Гендиректор ЦНИИ «Курс» рассказал о новых разработках

Гендиректор ЦНИИ «Курс» Лев Клячко рассказал в интервью РИА Новости о новых разработках в области управления безэкипажными судами, о лазерной технологии разрезания арктических льдов и создании плавсредств для бронетехники.

Гендиректор ЦНИИ «Курс» рассказал о новых разработках


ЦНИИ занимается разработкой перспективных средств навигации, связи и РЭБ для надводных и подводных кораблей ВМФ.


«В прошлом году мы провели на Волге испытания малогабаритной цифровой автоматизированной системы управления движением безэкипажных надводных транспортных средствах, – сказал гендиректор. – Система обеспечивает все необходимые функции управления движением безэкипажного судна: отход от причала, переход по заданному маршруту, движение в заданной области по программе, выход в заданную точку, расхождение с опасным подвижным и неподвижным объектом и, наконец, причаливание».

По его словам, данная система разработана в гражданских целях, но может быть установлена и на военных безэкипажных судах.

Также ЦНИИ занимается разработкой понтонных плавсредств для бронетехники, в том числе и для платформы «Армата», которые помогут машинам преодолевать водные преграды.

«В институте создан научно-технический задел и демонстрационный образец плавсредства, позволяющий проектировать и строить новые модифицированные образцы для придания мореходных качеств новой бронетехнике, в том числе – создаваемой на платформе "Армата"», – рассказал Клячко.

Он добавил, что «пока создан образец плавсредства для гусеничной техники лёгкого класса (массой до 15 тонн), которое позволит бронетехнике безопасно передвигаться по воде при волнении моря до 5 баллов включительно и обеспечивать скорость хода до 14-16 км/час».

По словам гендиректора, «преобразование сухопутного комплекса в амфибийный (то есть навешивание понтонных средств) осуществляется силами экипажа за 30 минут, а обратное преобразование – мгновенно». «Институт готов приступить к разработке плавсредства для "Арматы", как только этот вопрос найдет свое отражение в ГОЗ».

Кроме того, Клячко заявил о создании лазерной технологии для резки льда в Арктике.

«В этом году мы завершаем технический проект, связанный с использованием мощных лазеров для проводки ледоколов в тяжёлых льдах. Нам удалось впервые доказать техническую реализуемость такого решения и его экономическую целесообразность, – сказал руководитель ЦНИИ. – Принцип работы этого устройства основан на том, что мощный лазер делает надрез во льду по маршруту, по которому затем следует корабль, без труда разламывая лед. Этот проект, кстати, нашел поддержку главного проектанта ледоколов в нашей стране – ЦКБ "Айсберг"».

Однако не все верят в эффективность лазерной технологии. Один из них – председатель Полярной комиссии, директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. В интервью газете Взгляд он сказал: «А куда девать лед? Ведь чтобы пароход прошёл, лазерной ниткой не обойдешься. Нужно сделать канал. Ледокол, когда идёт, делает канал, и все равно за ним остаются глыбы льда, и они являются большой проблемой для судов, которые идут в кильватере».

«Послужит ли это облегчению судоходства, для меня не столь очевидно», – признался он.

«Нитевидный разрез не имеет права на существование, особенно когда холодно, – считает Боярский – Там же будет выделяться вода, а она моментально замерзает. И микротрещины не сильно ослабляют лед. Один разрез по курсу корабля ничего не даст абсолютно. Примерно такая идея была заложена Макаровым в ледокол "Ермак" (1898, первый в мире ледокол арктического класса), когда он под носовым срезом установил винт, который должен был создавать некое разряжение под водой, водогазовую смесь, с тем чтобы продавливать лед было легче. Но от нее сразу отказались, потому что винт сразу вылетел из строя. В данном случае предлагается лазером, во что я не очень верю».

По его словам, продавливание льда останется основной технологией прохождения ледоколов сквозь льды. «И слава богу, что мы сейчас делаем новые ледоколы, это все будет работать еще долгие годы. Я видел, как эти ледоколы работают во льдах. Движение будет в этом направлении. Все остальные ответвления не сильно помогут», – заключил эксперт.

Использованы фотографии: ЦНИИ "Курс"

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. POMAH 7 апреля 2015 09:04
    Наука должна быть, иначе нам не подняться.
    1. Костяра 7 апреля 2015 09:07
      Вот где герои настоящие! Работают не смотря ни на что!!!
    2. Гигант мысли 7 апреля 2015 09:18
      Применение лазера при ледокольных работах имеет в будущем большие перспективы, поэтому надо и дальше совершенствовать и развивать изготовление мощных лазеров для резки льда.
      1. Genry 7 апреля 2015 10:36
        Лазеры здесь неэффективны.
        При температуре воды и льда ниже точки замерзания, ваш лазерный рез моментально замёрзнет.

        Плазменная пушка, стреляющая сгустками плазмы (шаровыми молниями), будет полезна для судов с ядерным реактором. Взрыв льда был уже проверен ещё на допотопных ледоколах, но уперся в нереально большой расход взрывчатки.
    3. EGOrkka 7 апреля 2015 09:29
      ВОПРОС не в том должна или нет быть наука.А в том что бы наука была нацелена на реальные вещи(материальной а не платонической)!!!!
  2. Витёк 7 апреля 2015 09:07
    Всё новое надо быстрей внедрять в Российскую армию! good
  3. sazhka4 7 апреля 2015 09:14
    "Байки Митяя". Второе (возможно, но это не предел) переделывание бюджета вносит коррективы. Понять можно. Деньги нужны. Почему не сказать открытым текстом?
    sazhka4
    1. Слесарь 7 апреля 2015 10:18
      Цитата: sazhka4
      "Байки Митяя".

      Там открытым текстом сказано что это поможет судам неледокольного класса,лазером можно и сетку нарисовать ,с мелкими кубиками,вода имеет огромную теплоемкость и такой термический шок позволит резко уменьшить прочность монолита-это как у стекла-чикни лазером по стеклу,на поверхности ничнго не останется ,но стекло именно по этому месту сломается,эффект давно применяемый в промышленности.
  4. A1L9E4K9S 7 апреля 2015 09:15
    Пока не попробуешь, не узнаешь,так что испытывать нужно все что может принести пользу стране,вспомните сколько хороших идей было похоронено деятелями продвигавших свои никчёмные варианты в ущерб стране.
  5. yurikh 7 апреля 2015 09:30
    Наука двигатель промышленности.
    1. bolat19640303 7 апреля 2015 09:57
      Товарищ директор музея возможно и не прав - однако представить себе лазер для надреза метрового льда(а в Арктике и гораздо толще) трудно. Будет ли эффективен во всех отношениях такой лазер при большой энергозатратности и стоимости. Стоит ли овчинка выделки?
      1. Wedmak 7 апреля 2015 10:48
        однако представить себе лазер для надреза метрового льда(а в Арктике и гораздо толще) трудно.

        Стальные балки режет за 70 метров, думаете не разрежет двухметровый лед с 20-30 метров?
      2. PolDol 7 апреля 2015 11:28
        Цитата: bolat19640303
        Товарищ директор музея возможно и не прав - однако представить себе лазер для надреза метрового льда(а в Арктике и гораздо толще) трудно. Будет ли эффективен во всех отношениях такой лазер при большой энергозатратности и стоимости. Стоит ли овчинка выделки?

        Вот на этот вопрос прикладная наука и должна дать ответ! Когда то и батареи Вольта не могли применяться для освещения и лампочек не было и радио с телефоном казались невозможными.
  6. Арктидианец 7 апреля 2015 10:29
    Прочитал про резку льда, сразу вспомнилась Матвиенко, когда предлагала коммунальщикам срезать сосульки с крыш лазером.
  7. Wedmak 7 апреля 2015 10:46
    Ведь чтобы пароход прошёл, лазерной ниткой не обойдешься. Нужно сделать канал.

    Режьте зиг-загом перед носом, какие проблемы? Поставьте два лазера ,пусть режут под углом с каждого борта. Дальность действия таких лазеров достаточная, энергии на атомных ледоколах дофига, скорость небольшая.
    Там вообще фигурную вырезку льда организовать можно при желании.
    1. ma_shlomha 7 апреля 2015 11:07
      Горячая вода сразу же замерзнет и будет спаивать любые края льдин (см. парадокс Мпембы).
      1. Wedmak 7 апреля 2015 11:33
        Горячая вода сразу же замерзнет и будет спаивать любые края льдин

        Вода может и замерзнет(кстати, не так уж и быстро она замерзает), а вот пар - не совсем. Он выпадет в виде снега на лед. Но это не помешает, дело уже сделано, разрез есть, прочность льда нарушена.
  8. ВУС 068 7 апреля 2015 11:33
    Господин Боярский, видать, не слышал про стеклорез ни разу...
    А горячей воде для того чтобы замерзнуть необходимо сначала остыть до нуля цельсия. На что требуется время.
    А как ледокол колет лед? Правильно! - Наползает на него и собственным весом давит и колет его. У него и форма корпуса под это специально "заточена". Вон стоит у стенки "Москва". Из окна вижу. Так что "лазерный ледорез" вполне реальная вещь. Лед можно будет колоть потолще.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня