«...И делай с ним что хошь!»

Информационные агентства приучили россиян к тому, что слово «коррупция» должно ассоциироваться с расхищенными из федерального, регионального или муниципального бюджетов миллиардами. Само понятие коррупция стало восприниматься как нечто масштабное, но вместе с тем, простите за термин, элитарное. Элитарное в том смысле, что воровство из бюджета и мошеннические схемы реализуют якобы исключительно чиновники, вращающиеся в управленческих госструктурах, а те, кто, будучи рангом ниже, прибирают к рукам «плохо лежащие» средства налогоплательщиков, к коррупции как бы отношения не имеют. Если фамилия поместного комбинатора не Сердюков, не Амиров и не Хорошавин, то общественность наша порой не видит поводов обращать на деяния таких комбинаторов внимание. Мол, а зачем тратить время, ведь не миллиард же уворован…

«...И делай с ним что хошь!»



Одним из примеров того, что коррупция сидит далеко не только в губернаторских и министерских кабинетах, по известным причинам обращающих на себя большее внимание, явилось дело директора одной из московских школ. Директор сообразил, что на родителях московских школьников, чаще всего не испытывающих особых финансовых трудностей, можно наладить весьма прибыльный бизнес и применил очередной способ «сравнительно честного отбора» денежных средств у граждан. Руководитель образовательного учреждения решил, что родители школьников могут себе позволить оплачивать занятия, включённые в образовательную программу и уже профинансированные из бюджета. Всё, что директору для этого потребовалось – заботящиеся о будущем своих детей доверчивые родители, а также состряпанные договора о том, что родители, дескать, плату за уроки вносят исключительно на добровольных началах.

Используя эту схему, директор школы за два года такого использования сумел выудить из более чем семи сотен родителей около 20 миллионов рублей! Лишь на третий год действия такой схемы преступление было выявлено членами проверяющей комиссии местного департамента образования… Оперативно... Об этом рассказывают представители Главного следственного управления Следственного комитета России, заявляя, что в отношении руководителя образовательного учреждения заведено уголовное дело по ч.3 ст.285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Почему именно этот случай был выбран в качестве примера, иллюстрирующего «немиллиардную коррупцию»? Да потому, что задержанный правоохранителями директор московской школы – отнюдь не единственный руководитель, который воплощает в жизнь систему двойной, а то и тройной оплаты одних и тех же услуг. В тысячах других российских школ (и не только школ) – похожая ситуация. Руководители, заявляя, что бюджет учреждения не позволяет вести процесс обучения «на должном уровне», «популярно разъясняют» (часто через преподавателей) тезисы о добровольно-принудительной системе подписания договора об оказании тех или иных услуг. В итоге появляются подписанные родителями (а часто и не родителями вовсе) некие договора «дарения» или «жертвования», согласно которым те якобы сами готовы ежемесячно помогать школам, техникумам, вузам (сюда же можно добавить и многие медицинские учреждения) денежные средства. В договорах упоминаются суммы от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч рублей – в зависимости от аппетитов…

Безусловно, можно говорить о том, что далеко не все образовательные (медицинские) структуры обеспечены на 100% тем, что позволило бы существенно повысить качество образовательного (лечебного) процесса. Но с какой стати улучшение качества учебного (лечебного) процесса должно вестись с помощью тотального сбора средств с получающих услуги, да ещё и фактически в порядке явной принудиловки? Конечно, можно заявить, что, мол, не хотите – не сдавайте... Но ведь многие граждане России прекрасно понимают, в кого будет превращён учащийся, если его родители (если у него вообще есть оба родителя) вдруг откажутся «добровольно пожертвовать» на плазму или новые жалюзи в кабинете, на оплату занятий или некой «обязательной» курсовой подготовки… Для родителей большинства современных школьников процесс «пожертвований» успел превратиться в норму. При этом, откровенного говоря, странно слышать от человека, который удручён тем, что Евгения Васильева до сих пор не за решёткой, доводы по поводу того, что «добровольные пожертвования» на «нужды» школы (детского сада, техникума, вуза) никакого отношения к поддержке коррупции не имеют… Мол, сравнили тоже: та миллиардами ворочала, а мы тут скинулись по тыщонке - что такого?..

Совсем недавно о проблеме бесконечных «дарений» написала в своём письме президенту России многодетная мать из Челябинской области. Юлия Волокитина сообщает пишет:

Моему старшему сыну 10, среднему – семь лет, маленькой дочке – четыре месяца. Мы не относимся к семьям, которые бедствуют, но и лишних денег у нас нет. Муж находится в отпуске по уходу за ребёнком. Подрабатывает частным извозом. Я пока не работаю. А в школе то и дело собирают с родителей по 200 и более рублей. Но, насколько мне известно, государство выделяет средства на все эти потребности учебного заведения. Настораживает и тот факт, что в разных школах эти сборы разные: в одной комплект учебников для 4 класса обходится родителям в 1000 рублей, в другой – в 1500. При этом в нашей школе родительские сборы оформляются "Договором пожертвования", а в других отдаются наличкой учителям без всякой документации.


Договор «пожертвований» прилагается:



Отвечать на письмо многодетной матери пришлось местным властям, которые не увидели в деятельности руководства школы ничего криминального, заявив, что такие жалобы им поступают постоянно. В муниципалитете заявили, что без финансовой помощи родителей школам области «выживать практически невозможно», так как из бюджета на учебники для одного школьника выделяется лишь 186 рублей в год… В управлении образования округа заявили, что школа «никого сдавать деньги не принуждает» - всё «совершенно добровольно». Мол, не сдал деньги – ну и учись сам, без учебников – на 186 государственных рублей… Демократия…

Скрытая коррупция? – нет, нет и ещё раз нет… Всё кристально честно!

Хорошо… В положение некоторых российских образовательных учреждений (организаций), заявляющих о нехватке средств на образовательный процесс можно было бы войти, если бы не пробежаться по учётно-отчётной документации. В целом ряде образовательных структур дошкольного, общего среднего и профессионального образования в сметах и отчётах с финансами всё в порядке. И если в Челябинской области в школы направляют по 186 рублей на учебники для учащихся, то, например, в Санкт-Петербурге и Москве руководители размещают на сайтах госзакупок лоты о приобретении кожаных кресел и диванов. То есть кресла и диваны из кожи за бюджетный счёт, а учебники – на «добровольные» пожертвования родителей… Оно, конечно, если директор будет восседать в кожаном кресле, то и качество образовательного процесса пойдёт резко вверх... Какие уж тут учебники - статья расходов ведь совершенно иная...

Пока одни руководители образовательных учреждений стараются банально заработать на учащихся и студентах, другие решают за счёт подопечных ещё и свои карьерные вопросы. Так, администрация образовательного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники» (БТИВТ) обязала коллектив ввязаться в кампанию по поддержке… самой себя. Как рассказал один из студентов техникума, образовательное учреждение собираются укрупнять за счёт введения новых профессий машиностроительной отрасли. В связи с глубоко пенсионным возрастом сразу нескольких представителей администрации (в том числе и 67-летнего директора Николая Десятникова), этих самых представителей, вероятнее всего ждут достойные проводы на пенсию с одновременным привлечением на их места достойной смены из числа более молодых педагогов. Но «пенсионная» администрация, по словам студента, решила устроить из смены поколений в руководстве и реорганизации техникума настоящую "истерику", фактически заставив студентов строчить письма и на адрес департамента образования области, губернатора региона, на имя главы Минобрнауки Ливанова с привлечением муниципальных и региональных СМИ "от имени студенческого коллектива".




Письмами дело не ограничилось – студентов, многие из которых смену поколений в администрации приветствуют, фактически обязали сформулировать интернет-петицию о том, что они, дескать, против изменений. А ещё сподвигли на создание целой серии групп в социальных сетях, «доказывающих», что новые (более молодые) люди в руководстве принесут исключительно вред, и только старая администрация (и никто, понимаешь, другой) способна о студентах и их интересах позаботиться… Понять людей, которые отдали много лет системе образования, конечно, можно. Но пытаться прикрыть защиту своих личных интересов интересами студентов – не вариант ли завуалированного давления на интересы детей, не вариант ли изощрённой коррупции, основанной уже на гуманитарной составляющей.

Из определения термина "коррупция" - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.

Все эти факты говорят о том, что коррупционные и мошеннические щупальца скользят не только в среде чиновников государственного уровня, но и в сферах, с которыми мы сами сталкиваемся практически ежедневно: образование, медицина, строительство, ведение бизнеса. Навязанные услуги, добровольно-принудительные пожертвования, принуждение к откатам, продвижение личных интересов руководства на основе искусственно создаваемых фобий в коллективах. Всё это кажется мелкой «бытовухой», но мелок ли её ущерб?..
Автор:
Володин Алексей
Использованы фотографии:
https://vk.com
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти