Минобороны решило пустить «Акулы» на металлолом?



29 сентября стало известно о том, что самые крупные в мире атомные подводные лодки пр. 941 «Акула», находящиеся на вооружении ВМФ России, стали жертвой недофинансирования, российско-американского договора СНВ-3 и новых российских разработок. Минобороны России приняло решение о списании и утилизации данных стратегических подводных крейсеров до 2014 года. Альтернативные варианты службы АПЛ не рассматриваются по причине дороговизны их реализации, а это значит, что лодки пойдут на металлолом. По информации МО России, ядерный щит страны от этого решения не пострадает.


Военные дали пояснения о том, что использовать АПЛ по их прямому назначению невозможно в связи с подписанием Россией и США в прошлом году нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений – СНВ-3, в то же время переделка лодок обошлась бы военному бюджету в копеечку. При этом на «Северном машиностроительном предприятии», которое занималось постройкой данных подлодок считают, что могли бы переделать их во всесезонные морские грузовики или танкеры-газовозы.

Карьеру «Тайфунов» (по НАТОвской классификации), по словам сотрудников МО России, погубили и новые подводные лодки проекта «Борей», которые строятся на «Севмаше» и адаптированы под новые баллистические ракеты «Булава». Их успешные испытания делают бессмысленным содержание более крупных и дорогостоящих субмарин. Экипажи подводных лодок «Борей» в 1,5 раза меньше, чем у «Тайфуна», отличаются и затраты на содержание данных лодок. При этом «Борей» - это более совершенный подводный крейсер, меньшего размера, обнаружить который гораздо сложнее, аргументируют свое решение военные. В Минобороны считают, что любые переделки лодок пр. 941 потребуют вложения десятков миллиардов рублей и лучше эти деньги потратить на постройку новых кораблей для флота.
Минобороны решило пустить «Акулы» на металлолом?
АПЛ проекта 941 "Акула"

По мнению специалистов «Севмаша» варианты перестройки данных подводных лодок для перевозки под северными льдами нефти, сжиженного газа или грузов для российских заполярных портов обошлись бы не очень дорого. Между тем Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, думает иначе. На его взгляд время «Тайфунов» безвозвратно ушло. На сегодняшний день – это гигантская подводная лодка, самая большая в мире, обладающая тройным корпусом и очень дорогая в эксплуатации. Помимо всего прочего под них просто нет ракет. По его словам, утилизация данных подводных крейсеров обойдется государству в несколько сотен миллионов рублей, что гораздо дешевле, чем переоборудование субмарин под какие-либо другие нужды.

С середины 1990-х годов производство основного вооружения для данных АПЛ баллистических ракет серии Р-39 не велось. По большей части это было связано с экономическими соображениями, на эти цели просто не хватало денег. В 1999 году было принято решение о замене всех твердотопливных ракет Р-39, новой более компактной ракетой «Булава». Еще через несколько лет все имеющиеся в арсенале российского флота ракеты Р-39 были признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации из-за выхода из строя их разгонных ступеней – твердое топливо подвержено более быстрому распаду, в отличие от жидкого.

С тех пор основой морской компоненты ядерного сдерживания нашей страны остались, по сути, лишь подводные лодки пр. 667 БРДМ «Дельфин», которые были вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2, известными как «Синева». В настоящее время в составе ВМФ России находится 6 таких АПЛ: «Брянск», «Верхотурье», «Екатеринбург», «Карелия», «Новомосковск» и «Тула». Каждая из этих подлодок способна нести до 128 ядерных боезарядов, а весь флот целиком способен взять на борт 768 боезарядов, т.е ровно половину от отведенного нашей стране лимита.

Так что роль подписания российской стороной договора СНВ-3 в судьбе «Акул» также велика. Данный договор ограничил ядерные арсеналы США и России числом в 1550 боезарядов. При этом только на новых подводных лодках проекта «Борей» вместе с подводными лодками проекта «Дельфин» может разместиться более 1100 боевых блоков, что оставляет на долю остальных компонентов российской ядерной триады – РВСН и дальней авиации лишь 400 зарядов. В этих границах для трех оставшихся на вооружении АПЛ пр. 941 просто не находится место, ведь лишь одна лодка подобного класса способна нести на своем борту 120-200 ядерных боеголовок, а весь парк лодок в состоянии съесть почти ¼ разрешенного России ядерного арсенала.
АПЛ проекта 941 "Акула"

Ранее МО России уже утилизировало 3 из 6 имеющихся подводных лодок данного проекта в соответствии еще со старым договором об ограничении стратегических вооружений СНВ-2. В России решили, что содержание данных АПЛ в боеспособном состоянии обходится российскому бюджету очень дорого – на один подводный крейсер уходило около 300 млн. рублей ежегодно.

История появления

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения пр. 941 разрабатывались в Ленинградском Центральном конструкторском бюро «Рубин» с начала 1970-х годов. Появление на свет данных лодок в 80-е годы прошлого века стало настоящей мировой сенсацией. Каждая лодка состояла из 2-х отдельных прочных корпусов, которые были соединены переходными шлюзами, 3-х прочных модулей и 20 шахт пусковых установок, которые были расположены между корпусами. Все это объединялось еще и легким корпусом. Два прочных корпуса подлодки шли параллельно друг другу. В них были расположены жилые отсеки экипажа, системы управления и жизнеобеспечения, реакторы. В одном из трех прочных модулей был расположен отсек с 6 торпедными аппаратами, два других модуля занимали – центральный пост и кормовой отсек. Субмарина была оборудована огромной спасательной камерой, которая позволяла всплыть на поверхность всему экипажу подводного крейсера даже с запредельной глубины погружения. Длина АПЛ составляла 172 метра, а ширина – 23 метра.

Комфортность подводной лодки по тем временам казалась просто сказочной. Лодка была оборудована небольшим спортзалом и даже сауной, в которой париться могли все члены экипажа, в том числе и матросы срочники. Огромные же ракеты, которыми были вооружены подлодки, были самыми мощными не только в нашей стране, но и за рубежом. Один залп «Акулы» равнялся по ядерной мощи 2-м дивизиям РВСН, которые были вооружены моноблочными ракетами «Тополь».



Дивизия таких ТАПРК (тяжелых атомных подводных ракетных крейсеров) была в состоянии нанести любому противнику невосполнимый урон. Именно поэтому данные АПЛ были выделены в отдельную стратегическую систему, которая в НАТО получила название «Тайфун». Под данные подводные лодки была создана специальная инфраструктура в Западной Лице на Кольском полуострове, где базировались подлодки. Для обеспечения их деятельности в СССР разрабатывались специальные спутники. Деньги в данный проект вкладывались просто огромные, но на них разрабатывалась такая уникальная стратегическая система, равной которой по неуязвимости и эффективности в мире просто не было. Нести свое боевое дежурство «Акулы» должны были под прикрытием ледовой шапки Арктики, а наносить свои смертоносные удары они могли прямо с Северного Полюса.


Проект «Тайфун» был настолько секретным, что американские спецслужбы не имели никакой информации о его реализации. Американский писатель Том Кленси, близкий к Пентагону, был настолько впечатлен данной подлодкой, что даже написал роман «Охота за «Красным Октябрем», который впоследствии был экранизирован Голливудом. В данном фильме Шон Коннери сыграл роль командира советской АПЛ «Акула», который хотел угнать лодку в США. Американцы присвоили лодкам данного проекта классификацию «Тайфун», попав в самую точку, именно так называлась система, в которую входили данные субмарины.

АПЛ проекта 941 "Акула"


Характеристики АПЛ проекта 941

ТАПРК проекта 941 «Акула» - самые большие в мире атомные подводные лодки, разработанные в ЦКБМТ «Рубин». Задание на их разработку было выдано в 1972 году, первая подлодка серии была заложена на «Севмаше» уже в июне 1976 года, спуск ее на воду состоялся в сентябре 1980 года. Перед ее спуском на воду в носовой части АПЛ ниже уровня ватерлинии было нанесено изображение Акулы, позднее на форме экипажа подводников также появились специальные нашивки с изображением акулы.

Всего с 1981 по 1989 годы в СССР было построено 6 подлодок данного класса. Особенностью их конструкции являлось наличие внутри легкого корпуса 5 обитаемых прочных корпусов, 2 из которых были основными, были расположены параллельно друг другу и имели наибольший диаметр 10 метров. Два этих корпуса реализовывали в АПЛ схему катамарана. В передней части корабля, между 2-мя прочными корпусами, находились ракетные шахты, которые впервые были расположены впереди рубки. Помимо этого лодка имела еще 3 отдельных герметичных отсека: торпедный, отсек управления с центральным постом и кормовой механический отсек.
АПЛ проекта 955 "Борей"

Данные подводные лодки способны были развивать под водой скорость в 25 узлов, погружаться на глубину в полкилометра. При общей длине в 172,8 м. и ширине в 23,3 м. данные лодки обладали максимальным подводным водоизмещением в 48 000 т. Автономность их плавания равнялась 180 суткам, а экипаж состоял из 160 человек, из которых 52 были офицерами. В состав вооружения «Акул» входили 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. для различного типа торпед, в том числе ракето-торпед «Водопад», а также 20 баллистических трехступенчатых твердотопливных ракет Р-39 и Р-39У. В 1986 году было принято решение о разработке их усовершенствованного варианта – ракеты Р-39УТТХ «Барк», однако к 1998 году, после 3 неудачных запусков Минобороны решило отказаться от разработки данной ракеты, готовой к тому моменту на 73%.

Будущее российского подводного флота АПЛ проекта 955

Подводная лодка пр. 955 «Борей» (по классификации НАТО Borei или Dolgorukiy после спуска на воду первого корабля серии). Данные лодки относятся к новой серии российских АПЛ класса РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). До 2017 года планируется построить 8 таких подводных лодок. Длина АПЛ составляет 160 м., ширина 13,5 м., максимальное подводное водоизмещение – 24 000 т. Максимальная глубина погружения до 400 м., скорость подводного хода – до 29 узлов, автономность плавания составляет 90 суток, экипаж подводной лодки – 107 человек, в том числе 55 офицеров.

Сегодня на «Севмаше» строится 3 лодки данной серии «Александр Невский», «Владимир Мономах» и «Святитель Николай». Строительство первой в серии АПЛ «Юрий Долгорукий» началось 2 ноября 1996 года, 15 апреля 2007 года лодка была выведена из цехов, 12 февраля 2008 года ее спустили на воду, 19 июня 2009 года АПЛ впервые вышла в море и приступила к выполнению заводских ходовых испытаний. Второй корабль серии «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года, 6 декабря 2010 года был спущен на воду, срок сдачи АПЛ определен 2012 годом.

Минобороны опровергло сообщения о списании "Акул"

Министерство обороны России не принимало решения о списании и утилизации стратегических атомных подводных лодок проекта 941 "Акула", сообщает РИА Новости со ссылкой на высокопоставленный источник в военном ведомстве. По его словам, все подлодки находятся в боевом строю ВМФ России. Как долго самые большие в мире атомные подводные лодки будут стоять на вооружении страны, источник агентства не уточнил.
Подлодки проекта "Акула" строились в СССР в 1976-1989 годах. В общей сложности по этому проекту были построены шесть кораблей, три из которых в настоящее время числятся в составе ВМФ России - "Дмитрий Донской", модернизированный по проекту 941УМ, "Архангельск" и "Северсталь". "Дмитрий Донской" в настоящее время в качестве опытового корабля используется для испытаний перспективной межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования Р-30 "Булава".

По словам источника РИА Новости, "Дмитрий Донской" в любом случае останется в составе ВМФ "еще достаточное количество времени" и будет резервным кораблем для испытания баллистических ракет "Булава". "Северсталь" и "Архангельск" в настоящее время находятся в резерве и стоят у причальной стенки северодвинского судостроительного предприятия "Севмаш". "Проблема заключается в том, что у этих лодок нет на вооружении штатных ракет типа Р-39. Их после 1991 года не выпускает "Южмаш" (украинское предприятие, занимавшееся производством ракет Р-39 и Р-39У - примечание 'Ленты.ру')", - отметил источник агентства.

Резервные подлодки в настоящее время ожидают решения о дальнейшей своей судьбе. Ранее сообщалось, что военное ведомство может принять решение либо о модернизации "Северстали" и "Архангельска" по проекту 941УМ, либо о списании и утилизации кораблей. В мае 2010 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две резервные подлодки проекта "Акула" прослужат в составе ВМФ до 2019 года. При этом он отметил, что "модернизационные возможности у них очень большие".

29 сентября 2011 года газета "Известия" написала со ссылкой на источник в Министерстве обороны России, что подводные лодки проекта 941 будут списаны и утилизированы до 2014 года. Поводом для решения о списании кораблей стало намеченное на конец 2011-го - начало 2012 года принятие на вооружение подлодок проекта 955 "Борей" и условия российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), ограничивающего число развернутых ядерных боезарядов каждой из сторон 1550 единицами.
30.09.2011, 10:17:23 http://lenta.ru/news/2011/09/29/akula/
Автор:
Сергей Юферев
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти