Первые роботы на фронтах Второй мировой войны

17

В последние годы армии многих стран мира всё больше внимания уделяют разнообразным роботам и роботизированной технике. Военные уже давно мечтают о таком роботе, который на поле боя смог бы заменить человека. А между тем мало кто догадывается, что самые первые попытки применения подобных машин произошли еще в годы Второй мировой войны. Роботизированную технику использовали войска СССР и Германии.

Гусеничные роботы РККА



Первые управляемые на расстоянии танки, или, как их называли в СССР, телетанки, появились еще в конце 20-х начале 30-х годов XX века. Над их созданием в разные годы трудились конструкторы из Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения, Всесоюзного государственного института телемеханики и связи, а также НИИ-20. Так уже в 1929-1930 годах в Советском Союзе проводились испытания французского танка Renault FT, которым можно было управлять при помощи передаваемых по кабелю радиосигналов. А уже год спустя необходимое оборудование удалось смонтировать на танк «Т-18» советского производства. Более того первый советский телетанк был радиоуправляемым. И хотя максимальная скорость его движения не превышала 4 км/ч, данный телетанк двигался вперед и в стороны, мог останавливаться по команде оператора.

Следующая советская модель ТТ-18 обладала большим набором возможностей. Этот танк был создан в 1933 году на базе МС-1. В СССР проходили испытания этой машины с аппаратурой управления, которая устанавливалась на месте механика-водителя. Танк мог выполнять до 16 команд: менять скорость движения, поворачиваться, останавливаться, снова начинать движение, при монтаже специальной аппаратуры ставить дымовую завесу или выпускать отравляющие вещества, также он мог обеспечить подрыв перевозимой мины. Дальность действия ТТ-18 составляла несколько сотен метров. Небольшая дальность использования была существенным недостатком, к тому же она достигалась только при благоприятных условиях. Также из-за сравнительно малой массы машины и высокого центра тяжести даже маленькое препятствие под его гусеницами разворачивало танк в сторону, что затрудняло дистанционное управление. Всего в ТТ-18 было переоборудовано не менее 7 танков МС-1, однако на вооружение они так и не поступили.

В качестве альтернативы были созданы и выпущены телетанки ТТ-26 и ТТ-ТУ, которые разрабатывались на базе танка Т-26. При поддержке танков управления такие танки-роботы могли прокладывать проходы сквозь проволочные заграждения, подвезти к позициям противника мощную мину в бронированном ящике, сбросить ее и отъехать на безопасное расстояние, прежде чем сработает взрыватель замедленного типа.

На вооружении таких телетанков имелся также пулемет, огнемет, оборудование для постановки дымовой завесы и применения химического оружия. Имелся на машинах и заряд, предназначенный для их самоуничтожения — на тот случай, если секретная машина будет находиться под угрозой захвата солдатами противника. Помимо этого, экипажу танка управления предписывалось в такой ситуации расстреливать телетанк из своей пушки. К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось не меньше двух батальонов телетанков.

Предпринимали советские конструкторы и попытки применять в качестве телетанков легкие танкетки, например Т-27. Помимо этого была выпущена телетанкетка Т-38ТТ. Велись в Советском Союзе работы и по разработке плавающих телетанков, созданных на базе Т-37А. В качестве боевого гусеничного робота рассматривался даже тяжелый пятибашенный танк Т-35. Еще одним дистанционно управляемым танком стал А-7, который был создан на базе быстроходного танка БТ-7.

Разработанными накануне Великой Отечественной войны советскими телетанками можно было управлять в УКВ и КВ-диапазоне в течении нескольких часов на максимальной дальности до 4 км. Однако, как показывали испытания, эффективной дистанцией, на которой оператор мог из танка управления с задраенными люками и ограниченным обзором отдавать команды гусеничному роботу, не превышала 1000 метров. При этом вести из телетанка точный огонь по войскам противника представлялось почти невозможным.

ТТ-ТУ


Всего известно два случая реального применения телетанков в боевых условиях. Первый раз советские телетанки использовались в феврале 1940 года во время войны с Финляндией. Машины были применены в районе Выборга. Перед наступающими линейными танками было пущено некоторое количество телетанков ТТ-26. При этом большая их часть просто застряла в воронках от снарядов и была уничтожена огнем финских 37-мм противотанковых пушек «Бофорс».

Второй (и скорее всего, последний) случай использования телетанков в боях произошел в 1942 году под Севастополем. 27 февраля 1942 года советские войска применяли здесь управляемые танкетки. Это были старые машины Т-27, которые на тот момент уже успели вывести из состава боевых частей, они оставались лишь в учебных подразделениях. Вооружение с этих танкеток было снято, а вместо него в них установили мощные заряды тротила.

Управление танкетками осуществлялось по проводам. Аппаратуру дистанционного управления разработали в Москве на заводе №627 Наркомата электротехнической промышленности под руководством военного инженера 3 ранга А. П. Казанцева. Позднее он станет известным советским писателем-фантастом. В Крым удалось доставить 6 таких телетанков. Их выпустили к немецким позициям 27 февраля. При этом две танкетки смогли взорваться на вражеских позициях, еще две были взорваны до подхода к цели и две уничтожены огнем немецкой артиллерии.

Больше телеуправляемые танки советскими войсками в годы Великой Отечественной войны не использовались. Командование еще до начала войны пришло к выводу, что на данном этапе развития технологий радиоуправляемые танки без экипажей неэффективны при ведении боевых действий. Поэтому они практически не использовались во время войны с Германией. Многие телетанки были потеряны в самом начале войны, в том числе и от действий немецкой авиации. С оставшихся в строю машин просто снималось оборудование радиоуправления, после чего они применялись как обычные танки с обычным экипажем. После завершения войны ГБТУ еще проводило некоторые эксперименты по созданию телеуправляемого танка на базе Т-34-85, но они завершились полной неудачей.

Гусеничные роботы Вермахта

Немецкие разработчики также уделяли внимание созданию роботизированной техники. Они приступили к работам по созданию гусеничных роботов еще до нападения на СССР. Так в 1939 году компания «Боргвард» разработала первый немецкий дистанционно управляемый робот-танк, который получил кодовое обозначение B-IV (Sd.Kfz.301). Всего в годы Второй мировой войны на немецких заводах могло быть собрано до тысячи подобных гусеничных «роботов». Первоначально их планировалось использовать для проделывания проходов в минных полях, а также уничтожения полевых укреплений противника. Однако ближе к концу войны немцы старались сделать основной задачей таких радиоуправляемых танков борьбу с бронетехникой противника.

B-IV (Sd.Kfz.301)


По немецкой классификации B-IV относился к «Тяжелым носителям зарядов». Вес такого телетанка превышал 5 тонн. Управление машиной осуществлялось с помощью трехжильного кабеля (по некоторым данным, могло использоваться и радиоуправление в УКВ-диапазоне). Данная машина должна была доставлять к целям специальные 500 кг бомбы и, сбросив их непосредственно возле мишени, отходить на свои позиции. Однако особой славы в боевом применении такие машины не снискали.

Командование Вермахта определяло следующий перечень задач для машин В-IV:
Проведение разведки обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых частей, путем вызова на себя огня противотанковых средств противника и обнаружения минных полей.
Разведка местности с целью установления ее проходимости (крутые скаты, болота, противотанковые рвы, ложбины, непросматривающиеся овраги и т.п.).
Разрушение сооружений полевого типа и долговременных оборонительных сооружений;
Уничтожение или подрыв тяжелых танков противника;
Подрыв мостов и иных сооружений при невозможности применения для этих целей саперов.
Поражение живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод солдат из строя).

Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го немецких танковых батальонов. Данные машины использовались во время Курской битвы. В основном они применялись для проведения разминирования минных полей. В августе 1944 года в 301-й танковый батальон был передан 21 тяжелый танк «Тигр». Данные машины применялись в качестве танков управления. В составе взвода находилось 4 танка: три машины управления и один командирский, каждая машина управления управляла тремя телетанкетками B-IV.



Телетанкетки B-IV находились на вооружении 301-го и 302-го танковых батальонов в тот момент, когда данные части принимали участие в подавлении Варшавского восстания. Немцы использовали B-IV для подрыва баррикад и зданий, в которых укрывались польские повстанцы. Часть этих танкеток в январе 1945 года была захвачена подразделениями Красной Армии прямо на железнодорожных платформах, немцы просто не успели их вывести. На 1 марта 1945 года в строю все еще оставалось 397 подобных танкеток.

Помимо использования по своему прямому назначению, B-IV могли играть роль обыкновенного бронированного транспортера или даже своего рода САУ. Часть таких машины немцы в конце войны пытались превратить в истребители танков, продемонстрировав недюжинную фантазию. Красная Армия захватила одну подобную САУ в самом центре немецкой столицы возле Бранденбургских ворот. Данная машина была вооружена тремя гранатометами для постановки дымовых завес, а для борьбы с танками противника на ней имелась установка из 6 труб «Панцершреков», которые стреляли 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности подобной установки сегодня ничего не известно. Однако, скорее всего, такая машина могла быть хоть немного эффективна только в уличных боях, действуя из засад, но не более. Помимо этого, известны фотографии еще одной такой САУ, вооруженной четырьмя «Панцершерками», данная машина даже носила собственное имя «Венце».

Были у немцев и «Средние носители зарядов» Sd. Kfz. 304 Springer (Прыгун). Они были созданы на базе гусеничного мотоцикла Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2 и должны были прийти на замену B-IV. Имея собственную массу на уровне 2,5 тонн «Прыгун» мог перевозить до 330 кг взрывчатки и развивать скорость до 40 км/ч. В ряде источников упоминается, что немцы пытались применять телекамеры для управления машиной даже без визуального контакта с ней, но этом было очень дорогим удовольствием. До конца войны было создано не больше 50 Sd. Kfz. 304 Springer, которые практически никак не заявили о себе на полях сражений Второй мировой войны.

Sd.Kfz.302 Goliath


Существовал в немецкой армии и «Легкий носитель зарядов» Sd.Kfz.302 Goliath. «Голиаф» стал самой популярной моделью боевого робота тех лет. Скорее всего, по той причине, что он был наиболее дешевым в производстве. По некоторым данным их было построено от 5 тысяч до 7,5 тысяч. Для управления этим небольшим аппаратом применялся простой пульт с тремя кнопками. При общей массе менее 400 кг данная небольшая танкетка могла нести на себе от 75 до 100 кг взрывчатки. Управление осуществлялось по кабелю, который был намотан на катушку, установленную на корме машины. Длины кабеля было достаточно для осуществления нехитрых маневров на удалении в 600-700 метров. Для транспортировки «Голиафов» к месту боевого использования применялась специальная тележка, которую должны были катить 2 солдата.

По большому счету, все немецкие дистанционно управляемые мини-танкетки, в отличие от своих более тяжелых братьев, были механическими «камикадзе» — самоходными бомбами, которые должны были взорваться, приблизившись к цели вплотную. Первоначально «Голиафы» оснащались электромотором, который позволял им перемещаться сравнительно тихо. Но такой двигатель оказался капризным, недостаточно мощным, дорогим и сложным в эксплуатации для самоходной мины, которая использовалась только один раз. В результате позднее на них стали ставить простенькие бензиновые моторы.

В реальных боевых действиях эти небольшие управляемыми мины показали себя недостаточно эффективными машинами. Они могли передвигаться лишь с небольшой скоростью — меньше 10 км/ч, а их легкое бронирование не могло защитить их от огня противника. Такие танкетки останавливали даже пулеметные очереди, при этом внутренний заряд ВВ мог сдетонировать от обстрела противника. Уязвимой частью танкеток был и тянущийся за ними кабель управления, который перерубали не только осколки и пули, но и обыкновенный нож или саперная лопатка. Попытка немцев перейти полностью на радиоуправление также не смогла превратить «Голиаф» в грозное оружие.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/03/24/robot-site.html
http://www.popmech.ru/weapon/8011-razvedchik-dlya-ostrovityan-robot-pobeditel/#full
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/sd.kfz.301_b4.htm
http://karopka.ru/community/user/9985/?MODEL=327235
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 апреля 2015 06:14
    Это не роботы, а просто радио- или дистанционно управляемые механизмы. У них нет искусственного интеллекта, нет заложенной программы действий и к роботам они относятся также, как пульт дистанционного управления телевизора.
    1. +4
      3 апреля 2015 07:56
      Цитата: Samy
      и к роботам они относятся также, как пульт дистанционного управления телевизора.


      Скорей тогда уж не пульт, а телевизор, а пульт в руках Homo sapiens (Человек разумный) laughing Согласен полностью. Робот работает без участия человека.

      1. +4
        3 апреля 2015 13:23
        В реальных боевых действиях эти небольшие управляемыми мины показали себя недостаточно эффективными машинами.
        Однако . на постановочных съёмках . против неподвижно стоявшей советской САУ , " Голиаф " смотрится эффектно
        1. +1
          4 апреля 2015 03:48
          По-моему,видеокадры из этой киношки были использованы при съёмке одного популярного советского фильма "про разведчиков".
  2. +1
    3 апреля 2015 07:52
    Уважаемый,маленькое дополнение тигр-1,слишком дорогой танк для управления,потому использовались в качестве разведки и управления stug-3,так же были тяжелые управляемые пилотом танкетки,пилот вел танкетку с взрывчаткой до определенного расстояния потом покидал танкетку и дальше шло радио управления ,точность повышалась в разы,танкетки это переделанный Skd-250,к стати именно под Курском они и провалились и использовались редко
  3. +1
    3 апреля 2015 10:34
    Да, встречалось упоминание об этой работе в мемуарах Казанцева, но там буквально пара строк была...
    1. +1
      3 апреля 2015 18:26
      Уважаемый,если интересуетесь А.Лобанов "Танковые войска Гитлера",рекомендую очень хорошая книга-энциклопедия про танки и бронетехнику вермахта с сравнениями и анализом,пока лучше не встречал ,там много про эти управляемые танкетки,методы использования,назначения и ттх(ссылки на немецкий архив)
  4. +1
    3 апреля 2015 10:46
    Технология не позволяла реализовать даже нормальное ДУ не говоря уже об автономной работе. Так что первыми роботами, если уж на то пошло, следует считать дистанционно-управляемые орудия..
  5. +2
    3 апреля 2015 11:10
    Однако у немцев было чувство юмора. Вспомните легенду, про Давида и Голиафа. ))))
  6. +2
    3 апреля 2015 19:05
    фотка,где наглосаксы с Sd.Kfz.302" Goliath"...
    1. +1
      3 апреля 2015 19:20
      Курская дуга 1243-й год:танк управления Pz-III и управляемые им телетанкетки B-IV Sd.Kfz.301


      телетанкетка Sd.Kfz.301 Ausf.C и Pz-V Ausf.D" Пантера".... B-IV активно применялись нации.., в подавлении Варшавского восстания, для подрыва повстанческих баррикад
      1. 0
        3 апреля 2015 19:51
        и, ещё инфы по теме:Sd.Kfz. 303 отличалась от Sd.ICfz. 302" Goliath "- длина — 1,63 м/1,5 м... ширина — 0,9 м/ 0,85 м...высота — 0,62 м/ 0,56 м....,боевая масса - 430 кг/370 кг...вес транспортируемого заряда/взрывчатки — до 75 кг(последних сериях -до 100 кг)/бО- т кг....

        Sd.Kfz. 30 оснащали двухтактным карбюраторным двигателем "Zundap" SZ7 рабочим объемом 703 куб. см, развивавшим мощность 12,5 л. с. при 4500 об/мин. ,с армейского мотоцикла и позволял танкетке развивать скорость до 10 км/ч.,запас хода 7 км....
        серийно выпускалась с 1943 года....
        с апреля 1942 по январь 1945 годов фирмы "Borgward", "Zundapp", "Zachertz"- выпустили 7569 танкеток ((2560 варианта 302 и 4919 — варианта 303)))



        три основные серийные модификации IV:Sd.Kfz. 301 Ausf. А: боевая масса — 3,45 тонн ( 500-кu взрывчатки), длина -3,65 м, ширина — 1,8 м, высота — 1,18 мет,броневая защита лобовой части равнялась 8-10 мм, борта 6 мм.,шестицилиндровый карбюраторный двигатель Borgward бМ RTBV жидкостного охлаждения мощностью 50 л/с. ,скорость в 38 км/ч...
        Sd.Kfz. 301 Ausf В: отличалась от модификации А- приемная радиоантенна перенесена в носовую часть,с гусениц сняты подушки, изготовленные из резины,боевая масса возросла до 4 тонн...
        Sd.Kfz. 301 Ausf С: боевая масса — 4,85 тонн.. длина — 4,1 м, ширина — 1,83 м, высота — 1,25 метров,бронирование лобовой части, бортов и кормы - 20 мм, крыша и днище б-мм., двигатель: шестицилиндровый карбюраторный" Borgward бВ "мощностью 78 л/с, скорость- 40 км/ч, запас хода — 10 км...

        1. +1
          3 апреля 2015 20:05
          продолжим...
          дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 "Springer"(Прыгун). ...
          серийно выпускалась с 1944 года, фирмой NSU с октября 1944 по февраль 1945 годов, выпущено около 50 единиц (( планировался выпуск 460 единиц)))
          длина -3,17м, ширина -1,43, высота — 1,45 мет,боевая масса - 2,4 тонн, транспортируемый заряд ВВ — 330 кг., двигатель — 4-х цилиндровый карбюраторный четырехтактный "Ореl 01 ympia" , мощностью 38 л/с. ,скорость — 42 км/ч.,запас хода — 200 км., ходовая часть включала шесть обрезиненных катков по борт,расположенных в шахматном порядке,ведущее колесо переднего расположения,борта защищены противоосколочным фальшбортом...
        2. +1
          3 апреля 2015 20:25
          PS:на фотках .мс. выше ,дистанционно-управляемая танкетка Sd.Kfz. 304 "Springer"...

          вотSd.Kfz. 301
          1. +1
            3 апреля 2015 20:33
            фотка Sd.Kfz.301 Ausf.C.
      2. 0
        3 апреля 2015 21:11
        Исправьте 1243 год
        1. +2
          3 апреля 2015 21:21
          Цитата: ddglory
          Исправьте 1243 год

          уже,не исправить...

          интересный проект/чертёж:Sd.Kfz. 301 Ausf.B ,в варианте истребителя танков,с 4-м РПГ((серийно не выпускался)))
    2. +1
      4 апреля 2015 04:00
      В военных мемуарах встречаются упоминания о том ,как советские солдаты в редкие периоды затишья от боёв развлекались,катаясь на этих "телетанкетках".Кстати,один раз встречал в литературе описанный эпизод применения "голиафов" в качестве самодвижущего фугаса во время боёв за Берлин.
  7. Ice
    Ice
    +1
    4 апреля 2015 20:43
    Американцы Голиафы захватывали ещё в Нормандии.
    Немцы их хотели использовать как противодесантное средство.

    Голиафы выглядят по форме как прототипы всех западных роботов сегодняшних лет.

    Забавно что спустя столько времени, только подходим к тому, что немцы создавали ещё в те времена, пускай оно не очень у них работало.

    Все таки поражает что фашики по сути придумывали целые направления вооружений, которые используются до сих пор. И сколько бы они ещё придумали.

    Роботы(хоть и примитивные), баллистические ракеты, беспилотники, Stg44 как прообраз автомата, реактивные самолеты, Тигр как основной боевой танк.
    Если бы мы их быстро не дожали, первое атомное оружие тоже было бы у них.