PR тотальных войн (часть первая)

6
Дважды два — четыре! Не так ли? Но только до тех пор, пока вы не попали в комнату 101, о чем написано в романе Джорджа Оруэлла «1984». Или до тех пор, пока за дело не взялся толковый пиармен. После него может быть и 2, и 3, и 5. Причем без какого бы то ни было мучительства в духе Оруэлла!

Там, где есть люди, есть и общение, а где общение — там и желание одних доминировать над другими. Можно силой, а можно и так — умело управляя потоками информации. Причем запомните: неправду говорят те, кто утверждает, что специалисты «паблик рилейшнз» кого-то обманывают. Обманывают «троечники» и дилетанты. Профессионалы и мастера своего дела никогда не врут. Это их главная заповедь, да это им и не нужно. Если все сделать правильно, то люди обманут сами себя!



Известно, например, что английская пехота (равно как и древние спартанцы) отличалась большой стойкостью в бою, а атаку японских «красных дьяволов» клана Ии было очень трудно отразить. Почему? Да потому что все они были одеты в красное, и крови от ран на них видно не было! А вот австрийцы в белых мундирах проигрывали битву за битвой, и то, что этот цвет влиял на успех в бою, несомненно.

PR тотальных войн (часть первая)
Продажа облигаций выигрышного военного займа. Австралия, 1916 год



Та же акция. Австралия, город Армидейл, приблизительно апрель 1918 года


Ну, а в годы тотальных войн 1914-1918 и 1939-1945 гг. роль PR возросла колоссально. Массы танков на парадах и сильно загорелые юноши и девушки демонстрировали отличные образчики военной техники и человеческой породы, кино продвигало идею того, с какими криками следует умирать в бою, а журналисты тут же умело поливали противную сторону грязью.


На этом плакате изображен британский военный министр лорд Китченер. Плакат появился 5 сентября 1914 года на обложке лондонского журнала. Один из самых результативных плакатов Первой мировой войны



Как видите, мотив и компоновка этих плакатов очень похожи


Удачные образы плакатов тиражировались миллионами экземпляров, и соответственно приспосабливались к аудитории. Все знают плакат «Ты записался добровольцем?» А откуда родом идея? Из США! В 1876 году там появился плакат, с которого американский кавалерист тыкал пальцем в прохожих: «Want you in cavalry!» Затем появились плакаты с «дядей Сэмом», лордом Китченером и… красноармейцем в красном с головы до ног. А вот белые сделали плохой плакат. Хиленький солдатик тычет пальцем и спрашивает: «Отчего вы не армии?» Вот они и проиграли красным! Понятно, что не только из-за плаката, но и из-за него тоже!


Плакат «Отчего вы не в армии?» был явно неудачен. Да еще и один в один скопирован с итальянского!


В Англии армия вначале и вовсе была добровольческая. И вот уже готов плакат «Папа, а что ты делал во время Великой войны?» Ах, у многих британцев имперское мышление? Сыграем и на этом: «Империи нужны мужчины. Все заморские владения откликнулись на зов. Вместе с молодыми львами старый лев принимает вызов своих врагов. Записывайся в армию прямо сейчас». Люди — «животные общественные». Как все, так и я...


Плакат, на котором изображен львиный прайд, очень сильно давит на подсознание



А вот прямо-таки душераздирающий плакат, хотя и очень простой: «Женщины Британии говорят: "Иди!"». Тут надо очень хорошо знать психологию нации, чтобы создать что-то такое, что работает!



А вот и тот самый плакат: "Папа, а что ты делал во время Великой войны?"


Но самым важным делом была информация. В годы Первой мировой войны в США, помимо газет и журналов, действовал «Комитет Крила». В нем работали добровольцы — «люди на четыре минуты», которые должны были в школах, церквях, клубах и даже на вокзалах проводить четырехминутные политинформации. Главная задача — заставить людей покупать акции «Займа во имя свободы». Ну, а эффективность этой работы была такова: на 1 мая 1917 года в США было около 350 тыс. владельцев ценных бумаг, через полгода после двух PR-компаний владельцами «Облигаций свободы» стало 10 млн. американцев. А ведь это была демократическая страна. Тут к участию в займах нельзя было привлекать людей «добровольно-принудительно», их нужно было уговаривать! Перед войной членами общества Красного креста были 486 194 человека. В сентябре 1918 года — уже 20 млн., собравших 400 млн. долларов членских взносов. Чтобы люди покупали облигации, в Австралии на улицах городов в качестве трибун использовались фанерные танки, в послевоенной Англии устраивались катания на танках, а в США на выставках демонстрировались танки и самолеты из сигар.


Макет французского танка «Сен-Шамон», сделанного в США в целях рекламы Красного креста. Хочется заметить, что американская поделка выглядит даже более эффектно, нежели настоящий танк. Особенно впечатляют две дополнительные башенки с пулеметами на крыше



«Мы можем сделать это». Плакат Джея Говарда 1941 года, известный под названием «Клепальщица Рози». Изображена реальная девушка Джеральдина Дойл, проработавшая на заводе всего 2 недели. Сама она узнала о том, что попала на плакат случайно, лишь в 1984 году, когда прочитала о нем и его истории в журнале.


Следует помнить, что ни одна PR-акция не проводится без предварительного исследования. Это аксиома! И вот Гитлер, прежде чем начать войну, тоже решил узнать настроения в обществе потенциальных жертв и отправил под видом «жертв нацизма» нескольких профессоров-социологов во Францию, Англию и США. Из Франции ему сообщили, что страна, несмотря на «Линию Мажино», будет легко разгромлена. В стране царит дух пацифизма, быть офицером не модно, а на солдат вообще смотрят как на подонков или лузеров. Из Англии передали, что начинать войну с англичанами опасно. Они любят свой остров, знают наизусть Киплинга и будут решительно защищать свою страну. Про американцев, напутствуя ученого, Гитлер сказал, что они заражены духом наживы, помешались на автомобилях и холодильниках, и… это надо просто подтвердить! Но социолог, объехав всю Америку, пришел к другому выводу и передал фюреру, что американцы полны энтузиазма, что дух пионеров не умер и что они ко всему подходят научно, начиная от войны и кончая футболом. Им можно наносить поражения, но не победить!

Очевидно, что Гитлер не воспринял его слова всерьез, а в отношении СССР и вовсе высказался, что это «колосс на глиняных ногах». Так он подписал себе смертный приговор, а слушался бы ученых, не начал бы войну — сейчас стоял бы в одном ряду с Бисмарком!

У нас принято говорить о Геббельсе как о гении пропаганды. Но пиарщик он был посредственный, я бы ему больше тройки ни за что не поставил! Например, желая ослабить боевой дух англичан, он начал сбрасывать на Англию листовки с фотографиями членов королевской семьи, катающихся на лошадях по Гайд-парку. Вот, мол, война, а ваши плутократы развлекаются! Не знал, глупый, что это только укрепило уверенность их в победе, потому что англичане уверены в том, что пока король и королева с ними, все будет в полном порядке!

Тогда Геббельс эти же фото начал использовать у себя в Германии. Мол, вот они какие… плутократы! И опять попал впросак! Немцы посчитали, что, несмотря на войну, англичане живут легко и беззаботно! Чтобы как-то исправиться, Геббельс начал помещать на уличные листовки фото германских фюреров в домашней обстановке. Себя, любимого, за чаем с семьей, Геринга в своем охотничьем замке… Они, мол, тоже живут не хуже англичан. И… новый облом! Простые немцы увидели, как живут «слуги народа» (а именно так себя позиционировали гитлеровские бонзы!), и возмутились тем, что «слуги» живут лучше «господ». Гестапо сообщало, что люди «говорят». Так что пришлось Геббельса вразумлять самому Гитлеру.

PR — штука опасная, как опасная бритва. Не умеешь ею бриться — лучше не бери! Например, когда немцы организовали массовый завоз русских девушек-рабочих в Германию, то включили в медицинское освидетельствование проверку на девственность. Казалось бы, что такого? А оно показало, что… девственниц среди советских девушек более 90%, и это при том, что геббельсовская пропаганда твердила, что у нас в стране аморализм возведен в культ, девушки и женщины национализированы и т.д. И вдруг оказалось, что они целомудренны, религиозны (даже комсомолки!), знают Шиллера и Гёте, умеют шить, вязать и очень-очень чистоплотны! Для многих немцев это был просто культурный шок, а культурный шок — это самая страшная вещь для любой цивилизации. Разбила немцев, конечно, наша армия, но все эти проколы, можно сказать, ей очень даже помогли.

Напрасно немцы печатали для американцев листовки, изображающие президента Рузвельта, разбрасывающего их, словно колосья по сухой земле. «Я за него голосовал!» — говорил американец и не верил немецкой листовке.

Не верил и англичанин немецкой листовке, убеждавшей его, что пришедшие в Англию американские солдаты спят с английскими женщинами. Во-первых, они жили в лагерях бок о бок, и все было у них на виду. А во-вторых, «конечно, спят, но только с другими женщинами, а не с моей женой!»

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 апреля 2015 07:17
    Очень интересная статья! Пропаганда - тоже оружие, мы это видим каждый день в западных сми, порой такую подлость пишут!
  2. +3
    16 апреля 2015 08:08
    Интересно конечно ,но за год УКРОБЕЗУМИЯ уже такого насмотрелся,начитался и наслушался ,что эта информация просто семечки...Одно упоминание после 2 мая в Одессе-смерть фашистам породила из руины фейкометные изречения (пулер,рашисты и т.п).Постоянное называние русских-путиноидами, после избрания президентом руины Порошенко-резко изменилось на лилипутин и другие названия не связанные с фамилией.Однако своего президента,которого их терминологии нужно было назвать "парашей" и соответственно его поданных "парашниками" видоизменился в хорошенко и порох.....и так можно до безконечности. И специалисты кривых зеркал сильно обмельчали умом и сообразительностью.....
  3. 0
    16 апреля 2015 09:19
    Теперь понятно почему англичане периоделись в грязнокоричневый цвет...для незаметности.
  4. 0
    16 апреля 2015 11:41
    Очень интересная статья!
    В своё время сталкивался с разговорником на дари, для наших солдат в Афганистане.
    Поразила чушь про апрельскую революцию и прочий пропагандистский бред.
    Прожив в Средней Азии достаточно долго, я понимал, что - это не те фразы, которые были нужны!
    Так, что очень интересен опыт "партнёров"
  5. 0
    16 апреля 2015 16:11
    Например, желая ослабить боевой дух англичан, он начал сбрасывать на Англию листовки с фотографиями членов королевской семьи, катающихся на лошадях по Гайд-парку. Вот, мол, война, а ваши плутократы развлекаются! Не знал, глупый, что это только укрепило уверенность их в победе, потому что англичане уверены в том, что пока король и королева с ними, все будет в полном порядке!

    Более того, Геббельс этими листовками подтвердил, что королевская семья стойко переносит вся тяготы и лишения, находясь в страдающем от авианалётов Лондоне.

    Это всё равно что в середине октября 1941 разбрасывать под Москвой листовки с фотографиями Сталина, гуляющего по Кремлю. smile
    1. 0
      19 апреля 2015 22:41
      Да, я тоже так думаю...
  6. +1
    17 апреля 2015 16:02
    Самое важное- это борьба за умы. Оружие в ней тоже модифицируется от листовок до прямых телеэфиров и роликов социальной рекламы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»