Ministry of Defense decided to put the "Shark" on scrap metal?



29 September it became known that the world's largest nuclear submarines of the 941 Avenue Shark, which are in service with the Russian Navy, fell victim to underfunding, the Russian-American START-3 agreement and new Russian developments. The Russian Defense Ministry has decided to write off and dispose of these strategic submarine cruisers before 2014. Alternative options for the service of submarines are not considered because of the high cost of their implementation, which means that the boats will go for scrap. According to the Ministry of Defense of Russia, the country's nuclear shield will not suffer from this decision.


The military gave explanations that it was impossible to use nuclear submarines for their intended purpose due to the signing by Russia and the United States last year of a treaty on the limitation of strategic offensive arms - START-3, while at the same time, the conversion of boats would cost the military budget a pretty penny. At the same time, the “Northern Machine-Building Enterprise”, which was engaged in the construction of these submarines, believes that they could be converted into all-season sea trucks or gas tankers.

The Typhoon career (according to the NATO classification), according to employees of the Russian Defense Ministry, was also destroyed by new Borey project submarines, which are being built on Sevmash and adapted for the new Bulava ballistic missiles. Their successful trials make the maintenance of larger and more expensive submarines meaningless. The crews of the submarines "Borey" 1,5 times less than the "Typhoon" are different and the cost of maintaining these boats. At the same time, the Borey is a more advanced submarine cruiser of a smaller size, which is much more difficult to detect, the military argue their decision. The Defense Ministry believes that any alterations to the boats of the 941 Ave. will require investments of tens of billions of rubles and it is better to spend this money on building new ships for the fleet.
Ministry of Defense decided to put the "Shark" on scrap metal?
The submarine project 941 "Shark"

According to Sevmash experts, the options for rebuilding these submarines to transport oil, liquefied gas or cargo under the northern ice would not be very expensive for Russian polar ports. Meanwhile, Alexander Konovalov, president of the Institute for Strategic Assessment, thinks differently. In his opinion, the time of the “Typhoons” is irrevocably gone. Today it is a giant submarine, the largest in the world, with a triple hull and very expensive to operate. In addition, there are simply no missiles for them. According to him, the disposal of these submarine cruisers will cost the state several hundred million rubles, which is much cheaper than the re-equipment of submarines for any other needs.

Since the middle of the 1990-s, the production of the main armament for these submarines of ballistic missiles of the P-39 series has not been carried out. For the most part, this was due to economic considerations, there was simply not enough money for these purposes. In 1999, the decision was made to replace all solid-propellant P-39 rockets with a new more compact Bulava rocket. A few years later, all the P-39 missiles in the Russian fleet’s arsenal were declared unsuitable for further exploitation due to the failure of their accelerating stages — solid fuel is subject to more rapid decay than liquid.

Since then, the only submarines of the 667 BRDM "Dolphin", which were armed with the P-29RMU2 ballistic missiles known as "Sineva", remained the basis of our country's nuclear deterrence component. Currently, the Russian Navy has 6 of such submarines: the Bryansk, Verkhoturye, Yekaterinburg, Karelia, Novomoskovsk and Tula. Each of these submarines is capable of carrying up to 128 nuclear warheads, and the entire fleet is fully capable of taking on 768 warheads, that is, exactly half of the limit allocated to our country.

So the role of the signing by the Russian side of the START-3 treaty in the fate of "Sharks" is also great. This treaty limited the US and Russian nuclear arsenals to 1550 warheads. However, only on the new submarines of the Borey project together with the submarines of the Dolphin project can accommodate more than 1100 warheads, which leaves only 400 charges to the remaining components of the Russian nuclear triad - the Strategic Missile Forces and long-range aviation. Within these borders, for the three submarines of the 941 Ave. just there is no place, because only one boat of this class is capable of carrying nuclear warheads onboard the 120-200, and the entire fleet of boats is able to eat almost of the nuclear arsenal permitted by Russia.
The submarine project 941 "Shark"

Earlier, the Russian Defense Ministry has already disposed of 3 from 6 of existing submarines of this project in accordance with the old strategic arms limitation treaty, START-2. In Russia, it was decided that maintaining the data of a submarine in operational condition costs the Russian budget very expensive - about one 300 million rubles annually were spent on one submarine cruiser.

History emergence

Strategic missile submarine cruisers of the 941 Ave. have been developed at the Leningrad Central Design Bureau "Rubin" since the beginning of the 1970's. The appearance of these boats in the 80 of the last century became a real world sensation. Each boat consisted of 2's separate robust hulls that were connected by transitional locks, 3's robust modules, and 20 launcher shafts that were located between the hulls. All this was also united by a light body. Two strong submarine hull ran parallel to each other. They were located residential crew compartments, control systems and life support, reactors. In one of the three robust modules there was a compartment with 6 torpedo tubes, the other two modules occupied the central post and the aft compartment. The submarine was equipped with a huge rescue chamber, which allowed the entire crew of the submarine cruiser to surface, even from the beyond depth of the dive. The length of the submarine was 172 meters, and width - 23 meters.

The comfort of the submarine at the time seemed just fabulous. The boat was equipped with a small gym and even a sauna in which all the crew members could bathe, including sailors and conscripts. The huge missiles with which the submarines were armed were the most powerful not only in our country, but also abroad. One salvo of the Shark was equal in nuclear power to the 2 divisions of the Strategic Missile Forces, which were armed with the Topol monoblock missiles.



The division of such TAPRK (heavy nuclear submarine missile cruisers) was able to inflict irreparable damage to any enemy. That is why the data of nuclear submarines were allocated to a separate strategic system, which in NATO was called "Typhoon". Under these submarines, a special infrastructure was created in the West Face on the Kola Peninsula, where submarines were based. To ensure their activities in the USSR, special satellites were developed. The money invested in this project was simply enormous, but they developed such a unique strategic system, which was simply not equal in invulnerability and efficiency in the world. Bearing their combat duty "Sharks" should have been under the guise of the Arctic Arctic ice cap, and they could deliver their deadly strikes directly from the North Pole.


The Typhoon project was so secret that the American intelligence services had no information about its implementation. American writer Tom Klensey, close to the Pentagon, was so impressed with this submarine that he even wrote the novel “The Hunt for Red October”, which was later filmed by Hollywood. In this film, Sean Connery played the role of the commander of the Soviet submarine "Shark", who wanted to steal a boat in the United States. The Americans assigned the classification "Typhoon" to the boats of this project, hitting the very point, this was the name of the system that included these submarines.

The submarine project 941 "Shark"


Characteristics of the submarine project 941

The 941 “Akula” TAPRK is the world's largest nuclear submarine developed at Rubin TsKBMT. The task for their development was issued in 1972 year, the first submarine of the series was laid on Sevmash in June 1976 of the year, its launch into water took place in September 1980 of the year. Before its launching into the water in the nose of the submarine, below the waterline, an image of the Shark was painted, and later on the uniform of the crew of the submariners also appeared special stripes depicting a shark.

In total, 1981 submarines of this class were built from 1989 to 6 in the USSR. A feature of their design was the presence inside the light 5 case of habitable durable buildings, 2 of which were the main ones, were parallel to each other and had the largest diameter 10 meters. These two hulls were implemented in the submarine scheme of the catamaran. In the front of the ship, between the 2's solid hulls, there were missile shafts, which were first located in front of the wheelhouse. In addition, the boat also had 3 separate hermetic compartments: a torpedo, control compartment with a central post and aft mechanical compartment.
Submarine project 955 "Borey"

These submarines were able to develop underwater speed in 25 nodes, to dive to a depth of half a kilometer. With a total length of 172,8 m and a width of 23,3 m, these boats had the maximum submerged displacement of 48 000 tons. The autonomy of their voyages was equal to 180 days, and the crew consisted of 160 people, of whom 52 were officers. The structure of the "Shark" were 6 torpedo tubes caliber 533 mm. for various types of torpedoes, including the Vodopad rocket-torpedoes, as well as 20 ballistic three-stage solid-fuel rocket R-39 and R-39U. In 1986, it was decided to develop their improved version - the P-39UTTH Bark missile, but by the 1998 year, after 3 unsuccessful launches, the Defense Ministry decided to abandon the development of this missile, ready for that moment by 73%.

The future of the Russian submarine fleet of the 955 submarine

Submarine Ave. 955 "Borey" (according to the NATO classification Borei or Dolgorukiy after the launch of the first ship of the series). These boats belong to the new series of Russian submarines of the SSBN class (strategic missile submarine cruiser). Before 2017, it is planned to build 8 of such submarines. The length of the submarine is 160 m., The width of 13,5 m., The maximum underwater displacement - 24 000 t. The maximum depth of the dive to 400 m., Submerged speed - up to 29 nodes, the autonomy of the submarine - 90 man, including 107 officers.

Today 3 boats of this series “Alexander Nevsky”, “Vladimir Monomakh” and “St. Nicholas” are being built on Sevmash. Construction of the first in the series of submarines "Yuri Dolgoruky" began 2 November 1996, 15 April 2007, the boat was withdrawn from the workshops, 12 February 2008, it was launched, 19 June 2009, the first submarine went to sea and began to carry out factory running tests . The second ship of the “Alexander Nevsky” series was laid on 19 March 2004 of the year, 6 December 2010 of the year was launched, the deadline for the submarine is determined by the 2012 year.

Defense Ministry denied reports about the cancellation of "Sharks"

The Russian Ministry of Defense did not make decisions on the write-off and disposal of strategic nuclear submarines of the 941 Akula project, reports RIA News with reference to a high-ranking source in the military. According to him, all submarines are in the combat formation of the Russian Navy. How long the world's largest nuclear submarines will be in service with the country, the source of the agency did not specify.
Submarines of the Shark project were built in the USSR in 1976-1989. In total, six ships were built under this project, three of which are currently listed as part of the Russian Navy - Dmitry Donskoy, upgraded to the 941UM, Arkhangelsk and Severstal projects. "Dmitry Donskoy" is currently used as a test ship for testing promising intercontinental sea-based ballistic missile P-30 "Bulava".

According to a RIA Novosti source, the Dmitry Donskoy will in any case remain in the Navy "there is still enough time" and will be a reserve ship for testing the Bulava ballistic missiles. Severstal and Arkhangelsk are currently in reserve and stand at the quay wall of the Severodvinsk shipbuilding enterprise Sevmash. “The problem is that these boats do not have any standard P-39 missiles in service. After 1991, they are not manufactured by Yuzhmash (a Ukrainian enterprise engaged in the production of P-39 and P-39 missiles - note 'Lenta.ru” ) ", - said the source of the agency.

Reserve submarines are currently awaiting a decision about their future. Earlier it was reported that the defense ministry could decide either to upgrade Severstal and Arkhangelsk on the 941UM project, or to write off and dispose of ships. In May, Vladimir Navyx Vysotsky, commander-in-chief of the Russian Navy, said that two reserve submarines of the Shark project would serve in the Navy until 2010. At the same time, he noted that "their modernization opportunities are very large."

29 September 2011 was published by the newspaper Izvestia, citing a source in the Russian Ministry of Defense, that the submarines of the 941 project will be written off and disposed of before the 2014 year. The reason for the decision to write off ships was the end of 2011 scheduled for the end of 2012, the launch of the Borey 955 submarine and the conditions of the US-Russia Strategic Arms Reduction Treaty (START-3) limiting the number of deployed nuclear warheads of each of the sides of 1550 units.
30.09.2011, 10:17:23 http://lenta.ru/news/2011/09/29/akula/
Author:
Sergey Yuferev
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

79 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Минобороны решило пустить «Акулы» на металлолом?



29 сентября стало известно о том, что самые крупные в мире атомные подводные лодки пр. 941 «Акула», находящиеся на вооружении ВМФ России, стали жертвой недофинансирования, российско-американского договора СНВ-3 и новых российских разработок. Минобороны России приняло решение о списании и утилизации данных стратегических подводных крейсеров до 2014 года. Альтернативные варианты службы АПЛ не рассматриваются по причине дороговизны их реализации, а это значит, что лодки пойдут на металлолом. По информации МО России, ядерный щит страны от этого решения не пострадает.


Военные дали пояснения о том, что использовать АПЛ по их прямому назначению невозможно в связи с подписанием Россией и США в прошлом году нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений – СНВ-3, в то же время переделка лодок обошлась бы военному бюджету в копеечку. При этом на «Северном машиностроительном предприятии», которое занималось постройкой данных подлодок считают, что могли бы переделать их во всесезонные морские грузовики или танкеры-газовозы.

Карьеру «Тайфунов» (по НАТОвской классификации), по словам сотрудников МО России, погубили и новые подводные лодки проекта «Борей», которые строятся на «Севмаше» и адаптированы под новые баллистические ракеты «Булава». Их успешные испытания делают бессмысленным содержание более крупных и дорогостоящих субмарин. Экипажи подводных лодок «Борей» в 1,5 раза меньше, чем у «Тайфуна», отличаются и затраты на содержание данных лодок. При этом «Борей» - это более совершенный подводный крейсер, меньшего размера, обнаружить который гораздо сложнее, аргументируют свое решение военные. В Минобороны считают, что любые переделки лодок пр. 941 потребуют вложения десятков миллиардов рублей и лучше эти деньги потратить на постройку новых кораблей для флота.
Минобороны решило пустить «Акулы» на металлолом?
АПЛ проекта 941 "Акула"

По мнению специалистов «Севмаша» варианты перестройки данных подводных лодок для перевозки под северными льдами нефти, сжиженного газа или грузов для российских заполярных портов обошлись бы не очень дорого. Между тем Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, думает иначе. На его взгляд время «Тайфунов» безвозвратно ушло. На сегодняшний день – это гигантская подводная лодка, самая большая в мире, обладающая тройным корпусом и очень дорогая в эксплуатации. Помимо всего прочего под них просто нет ракет. По его словам, утилизация данных подводных крейсеров обойдется государству в несколько сотен миллионов рублей, что гораздо дешевле, чем переоборудование субмарин под какие-либо другие нужды.

С середины 1990-х годов производство основного вооружения для данных АПЛ баллистических ракет серии Р-39 не велось. По большей части это было связано с экономическими соображениями, на эти цели просто не хватало денег. В 1999 году было принято решение о замене всех твердотопливных ракет Р-39, новой более компактной ракетой «Булава». Еще через несколько лет все имеющиеся в арсенале российского флота ракеты Р-39 были признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации из-за выхода из строя их разгонных ступеней – твердое топливо подвержено более быстрому распаду, в отличие от жидкого.

С тех пор основой морской компоненты ядерного сдерживания нашей страны остались, по сути, лишь подводные лодки пр. 667 БРДМ «Дельфин», которые были вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2, известными как «Синева». В настоящее время в составе ВМФ России находится 6 таких АПЛ: «Брянск», «Верхотурье», «Екатеринбург», «Карелия», «Новомосковск» и «Тула». Каждая из этих подлодок способна нести до 128 ядерных боезарядов, а весь флот целиком способен взять на борт 768 боезарядов, т.е ровно половину от отведенного нашей стране лимита.

Так что роль подписания российской стороной договора СНВ-3 в судьбе «Акул» также велика. Данный договор ограничил ядерные арсеналы США и России числом в 1550 боезарядов. При этом только на новых подводных лодках проекта «Борей» вместе с подводными лодками проекта «Дельфин» может разместиться более 1100 боевых блоков, что оставляет на долю остальных компонентов российской ядерной триады – РВСН и дальней авиации лишь 400 зарядов. В этих границах для трех оставшихся на вооружении АПЛ пр. 941 просто не находится место, ведь лишь одна лодка подобного класса способна нести на своем борту 120-200 ядерных боеголовок, а весь парк лодок в состоянии съесть почти ¼ разрешенного России ядерного арсенала.
АПЛ проекта 941 "Акула"

Ранее МО России уже утилизировало 3 из 6 имеющихся подводных лодок данного проекта в соответствии еще со старым договором об ограничении стратегических вооружений СНВ-2. В России решили, что содержание данных АПЛ в боеспособном состоянии обходится российскому бюджету очень дорого – на один подводный крейсер уходило около 300 млн. рублей ежегодно.

История появления

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения пр. 941 разрабатывались в Ленинградском Центральном конструкторском бюро «Рубин» с начала 1970-х годов. Появление на свет данных лодок в 80-е годы прошлого века стало настоящей мировой сенсацией. Каждая лодка состояла из 2-х отдельных прочных корпусов, которые были соединены переходными шлюзами, 3-х прочных модулей и 20 шахт пусковых установок, которые были расположены между корпусами. Все это объединялось еще и легким корпусом. Два прочных корпуса подлодки шли параллельно друг другу. В них были расположены жилые отсеки экипажа, системы управления и жизнеобеспечения, реакторы. В одном из трех прочных модулей был расположен отсек с 6 торпедными аппаратами, два других модуля занимали – центральный пост и кормовой отсек. Субмарина была оборудована огромной спасательной камерой, которая позволяла всплыть на поверхность всему экипажу подводного крейсера даже с запредельной глубины погружения. Длина АПЛ составляла 172 метра, а ширина – 23 метра.

Комфортность подводной лодки по тем временам казалась просто сказочной. Лодка была оборудована небольшим спортзалом и даже сауной, в которой париться могли все члены экипажа, в том числе и матросы срочники. Огромные же ракеты, которыми были вооружены подлодки, были самыми мощными не только в нашей стране, но и за рубежом. Один залп «Акулы» равнялся по ядерной мощи 2-м дивизиям РВСН, которые были вооружены моноблочными ракетами «Тополь».



Дивизия таких ТАПРК (тяжелых атомных подводных ракетных крейсеров) была в состоянии нанести любому противнику невосполнимый урон. Именно поэтому данные АПЛ были выделены в отдельную стратегическую систему, которая в НАТО получила название «Тайфун». Под данные подводные лодки была создана специальная инфраструктура в Западной Лице на Кольском полуострове, где базировались подлодки. Для обеспечения их деятельности в СССР разрабатывались специальные спутники. Деньги в данный проект вкладывались просто огромные, но на них разрабатывалась такая уникальная стратегическая система, равной которой по неуязвимости и эффективности в мире просто не было. Нести свое боевое дежурство «Акулы» должны были под прикрытием ледовой шапки Арктики, а наносить свои смертоносные удары они могли прямо с Северного Полюса.


Проект «Тайфун» был настолько секретным, что американские спецслужбы не имели никакой информации о его реализации. Американский писатель Том Кленси, близкий к Пентагону, был настолько впечатлен данной подлодкой, что даже написал роман «Охота за «Красным Октябрем», который впоследствии был экранизирован Голливудом. В данном фильме Шон Коннери сыграл роль командира советской АПЛ «Акула», который хотел угнать лодку в США. Американцы присвоили лодкам данного проекта классификацию «Тайфун», попав в самую точку, именно так называлась система, в которую входили данные субмарины.

АПЛ проекта 941 "Акула"


Характеристики АПЛ проекта 941

ТАПРК проекта 941 «Акула» - самые большие в мире атомные подводные лодки, разработанные в ЦКБМТ «Рубин». Задание на их разработку было выдано в 1972 году, первая подлодка серии была заложена на «Севмаше» уже в июне 1976 года, спуск ее на воду состоялся в сентябре 1980 года. Перед ее спуском на воду в носовой части АПЛ ниже уровня ватерлинии было нанесено изображение Акулы, позднее на форме экипажа подводников также появились специальные нашивки с изображением акулы.

Всего с 1981 по 1989 годы в СССР было построено 6 подлодок данного класса. Особенностью их конструкции являлось наличие внутри легкого корпуса 5 обитаемых прочных корпусов, 2 из которых были основными, были расположены параллельно друг другу и имели наибольший диаметр 10 метров. Два этих корпуса реализовывали в АПЛ схему катамарана. В передней части корабля, между 2-мя прочными корпусами, находились ракетные шахты, которые впервые были расположены впереди рубки. Помимо этого лодка имела еще 3 отдельных герметичных отсека: торпедный, отсек управления с центральным постом и кормовой механический отсек.
АПЛ проекта 955 "Борей"

Данные подводные лодки способны были развивать под водой скорость в 25 узлов, погружаться на глубину в полкилометра. При общей длине в 172,8 м. и ширине в 23,3 м. данные лодки обладали максимальным подводным водоизмещением в 48 000 т. Автономность их плавания равнялась 180 суткам, а экипаж состоял из 160 человек, из которых 52 были офицерами. В состав вооружения «Акул» входили 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. для различного типа торпед, в том числе ракето-торпед «Водопад», а также 20 баллистических трехступенчатых твердотопливных ракет Р-39 и Р-39У. В 1986 году было принято решение о разработке их усовершенствованного варианта – ракеты Р-39УТТХ «Барк», однако к 1998 году, после 3 неудачных запусков Минобороны решило отказаться от разработки данной ракеты, готовой к тому моменту на 73%.

Будущее российского подводного флота АПЛ проекта 955

Подводная лодка пр. 955 «Борей» (по классификации НАТО Borei или Dolgorukiy после спуска на воду первого корабля серии). Данные лодки относятся к новой серии российских АПЛ класса РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). До 2017 года планируется построить 8 таких подводных лодок. Длина АПЛ составляет 160 м., ширина 13,5 м., максимальное подводное водоизмещение – 24 000 т. Максимальная глубина погружения до 400 м., скорость подводного хода – до 29 узлов, автономность плавания составляет 90 суток, экипаж подводной лодки – 107 человек, в том числе 55 офицеров.

Сегодня на «Севмаше» строится 3 лодки данной серии «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Святитель Николай». Строительство первой в серии АПЛ «Юрий Долгорукий» началось 2 ноября 1996 года, 15 апреля 2007 года лодка была выведена из цехов, 12 февраля 2008 года ее спустили на воду, 19 июня 2009 года АПЛ впервые вышла в море и приступила к выполнению заводских ходовых испытаний. Второй корабль серии «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года, 6 декабря 2010 года был спущен на воду, срок сдачи АПЛ определен 2012 годом.

Минобороны опровергло сообщения о списании "Акул"

Министерство обороны России не принимало решения о списании и утилизации стратегических атомных подводных лодок проекта 941 "Акула", сообщает РИА Новости со ссылкой на высокопоставленный источник в военном ведомстве. По его словам, все подлодки находятся в боевом строю ВМФ России. Как долго самые большие в мире атомные подводные лодки будут стоять на вооружении страны, источник агентства не уточнил.
Подлодки проекта "Акула" строились в СССР в 1976-1989 годах. В общей сложности по этому проекту были построены шесть кораблей, три из которых в настоящее время числятся в составе ВМФ России - "Дмитрий Донской", модернизированный по проекту 941УМ, "Архангельск" и "Северсталь". "Дмитрий Донской" в настоящее время в качестве опытового корабля используется для испытаний перспективной межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования Р-30 "Булава".

По словам источника РИА Новости, "Дмитрий Донской" в любом случае останется в составе ВМФ "еще достаточное количество времени" и будет резервным кораблем для испытания баллистических ракет "Булава". "Северсталь" и "Архангельск" в настоящее время находятся в резерве и стоят у причальной стенки северодвинского судостроительного предприятия "Севмаш". "Проблема заключается в том, что у этих лодок нет на вооружении штатных ракет типа Р-39. Их после 1991 года не выпускает "Южмаш" (украинское предприятие, занимавшееся производством ракет Р-39 и Р-39У - примечание 'Ленты.ру')", - отметил источник агентства.

Резервные подлодки в настоящее время ожидают решения о дальнейшей своей судьбе. Ранее сообщалось, что военное ведомство может принять решение либо о модернизации "Северстали" и "Архангельска" по проекту 941УМ, либо о списании и утилизации кораблей. В мае 2010 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две резервные подлодки проекта "Акула" прослужат в составе ВМФ до 2019 года. При этом он отметил, что "модернизационные возможности у них очень большие".

29 сентября 2011 года газета "Известия" написала со ссылкой на источник в Министерстве обороны России, что подводные лодки проекта 941 будут списаны и утилизированы до 2014 года. Поводом для решения о списании кораблей стало намеченное на конец 2011-го - начало 2012 года принятие на вооружение подлодок проекта 955 "Борей" и условия российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), ограничивающего число развернутых ядерных боезарядов каждой из сторон 1550 единицами.
30.09.2011, 10:17:23 http://lenta.ru/news/2011/09/29/akula/
Автор:
Сергей Юферев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти