Military Review

Bronedreziny family "Matval"

16
Shortly before the outbreak of the First World War in Russia and other countries, the development of armored vehicles of the new class began - armored vehicles. It was assumed that such machines could become a substitute for full-fledged armored trains in cases where the composition with machine guns and artillery could not arrive at the scene of the fighting or similar use of it was inappropriate. Over the next few years, several armored rubber projects were developed in our country. One of the most interesting are the machine family "Matval".


History technology called "Matval" made to conduct with 1915 year. Then the future designer of railway equipment Sevastyan Sevastyanovich Waldner was drafted into the army and assigned to an automobile company. Waldner showed great interest in automotive technology and quickly mastered the operation and maintenance of existing machines. Shortly after the start of service, Waldner, together with the company commander Mattisson, developed his own design of the gearbox, for which a patent was soon received. The new gearbox was named after the first letters of the names of its creators - “Matval”. The new unit was assembled from the available components. The proposed gearbox provided the movement with the same speed both forward and backward. Thanks to this, it could be used on light rail vehicles, for example, on various rail cars and carriages.

In the future, Mattisson and Waldner continued to work together, which resulted in several new technology projects created with extensive use of existing components and assemblies. Some of the cars offered were assembled in the conditions of an army workshop and tested on highways and railways. However, fame and vocation came to Mattisson and Waldner later, after the October Revolution.

After the revolution, motorists-engineers became Red Army men and continued their work in the interests of the new authorities. By the beginning of autumn 1919, they completed the development and construction of a new cargo rail car, built on the basis of the aggregates of one of the production trucks. During testing, this machine was able to develop the speed of 90 km / h, which attracted the attention of the command of the troops of the Cheka. December 27 of the same year was already organized by the Matval Office or the Matvalbyuro for the railways of the RSFSR during the Military Council of the RSFSR. SS became the head of the new organization. Waldner.

Bronedreziny family "Matval"
Izhora "Matval"


Red Army soldiers and security officers needed a large number of armored vehicles with cannon and machine gun weapons, which could be used in battles of the Civil War. To accomplish the task of providing the troops with the necessary equipment, a special design bureau was organized. In addition, Putilov and Izhora plant were involved in new projects. The first of them was to participate in the development and construction of the chassis for the technology, and the task of the second was to assist with the booking.

In February, 1920 of the year at the Izhora plant completed the assembly of the first armored rubber of a new type. On the basis of existing units and with the use of new components an armored car was assembled, equipped with a special undercarriage for movement on the railway. The car was equipped with armor thickness 7 mm. The crew of eight people could use the gun Hotchkiss caliber 37 mm (SA18) and four Maxim machine guns. The gun was located in a rotating turret on the roof of the hull, machine guns - in the side embrasures.

The Matval valved railcar of the first version should have a sufficiently high firepower and acceptable driving characteristics. However, tests have shown that the proposed design does not fully meet the requirements of the customer. Chassis, power plant and other components of the new machine required improvement. Bronedrezina turned out overweight and had insufficient speed. In addition, the springs were too weak for a heavy car. Finally, the size of the habitable armored tires was insufficient and did not provide an acceptable convenience for the crew.


Sormovsky "Matval" 1920 of the year

In April, 1920, the designers and industry leaders held a meeting, during which plans were made for the further development of the Matval family of equipment. It was decided that Matvalbyuro and Izhora Plant should prepare draft designs of two armored vehicles based on the White truck chassis. The first was planned to be equipped with two turrets with machine guns, the second with an 37-mm cannon in the turret and machine-guns in the body, with the possibility of firing in any direction. In the buildings of the new technology was required to provide embrasures in the middle part of the sides, intended for firing from personal weapons in the "from the knee" position. With the help of these embrasures, it was planned to bombard targets on a railway embankment, in the immediate vicinity of the car.

Until the end of 1920, Matvalbyuro not only developed a new project, but also managed to build four armored tires. It should be noted that they were not built on the basis of the White trucks. The basis for them was the Sheffield-Simplex armored cars, although it was not done without borrowing the units from White machines. The latter, in particular, “shared” the rear axles. Replacing the originally designed chassis solved the problem of using existing equipment. Back in 1915-16, the British company Sheffield-Simplex supplied the Russian empire 25 light machine gun armored vehicles of its design. Tests have shown that this technique cannot be used by the army due to its low characteristics. As a result, the Sheffield-Simplex armored cars mostly stood idle. The new version of the Matval armored rubber, among other things, was intended to find a use in a considerable number, but useless machines.

The Sheffield-Simplex armored car was equipped with protection in the form of steel rolled sheets with a thickness of 8 mm. The power plant was based on a petrol engine rated at 30 hp. (according to other sources, 22 hp). On the roof of the hull two towers with Maxim machine guns were planned. During the construction of the new armored rubber base armored cars underwent major changes. First of all, they concerned the hull structure. British engineers built an armored hull on the basis of a wooden frame. Because of this, the workers of the Izhora plant had to remove all protection from the armored car, dismantle the native frame and make a new metal one. To improve performance, the rear axle Sheffield Simplex was replaced by a similar unit borrowed from the White car. Also armored rubber got an additional gas tank and railway wheels with a diameter of 800 mm. After all such improvements, the Matval machine's curb weight reached 5750 kg. The crew of the new armored tire consisted of five people. On the roof of the case were kept two towers with machine guns.



During the tests, the Matval armored rubber vehicle based on the Sheffield-Simplex armored vehicle was able to reach 50 km / h. In terms of speed, the new armored vehicle lost to previous designs by Waldner and Mattisson, however, the existing characteristics were considered sufficient. In 1920, four similar armored tires were manufactured. After testing, they were sent to the troops of the Western and South-Western fronts.

In parallel with the work at Matvalbyuro, the designers of the Izhora and Putilov factories were engaged in developing their projects. First of all, the specialists of the enterprises were engaged in the creation of new reservations and weapons for railway equipment. At the very beginning of 1921, the Council of the military industry decided to build two prototype Bronedrezin "Matval" with some differences and features. One of them was proposed to be built according to the project of the Izhora plant with two machine-gun turrets. This car was required to pass before the end of April. Until the end of June, the Putilov factory was to hand over the Matval with its own design armor, as well as weapons in the form of an 3-inch gun and two machine guns.

By the time of the commencement of the construction of the required prototype machines, the production of “Matval” bronedrezin was partially transferred to the settlement of Springs near Yaroslavl. Machines were built with the use of newly manufactured and dismantled units with damaged equipment. On the basis of common technical solutions, both armored fighting railcars and cargo or passenger vehicles were built. Due to the general difficulties that the industry had at that time, the rate of production of armored rubber remained small. Nevertheless, the workers from the Springs, as well as the Putilov and Izhora Works, tried to provide the army with the necessary equipment in time.



It is known that by March 1922, several domestic factories had built Matval 4 armored vehicles based on Sheffield-Simplex armored vehicles, 1 armored vehicles based on other components, 3 cargo railways and 13 passenger cars. Thus, in just a couple of years, more than two dozen Matval railcars of several types were manufactured. In the same March, 22 8 vehicles were unfinished in the factory workshops: 2 combat, 2 cargo and 4 passenger. In addition, at the Rodnikovskoye and Putilovskiy plants there was a fairly large number of built chassis - at least 30 units. However, these chassis were not provided with engines. The power plant received only half of the chassis, and a considerable part of the engines were already in operation, as a result of which its resource left much to be desired.

The plans of the army and "Matvalbyuro" was the construction of a sufficiently large number of armored vehicles of various modifications, differing from each other in armor, weapons and other features. Nevertheless, the capabilities of the industry had a serious impact on the release of new technology. So, in 1920 for 1922 years only 9 machines of several versions were built. This vehicle received tail numbers from 30 to 37 and was distributed among the Red Army units. The armored vehicles served in the 1-th and 7-th separate divisions of armored trains, as well as in the 2-th regiment of armored trains.

