Пять слов в защиту «Бессмертного полка»
Материал Старикова был неоднозначен. И мнения по этому поводу разделились. Все логично. Но есть не совсем логичные моменты.
На наших глазах всё большую популярность получает идея Бессмертного полка. Это когда в День Победы вспоминают погибших и умерших защитников Родины своих родственников и с их портретами проходят демонстрацией по центральным улицам и площадям городов.
Увы и ах, господин Стариков! Возможно (заранее соглашусь, кстати) в нашем обществе есть такие индивидуумы, которые о своих предках вспоминают только на 9 Мая. Но поверьте, основное большинство «сделанных в СССР» прекрасно помнят своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, отцов и матерей, братьев и сестер. Всех, кто своими ратными и трудовыми подвигами сделал возможным сам факт нашего существования. Так что мы помним. И детей своих воспитываем соответственно.
Не стоит так огульно расписываться за всех. Такого права мы вам не давали.
За 7 десятилетий празднования Дня Победы уже выработался прекрасный образец этого народного праздника. Парад Победы, ветераны в орденах и цветах, праздничное гуляние, военные оркестры, вечерний праздничный салют. Пение песен на площадях. Радость!
Радость, бесспорно. А теперь сделайте законный вычет. Вычтите ветеранов в орденах. Вычитайте, вычитайте. Не так уж их много осталось, и еще меньше тех, кто в состоянии выйти. Наблюдаю своими глазами. 70+18=88. Это — минимум. А, например, моей бабушке, отработавшей всю войну на трудовом фронте в Казахстане, 91 год. И поверьте, она очень далека от мысли принять участие в праздничных гуляниях. Ей, повторю, 91 (девяносто один) год. И не самая легкая молодость…
Что у нас там в остатке? Ага, Парад Победы, праздничное гуляние, оркестры, салют. Положим, парад бывает не в каждом городе, факт. Остается набор, вполне характерный для того же Дня города. Найдите, как говорится, пять отличий.
А что останется через 10 лет, когда ветеранов уже не станет? А их не станет. Любая сталь устает от времени. Что вы нам предложите? Да ладно нам, у нас такие тараканы в голове, их никаким бредом не вытравить.
Что можно будет предложить тем, кому по 10-20 лет?
Справедливо замечено, что историю в наших школах перекорежили так, что современные школьники, кроме Жукова, никого больше припомнить не могут. Абсолютно справедливо. Вот над кем и надо работать, привлекать любыми способами к пробуждению интереса к своей истории и памяти. Иначе вполне реально, что через 10-15 лет от праздника останется пшик, сравнимый с отмечанием дня города.
Реально пугает, кстати.
Если продолжить аналогию Дня Победы как Дня рождения сегодняшнего народа, продолжателя дела победителей 45 года, то многое станет очевиднее. День Рождения празднуется как день появления на свет новой жизни. В этот день могут вспомнить родителей и предков, которые ушли из жизни и поднять за них бокалы. Но День рождения никогда не будет полностью наполнен скорбью и не должен превращаться в поминальное действие целиком. Для поминания ушедших предков есть праздник Троицы, когда ходят на кладбище и вспоминают ушедших близких людей. День рождения — это день победы жизни над смертью.
А если не продолжать аналогии, родившейся в чьей-то отдельно взятой голове? Не отмечать никаких иных дней, кроме Дня Победы? Это просто на самом деле. Мы отмечаем День Победы, отмечаем его вместе с теми, кто эту победу нам добыл. Пусть даже их с нами и нет. «Никто не забыт, ничто не забыто» — помните? Вот и мы помним.
А придумывание какого-то там дня рождения народа — бред, извините. Русский народ родился тысячи лет тому назад, и никогда не умирал. И мы празднуем самую великую победу из большой череды побед именно нашего народа.
Впрочем, если кто-то хочет праздновать что-то иное — без проблем.
Статья 29 Конституции Российской Федерации говорит об этом достаточно понятно.
То же самое может произойти и с Днем Победы. Вместо того, чтобы праздновать силу русского оружия, несгибаемого духа нашего народа, силу народного единения в деле достижения общей победы, вы отмечаете… погибших на этой войне. Они становятся центральным местом праздника.
А вот это и есть то самое единение. Мы едины, те, кто живет сегодня, и те, кто нам это сегодня добыл. Моя дочь не увидела ни одного из своих прадедов, которые сражались за нее. Но в этот день мы вместе, солдат Великой Отечественной, его внук и его правнучка. Да, для нее мой дед — очень далекий символ, но для меня-то нет!
И то, что мы втроем идем в колонне таких же, как мы, это для нее, например, очень символично. Потому что рядом идут такие же, как она, и старше, и моложе. Но это является именно той изюминкой, которая отличает этот праздник от других. Убери ее — и что останется?
Другой вопрос в том, что над любой новой тематикой надо реально работать. Соратники Старикова по партии скорбно вздыхают, дескать, как все плохо-то вышло с георгиевской ленточкой. Не чтут, вешают куда попало. Соглашусь. Косяков море. Но, если пойти по пессимистичному пути партии ПВО, то ленточки из обихода надо убрать. Совсем.
А если по моему мнению, то просто надо людям объяснять, как надо поступать с этим символом. Символ-то прижился, как ни крути. Но надо РАБОТАТЬ с теми, у кого в голове не находится правильное решение. Просто объяснять, что они поступают не корректно, вешая ленту на антенну или еще куда в непотребное место. Кстати, 95% людей на улицах вполне адекватно на это реагируют. И перевешивают. И даже благодарят иногда. На собственном опыте убедился.
Георгиевская ленточка — отличный символ. Просто когда вводили, понадеялись на то, чего не хватало — на нормальное мышление и самосознание. Так не рубить надо тему, а доводить до ума. Работать над этим. И результат будет соответствующий.
То же и с «Бессмертным полком». Идея явно прижилась. И дай бог, чтобы только расширялась. И тут то же самое: не вопить надо, что это враги России придумали тему, а сделать так, чтобы тема била по врагам России.
Сначала вы отказываетесь от Дня Победы, как от праздника и делаете его днем скорби.
Бред. Это день нашей памяти. Это наш праздник, просто он «со слезами на глазах».
Потом задумываетесь о том, адекватна ли цена, заплаченная за эту Победу.
Неадекватна. Это величайшая цена, заплаченная нашим народом за свободу и будущее страны. Вообще, мера адекватности неприменима в таких «измерениях». Какая бы не была цифра, в тысячах или миллионах, она в любом случае неадекватна, потому то это — жизни людей. Но видимо, это понять сложно.
Следующий этап — дискуссия на тему “стоит ли человеческая жизнь того, чтобы отдавать ее за Родину”.
Ну да. А видимо, следом пойдет «Вышел с портретом деда на марш — предал Родину». Верным путем идете, господа…
Вместо того, чтобы праздновать этот день, как праздник общего единения и Победы, он разбивается на миллионы частных “скорбей”. У меня в семье погибло трое человек — моя скорбь тройная. У вас погиб один дед — ваша боль “одинарная”. А у соседа все вернулись живыми — это вроде и не его праздник.
Ничего мы не разбиваем, не надо придумывать. У нас одна Победа. Мы ее празднуем именно в единении: русские, татары, башкиры, казахи, белорусы — все кому дорог этот День. И кто пойдет на марш «Бессмертного полка» — они тоже едины в своем порыве. А остальное — плод воспаленной фантазии, не более.
Резюме: кто бы что не говорил на эту тему, а на марш «Бессмертного Полка» я снова пойду. Не будет марша — просто буду ходить по городу с портретом моего деда, старшины из 1 батальона 273 полка 181 Сталинградской ордена Ленина стрелковой дивизии.
И как в прошлом году, буду отвечать на вопросы таких же, как я, где он воевал, за что его награды. Ничего не вижу в этом зазорного. Пусть спрашивают. Мне есть кем гордиться. А кому не нравится, тот пусть сидит дома и опрокидывает бокалы не пойми за что. То ли за день какого-то рождения, то ли за упокой.
Каждому — своё.
Информация