Война глазами немецких летчиков

78
Стремительному продвижению гитлеровцев вглубь СССР во многом способствовала эффективная служба оперативной разведки

Для увеличения - нажмите на картинку




Немецкая авиация захватила господство в воздухе уже в первые дни войны. Упреждающие удары по советским аэродромам вывели из строя тысячи советских истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. Были нарушены коммуникации, сожжены склады боеприпасов. Управление войсками было дезорганизовано. Ведущие отчаянные бои части Красной армии, оказавшись без прикрытия с воздуха, несли огромные потери.



За первую неделю войны на земле и в воздухе было уничтожено около 6000 советских самолетов. Во второй день войны потери ВВС РККА составили 600 самолетов, потери люфтваффе - 12 самолетов. От такой статистики застрелился один из руководителей ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Копец.



Стремительному продвижению гитлеровцев вглубь СССР во многом способствовала эффективная служба оперативной разведки. В том числе – авиационной, ключевым элементом которой были самолеты-разведчики- Hs 126 и Fw-189 - знаменитые «рамы». Отслеживая передвижения советских войск, они наводили на цель эскадрильи бомбардировщиков, вели аэросъемку, обеспечивали связь, корректировали огонь артиллерии.



«Фокке - Вульфы» 189-серии начали разрабатываться в феврале 1937 года Они должны были заменить ближний разведчик Hs 126 («Хеншель»). Разведчик имел асимметричное расположение кабины пилотов: на правом крыле. Двигатель размещался в носовой части центроплана.



Первый самолет головной серии был готов в начале 1940 г. Машина вооружалась двумя пулеметами MG17 в корневой части крыла и переносным пулеметом MG15 для защиты задней полусферы. На самолете монтировались 4 бомбодержателя по 50 кг. Разведоборудование состояло из одной фотокамеры. Войсковые испытания начались осенью 1940 г., а на фронт машины стали поступать уже после нападения на СССР. Первой частью, получившей FW 189A, стал 2-й отряд 11-й разведгруппы.



В дальнейшем самолет состоял на вооружении почти всех разведгрупп малой дальности. Отличный обзор из кабины и хорошая маневренность как нельзя лучше соответствовали его предназначению. Правда, на Восточном фронте FW 189 освоил еще одну специальность. Несколько машин были переданы в 1 отряд 100 ночной истребительной эскадры. Отряд назывался «Железнодорожный ночной охотник» и предназначался для борьбы с советскими ПО-2, досаждавшими железнодорожным перевозкам немцев.



Зимнее наступление Красной Армии 1941 года привело к тяжелым потерям в личном составе, люфтваффе стало ощущать нехватку подготовленных экипажей и самолетов, по этой причине ряд разведывательных подразделений были расформированы. Вновь созданные Nahauflklarungs-gruppen состояли из трех эскадрилий (на практике очень немногие группы действительно имели в своем составе три стаффеля).



В декабре 1941 г. 9-я немецкая армия под ударами соединений генерала Конева оставила Калинин. В условиях суровой зимы подготовка самолетов к полетам вызывало множество сложностей. В разведывательных подразделениях люфтваффе ощущалась нехватка запасных частей, топлива, людей. Эти проблемы вызвали очередную реорганизацию, в ходе которой опять уменьшилось количество отдельных эскадрилий, теперь в боевых частях преобладали самолеты Fw-189A-l (позже -Fw-189A-2).



Как пишут немецкие военные историки, полеты на ближнюю разведку на Восточном фронте становились все опаснее и опаснее. В некоторых подразделениях экипажи разведчиков урезали до одного человека, многих наблюдателей пришлось направить на краткосрочные курсы пилотов. Летная подготовка вчерашних наблюдателей была явно недостаточной - потери продолжали расти. По этой причине новички успевали выполнить всего один-два боевых вылета прежде, чем их сбивали.



Предпринятое в мае 1942 года наступление вермахта в районе Харькова временно остановило натиск Красной Армии на южном участке Восточного фронта. Немцы получили передышку, за время которой сумели восполнить потери в людях и технике. Разведчики Fw-189 продемонстрировали в отдельных случаях высокую боевую живучесть.



19 мая 1942 года два истребителя МиГ-3 атаковали немецкий разведчик над Таманским полуостровом. Советские истребители повредили левый двигатель «рамы», вывели из строя все оборонительное вооружение, тем не менее, разведчик сумел приземлиться на передовом аэродроме. При посадке подломилась левая основная опора шасси и была смята левая плоскость крыла, но самолет в короткий срок отремонтировали, заменив мотор, опору шасси и плоскость крыла.



В сентябре 1942 года на Восточном фронте имелось 174 разведчика Fw-189.

Ожесточенные бои за Сталинград в конце лета 1942 года вновь поставили на повестку дня вопрос об исключительно высоких потерях в вооруженных силах Германии. Очень сильно пострадали разведывательные подразделения люфтваффе. 18 сентября «рама» под прикрытием четырех истребителей Bf.109 занималась корректировкой стрельбы артиллерии, когда группу немецких самолетов атаковали советские истребители. Первым повредил «раму» Иван Балюк, добил разведчика командир группы советских истребителей Михайлик. Fw-189 завалился на левое крыло, после чего рухнул на землю Экипаж самолета погиб.



Еще один двухбалочный разведчик советские летчики сбили на следующий день, 19 сентября. В битве за Сталинград потери разведывательных подразделений люфтваффе в людях и технике в среднем составили 25%. Командованию люфтваффе в очередной раз пришлось проводить реорганизацию.



В ходе контрнаступления Красной Армии на передовых аэродромах немцы бросили небоеспособные «рамы», но уцелевшие самолеты продолжали помогать окруженной 6-й армии генерала Паулюса.



17 декабря в очередной раз отличился летчик-истребитель Михайлик в тяжелом поединке, сбивший «раму» («P2+BV»). В этот же день в районе Давыдовки корректировал стрельбу артиллерии разведчик Fw-189 из NAG-16. Разведчик сопровождали истребители Bf. 109. Немецкие самолеты атаковала советская пара: командир Иван Максименко, ведомый - Чумбарев. Чумбарев впустую израсходовал весь боекомплект, после чего таранил раму, отрубив воздушным винтом своего истребителя одну хвостовую балку Fw-189. Экипаж разведчика - обер-фельдфебель Майер, унтер-офицер Шмидт и ефрейтор Сова - не смогли покинуть падавший самолет.



К началу февраля 1943 года люфтваффе потеряли на Восточном фронте почти пять сотен самолетов и почти тысячу человек летного состава. Ближнеразведывательные подразделения лишились примерно 150 самолетов, в основном - Fw-189.



Разгром под Сталинградом положил начало отступлению вермахта на всем советско-германском фронте. Отступление вызвало очередную реорганизацию подразделений ближней авиационной разведки, имевших на вооружении самолеты Fw-189.



Активность подразделений ближней авиационной разведки люфтваффе шла на убыль, в то время как активность советских истребителей росла, а точность и плотность огня зенитной артиллерии усиливалась. Все чаще экипажам немецких разведчиков приходилось вступать в воздушные бои; в 1943 году в среднем на 90 боевых вылетов Fw-189 приходилась одна сбитая огнем с земли «рама».



С мая 1943 г. самолеты Fw-189 стали привлекать для борьбы с партизанами.В начале июля немецкие войска начали последнее за войну стратегическое наступление на Восточном фронте - операцию «Цитадель». Разведчики пытались отслеживать перемещения советских войск. В боях над Курской дугой отличились летчики вооруженной истребителями Як-1 эскадрильи «Нормандия» вооруженных сил Свободной Франции. Пилоты Лефевр и ла Пуап атаковали и сбили один Fw-189, второй разведчик на счет эскадрильи записали Литольф и Кастелен, третий - Марсель Альбер и Альберт Прециоси.



12 июля в контрнаступления из района Курска перешли войска Красной Армии. Разведчики Fw-189 вскрыли дислокацию советских соединений, однако у немцев не имелось резервов, чтобы заткнуть все дыры в своей обороны. Через два дня после начала контрнаступления Красная Армия освободила от немецко-фашистских захватчиков города Орел и Белгород.



Большой проблемой для экипажей разведчиков стали новейшие советские истребители Ла-5 по силуэту очень похожие на Fw-190. Теперь «рамы» старались пересекать линию фронта на предельно малой высоте, но все равно численное превосходство советских истребителей наряду с усилением средств ПВО сухопутных войск поставили точку в успешной деятельности разведчиков. Особенно туго немецким истребителям, сопровождавшим Fw-189, пришлось после появления на фронте самолетов Як-3, на малых высотах имевших абсолютное превосходство над любым истребителем люфтваффе. Советские летчики относились к Fw-189 с уважением. Летчик-истребитель А. Семенов в своих воспоминаниях писал:

- «Рама», корректируя огонь артиллерии, сильно досаждала нашим наземным войскам. Самолет этого типа представлял собой сложную цель для летчиков истребителей. Сбить «раму» - не простая задача, даже более сложная, чем сбить истребитель Bf.109 или бомбардировщик Ju-88.



Похоже отзывался о немецких Fw-189 и знаменитый ас Александр Покрышкин, считавший сбитую «раму» самым объективным показателем мастерства летчика-истребителя.



Ближе к концу войны самолеты Fw-189 стали привлекаться к выполнению ночных разведывательных полетов, для чего на некоторых машинах устанавливалось специальное оборудование. Чаще всего, «рамы» вели визуальную разведку.



С лета 1944 г. самолеты Fw-189 использовать для решения задач тактической авиационной поддержки уже не представлялось возможным, так как «рамы» стали наиболее приоритетной целью для истребителей ВВС Красной Армии. В отдельных случаях Fw-189 привлекались к ведению психологической войны -разбрасыванию листовок. Существует легенда о том, что якобы в ходе одного из таких вылетов экипаж «рамы» сбил советский истребитель ... листовками. «Рама» высыпала бумажный груз перед носом советского самолета, пилот потерял пространственную ориентировку и не справился с управлением; истребитель разбился.



Зимой 1944-45 гг. самолеты Fw-189 действовали главным образом над Польшей и «протекторатом Богемии и Моравии». Часть поврежденных разведчиков немцы бросили на польских и чешских аэродромах при отступлении.



.Несколько Fw-189 (известно о восьми самолетах, два из них - чешского производства) германские войска бросили на норвежских аэродромах. Большинство самолетов было утилизировано англичанами осенью 1945 г. В неофициальном порядке один Fw-189 передали ВВС Норвегии, эту машину сняли с вооружения в мае 1946 г.

Уцелел один единственный Fw-189 W.Nr. 0173, который некоторое время летал в Великобритании.


























По материалам сайта www. wunderwaffe.narod.ru
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    78 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +22
      19 марта 2012 08:45
      Давольно малоизвестные странички великой войны. Спасибо! прочитал с удовольствием.
      1. +11
        18 сентября 2017 00:49
        Цитата: Dmitriy69
        странички великой войны
        - Громадную и прекрасно обученную силу и мощь фашистской Германии сокрушила страна, которая за 12-15 лет до войны была полуразрушена. И что бы там не говорили, нужно отдать должное гению человека, сделавшего нашу Родину сильнейшей страной мира - Иосифу Виссарионовичу Сталину.
        1. 0
          6 октября 2017 17:02
          Цитата: oldseaman1957
          Громадную и прекрасно обученную силу и мощь фашистской Германии сокрушила страна, которая за 12-15 лет до войны была полуразрушена.

          Ну, вообще то Германия на путь развития встала позже СССР, лет так на пять. И до этого тоже не процветала, задавленная репарациям и контрибуциями
          1. 0
            16 ноября 2017 21:16
            Цитата: verner1967
            Цитата: oldseaman1957
            Громадную и прекрасно обученную силу и мощь фашистской Германии сокрушила страна, которая за 12-15 лет до войны была полуразрушена.

            Ну, вообще то Германия на путь развития встала позже СССР, лет так на пять. И до этого тоже не процветала, задавленная репарациям и контрибуциями

            Ну, вообще то Россия на путь развития встала с гораздо более низкого старта. Гражданская война и ее последствия как сказались на промышленности? Вот мы Германию и догоняли. А потом благодаря Сталину и перегнали. И противостояли промышленному потенциалу всей Европы.
          2. +1
            30 марта 2018 10:43
            Ну, да. А то, что она произвела во время 1 МВ самолетов в 10 раз больше, чем Россия, причем с полным циклом производства, не имеет никакого значения. И то, что на территории Германии военные действия вообще не велись. Про отсутствие стратегических бомбардировок я уже молчу...
            Если при таком "начальном уровне" она еще "не встала на путь развития", то что тогда говорить о том времени, когда "встала". А остальные страна Европы, которые она оккупировала, тоже "не встали"?
    2. +30
      19 марта 2012 09:05
      Материал интересный, еще раз убеждаешься что победили мы сильного противника.
      1. +7
        30 ноября 2016 16:19
        Да интересно конечно, но вот насчет потерь на второй день войны люфтов всего 12 самолетов - большое сомнение.
        Вот например:
        По данным Олафа Грёлера, опиравшегося на сводки 6-го отдела службы генерал-квартирмейстера люфтваффе, за первую неделю боёв немцы потеряли 280 самолетов безвозвратно и 165 — поврежденными; за две недели — 429 и 247 машин соответственно (с учетом уточнений по потерям первой недели).
        1. +2
          19 декабря 2016 12:57
          Во вступлении к статье изложена откровенная ложь, а дальше идёт нормальный материал. Это приём идеологической войны. Сталин оставил авиацию на потом.Аресты и расстрелы высшего командного звена , а точнее последняя волна репрессий, начались 1 июня 1941 года и продолжались до 23 февраля 1942 года, когда была расстреляна последняя группа высших офицеров ВВС.Таким образом ВВС были обезглавленны фактически до полкового звена включительно....Авиация Черноморского Флота вообще бездействовала - командующий ждал указаний сверху, а их не поступало и самолёты сидели....Основная масса самолётов была брошена в паника на аеродромах своих или после перелета на необорудованные , не свои....Немцы не наносили массированные удары по всем аэродромам, у них не было такой возможности......Самолёты не были сосредоточенны на нескольких аэродромах, и эффективность атаки по ним была не очень высокая.....Эту сказку для вас придумали потом, чтобы оправдать и навеки спрятать позор паники и бегства в первые дни войны из-за отсутствия руководства во всех звеньях армии и ВВС в том числе.Руководящий состав был репрессирован и запуган до невиданной степени....Командиры до полкового уровня , не говоря уже о дивизионном, фактически полностью были уничтожены и заменены на неопытных и доносчиков-карьеристов.......
          1. +6
            21 декабря 2016 01:55
            Откуда вы твари лезете...
            1. +1
              2 октября 2017 19:06
              Цитата: Mestny
              Откуда вы твари лезете...

              бросай с зеркалом разговаривать, для головы вредно, течь начинает. а может уже тебя белочка посетила? Печалько однако wassat
          2. +8
            19 февраля 2017 19:12
            слышь! Ты откуда такой вылупился? суворова-резуна начитался видимо и солженицина . Одного предателя-перебежчика и другого лагерного стукача и тоже предателя.
          3. +2
            2 октября 2017 19:01
            Цитата: okko077
            Во вступлении к статье изложена откровенная ложь, а дальше идёт нормальный материал.

            кроме цифр умилило описание рамы:
            «Фокке - Вульфы» 189-серии начали разрабатываться в феврале 1937 года ... ... Разведчик имел асимметричное расположение кабины пилотов: на правом крыле. Двигатель размещался в носовой части центроплана.
            Автор даже на фотки что выложил не посмотрел и вместо Fw 189 описывает конструкцию Blohm & Voss BV 141
            И еще, я кром5е фоток ничего относящемуся к названию статьи не нашел, однозначно минус.
          4. 0
            30 марта 2018 10:57
            Твоя страшная сказка еще фантастичней. На деле - мало расстреливали. Особенно в Западном округе. Там вообще было сплошное предательство высшего начальства. Начиная с командующего Павлова. Сделали все, чтобы сдать округ, рассчитывая стать гауляйтерами при немцах. И сдали. В остальных округах выполнили директиву Генштаба от 18.06.41, которую пытаются замалчивать, и привели округа в боевую готовность. Поэтому нигде, кроме западного направления, немцы и румыны не прорвались. Флот вообще не имел никаких потерь. Это не случайность.
            Поэтому, как только достреляли замечальную группу высших офицеров ВВС, то и дела в воздухе стали налаживаться. Война все на место ставит. Армия мирного времени склонна к саморазложению
        2. 0
          21 сентября 2017 17:02
          Я встречал цифру 400 сбитых немцев в первый же день. А 500 сбитых к 02.43 года - вообще черная фашисткая фантастика. Может быть, сбитых "рам"?
        3. 0
          30 марта 2018 10:47
          По данным советского Генштаба - 400 только в первый день. Но в последующие, видимо, меньше. Поскольку количество советских самолетов быстро уменьшалось, а также был дезорганизован подвоз горючего и боеприпасов на аэродромы.
    3. +31
      19 марта 2012 09:18
      Поразило качество снимков.
      Знаю, что немецкая оптика отличная...но, такое качество - поразило.

      Тем больше уважения и почтения - нашим летчикам. Не с ерундой рубились. А на пределе сил и средств. И - победили.

      Еще раз подчеркну - союз Россия-Германия - гарантированный... мир, или кирдык - миру.
      Кому как больше нравится.
      1. Eugene
        +25
        19 марта 2012 09:40
        И что уникального?Базовое правило оптической печати говорит, что максимально возможное увеличение при печати в 10 раз. Для эмульсий тех лет раз в 5 без видимого зерна, при условно-говоря 300dpi, это будет до 10х15, монитор пусть 100 dpi. А.тк разрешении моников не дотягивает до стандарта полиграфии, то при приведении к 300 dpi размер этих картинок станет еще меньше.

        По поводу кадров фотохроники. Наша и немецкая это УГ по сравнению с Американской тех лет. Ибо немцы с Лейкой бегали узкой, наши тоже с фигней какой-то. А у американцев у корреспондентов был Графлекс сч листом 4"х5", и снимали они на величайшую пленку всех времен - Кодакхром.
        ъРазумеется все это когда была возможность развернуть этого монстра - т.е не в жару боя.

        Вот примеры:



        1942 год.









        1. +5
          19 марта 2012 10:38
          Да уж...и в таком цвете.
          Это подлинники тех лет, или уже ретушь современная?

          А восхитило меня то, что смазанности нет, значит выдержка минимальная. Значит - зерно должно было быть. Короче, круг получается. Это про отдаленные предметы. Личные снимки - тут ничего особенного, хотя видно что живые, не постановочные.
          1. Eugene
            +13
            19 марта 2012 11:44
            Это реальный цвет той пленки, если видите у картинок есть легкий уход в синеву, как-будто металлизированные. Это её особенность. Царапины наверное замазали.
            Эта слайдовая пленка, она производилась с 1933 по 2007 кажется. Уникальная. Но Кодак её убил(И сейчас сам почти умер.
            Кодак это то, за что стоит уважать американцев.
            1. +6
              19 марта 2012 15:45
              Их за многое можно уважать. Но...
              Когда-то Россия отказалась помогать Англии и Франции давить колонистов. Даже полковник царской армии был у них генералом.
              А вот они, колонисты - с удовольствием давили СССР.
              Правительство...
              1. elf71
                +2
                19 марта 2012 21:40
                учите историю франция как раз помогала колонистам
            2. +4
              19 марта 2012 20:48
              Цитата: Eugene
              Но Кодак её убил(И сейчас сам почти умер. Кодак это то, за что стоит уважать американцев.

              Всё, умер, не вписался в новый технологический уклад
            3. Мимопроходящий
              +6
              20 марта 2012 19:53
              Цитата: Eugene
              Это реальный цвет той пленки, если видите у картинок есть легкий уход в синеву, как-будто металлизированные. Это её особенность.

              Вот что-то мне подсказывает, что это обычная фотшоповская цветокоррекция. Не бывает на старых пленках таких насыщенных и чистых цветов, такой ширины динамического диапазона. Достаточно вспомнить голливудские цветные фильмы до цифровой эпохи.
              А типичные военные снимки выглядят вот так:


              Обратите внимание - цвета не сочные (зелень не зеленая, небо не синее), тени провалены(в тенях нет деталей, просто темное пятно)
              1. +6
                20 марта 2012 22:53
                не так давно залез на чердак своего дома и наткнулся на коробку со слайдами,снятыми мной лет так 30 назад.просмотрел с удовольствием.Цвета остались такими же сочными.А снимал я не на кодакхром естесственно а на что-то попроще.Это я к тому,что слайдовая пленка изначально предназначалась для большого увеличения,на диапроекторах например, и к ней выдвигались высокие требования.Слайдовая пленка намного превышает по показателям обычную.Так что вполне поверю,что фото без фотошопа.
              2. Eugene
                +2
                21 марта 2012 00:50
                Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.


                У слайдовых позитивных фотоматериалов динамический диапазон фотоширота, невысока, зато очень велик контраст .Достигает 3.8D и выше по логарифмической шкале с 10ным основанием.

                Насчет одинаковости. Я этих слайдов не видел сам ллично.но примеры в интенете с них очень часто похожи в плане цветопередачи. Есть отдельные примеры лучше/хуже - м.б результат хранения или про\вки, там очень сложный процесс который делала в 2007 толи одна то ли 2 лаборатории в миреВаш первый пример, неудачен,т.к я не знаю что надо делать,чтобы получить такую резкость с листа пленки 4 на 5 дюймов.
                .
                Эта пленка не совсем цветная.. она как бы сказать черно белая с 3мя цветными по отдельности применямыми слоями. И усовершенствованную технологию этой пленки с трудом смогли достичь на нормальных цветных только в 90ых.

                Насчет кино. Надо смотреть конкретный фильм и узнавать чем снимали, кодахром применялся для кинематографа, но не уверен,что только он. надо смотреть.Я в этом не очень разбираюсь.

                Еще раз насчет коррекции. Если она есть, то я Вас уверяю,значит в пленке есть просты линейные искажения, поддающиеся простой обработке, иначе таке полутонав вы фиг получите. Та же цветная Агфа тех лет ужос, ужос.

                А вообще еще раз посмотрите, на эти фото. В них есть объем!не то что ы нынешних цифро-кенанах. Это кстати вполне научный факт.
              3. +2
                21 сентября 2017 17:13
                Я фотограф уже 30 лет и занимаюсь цветокоррекцией каждый день. Никакой ас Фотошопа ничего серьезного не сделает с недостатком динамического диапазона, насыщенности и детализации. Так что снимки реально качественные. Другое дело, что таких было немного. И, возможно, использовались экраны подсветки.
                Приходилось видеть и качественные немецкие снимки на Агфе. Тут от ширины пленки, аппаратуры и самого фотографа все зависит. Для "Тайма" показуху делали на высоком уровне.
          2. schta
            +3
            19 марта 2012 13:26
            Настоящие.
          3. +3
            20 марта 2012 11:58
            Подлинники конечно. Правда все сделаны далеко от мест сражений, на базах, заводах и т.д.
          4. 0
            30 сентября 2019 00:20
            Как обычно пропаганда великого русского мира ,фотки повстовляли настоящие а обсуждения липовые ,великая руская арми драпала с огромными потерями от Белоруссии до москвы ,теряя технику и людей пачьками,и только аж а 1944 году вернула свои границы ,тойсть прогнала врага са своей территории ,а тут пишут что немцы там потеряли сям потеряли ,еслибы не Ленгвиз это помощь которую постовояла Америка и Англия постоянно отпровляя технику припасы целыми баржами то СССр здулся бы как шарик уже к 1943 году ,а сколько советцких солдат погибло с 1944 по 1945 год знаете почитайте только не в питинской литературе
        2. +2
          21 марта 2012 21:38
          Откровенно сказать - качество немецких снимков меня удивило. Но юсовские!!! Это что-то! Спасибо за подборку. И автору статьи спасибо. Не мало интересного узнал.
      2. pavelk
        +1
        19 марта 2012 20:37
        FYI

        Цветные фото ВВ2. USA side.

        http://historylink101.com/ww2_color/

        У кого нибуть есть ссылки на отечественные цветные фото - авиации, пилотов... ?
        1. +1
          20 марта 2012 11:41
          pavelk, попробуй полазить на waralbum.ru
    4. vostok-47
      +1
      19 марта 2012 09:19
      Так вот откуда пошло словечко "копец"
    5. +5
      19 марта 2012 10:07
      Статья вызвала воспоминание о Сент-Экзюпери... Летал на Лайтинге... Это был самолёт разведчик... его "Маленький принц" лучшее что было написано для детей... да и для взрослых тоже... Вечная ему память...
      1. 755962
        0
        19 марта 2012 12:35
        Предлагаю, чтоб такая статья появилась и на этом сайте.И про"Лайтинг" и про Экзюпери.Что скажут модераторы?
      2. Eugene
        0
        19 марта 2012 14:15
        Гмм "Лайтнинг" это тяжелы 2х моторный истребитель сопровождения?
        1. +1
          19 марта 2012 15:39
          Не, мне показалось это Бостон. Бомбардировщик.
          Я, правда, не специалист.
          1. Wolkin
            0
            19 марта 2012 16:21
            Первая фото, это А-20 "Бостон" Третье фото, В-25 "Митчел"
        2. 755962
          +7
          19 марта 2012 21:10
          Локхид P-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолет, созданный в конце 1930-х годов. Широко применялся ВВС США во время Второй мировой войны, особенно на Тихоокеанском театре военных действий. На P-38 летали два самых результативных лётчика-истребителя в истории американской военной авиации — Ричард Айра Бонг и Томас Макгуайр, а также известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери (предположительно был сбит над Средиземным морем немецким истребителем Bf.109). Также на счету P-38 имеется дерзкая операция по ликвидации японского адмирала Ямамото над одним из тихоокеанских островов 17 апреля 1943 года. Восемнадцать «Лайтнингов» атаковали и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел Ямамото, а также истребители «Зеро» прикрытия. Адмирал погиб.
    6. Rodver
      +4
      19 марта 2012 11:02
      Да, у американцев не только военная, но и фототехника были самыми современными на тот момент, но войну выигрывают люди, а не техника.
      1. ЖОРА
        +1
        19 марта 2012 12:23
        На этот момент тоже, самые современные...
        1. +5
          19 марта 2012 15:41
          Достал.
          Что же они нормальные дома не могут построить.
          как ветер-ураган - все курятники в воздух.
          У нас только щиты валит.
          1. +4
            19 марта 2012 16:39
            Хы....кто же это ТАК на меня обиделся?
            Отзовися, "униженный-и-оскорбленый".
            Может, я и пойму ошибку...скажи тока.
          2. +3
            19 марта 2012 20:50
            Цитата: Игарр
            Что же они нормальные дома не могут построить.

            Нормальный дом дорого, а щитовой быстро недорого технологично и застрахован, у нас тоже так повсеместно строят уже
            1. 0
              21 сентября 2017 17:17
              У них и щитовой стоит столько, что к моменту конца ипотеки, мэрия выносит постановление о сносе из-за ветхости. Лет на 30 рассчитаны.
          3. +2
            27 ноября 2016 00:44
            Дык, всё равно, когда Йеллостоун рванёт, ничего от Америки не останется. А когда Голфстрим от Европы отвернёт, то все они к нам побегут: в Китае даже города для них понастроили - стоят ждут чего-то.
      2. Wolkin
        +3
        19 марта 2012 16:24
        Фототехника действительно была передовой, но предоставленные фото постановочные и вероятно сделаны позже.
    7. Олегыч
      +1
      19 марта 2012 12:33
      Да, уважительная подборка. Лишний раз показывает, как были организованы эти сволочи, и какое огромное значение имеет господство в воздухе. Ливия и Ирак - тому пример.
      Да, не будь 41 года, война была бы совсем другая...
    8. Wolkin
      +6
      19 марта 2012 16:49

      ..самолеты-разведчики- Hs -126 и Fw-189 - знаменитые «рамы»....

      Hs -126, - на сколько я знаю, звали "Колтыль" Рама Fw-189 - была очень тяжелой целью потому что имела хорошую маневренность солидное(для такого типа) оборонительное вооружение и обычно сопровождалась парой истребителей. Статья на 3 с минусом, по этому, правда перемешана с ложью, но себе её скопировал ради фоток. Кого интересуют первые дни войны читайте книгу Алексея Исаева "Приграничное сражение 1941" Москва "Яуза" "Эскимо" 2011г. Исследование проведено на сопоставлении немецких и советских архивных документов. Оно не касается только авиации, охватывает весь фронт с 22 июня по 10 июля.
    9. Valera_UA
      +2
      19 марта 2012 21:35
      На большинстве снимков с воздуха - Харьков)))
    10. Следопыт
      +6
      19 марта 2012 22:35
      За первую неделю войны на земле и в воздухе было уничтожено около 6000 советских самолетов. Во второй день войны потери ВВС РККА составили 600 самолетов, потери люфтваффе - 12 самолетов. От такой статистики застрелился один из руководителей ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Копец.

      Крупный урон понесли и немецкие ВВС. За первые 14 дней боев, с 22 июня по 5 июля 1941 г.- 807 самолетов всех типов, а за период с 6-19 июля - 477шт (История ВОВ СССР 1941-1945г. т.2 с.47)
      Всего же к концу 1941 г. потери Люфтваффе составили примерно столько же машин соклько числилось на 21 июня 1941г.
      Откуда автор берет статистику потерь или "путает" цифры остается только догадываться.
      1. 0
        20 декабря 2016 08:50
        Возможно, игра цифрами. В документальной литературе о войне среди отчетов встречалось, типа: разрушение более 75%. Т.е. пока назначат комиссию, пока акты после осмотра, пока утвердят, пока спишут... А в потери зачем заносить? Поврежденный борт, и вся статистика.
      2. 0
        2 октября 2017 19:17
        Цитата: Следопыт
        Откуда автор берет статистику потерь или "путает" цифры остается только догадываться.
        высасывает, вопрос только откуда, лично я не знаю...
        2samoletil18 не выгораживай вранье автора статьи, он сам должен на такие вопросы отвечать, без адвокатов.
    11. 16 обрспн
      0
      20 марта 2012 00:22
      немцы всегда серьезными противникаи были!!!
    12. +2
      20 марта 2012 10:46
      Торжество политики англосаксов на европейском континенте: два великих народа второй раз за столетие яростно уничтожали лучших своих представителей,
    13. +1
      20 марта 2012 13:54
      Вот и в будущей войне на наши головы посыпятся "томагавки", ATACMSы, SADDARMы и т. д. Плюс космические средства разведки и целеуказания, а, может быть, и ударные космические средства...
      1. +2
        20 марта 2012 17:47
        Strategia,
        Могу прислать хорошую веревку,мыло,надеюсь,найдется? bully
        1. +1
          20 декабря 2016 08:52
          Со своей стороны, готов помочь мылом. love love
    14. Kommunar
      +7
      20 марта 2012 21:12
      Вот и в будущей войне на наши головы посыпятся "томагавки", ATACMSы, SADDARMы и т. д. Плюс космические средства разведки и целеуказания, а, может быть, и ударные космические средства...
      паникеров и трусов растреливать на месте am
    15. mind1954
      0
      21 марта 2012 04:09
      Про "Рамы", как мне кажется, я слышал "с пелёнок". И всё, что читал
      о войне было наполнено этими "рамами". Видимо, они у воевавших
      оставили неизгладимое впечатление
    16. dimon87
      +1
      29 апреля 2012 15:28
      Интересные фотки, вспоминается вездесущая рама из Фильма "Иди и смотри" http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/22
    17. DeathforNazism
      0
      21 июня 2013 23:31
      Мне вот только интересно, как так получилось, что Германия напала внезапно? А что делали те тысячи самолётов возле границы и летчики-истребители, которых не учили воздушному бою, а только штурмовке?
      1. +2
        20 декабря 2016 09:06
        Это Вы резунов начитались. По данным из разных источников, меня угнетает больше всего: упреждение Германией в развертывании группировки против СССР составляет от 24 до 28 суток. Спасибо нашим предкам, огромную страну. При наличии воли к Победе размен пространства на время позволил сконцентрироваться и не только вернуть утерянное, но и уничтожить врага с приростом территорий. Вот, только горбо-ельцинские потомки все сделали, чтобы максимально облегчить задачу вероятным и потенциальным "партнерам".
        И не надо стыдиться этого размена. Нас было 200млн., а европейских захватчиков 400млн.!
    18. +1
      9 февраля 2014 14:05
      Захваченный немцами истребитель Як-1Б командира эскадрильи 148-го истребительного авиаполка Леонида Смирнова на аэродроме. На самолет уже нанесены немецкие опознавательные знаки, но на борту сохранена надпись: «Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор.Саратова».

      Из донесения 06.05.1943 г.:

      «Капитан Смирнов Леонид Дмитриевич, 1913 г.р., урож. г.Харьков, командир аэ 148 иап, не вернулся с боевого задания по прикрытию своих войск в р-не Неберджаевская на самолете Як-1. На счету имел 7+4 сбитых самолетов противника.
      Пропала вся четверка — Смирнов, Дронов, Цириков, Свиридов.»
    19. +2
      9 февраля 2014 14:13
      Текст статьи несколько сумбурный, но только за фотографии жирный "+"
    20. 0
      27 ноября 2016 00:49
      Интересный материал. Но обсуждение плавно перетекло на другой объект - фототехнику Кодак. Очень по-русски.
    21. 0
      28 ноября 2016 10:08
      Кадры с советскими пленными - пример действий немецких разведчиков?
    22. +3
      28 ноября 2016 13:14
      хочется поправить немного автора статьи. Немецкая авиация далеко не сразу захватила инициативу.
      Как писал Гудериан, им банально не хватало сил авиации на все.
      Как правило, часть первых налетов на аэродромы отбивалась. А вот потом, когда требовалось подготовить 3+ вылет, начинались проблемы - персонал и запасы не были рассчитаны на интенсивные вылеты. Надо сказать, это оставалось долгой проблемой даже в элитных частях ВВС РККА до середины войны. С течением времени на 2-3 день выбивалась связь, снабжение, пропадало всякое наблюдение на передовой, аэродром получал повреждения ВПП, зенитные расчеты исчерпывали боезапас (а склады не доступны) и только после этого все, что было на аэродроме, уничтожалось. Часто был именно такой сценарий. Большинство летчиков оставались живы, но часто попадали в плен или застревали в хаосе передислокаций где-нибудь. Через 3-4 недели боев у ВВС РККА почти не осталось прифронтовой истребительной авиации. И вот только после этого можно сказать, что инициатива перешла к немцам. Часто она выражалась в том, что их перестали беспокоить в воздухе, налеты бомбардировщиков сб-2 и дб3 шли без сопровождения истребителей и потому несли большие потери и практически перестала существовать авиаразведка. Однако, такая было бы ложным думать, что это сложилось сразу. Правда заключается в том, что сломили немцы сопротивление авиации далеко не сразу и далеко не бескровно. Правда, стоит отметить, что в первые дни войны немцами было привлечено много устаревших самолетов из-за дефицита современных.
      И они понесли существенные потери. В первую очередь на южной части фронта.
    23. +2
      28 ноября 2016 16:14
      Цитата: 755962

      5
      755962 19 марта 2012 21:10 ↑
      Локхид P-38 «Лайтнинг» (англ. Lockheed P-38 Lightning, в переводе — «Молния») — американский тяжёлый истребитель и разведывательный самолет,

      Вообще-то, к моменту высадки в Нормандии, для полетов над Германией "Лайтнинг " устарел безнадежно. Американские разведчики несли тяжелые потери. Американцы упрашивали англичан выделить им разведывательные Спитфайры, но те отказывали до тех пор пока американский генерал не обыграл в биллиард на спор английского генерала. После чего английский джентельмен распорядился о Спитфайрах для американцев.
      По Экзюпери. Во французских ВВС он летал на скоростном разведчике Блок-174. Летал на больших высотах 10-11 км.
      Но Bf-109 доставал его и там. Драма была в том, что у французов на таких высотах замерзала смазка пулеметов и Блок-174 был безоружен. А вот у немцев оружие работало безотказно... Спасался только тот, кто успевал вовремя обнаружить перехватчиков и грамотно сманеврировать.
    24. +2
      28 ноября 2016 16:53
      Есть серия книг-за линией фронта.Воспоминания немецких солдат и офицеров.С хорошими фотографиями и картами.Кому мало,можно делать запрос в бундесархиф и получать в электронном виде всевозможные документы и рассказы.Некоторые не бесплатные.Но можно в онлайне почитать.Таким образом уже только бумажных прочитал 187 книг.Неплохие мемуары с фотографиями есть у Киссельринга,Гудериана,Скорцени,Отто Кариус.Только аккуратно их читать,такие вещи надо фильтровать.Много нацистского маразма и отбеливания себя пушистых и той системы которой служили.
    25. 0
      28 ноября 2016 19:06
      Хороший был самолет , да не наш ! В СССР пытались сделать что-то подобное ,но дальше опытов ничего не пошло .
      1. 0
        2 октября 2017 19:27
        Цитата: polkovnik manuch
        В СССР пытались сделать что-то подобное ,но дальше опытов ничего не пошло .
        у нас на артиллерийский разведчик не было госзаказа, он появился только в 1946-м, а потом прошедший гос испытания Су (модель не помню) зарубили за то что не имеет реактивных движков...
    26. 0
      4 декабря 2016 04:36
      Цитата из статьи:
      Во второй день войны потери ВВС РККА составили 600 самолетов, потери люфтваффе - 12 самолетов. От такой статистики застрелился один из руководителей ВВС Красной Армии генерал-лейтенант Копец.

      Копец был генерал-майором авиации.
      Есть версия, что Копец якобы застрелился, т.е. завершил свою жизнь самоубийством у себя в кабинете, однако предсмертной записки не оставил, свидетелей из числа сослуживцев, например адъютанта и прочих кто был в здании штаба, а было очень много военнослужащих и которые достоверно могли показать, что генерал застрелился нет. Есть сведения, что 23 июня 1941 Копец был ещё жив.
      Может свои летчики пристрелили генерала Копца за предательство.
      И потери ВВС ЗапОВО в первый день войны составили более 700 самолетов из них более 500 новейших.
    27. 0
      6 декабря 2016 12:13
      познавательно. Спасибо!
    28. +1
      21 сентября 2017 22:41
      «Рама» высыпала бумажный груз перед носом советского самолета, пилот потерял пространственную ориентировку и не справился с управлением; истребитель разбился

      Листовки забили воздухозаборник. Двигатель перегрелся и самолёт разбился.
      1. 0
        21 сентября 2017 23:20
        Точнее двигатель заглох.
    29. 0
      27 сентября 2017 22:22
      Разведчик имел асимметричное расположение кабины пилотов: на правом крыле. Двигатель размещался в носовой части центроплана...Что за бред? Это про другой самолет.


      .
      1. 0
        2 октября 2017 19:29
        Цитата: Дядя Женя
        Разведчик имел асимметричное расположение кабины пилотов: на правом крыле. Двигатель размещался в носовой части центроплана...Что за бред? Это про другой самолет.
        И ты это тоже заметил? wink Я выше даже написал какой.
    30. 0
      13 декабря 2017 23:10
      Цитата-" За первую неделю войны на земле и в воздухе было уничтожено около 6000 советских самолетов "
      А почему не 600000, или 6000000? Автор что курил , когда писал это? Неужели лень было посмотреть, сколько самолетов ВСЕГО имели западные округа. Из них-боеспособных. Ну ври, ври, но не завирайся.
      Спору нет , бездарное руководство нашими ВВС, как на армейском, так и на дивизионом уровне, а так же фактически почти полное отсутствие радиосвязи на самолетах-истребителях способствовало этой грандиозной катастрофе. И это продолжалось фактически до середины 43 года. Неспособность , по сравнению с немцами концентрировать силы ВВС отличало наше командование всю первую половину войны. Поэтому и создавалось мнение, что самолетов у немцев больше. Хотя почти всю войну, за исключением короткого периода 41 года, было с точностью наоборот.Кстати, с танками было то же самое. Один мой бывший знакомый танкист, ныне покойный, воевавший с 42 года, говорил, что наших самолетов они не видали почти до 44 года,но это не значит , что их было мало. Просто они были РАСПЫЛЕНЫ по всему фронту, и удары наносились растопыренными пальцами, в отличии от ударов кулаками германских ВВС. Первой сильной концентрацией наших ВВС была Кубань . А до этого , даже под Сталинградом , наши ВВС фактически не смогли помешать "воздушному мосту" . который снабжал Паулюса. Конечно , это им мало помогло, но ведь могли наши выбить тогда большую часть транспортной авиации Люфтваффе, но не сумели.
      А то что все таки разбили такого сильного врага, это заслуга наших летчиков, самоотверженно сражавшихся в воздухе. Ну и надо учесть. что все таки немцы воевали и на западе. . Иначе наши потери в ВВС в той войне , и так огромные,были бы намного больше.
      1. 0
        13 декабря 2017 23:29
        Да , забыл, еще в сражении под Москвой, наши ВВС сумели в большей мере парировать удары Люфтваффе. И там впервые было численное преимущество на определенном участке фронта у нашей авиации. Но это столица, и тут все ясно.
      2. 0
        14 декабря 2017 00:27
        Блин , прости автор статьи . Ведь сам же пишу"За первую неделю", а в голове вертелось- за первый день .Заклинило что то. И те 1811 потерянных самолетов,за 22е июня я посчитал за неделю. .

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»