Как создавалась секретная советская система опознавания "свой-чужой"

27
Как создавалась секретная советская система опознавания "свой-чужой"


Тридцать пять лет назад в СССР было принято решение о массовом переоснащении всей военной техники, сил ПВО и радиолокационных станций общевойсковой государственной системой радиолокационного опознавания "свой-чужой" "Пароль". Корреспондент "РГ" встретился генеральным конструктором системы, героем социалистического труда Ильдусом Мостюковым. Ученый, деятельность которого долгие годы была засекречена, рассказал, в чем заключались сложности разработки системы, почему до появления "Пароля" советские ПВО, ВМФ и ВВС "слепли" каждые три года, и как им мешали работать спецслужбы США.

"Кремний" раскололи

Система опознавания "свой-чужой" зародилась еще в период Второй Мировой войны. Сначала она появилась у войск США и Великобритании, где потери от огня по своим составляли 20-25 процентов. Вслед за ними аналогичную систему разработали и в СССР. Но она не была единой - у каждого рода войск свои частоты и коды. К 1955 году создали первую общевойсковую систему "Кремний-2". Но и у нее был серьезный недостаток - небольшое количество кодов. Из-за этого она легко обнаруживалась радиоразведкой и была очень уязвимой, в том случае если аппаратура попадала в руки вероятного противника. А происходило это каждые три года. Либо наш самолет где-нибудь упадет, либо предатели на заводах передадут информацию иностранной разведке. После чего все коды рассекречивались. Таким образом, после войны наша страна имела самые мощные вооруженные силы в мире, а вот система опознавания была самым слабым местом в обороне СССР.

В 1961 году, когда очередной раз аппаратура попала в руки потенциального врага, состоялось заседание оборонного отдела ЦК партии. На нем собрали министров радиопромышленности, судостроения, авиапрома, руководителей управлений минобороны, всех светил в области радиолокации. В зале было человек пятьдесят. На сцену вышел заведующий отделом обороны ЦК Иван Сербин. Он показал пальцем в зал и очень зло сказал: "До каких пор вы будете ставить страну на колени? Разработайте такую систему, которая не боится дискредитации!" И после этого ушел. Заседание окончилось. Мы все находились в шоке. Что делать? Тогда замминистра обороны СССР Роман Покровский объявил закрытый конкурс на решение поставленной задачи. Наш московский головной институт НИИ-17, который разработал "Кремний-2", предложил вместо тридцати кодов сделать миллион. Но это не решало проблему, поскольку радиоразведка работала хорошо и вычислительная техника того времени была способна их расшифровать. Мы в ОКБ-294 предложили другой вариант. Он был основан на криптографических методах кодирования. Их невозможно рассекретить, даже если аппаратура окажется в чужих руках. Она просто превратится в кусок металла. Ничего с ней нельзя будет сделать. Наше предложение приняли. И в 1962 году специальным постановлением ЦК КПСС Совета министров СССР наш ОКБ преобразовывался в головной институт страны, занимающийся разработкой системы "свой-чужой". Меня назначили генеральным конструктором.

На грани военного вторжения

Начинать работу приходилось практически с чистого листа. Опереться на мировой опыт в этой сфере мы не могли. Его просто не было. Американцы вели свои разработки системы опознавания параллельно, немножко опережая нас. Но достать у них информацию было невозможно. Мы в течение всей работы пытались это сделать через ГРУ, КГБ, но все тщетно. Настолько этот проект был у них засекречен. Но и наши спецслужбы тоже опекали так, что шпионы ничего не могли узнать. Вот и шли у нас с ними такие соревнования. Так что разработка продвигалась трудно. А в 1966 году как назло наша аппаратура вновь оказалась у иностранных спецслужб. На территории Германии упал советский самолет, который летел из Нижнего Новгорода в район расположения советских войск. У него отказал мотор в тот момент, когда он находился в небе над Берлином. И чтобы не упасть на город, летчики пожертвовали собой и направили самолет в озеро в "английской зоне". Командующий нашей группой войск в Германии генерал Петр Кошевой, зная важность секретов, находящихся в этом самолете, принял решение ввести туда танковый батальон и достать самолет, пока его не взяли англичане. Но в это время походил съезд партии, и из Москвы последовала команда избегать всяческих международных осложнений. Операцию отменили.

В результате самолет из озера вытащили английские военные, отправили его в Англию, и система опознавания оказалась рассекречена.

Для расследования этого инцидента была создана комиссия, в которую я тоже входил. По итогам ее работы прошло заседание, где присутствовал председатель ВПК, командующие ПВО, ВВС. И все они дали очень негативную оценку нашей системе опознавания и радиопромышленности. Она в очередной раз попала в чужие руки, и наши войска ПВО и ВМФ "ослепли". Они уже не различали, где свои, а где чужие. Я на этом заседании получил выговор за срыв сроков создания новой системы.

На тот момент я смог предложить лишь сделать "заплатки" для старой системы. А это что такое? Нужно было в авральном порядке переоснастить всю армию, менять аппаратуру на всех самолетах, кораблях. И многие военные объекты на время выводились из строя, что наносило огромный ущерб стране.

"Свинья" от американцев

И это было далеко не единственное препятствие, возникшее в процессе разработки. Когда мы практически подготовили технический проект и собирались выходить на опытные образцы, американцы подложили нам большую свинью. Для успешного внедрения новая система в переходный период должна работать на единых частотах со старой. А в международной организации "Регламент связи" верховодили американцы. И вот они нашу частоту опознавания отдали западноевропейскому телевидению. Мы изготовили макеты новой аппаратуры, поехали в Восточную Германию и провели испытание, как телевидение влияет на систему. Поняли, что телевизионные сигналы полностью "забивают" канал. И нам пришлось уйти из этой частоты. А это сразу создало проблему размещения на самолетах. Заказчик требовал, чтобы аппаратура располагалась на старых установочных местах. Других на самолете просто нет. А в переходный период новая аппаратура должна включать в себя старое оборудование, что сказывается на габаритах. Не помещалась она! И эту проблему мы решали в течение всей разработки с большим трудом. Сроки срывали, каждые полгода нас заслушивали на военной комиссии. Я в процессе работы получил шесть выговоров от министерства, не считая первого. Но, в конце концов, с задачей справились через микроминиатюризацию.

Две системы на весь мир

В 1977 году мы завершили государственные испытания. Возглавлял приемочную комиссию маршал Евгений Савицкий, легендарный летчик дважды герой Советского союза. Система была удостоена Ленинской премии.

А в 1980-м году прошли войсковые испытания. Военные посчитали, что для такой массовой и очень дорогостоящей аппаратуры недостаточно государственных испытаний. Чтобы увидеть ее в деле, минобороны провело масштабные войсковые учения. В них участвовали сотни самолетов, радиолокационных систем, кораблей ЧФ в Одесском военном округе. И уже после этого было принято решение о массовом перевооружении армии. Продолжалось оно в течение пяти лет. В проекте участвовало тридцать заводов Советского союза. Очень важно, что переоснащение мы закончили до ельцинских реформ.

Если бы чуть-чуть опоздали, то система не увидела бы свет, потому что заводы развалились, да и страна не смогла бы себе позволить в 90-е годы тратить такие деньги.

Эта аппаратура будет состоять на вооружении еще очень долго. Она не подается расшифровке. Самолеты с системой "Пароль" много раз попадали в руки потенциального противника, но никакого значения это уже не имело. В аппаратуре не было "залитых" кодов. Тысячи их вариантов меняются каждую секунду по случайному закону.

В США создали аналогичную систему только чуть раньше нас. Вообще такие разработки могли себе позволить только две страны в мире: США и СССР. Во-первых, это связано с тем, что Соединенные Штаты возглавляют НАТО, а Советский Союз был лидером стран Варшавского договора. И, соответственно, все государства, входящие в альянсы, принимали эти системы. Во-вторых, стоимость системы столь огромна, что не всякая страна ее потянет. Поиском денег на наш проект занимался лично председатель совета министров СССР Алексей Косыгин. На разработку ушло около пяти миллиардов долларов.

Сейчас системой "Пароль" пользуются сорок стран, в том числе все члены ОДКБ. А те страны, которые отдалились от нас после развала СССР, перешли на американскую систему. В частности Литва, Эстония, Латвия. Им это стоило, конечно, больших денег.

Китай пока не имеет своей национальной системы оповещения "свой-чужой", но активно работает над этим. Индия покупают и российскую и американскую систему.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    11 апреля 2015 08:25
    Система сложная и затратная.Автор не упомянул ещё один случай,Когда предатель Беленко угнал в Японию новейший тогда Миг-25,это был как удар ножом в спину.Врагу достался не только супер перехватчик но и система "свой-чужой".
    1. +11
      11 апреля 2015 09:21
      Зачем ему его упоминать? Статья не про перебежчиков , а о создании Пароля.
    2. +1
      11 апреля 2015 10:45
      Цитата: Magic Archer
      Система сложная и затратная.Автор не упомянул ещё один случай,Когда предатель Беленко угнал в Японию новейший тогда Миг-25,это был как удар ножом в спину.Врагу достался не только супер перехватчик но и система "свой-чужой".

      На самом деле систему свой-чужой создать не так трудно. Взять 128-битный код и по формуле сделать его плавающим, то есть передача этого кода постоянно меняется, аппаратура на самолёте и на земле генерирует изменённый код по секретной формуле и сверяет этот же код со генерированным на самолёте. Чтобы взломать 128 битный код не хватит совокупной вычислительной мощности всех компьютеров на Земле.
      1. +2
        12 апреля 2015 07:40
        Уважаемый что-то вы маленькой отстали в Айти сфере. Уже давно до мегабитных ключей используют. И что есть шифрование? Это когда 1 символ кодируют к примеру 128 битами. Для системы свой чужой это не подайдет так как для кодирования и декодирования нужен ключ на приёмнике и передатчике!
  2. +3
    11 апреля 2015 09:09
    Отличная статья.Давно ждал!Дома так и лежит блок ключей от системы.Прикольная цацка.Что на кораблях,что в самолетах.Единая.И,кстати,за все время службы,ни разу ее не увидел.Все время в чехле,опечатанная.В рубке.
  3. +1
    11 апреля 2015 10:02
    Наверное первое фото РЛС feel а второе система распознавания yes .
    1. +2
      11 апреля 2015 11:11
      На первой естественно РЛС П-18, на второй сам Пороль. Система Пороль может и задумывалась как что то суперовское, но в обслуге и ремонте полный остой. Все можно было сложить в чемодан, а не размещать на урале. Тут товарищ пишет про блок ключей, от чего интересно? У пороля ключи как и у системы ЗАС, на блокноте. Что у товарища дома не знаю. Работал с этой лабудой 11 лет. Постоянный геморрой.
      1. +6
        11 апреля 2015 16:43
        Про товарища Вы верно заметили. На этом сайте, я заметил, очень много товарищей, которые "в курсе" и "в теме".Особенно порадовало про ключи дома. А по поводу отстоя скажу так:я 7 лет на железе провел в должности командира РТБЧ. Обслуживание аппаратуры на мне. Никаких замечаний.
      2. +2
        12 апреля 2015 04:45
        Да такой блочек.На передней стенке маховичок,4-гранный.и индикатор,механический.16 цифр.А на задней стенке корпуса набор перемычек.кодировка,то есть.Плюс разъем.Размером в три пачки сигарет.Перемычками занимался особист.И лично вставлял в аппарат.А потом дело было так.В такой час положение блока-08.через 2 часа хода-13...Вся эта хрень была до 85 года.потом пошла другая техника.И если товарищи не поняли,о чем речь,то мне страшно за нашу армию.
  4. +1
    11 апреля 2015 11:34
    Не знаю правда или легенда:
    " Многим людям, особенно старшего поколения, хорошо известна песня «Огромное небо» с горькими и торжественными словами последнего куплета:
    В могиле лежат посреди тишины
    Отличные парни отличной страны,
    Светло и торжественно смотрит на них
    Огромное небо одно на двоих.
    А известно ли вам, что эти «отличные парни» – вовсе не придуманные персонажи,а самые настоящие герои – капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов...6 апреля 1966 года звено Капустина получило задание перегнать самолеты на другой аэродром..."

    Автор: Александра Золотарева
    Источник: http://klubogromnoenebo.narod.ru/feat/page_2.html
    © Shkolazhizni.ru
    1. +1
      11 апреля 2015 12:59
      Всё,о чём я написал в комментарии, как раз относится к случаю утери аппаратуры с ответчиком "Я-свой" в 1966г.
    2. 0
      12 апреля 2015 05:02
      Мы в Германии в это время жили.Помню,как эту песню на всех концертах пели..И про девочку,что выпала с пятого этажа,а советский летчик смог поймать,в шинель,тоже помню.
  5. +12
    11 апреля 2015 11:47
    Воспользуюсь случаем и передам привет Ильдусу Шайхульисламовичу. Я с 1963 года работал в системе (НИИ-33), где создавались элементы систем, в мом числе, "свой-чужой". После принятия ряда моих систем на вооружение меня в 1979 году переводят в Москву для работы в Министерство. Мне было поручено возглавить организацию производства системы "Пароль". Мы справились с заданием Правительства. Помню как трудно было начать производство ряда блоков системы на Гродненском заводе "Автомагнитол", заводе в городе Чистополь. Это были не наши заводы, а на остальных предприятиях все шло гладко. На войсковых испытаниях, о которых упомянул МостюковИ.Ш., я по постановлению Правительства был там. Участвовали в учениях 3 военных округа и Черноморский флот. Были и трагические случае в процессе испытаний. Я и Мостюков И.Ш. на этих испытаниях-учениях имели паспорта на другие фамилия. В "ВО" я опубликовал один из эпизодов нашей жизни в Одессе тогда. Статья называется "Правдивый случай". Здоровья тебе, Ильдус Шайхульисламович. Честь имею.
    1. +1
      12 апреля 2015 10:34
      Интересно,оказывается,чем"Автомагнитола"баловалась!Там сейчас такие корпуса настроили!Но вряд ли что то серьезное делают.
  6. +2
    11 апреля 2015 12:28
    Хорошая статья. Много знаю, но -не скажу. Поэтому тут много и не раскроешь...
  7. +3
    11 апреля 2015 15:00
    Я служил в 1973-75 г.г. Знать мне было положено, на счёт опознавания "свой-чужой," не много. Но я до сих пор помню, что при готовности 01, я как оператор РЛС П-15, должен был получить у "секретчицы" под расписку коды - 2 контейнера, похожие на большие электролитические конденсаторы. Их вставлял в "шкаф"(уже забыл название) на станции, который находился сразу при входе справа, и после разогрева аппаратуры, можно было выходить в эфир("включать высокое").На экране локатора, при нажатии педали запросчика, если самолёт свой, появлялись две параллельные метки. Вот и всё, что мне запомнилось о системе опознавания "свой-чужой".
    1. 0
      12 апреля 2015 06:15
      Цитата: СРЦ П-15
      служил в 1973-75 г.г. Знать мне было положено, на счёт опознавания "свой-чужой," не много.

      Помню сигнал был "Ковёр", получив сигнал все должны проверить или включить систему свой-чужой. Видать были борты которые выполняли специфические задачи с выключенной системой. Ещё секретка была табличка с надписью "Извлечь вилку "взрыв"" На самом деле выдёргивать вилку нельзя.
    2. 0
      13 апреля 2015 07:30
      12 больших и 12 маленьких, система Тантал и Кремень. очень хорошая система. Шкаф системы опознования по величине как и Пороль вместе взятый, только его поставили на урал натолкали микросхем вместо ламп и пивязали два генератора на москвиче. Если не ошибаюсь на П-15 антенна запрощика совмещенная с антеннами станции, а у пороля антенна такая же как одна из антен П-15.
      1. Михаил98
        0
        15 апреля 2015 16:52
        Вариант выбора антенны для запросчика зависел от частоты передатчика РЛС. Если диапазон частот были более-менее близкими, то запросчик использовал элементы основной антенны РЛС, если частоты были кардинально разными, то вынуждены были применять отдельную машину со своей антенной. Ещё приходилось учитывать мощности агрегатов питания РЛС для обеспечения работы запросчика. В любом случае для старых РЛС Пароль реализовывался как один из вариантов стандартной доработки.
  8. +3
    11 апреля 2015 15:13
    Вот поэтому ВС Украины и обходятся двумя полосками на борту: советскую систему применять, видимо, по массе причин не получается, а НАТОвской пока не дали...

    На момент, когда я служил (78-80), система называлась "Кремний-2М", и в ней кроме стандартных блоков были два миниатюрных блочка - "Заря" и "Фиалка". Они были опечатаны, и не дай бог повредить пломбу или сам блок - вопросов и объяснительных не оберёшься. Я мог с помощью приборов только проверить их исправность. Не помню подробностей, но в армии изобрели совершенно гениальный способ проверки, пользоваться которым мог любой ид...т: на переносном приборе - переключатели, которые можно установить на разноцветные точки вместо обозначений. Поставил переключатель на красную точку - стрелка на приборе должна находиться в пределах красного сектора, зелёный - зелёного и т.д. :) Что именно ты проверяешь - тебе знать не нужно...

    В той системе было 20 основных кодов, которые менялись по всей стране 2 раза в сутки, и 20 запасных, на случай военного положения. Особенностью было то, что она должна была "отвечать" на запросы и с самолётов, и с кораблей, и с земли, а это всё разные длины волн: 3, 10 и 30 см. Соответственно, на самолёте было три группы антенн...

    О новой системе разговоры уже ходили: вот-вот...
  9. +3
    11 апреля 2015 15:39
    Цитата: Лт. запаса ВВС
    На самом деле систему свой-чужой создать не так трудно.

    Ну, так и создали бы... талант вы наш нераскрытый...
    1. +2
      11 апреля 2015 16:07
      Цитата: Вожик
      Ну, так и создали бы... талант вы наш нераскрытый...

      Уже создана, зачем изобретать велосипед. Я просто объяснил для форумчан до призывного возраста принцип системы в одном предложении
  10. +1
    11 апреля 2015 15:55
    интереснейшая статья, спасибо автору.с удовольствием проплюсовал.
  11. sazhka4
    0
    11 апреля 2015 17:48
    0-20 что-ли?? Прошлый век..Всё уже изменили. Всё уже сто раз изменено, и не один раз.."Дональд Кук" показал свою эффективность..Не думаю что было показано для произведения впечатления. Просто устарело. Но попробовать надо..Убедиться что работает. Работает.. Чего более. Я рад.
    1. 0
      13 апреля 2015 07:32
      Аппаратура 0-20 это условное название на борту самолета.
    2. Михаил98
      0
      15 апреля 2015 17:21
      История с "Куком" не имеет никакого отношения к опознавания гос.принадлежности. Там была своя история, и поэтому была своя истерия.
  12. +1
    12 апреля 2015 05:05
    Интересно написано у Солженицина(не к ночи будь помянут)как создавали ЗАС.В круге первом.Довольно грамотно.Криптография,модуляция,уровни,перекодировка....
  13. +6
    12 апреля 2015 06:59
    Уважаемые читатели "ВО", Мостюков И.Ш. не упомянул о своих заместителях, без которых трудно было бы создать систему "Пароль", превосходящую по характеристикам зарубежные системы МХ и МXII. А также ряд НИИ КГБ, которые участвовали в создании отечественной системы. Заместители: Тальянский И.В., Махтеев Л.М., Медведев С.Н. Научным руководителем кандидатских и докторских диссертаций некоторых из них мне пришлось бытью. Светлая им память, двух из них уже нет в живых. Честь имею.
  14. AAV
    +1
    13 апреля 2015 16:07
    Интересная статья. До сих пор, со времен срочной службы 88-89 помню инструкцию в кабине запросчика:"Если возникает угроза захвата противником позиции станции, а указаний с вышестоящего КП не поступает, личный состав предпринимает действия по уничтожению информации блока 21-10. Уничтожение производится путем стирания информации нажатием кнопки "СТИРАНИЕ" с последующим демонтажем блоков аппаратуры и разрушению их кувалдой". Кувалда стояла сразу у входа.
  15. +1
    21 апреля 2015 14:05
    Очень познавательная и поучительная статья. Вспоминается представительство КНИИРЭ в Ахтубинске. По теме - еще был "Признак", "Страж". Хорошие были времена.