Каким быть российскому авианосцу?
Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».
В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей научно-исследовательского комплекса Военно-Морского Флота России, проходившем на базе ЦНИИ МО РФ г. Санкт-Петербурга. В рамках этого совещания был поднят вопрос о необходимости и наличии возможности постройки авианосцев для ВМФ. Особо был подчеркнут тот факт, что наличие авианосца в составе Военно-Морского Флота есть «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость». Через месяц Масорин заявил, что после всесторонней глубокой и тщательной проработки вопроса о перспективных направлениях военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости постройки и введения в состав флота до шести кораблей нового типа в ближайшие 20-30 лет. По его словам это должен быть атомный авианосец водоизмещением около 50000 тонн и имеющий порядка 30 самолетов и вертолетов на борту. «Громады, которые строят ВМС США, с базированием 100-130 самолетов, строить мы не будем, заявил адмирал. Однако вскоре вместо ушедшего «по возрасту» Масорина на должность главкома ВМФ был назначен адмирал Владимир Высоцкий и разговоры о новых авианосцах на некоторое время притихли в свете новой программы закупки четырех кораблей типа «Мистраль». Это должно было стоить России около 2 миллиардов евро.
В 2009 году вновь появлялись сведения о планах проектирования и постройки в России нового авианосца, тогда главком ВМФ РФ заявил, что российский флот получит морские авиакомплексы. Эти комплексы должны были состоять из морской авиационной и космической составляющих, и призваны были заменить собой привычные всем классические авианосцы. Позже, в 2010 в СМИ сообщалось уже о начале строительства четырех новых авианосцев к 2020 году на средства госпрограммы вооружений. На это министр обороны РФ ответил опровержением, его слова подтвердил вице – премьер, заявив, что программой вооружений на 2011-2020 годы строительство подобных объектов не предусмотрено. В конце февраля 2011 года Владимир Поповкин, на тот момент первый зам министра, представлявший программу вооружений, никак не упомянул тему авианосцев.
И наконец, 29 июня 2011 г. президент Объединенной судостроительной корпорации заявляет о том, что 2016 году корпорация приступает к проектированию и постройке авианосца для Военно-Морского Флота России. По предварительным данным, он будет иметь атомную силовую установку и водоизмещение 80000 тонн. При этом он добавляет «авианосцы России нужны» и на следующий же день заявляет, что постройка начнется 2018 году, а закончится в 2023, не уточняя при этом ни сроков проведения, ни сроков ввода нового корабля в состав флота. (?) В какую сумму обойдется это стране, так же не было озвучено. Если взять для примера стоимость американца класса «Нимитц» (около пяти миллиардов) и модернизацию «Горшкова» для Индии без стоимости авиации для него (около 2 миллиардов долларов), то без учета авиагруппы цифра получается довольно внушительная.
В настоящее время в мире применяются три основные схемы авианесущих крейсеров, в международной классификации, имеющие следующие аббревиатуры: CATOBAR, STOBAR и STOVL.
CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery) – самолет взлетает с помощью катапульты а посадка осуществляется с использованием аэрофинишера. В основном такую схему применяют на авианосцах США и Франции. Катапульта разгоняет самолет до 300 км/ч при взлетной массе до 35 тонн.
STOBAR (Short Take Off But Arrested Landing) взлет осуществляется с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка происходит как и в первом случае на аэрофинишер. Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является типичным представителем этой схемы.
STOVL отличается от первого типа тем, что посадка осуществляется вертикально. В эту группу входят британский «Инвинсибл», испанский «Принц Астурийский» и некоторые другие.
Какого же типа будет первый российский авианосец? Пока не ясно. Если судить по предполагаемому водоизмещению, на корабле будет применена схема с катапультами и аэрофинишерами. В этом случае в качестве основы для постройки может послужить проект 1143.7 «Ульяновск» - атомный авианосец, программу разработки которого начали в 1984 году, но из-за отсутствия финансирования в 1991 году заморозили. По проекту его водоизмещение должно было составить 74000 тонн при длине 323 м, ширине полётной палубы 78 м и осадке 10,7 м. На авианосце должны были базироваться 70 единиц авиатехники, предусматривалось наличие на борту в том числе палубных МиГ-29К и Су-33. Для взлета использовались две катапульты, трамплин, для посадки - аэрофинишер.
Есть еще один вариант - разработка атомного авианесущего крейсера проекта 1153 «Орел». Планируемое водоизмещение было 65000 тонн при авиагруппе в 50 единиц. Проект был закрыт в конце 1976 и на средства для его постройки был построен «Адмирал Горшков», который теперь приобрели индийские ВМС.
В настоящее время в состав Военно-Морского Флота России входит тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), входящий в боевой состав Северного флота. На него базируются 12 вертолетов Ка-27 и 23 палубных Су-33. В составе ВМФ он с 20 января 1991 года. Нормальным сроком службы до замены для кораблей такого класса считается 50 лет. Получается - прошла уже почти половина срока для «Адмирала Кузнецова», учитывая, сколько времени занимает разработка и постройка военно-морской техники, давно пора подумать о его замене.
Следует учитывать, что пока будет идти постройка корабля, политическая и экономическая ситуация в России и в мире будет меняться непредсказуемо, и решения, принимаемые сегодня, могут сыграть ключевую роль завтра.
Информация