Бронеавтомобили великой войны. Великобритания

15
Из истории бронетанковой техники мы узнаем, что Англия является родиной не только танка, но и бронеавтомобиля! В 1898 году господин Фредерик Ричард Симмс запатентовал одновременно у себя дома и в США бронеавтомобиль (БА) сигарообразной формы с двигателем «Даймлер» мощностью в 16 л.с. и вооружением, которое в заявочных чертежах состояло из двух броневых башен с пулеметами «Максим», а на демонстрационном образце 1902 года — из 37-мм пушки «пом-пом» и двух пулеметов за щитами. Еще более забавным приспособлением должна была стать острая кромка броневого пояса внизу, то есть стоило этому БА врезаться в ряды неприятельских пехотинцев, как последним пришлось бы опасаться не только его пулеметов, но и этого странного «ножа». И там же планировалась проволока на изоляторах. Под током! Но в 1902 году на машине во время ее показе в Хрустальном дворце это «приспособление» не устанавливалось.


Продольный разрез БА Симмса из материалов заявки 1898 года




Бронеавтомобили великой войны. Великобритания
БА Симмса в 1902 году


Военные тогда машину не приняли, но зато большинство английских БА уже в самом начале войны были башенными! Хотя и не все… Например, броневиком стал знаменитый американский Форд-Т, из числа тех машин, что находились в Англии. А было так, что в конце 1915 года английский бронедивизион был отправлен в Россию в качестве союзнической помощи. Среди отправленных машин были пулеметные «Ланчестер» и пушечные «Сибрук», попавшие на Кавказский фронт, и вот среди этих-то «серьезных» машин и оказались 11 сделанных для этого отряда разведывательно-посыльных броневиков на базе Форда-Т. Шасси автомобиля использовалось без изменений, но машина имела кабину и кузов из 5-миллиметровой брони. Своим дизайном этот БА больше всего напоминал фермерский грузовичок. Пулемет на треноге за щитом из брони толщиной 9 мм находился в кузове, и там же, прямо на полу, размещался пулеметчик. Сражаться им пришлось вместе с другими БА не только против турок, но и против непокорных курдских племен, то есть в обстановке, привычной для англичан. Затем их морем перебросили в Румынию, которую русские войска отчаянно пытались спасти от окончательного разгрома, и эти Форды-Т смогли воевать еще и там. Причем интересно, что там, где тяжелые броневики вязли в грязи, эти легкие машины могли хотя бы как-то действовать; они заслужили высокую оценку как русских, так и румынских солдат.


БА Форд-Т. Вид сзади



БА Форд-Т. Вид сбоку


«Остин мотор компани» в Лонгбридже за время войны сделал три разных типа бронированных машин: серии 1, серии 2 и серии 3. Серия 3 была выполнена с улучшениями, сделанными по просьбе России. Серии 1, 2 и первая версия серии 3 отправлялись в Россию, а на территории, где действовали британские войска, не использовались. Улучшенная серия 3 пошла бы в Россию, если бы не Октябрьская революция. Вместо этого броневики были задействованы на Ближнем Востоке и в 17-м батальоне танкового корпуса во Франции и Ирландии. Главное отличие — упрочненное шасси. Для британских бронированных автомобилей использование двух башен было не характерно; британские военные отдавали предпочтение конструкции с использованием одной башни. Вооружались броневики пулеметами «Гочкис».


Британский БА «Остин»


Автомобили создавались на «колониальном» шасси, хотя эта его версия и была значительно усилена. 4-цилиндровый двигатель развивал около 50 л.с., которых было достаточно, чтобы заставить его 5,3 тонны (5,8 тонны) передвигаться с максимальной скоростью — 56 км/ч. Броня была толщиной 8 мм на вертикальных поверхностях и 4 мм на горизонтальных. Шины-пневматики были заменены на шины, наполненные губчатой резиной.


Британский «Остин» на службе у белогвардейцев


Экипаж состоял из пяти человек: командира, водителя, двух пулеметчиков и еще одного водителя, сидевшего сзади. Автомобиль имел два поста управления: передний и задний, что позволило ему двигаться задним ходом, не разворачиваясь. Всего британской армии было поставлено 80 таких БА.
БА «Ланчестер» представлял собой типичный английский броневик с одной башней и одним пулеметом. Причем первый бронеавтомобиль был построен уже к началу декабря 1914 года. Правда, многого в нем продумать до конца не успели. Например, на нем использовались колеса со спицами и отсутствовало электрическое освещение. Впрочем, эти БА заказывались для охраны аэродромов военно-морской авиации и, надо было полагать, другие колеса им и не требовались.


БА «Ланчестер»


Примерно в январе или феврале 1915 года ходовая часть этих БА была усилена. На них были поставлены сдвоенные задние колеса. Оригинальной была и подвеска. Задние колеса устанавливались на полуэллиптических листовых рессорах, а передняя подвеска была усилена пружинными амортизаторами в вертикальных трубах, прикреплявшихся к корпусу. Низкий центр тяжести делал эти БА очень устойчивыми. Причем башня «Ланчестер» была почти идентична башне БА «Роллс-Ройс», а любая унификация в условиях войны может только приветствоваться.

В конце марта 1915 года было закончено 36 БА этого типа, которые были отправлены во Францию. 20 машин попали в Россию, где воевали в составе британского бронедивизиона под командованием Оливера Локера Лэмпсона.

Автомобиль «Пирс-Эрроу» поступил на вооружение бригады Королевской морской артиллерии (РМА) осенью 1914 года. Самым необычным у него было вооружение: 37-мм «пом-пом» конструкции Максима. Во всем остальном конструкция этого БА была тривиальна: 5-тонный грузовик с бронированным коробчатым корпусом, в котором на тумбе стояла морская «максимовская пушка», а по бортам располагались боеприпасы. Причем сами шасси «Пирс-Эрроу» импортировались из США, а в Англии только бронировались и вооружались.

Оригинальные БА этого типа англичане делали на базе автомобиля «Волсли», дочерней фирмы компании «Виккерс», начиная с декабря 1914 года. Что касается «Пирс-Эрроу», то на нем использовался двигатель в 30 л.с. с приводом на задние колеса. Колеса были спицованные со съемными шинами, диаметром 36 дюймов спереди и 40 дюймов (сдвоенные) сзади. Броневая защита: 5-мм броня на 32 первых БА, но на оставшихся 16 она была увеличена до 7,5 мм. В дополнение к пушке «пом-пом» на броневике имелся один станковый пулемет, для которого было предусмотрено крепление на боковых дверях и на задней двери.


БА «Пирс-Эрроу» с пулеметом и «пом-помом»[/center]

В конце апреля 1915 года они были отправлены во Францию. Причем уже 30 апреля огнем одного из этих броневиков был сбит германский аэроплан. Всего этим подразделением было уничтожено около 20 аэропланов, что является хорошим показателем их эффективности.
«Пом-помы» имели скорострельность около четырех выстрелов в секунду и дальность 3000 ярдов, так что это было серьезное оружие для борьбы с «этажерками» на малых высотах. Повоевали эти БА и в России, по крайней мере один такой БА с вышеназванным дивизионом у нас был точно. А вот БА «Волсли», отличавшиеся цепным приводом, в Россию были поставлены в количестве 16 машин.

Фирма, выпускавшая «лучшие автомобили в мире», тоже приняла участие в «моторизации войны». Свои БА она производила по заказу Королевской морской воздушной службы (РНК) и сразу же отправляла их во Францию. Выпускались они на шасси авто «Серебряный призрак», поставленного в серию в 1908 году. Двигатель шестицилиндровый, мощностью 40/50 л.с. Коробка переключения передач — четырехступенчатая.


БА «Роллс-Ройс» обр. 1920 MkI, окрашенный в цвет «deep bronze green» — «темно-зеленый бронзовый»


Первые три машины были готовы 3 декабря 1914 года, после чего было выпущено еще двенадцать. К концу января было подготовлено достаточное количество новых БА и их начали отправлять во Францию (и позднее в Египет), а также в немецкую Юго-Западную Африку, где тоже шли ожесточенные бои!

В Африке эти броневики заслужили похвалу за свою механическую надежность («Автомобили «Роллс-Ройс» никогда не ломаются» — рекламный слоган фирмы), хотя покрышки, заполненные губчатой резиной, и приходилось часто менять.

Два «Роллс-Ройса» попали в Россию и находились у нас до революции 1917 года; причем англичане утверждали, что одна из этих машин проехала 53 000 миль по ужасным дорогам или вообще без дорог, после чего ей потребовался только мелкий ремонт.

Некоторые машины подвергались переделкам непосредственно в полевых условиях. Так, бронеавтомобили Лоуренса Аравийского имели двойные колеса и спереди, и сзади, так как действовали в пересеченной пустынной местности. На них также снималась броня с крыши башни. Но спицованные колеса на них заменили дисковыми только после войны! Интересно, что некоторые автомобили RAF британских ВВС в несколько модернизированном виде применялись еще в 1941 году!


БА «Сибрук»


После успешного опыта применения пулеметных БА офицерами Королевской морской воздушной службы (РНК) был разработан тяжелый бронеавтомобиль на шасси 5-тонного грузовика «Сибрук» с четырехцилиндровым двигателем, на который должна была устанавливаться 3-фунтовая полуавтоматическая пушка фирмы «Виккерс». Автомобили этого типа тоже поставлялись из США, а поступили на службу уже 5 февраля 1915 года. 3-фунтовые пушки на них были смонтированы на тумбе в кузове немного спереди задней оси. Орудие имело круговой обстрел и щиток для защиты от пуль и осколков. Также на нем имелись четыре крепления для пулеметов «Виккерс-Максим», расположенных по углам открытого кузова. Броня имела толщину 8 мм.

Планировалось, что они будут поддерживать огнем более легкие БА «Ланчестер» и «Роллс-Ройс», но только ничего из этого не получилось, так как из-за своего большого веса они обладали никудышной проходимостью. В песках пустыни они легко вязли по самые оси, и вытащить их не было никакой возможности.


«Пирс-Эрроу» в зелено-сером пятнистом камуфляже


Интересна цветовая гамма британских БА, участвовавших в Первой мировой войне. Обычно те, что использовались в Соединенном Королевстве, были зеленого цвета. Зеленый цвет вместе с коричневыми пятнами и темно-серый (или вариации этих цветов) использовались во время войны на европейском ТВД; «песочный» или бледно-голубо-серый применялись для пустынного камуфляжа. Но применялся и очень яркий, «ослепляющий» камуфляж из пятен желтой охры красно-коричневого, синего(!) и темно-зеленого цветов. Шины имели светло-серый цвет — цвет натурального каучука. Опознавательными знаками являлись большие бело-красные кокарды, изображавшиеся на капоте и башнях.


Британский «Остин» с характерными двухцветными кокардами
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    10 апреля 2015 08:05
    Еще раз поблагодарю за исторический экскурс в мир бронетехники. hi good
    ))) англичанский Остин в 1ой МВ нам боком вылез-пришлось добронировать.
    1. +1
      10 апреля 2015 10:30
      пришлось то пришлось.но потом оказалось.что рама слабая да и проходимость с надежностью упала...(любая боевя машин -компромис...)
  2. 0
    10 апреля 2015 09:28
    Отличные фото - отличный обзор.
  3. 0
    10 апреля 2015 13:53
    Спасибо за статью очень познавательно, и фотографии отличные. И снова повторюсь жаль что так мало читателей.
  4. -2
    10 апреля 2015 13:56
    Перестаньте называть Первую мировую "великой"! Не принижайте, вслед за нашими врагами, значение Великой Отечественной войны !!
    И вообще, Первая пировая была великой только до тех пор, пока не случиласьВторая мировая
    1. 0
      10 апреля 2015 16:25
      Из за этого минус статье? fool
    2. +1
      10 апреля 2015 17:18
      Первую мировую так называли те, кто в ней участвовал. Это историческое ее название тех лет.
  5. -1
    10 апреля 2015 16:15
    Из истории бронетанковой техники мы узнаем, что Англия является родиной не только танка, но и бронеавтомобиля!
    Сколько восторга,а часом не speak English?
    И до них изобретали
    «Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств
    Было и позже,неизвестно кто лучший
    танк Пороховщикова на испытаниях.
    А ещё и Леонардо да Винчи построить хотел
    1. +4
      10 апреля 2015 17:24
      Денис, здесь уже обо всем этом писалось, все это обсуждалось много раз. Жаль, что Вы только сейчас зашли на этот сайт, а не заходите на него регулярно. Патриотизм вещь хорошая, а вот ура-патриотизм - глупая. Пока же, кратко, стоит заметить, что "Танк Пороховщикова" это не танк, а "Танк Менделеева" так и вовсе нонсенс. Это доказано! Старые книги с черно-белыми картинками, конечно, читать приятно, но Россия не нуждается в "приписках" того, чего нет.
      1. 0
        11 апреля 2015 11:30
        Цитата: kalibr
        Патриотизм вещь хорошая, а вот ура-патриотизм - глупая.

        Дело не в этом,задела фраза:
        Из истории бронетанковой техники мы узнаем, что Англия является родиной не только танка, но и бронеавтомобиля!
        точнее щенячий восторг,не стоит всем становиться прадюками,есть такое которое аж кончает когда рассказывает о неуспехах страны его вырастившей
        Цитата: kalibr
        "Танк Пороховщикова" это не танк
        Да,танкетка
        1. 0
          11 апреля 2015 19:56
          Карамзин писал, что о делах составивших славу государства твоего нужно писать с гордостью, а несчастьях с горечью, но правду. Еще раз посмотрите, что здесь уже было опубликовано о том же "Танке Пороховщикова". Это и не танкетка, это просто примитивная машина повышенной проходимости. А "Менделеев" - нереализуемый проект. Таких проектов были десятки и это ни о чем не говорит. Значение имеет лишь то, что было в металле и то, что было в металле и имело значение. И Англия действительно является родиной БА, потому,что он там был построен. Где тут щенячий восторг и неуспех нашей страны? Нам что надо быть первыми во всем? Зачем?
          1. 0
            15 апреля 2015 18:35
            Цитата: kalibr
            о том же "Танке Пороховщикова". Это и не танкетка, это просто примитивная машина повышенной проходимости.

            А мне кажется классическая компоновка,только гусеница сплошная
            Хотя основоположником компоновки считают Рено-17
            Были и экзотические как танк Лебеденко,не без этого
            Значение имеет лишь то, что было в металле и то, что было в металле и имело значение
            А его и в металле воплощали
            1. 0
              17 апреля 2015 07:10
              Денис! Специально для Вас. Танк Пороховщикова не танк. Холщевая гусеница, отсутствие брони и вооружения. Я Вам посоветовал читать материалы здесь? Там подробнее. Башню ему потом нарисовали! Брони не было! Вести танк и стрелять одновременно невозможно. Доказано. Танк Лебеденко,да, в металле по дурости воплотили. Но далеко ли он уехал?
              А если бы англичане построили "крейсер Хетерингтона"? "Быть в металле" нужно массово, тысячными тиражами, а не отдельными экземплярами.
              1. 0
                17 апреля 2015 10:48
                Цитата: kalibr
                Танк Пороховщикова не танк. Холщевая гусеница, отсутствие брони и вооружения.

                Ну и чем не прототип? Как с радио,кто его изобрёл? В каждой стране скажут по-разному.Марконни,Попов,Тесла?
                Я Вам посоветовал читать материалы здесь? Там подробнее.
                Бесспорно,сайт мной уважаемый,но разве истина в последней инстанции бывает?
                А другие источники забыть?
  6. 0
    14 апреля 2015 16:43
    Так вот что на Украину мелкобританцы поставили!