The overwhelming majority of built Matval armored vehicles were armed with machine guns. The gun was equipped with only one car. Its operation continued for various reasons until the 1925 year. After that, the gun armored rubber was written off and disposed of. The operation of the remaining technology lasted longer. It is noteworthy that the new armored tires did not manage to fully realize their potential speed. Due to the unsatisfactory condition of the railway tracks, armored tires could reach speeds of no more than 40 km / h when driving on straight sections. Near the stations and on curved sections of the path, we had to slow down to 15 km / h.

Already during the operation the military had to face the problem of supplying spare parts. Technique of those times did not differ high resource, and the required number of spare units was absent. Some measures were taken, but by the beginning of the thirties, the Matval armored rubber tires had ceased to suit the military in all respects, both in terms of performance and in terms of service. In the early thirties, all the remaining 8 machines were transferred to the category of training. However, in this quality they are almost never used. Due to the lack of repair operation of the equipment was difficult. In some cases, there was no opportunity to get the necessary parts.



Training armored rubber "Matval" were listed as part of the fleet of vehicles of the Red Army until 1938, when they were written off because of the full development of the resource. Soon, almost all cars were disposed of. According to various sources, one or two armored tires were restored with the help of spare parts, removed from the other equipment, and transferred to the troops of the NKVD. There, this technique was used for the protection of railways and the training of personnel. The last Matval armored rubber was decommissioned in 1942. The exact type of this machine is unknown. Probably, it was an armored rubber vehicle based on the Sheffield-Simplex armored car or a later-release vehicle with an armor designed by the Izhora or Putilov factory.

Some of the different types of Matval armored rubber trunks were able to take part in the battles of the Civil War. Such equipment could quickly arrive in a given area and support the troops with machine-gun or cannon fire. With sufficient firepower, armored rubber had high mobility and security, allowing them to effectively perform their tasks. However, the use of used components that were removed from the finished equipment had a negative impact on the resource and characteristics of the armored rubber.

However, despite the small number and persistent problems, every now and again arising during the development, construction and operation, the Matval armored trunks represent one of the most interesting episodes in the history of domestic military equipment. The family of projects developed by the Waldner and Mattisson team marked the beginning of full-fledged work in a promising direction. In the future, Soviet designers continued to develop such equipment and achieved some success.


Based on:
http://alternathistory.org.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
http://vlshmerling.narod.ru/
http://tsarselo.ru/
Kolomiets M. Domestic armor tires and moto armored wagons // Front illustration - 2005 - №5
Author:
Photos used:
http://strangernn.livejournal.com/
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Bayonet
    Bayonet April 7 2015 12: 24 New
    +2
    As an addition to an armored train.
  2. cosmos111
    cosmos111 April 7 2015 14: 51 New
    +4
    in local wars, for reconnaissance before an armored train, things are simply not replaceable ....

    armored rubber - a combat armored railway motorized tire ...
    It is intended for reconnaissance and security along the railway, and in some cases for independent combat missions ...

    armored tires "Arrow", the period of the Civil War in Russia
    1. cosmos111
      cosmos111 April 7 2015 15: 08 New
      +3
      armored tires ((crew, as a rule, 3-7 people, machine-gun armament, Yurezhe cannon))) were widely used in the first half of the 20th century ...
      the units armed with them were organizationally part of full-time armored trains ...

      in South Africa and South Rhodzia, for the needs of the police, armored tires were created, which is a railway analogue of armored vehicles with increased mine resistance ....

      Armored tires "Cougar" 1979 year



      subsequently, "clean" railway railcars were designed ...
    2. cosmos111
      cosmos111 April 7 2015 15: 19 New
      +1
      armored tires - "Ojay" 1977 year, the base was a mine-protected armored vehicle (MPV) "Kudu"

      1. cosmos111
        cosmos111 April 7 2015 15: 26 New
        +2
        continue armored tires Yu. Rhodesia ....

        purely railway, trolley, without land analogues ....


        "Tusker" (Tuskbearer), 1979 year

        "Jackal" (Jackal)

        1. cosmos111
          cosmos111 April 7 2015 15: 37 New
          +1
          armored tires of the police and security forces of South Africa .....

          "Kobus" (Kobus) South Africa 1979 year, developed by the company TFM Ltd from the city of Wynberg were specifically for the railway police, developed speeds up to 90 km / h.
          "purely" railway version - "494-I" armored tires
          1. cosmos111
            cosmos111 April 7 2015 15: 44 New
            +1
            and the "Mixed" road - rail version - "493-I" armored tires ...
            VERY RARE PHOTO !!!

            "493-I" armored tires

            1. mirag2
              mirag2 April 7 2015 16: 33 New
              +5
              A great addition to the material of the article !!!
              Well, I really like these documents about the first "attempts" and "birth pangs" of the creators of the first armored vehicles.
              And there were so many conjectures, conjectures and mistakes! Which the developers had to solve, overcome, and how many times it dawned on them: “Ah, I understand, you have to!” And there’s no one to consult with “the field is not plowed” ...
              Naturally, this tirade concerns practitioners rather than theorists.
            2. Alex
              Alex April 7 2015 23: 16 New
              +5
              Andrey, many thanks for such an additional excursion. I didn’t even know that these developments of the WWII and the Civil War are still in demand. South African cars - just a flight of fancy, especially struck by "Ojay": fluted on the sides - what is this for?
              1. cosmos111
                cosmos111 April 8 2015 22: 20 New
                0
                Quote: Alex
                struck "Ojay": fluted on the sides - what is this for?

                this is an exploded reservation ...

                here's the price: https: //johnwynnehopkins.wordpress.com/category/uncategorized/page/5/

                https://johnwynnehopkins.wordpress.com/category/uncategorized/page/5/
    3. cosmos111
      cosmos111 April 7 2015 17: 16 New
      +1
      more armored tires-20's, 40's, USSR, Poland, Japan, China (?), Microbrtan
      s
      infa (author) dug up: http://royal-farr.livejournal.com/57321.html
      here in detail .....
      1. Alex
        Alex April 7 2015 23: 18 New
        +4
        In general, some instances look pretty funny.
  3. 31rus
    31rus April 7 2015 19: 00 New
    +1
    Dear, it’s still relevant today for both the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Defense, especially “dual-use” models
  4. moskowit
    moskowit April 7 2015 20: 42 New
    +3
    I found another cool motodresin.
  5. Volga Cossack
    Volga Cossack April 7 2015 21: 52 New
    +3
    good article. generally railway armored vehicle thing is interesting .......
  6. Alex
    Alex April 7 2015 23: 23 New
    +6
    Cyril, as always, many thanks ("+" for the article in addition). Interestingly, our BAs capable of navigating terrain and railway tracks (BA-6 railway, for example) were born from this development, or it’s just a logical move to add bandages.

Бронедрезины семейства «Матваль»

Незадолго до начала Первой мировой войны в России и других странах началась разработка бронетехники нового класса – бронедрезин. Предполагалось, что подобные машины смогут стать заменой полноценных бронепоездов в тех случаях, когда состав с пулеметами и артиллерией не может прибыть на место боев или подобное его использование является нецелесообразным. В течение нескольких следующих лет в нашей стране были разработаны несколько проектов бронедрезин. Одними из самых интересных являются машины семейства «Матваль».

Историю техники под названием «Матваль» принято вести с 1915 года. Тогда будущего конструктора железнодорожной техники Севастьяна Севастьяновича Вальднера призвали в армию и определили в автомобильную роту. Вальднер проявил большой интерес к автомобильной технике и быстро освоил эксплуатацию и обслуживание имевшихся машин. Вскоре после начала службы Вальднер совместно с командиром роты Маттиссоном разработал собственный проект коробки передач, на которую вскоре был получен патент. Новая коробка передач получила название по первым буквам фамилий своих создателей – «Матваль». Новый агрегат собрали из имевшихся в наличии комплектующих. Предложенная коробка передач обеспечивала движение с одинаковой скоростью как вперед, так и назад. Благодаря этому ее можно было использовать на легкой железнодорожной технике, например на различных дрезинах и мотовагонах.

В дальнейшем Маттиссон и Вальднер продолжили совместную работу, результатом которой стали несколько новых проектов техники, созданных с широким использованием существующих узлов и агрегатов. Некоторые из предлагавшихся машин были собраны в условиях армейской мастерской и испытаны на автомобильных и железных дорогах. Тем не менее, известность и призвание пришли к Маттиссону и Вальднеру позже, после Октябрьской революции.


После революции автомобилисты-инженеры стали красноармейцами и продолжили свои работы в интересах новых властей. К началу осени 1919 года они завершили разработку и строительство новой грузовой дрезины, построенной на основе агрегатов одного из серийных грузовых автомобилей. Во время испытаний эта машина смогла развить скорость 90 км/ч, чем привлекла внимание командования войск ВЧК. Уже 27 декабря того же года при промвоенсовете РСФСР было организовано Бюро по постройке моторных дрезин системы «Матваль» или сокращенно «Матвальбюро». Руководителем новой организации стал С.С. Вальднер.

Бронедрезины семейства «Матваль»
Ижорский "Матваль"


Красноармейцы и чекисты нуждались в большом количестве бронедрезин с пушечным и пулеметным вооружением, которые можно было бы использовать в боях Гражданской войны. Для выполнения задачи по обеспечению войск необходимой техникой было организовано специальное конструкторское бюро. Кроме того, к новым проектам были привлечены Путиловский и Ижорский завод. Первый из них должен был участвовать в разработке и строительстве шасси для техники, а задачей второго была помощь с бронированием.

В феврале 1920 года на Ижорском заводе завершилась сборка первой бронедрезины нового типа. На основе существующих агрегатов и с использованием новых комплектующих был собран броневик, оснащенный специальной ходовой частью для движения по железной дороге. Машина оснащалась бронированием толщиной 7 мм. Экипаж из восьми человек мог использовать пушку Гочкиса калибра 37 мм (SA18) и четыре пулемета Максима. Орудие располагалось во вращающейся башне на крыше корпуса, пулеметы – в бортовых амбразурах.

Бронедрезина «Матваль» первой версии должна была иметь достаточно высокую огневую мощь и приемлемые ходовые характеристики. Тем не менее, испытания показали, что предложенная конструкция не в полной мере отвечает требованиям заказчика. Ходовая часть, силовая установка и другие узлы новой машины требовали доработки. Бронедрезина получилась перетяжеленной и имела недостаточную скорость движения. Кроме того, рессоры оказались слишком слабыми для тяжелой машины. Наконец, размеры обитаемых объемов бронедрезины были недостаточными и не обеспечивали приемлемого удобства работы экипажа.

Бронедрезины семейства «Матваль»

Сормовский "Матваль" 1920 года

В апреле 1920 года конструкторы и руководители промышленности провели совещание, в ходе которого были определены планы по дальнейшему развитию техники семейства «Матваль». Было решено, что «Матвальбюро» и Ижорский завод должны подготовить эскизные проекты двух бронедрезин на основе шасси грузовика «Уайт». Первую планировалось оснастить двумя башнями с пулеметами, вторую – 37-мм пушкой в башне и пулеметами в корпусе, с возможностью стрельбы в любом направлении. В корпусах новой техники требовалось предусмотреть амбразуры в средней части бортов, предназначенные для стрельбы из личного оружия в положении «с колена». При помощи этих амбразур планировалось обстреливать цели на железнодорожной насыпи, в непосредственной близости от машины.

До конца 1920 года «Матвальбюро» не только разработало новый проект, но и успело построить четыре бронедрезины. Следует отметить, они строились не на базе грузовиков «Уайт». Основой для них стали бронеавтомобили «Шеффилд-Симплекс», хотя не обошлось и без заимствования агрегатов у машин «Уайт». Последние, в частности, «поделились» задними мостами. Замена первоначально предполагавшегося шасси позволила решить проблему использования имеющейся техники. Еще в 1915-16 годах британская компания Sheffield-Simplex поставила Российской империи 25 легких пулеметных броневиков своей разработки. Испытания показали, что эта техника не может использоваться армией ввиду низких характеристик. Вследствие этого броневики «Шеффилд-Симплекс» в основном стояли без дела. Новый вариант бронедрезины «Матваль», среди прочего, был призван найти применение имеющимся в немалом количестве, но бесполезным машинам.

Броневик «Шеффилд-Симплекс» оснащался защитой в виде стальных катаных листов толщиной 8 мм. Силовая установка имела в своей основе бензиновый двигатель мощностью 30 л.с. (по другим данным, 22 л.с.). На крыше корпуса предусматривались две башни с пулеметами Максима. При строительстве новой бронедрезины базовые бронеавтомобили претерпевали серьезнейшие изменения. Прежде всего, они касались конструкции корпуса. Британские инженеры построили бронекорпус на основе деревянного каркаса. Из-за этого рабочим Ижорского завода пришлось снимать с броневика всю защиту, демонтировать родной каркас и делать новый, металлический. Для улучшения характеристик задний мост «Шеффилд-Симплекс» был заменен аналогичным агрегатом, заимствованным у автомобиля «Уайт». Также бронедрезина получила дополнительный бензобак и железнодорожные колеса диаметром 800 мм. После всех подобных доработок снаряженный вес машины «Матваль» достиг 5750 кг. Экипаж новой бронедрезины состоял из пяти человек. На крыше корпуса были сохранены две башни с пулеметами.

Бронедрезины семейства «Матваль»


Во время испытаний бронедрезина «Матваль» на базе броневика «Шеффилд-Симплекс» смогла развить скорость 50 км/ч. По скорости новая бронемашина проигрывала предыдущим разработкам Вальднера и Маттиссона, однако и имеющиеся характеристики сочли достаточными. В 1920 году были изготовлены четыре подобные бронедрезины. После испытаний их отправили войскам Западного и Юго-Западного фронтов.

Параллельно с работами в «Матвальбюро» разработкой своих проектов занимались конструкторы Ижорского и Путиловского заводов. Прежде всего специалисты предприятий занимались созданием нового бронирования и вооружения для железнодорожной техники. В самом начале 1921 года Совет военной промышленности постановил построить два опытных образца бронедрезин «Матваль», имеющих некоторые отличия и особенности. Один из них предлагалось строить по проекту Ижорского завода с двумя пулеметными башнями. Эту машину требовалось сдать до конца апреля. До конца июня Путиловский завод должен был сдать «Матваль» с бронированием собственной разработки, а также вооружением в виде 3-дюймового орудия и двух пулеметов.

К моменту начала строительства требуемых машин-прототипов производство бронедрезин «Матваль» было частично перенесено в пос. Родники под Ярославлем. Машины строились с использованием вновь изготавливаемых и демонтируемых с поврежденной техники агрегатов. На основе общих технических решений строились как боевые бронированные дрезины, так и грузовая или пассажирская техника. Ввиду общих сложностей, имевшихся у промышленности того времени, темпы производства бронедрезин оставались небольшими. Тем не менее, рабочие из Родников, а также Путиловского и Ижорского завода старались вовремя обеспечивать армию необходимой техникой.

Бронедрезины семейства «Матваль»


Известно, что к марту 1922 года несколько отечественных заводов построили 4 бронедрезины «Матваль» на основе броневиков «Шеффилд-Симплекс», 1 бронемашину на основе иных компонентов, 3 грузовые дрезины и 13 пассажирских машин. Таким образом, всего за пару лет было выпущено более двух десятков дрезин «Матваль» нескольких типов. В том же марте 22-го в заводских цехах стояли 8 недостроенных машин: 2 боевые, 2 грузовые и 4 пассажирские. Кроме того, на Родниковском и Путиловском заводах имелось достаточно большое количество построенных шасси – не менее 30 единиц. Тем не менее, эти шасси не были обеспечены двигателями. Силовую установку получила только половина шасси, причем немалая часть двигателей уже была в эксплуатации, вследствие чего ее ресурс оставлял желать лучшего.

В планах армии и «Матвальбюро» было строительство достаточно большого количества бронедрезин различных модификаций, отличавшихся друг от друга бронированием, набором вооружения и другими особенностями. Тем не менее, возможности промышленности оказали серьезное влияние на выпуск новой техники. Так, в 1920 по 1922 годы было построено только 9 машин нескольких версий. Эта техника получила бортовые номера от 30 до 37 и была распределена по частям Красной Армии. Бронедрезины несли службу в составе 1-го и 7-го отдельных дивизионов бронепоездов, а также в 2-м полку бронепоездов.

Подавляющее большинство построенных бронедрезин «Матваль» было вооружено пулеметами. Пушкой была оснащена только одна машина. Ее эксплуатация в силу разных причин продолжалась до 1925 года. После этого пушечную бронедрезину списали и утилизировали. Эксплуатация остальной техники длилась дольше. Примечательно, что новым бронедрезинам так и не удалось в полной мере реализовать свой потенциал скорости. Ввиду неудовлетворительного состояния железнодорожных путей бронедрезины могли развивать скорость не более 40 км/ч при движении по прямым участкам. Вблизи станций и на криволинейных участках пути приходилось сбрасывать скорость до 15 км/ч.

Уже в ходе эксплуатации военным пришлось столкнуться с проблемой снабжения запчастями. Техника тех времен не отличалась высоким ресурсом, а необходимое количество запасных агрегатов отсутствовало. Принимались некоторые меры, но уже к началу тридцатых годов бронедрезины «Матваль» перестали устраивать военных во всех отношениях, как по характеристикам, так и с точки зрения обслуживания. В начале тридцатых все оставшиеся 8 машин перевели в разряд учебных. Тем не менее, в таком качестве они почти не использовались. Ввиду отсутствия ремонта эксплуатация техники была затруднена. В ряде случаев отсутствовала любая возможность раздобыть необходимые запчасти.

Бронедрезины семейства «Матваль»


Учебные бронедрезины «Матваль» числились в составе парка техники Красной Армии до 1938 года, когда их списали по причине полной выработке ресурса. Вскоре почти все машины были утилизированы. По разным данным, одна или две бронедрезины были восстановлены при помощи запчастей, снятых с другой списанной техники, и переданы войскам НКВД. Там эта техника применялась для охраны железных дорог и подготовки личного состава. Последняя бронедрезина «Матваль» была списана в 1942 году. Точный тип этой машины неизвестен. Вероятно, это была бронедрезина на базе броневика «Шеффилд-Симплекс» или машина более позднего выпуска с броней разработки Ижорского либо Путиловского завода.

Некоторым бронедрезинам «Матваль» разных типов удалось принять участие в боях Гражданской войны. Такая техника могла быстро прибыть в заданный район и поддержать войска пулеметным или пушечным огнем. При достаточной огневой мощи бронедрезины имели высокую мобильность и защищенность, позволявшие им эффективно выполнять поставленные задачи. Тем не менее, использование бывших в эксплуатации комплектующих, снятых с готовой техники, негативным образом сказывалось на ресурсе и характеристиках бронедрезин.

Однако, несмотря на малое количество и постоянные проблемы, то и дело возникавшие в ходе разработки, строительства и эксплуатации, бронедрезины «Матваль» представляют собой один из самых интересных эпизодов в истории отечественной военной техники. Семейство проектов, разработанных командой Вальднера и Маттиссона, стало началом полноценных работ в перспективном направлении. В дальнейшем советские конструкторы продолжили разработку подобной техники и достигли определенных успехов.


По материалам:
http://alternathistory.org.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
http://vlshmerling.narod.ru/
http://tsarselo.ru/
Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны // Фронтовая иллюстрация – 2005 – №5
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: http://strangernn.livejournal.com/

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. Штык 7 апреля 2015 12:24
    Как дополнение бронепоезду.
  2. cosmos111 7 апреля 2015 14:51
    в локальных войнах,для разведки перед бронепоездом,вещ просто не заменимая....

    бронедрезина — боевая бронированная железнодорожная мотодрезина...
    предназначается для произведения разведки и охранения вдоль железнодорожного пути , а в некоторых случаях — и для выполнения самостоятельных боевых задач...

    бронедрезина "Стрела" , периода Гражданской войны в России
    1. cosmos111 7 апреля 2015 15:08
      бронедрезины((экипаж ,как правило 3-7 ь человек, шоружение пулемётное ,Юреже пушечное))) широко применялись , в первой половине XX века ...
      вооружённые ими подразделения организационно входили в состав штатных бронепоездов...

      в ЮАР и Ю.Родзии,для нужд полиции были созданы бронедрезины, представляющая собой железнодорожный аналог бронемашин с повышенной миноустойчивостью....

      бронедрезина" Cougar " 1979 год



      в последствии,были спроектированы"чисто ",железнодорожные дрезины...
    2. cosmos111 7 апреля 2015 15:19
      бронедрезина - "Ojay" 1977 год,базой послужила минозащищённая бронемашина(MPV)" Kudu"

      1. cosmos111 7 апреля 2015 15:26
        продолжим бронедрезины Ю.Родезии....

        чисто Ж/Д,дрезина,без сухопутных аналогов....


        "Tusker" (Бивненосец), 1979 год

        "Jackal" (Шакал)

        1. cosmos111 7 апреля 2015 15:37
          бронедрезины полиции и сил безопасности ЮАР.....

          "Kobus" (Кобус)ЮАР 1979 год,разрабтана фирмой TFM Ltd из города Wynberg были специально для железнодорожной полиции,развивали скорость до 90 км/ч.
          "чисто" железнодорожный вариант -"494-я" бронедрезина
          1. cosmos111 7 апреля 2015 15:44
            и "Смешанный" автомобильно - железнодорожный вариант -"493-я" автобронедрезина...
            ОЧЕНЬ РЕДКАЯ ФОТКА!!!

            "493-я" автобронедрезина

            1. mirag2 7 апреля 2015 16:33
              Отличное дополнение к материалу статьи!!!
              Ну очень нДравятся мне такие документы о первых "потугах" и "родовых муках" создателей первых бронеаппаратов.
              А сколько было домыслов,догадок и ошибок!Которые разработчикам приходилось решать,преодолевать, и сколько раз их "осеняло":-А,понял,надо так!-а посоветоваться-то не с кем-"поле непаханое"...
              Естественно более эта тирада касается практиков,нежели теоретиков.
            2. Алекс 7 апреля 2015 23:16
              Андрей, огромное спасибо за такой дополнительный экскурс. Даже не знал, что эти разработки времён ПМВ и Гражданской войны до сих пор востребованы. Южно-африканские машины - просто полёт фантазии, особенно поразила "Ojay": рифления по бортам - это для чего?
              1. cosmos111 8 апреля 2015 22:20
                Цитата: Алекс
                поразила "Ojay": рифления по бортам - это для чего?

                это разнесённое бронирование...

                вот сдесь по подробней:https://johnwynnehopkins.wordpress.com/category/uncategorized/page/5/

                https://johnwynnehopkins.wordpress.com/category/uncategorized/page/5/
    3. cosmos111 7 апреля 2015 17:16
      еще бронедрезины-20-х,40-х годов,СССР,польши,Японии,Китая(?),Микробртан
      ии
      инфа(автор) нарыл : http://royal-farr.livejournal.com/57321.html
      здесь подробно.....
      1. Алекс 7 апреля 2015 23:18
        А вообще некоторые экземпляры выглядят довольно забавно.
  3. 31rus 7 апреля 2015 19:00
    Уважаемые,а ведь это актуально и сегодня и для МВД и для МО,особенно образцы "двойного назначения"
  4. moskowit 7 апреля 2015 20:42
    Я ещё одну классную мотодрезину нашёл.
  5. казак волгский 7 апреля 2015 21:52
    хорошая статья. вообще жд бронетехника вещь интересная.......
  6. Алекс 7 апреля 2015 23:23
    Кирилл, как всегда огромное спасибо ("+" за статью в дополнение). Интересно, наши БА, способные к ходу по местности и ж/д путям (БА-6жд, например) родились из этой разработки, или просто вполне логичный ход - добавить бандажи.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня