Британские субмарины в водах Заполярья

Британские субмарины в водах Заполярья


…К началу августа 1941 года немецкое наступление в Заполярье полностью захлебнулось. Ценой своих жизней советские солдаты и моряки стабилизировали фронт в районе р. Западная Лица, отразив два вражеских наступления на Мурманск. Для возобновления наступления на незамерзающий порт немцы стали срочно подтягивать на Север свежие резервы. Главной ударной силой в предстоящей операции должна была стать элитная 6-я горнострелковая дивизия, укомплектованная уроженцами горных районов Баварии и австрийских Альп.


К началу войны дивизия дислоцировалась на о. Крит в Средиземном море. Теперь главной задачей стала переброска её частей в Норвегию. Утром 30-го августа 1941 года из норвежского Тромсё к месту боевых действий (Киркенес) вышел конвой в составе транспортов “Байа Лаура” и “Донау II”, битком набитыми фашистской нечистью. Во избежание каких-либо неприятностей в пути к двум транспортам был приставлен мощный эскорт в составе эскадренных миноносцев “Ганс Лоди” и “Карл Гальстер”, сторожевых кораблей “Гёте” и “Франкен”, охотника за подводными лодками UJ-1708. На курсовых углах находилась еще пара охотников, UJ-1706 и UJ-1706, расчищавших путь основным силам конвоя. С воздуха караван прикрывали патрульные противолодочные самолеты He.115.

…Зольдаты угрюмо взирали на проплывающие мимо скалы Нарвика, еще не догадываясь, что им наперерез движется “терминатор”.

Беспощадный киллер типа “Т” отказался от использования различных хитроумных способов и снайперских выстрелов с большой дистанции. У командора Слейдена оставалась всего пара торпед, и ход последней атаки был известен заранее. Словно супергерой из одноименного боевика, подводный “терминатор” сблизился с целью, идентифицировал её и открыл огонь в упор.

Промахнуться с 700 метров было невозможно. Два выстрела, два взрыва. 1600 барахтающихся в воде храбрых немецких зольдат.



Атакованный “Донау II” (2931 брт) уже через пять минут скрылся под водой. Второй, более крупный пароход “Байа Лаура” (8561 брт) продержался на поверхности 3,5 часа, пока не был добит немецкими сторожевыми кораблями. В результате мощного кораблекрушения немцы потеряли погибшими и пропавшими без вести 342 горных стрелка (по другим данным — 700). После незабываемого купания в ледяном море, потери всего оружия и снаряжения (вместе с транспортами на дно ушел весь автотранспорт и почти 200 лошадей), оставшиеся в живых солдаты также утратили всякую боеспособность. Фашистская группировка в заполярье осталась без обещанного подкрепления.

Стоит заметить, что и следующий конвой с частями 6-й дивизии, проведенный по тому же маршруту 6 сентября, также не достиг цели. Корабли нарвались на британские крейсеры “Нигерия” и “Аврора”. И хотя транспортам с войсками удалось укрыться в фьорде, гибель минного заградителя (учебного крейсера) “Бремзе”, сопряженная с угрозой потери всего конвоя, заставила адмирала Редера подписать 15 сентября приказ о полном прекращении морских перевозок л/с Вермахта и СС вдоль норвежского побережья. Оставшиеся части побитой 6-й дивизии были вынуждены добираться до Кольского полуострова через Финляндию, в результате их передислокация с трудом завершилась лишь к наступлению холодов. Угроза третьего, решительного, наступления на Мурманск была ликвидирована.

А что же было дальше с “терминатором”?

Понимая, что это конец, командующий силами эскорта капитан цур зее Шульце-Хинрихс отдал приказ во что бы то ни стало отомстить проклятой субмарине. В течение последующих двух часов после торпедирования “Байи Лауры” и “Донау II” немцы утюжили морские глубины, сбросив на лодку 56 глубинных бомб. Несмотря на погром в отсеках, летящие осколки плафонов и сорванные со своих мест предметы, корабль Его Величества “Трайдент” все же уполз от противника, двигаясь на глубине 75 метров хитрым зигзагом в сторону берега.

Спустя четверо суток “Трайдент” (англ. “трезубец”) вернулся в Полярный, огласив залив протяжным воем сирен — традиционный сигнал о потоплении кораблей противника. Пополнив боекомплект, британская подлодка на пару со своей коллегой “Тайгрис” вновь помчалась вдоль норвежского берега, атакуя всех на своем пути.


Командир подллодки "Трайдент", коммандер Слейден в Заполярье


Британские лодки типа “Т” действовали в Заполярье до поздней осени 1941 г., после чего их сменили две подлодки типа “S” (“Силайон” и “Сивулф”). В результате за три боевых похода “Трайденту” удалось отправить на дно три германских транспорта и пару охотников (UJ-1201 и UJ-1213). Еще один атакованный пароход, “Леванте”, несмотря на полученные повреждения, сумел дотянуть до берега.

Коллеги “Трайдента” оказались менее удачливы: за три боевых похода “Тайгрису” удалось потопить всего два транспорта. “Силайон” также записал на свой счет два трофея (норвежский пароход “Исланд” и танкер “Веско” с грузом авиабензина для люфтваффе). “Сивулф” стал единственной из британских лодок, кому не удалось потопить ни одного корабля. По оной из флотских легенд, несчастливая лодка едва не погибла, когда выпущенная торпеда срикошетила о льдину и едва не попадала в сам “Сивулф”.

В целом субмарины Королевского флота продемонстрировали высокую эффективность и результативность атак. За 10 боевых походов в экстремальных условиях Крайнего Севера, в 25 торпедных атаках, ими было уничтожено 7 транспортов общим водоизмещением 17 888 брт и два боевых корабля. В три раза больше, чем суммарный успех всех подлодок СФ за тот же период времени.

23 января 1942 года “Трайдент” выследил еще одного фашистского мерзавца — тяжелый крейсер “Принц Ойген”. Торпедный залп оторвал крейсеру корму, выведя гордость Кригсмарине из строя на весь следующий год.



В мае 1942 г. лодку перенаправили к Исландии с целью прикрытия транспортов из состава формируемых арктических конвоев. В том же месяце “Трайдент” еще раз посетил Полярный, в составе сил охранения конвоя PQ-16. Очередной рейд к норвежским фьордам окончился безрезультатно, и лодка, проведя на советской базе еще одну неделю, отбыла к берегам метрополии. Оттуда она совершила еще один, 29-й по счету, рейд в Норвежское море (и на этот раз безрезультатно), после чего была перенаправлена к новому месту службы, в Гибралтар.

За последующие годы “Трайдент” сменил немало мест базирования (Алжир, Мальта, Ливан, о. Цейлон, Индонезия), но так и не смог более побить свои рекорды. Слава легендарного “Трезубца” навсегда осталась в полярных морях.

Интересно, что всего за год до описанных в начале статьи событий, “Трайдент” приходил в эти суровые края с задачей действовать против советского флота! В марте 1940 г. HMS Trident должна была прикрывать высадку британских войск в Норвегии с целью оказания помощи Финляндии в войне с СССР. Однако, всего через день после выхода “Трайлента” в море, 13 марта 1940 г., был заключен советско-финский мирный договор, и “Трайлент” был вынужден повернуть назад.

Другая загадочная история связана с необычно высокой эффективностью HMS Traident во время её службы в составе Северного флота. Ведь лодка и её экипаж были уже далеко не новички: к моменту прибытия в Заполярье, “Трайдент” совершил уже 18 боевых походов, однако, большая их часть окончились безрезультатно. А подавляющая часть выпущенных торпед прошли мимо целей. Согласно английским инструкциям, от командиров подлодок не требовалось “бросаться” на каждый встречный транспорт. Было рекомендовано проявлять осторожность и трезво оценивать ситуацию. Намеренное уклонение от атаки не могло грозить трибуналом.

Возможно, именно желание “не ударить в грязь лицом” перед советскими моряками, подстегнуло коммандера Слейдена к дерзким проявлениям инициативы, что в конечном итоге, сделало HMS Trident стала самой результативной из всех подлодок, действовавших в составе Северного флота.

Впрочем, по воспоминаниям командующего Северным флотом, сам коммандер Слейден показал себя отнюдь не идиотом. Перед первым выходом на позицию, англичанин потребовал предоставить полные данные о гидрологии, системе ПЛО и маршрутах движения транспортов противника, расположении объектов на побережье, но окончательно сразил наших моряков просьбой о проведении учебных торпедных стрельб за 3 дня до выхода в боевой поход.

Для чего экипажу лодки, уже год непрерывно воюющей на море, понадобилось проводить такие “учения”?

Всего в годы войны подводная лодка “Трайдент” выполнила 36 боевых походов. В торпедных атаках было выпущено 123 торпеды, из которых в цели попали 15 (достигнуто 18% попаданий). За всё время боевой службы “Трайдент” потопила и повредила 22 цели, в т.ч. тяжёлый крейсер полным в/и 19 тыс. тонн, подводная лодка U-31, 3 охотника за подводными лодками, десантный катер и 14 транспортов общим тоннажом 52 455 брт. Суммарный тоннаж поражённых целей составил свыше 70 тыс. тонн.

Это был достойный результат.


Экипаж подлодки "Трайдент", 1945 г.


Технический аспект

Прибывшие в Полярный британские субмарины вызвали немалый интерес среди командования Северного флота. Из советских подлодок с ними могли сравниться только крейсерские “Катюши” пр. XIV (1500/2117 тонн против 1090/1575 тонн у британских “терминаторов”). Наши лодки абсолютно превосходили “Трайдент” по скорости в надводном положении (22 уз. против 15 уз.) и мощи артиллерийского вооружения (2x100 мм и 2х45 мм зенитных полуавтомата против всего одной британской “четырехдюймовки”).

“Англичанка” удивляла своим торпедным вооружением: десять (!) торпедных аппаратов для стрельбы прямо по курсу (шесть из них располагались в прочном корпусе и имели шесть запасных торпед, еще четыре ТА находились в проницаемой надстройке). В результате, британские “терминаторы” обладали чудовищной огневой мощью, не достижимой для всех их ровесников. Выпущенные широким “веером”, 10 торпед не оставляли бы шансов вражескому конвою. Впрочем, в реальных условиях, британским подводникам крайне редко удавалось воспользоваться своим преимуществом. Сказывалась трудность удержания лодки на заданной глубине, чей нос внезапно “легчал” на пару десятков тонн, а также соображения, связанные с экономией торпед.



Ввиду досадной ошибки экипажа “Трайденту” так и не удалось дать 7-торпедный залп по немецкому крейсеру “Принц Ойген” (к цели смогли уйти только три). Единственным ярким эпизодом со стрельбой полным боекомплектом стало потопление японского крейсера “Асигара” в конце войны. Подлодка “Тренчант” выпустила в одном залпе 8 торпед, из которых пять попали в цель.

Советская “Катюша” также несла 10 торпедных аппаратов (с боезапасом 24 торпеды), но их количество отчасти нивелировалось тем обстоятельством, что из десяти ТА четыре предназначались для стрельбы на кормовых углах.

Советским подводникам понравились британские торпеды Mk.VIII: несмотря на схожую скорость хода, режимы стрельбы и дальность пуска, в зарубежных торпедах использовалась парогазовая смесь, обогащенная кислородом. Это давало меньшую следность и затрудняло обнаружение лодки противником в момент атаки.

И, конечно же, главное — “АСДИК”. Примитивный, по сегодняшним меркам, гидролокатор, способный засекать крупные объекты в надводном и подводном положении, даже если те двигались малым ходом в толще воды и не засекались обычными шумопеленгаторами.

Наша лодка больше отвечала идее универсального подводного крейсера с ярко выраженными эскадренными чертами, в то время как союзники сосредоточили усилия своих конструкторов на создании мощной торпедной субмарины, ориентированной на действия из подводного положения. Причем эти усилия не ограничивались чисто на отработке конструкции лодок, но включали в себя разработку целого комплекса современных средств обнаружения, связи и управления оружием, что на наших кораблях практически отсутствовало.

— М. Морозов, “Британские субмарины в водах советского Заполярья”.
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти