Бронедрезины семейства «Матваль»

16
Незадолго до начала Первой мировой войны в России и других странах началась разработка бронетехники нового класса – бронедрезин. Предполагалось, что подобные машины смогут стать заменой полноценных бронепоездов в тех случаях, когда состав с пулеметами и артиллерией не может прибыть на место боев или подобное его использование является нецелесообразным. В течение нескольких следующих лет в нашей стране были разработаны несколько проектов бронедрезин. Одними из самых интересных являются машины семейства «Матваль».

Историю техники под названием «Матваль» принято вести с 1915 года. Тогда будущего конструктора железнодорожной техники Севастьяна Севастьяновича Вальднера призвали в армию и определили в автомобильную роту. Вальднер проявил большой интерес к автомобильной технике и быстро освоил эксплуатацию и обслуживание имевшихся машин. Вскоре после начала службы Вальднер совместно с командиром роты Маттиссоном разработал собственный проект коробки передач, на которую вскоре был получен патент. Новая коробка передач получила название по первым буквам фамилий своих создателей – «Матваль». Новый агрегат собрали из имевшихся в наличии комплектующих. Предложенная коробка передач обеспечивала движение с одинаковой скоростью как вперед, так и назад. Благодаря этому ее можно было использовать на легкой железнодорожной технике, например на различных дрезинах и мотовагонах.

В дальнейшем Маттиссон и Вальднер продолжили совместную работу, результатом которой стали несколько новых проектов техники, созданных с широким использованием существующих узлов и агрегатов. Некоторые из предлагавшихся машин были собраны в условиях армейской мастерской и испытаны на автомобильных и железных дорогах. Тем не менее, известность и призвание пришли к Маттиссону и Вальднеру позже, после Октябрьской революции.

После революции автомобилисты-инженеры стали красноармейцами и продолжили свои работы в интересах новых властей. К началу осени 1919 года они завершили разработку и строительство новой грузовой дрезины, построенной на основе агрегатов одного из серийных грузовых автомобилей. Во время испытаний эта машина смогла развить скорость 90 км/ч, чем привлекла внимание командования войск ВЧК. Уже 27 декабря того же года при промвоенсовете РСФСР было организовано Бюро по постройке моторных дрезин системы «Матваль» или сокращенно «Матвальбюро». Руководителем новой организации стал С.С. Вальднер.

Бронедрезины семейства «Матваль»
Ижорский "Матваль"


Красноармейцы и чекисты нуждались в большом количестве бронедрезин с пушечным и пулеметным вооружением, которые можно было бы использовать в боях Гражданской войны. Для выполнения задачи по обеспечению войск необходимой техникой было организовано специальное конструкторское бюро. Кроме того, к новым проектам были привлечены Путиловский и Ижорский завод. Первый из них должен был участвовать в разработке и строительстве шасси для техники, а задачей второго была помощь с бронированием.

В феврале 1920 года на Ижорском заводе завершилась сборка первой бронедрезины нового типа. На основе существующих агрегатов и с использованием новых комплектующих был собран броневик, оснащенный специальной ходовой частью для движения по железной дороге. Машина оснащалась бронированием толщиной 7 мм. Экипаж из восьми человек мог использовать пушку Гочкиса калибра 37 мм (SA18) и четыре пулемета Максима. Орудие располагалось во вращающейся башне на крыше корпуса, пулеметы – в бортовых амбразурах.

Бронедрезина «Матваль» первой версии должна была иметь достаточно высокую огневую мощь и приемлемые ходовые характеристики. Тем не менее, испытания показали, что предложенная конструкция не в полной мере отвечает требованиям заказчика. Ходовая часть, силовая установка и другие узлы новой машины требовали доработки. Бронедрезина получилась перетяжеленной и имела недостаточную скорость движения. Кроме того, рессоры оказались слишком слабыми для тяжелой машины. Наконец, размеры обитаемых объемов бронедрезины были недостаточными и не обеспечивали приемлемого удобства работы экипажа.


Сормовский "Матваль" 1920 года

В апреле 1920 года конструкторы и руководители промышленности провели совещание, в ходе которого были определены планы по дальнейшему развитию техники семейства «Матваль». Было решено, что «Матвальбюро» и Ижорский завод должны подготовить эскизные проекты двух бронедрезин на основе шасси грузовика «Уайт». Первую планировалось оснастить двумя башнями с пулеметами, вторую – 37-мм пушкой в башне и пулеметами в корпусе, с возможностью стрельбы в любом направлении. В корпусах новой техники требовалось предусмотреть амбразуры в средней части бортов, предназначенные для стрельбы из личного оружия в положении «с колена». При помощи этих амбразур планировалось обстреливать цели на железнодорожной насыпи, в непосредственной близости от машины.

До конца 1920 года «Матвальбюро» не только разработало новый проект, но и успело построить четыре бронедрезины. Следует отметить, они строились не на базе грузовиков «Уайт». Основой для них стали бронеавтомобили «Шеффилд-Симплекс», хотя не обошлось и без заимствования агрегатов у машин «Уайт». Последние, в частности, «поделились» задними мостами. Замена первоначально предполагавшегося шасси позволила решить проблему использования имеющейся техники. Еще в 1915-16 годах британская компания Sheffield-Simplex поставила Российской империи 25 легких пулеметных броневиков своей разработки. Испытания показали, что эта техника не может использоваться армией ввиду низких характеристик. Вследствие этого броневики «Шеффилд-Симплекс» в основном стояли без дела. Новый вариант бронедрезины «Матваль», среди прочего, был призван найти применение имеющимся в немалом количестве, но бесполезным машинам.

Броневик «Шеффилд-Симплекс» оснащался защитой в виде стальных катаных листов толщиной 8 мм. Силовая установка имела в своей основе бензиновый двигатель мощностью 30 л.с. (по другим данным, 22 л.с.). На крыше корпуса предусматривались две башни с пулеметами Максима. При строительстве новой бронедрезины базовые бронеавтомобили претерпевали серьезнейшие изменения. Прежде всего, они касались конструкции корпуса. Британские инженеры построили бронекорпус на основе деревянного каркаса. Из-за этого рабочим Ижорского завода пришлось снимать с броневика всю защиту, демонтировать родной каркас и делать новый, металлический. Для улучшения характеристик задний мост «Шеффилд-Симплекс» был заменен аналогичным агрегатом, заимствованным у автомобиля «Уайт». Также бронедрезина получила дополнительный бензобак и железнодорожные колеса диаметром 800 мм. После всех подобных доработок снаряженный вес машины «Матваль» достиг 5750 кг. Экипаж новой бронедрезины состоял из пяти человек. На крыше корпуса были сохранены две башни с пулеметами.



Во время испытаний бронедрезина «Матваль» на базе броневика «Шеффилд-Симплекс» смогла развить скорость 50 км/ч. По скорости новая бронемашина проигрывала предыдущим разработкам Вальднера и Маттиссона, однако и имеющиеся характеристики сочли достаточными. В 1920 году были изготовлены четыре подобные бронедрезины. После испытаний их отправили войскам Западного и Юго-Западного фронтов.

Параллельно с работами в «Матвальбюро» разработкой своих проектов занимались конструкторы Ижорского и Путиловского заводов. Прежде всего специалисты предприятий занимались созданием нового бронирования и вооружения для железнодорожной техники. В самом начале 1921 года Совет военной промышленности постановил построить два опытных образца бронедрезин «Матваль», имеющих некоторые отличия и особенности. Один из них предлагалось строить по проекту Ижорского завода с двумя пулеметными башнями. Эту машину требовалось сдать до конца апреля. До конца июня Путиловский завод должен был сдать «Матваль» с бронированием собственной разработки, а также вооружением в виде 3-дюймового орудия и двух пулеметов.

К моменту начала строительства требуемых машин-прототипов производство бронедрезин «Матваль» было частично перенесено в пос. Родники под Ярославлем. Машины строились с использованием вновь изготавливаемых и демонтируемых с поврежденной техники агрегатов. На основе общих технических решений строились как боевые бронированные дрезины, так и грузовая или пассажирская техника. Ввиду общих сложностей, имевшихся у промышленности того времени, темпы производства бронедрезин оставались небольшими. Тем не менее, рабочие из Родников, а также Путиловского и Ижорского завода старались вовремя обеспечивать армию необходимой техникой.



Известно, что к марту 1922 года несколько отечественных заводов построили 4 бронедрезины «Матваль» на основе броневиков «Шеффилд-Симплекс», 1 бронемашину на основе иных компонентов, 3 грузовые дрезины и 13 пассажирских машин. Таким образом, всего за пару лет было выпущено более двух десятков дрезин «Матваль» нескольких типов. В том же марте 22-го в заводских цехах стояли 8 недостроенных машин: 2 боевые, 2 грузовые и 4 пассажирские. Кроме того, на Родниковском и Путиловском заводах имелось достаточно большое количество построенных шасси – не менее 30 единиц. Тем не менее, эти шасси не были обеспечены двигателями. Силовую установку получила только половина шасси, причем немалая часть двигателей уже была в эксплуатации, вследствие чего ее ресурс оставлял желать лучшего.

В планах армии и «Матвальбюро» было строительство достаточно большого количества бронедрезин различных модификаций, отличавшихся друг от друга бронированием, набором вооружения и другими особенностями. Тем не менее, возможности промышленности оказали серьезное влияние на выпуск новой техники. Так, в 1920 по 1922 годы было построено только 9 машин нескольких версий. Эта техника получила бортовые номера от 30 до 37 и была распределена по частям Красной Армии. Бронедрезины несли службу в составе 1-го и 7-го отдельных дивизионов бронепоездов, а также в 2-м полку бронепоездов.

Подавляющее большинство построенных бронедрезин «Матваль» было вооружено пулеметами. Пушкой была оснащена только одна машина. Ее эксплуатация в силу разных причин продолжалась до 1925 года. После этого пушечную бронедрезину списали и утилизировали. Эксплуатация остальной техники длилась дольше. Примечательно, что новым бронедрезинам так и не удалось в полной мере реализовать свой потенциал скорости. Ввиду неудовлетворительного состояния железнодорожных путей бронедрезины могли развивать скорость не более 40 км/ч при движении по прямым участкам. Вблизи станций и на криволинейных участках пути приходилось сбрасывать скорость до 15 км/ч.

Уже в ходе эксплуатации военным пришлось столкнуться с проблемой снабжения запчастями. Техника тех времен не отличалась высоким ресурсом, а необходимое количество запасных агрегатов отсутствовало. Принимались некоторые меры, но уже к началу тридцатых годов бронедрезины «Матваль» перестали устраивать военных во всех отношениях, как по характеристикам, так и с точки зрения обслуживания. В начале тридцатых все оставшиеся 8 машин перевели в разряд учебных. Тем не менее, в таком качестве они почти не использовались. Ввиду отсутствия ремонта эксплуатация техники была затруднена. В ряде случаев отсутствовала любая возможность раздобыть необходимые запчасти.



Учебные бронедрезины «Матваль» числились в составе парка техники Красной Армии до 1938 года, когда их списали по причине полной выработке ресурса. Вскоре почти все машины были утилизированы. По разным данным, одна или две бронедрезины были восстановлены при помощи запчастей, снятых с другой списанной техники, и переданы войскам НКВД. Там эта техника применялась для охраны железных дорог и подготовки личного состава. Последняя бронедрезина «Матваль» была списана в 1942 году. Точный тип этой машины неизвестен. Вероятно, это была бронедрезина на базе броневика «Шеффилд-Симплекс» или машина более позднего выпуска с броней разработки Ижорского либо Путиловского завода.

Некоторым бронедрезинам «Матваль» разных типов удалось принять участие в боях Гражданской войны. Такая техника могла быстро прибыть в заданный район и поддержать войска пулеметным или пушечным огнем. При достаточной огневой мощи бронедрезины имели высокую мобильность и защищенность, позволявшие им эффективно выполнять поставленные задачи. Тем не менее, использование бывших в эксплуатации комплектующих, снятых с готовой техники, негативным образом сказывалось на ресурсе и характеристиках бронедрезин.

Однако, несмотря на малое количество и постоянные проблемы, то и дело возникавшие в ходе разработки, строительства и эксплуатации, бронедрезины «Матваль» представляют собой один из самых интересных эпизодов в истории отечественной военной техники. Семейство проектов, разработанных командой Вальднера и Маттиссона, стало началом полноценных работ в перспективном направлении. В дальнейшем советские конструкторы продолжили разработку подобной техники и достигли определенных успехов.


По материалам:
http://alternathistory.org.ua/
http://strangernn.livejournal.com/
http://vlshmerling.narod.ru/
http://tsarselo.ru/
Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны // Фронтовая иллюстрация – 2005 – №5
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 апреля 2015 12:24
    Как дополнение бронепоезду.
  2. +4
    7 апреля 2015 14:51
    в локальных войнах,для разведки перед бронепоездом,вещ просто не заменимая....

    бронедрезина — боевая бронированная железнодорожная мотодрезина...
    предназначается для произведения разведки и охранения вдоль железнодорожного пути , а в некоторых случаях — и для выполнения самостоятельных боевых задач...

    бронедрезина "Стрела" , периода Гражданской войны в России
    1. +3
      7 апреля 2015 15:08
      бронедрезины((экипаж ,как правило 3-7 ь человек, шоружение пулемётное ,Юреже пушечное))) широко применялись , в первой половине XX века ...
      вооружённые ими подразделения организационно входили в состав штатных бронепоездов...

      в ЮАР и Ю.Родзии,для нужд полиции были созданы бронедрезины, представляющая собой железнодорожный аналог бронемашин с повышенной миноустойчивостью....

      бронедрезина" Cougar " 1979 год



      в последствии,были спроектированы"чисто ",железнодорожные дрезины...
    2. +1
      7 апреля 2015 15:19
      бронедрезина - "Ojay" 1977 год,базой послужила минозащищённая бронемашина(MPV)" Kudu"

      1. +2
        7 апреля 2015 15:26
        продолжим бронедрезины Ю.Родезии....

        чисто Ж/Д,дрезина,без сухопутных аналогов....


        "Tusker" (Бивненосец), 1979 год

        "Jackal" (Шакал)

        1. +1
          7 апреля 2015 15:37
          бронедрезины полиции и сил безопасности ЮАР.....

          "Kobus" (Кобус)ЮАР 1979 год,разрабтана фирмой TFM Ltd из города Wynberg были специально для железнодорожной полиции,развивали скорость до 90 км/ч.
          "чисто" железнодорожный вариант -"494-я" бронедрезина
          1. +1
            7 апреля 2015 15:44
            и "Смешанный" автомобильно - железнодорожный вариант -"493-я" автобронедрезина...
            ОЧЕНЬ РЕДКАЯ ФОТКА!!!

            "493-я" автобронедрезина

            1. +5
              7 апреля 2015 16:33
              Отличное дополнение к материалу статьи!!!
              Ну очень нДравятся мне такие документы о первых "потугах" и "родовых муках" создателей первых бронеаппаратов.
              А сколько было домыслов,догадок и ошибок!Которые разработчикам приходилось решать,преодолевать, и сколько раз их "осеняло":-А,понял,надо так!-а посоветоваться-то не с кем-"поле непаханое"...
              Естественно более эта тирада касается практиков,нежели теоретиков.
            2. +5
              7 апреля 2015 23:16
              Андрей, огромное спасибо за такой дополнительный экскурс. Даже не знал, что эти разработки времён ПМВ и Гражданской войны до сих пор востребованы. Южно-африканские машины - просто полёт фантазии, особенно поразила "Ojay": рифления по бортам - это для чего?
              1. 0
                8 апреля 2015 22:20
                Цитата: Алекс
                поразила "Ojay": рифления по бортам - это для чего?

                это разнесённое бронирование...

                вот сдесь по подробней:https://johnwynnehopkins.wordpress.com/category/uncategorized/page/5/

                https://johnwynnehopkins.wordpress.com/category/uncategorized/page/5/
    3. +1
      7 апреля 2015 17:16
      еще бронедрезины-20-х,40-х годов,СССР,польши,Японии,Китая(?),Микробртан
      ии
      инфа(автор) нарыл : http://royal-farr.livejournal.com/57321.html
      здесь подробно.....
      1. +4
        7 апреля 2015 23:18
        А вообще некоторые экземпляры выглядят довольно забавно.
  3. +1
    7 апреля 2015 19:00
    Уважаемые,а ведь это актуально и сегодня и для МВД и для МО,особенно образцы "двойного назначения"
  4. +3
    7 апреля 2015 20:42
    Я ещё одну классную мотодрезину нашёл.
  5. +3
    7 апреля 2015 21:52
    хорошая статья. вообще жд бронетехника вещь интересная.......
  6. +6
    7 апреля 2015 23:23
    Кирилл, как всегда огромное спасибо ("+" за статью в дополнение). Интересно, наши БА, способные к ходу по местности и ж/д путям (БА-6жд, например) родились из этой разработки, или просто вполне логичный ход - добавить бандажи.