Американский пирог разделят непублично. США решили изменить стратегию в Центральной Азии
В свою очередь политологи обратили внимание, что предыдущая американская стратегия базировалось на достаточно сомнительном принципе, когда Америка использовала политику двойных стандартов в регионе, закрывая глаза на нарушение прав человека в одних странах, которые нужны были Вашингтону для решения афганского вопроса, и акцентировала внимание на этой проблематике в других.
В поисках лояльных
Эксперты сомневаются в том, что новая тактика «непубличной дипломатии» США в Центральной Азии улучшит положение дел с демократическими свободами и правами человека в регионе и изменит подход Вашингтона, основанный на политике двойных стандартов и замалчивании неудобных вопросов, когда это касается стратегических партнеров США.
Суть «непубличной дипломатии» Ричард Хоугланд пояснил, тем, что отныне Вашингтон будет пытаться выстраивать тесные отношения с элитами всех стран региона, чтобы они в свою очередь доносили позицию США до политиков, принимающих основные решения в ЦА. Таким образом, Вашингтон намерен создавать группы лояльных представителей истеблишмента, которые разделяют западные демократические взгляды.
«Политически устойчивая Центральная Азия может стать тем причалом, к которому пришвартуются такие нестабильные страны, как Афганистан и Пакистан. Контакты США со странами Центральной Азии должны быть основаны на двух принципах. Первый относится к системе международной безопасности. Второй – установка на то, что стабильность может быть достигнута через неуклонный рост экономики стран региона. Углубляя партнерство в области безопасности, мы закладываем прочную базу для реализации огромного экономического потенциала Центральной Азии. Имидж Великого Шелкового Пути, когда Центральная Азия находилась на центральном пересечении маршрутов цивилизации, не должен быть только далеким воспоминанием. Американские бизнесы, с их человеческим талантом и технологическим лидерством, могут оказать незаменимую поддержку региону, помогая Центральной Азии развивать ее собственные принципы инноваций и предпринимательства. Вашингтон будет продолжать выступать за свободные СМИ и более открытую политическую систему и призывать к освобождению лиц, которые заключены под стражу за мирную реализацию своего права на выражение политических взглядов или религиозных убеждений. Мы полностью поддерживаем стремление стран Центральной Азии проводить многовекторную внешнюю и экономическую политику. В свою очередь безопасность Соединенных Штатов будет укреплена более стабильной безопасной Центральной Азией, и это способствует глобальным усилиям по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Мы стремимся, используя наши собственные экономические инструменты, помочь Центральной Азии диверсифицировать свою экономику и интегрировать свои рынки», - пояснил позицию Госдепартамента, выступая 30 марта на специальной конференции в Вашингтоне, посвященной Центральной Азии Ричард Хоугланд.
В ожидании транзита
Напомним, что о том, что США намерены пересмотреть свои подходы к выстраиванию отношений с Центральной Азией, было объявлено еще в конце октября 2014 года. Тогда Агентство США по международному развитию объявило о новой пятилетней программе в регионе, которая предусматривала смену стратегии Америки в Центральной Азии.
«Нужно соединить Центральную и Южную Азию. Нужно дать таким странам, как Казахстан, не имеющих выхода к морю возможность получить новые маршруты транспортировки своих грузов. Это очень перспективное направление, которое способно привести к большому экономическому росту всех государств ЦА», - пояснял тогда заместитель помощника администратора USAID по делам Южной и Центральной Азии Манприт Ананд.
В новой стратегии отмечается, что претензии России на территорию Украины вызвали вопросы относительно ее намерений на постсоветском пространстве и вызвали озабоченности как внутри региона, так и за его пределами по поводу территориальной целостности Центральной Азии, и ее политических отношений с большим соседом на севере. Эти события стали напоминаем о том, что нельзя оценивать геостратегическую важность Центральной Азии сквозь призму «ориентации на Афганистан». По мере того, как новое поколение начинает выходить на сцену, все более насущной становится необходимость подготовки почвы для преемников старым политическим руководством. Эта проблема будет особенно актуальна для двух крупнейших стран ЦА – Казахстана и Узбекистана – поскольку к концу реализации стратегии возраст их лидеров подойдет к отметке в 80 лет.
Неэффективный подход
Политический аналитик Замир Каражанов считает, что озвученная тактика неформальных договоренностей с элитами может оказаться еще более неэффективной, чем нынешний подход, когда Штаты определили для себя когорту неприкасаемых в регионе и воздерживаются от критики, несмотря на нарушения прав человека, взамен на соблюдения их интересов в Центральной Азии.
По его словам, как раз сейчас присутствия стран Запада в регионе не хватает и многовекторная политика Казахстана переживает кризис, так как ему приходиться разрываться между Пекином и Москвой. По словам политолога, Вашингтон, осознав, что теряет позиции в ЦА, решил предложить проекту Большой Центральной Азии новый концептуальный подход, основанный на кулуарных договоренностях с истеблишментом.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин заметил, что пока делать выводы о том, что предусматривает новая американская стратегия для Центральной Азии рано, так как формулировки очень расплывчатые. Однако он считает, что заявление Ричарда Хоугланда не говорит о том, что Штаты намерены отказаться от правозащитной риторики в выстраивании отношений со странами ЦА, так как это не в интересах идеологии США Андрей Грозин сказал, что права человека стали инструментарием для внешнеполитических целей Штатов. Просто теперь эта тактика меньше будет раскручиваться в публичном пространстве, но дипломатов по части гуманитарных прав станут «терроризировать» значительно больше. Поэтому, по словам политолога, для самих властей неизвестно что лучше, прежний или нынешний подход.
Сначала свободная экономика
Публичная критика властей по части соблюдения прав человека, которая была формальностью со стороны Штатов и делалась для проформы, особого успеха не имела, считает Замир Каражанов. Демократизации региона не произошло. На прошлой неделе, будучи в Брюсселе президент Кыргызстана подверг тот же ЕС критике за двойные стандарты, причем европейским политикам ему нечего было возразить. Он заметил, что в свое время после победы демократической революции в Кыргызстане Бишкек запросил у ЕС помощь в размере 15 млн евро, ему отказали, а Украине оказывается помощь на млрд евро. Также он заметил, что если бы Запад помог после революции Кыргызстану и поддержал молодую демократию инвестициями, тогда и соседи бы более охотно реформировали свои системы. Однако этого так и не произошло.
«На самом деле, это единственный способ демократизации в условиях Азии. Сначала максимально свободная и сильная экономика. Посмотрите на Южную Корею, там тоже еще не так давно была авторитарная несменяемая власть, но стали расти корпорации, появился сильный средний класс и сегодня там, у президента всего один срок на пять лет и все. Если Запад хочет реальной демократии для ЦА он должен не замалчивать недостатки и обсуждать их кулуарно, а говорить открыто и поддерживать экономику региона», - считает Замир Каражанов.
Политолог Айдос Сарым подчеркнул, что вопросы демократии, прав человека в конкретной стране - это забота самих граждан, самого общества, а не Госдепа или еще кого-то. Никто вместо самих казахстанцев демократию не установит, не заставит уважать свои же законы, считаться с мнением граждан. Это аксиома, прокомментировал он.
Центральная Азия малоинтересна
Политолог Денис Кривошеев считает, что из новой стратегии США в ЦА можно сделать два неутешительных вывода. Первый - Центральная Азия больше не является объектом интереса США и те в свою очередь ждут от стран региона простого соблюдения интересов, будь то транзит грузов или же поддержка решений, но если этого не случится, то переживать никто не станет. Второе, это сигнал для неформальных лидеров, что регион больше не в сфере интересов и его можно начинать раскачивать. Мягкое, стабильное подбрюшье России, больше не интересует Вашингтон. Интересов на Каспии нет, потому как вопрос строительства газопровода и нефтепровода в обход России и союзников, решился сам собой. Тем временем, восток пылает, от чего не поджечь и Центральную Азию. И польза есть, и многие проблемы решаются сами собой.
Андрей Грозин, сказал, что не согласен с теми, кто считает, что постоянная критика Запада не имела своего результата. Так или иначе, центральноазиатские режимы постепенно эволюционируют из драконовских в более мягкие. Например, в том же Туркменистане в этом году впервые официально разрешили митинги. Эволюция режима за последние 5 лет случилась в Узбекистане, что стало результатом давления Запада. Между тем надо различать Real politic и ритуальные заявления, которые звучат от представителей Госдепа в адрес представителей центральноазиатской элиты. Но то, что нужно что-то менять в Вашингтоне понимают, так как боятся сдать регион Китаю. Так как в последние годы роль Америки в нем сокращалось, потому, что внешнеполитические виражи США всегда завязаны на внутренний эффект. А Центральная Азия не известна и не понятна рядовому американцу, только сами элиты ЦА, в том числе Казахстана, убеждены, что регион интересен всем игрокам и он стратегически важен. На Западе политики это точку зрения не разделяют, сказал Андрей Грозин.
У США, если сравнивать с Россией или Китаем, довольно слабые позиции в регионе, заметил Айдос Сарым. Попытки лобовой атаки на авторитарные власти стран Центральной Азии ничего не изменили. Более того, продолжение такой политики чревато тем, что регион могут полностью стать зависимым от России. Поэтому и включается режим "Real politic". Это может быть выглядит цинично, но мировая политика цинична, была и будет таковой, подчеркнул он.
Демократию продали за кусок хлеба
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев заметил, что в РК наивная вера, что в мире все справедливо и абсолютное большинство государств придерживается объективного подхода к тем или иным событиям в мире или каким-то странам. Все государства, в первую очередь мировые державы ко всем остальным странам относятся исходя из собственных национальных интересов. Если в Вашингтоне решили внести корректировки в отношении Центральной Азии, значит это отвечает их интересам, подчеркнул он.
Окруженная боевыми действиями Россия, вынуждена будет сконцентрироваться на внутренней безопасности и окончательно превратит регион в ось зла, лучшего и желать для США нечего, подчеркнул Денис Кривошеев.
«Интересы населения не учитываются, от того как за последние 25 лет оно не продемонстрировало устойчивого стремления к демократическим ценностям, продавая их за кусок хлеба. Что касается интересов бизнеса, так он незаметно покинул регион, продавая активы местным олигархам или бизнесу третьих стран, таких как Китай или Индия, так что, защищать особо и нечего. Торговый потенциал региона нулевой, так что основным поставщиком технологий и оборудования для него ни Европа, ни США не является. Россия оказывает на регион все большее влияние, и это влияние встречается с радостью, как близкое по духу и ментальности, тогда как иные ценности отвергаются. В мире большой политики нет друзей, есть только временные союзники. Нет стандартов, есть допустимые нормы, которые легко меняются, в зависимости от ситуации. Текущая перемена во внешней политике Белого дома только доказывает это правило», - заключил он.
Отношения Казахстана и США
25 декабря 1991 года США стали первой страной признавшей независимость Республики Казахстан. В 1993 году Казахстан отказался от ядерного оружия и закрыл Семипалатинский полигон. Соединенные Штаты помогали Казахстану в уничтожении ядерных боеголовок, оружейных материалов и поддерживающей их инфраструктуры. РК занимает 74 место в товарообороте США. Американский импорт товаров из Казахстана составляет в среднем $1,4 млрд. Прямые американские инвестиции в экономику Казахстана в ежегодном измерении в среднем составляют $11 млрд.
Информация