Military Review

Anti-personnel mine Schützendosenmine (Germany)

5
Anti-personnel mine Schützendosenmine (Germany)By the end of 1944, no one had any doubt that the defeat of Nazi Germany was a matter of time. The troops of the anti-Hitler coalition countries won over the city outside the city, causing serious damage to the enemy. Given the ever-worsening situation, the German command and industry had to look for new ways to supply the troops with the necessary weapons and technology, as well as form new structures.

In the last months of 44, the German command created the organization “Werewolf”, whose task was to be sabotage in the rear of the advancing troops. To conduct a guerrilla war, this organization required the appropriate weapons. At the beginning of 1945, the German industry created a new anti-personnel mine, which was supposed to be issued to the werewolf fighters. When developing a new ammunition, gunsmiths had to take into account the fact that fighters without special training would use it. In addition, the state of the industry placed special demands on the materials used.

The special "partisan" mine was not widely spread, which affected its fame. Among other things, this led to the existence of several designations. Ming for the organization “Werewolf” in various sources appears under the names Schützendosenmine (Schü.Do.Mi.), Schützendosenmine-Gross or Schü.Do.Mi. (g.) and Sabotagemine 70. According to some information, the mine had a “nickname” Salben-Busche (“bank of shoe polish”), but the existence of such a name gives rise to certain doubts due to the small spread of the mine.

All details of Schü.Do.Mi mines. assembled in a small case made of aluminum or bakelite. According to some information, the hull material was reflected in the designation of mines. Thus, aluminum products were designated as Schützendosenmine Aluminum or Schü.Do.Mi. (Al.), And Bakelite were called Schützendosenmine Kunststoff or Schü.Do.Mi. (Kunst.).

The corps of the "partisan" mines Schü.Do.Mi. consisted of two elements: the main jar and cap, worn on it. The main body of the case had a cylindrical shape and was made by casting (bakelite) or by stamping (aluminum). In the central part of the bottom of the can was provided with a hollow tube with a thread at the bottom. Inside this tube there was a fuse and a cap.

It was proposed to put a round lid with a curved upper part on top of the case. There was a wide side on the side of the lid. In the center of the lid, on its inner surface, there was a cylindrical protrusion for interaction with elements of the fuse.

Mina Schü.Do.Mi. had a diameter of about 7-7,5 cm and a height of no more than 4,5 cm. The total weight of the product was 110 g and was slightly different for products with shells made of different materials.

Mina consists of:
1.Case made of bakelite (Russian name phenoplast) or aluminum, which is a cylindrical jar, in the bottom of which there is a sleeve open at both ends. In its lower part, this sleeve has a thread.
2. Pressing the lid of bakelite or aluminum, repeating the shape of the case, nor having a slightly larger diameter, which allows you to put it on the case. From the bottom surface the lid has a short cylinder designed to prevent displacement towards the pressure spring.
3. The explosive charge in the form of figured pieces of extruded pentrite.
4. A steel impact hammer shaped like a cylinder closed from the bottom. At the bottom of the drummer has a percussive needle, and in the side surface through the horizontal drilling for shear combat checks.
5. Pressure spring.
6. Combat check, which is a piece of copper wire, bent at both ends. Cutting force checks 15 kg.
7. Steady wooden washer with through horizontal drilling. This washer is inserted inside the firing pin and is intended to abut the lower end of the spring and to separate the warfare checks from the spring.
8.Metal bushing drummer with through horizontal drilling in its upper part. It is worn on the sleeve of the case and is designed to accommodate and hold the drummer.
9. Threaded metal tube with slotted bottom.
10. Fuse, which is a closed aluminum cylinder that combines primer-igniter and detonator.
11. Adhesive connecting tape.


Inside the central tube of the housing were all the details of the fuse. For some reasons, first of all, the requirements for low cost and ease of production, it was decided not to use the fuses of existing models. Therefore, mine Schü.Do.Mi. received an original design fuse that has little to do with other products of this class. During the assembly of mines in the upper part of the hull tube was placed drummer, made in the form of a metal can without a lid with a needle on the bottom. A copper combat check was inserted into the side opening of the firing pin, resting on the upper section of the body tube. Inside a cylindrical drummer installed a small wooden tube, on top of which was placed a spring. At the bottom of the tube should be located primer, held in place by a stopper, screwed into the bottom hole.

The main charge of the ammunition was located around the hull tube. Due to the lack of a sufficient number of other resources, German gunsmiths had to load Schü.Do.Mi mine. pentrite. 70 g of this explosive were pressed into a cylindrical piece with a through hole in the center. When assembling, the checker was put on the casing tube and held in place only by friction.

At the factory, the charge of pentrite and elements of the fuze: drummer, check and spring were placed in the body of the future mine. In addition, a cork was screwed into the bottom opening of the body tube. The cover in place was fixed with adhesive tape on a paper or fabric base. In this form, mine Schü.Do.Mi. could be transported to the installation site. Since the mine was not equipped with any safety elements, the detonator had to be installed immediately before laying. No anti-recovery remedies were foreseen.

When preparing the mine for installation, it was necessary to unscrew the bottom plug, check the position of the impactor, and place the capsule inside the tube. Then the cork returned to the site and the mine was ready for installation. An interesting fact is that the slot in the traffic jam, with the help of which it was proposed to unscrew it from the case and put it back, had dimensions corresponding to the 50-pfennigovoy coin. Such a “tool” was supposed to be used when installing mines. The use of a screwdriver was not permitted.

As an anti-personnel mine push action, product Schü.Do.Mi. could be used for mining various roads and objects. It was assumed that these munitions will be used both to defeat manpower and to damage various enemy vehicles. Exact information about the mass use of such weapons is not available. Some sources mention that the Luftwaffe fighters mined some runways and taxiways before leaving, but the details are unknown.

The principle of the Schützendosenmine mine was fairly simple, but of particular interest. In other anti-personnel munitions, ready-made fuses of a mechanical or chemical type, made as a separate part, were used. Schü.Do.Mi, in turn, received “integrated mechanisms” with an unusual principle of operation.

Mina Schü.Do.Mi. should have been triggered when you press the cover with a force 15 kg. At weak pressing the cover fell and compressed a spring of the drummer. With increasing pressure force, the spring was compressed completely and pressed into the internal cavity of the hammer. In this case, the upper rim of the hammer rested against the inner surface of the lid. The lid, continuing to move down, worked directly on the drummer. With a pressure of 15 kg, the side part of the firing pin and the body tube should have cut the copper check. After that, the released drummer shifted down under the action of the spring and hit the primer. The latter caused the undermining of the main charge.

Anti-personnel mine Schü.Do.Mi. it was equipped with a pentritic sword weighing 70 g. The use of such an explosive had an impact on the characteristics of the ammunition. It is known that pentrite has a rather high sensitivity to shocks, which requires careful handling. At the same time, the pentrite has a TNT equivalent of 1,66. Thus, mine Schü.Do.Mi. It was rather difficult to handle, but it had the capacity at the level of heavier TNT or melinitovy ammunition.

70 grams of pentrite should have been enough to cause serious injury to a person stepping on a mine. A shock wave from the explosion of such a charge could tear a person's foot and cause other injuries. The possibility of hitting people who were close to stepping on a mine was almost completely excluded. When used against vehicles, only damage to the wheels with the destruction of the tire was ensured. Tracked vehicles mine Schü.Do.Mi. did not cause any noticeable harm. To increase the destructive ability and perform various combat missions, the mine could be used as a detonator for other more powerful explosive devices, including the simplest design, up to the usual box with explosives.

The design of the mine did not allow neutralization and subsequent removal from the installation site. Schü.Do.Mi products should be destroyed on the spot. Neutralization was hampered by the fact that to remove the detonator, it was necessary to carefully dig up the ammunition and turn it upside down. After that, it was possible to unscrew the cork and remove the cap. In addition, the design made it possible to cut the adhesive tape and remove the cover with the subsequent removal of internal parts. For a number of reasons, this process was extremely difficult, so the mine should be undermined, not even trying to neutralize.

It is known that the production of Schützendosenmine mines began only in the spring of 1945. Accurate information on the production of these weapons is not available. Probably, in just a few weeks, Germany did not have time to produce more than a few hundred or thousands of mines. In addition, a large number of such weapons before the end of the war became the trophy of the advancing Red Army. There is also no reliable data on the use of such mines. Some sources mention cases of the mining of aerodromes, but there is no exact information on this.

Anti-personnel mine Schü.Do.Mi. It was Germany’s last attempt to create a new engineering ammunition. Seeing the difficult situation on all fronts and realizing the nearness of the end of the war, the German specialists began to develop weapons intended for partisan formations. The intended scope of application and the most difficult situation with resources and industry have affected the design of the new weapon. Nevertheless, all the measures taken were useless. Germany failed to start producing new mines on time and to start their full use. Certain groups of the organization “Werewolf” continued their activities for several months after the end of the war, but information about their use of the Schü.Do.Mi mines. are missing. Thus, there is reason to believe that the project of a mine for partisan formations did not fulfill its task and turned out to be useless.


On the materials of the sites:
http://saper.etel.ru/
http://lexpev.nl/
http://deutschewaffe.narod.ru/
http://wehrmacht-awards.com/
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. igordok
    igordok April 14 2015 06: 43
    +2
    Thanks for the interesting series. It will still be? fellow
  2. Bug
    Bug April 14 2015 09: 00
    +1
    quite small .. looks like a puck ... but it's better than that monster with a mass of centuries 500 gr .... article +!
  3. Mad dok
    Mad dok April 14 2015 09: 04
    +4
    I read the author’s articles about mines and think: well, that’s all, this was probably the last. But no .. The Germans are still inventors .. And the author is a fat plus. I did not even suspect such a variety.
  4. Alex
    Alex April 14 2015 14: 19
    +3
    Cyril, as always short and interesting! But why was it allowed to use only a coin for installation? Why was the screwdriver bad?
  5. allim
    allim April 14 2015 15: 39
    0
    thanks for the article I would like to read about the so-called frog
  6. xomaNN
    xomaNN April 18 2015 19: 34
    0
    Interesting mine saga!

Противопехотная мина Schützendosenmine (Германия)

Противопехотная мина Schützendosenmine (Германия)К концу 1944 года ни у кого не оставалось сомнений, что поражение нацистской Германии является исключительно делом времени. Войска стран антигитлеровской коалиции отвоевывали город за городом, нанося противнику серьезный ущерб. С учетом постоянно ухудшающейся ситуации немецкому командованию и промышленности приходилось искать новые способы снабжения войск необходимым оружием и техникой, а также формировать новые структуры.

В последних месяцах 44-го немецкое командование создало организацию «Вервольф», задачей которой должны были стать диверсии в тылу наступающих войск. Для ведения партизанской войны этой организации требовалось соответствующее вооружение. В начале 1945 года немецкая промышленность создала новую противопехотную мину, которую предполагалось выдавать бойцам «Вервольфа». При разработке нового боеприпаса оружейникам пришлось учитывать тот факт, что использовать его будут бойцы без специальной подготовки. Кроме того, состояние промышленности предъявляло особые требования к используемым материалам.

Специальная «партизанская» мина не получила широкого распространения, что сказалось на ее известности. Среди прочего это привело к существованию нескольких обозначений. Мина для организации «Вервольф» в разных источниках фигурирует под названиями Schützendosenmine (Schü.Do.Mi.), Schützendosenmine-Gross или Schü.Do.Mi. (g.) и Sabotagemine 70. По некоторым данным, мина имела «прозвище» Salben-Busche («банка гуталина»), однако существование подобного названия вызывает определенные сомнения ввиду небольшого распространения мины.


Все детали мины Schü.Do.Mi. собирались в небольшом корпусе, изготовленном из алюминия или бакелита. По некоторым данным, материал корпуса отражался в обозначении мины. Так, алюминиевые изделия обозначались как Schützendosenmine Aluminium или Schü.Do.Mi. (Al.), а бакелитовые именовались Schützendosenmine Kunststoff или Schü.Do.Mi. (Kunst.).

Корпус «партизанской» мины Schü.Do.Mi. состоял из двух элементов: основной банки и крышки, надеваемой на нее. Основная банка корпуса имела цилиндрическую форму и изготавливалась литьем (бакелит) или штамповкой (алюминий). В центральной части дна банки предусматривалась полая трубка с резьбой в нижней части. Внутри этой трубки располагались взрыватель и капсюль.

Сверху на корпус предлагалось надевать круглую крышку с выгнутой верхней частью. Сбоку на крышке имелся широкий бортик. В центре крышки, на ее внутренней поверхности, имелся цилиндрический выступ для взаимодействия с элементами взрывателя.

Мина Schü.Do.Mi. имела диаметр около 7-7,5 см и высоту не более 4,5 см. Общий вес изделия составлял 110 г и немного отличался у изделий с корпусами из разных материалов.

Противопехотная мина Schützendosenmine (Германия)Мина состоит:
1.Корпус, изготавливаемый из бакелита (русское название фенопласт) или алюминия, и представляющий собой цилиндрической формы банку, в днище которой имеется втулка, открытая с обеих концов. В своей нижней части эта втулка имеет резьбу.
2.Нажиманя крышка из бакелита или алюминия, повторяющая по форме корпус, ни имеющая несколько больший диаметр, что позволяет надевать ее на корпус. С нижней поверхности крышка имеет короткий цилиндр, предназначенный для предотвращения смещения в сторону нажимной пружины.
3. Заряд взрывчатого вещества в виде фигурной шашки из прессованного пентрита.
4.Ударник из стали, имеющий форму закрытого снизу цилиндра. В нижней части ударник имеет ударную иглу, а в боковой поверхности сквозное горизонтальное сверление для срезной боевой чеки.
5.Нажимная пружина.
6.Боевая чека, представляющая собой отрезок медной проволоки, загнутый с обеих концов. Усилие срезания чеки 15 кг.
7.Упорная деревянная шайба со сквозным горизонтальным сверлением. Эта шайба вкладывается внутрь ударника и предназначена для упирания в нее нижнего конца пружины и отделения боевой чеки от пружины.
8.Металлическая втулка ударника со сквозным горизонтальным сверлением в своей верхней части. Она надевается на втулку корпуса и предназначена для размещения и удержания ударника.
9. Резьбовая металлическая пробка со шлицем снизу.
10. Запал, представляющий собой закрытый алюминиевый цилиндр, объединяющий в себе капсюль-воспламенитель и детонатор.
11. Клейкая соединительная лента.


Внутри центральной трубки корпуса располагались все детали взрывателя. В силу некоторых причин, в первую очередь требований по дешевизне и простоте производства, было решено не использовать взрыватели существующих моделей. Поэтому мина Schü.Do.Mi. получила взрыватель оригинальной конструкции, имеющий мало общего с иными изделиями этого класса. Во время сборки мины в верхнюю часть трубки корпуса помещался ударник, выполненный в виде металлической банки без крышки с иглой на нижнем торце. В боковое отверстие ударника вставлялась медная боевая чека, упиравшаяся в верхний срез трубки корпуса. Внутрь цилиндрического ударника устанавливали небольшую деревянную пробку, поверх которой помещали пружину. В нижней части трубки должен был располагаться капсюль, удерживаемый на своем месте пробкой, вкрученной в нижнее отверстие.

Вокруг трубки корпуса располагался основной заряд боеприпаса. Ввиду отсутствия достаточного количества иных ресурсов немецким оружейникам пришлось снаряжать мину Schü.Do.Mi. пентритом. 70 г этого взрывчатого вещества прессовались в цилиндрическую шашку со сквозным отверстием в центре. При сборке шашка надевалась на трубку корпуса и удерживалась на своем месте только за счет силы трения.

На заводе-изготовителе в корпус будущей мины помещался заряд пентрита и элементы взрывателя: ударник, чека и пружина. Кроме того, в донное отверстие трубки корпуса вкручивалась пробка. Установленная на место крышка фиксировалась клейкой лентой на бумажной или тканевой основе. В таком виде мина Schü.Do.Mi. могла транспортироваться к месту установки. Поскольку мина не оснащалась какими-либо предохранительными элементами, детонатор должен был устанавливаться непосредственно перед закладкой. Средства неизвлекаемости не предусматривались.

При подготовке мины к установке следовало выкрутить донную пробку, проверить положение ударника и поместить внутрь трубки капсюль. Далее пробка возвращалась на место и мина была готова к установке. Интересен тот факт, что шлиц в пробке, при помощи которого ее предлагалось выкручивать из корпуса и помещать обратно, имел размеры, соответствующие 50-пфенниговой монете. Именно такой «инструмент» должен был применяться при установке мины. Использование отвертки не разрешалось.

Противопехотная мина Schützendosenmine (Германия)Являясь противопехотной миной нажимного действия, изделие Schü.Do.Mi. могло использоваться для минирования различных дорог и объектов. Предполагалось, что эти боеприпасы будут применяться как для поражения живой силы, так и для повреждения различной техники противника. Точные сведения о массовом использовании подобного оружия отсутствуют. В некоторых источниках упоминается, что бойцы Люфтваффе перед отходом минировали некоторые взлетные полосы и рулежные дорожки, однако подробности этого неизвестны.

Принцип действия мины Schützendosenmine был достаточно прост, однако представляет определенный интерес. В прочих противопехотных боеприпасах использовались готовые взрыватели механического или химического типа, выполненные в виде отдельной детали. Schü.Do.Mi., в свою очередь, получила «интегрированные механизмы» с необычным принципом работы.

Мина Schü.Do.Mi. должна была срабатывать при нажатии на крышку с усилием 15 кг. При слабом нажатии крышка опускалась и сжимала пружину ударника. При увеличении силы давления пружина сжималась полностью и вдавливалась во внутреннюю полость ударника. При этом верхний бортик ударника упирался во внутреннюю поверхность крышки. Крышка, продолжая двигаться вниз, воздействовала непосредственно на ударник. При давлении в 15 кг боковая часть ударника и трубки корпуса должны были разрезать медную чеку. После этого освободившийся ударник под действием пружины смещался вниз и бил по капсюлю. Последний вызывал подрыв основного заряда.

Противопехотная мина Schü.Do.Mi. оснащалась пентритовой шашкой весом 70 г. Использование такого взрывчатого вещества сказалось на характеристиках боеприпаса. Известно, что пентрит имеет достаточно высокую чувствительность к ударам, что требует осторожного обращения. Одновременно с этим пентрит имеет тротиловый эквивалент, равный 1,66. Таким образом, мина Schü.Do.Mi. была достаточно сложной в обращении, но имела мощность на уровне более тяжелых тротиловых или мелинитовых боеприпасов.

Противопехотная мина Schützendosenmine (Германия)70 грамм пентрита должно было хватать для нанесения серьезных травм человеку, наступившему на мину. Ударная волна от взрыва такого заряда могла оторвать человеку ступню и нанести иные травмы. Возможность поражения людей, находящихся рядом с наступившим на мину, почти полностью исключалась. При использовании против транспортных средств обеспечивалось только повреждение колес с разрушением покрышки. Гусеничной техники мина Schü.Do.Mi. не наносила никакого заметного вреда. Для увеличения поражающей способности и выполнения различных боевых задач мина могла использоваться в качестве детонатора для других более мощных взрывных устройств, в том числе самой простой конструкции, вплоть до обычного ящика с шашками взрывчатого вещества.

Конструкция мины не позволяла производить обезвреживание с последующим снятием с места установки. Изделия Schü.Do.Mi. следовало уничтожать на месте. Обезвреживание затруднялось тем, что для извлечения детонатора нужно было аккуратно выкопать боеприпас и перевернуть его крышкой вниз. После этого можно было открутить пробку и вынуть капсюль. Кроме того, конструкция позволяла перерезать клейкую ленту и снять крышку с последующим извлечением внутренних деталей. По ряду причин подобный процесс был крайне сложен, поэтому мину следовало подрывать, даже не пытаясь обезвредить.

Известно, что производство мин Schützendosenmine началось только весной 1945 года. Точная информация об объемах производства этого оружия отсутствует. Вероятно, всего за несколько недель Германия не успела изготовить более нескольких сотен или тысяч мин. Кроме того, большое количество такого оружия еще до конца войны стало трофеем наступающей Красной Армии. Достоверных данных о применении подобных мин так же нет. В некоторых источниках упоминаются случаи минирования аэродромов, но точные сведения на этот счет отсутствуют.

Противопехотная мина Schü.Do.Mi. стала последней попыткой Германии создать новый инженерный боеприпас. Видя тяжелую ситуацию на всех фронтах и понимая близость конца войны, немецкие специалисты стали разрабатывать оружие, предназначенное для партизанских формирований. Предполагаемая сфера применения и труднейшая ситуация с ресурсами и промышленностью сказались на конструкции нового оружия. Тем не менее, все принятые меры оказались бесполезными. Германии не удалось вовремя наладить производство новых мин и начать их полноценное использование. Отдельные отряды организации «Вервольф» продолжали свою деятельность в течение нескольких месяцев после окончания войны, но сведения об использовании ими мин Schü.Do.Mi. отсутствуют. Таким образом, есть основания полагать, что проект мины для партизанских формирований не выполнил свою задачу и оказался бесполезным.


По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://lexpev.nl/
http://deutschewaffe.narod.ru/
http://wehrmacht-awards.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. igordok 14 апреля 2015 06:43
    Спасибо за интересную серии. Будет еще? fellow
  2. Баг 14 апреля 2015 09:00
    совсем маленькая.. на шайбу похожа... но это лучше чем тот монстр с массой вв 500 гр.... статье +!
  3. Mad-dok 14 апреля 2015 09:04
    Читаю статьи автора про мины и думаю :ну все, эта, наверное, была последней. Ан нет.. Немцы те ещё изобретатели.. А автору жирный плюс. Даже и не подозревал о таком разнообразии.
  4. Алекс 14 апреля 2015 14:19
    Кирилл, как всегда коротко и интересно! А вот почему для монтажа допускалось применять только монету? Чем отвертка была плоха?
  5. allim 14 апреля 2015 15:39
    спасибо за статью хотелось бы прочитать про так называемую лягушку
  6. xomaNN 18 апреля 2015 19:34
    Интересная минная сага!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня