилии Янович — отсюда и название. Первые три «Яновича» были построены на основе грузового автомобиля «Фиат-40» ПС. Затем в 1917 году были построены еще два: один на шасси «Бюссинга» 36 л. с. и один на шасси «Фиата-34» ПС.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

БА «Янович». Внешне очень похож как на российский «Руссо-Балт» (такой же коробчатый корпус) и одновременно бронеавтомобиль мексиканского генерала Панчо Вильи (бронирование капота и установка на нем фары-проектора). Кроме того, на обоих БА почему-то установлены пулеметы «Виккерс». Видимо, это были трофеи.

Броня броневиков была достаточно толстой: 7 мм спереди, 5 мм по бокам. В литературе приводятся данные о том, что они весили около 3 тонн. Вполне вероятно, что это был вес грузовых автомобилей, поскольку, броня к этому весу добавила бы как минимум одну тонну. Двигатель мощностью в 40 л.с. позволял ему двигаться с максимальной скоростью около 40 км/ч. Запас хода составлял 340 км. Длина машины была 5,7 м, 1,9 м ширина, а вот по высоте в 3,5 м он превосходил многие БА того времени, хотя судя по фотографиям он должен быть все-таки ниже. Каждый БА был вооружен двумя пулеметами «Шварцлозе»: один устанавливался рядом с водителем, а другой мог переставляться при необходимости с одного борта на другой, причем в бортах было устроено сразу четыре пулеметные амбразуры. Экипаж состоял из пяти человек. Внешне этот он был похож на наш отечественный бронеавтомобиль «Руссо-Балт», так как в оба проекта были заложены одинаковые технические решения, основанные на использовании больших и плоских листов брони.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

БА «Янович». В отличие от «Руссо-Балта» имел бронировку задних колес.

Армии Бельгии с началом войны оказалась первой из воюющих армий, которая использовала бронеавтомобили в больших количествах. Это не удивительно при наличии большого количества дорог с хорошим покрытием и множества близкорасположенных городов и поселков. Большинство из них были сделаны на базе стандартного легкового автомобиля, модель 38CV с 4-цилиндровым двигателем, который в Антверпене производила фирма «Минерва». Единственным изменением внесенным в его шасси была замена одинарных задних колес на сдвоенные, чтобы компенсировать вес брони. Автомобиль имел открытый верх, и дверцы с обеих сторон бронированного корпуса. С 1916 года боевое отделение бронировалось полностью. Вооружение состояло из одного 8-мм пулемета «Гочкис», защищенного полукруглым щитом. Позднее, уже во Франции некоторые БА оснастили 37-мм пушками Пюто. Общий вес автомобиля был около 4 тонн, максимальная скорость около 40 км/ч.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

БА «Минерва» 1914 г.

Примерно 25-30 автомобилей модели 1914 года были построены до того как завод «Минерва» был захвачен немцами в октябре 1914 года. Но что самое интересное, пройдя всю войну, они были изъяты из состава бельгийской армии лишь в 1935 году! Немецкая армия использовала четыре захваченных «Минервы» вместе с другими своими БА для вторжения в Румынию. Отряд бельгийских бронеавтомобилей участвовал в войне на Восточном фронте в составе российской императорской армии до тех пор, пока он не был эвакуирован из России в 1917 году.

Понятно, что отсутствие на этом бронеавтомобиле башни сильно снижало его боевую эффективность. Восполнить этот недостаток должны были БА фирмы С.А.В.А., построенные примерно в октябре 1914 года, и имевшие вооружение в полусферических башнях. Это был мощный спортивный автомобиль, шасси которого вполне подходило для того, чтобы выдержать вес брони и особенно бронированной башни.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

«САВА», вид сбоку

Двигатель и отделение экипажа были полностью бронированы, но вот колеса со спицами, конечно, не могли не быть весьма уязвимыми. Перед водителем броневая плита располагалась с наклоном вверх от самого капота и до соединения с крышей, что повышало ее бронестойкость. Башня имела форму купола, но все-таки была открыта сзади. Вооружался он так же, как и «Минерва», одним пулеметом «Гочкис». Электрооборудование в дополнение к обычным фарам включало большие фары на левой стороне капота. Производство этих БА прекратилось в октябре 1914 года, когда завод был захвачен наступающей немецкой армией.

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

Пулемет «Гочкис», которым вооружались бельгийские БА. Самый длинный станковый пулемет винтовочного калибра обеих мировых войн

Бронеавтомобили великой войны: Австро-Венгрия и Бельгия

«САВА». Хорошо видны установленные на этот БА мощные фары
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. sub307 6 апреля 2015 08:24
    Да уж, во времена конструктивного оформления самой идеи, чего только не появлялось..., в соответствии с технолоическими возможностями эпохи, само собой.
  2. Волосатый сибиряк 6 апреля 2015 08:47
    БА «Ромфель» выглядит стремительно.На "бэтмобиль" похож.
    1. tchoni 6 апреля 2015 12:00
      Красивая машина, но в производстве геморойная... наверное.
  3. григорьевич 6 апреля 2015 16:56
    Пулемет "Гочкис"с ленточным питанием.А я думал,что только с кассетным.На верхнем снимке ленту не видно.
  4. Алекс 6 апреля 2015 18:13
    Неплохая статья, спасибо автору.
  5. казак волгский 6 апреля 2015 18:20
    спасибо! очень познавательно! танк Бурштыня на заставке отдельно порадовал- видел только проект а оказывается и памятник есть .........
  6. Штык 6 апреля 2015 18:29
    Интересная статья, спасибо!
    Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля
    «Аустро-Даймлер»
    Боевая масса, т: 3,0;
    Экипаж, чел.: 4-5;
    Габаритные размеры, мм: длина - 4600; ширина - 1760; высота -2743;
    Бронирование, мм: 4;
    Вооружение: 7,92-мм пулемет водяного охлаждения «Максим» (с 1906 г. два пулемета);
    Двигатель: «Аустро-Даймлер», 4 - цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4400 см?, мощность 29,42 кВт при 1050 об./мин;
    Удельная мощность, кВт/т: 9,8;
    Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 45 ;
    Запас хода, км: по шоссе -250.
  7. БМ-13 6 апреля 2015 21:30
    Время поисков и необычных решений. Интересные машины, почему только их не производили массово, ведь польза довольно очевидна. Или окопная война сделала их слишком легкой мишенью для артиллерии?
    1. tchoni 7 апреля 2015 11:50
      Цитата: БМ-13
      почему только их не производили массово, ведь польза довольно очевидна.

      Почему. Минерва производилась довольно массово.
      По поводу остального могу сказать, что проходимость вне дорог была на порядок хуже чем у классики жигулей. А дорог, даже в европе, на порядок меньше чем у нас сейчас...
      1. БМ-13 8 апреля 2015 22:24
        Понятно, просто время еще не пришло, техника отставала. Но, ИМХО, получается, что когда появились и моторы, и полноприводные шасси и прочее, то они уже стали не так актуальными (опыт применения в ВМВ как-то, вроде, не очень впечатляющий), там больше уже на БТР стали обращать внимание. Вот интересно: колесная бронетехника - ее ниша только как вспомогательная (поддержка, доставка и сопровождение пехоты, разведка при танках и пр.), или возможна новая роль?
        1. tchoni 9 апреля 2015 08:56
          Цитата: БМ-13
          Вот интересно: колесная бронетехника - ее ниша только как вспомогательная (поддержка, доставка и сопровождение пехоты, разведка при танках и пр.), или возможна новая роль?

          Да, я думаю, что у колесной техники откроется второе дыхание в связи с появлением беспилотных машин поддержки и пр. Ну и стандартные вспомогательные функции, таки да, никто не отменял.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня