Каким быть российскому авианосцу?

37


Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».

В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей научно-исследовательского комплекса Военно-Морского Флота России, проходившем на базе ЦНИИ МО РФ г. Санкт-Петербурга. В рамках этого совещания был поднят вопрос о необходимости и наличии возможности постройки авианосцев для ВМФ. Особо был подчеркнут тот факт, что наличие авианосца в составе Военно-Морского Флота есть «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость». Через месяц Масорин заявил, что после всесторонней глубокой и тщательной проработки вопроса о перспективных направлениях военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости постройки и введения в состав флота до шести кораблей нового типа в ближайшие 20-30 лет. По его словам это должен быть атомный авианосец водоизмещением около 50000 тонн и имеющий порядка 30 самолетов и вертолетов на борту. «Громады, которые строят ВМС США, с базированием 100-130 самолетов, строить мы не будем, заявил адмирал. Однако вскоре вместо ушедшего «по возрасту» Масорина на должность главкома ВМФ был назначен адмирал Владимир Высоцкий и разговоры о новых авианосцах на некоторое время притихли в свете новой программы закупки четырех кораблей типа «Мистраль». Это должно было стоить России около 2 миллиардов евро.

В 2009 году вновь появлялись сведения о планах проектирования и постройки в России нового авианосца, тогда главком ВМФ РФ заявил, что российский флот получит морские авиакомплексы. Эти комплексы должны были состоять из морской авиационной и космической составляющих, и призваны были заменить собой привычные всем классические авианосцы. Позже, в 2010 в СМИ сообщалось уже о начале строительства четырех новых авианосцев к 2020 году на средства госпрограммы вооружений. На это министр обороны РФ ответил опровержением, его слова подтвердил вице – премьер, заявив, что программой вооружений на 2011-2020 годы строительство подобных объектов не предусмотрено. В конце февраля 2011 года Владимир Поповкин, на тот момент первый зам министра, представлявший программу вооружений, никак не упомянул тему авианосцев.



И наконец, 29 июня 2011 г. президент Объединенной судостроительной корпорации заявляет о том, что 2016 году корпорация приступает к проектированию и постройке авианосца для Военно-Морского Флота России. По предварительным данным, он будет иметь атомную силовую установку и водоизмещение 80000 тонн. При этом он добавляет «авианосцы России нужны» и на следующий же день заявляет, что постройка начнется 2018 году, а закончится в 2023, не уточняя при этом ни сроков проведения, ни сроков ввода нового корабля в состав флота. (?) В какую сумму обойдется это стране, так же не было озвучено. Если взять для примера стоимость американца класса «Нимитц» (около пяти миллиардов) и модернизацию «Горшкова» для Индии без стоимости авиации для него (около 2 миллиардов долларов), то без учета авиагруппы цифра получается довольно внушительная.

В настоящее время в мире применяются три основные схемы авианесущих крейсеров, в международной классификации, имеющие следующие аббревиатуры: CATOBAR, STOBAR и STOVL.



CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery) – самолет взлетает с помощью катапульты а посадка осуществляется с использованием аэрофинишера. В основном такую схему применяют на авианосцах США и Франции. Катапульта разгоняет самолет до 300 км/ч при взлетной массе до 35 тонн.

STOBAR (Short Take Off But Arrested Landing) взлет осуществляется с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка происходит как и в первом случае на аэрофинишер. Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является типичным представителем этой схемы.

STOVL отличается от первого типа тем, что посадка осуществляется вертикально. В эту группу входят британский «Инвинсибл», испанский «Принц Астурийский» и некоторые другие.

Какого же типа будет первый российский авианосец? Пока не ясно. Если судить по предполагаемому водоизмещению, на корабле будет применена схема с катапультами и аэрофинишерами. В этом случае в качестве основы для постройки может послужить проект 1143.7 «Ульяновск» - атомный авианосец, программу разработки которого начали в 1984 году, но из-за отсутствия финансирования в 1991 году заморозили. По проекту его водоизмещение должно было составить 74000 тонн при длине 323 м, ширине полётной палубы 78 м и осадке 10,7 м. На авианосце должны были базироваться 70 единиц авиатехники, предусматривалось наличие на борту в том числе палубных МиГ-29К и Су-33. Для взлета использовались две катапульты, трамплин, для посадки - аэрофинишер.

Есть еще один вариант - разработка атомного авианесущего крейсера проекта 1153 «Орел». Планируемое водоизмещение было 65000 тонн при авиагруппе в 50 единиц. Проект был закрыт в конце 1976 и на средства для его постройки был построен «Адмирал Горшков», который теперь приобрели индийские ВМС.

В настоящее время в состав Военно-Морского Флота России входит тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), входящий в боевой состав Северного флота. На него базируются 12 вертолетов Ка-27 и 23 палубных Су-33. В составе ВМФ он с 20 января 1991 года. Нормальным сроком службы до замены для кораблей такого класса считается 50 лет. Получается - прошла уже почти половина срока для «Адмирала Кузнецова», учитывая, сколько времени занимает разработка и постройка военно-морской техники, давно пора подумать о его замене.

Следует учитывать, что пока будет идти постройка корабля, политическая и экономическая ситуация в России и в мире будет меняться непредсказуемо, и решения, принимаемые сегодня, могут сыграть ключевую роль завтра.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Sergh
    +10
    2 октября 2011 09:03
    Конечно надо!
    Обязательно что-бы на подводных крыльях, ход без форсажа 50-60 узлов, иногда подныривал и полностью невидимый!

    Ну если без болды, конструкторы сами знают, конечно с электро-магнитной катапультой, с ней по северу ходить можно, и чем быстрей, тем лучше.
    1. +3
      2 октября 2011 16:32
      да, ледового класса, и Т-50 К, с укороченным взлетом. либо на смену МИГа-29К,
  2. ЗЕБРАШ
    +10
    2 октября 2011 09:43
    Нам минимум нужны 4 авианосца проекта 1143.5, а у нас один angry
  3. Splin
    +5
    2 октября 2011 10:33
    В зависимости какую стратегию выберет для себя Россия. Если как США, чтоб быть везде надо типа Ульяновск. Если соседям показаться. то как Адмирал Кузнецов еще штуки три. Копии тех документации на "Ульяновск" остались и в Николаеве, а китайцы до авианосцев сейчас очень охочи.
    1. +6
      2 октября 2011 11:00
      Каким быть решать военным, а нам бы просто- Российскому авианосцу Быть!
      1. +2
        3 октября 2011 18:23
        Пацаны, Вам всем по плюсику !
  4. L. Konstantin
    0
    2 октября 2011 12:07
    я думаю не нужен! надо развивать ракеты морской оборны! и карабельной! в силу нашей територии он нам не нужен! ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТИНКОРУ НАДО СОЗДАТЬ! ТИНКОР УНИКАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ
    1. тюменец
      +7
      2 октября 2011 12:54
      Ощетиниться ракетами и дома сидеть? Не годится. Именно в силу нашей территории нам и нужен авианосный флот и выход в любой океан. Чем больше страна, тем больше у нее интересов на планете. А свои интересы надо защищать.
  5. slan
    +6
    2 октября 2011 13:03
    Суть в том, что при грамотной стратегии все окупается. Позиция экономии никогда не приводит к процветанию, англосаксы владеют миром именно потому, что в свое время научились инвестировать и в первую очередь в военный и торговый флот, собственно с этого и начался их путь к мировому господству. Опять же нужно создавать рабочие места, а не плодить пьянство от безысходности, экономя на всем. Военная отрасль может служить локомотивом развития экономики при грамотной конечно политике. Сейчас был бы у РФ авианесущий флот, глядишь и ливийские деньги распределились бы совсем иным образом, десять раз бы эти авианосцы окупились, а сколько таких Ливий еще будет.
    А экономить нужно на единоросах-чиновниках, этих паразитов развелось уже сверх всякой меры.
  6. L. Konstantin
    0
    2 октября 2011 13:14
    зачем нам он нужен!??????????? турцию пугать?

    надо создовать корабли океанского мсштаба! и фрегаты с есминцами ! почему я не президент
    1. slan
      +4
      2 октября 2011 13:16
      Подлодки прикрывать хотя бы, если уж никого не пугать. А без авианосцев они легкой добычей скоро станут с нынешним развитием средств обнаружения.
  7. +6
    2 октября 2011 13:29
    помпезность это да !!! а реалии таковы
    старение кораблей основных видов и натуги оск по постройке им замены
    стройки века
    1-фрегат 22350 строится аж с 2006 года и конца строительства не видно
    2-корветы 22380 с 2001 сдано только два
    это по 4000 и 2000 тонн -КАКИЕ АВИАНОСЦЫ????ВЫ ЗДЕСЬ РАЗБЕРИТЕСЬ
    ПРИМЕР-МИСТРАЛЬ 21000тонн будет построен за 3 ГОДА !!! 3 ГОДА -вот это уровень производства

    p.s-ВМЕСТО ПОМПЕЗНОСТИ ТОВАРИЩАМ ИЗ ОСК ПОСОВЕТОВАЛ БЫ РАЗОБРАТЬСЯ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ФРЕГАТОВ И КОРВЕТОВ
    А ПОТОМ УЖЕ ДУМАТЬ О ГРЕЗАХ
    _____________________________
    Последняя новость АВИАНОСЕЦ КУЗНЕЦОВ собирается в поход в средиземку в сопровождении одного БПК "Адмирал Чабаненко-да сильно конечно(по словам друзей -остальные наши корабли просто не выдержут такого дальнего похода)пример-Американская авианосная группа, по-моему, включает в себя по крайней мере один крейсер УРО, два или три эсминца, транспорт обеспечения и подлодку или две. Плюс их авиакрыло состоит из 70-75 летательных аппаратов. И таких авианосных групп у США одинадцать или двенадцать.

    какие авианосцы у нас кораблей основных классов скоро не будет !!!!
    УЖЕ СЕЙЧАС В ВМФ ГОВОРЯТ С ТАКИМИ ТЕМПАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА МЫ НЕ ПОЛУЧИМ НИЧЕГО-рассматриывается вопрос закупки кораблей класса Фрегат и корвет во ФРАНЦИИ ИЛИ ГОЛЛАНДИИ
    последняя новость -ТАВКР "Адмирал Кузнецов" возьмет курс на Северную Атлантику и Средиземное море в сопровождении БПК "Адмирал Чабаненко". Поход продлится три месяца.в сопровождении одного бпк(по словам друзей остальные корабли просто не выдержут такого дальнего похода)пример-Американская авианосная группа, включает в себя по крайней мере один крейсер УРО, два или три эсминца, транспорт обеспечения и подлодку или две. Плюс их авиакрыло состоит из 70-75 летательных аппаратов. И таких авианосных групп у США одинадцать или двенадцать.

    А ОНИ ОБ АВИАНОСЦАХ ДУМАЮТ СКОРО КОРАБЛЕЙ ОБЫЧНЫХ КЛАССОВ НЕ ОСТАНЕТСЯ
    1. slan
      +3
      2 октября 2011 13:44
      А что с тремя годами? Есть технологический цикл определенный и суть не в водоизмещении. Девять женщин не рожают ребенка за месяц. Небоскреб нередко строится быстрее иной пятиэтажки. С мистралями как раз получат технологии организации производства в том числе. Так рассуждать, можно и дальше деградировать. СССР в 20-е почти ничего не производил, а в 40-е немцев техникой задавили.
    2. Sergh
      +1
      2 октября 2011 18:12
      Рустаму. "...Адмирал Кузнецов" во главе отряда кораблей Северного флота в ноябре текущего года выйдет в Средиземное море и Северо-Восточной Атлантике... с целью прикрытия и боевой поддержки будет находиться большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко".
      Ну как читаешь-то. Понятно, что группа и т.д. и т.п.
      Чё-то воду мутишь! Да и думай, как-будто тебе в газету всё скажут, ещё корманы вывернут. Там наверняка 3-4 подлодки идёт и сухарей сколько возмёт, тоже неизвесно, может 8, а может 18-ть. Короче, кто мы с тобой такие, чтоб нам всё говорить?
      (Извени что на"ты", привычка, да и большой уже).
      http://topwar.ru/7262-kreyser-admiral-kuznecov-gotov-otpravitsya-v-pohod.html
      1. +1
        2 октября 2011 18:38
        p.s-ВМЕСТО ПОМПЕЗНОСТИ ТОВАРИЩАМ ИЗ ОСК ПОСОВЕТОВАЛ БЫ РАЗОБРАТЬСЯ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ ФРЕГАТОВ И КОРВЕТОВ
        А ПОТОМ УЖЕ ДУМАТЬ О ГРЕЗАХ
        _____________________________
        ты понял мою мысль или нет????
  8. +5
    2 октября 2011 15:47
    Один- это мало для нашей страны. Ну, хоть заговорили об этом. Лишь бы на разговорах не застыло.
  9. karnics
    0
    2 октября 2011 19:17
    Моё мнение России нужно самое меньшое 4 авианосца по одному на: Балтику, Берингов пролив, Тихий океан, Чёрное море хотя желательно по более ...
    1. русский 1970
      +2
      2 октября 2011 19:40
      Зачем авианосец в Чёрном море и на Балтике? Лучше уж 2 на ТОФ и 2 на Север!
    2. Splin
      +7
      2 октября 2011 20:04
      Ну по договору 1936 года в Черном море запрещается держать и строить авианосцы, поэтому там строились авианесущие крейсера. Да и зачем лужах Балтики и Черного моря такие громадины. Авиация и берега достанет до цели. А вот на Севере и на Тихом по 2 штуки надо. Один на боевом дежурстве, один отдыхает и профилактику делает.
  10. +1
    2 октября 2011 21:02
    Сначала распилили и распродали имеемые авианосцы, пусть и с неудачным авиакрылом, но Як-131 мог бы быть не хуже "Харриеров", а теперь конкурс на разработку и т.д. В.С.Высоцкий правильно сформулировал: "Где деньги, Зин?!"
  11. fedor
    +3
    2 октября 2011 21:15
    Друзья мои, сегодня и в ближайшие 5 лет у России не хватает кораблей даже для демонстрации флага и показных учений. Корабельный состав изношен до предела, уничтожена ремонтная база, система тылового и специально-технического обеспеченя, система подготовки профессиональных кадров, хуже того, стрелять нечем, обеспечить целеуказания тоже нечем. Какие авианосцы? Ну надорвет страна пуп и построит такой корабль. Но к нему нужно минимум четыре новых крейсера, БПК, системы обеспечения, которые будут стоить не меньше двух авианосцев. В первую очередь надо решить задачу оброны побережья страны, для этого авианосцы не нужны.
  12. Mesniy
    -9
    2 октября 2011 21:35
    а зачем россии авианосцы?Чё,у чеченов и прочего кавказского бандподполья флот появился?Вот наши реальные проблемы и наш уровень в обозримом будущем,народ нищий,спивается и в помойках роется,на улице за стошку зарезать наркоман легко может а им авианосцы.Не по сеньке шапка!
    1. +2
      3 октября 2011 18:29
      Месный, ты хоть намекни у какой помойки ты спиваешься и нищенствуешь? Я буду эти помойки обходить десятой дорогой, ато там, наверняка, вонь идёт не только от мусора.
      1. Mesniy
        -3
        4 октября 2011 09:49
        Дурко,ты вообще по помойкам не лазь,может вонять не будешь,ну и подмойся что ли.
    2. +1
      3 октября 2011 21:58
      В США алкашей и нариков ещё больше,но и кораблей полно.
  13. +3
    2 октября 2011 22:08
    По моему надо отходить от авианосцев в классическом виде, будующее за замоходными платформами на базе морских нефтяных вышек... Да скорость ниже, но зато туда напихать можно и самолетов и ракет до фига и больше...
    что то типа такого:

    поставить пару у курил и на севере штуки четыре...
    1. SuperDuck
      0
      2 октября 2011 23:58
      Это если возить далеко не надо, а тогда в чем преимущество против обычных аэродромов? Какая у этой платформы скорость, сколько месяцев она будет совершать переход к примеру через тихий океан?
    2. 0
      3 октября 2011 10:50
      вообще-то у нефтяной вышки скорости вообще нет wink
    3. Mesniy
      -1
      3 октября 2011 11:05
      А смысл?Не проще все это на курилы напихать?Поясни плиз.
      1. 0
        3 октября 2011 17:16
        Смысл в том, что можно сделать морскую базу с длинной ВПП, на которую можно принимать даже стратегов...
        А не нужны в одном месте, разобрали и оттянули на другое... Те же янкесы уже начали заниматься этой темой...
        1. 0
          3 октября 2011 18:37
          " Шура, не мечите биссер перед свиньями!" так, вроде говаривал Ося Бендер?
  14. zczczc
    +2
    2 октября 2011 22:23
    Так мы не успеем уже разработать и сделать новый тип авианосца. Что воздух сотрясать... с 2018 до 2023, не верится. С существующей безответственностью при исполнении гособоронзаказа - точно не построить.
  15. mind1954
    +1
    3 октября 2011 06:15
    Сейчас, несмотря, на нашу огромную территорию, по всем её
    границам сухопутным и морским мы можем ждать "гостей"
    с весьма небольшим временем подлёта. Оппонента можем,
    практически, доставать только со своей территории,
    Вокруг наших границ затягивают петлю ПРО.
    Получается : перехватывать их "гостинцы" будем над своей
    территорией, и они наши будут перехватывать тоже над
    нашей территорией.
    У нас, оппонентам создать, приблизительно, похожие условия можно,
    если только окружить их кольцом АПЛ и чем ближе, тем лучше.
    А это возможно только с прикрытием надводного флота !
    В СССР так и было ! Был создан океанский противолодочный флот
    для прикрытия своих АПЛ и против их АПЛ, а заодно авианосцев и пр..
    Но раз, всё-таки, пришли к строительству авианосцев, значит практика
    показала, что и противолодочный флот надо прикрывать с воздуха !
  16. Mesniy
    -10
    3 октября 2011 11:18
    Ребята!Вот вы все ездите на дорогих иномарках и живете в собственных домах?Нет?А почему?
    АААА...Бобосов не хватает.....Ну так чё вы тут про стада авианосцев гоняете?На них тоже бабосы нужны,а их нет и не предвидется.
    а мечтать - так чё мелочиться,мечтайте сразу о космических линкорах джедаев...
    Кстати ссср заложил было дело один авианосец похожий на полноценный,вот только достроил его китай,интерестно,российский кто достраивать будет?.....
  17. ShqVarqi
    0
    3 октября 2011 16:07
    Статья как на заказ )) (больная тема )
    Французы за год строят 2 мистраля, наши с ними 3 года -один.
    Когда отработают технологии , то обещают в год по одному fellow И это "Мистрали" с водоизмещением около 22 000 т.
    Должна быть государственная целевая программа для постройки хотя бы одного авианосца на 60 000 т.
    типа проекта : "Сочи 2014" !
    к примеру назовем проект : " СупРосАвианоС !" )))

    1) Запускаем рекламу по всем теле и радио каналам. "Авианосец - Мир в ваш ДОМ )) ."
    2)Полная перестройка одной из ведущих вервей (к пр. Адмиралтейских) под него.
    3)Большой "Открытый" тендер - с освещением по инету.
    4) Конкурс на лучшее "Имя" - для Авианосца . С Эмблемой какого-нить посейдона ))
    5)Выделение суперсубсидий из гос бюджета, контроль под левой ногой президента страны. ))
    6)Привлечение финансового капитала из "Частного" сектора.
    7)Выселение каких-нибудь бобров из акватории будущего Авианосца. С предоставлением им "жилых квартир" на территории Госзаказника. ))
    8)Пара коррупционных скандалов с Пендалями для чиновников и наконец лет этак через 10 торжественное вступление корабля в строй , с разбиванием бутылки об его борт.))

    Вопрос , почему еще наше правительство до этого не додумалось ?! Ась ?! wink
    1. +10
      3 октября 2011 17:18
      можно проще... газпром + лукоил + еще пара-тройка компаний и как при петре первом -- создавать кумпанства для строительства флота (переоснащения армии).
      А не хотите -- плаха с топором рядом...
      1. 0
        3 октября 2011 18:33
        Оч-ч-чень здравая мысль! И своевременная! Одобрям и поддержам !
    2. Сокерин
      +2
      3 октября 2011 21:47
      Если на строительство авианосца и "разродятся"
      (во что крайне мало верится),
      то он должен носить имя Тимура Апакидзе.
  18. 0
    3 октября 2011 22:06
    Нам ещё за арктику бороться предстоит,а там авиация очень нужна.
    1. Сокерин
      0
      4 октября 2011 13:26
      Уже делаем первые шаги к той "Боьбе за Арктику"....


      Медведев разрешил приватизировать атомный ледокольный флот России

      http://er.ru/news/2011/10/3/medvedev-razreshil-privatizirovat-atomnyj-ledokolnyj

      -flot-rossii/

      ЧОПами её и ....
  19. +1
    4 октября 2011 17:00
    Как сказал один мой знакомый :
    - До сих пор не пойму на кого он работает .
    (Это он про Путина )
  20. ПАТРОН
    0
    9 октября 2011 23:53
    Я за АВ малого класса STOVL нам большие не нужны,а для переброски вертушек,самолётов,танков и десанта эти самое оно
  21. -2
    1 ноября 2011 14:18
    нет никакого смысла сейчас строить авианосцы - их тупо нечем прикрывать..сначала нужно отстроить корабли поддержки в нужном количестве..с такими темпами как сейчас - задача практически нереальная...угробили флот..
  22. 13017
    0
    24 января 2012 18:29
    да скорей бы начали строить ато только пиздять и пиздять
  23. vylvyn
    0
    24 февраля 2012 19:23
    Каким быть российскому авианосцу? Ответ - РОССИЙСКИМ!
  24. ka5280
    0
    18 февраля 2013 09:47
    У меня есть мысль о том что, было бы лучще строить авианосец с дизельной СУ. На базе проекта современного торгового судна. Из сооброжений экономии- такой проект будет много дешевле и проще. А по технологичности суда торг.флота опережают корабли ВМФ на несколько дясителетий.