Нереализованный американский проект подводного средства доставки боевых пловцов

В конце 80-х годов морской спецназ США начал искать замену своему подводному аппарату доставки Mk.8 SDV (SEAL Delivery Vehicle – средство доставки морского спецназа). Среди прочих кандидатов рассматривался проект продвинутого подводного аппарата с силовой установкой замкнутого цикла CCES (Closed-Cycle Energy Source) от компании Perry Offshore. В то время Perry считалась признанным лидером в сфере строительства глубоководных подводных лодок, обычно используемых для подводного строительства и спасательных операций на больших глубинах. Несомненно, самый успешный производитель миниподлодок для гражданского применения, например разведки месторождений нефти (даже если вы никогда не слышали о них), а также создатель успешного подводного спасательного аппарата британского флота Vickers VOL-L1 (прадедушка L5).

Как правило, средства доставки боевых пловцов SDV (SEAL Delivery Vehicle или Swimmer Delivery Vehicle) были подводными аппаратами открытого типа, у которых отсек экипажа не был герметизирован и заполнялся водой, поэтому пассажиры должны были все время находиться в водолазных костюмах. Морской спецназ искал для себя «сухой» подводный аппарат закрытого типа со шлюзовой камерой, поскольку необходимо было держать пловцов в тепле с целью выполнения более продолжительных задач. Позднее эти требования в конечном счете привели к проекту продвинутой системы доставки боевых пловцов Advanced SEAL Delivery System (ASDS) (будет описана в отдельной статье).

Так случилось, что компания Perry уже имела подобный проект и должна была установить в нее продвинутую силовую установку.


Нереализованный американский проект подводного средства доставки боевых пловцов

Оригинальная иллюстрация

Проект подводного аппарата с движителем замкнутого цикла Closed-Cycle Energy Source (CCES) был одним из двух проектов компании Perry, которые были относительно похожи за исключением разных энергоустановок. Аппараты имели по сути сигаровидную форму с остроконечными носами и очень плавными обводами с компоновкой кормы в стиле подводной лодки. Экипаж располагался в носовой части, в средней части находилась шлюзовая камера для пловцов с люком перехода в передний отсек. В кормовом отсеке располагался двигатель, полностью герметизировавшийся во время проведения операций. Аварийные/входные люки были установлены вровень с крышами всех трех отсеков. Шлюзовой отсек имел основной люк в днище, он служил входом/выходом во время выполнения задач, а также соединительным узлом с подлодкой-носителем, что конструктивно очень напоминало спасательный аппарат. Это позволило бы перевозить его подлодкой без сухой навесной палубы (она была бы слишком большой!), но здесь имелся один недостаток, заключающийся в том, что в SDV нельзя было ни войти, ни выйти пока он находится на дне.

Вариант CCES, судя по обозначению, мог бы иметь движитель, работающий на двигателе с пропаном высокого давления, использующий жидкий кислород в качестве окислителя и гелий в качестве разбавителя. Это конечно высокотехнологичная система, которая позволила бы получить невероятную дальность плавания 300 морских миль (550 км). Недостатком подобной новой технологии была ее неотработанность, шумность (как для дизельного двигателя традиционной подводной лодки необходимы были резиновые демпферы) и потребность в криостатной установке для удерживания газа в жидком состоянии.

Характеристики

Длина: 10,6 метра (половина длины аппарата ASDS!)
Ширина: 1,8 метра
Скорость: 10 узлов (невероятно быстро)
Рабочая глубина: 150 метров
Глубина перевозки (без экипажа, на подлодке-носителе) 390 метров
Водоизмещение: 17 тонн
Дальность плавания: 300 морских миль
Экипаж: 2 человека и 8 боевых пловцов
Грузоподъемность: более 400 кг

Нереализованный американский проект подводного средства доставки боевых пловцов

Второй вариант был менее рискованным и имел меньшую стоимость, поскольку источником энергии служили свинцово-кислотные аккумуляторы с глубокой разрядкой. Этот вариант имел похожую конструкцию за исключением удлиненного кормового отсека, соответственно общая длина увеличилась до 13 метров. Скорость осталась также 10 узлов, но дальность плавания у этого вариант составляла «всего» 100 морских миль. Электродвигатель также подразумевал меньшую шумность, чем шумность установки CCES, работающей на пропане.

Проект по замене средства доставки постепенно перешел из эпохи Холодной войны в эпоху потепления 90-х и в конечном итоге привел к постройке одного аппарата подводного Advanced SEAL Delivery System (ASDS). Он был гораздо больше и слишком «авантюрным». После того как аппарат пострадал от пожара в 2008 году, он был списан. Его место с тех пор заняли средства доставки закрытого типа меньших размеров, созданные британскими и итальянскими конструкторами.

Нереализованный американский проект подводного средства доставки боевых пловцов

ASDS «верхом» на подлодке USS Greenville (SSN 772). Нереализованный проект аппарата CCES-SDV мог бы крепиться подобным образом, но был бы в два раза меньше

Использованы материалы:
www.hisutton.com
en.wikipedia.org
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 4
  1. sub307 9 апреля 2015 06:06
    Интересная инфррмация. У нас тоже "хватает" нереализованых проектов - в "ОАО "СПБМ Малахит" на базе проекта 865 ("Пиранья") разрабатывалась серия ПЛ прибрежного действия с шлюзовой камерой для выхода шести "специалистов", ВНЭУ тоже была предусмотрена. Инфа тут:http://www.deepstorm.ru/
  2. Лт. запаса ВВС 9 апреля 2015 16:13
    Такая мини подлодка имеет смыл когда пловцам нужно по реке добраться до цели. До устья реки обычная атомная многоцелевая подлодка доставляет мини субмарину, далее боевые пловцы на мини субмарине по руслу реки двигаются к цели, раньше использовали надувные моторные лодки "Зодиак", но они уязвимы, такая субмарина может и по мелководью плавать.
    1. Mister22408 10 апреля 2015 10:32
      Выше по реке стояла пивнуха (для членов клуба) с пирсом, к которому имели право бросать чалки только СМПЛ. Остальных не пускали...Эти средства доставки имеют другие задачи , отличные от борьбы с течением на извилистом фарватере."Зодиаки" до сих пор используются в надводном и комби- варианте.
  3. АдскийЧеловек 10 апреля 2015 05:26
    Пожалуй ,это одно из немногого,за что можно уважать 3,14ндосов - у них армия всегда "работает",что-то делает,где-то учасвует и т.д. Особенно это заметно на фоне стагнации вооруженных сил других государств.Всегда с интересом читаю кто и что изобрел,внедрил и т.д.
    Даже если проект не пошел-технологии остались и они по-любому найдут свое применение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня