Military Review

PR of total wars (part two)

8
PR is not only posters, but also events and actions, which later will be happy to write to the media. During the First World War, the British, accustomed to high levels of consumption, were actively urged to save. Newspapers and magazines published recipes of various economical dishes, city fairs and contests of women hostesses were organized. About how women of Britain, who shorten their skirts, work on farms and in workshops, constantly wrote newspapers and magazines, and these photos even got into our Russian magazine Niva.



A poster that called housewives save. "The key to winning the kitchen!"


But ... it is impossible to keep saying “war, war!” All the time during the war. When in Wales the residents decided to hold a festival of Welsh songs and dances, Lloyd George personally came to them and said straight from the car that we would sing and have fun in spite of our to enemies that the war did not break us! ”Naturally, his photos immediately placed all the newspapers and magazines, which only strengthened his reputation.


Lloyd George at the Wales Song Festival



Lloyd George speaks to Canadian troops. More gestures - speech is intelligible!



Also very good PR. They may have killed their father, but the French president himself kissed me!


In general, the reputation of a politician is a very important thing, and the task of the PR people is to strengthen it in every way. Although some politicians and the military themselves perfectly coped with this task. The real genius of PR was, for example, Napoleon Bonaparte, but many of his “colleagues in the profession” did not yield to him either. For example, American General George Patton everywhere appeared in a soldier's helmet and ... with a revolver "Colt the Peacemaker" in a cowboy holster on a belt, and the handle was lined with mother of pearl. Together with him, Field Marshal Bernard Montgomery (“our Monty”, as the soldiers called him) often went to the troops, dressed in an emphasizedly simple way. Once he arrived at the unit that was preparing to land in Normandy. He built them all, took off his helmet and ordered the soldiers to take off their helmets. Then he looked into their eyes and said: “When we will all be there, I will recognize each of you!” There was a mass of people, that is, what he said was simply ridiculous, but ... it had an effect on people, and how!


Here he is, handsome, with his famous revolver, talking to General Bradley


PR of total wars (part two)
And, one wonders, why did he even need a revolver?



Bernard Montgomery inspects the 1 Polish Parachute Brigade.


By the way, it was for this very reason that the Egyptian pharaohs, equated with the gods, wore an apron like that of the last of the peasants. Purely intuitively, they understood that a small closeness to the people would not hurt them, and Napoleon, who did not part with his shabby hat, and Stalin, and Mao Zedong, and Pol Pot and Yeng Sari understood the same thing. “Ah, they are so simple!” - exclaimed other citizens, although if “the sovereign is simple”, this did not mean that he was “simple” in reality. Well, PR managers know that any little thing can work on the image of a person. For example, another American general, Douglas MacArthur, wherever possible, appeared with a cheap farm tube from a corn cob. Well, the general salary was not enough for Dunhill or Brier? But no, this is how he demonstrated his closeness to the people. Well, people do not need any difficulties, they buy it very willingly!


General MacArthur with his famous pipe


And here, by the way, an example from life. Somehow there was a contest for the best student male photo at my university. One of my students approached me and said that he wanted to participate and win. But how? I looked at his oval face, the Roman nose, and ... advised me to buy a “Sherlock Holmes tube”. He bought it, “took a picture” with it from a certain angle and ... got first place by the majority of votes cast for him. "What a man!" Ah! ”The girls sighed, and the guy didn’t smoke at all! This is how some "chips" act on weak minds!

However, the images are still sculpted by movies, and here we must particularly dwell on the movies made in Japan during the war years. There, with propaganda, everything was a little different than in the USSR, Germany and the USA. For example, patriotic leaflets were printed on the back of ... pornographic cards! What is it ?! A direct link - sorry to throw, but all the time to watch - stupid! So sooner or later, but you must read the text.


Soviet propaganda posters of the Great Patriotic War were more imperative, that is, agitated in a tone of order, for example, the famous poster “Do not chat!” Westerners were more “psychological”: “Because someone was chatting!”


So is the movie. In the Soviet films, made long before the war, our soldiers and commanders already shouted “For Motherland! For Stalin!". There were few films then, there were no televisions, they went to the cinema many times. Experienced ... and these words were people in the subconscious. And when the time came, they themselves began to shout. At the call of the heart! Nobody ordered! Revise the Soviet films of the time: "Homeland Calls", "Fourth Periscope", "Tankists", "Squadron No. 5", "Commandant of the Bird Island", "At the Far Outpost" and the most famous film from this series - "If tomorrow is war" . Interestingly, the internal enemies in these films, as a rule, had an intelligent appearance, wore glasses and always a hat. And, by the way, I still found the time when our citizens, who were stepping on each other’s feet in public transport, also humiliated: “I put on my glasses, but also wearing a hat!”. Hence the image of the "rotten intelligentsia", which remains in the mass consciousness until now!

By the way, research for PR purposes does not necessarily have to be “field”, that is, by means of a survey. It is enough to watch the Soviet movie of 30 of the XX century to get an idea of ​​the opposition between the Western, “Apollonic”, rational principle in culture and the “Dionysian” (Eastern, irrational) present in it (and society), the concepts of which are primarily in art , put forward Friedrich Nietzsche, who saw the ideal in the balance of these principles. Let us recall the film “Chapaev” and the famous “psychic attack” of the “Kappelevs”, for some reason dressed in the uniforms of the Kornilov regiment. Interestingly, in the first version of the film, the killed White Guards fell and very comically jerked their legs. And when Stalin saw this, then ... forbade them to show them ridiculous. And it is right! Purely intuitively, he understood that this was “bad PR.” In “Alexander Parkhomenko” (1942 year) we see the equally impressive attack of the German troops under the Brandenburg march, and the oncoming movement of the Red Army with the singing of the “Internationale”. And, finally, the quintessence of these techniques was shown to us already in the children's movie 1964 of the year - “The Tale of Malchish-Kibalchish”. It was also PR, and PR is excellent! And during the war years, the film was shot as masterly both according to the idea and execution of the film “At six o'clock in the evening after the war”. And after all, the war was still going on, and people had already seen what the winning salute would look like - again, the move is simply amazing from the point of view of the theory and practice of public relations.


"Psychic Attack" from the movie "Chapaev"



Burzhuiny go on the attack under the gramophone. In another way can not! Funny Yes, it is ridiculous, but this is how patriots should be raised. "The Tale of Malchish-Kibalchish" (1964 year)


It is interesting that some myths from Soviet cinema then very smoothly migrated into our life and even school and university textbooks. For example, the myth created by the S. Eisenstein film “Alexander Nevsky” about the drowning of knights participating in it in the lake. Interestingly, in the article by 5 of April 1942 of the year devoted to the 700 anniversary of this battle, there is not a single word about it, although excerpts from the text of the chronicles are given. That is, Stalinist propagandists understood that cinema is one thing, but scienceистория - completely different! Well, and then Bulgarian filmmakers made a very similar movie about their “patriotic” Prince Kaloyan, and there all his entourage except for laughter can not cause anything! Bad "PR", what to say!


Crusaders attack the Bulgarians. Battle of Adrianople 1205 year. Shot from the movie "Kaloyan", filmed in 1963 year


By the way, during the war years the most “anti-war” was ... Japanese cinema, which is again connected with a special Japanese mentality. The plot of all films is about the same. A young man, for example, a student, has a reservation from conscription, especially since he has one mother. But ... he wants to go to the army and die for the emperor! His girlfriend discourages him, but he is adamant. As a result, he goes to war, the girl dies under the bombs, the mother dies of hunger (or vice versa!), And the guy lies on dirty straw in the barracks with gangrene from the wound and ... dies! On the screen the inscription: "He died for the emperor." When the Americans watched these captured Japanese films, they banned them from being shown as "the best anti-war films." After all, they had everything exactly the opposite: the hero goes to war, wins everyone, he is awarded, and the bride in white meets him at home. But the Japanese explained to them that this is just such a movie that inspires them to great deeds!

So a skilled PR manager must take into account the mentality of the nation and act accordingly. This is all the more important in the conditions of a total war, where even a small mistake costs enormous human and material losses. Moreover, an experienced PR person can even win a battle in which he did not participate. But about it - next time!

To be continued ...
Author:
8 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. kaa_andrey
    kaa_andrey April 20 2015 08: 27
    +5
    The correct impact on the minds of people, at all times, has had far-reaching consequences ...
  2. vladimirvn
    vladimirvn April 20 2015 09: 00
    +3
    PR - noun, number of synonyms: 16 • business PR (1) • durilovo (12) • scam (42) ... Dictionary of synonyms
    1. kalibr
      kalibr April 20 2015 09: 03
      +3
      In Russia there was a saying: Call at least a pot, just do not put in the stove! Here and there. Let durilovo, but if it works, then why not?
  3. The point
    The point April 20 2015 09: 52
    +4
    PR (eng. Public Relations - public relations, public relations, public relations, social interaction; in abbreviated form: PR - PR-ar) - technologies for the creation and implementation of the image of an object (idea, product, service, in socio-economic and political systems) , personalities, organizations - firms, brands) in the value range of a social group, in order to consolidate this image as ideal and necessary in life. In a broad sense - the management of public opinion, building relationships between society and government bodies or commercial structures, including for the objective understanding of social, political or economic processes. (from Wikipedia).
    If we discard the evaluative component, then you can see a pretty good tool for educating at least the younger generation.
    1. kalibr
      kalibr April 20 2015 10: 07
      +3
      You are absolutely right. Moreover, the PR, how bad it was, our media did not respond to him ALWAYS aims at positive information. The media prefer the negative. Easier to find, easier to understand, and the first to be read. Here's an example: two headlines - "New Factory Built", "Factory - Blown Up!" Which one will get more clicks? You can say in advance that the second.
  4. Volga Cossack
    Volga Cossack April 20 2015 11: 33
    +1
    information is also a weapon ....
  5. Kombrig
    Kombrig April 20 2015 17: 18
    +3
    Everything is very simplified in the article, he wears a shabby hat - PR, just dresses - PR, for example, Stalin, according to the memoirs of his contemporaries, he was really unpretentious and simple in life ... It just seems to me that if the head’s words diverge from his deeds, then no PR manager will save him. During the Second World War, the vast majority of children, the country's top leadership fought, and did not hang out in the rear, what is this, a PR move? How can an official with one child, who’s over the hill, offer Russian girls to abandon higher education and give birth to three children, without any motivation, how can a director with a salary of half a lama declare his workers supposedly low labor productivity, so the salary from 28 thousand will be lowered to 24 thousand? The word, should not diverge from the deed, and there will be no need for any PR, but for now PR is an ordinary masquerade for those who are not in the subject ...
    1. kalibr
      kalibr April 21 2015 08: 39
      0
      Absolutely right! But in practice, everything is 180 degrees! And it works! Do you want to buy a new brand? There are technologies ... money from you and tomorrow everyone will buy. Well, not everything is clear, but 80%, and more is not needed. The same is with politics. Yes, Stalin was like that in life, although in the paintings he was portrayed in white uniforms. And it was good, it helped. This is what is called intuitive self-PR. "Simple as the truth!" - and everyone is touched, although the truth is a very complicated thing. Such are the people!

PR тотальных войн (часть вторая)

PR — это не только плакаты, но и события, и поступки, о которых потом будут с удовольствием писать СМИ. В годы Первой мировой войны британцев, привыкших к высокому уровню потребления, активно призывали экономить. В газетах и журналах публиковали рецепты разных экономных блюд, устраивались городские ярмарки и конкурсы женщин-хозяек. О том, как женщины Британии, укоротив юбки, работают на фермах и в цехах, постоянно писали газеты и журналы, причем эти фото попадали даже в наш российский журнал «Нива».

PR тотальных войн (часть вторая)

Плакат, призывавший хозяек экономить. «Ключ к победе на кухне!»

Но… нельзя во время войны все время твердить «война, война!» Когда в Уэльсе жители решили провести фестиваль валлийских песен и танцев, к ним лично приехал Ллойд-Джордж и прямо с автомобиля говорил о том, что «будем петь и веселиться назло нашим врагам, что тяготы войны нас не сломили!» Естественно, что его фотографии тут же поместили все газеты и журналы, что только укрепило его репутацию.


PR тотальных войн (часть вторая)

Ллойд-Джордж на празднике песни в Уэльсе

PR тотальных войн (часть вторая)

Ллойд-Джордж выступает перед канадскими войсками. Больше жестов — речь доходчивее!

PR тотальных войн (часть вторая)

Тоже очень хороший пиар. Пусть убили отца, но зато меня поцеловал сам президент Франции!

Вообще, репутация политика — вещь очень важная, и задача пиарменов — всячески ее укреплять. Хотя некоторые политики и военные и сами отлично справлялись с этой задачей. Подлинным гением пиара был, например, Наполеон Бонапарт, но и многие его «собратья по профессии» тоже ему не уступали. Например, американский генерал Джордж Паттон всюду появлялся в солдатской каске и… с револьвером «Кольт-Миротворец» в ковбойской кобуре на поясе, а рукоятка у него была выложена перламутром. Вместе с ним к войскам часто выезжал и фельдмаршал Бернард Монтгомери («наш Монти», как его называли солдаты), одевавшийся подчеркнуто просто. Как-то раз он приехал в часть, готовившуюся к высадке в Нормандии. Всех построил, сам снял каску и велел снять каски солдатам. Потом посмотрел им в глаза и сказал: «Когда мы все будем там, я каждого из вас узнаю!» Там была масса народа, то есть то, что он сказал, было просто смешно, но… на людей подействовало, и еще как!

PR тотальных войн (часть вторая)

Вот он, красавец, со своим знаменитым револьвером, беседует с генералом Бредли

PR тотальных войн (часть вторая)

И, спрашивается, зачем ему вообще понадобился револьвер?

PR тотальных войн (часть вторая)

Бернард Монтгомери инспектирует 1-ую польскую парашютную бригаду.

Кстати, именно по этой же самой причине египетские фараоны, приравненные к богам, носили передник как у последнего из крестьян. Чисто интуитивно они понимали, что маленькая близость к народу им не повредит, и то же самое понимали и Наполеон, не расстававшийся со своей потертой шляпой, и Сталин, и Мао Цзедун, и Пол Пот с Йенг Сари. «Ах, они такие простые!» — восклицали иные граждане, хотя если «государь в обхождении прост», это еще не означало, что он был «прост» на самом деле. Ну, а пиарщики знают, что на образ человека может работать любая мелочь. Например, другой американский генерал, Дуглас Макартур, где только можно появлялся с дешевой фермерской трубкой из кукурузного початка. Ну что, зарплаты генерала не хватало на Данхилл или Брайер? Но нет, так он демонстрировал свою близость к народу. Ну не нужно людям каких-то сложностей, они и на это покупаются очень даже охотно!

PR тотальных войн (часть вторая)

Генерал Макартур со своей знаменитой трубкой

И вот, кстати, пример из жизни. Как-то проводился в моем университете конкурс на лучшее студенческое мужское фото. Подошел ко мне один мой студент и сказал, что хочет участвовать и победить. Но как? Я посмотрел на его овал лица, римский нос и… посоветовал купить «трубку Шерлока Холмса». Он ее купил, с ней в определенном ракурсе «сфоткался» и… получил первое место по большинству отданных за него голосов. «Какой мужчина! Ах!» — вздыхали девушки, а парень-то и не курил вовсе! Вот как некоторые «фишки» действуют на слабые умы!

Впрочем, образы лепит еще и кино, и вот тут надо особо остановиться на кинофильмах, снятых в Японии в годы войны. Там с пропагандой все было немного не так, как в СССР, Германии и США. Например, патриотические листовки там печатались на обратной стороне… порнографических открыток! Каково?! А связь прямая — выбросить жалко, а всё время смотреть — глупо! Так что рано или поздно, но текст ее ты прочитаешь обязательно.

PR тотальных войн (часть вторая)

Советские агитационные плакаты Великой Отечественной войны были более императивны, то есть агитировали тоном приказа, например, знаменитый плакат «Не болтай!» Западные были более «психологичными»: «Потому что кто-то болтал!»

Так же и кино. В советских кинофильмах, снятых задолго до войны, наши бойцы и командиры уже кричали «За Родину! За Сталина!». Фильмов тогда было мало, телевизоров не было, в кино ходили по много раз. Переживали… и эти слова входили людям в подсознание. А когда пришло время, они и стали сами так кричать. По зову сердца! Никто не приказывал! Пересмотрите советские фильмы той поры: «Родина зовет», «Четвертый перископ», «Танкисты», «Эскадрилья № 5», «Комендант птичьего острова», «На дальней заставе» и самый известный фильм из этого ряда — «Если завтра война». Интересно, что внутренние враги в этих фильмах, как правило, имели интеллигентный вид, носили очки и обязательно шляпу. И, кстати, я еще застал то время, когда наших граждан, наступавших на ноги друг другу в общественном транспорте, так и срамили: «Очки надел, а еще и в шляпе!». Отсюда и образ «гнилой интеллигенции», сохраняющийся в массовом сознании до сих пор!

Кстати, исследование для целей PR вовсе не обязательно должно быть «полевым», то есть посредством опроса. Достаточно посмотреть советский кинофильм 30-ых годов ХХ века, чтобы получить представление о присутствующем в нем (и обществе) противопоставлении западного, «аполлонического», рационального начала в культуре и «дионисийского» (восточного, иррационального), концепции которых, прежде всего в искусстве, выдвинул Фридрих Ницше, усматривавший идеал в равновесии этих начал. Вспомним фильм «Чапаев» и знаменитую «психическую атаку» «каппелевцев», почему-то одетых в мундиры Корниловского полка. Интересно, что в первом варианте фильма убитые белогвардейцы падали и очень смешно дергали ногами. И Сталин когда это увидел, то… запретил их показывать их смешными. И это правильно! Чисто интуитивно он понимал, что это «плохой пиар». В «Александре Пархоменко» (1942 год) мы видим столь же впечатляющую атаку германский войск под бранденбургский марш, и встречное движение красноармейцев с пением «Интернационала». И, наконец, квинтэссенцию данных приемов нам показали уже в детской киноленте 1964 года — «Сказке о Мальчише-Кибальчише». Это тоже был пиар, причем пиар отличный! А в годы войны был снят столь же мастерский и по задумке, и по исполнению кинофильм «В шесть часов вечера после войны». И ведь война-то еще шла, а люди уже увидели, как будет выглядеть победный салют — опять-таки ход просто потрясающий с точки зрения теории и практики «паблик рилейшнз».

PR тотальных войн (часть вторая)

«Психическая атака» из кинофильма «Чапаев»

PR тотальных войн (часть вторая)

Буржуины идут в атаку под граммофон. По-другому не могут! Смешно? Да, смешно, но вот так и надо растить патриотов. «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964 год)

Интересно, что некоторые мифологемы из советского кино затем очень плавно перекочевали в нашу жизнь и даже школьные и вузовские учебники. Например, созданный кинофильмом С. Эйзенштейна «Александр Невский» миф о потоплении участвовавших в нем рыцарей в озере. Интересно, что в статье газеты «Правда» от 5 апреля 1942 года, посвященной 700-летию этого сражения, об этом нет ни единого слова, хотя отрывки из текста летописей и приведены. То есть понимали сталинские пропагандисты, что кино — это одно, а наука-история — совсем другое! Ну, а затем уже болгарские кинематографисты сняли очень похожий кинофильм и про своего «патриотического» князя Калояна, и уж там-то весь его антураж кроме смеха ничего вызвать не может! Плохой «пиар», что и говорить!

PR тотальных войн (часть вторая)

Крестоносцы атакуют болгар. Битва при Адрианополе 1205 год. Кадр из кинофильма «Калоян», снятого в 1963 году

Кстати, в годы войны самым «антивоенным» было… японское кино, что связано опять-таки с особой японской ментальностью. Сюжет всех фильмов примерно одинаков. Молодой человек, допустим, студент, имеет бронь от призыва в армию, тем более что у него одна мать. Но… он хочет идти в армию и умереть за императора! Его девушка его отговаривает, но он непреклонен. В итоге он идет воевать, девушка гибнет под бомбами, мать умирает с голода (или наоборот!), а парень лежит на грязной соломе в бараке с гангреной от раны и… умирает! На экране надпись: «Он умер за императора». Когда эти трофейные японские фильмы посмотрели американцы, они запретили их к показу как «самые лучшие антивоенные фильмы». Ведь у них-то все было с точностью до наоборот: герой идет на войну, всех побеждает, его награждают, а дома его встречает невеста в белом. Но японцы им объяснили, что вот как раз такое-то кино их на подвиги и вдохновляет!

Так что умелый пиармен должен учитывать ментальность нации и соответственно ей поступать. Тем более это важно в условиях тотальной войны, где даже небольшая ошибка стоит огромных людских и материальных потерь. Более того, опытный пиарщик может даже выиграть сражение, в котором он не участвовал. Но об этом — в следующий раз!

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. kaa_andrey 20 апреля 2015 08:27
    Правильное воздействие на умы людей, во все времена имела и имеет далеко идущие последствия...
  2. vladimirvn 20 апреля 2015 09:00
    Пиар — сущ., кол во синонимов: 16 • бизнес пиар (1) • дурилово (12) • жульничество (42) … Словарь синонимов
    1. kalibr 20 апреля 2015 09:03
      На Руси была поговорка: Зови хоть горшком, только в печку не ставь! Там и здесь. Пусть дурилово, но если работает, то почему нет?
  3. Maksud 20 апреля 2015 09:52
    Пиар (англ. Public Relations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов. ( из Википедии).
    Если отбросить оценочную составляющую, то можно увидеть вполне себе неплохой инструмент для воспитания хотя бы подрастающего поколения.
    1. kalibr 20 апреля 2015 10:07
      Вы совершенно правы. Более того, ПР как было плохо о нем не отзывались наши СМИ ВСЕГДА нацелен на положительную информацию. СМИ - предпочитают негатив. Его проще найти, он понятнее, его первым читают. Вот вам пример: два заголовка - "Построен новый завод", "Завод - взорван!" Какой соберет больше кликов? Можно заранее сказать, что второй.
  4. казак волгский 20 апреля 2015 11:33
    информация- тоже оружие ....
  5. Комбриг 20 апреля 2015 17:18
    Как то всё сильно упрощённо в статье, носит потёртую шляпу - пиар, просто одевается - пиар, например, Сталин, по воспоминаниям современников действительно был неприхотливым и простым в жизни...Просто, мне кажется, что если слова руководителя расходятся с его делами, то никакой пиар-менеджер его не спасёт. Во время ВОВ подавляющее большинство детей, высшего руководства страны воевало, а не тусило в тылу, что это , пиар ход? Как может чиновник, у которого один ребёнок, и тот за бугром, предлагать российским девушкам отказаться от высшего образования и рожать по трое детей, ни как это не мотивируя, как может директор с зарплатой в пол-ляма объявить своим рабочим, мол у вас низкая производительность труда, поэтому зарплата с 28 тыс. будет понижена до 24 тыс.? Слово, не должно расходиться с делом, и не нужно будет ни какого пиара, а пока пиар это обычный маскарад для тех кто не в теме...
    1. kalibr 21 апреля 2015 08:39
      Абсолютно верно! Но на практике все на 180 градусов! И это работает! Хотите чтобы новую марку покупали? Есть технологии... от Вас деньги и завтра все будут покупать. Ну не все, понятно, но 80%, а больше и не нужно. Тоже и с политикой. Да, Сталин был таким по жизни, хотя на картинах его и изображали в белых мундирах. И это было хорошо, это помогало. Это то, что называется интуитивный самопиар."Прост, как правда!" - и все умиляются, хотя правда вещь очень сложная. Таковы люди!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня