Перспективная система связи и управления PCAS (США)

В течение нескольких следующих лет Пентагон намерен внедрить новую систему связи и управления, которая позволит сухопутным подразделениям армии эффективно взаимодействовать с военно-воздушными силами и армейской авиацией, осуществляющими непосредственную поддержку с воздуха. Главной целью такого проекта является создание комплекса средств, при помощи которых армейские подразделения смогут быстро и просто указывать цели и вызывать поддержку с воздуха. Американские военные уже достаточно давно получили подобную возможность, однако время реакции на запрос о помощи пока остается достаточно большим.

Перспективная система связи и управления PCAS (США)


С целью обеспечения войск необходимыми возможностями несколько лет назад была начата программа PCAS (Persistent Close Air Support – «Постоянная непосредственная авиационная поддержка»), в рамках которой разрабатывались различные образцы аппаратуры и техники. Суть предлагаемой системы состоит в применении ряда наземных компонентов и специального оборудования, вплоть до космических аппаратов, а также аппаратуры, входящей в состав экипировки армейских подразделений и набора бортовой электроники для тактической авиации. Подразумевалось, что при помощи имеющейся у них аппаратуры бойцы смогут указывать местоположение войск или объектов противника, которое будет передаваться авиации. Согласно первым расчетам, такой подход к вызову поддержки с воздуха, обеспеченный современной аппаратурой, позволил бы сокращать время реакции авиации в несколько раз.


Несколько лета назад стали известны некоторые особенности системы PCAS, в частности состав аппаратуры, которую планируется выдавать подразделениям. По некоторым данным, подразделения сухопутных войск и авиация должны получать набор оборудования, в том числе планшетные компьютеры с операционной системой, построенной на базе платформы Android. Такая аппаратура, как ожидается, поможет войскам вызывать поддержку буквально парой нажатий на сенсорный экран. После выбора цели и запроса атаки автоматика должна самостоятельно обрабатывать информацию и передавать ее тактической авиации, занятой в системе непосредственной поддержки сухопутных подразделений.

Самым интересным элементом системы поддержки с воздуха мог стать модернизированный самолет-штурмовик Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. В рамках программы PCAS планировалось разработать проект доработки этого самолета, направленный на повышение его боевых качеств. Помимо использования новых элементов бортового оборудования, предназначенных для передачи данных о целях, A-10 мог получить системы дистанционного управления.

Летом 2010 года агентство DARPA, курирующее перспективные проекты для вооруженных сил США, опубликовало первые сведения, касающиеся модернизации существующих и создания перспективных самолетов поддержки с воздуха. Специалисты DARPA выдали запрос на получение информации о перспективной технике для системы PCAS, соответствующей предъявляемым требованиям. В запросе приводились некоторые соображения по поводу современного состояния дел в этой области и желаемого результата.

Специалисты DARPA отмечали, что в существующей ситуации осуществление непосредственной поддержки войск связано с рядом специфических проблем. Главные трудности связаны с применяемыми системами связи. Поскольку для передачи данных о целях, которые требуется уничтожить, применяется голосовая радиосвязь, могут проявляться различные ошибки. Кроме того, подобный способ связи и целеуказания не способствует сокращению времени реакции. В зависимости от особенностей ситуации от передачи данных до удара может проходить до 30-60 минут.

Также имеются проблемы, свойственные пилотируемой авиации. Самолеты или вертолеты непосредственной поддержки имеют ограничения по времени патрулирования, дальности полета и т.д. Кроме того, находящийся в кабине человек не застрахован от ошибок, что добавляет проблем в и без того непростую ситуацию.

Проанализировав ситуацию, специалисты агентства DARPA пришли к выводу о необходимости создания новых ударных самолетов, имеющих несколько специфических черт. От участников программы требовалось проработать облик модернизированного штурмовика A-10, который сможет полноценно работать в рамках системы PCAS. Отдельное требование касалось систем управления. Планировалось проработать как модернизацию пилотируемого самолета A-10, так и определить возможность разработки беспилотной модификации этого штурмовика. В дальнейшем планировалось построить/переоборудовать прототипы перспективного штурмовика и провести его испытания.

Достаточно быстро военные отказались от идеи использования беспилотного варианта A-10 или модификации с возможностью дистанционного управления при сохранении кабины пилота. Расчеты показали, что подобные варианты оказываются слишком сложными для реализации в сравнении с относительно простой модернизацией существующей техники путем установки набора оборудования связи и целеуказания. Ориентировочно к 2011-12 годам все исследования по тематике беспилотника на базе самолета A-10 были прекращены.

По результатам анализа предложенных проектов агентство DARPA выбрало головного подрядчика, которому предстояло разработать все элементы системы PCAS. Им стала компания Raytheon, являющаяся одни из главных разработчиков радиоэлектронных систем для вооруженных сил США. Уже к концу 2012 года завершилась разработка отдельных элементов системы PCAS, после чего начались их испытания. В конце 2012 и начале 2013-го DARPA совместно с Raytheon изготовили и передали некоторое количество элементов системы группировке войск США, работающих в Афганистане. Порядка 500 планшетных компьютеров использовались армией для слежения за ситуацией и наведения самолетов и вертолетов поддержки. Испытания показали, что такая аппаратура позволяет сократить время, необходимое для выполнения удара, до 6-10 минут.

В феврале 2014 года компания Raytheon получила заказ на реализацию следующего этапа проекта. В ходе этих работ специалисты должны были создать набор специального оборудования, предназначенного для установки на существующие штурмовики A-10. В течение следующих 18 месяцев подрядчик должен был выполнить все работы, включая испытания доработанного самолета. Стоимость этого контракта составила 25 млн долларов.

Осенью прошлого года завершилось переоборудование опытного A-10, предназначенного для участия в испытаниях. В октябре состоялся первый полет прототипа, в ходе которого проверялась работа различных систем. В течение следующих двух месяцев тестировались средства связи и системы передачи данных о целях. На декабрь планировалось начало следующего этапа испытаний с применением вооружения. В прошлом году утверждалось, что все испытания могут быть завершены к концу весны 2015-го. В дальнейшем можно будет наладить серийное производство аппаратуры и ее поставку в войска.

На полноценное внедрение системы связи и целеуказания PCAS уйдет несколько следующих лет. В качестве опытного ударного самолета, призванного осуществлять поддержку войск, в настоящее время используется доработанный штурмовик A-10. В дальнейшем для этих целей могут использоваться и иные самолеты или вертолеты, способные нести необходимый набор вооружения. Для атаки целей, указанных сухопутными войсками, планируется использовать управляемые бомбы и ракеты, а также бортовые пушки.

В последние годы тактическая авиация ВВС США претерпевает некоторые заметные изменения. Несколько лет назад начался вывод штурмовиков A-10 в резерв. До конца следующего десятилетия эти самолеты планируется списать и постепенно заменить более новой техникой. В качестве замены для этих штурмовиков рассматриваются новейшие многоцелевые истребители Lockheed Martin F-35 Llightning II. Очевидно, в случае дальнейшего строительства и развития системы PCAS новые самолеты будут получать соответствующее оборудование, которое будет использоваться для получения целеуказания перед нанесением ударов по объектам противника.

Еще в 2010 году, когда рассматривался вариант создания ударного беспилотника на базе самолета-штурмовика A-10, в зарубежных изданиях появились несколько фотоколлажей, изображавшие возможный облик этой машины. Несмотря на отсутствие каких-либо официальных сведений о подобной технике, специалисты и любители военного дела принялись обсуждать возможность создания беспилотного варианта A-10. После новостей об отказе разработке ударного БПЛА или машины с возможностью эксплуатации в пилотируемом и беспилотном варианте обсуждения этого вопроса прекратились. Тем не менее, коллажи, изображающие беспилотный A-10, время от времени «всплывают» и становятся поводом для новых споров.

Перспективная система связи и управления PCAS (США)


С легкой руки автора одного из коллажей гипотетический проект беспилотного штурмовика получил обозначение QA-10, составленное в соответствии с правилами номенклатуры военно-воздушных сил США. На опубликованном коллаже изображался самолет A-10 с «доработанным» фюзеляжем. Автор изображения удалил фонарь кабины, вместо которого был дорисован обтекатель соответствующей формы. Таким образом, вместо кабины пилота на гипотетическом беспилотнике имелась гладкая обшивка с некоей аппаратурой управления под ней.

Прочие элементы конструкции нарисованного самолета остались прежними: фюзеляж характерной изогнутой формы с двумя мотогондолами над хвостовой балкой, низкорасположенное прямое крыло и стабилизатор с разнесенными килями. Задуманный художником беспилотник должен был нести автоматическую пушку GAU-8/A Avenger и некоторое количество управляемых ракет и бомб. Под крылом базового штурмовика имеются 8 пилонов для подвески вооружения. Еще 3 точки подвески предусмотрены под фюзеляжем. Таким образом, беспилотный вариант штурмовика должен был сохранить подобные возможности перевозки боевой нагрузки.

Несмотря на все ожидания общественности, проект разработки беспилотного штурмовика QA-10 или A-10PCAS, как он именовался в некоторых публикациях, не разрабатывался. По результатам предварительных исследований было решено, что создание такой техники связано с рядом серьезных проблем, решение которых при нынешнем уровне развития технологий будет слишком сложным и не оправдает расходы. В частности, должны были возникнуть трудности с разработкой системы управления, «заточенной» для боевой работы на малых высотах, свойственной обычной практике применения пилотируемых штурмовиков A-10. В результате было решено отказаться от планов по созданию беспилотного штурмовика на базе существующей техники.

Перспективная система связи и управления PCAS (США)


Тем не менее, система PCAS в дальнейшем может быть использована для управления боевой работой ударных беспилотных летательных аппаратов. Вскоре после отказа от разработки БПЛА на базе A-10 было решено скорректировать требования к перспективному тяжелому разведывательно-ударному беспилотнику, который будет разрабатываться и использоваться в будущем. По некоторым данным, сейчас не исключается включение аппаратуры системы PCAS в состав оборудования существующих беспилотных авиационных комплексов. Такой шаг позволит сократить время реакции ударной авиации при выполнении поддержки войск без необходимости строительства новой авиационной техники или серьезной модернизации существующей.

Перспективная система связи и управления PCAS (США)


Уже в ближайшем будущем планируется начать развертывание системы PCAS, которая поможет упростить и ускорить выполнение непосредственной поддержки с воздуха в боевой обстановке. Сухопутные подразделения планируется укомплектовать специальными планшетными компьютерами с возможностью целеуказания и передачи данных тактической авиации. Некоторые самолеты, в свою очередь, должны получить соответствующее приемное оборудование. В случае успешного завершения работ аппаратуру получат имеющиеся у ВВС самолеты нескольких типов. Кроме того, в будущем ей будут оснащаться новые летательные аппараты, в том числе беспилотные. На данный момент нельзя исключать, что в рамках строительства системы PCAS будет решено вернуть в строй штурмовики A-10, выведенные в резерв. Именно на базе таких самолетов испытывается новая система, а в дальнейшем они могут стать одним из основных ее ударных средств.

Необходимо отметить, если Пентагон решит вернуть в строй штурмовики A-10, то эксплуатироваться будут именно существующие пилотируемые самолеты с набором нового оборудования. Вероятность разработки проекта БПЛА наподобие нарисованного QA-10 крайне мала. Если будет решено использовать в составе системы PCAS ударные беспилотники, то, вероятно, это будут существующие или новые машины этого класса, а не переделанные самолеты. Так или иначе, в течение нескольких следующих лет вооруженные силы США получат новую более совершенную систему связи и управления тактического уровня.


По материалам сайтов:
http://darpa.mil/
https://fbo.gov/
http://defensetech.org/
http://robotpig.net/
http://globalsecurity.org/
http://diydrones.com/
http://warbirdinformationexchange.org/
http://strangernn.livejournal.com/
http://secretprojects.co.uk/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Историк 6 апреля 2015 07:04
    Бедные папуасы! Что только против них не придумывают... laughing
  2. странник_032 6 апреля 2015 08:09
    Один недостаток у этой всей системы. Вот и беспилотный штурмовик уже в разработке,а боевых андроидов чего-то до сих пор нет.
    А то воякам надо пенсии платить по ранению,зар.плату с бонусами и т.д.,и т.п.
    То есть цель не оправдывает средства,ибо дорого.
    А этих,которых андроидов,наклепал и вперёд... Нести "Свободу & Демократию" всем "угнетённым".

    странник_032
    1. странник_032 6 апреля 2015 08:12
      А насчёт подобной системы целеуказания,так это уже давно не новость в определённых кругах мировой военной промышленности.
      странник_032
    2. datur 6 апреля 2015 09:03
      belay wassat это полная МРИЯ укропов wink
  3. bmv04636 6 апреля 2015 08:40
    Да уж все дороже и дороже становится гонять папуасов.
  4. Лопатов 6 апреля 2015 11:42
    Самым интересным на мой взгляд является отнюдь не пляски вокруг А-10

    Наблюдательные приборы с дополненной реальностью- вот что круто. Они должны помечать свои подразделения в поле зрения. Обозначать на местности рубежи безопасного удаления в зависимости от типа применяемого боеприпаса.
    Они должны показывать в поле зрения КВО и зоны поражения в зависимости от выбранного боеприпаса. То есть появляется возможность "на лету", без дополнительных приспособлений группировать несколько целей, выбирая при этом необходимое по мощности средство поражения
    1. MooH 6 апреля 2015 15:36
      Круто конечно нереально, только мне вот одно непонятно - как передавать гигабайты траффика для всех этих чудес в условиях РЭБ? А если ЭМИ случится? Или таки изобретут боевое вредоносное ПО?
      1. Лопатов 6 апреля 2015 17:04
        Там трафик не особо велик. Большая проблема в необходимой мощности компутера, который должен визуализировать данные в поле зрения наблюдательного прибора. А следовательно, его стоимость, вес и энергопотребление.
        1. MooH 6 апреля 2015 17:44
          Не думаю, что вы правы относительно трафика. Нужно спросить у танкистов, сколько жрет их WOT, и каковы требования к пингу. Думаю вполне сопоставимые цифры получим, даже скорее всего заниженые, в реальном бою и участников больше и состав разнороднее.
          1. Лопатов 6 апреля 2015 21:58
            Да ладно, какой WOT? Тупо координаты передать своих войск. Х и Y Остальное строит компутер. Тут скорее надо сравнивать с "Квейком" по сети
            1. MooH 7 апреля 2015 00:27
              Еще про Z забыли, а это едва ли не самое сложное.
              А в WOTе что передается? Те же координаты, плюс ID юнитов, плюс баллистические данные. Во всяком случае я так думаю, сам ни разу не играл, клиент не тестировал. В реале же еще нужно будет к этому постоянно передавать уточнения ландшафта, и данные по противнику, которые приходят не в виде координат, как в играх, а с нескольких источников и с серьезной неточностью. Так что трафика нужно немеряно. Компьютер же строит исходя из данных, а не интуитивно wink
              Сравнивать с Квэйком совершенно не корректно, там очень ограниченные локации и очевидно, что координаты передаются в сильно упрощенном формате. Тупо цифр меньше передавать надо wink И даже там трафика нужно не мало. Примитивный DooM, где не было Z, хавал больше чем может дать современная российская защищенная радиосвязь.
              Да, и относительно построения 3D ланшафта, так особой мощности для этого не нужно, современных телефонов для этого вполне хватает. Поиграйтесь с чем нибудь типа тюненого IGo, офигеете от того что может ваш андройд с гигом оперативки и простеньким графическим сопроцессором.
  5. михаил3 6 апреля 2015 16:50
    Ну что ж. С нашей стороны правильным будет совершенствовать средства выведения из строя всей электронной начинки перспективных средств связи, а так же, разумеется, поиск и уничтожение любого оборудования, излучающего направленные энерголучи. Любые виды лазерной связи и подсветки превосходно видны при помощи относительно несложной аппаратуры. Осталось только допилить прицеливание на нанесение по источникам этих лучей достаточных артилерийских и ракетно-бомбовых ударов. То же касается и радиодиапазона. Нужно просто смешивать с землей источники излучения. Да, напрашивается насыщения поля боя обманками. Ну и что? Обманки тоже денег стоят, да и задача их селекции не есть запредельно сложная задача.
    Израильтяне так гордятся своими системами управления беспилотниками и ракетами, сигнал которых скачет по диапазону и потому "незаглушим"! Ну-ну...
    1. странник_032 6 апреля 2015 18:30
      Как говорится профессор конечно лопух,но аппаратура... wink

      странник_032
  6. colonel 6 апреля 2015 19:59
    Думаю, что это достаточно серьезно. Вопрос - как планшет будет общаться со спутником? И как это безобразие задавить? Опять службе РЭБ работа.
  7. Наблюдатель2014 6 апреля 2015 22:14
    УХ И "НОВОСТИ "! Ну что-же наша "Автобаза","Ртуть" и тд.. ждут. Только "Ярс"с "Эскандэром"в ответку слабо перехватить на подлёте? исключительно самонадеянные ?
  8. Sloboda 6 апреля 2015 23:32
    Понятно для чего X-37 делают.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня