Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

История Байконура, который был совсем не Байконур.

2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения комплекса «Байконур», который включает в себя город и космодром.

Как возникло это название? Космодром так назвали по имени ближайшего города? Или новый построенный город назвали по имени космодрома?

Оказывается, в самом начале истории города и космодрома ни один, ни второй, не назывались Байконуром…


История Байконура, который был совсем не Байконур.


Из воспоминаний В.А.Скробана: «Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур — это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы и враги Родины думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».

История Байконура, который был совсем не Байконур.


Представляете! У меня не укладывалось в голове, как это легендарное название оказалось «пустышкой»!» Если вы начнете искать на эту тему информацию, то не найдете абсолютно НИ-ЧЕ-ГО! И вот почему:

«12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной как доставлять ядерные заряды на огромные расстояния (в частности до США), так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен — более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Место для космодрома было выбрано из трех вариантов — Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского. Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ордынской области — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.

Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов, с большими трудностями, туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее, «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, «чтоб никто не догадался», этот настоящий космодром и район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года, военными строителями под руководством Г. М. Шубникова. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона и создана войсковая часть 11284 — штаб полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона — «Москва-400, в/ч №…».

История Байконура, который был совсем не Байконур.


В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии — п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес — «Кзыл-Орда-50» (позднее он был сменён на «Ташкент-90», который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

29 января 1958 года, Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР, посёлку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке Ленинский проживало 8000 человек, а к концу 1960 года — более 10000 человек.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами («сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташева — Коммунальная — Носова — Ленина, Носова — Коммунальная — Шубникова — Речная; построены четырёхэтажные здания — штаб полигона и универмаг — на площади Ленина.

Жилой город получил вполне официальное название «Ленинск» и уже намного позже, в конце 90-х годов, ему было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем на карте Казахстана появился второй Байконур. А 5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т. п. целей) после первого полёта в космос человека — Ю. А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года. В этот день космодрому было вручено Боевое знамя.

История Байконура, который был совсем не Байконур.


Делится своими воспоминаниями заслуженный строитель России, прораб легендарного «Гагаринского старта» полковник в отставке Сергей Алексеенко.


- Сергей Андреевич, понятно, засекреченность строительства космодрома была страшная. Но вы-то, военные строители, знали, что возводили?


- Нет. Знали только, что минобороны создает ракетную базу для защиты своих рубежей, нанесения ответного ядерного удара по США в случае войны. В легендах прикрытия Генштаба она имела название «Стадион». Первые строители прибыли на станцию Тюра-Там в январе 1955 года. Но лишь в сентябре начались работы по рытью котлована под первый старт. Техники поначалу не хватало: каких-то пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов. Все. И это, чтобы за считанные месяцы вынуть из котлована глубиной 50 метров более одного миллиона кубометров породы! Все равно, что Азовское море вычерпывать ложкой.

А тут еще с глубины полтора-два метра пошел не песок, а ломовые глины, которые не брал ни один ковш. Попробовали рыхлить отбойными молотками — бесполезно. Зато разные представители из инстанций, глядя в чертежи, удивлялись «безделью и лености» тогдашнего прораба. И так довели его, что он, разочарованный в своих способностях «выкопать какую-то яму», слег в больницу. Я тогда работал на других объектах. Помню, еще подумал: не дай бог попасть на котлован. И как сглазил: с января 1956 года меня назначили прорабом на первый космический старт. Так что начал Байконур с нуля и прошел всю стройку. До подписания акта сдачи «Гагаринского комплекса», а потом и прочих в эксплуатацию.

- С Главным конструктором встречались часто?


- Конечно. Мы общались очень тесно. Настолько, что некоторые даже окрестили меня чуть ли не «придворным» прорабом Сергея Павловича Королева: по его командам я выполнял работы в действующем монтажно-испытательном комплексе, на старте и т.д.

- Крутой нрав Королева доводилось испытать на себе?


- Он меня схватил за грудки уже в самую первую встречу. Кстати, его фамилию из-за конспирации не называли, просто сказали: «С вами встретится Главный конструктор». А встретиться нужно было срочно. Мы провели серию мелких взрывов и вдруг вышли на водяной горизонт. Как оказалось, чертежи проектного института были подготовлены без данных по гидрогеологии. Я предложил остановиться и начать устройство фундаментной плиты на достигнутой глубине. Но нужно было «добро» заказчика.

Однако Сергей Павлович буквально стал трясти перед моим носом кулаком: «Нет, ты мне выкопаешь котлован строго по проекту или будешь мыть золото очень далеко отсюда!» Я в сердцах бросил: «Далась вам эта глубина. Метр больше, метр меньше — какая разница?» Королев выругался и уже спокойно сказал: «Я с этим не могу согласиться. Ракетная струя должна иметь длину свободного пробега не меньше половины высоты стартующей ракеты. В противном случае ракета не сойдет со старта или, сойдя, упадет рядом. Поэтому прошу: сделай все по проекту!» Вот тогда я впервые понял, что все-таки мы строим. Потом трения с Королевым, конечно, были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Взаимопонимание было полным.

История Байконура, который был совсем не Байконур.


И как же удалось выполнить просьбу Сергея Павловича, не затопив котлован?


- Все просчитали и сделали два мощных взрыва, чтобы отжать воду и выбрать породу «по суху» до нужной отметки. Драматизм в чем был? Взрывать-то нам «сверху» запретили. Но выхода иного мы не видели. Действовали на свой страх и риск. Я присутствовал при разговоре начальника строительства космодрома Георгия Шубникова и главного инженера Главка Минобороны Михаила Григоренко: мол, если что случится, Алексеенко в тюрьму сажать не будем, но одну звездочку с него снимем, понизим в звании.

Первые шурфы бурили ночью, а на день их маскировали бугорком земли. Чтобы проверяющие ничего не заподозрили. Первый взрыв назначили на 5 утра. А за пять минут до него подходит ко мне бригадир подрывников: «Может, не будем рвать, а? Ну ее к черту, эту яму — пусть стоит недокопанная». Я погрозил ему пальцем и показал на часы. А потом рванули 20 тонн взрывчатки. Первым подошел к краю котлована бригадир. Как закричит: «Молодец, прораб! Никакой воды. Утерли мы нос академикам-контролерам!»

- Вы строили не только космодром Байконур, но и потом Плесецк. Где было сложнее?


- Мне кажется, условия строительства Байконура были идеальными по сравнению с условиями Плесецка. Казахстанский климат прекрасный для жизни и строительных работ. А в Плесецке? Тайга, бездорожье и тучи комаров.

- А какая из встреч с Сергеем Павловичем запомнилась вам особенно?


- За год до его смерти. Я тогда работал в Минобороны, и в тот день пришел на прием с бумагами к Михаилу Георгиевичу Григоренко, который уже был начальником Главка. И вдруг в приемную заходит Королев. Пожал руку: «Что ты тут делаешь?» Рассказал про «лунник». «Это же моя самая лучшая программа» — весело говорит он. А меня тогда мучили проблемы, связанные с подготовкой стартового комплекса для ракеты Н-1, который проектировался мелко заглубленным, так называемым «трехлепестковым». «Вы разрешали сокращать глубины более поздних «гагаринских» стартов?» — быстро задаю вопрос. «Нет». Спрашиваю про сам старт. «Его проект еще не видел», — отвечает. «Сергей Павлович, вы знаете, что с трехлепесткового старта ракета не пойдет? Мы проверили на макете», — тороплюсь я. «Что надо делать?» — «Запроектировать новый старт по типу «гагаринского» или делать пусковой стакан, как на шахтных вариантах». — «Хорошо, — подводит итог Королев. — Я вызову Бармина. Разберусь. Созвонимся».

Потом в кабинете с Григоренко выпили сухого грузинского вина. Сергей Павлович провозгласил тост: «Ну, що, хлопцы, побалакаем. Побажаю вам счастья!» Первым выпил и разбил бокал об пол. Как попрощался с нами.

- Сергей Андреевич, почему, по вашему мнению, лунную ракету Н-1 преследовали неудачи: аварии следовали одна за другой?


- Я убежден: «лунник» погиб из-за плохой газодинамики стартового сооружения. Трехлепестковый старт лунной программы Н-1, на котором настояли проектировщики, «экономично» сокращал объемы земляных работ. Но за такой «экономичностью» маскировалось отсутствие главного условия нормального старта — не было места для свободного пробега газовой струи ракеты. И она сама себя сжигала при старте.

- Правда, что Королев считал Байконур счастливым местом на земле?


- Да, наряду с Одессой, Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. Почему? При рытье котлована под «гагаринский» старт на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Несколько поленьев были уже покрыты серебристыми высолами. Мы срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда я сложил остатки костра в ящик, а одно полено отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: «Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас». А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.

- Скажите, а ракетчики не чувствовали себя на космодроме «белой» костью по сравнению со строителями?


- Никогда! Мы жили в равных условиях: тяжело — так всем. Полегчало — так тоже всем. Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием. И потому мы к строителям относимся так же, как и к ракетчикам, ибо они вместе делают одно большое дело».

- А были в истории космодрома анекдотические случаи?


- Сколько угодно. Скажем, такой. На 1957 год помощник Королева заказал цистерну спирта — 12 тонн для промывки систем и прочее. А израсходовали только 7 тонн. Что делать? Ведь знали, что Госснаб СССР на очередной год выделит не больше «расхода». Помощник вызвал бульдозер, вырыли возле цистерны яму и туда слили оставшийся спирт. Засыпали песком. Но кто-то разнюхал, разгреб песок… Черпали прямо котелками. Так на полигоне, где царил сухой закон, появилась выпивка. Правда, порядок навели быстро — остатки спирта просто-напросто выжгли. А Сергей Павлович потом еще долго вздыхал: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!»

История Байконура, который был совсем не Байконур.


А вот, что пишет Директор Института истории естествознания и техники РАН Батурин Ю.М.:

Жизнь в городе, конечно, была очень заманчивой для жителей окрестных посёлков, но всё же отличалась скромностью. До начала 1990-х годов там не было ни одного базара. Продукты можно было купить только в магазинах, причём основные — по талонам. Правда, летом крестьяне привозили и продавали со своих лотков овощи и фрукты. Базар появился стихийно в 1991 году, когда в магазинах абсолютно ничего не осталось. Это место первой, полузаконной тогда торговли, нарекли «Полем чудес». 26 сентября 1991 года городской рынок легализовали. Общественных туалетов в городе не было вплоть до начала XXI века. На улицах лежали горы мусора. Машин было мало, они обслуживали в основном объекты космодрома, старые автобусы, именуемые в просторечии «скотовозками», ходили (довольно редко) всего по четырём маршрутам. Летом часть автобусов снимали с маршрута и направляли на перевозку жителей на дачи близ аэродрома «Крайний».

Кстати, добраться до аэродрома было трудно. Но ещё труднее — купить билет в Москву: в неделю было всего два рейса, байконурцы записывались в очередь за месяц и постоянно дежурили у единственной авиакассы. Космонавты и технические специалисты летали на Байконур и обратно специальными, не рейсовыми самолётами. Военным строителям всегда было несладко, но после распада Советского Союза условия их жизни стали и вовсе нетерпимыми: у солдат не было чистого белья, они подолгу не были в бане, даже в морозы умывались на улице ледяной водой; кормить стали и вовсе плохо.

И в феврале 1992 года произошёл бунт военных строителей. Благодаря увещеваниям местных аксакалов трагедий удалось избежать, и солдат отправили «в отпуск», из которого почти никто не вернулся, но всех оставили в покое, не стали трогать. Через год взбунтовались солдаты-ракетчики, готовившие ракету-носитель «Протон», — из-за неукомплектованности части на каждого выпадало работы втрое больше положенного. Был бунт военных строителей и в 2003 году, причём повод оказался неожиданным. Сообщения о строительстве космодрома «Восточный», на который Россия якобы собирается перевести все свои пуски, включая пилотируемые, вызвали слухи о том, что космодром «Байконур» вскоре закроют, а солдат отправят служить в Сибирь. В результате ухода военных с космодрома освобождались квартиры в городе, причём многие из них были с мебелью и вещами, поскольку контейнеров было очень мало и уезжающие бросали всё, лишь бы уехать. Брошенные квартиры тут же стали захватываться жителями ближайших аулов, которые иногда селились в них вместе с козами и другой живностью. Из пустующих квартир стали воровать сантехнику и газовые плиты.

Как говорят, по этой причине в одном из домов произошли утечка газа и взрыв, унесший 16 жизней. Общежитие, в котором селили технических специалистов, приезжавших в длительные командировки по космическим программам, за неприглядные условия жизни прозвали «Бухенвальдом». При переходе управленческих функций в городе от военных к гражданским начались неразбериха и разгул преступности. Между российской и казахстанской милицией на первых порах не было даже прямой телефонной связи.

Вода подавалась по графику даже в медицинские учреждения. ТЭЦ начали забирать у военных в начале отопительного сезона, в результате чего зимой байконурцы остались вообще без тепла и жили в туристических палатках (у кого были), поставленных прямо в квартире. Казалось, Байконур умирает. Многие специалисты покинули его навсегда. Ситуацию спас договор 1994 года, по которому Россия брала космодром в аренду у Казахстана на 20 лет (впоследствии он был продлен). На возрождение Байконура были выделены немалые деньги, но и они стали использоваться так же, как и везде в наше время: когда в городе не осталось средств на закупку хлеба, последовало странное объяснение, что они якобы ушли на закупку бельгийского мороженого, а затем — голландских сыров и шоколадных конфет.

На самом деле деньги просто прокручивали в банках.

Сегодня ситуация выправилась, и Байконур сейчас представляет собой совершенно необычный и непростой город: его мэра назначают указами сразу двух президентов — Казахстана и России. Там действуют оба законодательства — казахстанское и российское (как? — загадка, учитывая, что во многих острых моментах они расходятся). Там слаженно работают правоохранительные органы Казахстана и России, два суда, два военкомата, два загса и в ходу две валюты.

И главное — живут там и граждане России, и граждане Казахстана. Больше нет проблем с холодной и горячей водой, светом, газом, отоплением. Появились новые гостиницы, дома, больницы, скверы, школы, в которых учат и на русском, и на казахском языках, действуют спортивные клубы, построен спортивно-оздоровительный комплекс, между прочим, с 50-метровым, олимпийским бассейном. Вышли на маршруты новые автобусы, появились частные такси (в такси берут деньги с каждого пассажира, даже если они едут вместе, например семьей). Ожил Байконур и продолжает обеспечивать космические запуски. Нельзя отказать байконурцам в чувстве юмора, без которого вряд ли можно было пережить трудные времена.

Когда на въезде в город установили памятник, внизу которого изображены шахтеры, выходящие из забоя, а стелу венчает первый спутник, ему сразу дали название «Из пещеры — в космос». Некогда горком партии прикрыл огромным щитом с большими буквами «КПСС» некрасивый пустырь, а позже на улице за поворотом поставили магазинчик с большими стеклянными витринами. Буквы тут же стали расшифровывать: «Кому похмелиться — стекляшка справа». Ещё один знаменитый дом с магазинами выглядел так: слева — мужская обувь, справа — женская, а посередине — винный магазин, который немедленно окрестили «Между ног». Не использовали это название только футболисты, устраивавшие на поле за магазином турнир «Первенство пятого гастронома».

Отразилась в народной топонимике Байконура и вся история — советская и мировая — времен космической эпохи. Есть там микрорайоны «Малая земля» и «Японские острова», в начале 1970-х годов другой микрорайон нарекли «Даманским».





Вот еще несколько легенд Байконура:

Черный пастух

Байконур – в переводе с казахского означает «богатая долина». Так называется та местность, в которой расположен сам космодром. У древних кочевников, живших в тех пустынных местах, была интересная легенда о Черном Пастухе, который соорудил из шкур огромную пращу, наполнил её раскаленными камнями и верблюжьим жиром и бросал эти камни во врагов, которые приближались к его становищу. Падая, горячие камни и жир поражали врагов, те же, кто уцелел, бежали в ужасе. В тех местах, куда падали камни долгое время ничего не росло, и на земле оставались выжженные отметины. Кочевники считали эту долину «пупом земли». По мнению специалистов, легенде этой больше десяти веков. Теперь же из гигантской «пращи» космодрома вылетают совсем другие «горящие камни» – спутники и ракеты. Так древняя легенда нашла свое отражение в зеркале современности.


Мещанин-вольнодумец, которого сослали на Байконур.


А был ли он? Конечно, нет. Эта газетная байка появилась в прессе в семидесятые годы, и породила нешуточный отклик читателей, которые приняли её за чистую монету. «Московские губернские ведомости» якобы за 1848 г. сообщали: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полёте на Луну сослать в киргиз-кайсацкую степь, в селение Байконур». Так пошутил один из днепропетровских читателей «Известий», который в 1974 г. взял да и прислал письмо в редакцию, в которое вложил вырезку из газеты «Днепр вечерний». Позднее, когда началась шумиха в прессе, читатель признался, что все выдумал, потому что хотел пошутить. Не было никакого мещанина. Не было никакой ссылки.

Байконур - официальное название известного космодрома в Казахстане.


Также бытует мнение, что название это неофициальное и где-то еле слышны голоса о том, что на самом деле Байконур - неизвестная деревушка на отрогах Алатау. Само понятие Байконур так примелькалось и вошло в обиход, что обычно люди и не задумываются над тем - правда это или нет. Даже в словарях авторы называют космодром в Казахстане Байконуром. В феврале 1955 года было принято решение создать полигон для испытания ракетной техники, которая могла бы как доставлять ядерные заряды в США, так и использоваться для покорения космоса. Место было выбрано не случайно - удачный климат, удаленность от трасс и границ. Фактически космодром располагался в излучине Сырдарьи, между райцентрами Казалинском и Джусалами. Но для обеспечение секретности было решено возводить и мнимый космодром, который располагался на северных хребтах Алатау, в Казахстане же, около поселка Бойконыра, или, по-русски, Байконура. Туда, с трудом завезли лесоматериалы, построили макет стартовых устройств, но ни дорог, ни линий электропередач там не было, неудивительно, что такой объект не привлекал внимания американских разведслужб. А вот в советских СМИ постоянно рапортовали об успешных запусках ракет из Байконура, что и привело к стойкому восприятию этого названия, в качестве космодрома. На самом же деле около реального космодрома, который в ходе строительства получил кодовое название "Тайга", раскинулся город Ленинск, с населением около 70 тысяч человек.

В Байконур на службу попадали лишь проверенные люди, с заслугами перед страной.


Также считалось, что попасть на службу в секретное место можно только по блату, другой крайностью стало мнение, по которому там служили вообще случайные люди из числа солдат-срочников. На самом деле, конечно же, случайный человек попасть служить на Байконур не мог. Еще в военкомате "неблагонадежных" отсеивали, а вот молодые специалисты, да еще и строители по специальности вполне могли попасть на космодром. Так что особых заслуг перед страной для службы на Байконуре не требовалось, а вот первичное отсеивание все же кандидаты проходили. Едва ли сын депортированных волжских немцев или татар мог попасть служить на секретный объект.

На Байконуре есть только пусковые площадки и ракеты.


И в возникновении этого мифа повинны СМИ. В сюжетах о запусках ракет мелькали стартовые площадки, лица гостей, космонавтов, неудивительно появление мнения, что вокруг одни пески да верблюды. На самом деле в Ленинске офицеры проживали вместе с семьями, а значит, функционировал целый ряд учреждений, необходимых для нормального существования людей. Есть и парикмахерская, и поликлиника. Конечно же, офицерским женам тяжело было трудоустроиться в таком закрытом городе, но на это власти смотрели сквозь пальцы. В городе были и магазины, и универмаг, который со временем стал просто-таки клубом общения женщин. При этом ассортимент товаров был богатым, на Байконуре не знал дефицита. Главным же достопримечательностью города было шикарное здание с гостиницей "Космос" и рестораном. Именно там останавливались все гости и приезжающие космонавты. В гостинице даже были фирменные столовые приборы, с изображением ракеты, которые зачастую даже и знаменитые гости растаскивали на сувениры. Несмотря на то, что в городе проживало несколько тысяч человек, и что он был всего в километре от железной дороги, о его существовании мало кто догадывался, расписание поездов было составлено таким образом, чтобы составы проходили мимо глубокой ночью. И в это время жители обязаны были гасить свет в домах. Со временем город разрастался, бараки сменились новенькими пятиэтажками. Сегодня в городе проживает уже почти 70 тысяч человек, естественно город имеет всю необходимую инфраструктуру.

Условия жизни были тяжелыми, во многом это было сделано для того, чтобы люди не расслаблялись.


Противоположностью этого мифа являлось мнение о том, что на Байконуре люди получали высокую зарплату, хороший паек, а режим работы был щадящим. Также ходили слухи о том, что на таких объектах работали заключенные, которым вообще платить не надо было. Сами же строители Байконура вспоминают о том, что зарплата, пусть даже и с надбавками была неплохой - около 200 рублей, но отнюдь не уникальной. Рабочим бесплатно выдавали всю одежду, а вот график работы, ввиду жары, был таким - с 4 до 10 утром и с 16 до 20 вечером. У рабочих было 2 выходных, но при подготовке к запуску, при авральных работах, график заметно искажался, спать выдавалось по 3-4 часа в сутки. Сперва люди жили в бараках, после были построены типовые дома. Обеспечение было хорошим, в магазине были и любые продукты, и бытовая техника. Таким образом, практически ничего особого в условиях жизни не было, льготные возможности были дополнениям к тяжелым условиям.

Байконур был изолирован от внешнего мира.


Многие считают, что жители космодрома ничего не знали о том, что происходит в стране и мире, им запрещалось звонить, читать газеты. Такой подход был типичен для советского времени, считалось, что полная изоляцию людей будет способствовать сохранению государственный тайны. На самом же деле люди, служившие на Байконуре не теряли связи с родными, те знали, где они служат. Писались и письма домой о месте службы, о трудовых и армейских буднях, о погоде и верблюдах, даже можно было пошутить по поводу ракет и космонавтов. Естественно, все это было в рамках дозволенного, так как давалась расписка о неразглашении. Родственникам в гости приезжать не разрешалось, а вот офицерские жены жили в городе вместе с мужьями. Так что особой закрытости не было, город не терял связи с внешним миром.

Рядовые служащие проникали в секреты Родины.


Считается, что находиться в непосредственной близи от секретов и не узнать их, просто невозможно. На космодроме существовала пропускная система, базирующаяся на изображении животных. Каждому сектору соответствовал свой зверь. На пропуске ставили штамп, к примеру, лисы, что позволяло получить возможность работать на нужном объекте, помещении. Со временем весь пропуск был исштампован целым зоопарком. Многие же люди вообще не интересовались тем, что происходило за закрытыми дверьми, так как советское воспитание дало уважение к государственным секретам. Люди просто делали свою работу, не выходя за рамки дозволенного.

Служащие Байконура свободно общались с космонавтами.


Вполне естественным кажется, что непосредственная близость к ракетам и космонавтам влечет собой личное знакомство с покорителями космоса. На самом же деле космонавты ничем не выделялись из толпы, ходили в такой же военной форме, как и другие офицеры. Кстати, форма была приспособлена для жаркого климата - широкополая офицерская панама, гимнастерка с рукавами без манжет и брюки "навыпуск", поэтому обитатель Байконура отличался от прочих военных. Сами же обитатели космодрома узнавали о том, кто именно отправлялся в космос, уже из выпуска новостей. С космонавтами общался довольно узкий круг людей, поэтом рядовые сотрудники и офицеры обычно не пересекались.

Для жителей Байконура самыми запоминающимися событиями являлись запуски ракет.


Когда опросили тех, кто служил на космодроме, то оказалось, что самыми трогательными и запоминающимися моментами были совсем не пуски ракет, а простые жизненные радости - письмо ли от любимого человека, или же неожиданный снег в пустыне. Поэтому не стоит считать, что героической службе должны быть исключительно героические и события, воспоминания.

Байконуровцы практически не покидали место службы по окончании контракта, оставаясь делать там карьеру.


Какой же человек не стремится домой? Так и с Байконуром - большинство все же считали дни до отправки домой, да и начальство не чинило в этом преград.

Космический туризм появился только в наше время.


В настоящее время на космодроме стали появляться туристы, которые хотят своими глазами увидеть запуск ракеты, а среди космонавтов появились и те, кто попал туда за деньги. Сегодня на Байконуре свыше 10 гостиниц, в том числе и международного класса. Однако космический туризм существовал и раньше, и был он для высших чиновников. По воспоминаниям очевидцев для высоких гостей организовывали запуски ракет, для чиновников это было что-то вроде фейерверков. Однако ракеты с людьми практически не использовались, для таких целей применялись боевые установки. А рабочих в такие дни прятали, чтобы не попадались на глаза. Пускали ракеты для Брежнева, президент Франции Помпиду наблюдал старт трех ракет, а президент Чехословакии - двух. Чем не космический туризм?

На Байконуре уже не осталось секретов, о которых не знает общественность.


Для формирования такого мнения опять же постаралось общественное мнение. Мы слышим о том, что Байконур посещают множество туристов, о том, что космодром сегодня никому не нужен - ни Росси, ни Казахстану, о том, что государство изыскивает специалистов для работы там. Все это позволяет предположить, что уж тайн и секретов никаких на этом объекте и не осталось. На самом деле по телевизору никогда не показывали монтажно-испытательный корпус, да и до внутренней начинки космодрома телеоператоров не допускают. Все таки в области космических технологий наблюдается жесточайшая конкуренция, поэтому и не будут раскрываться все секреты. Едва ли будет когда-то раскрыта тайна о гибели десятков и сотен солдат срочников, которые по собственной беспечности надышались ядовитой краски - это никому не надо. Так что космодром еще долго будет хранить свои тайны.
Первоисточник: http://aftershock.su/?q=node/301318


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. Роман 1977 14 апреля 2015 14:39
    История Байконура, который был совсем не Байконур.

    Правильно не так все было, совсем не так, что доказали украинские ученые
    1. 3axap 14 апреля 2015 14:52
      [quote=Роман 1977][quote]История Байконура, который был совсем не Байконур.[/quote]
      Правильно не так все было, совсем не так, что доказали украинские ученые
      Зачет, такой картинки я еще не видел.Я все время годал ,кто по национальности первый космонавт. feel belay А оно вот как. lol Вот-так дурнем и помер-бы. laughing
      3axap
    2. Executer 14 апреля 2015 15:24
      Вот хотелось бы видеть мнение автора поста на такую публикацию.
      А то не знаю, что ставить: + или - ...
    3. reservist 14 апреля 2015 16:04
      вот еще один укромаразм ...
      Леонид Каденюк - первый космонавт Украины, как будто не было трех десятков украинцев, слетавших в космос на советских кораблях
      http://topwar.ru/uploads/images/2015/653/ssqf269.jpg
      1. EvgNik 14 апреля 2015 17:03
        Уже 2 первых космонавта! Это круто! Такого даже в штатах нет.
      2. Аскет 14 апреля 2015 17:05
        Цитата: reservist
        , как будто не было трех десятков украинцев, слетавших в космос на советских кораблях


        Из советских космонавтов родившихся в УССР и слетавших в космос было 10 человек. Это в порядке хронологии Попович,Береговой,Шонин,Ляхов,Кизим,Попов,Васютин,Волков,Левченко.Арцыбарский. А сколько украинцев по паспорту неведомо,тогда не было разделения...Все были СОВЕТСКИЕ КОСМОНАВТЫ..
    4. сибиралт 14 апреля 2015 17:07
      Как то моё поколение, родившееся в пятидесятых уже знали, что "Байконур" это не ближайший от космодрома аул, а огромнейший космический комлекс на тысячи кв. км. А уж то, что его местоположение было секретным для американцев,вообще, полнейший бред. Да и что Америка тогда могла противопоставить СССР по его потенциальной мощи? Где хотели, там и строили. "Секретили", значит ждали "посланцев" кого вербовать и своих зачищать. Неужто из физики не понятно, что чем ближе запуски к экватору, тем они более эффективны и менее затратные. Так что тут можно было и циркулем обойтись. Теперь же приходится прилично платить за аренду своего же и "компенсации" за гептилы в ожидании запрета пусков от дружественного Казахстана. Что то это напоминает газовую трубу через Украину в Европу. Было бы с чего поиметь на халяву, оставшуюся от СССР, а по сути, от его преемника России.
      1. Комментарий был удален.
      2. сибиралт 14 апреля 2015 17:45
        Камрады из Казахстана! Не стоит обижаться на действительность. Нас пытаются нагнуть и вместе и по одному. Будем же солидарны в хотя бы в одном. Союз восстанавливать пора настала.
        1. семург 14 апреля 2015 19:32
          Цитата: сибиралт
          Камрады из Казахстана! Не стоит обижаться на действительность. Нас пытаются нагнуть и вместе и по одному. Будем же солидарны в хотя бы в одном. Союз восстанавливать пора настала.

          действительность на сегодня такая . Байконыр находиться на территории РК и арендуется РФ за что и платит арендную плату(его как и трубу строил СССР но отнюдь не РФ, или вы считаете что все построенное СССР принадлежит РФ ? ) , ну и за периодические поливание гептилом выплачивают экологический щтраф (как и другие субъекты находящиеся на территории РК и производящие ту или иную деятельность) , запрет на пуски до выяснения причин и их устранение наверно тоже правильное решение . На счет союза что вы имеете в виду ? одно государство с "царем " в Москве ? Тогда нет меня лично " хан" в Астане вполне устраивает. Ну а строительство " южного патока" , то бишь " восточного" идет полным ходом и думаю лет через 20 тема "Байконыра" будет закрыта ,РФ он станет не нужен а РК он и сейчас по большому счету " чемодан без ручки" , если не считать заинтересованных лиц и энтузиастов с прожектерами.
    5. atos_kin 14 апреля 2015 17:45
      Не надо, даже шутя, марать светлый образ Ю.А.Гагарина. Слишком много крови на этой "жовтоблакитной" мерзости.
  2. mishastich 14 апреля 2015 14:41
    Жаль Ленинск переименовали.
    1. ЛукичЪ 14 апреля 2015 15:30
      Цитата: mishastich
      Жаль Ленинск переименовали.

      красивый город был. весь в зелени.
      1. сибиралт 14 апреля 2015 17:42
        Борьба с советскими символами разве что Беларусь пока не затронула. Пока!
  3. Тени 14 апреля 2015 14:45
    Из деревеньки Байконур пускал ракеты дядя Вася. Он из рогатки пробивал ракетой воздух сотрясая. И вся разведка США гонялась за его рогаткой ... Дальше придумывайте сами
  4. robsafin 14 апреля 2015 15:08
    есть неточности в статье. Где стоит город Байконур находился маленький посёлок Байконыр в стороне от ст.Тюра-Там, посёлок Ленинский ни когда не назывался, был городок Звездоград, город Ленинск, город Байконур..
    я прослужил там с 1988 года по 2011 год от ком взвода до командира части. Остались только лучшие воспоминания ...
    Кстати Байконуру 2 июня 2015 года исполняется - 60 лет!!!
    1. Игорь39 14 апреля 2015 15:57
      Я тоже там служил,в самые лучшие годы 92-95 smile вч25653 десятая площадка.
      1. Гелос 14 апреля 2015 22:25
        1975-78 - в/ч 25921, 1978-81 - в/ч 11284
      2. podpolkovnik 15 апреля 2015 10:02
        Цитата: Игорь39
        Я тоже там служил,в самые лучшие годы 92-95 smile вч25653 десятая площадка.

        Батальон охраны?
        1. Игорь39 15 апреля 2015 18:33
          Да,именно там.
          1. podpolkovnik 15 апреля 2015 19:13
            Соседи.
            1995 - 1998 год - энергобатальон, в/ч 11555
    2. Игорь39 14 апреля 2015 16:07
      К нам в караулы офицеров ставили,дежурными по караулам из нестроевых частей,инженеров,электронщиков,один майор,не помню с какой площадки,байку рассказывал,в девяностые же был полный атас ну и короче запуск должен быть грузового корабля на МИР,ну все там короче,привезли в МИК,собрали,запустили,должны были стыковать в автоматическом режиме,стыковка не получилась,пробуют еще раз,никак!!Епт,выходят космонавты в космос,стыковке помогать,посмотрели в стыковочный узел,а там бушлат солдатский застрял!!!! laughing laughing laughing
  5. фантаст 14 апреля 2015 15:22
    Так пошутил один из днепропетровских читателей «Известий», который в 1974 г. взял да и прислал письмо в редакцию, в которое вложил вырезку из газеты «Днепр вечерний».

    Блин даже здесь дурь из незалежной отметилась. fool
  6. podpolkovnik 14 апреля 2015 15:44
    Был бунт военных строителей и в 2003 году, причём повод оказался неожиданным. Сообщения о строительстве космодрома «Восточный», на который Россия якобы собирается перевести все свои пуски, включая пилотируемые, вызвали слухи о том, что космодром «Байконур» вскоре закроют, а солдат отправят служить в Сибирь.

    Чушь несусветная!
    Годы службы 1995 - 2006.
    1. Комментарий был удален.
    2. сибиралт 14 апреля 2015 17:50
      Интересно, а куда же отправляли служить сибиряков? laughing Кстати, среди них как раз меньше всего уклонистов.
  7. evm-2005 14 апреля 2015 15:46
    Решили вопрос. Трудно,но решили. Надеюсь и по "Восточному" решат,хоть и с причудами.
  8. reservist 14 апреля 2015 15:49
    в "Техника-молодежи", 1991, №4 была интересная статья о том, как строили «Гагаринский старт»
    http://topwar.ru/uploads/images/2015/650/oyws383.jpg
    почитать к примеру можно здесь http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1991/4-bayikonur.html
  9. Не служил 14 апреля 2015 16:19
    А вот как выглядит первый "Байконур".
  10. Не служил 14 апреля 2015 16:21
    Это бункер под сопло.
  11. Связист 14 апреля 2015 16:34
    Мой дядя- "самых честных правил...... ". называл это место- Балхаш.. Куда ездил долго . Куда поехал???? На Балхаш. И все ясно-там... Просидел там долго.Очень долго.. Криогенмаш- тоже не последние дело.. Здоровье там оставил только. Вот это плохо.
    1. avt 14 апреля 2015 17:09
      Цитата: Связист
      Мой дядя- "самых честных правил...... ". называл это место- Балхаш.. Куда ездил долго . Куда поехал???? На Балхаш

      Он действительно ездил на Балхаш , но не на Байконур.Там тоже точка была .
      avt
  12. amber-50 14 апреля 2015 16:46
    Без трудностей и героизма строителей у нас не обходилось ни одно крупное строительство.Да и климат там далеко не курортный,днём в июле может быть 40 а утром наледь на воде.
    1. Игорь39 14 апреля 2015 17:13
      Про наледь не слыхал,я всего три года там был,но раз помню ночью домой шел,на гостинице "Космос" термометр был,показывал +37 smile
    2. oldbuddy 14 апреля 2015 17:18
      Климат - просто ужас. А в описание я бы добавил ещё инфекции: дизентерию, гепатит, брюшной тиф. В 1981 году был там в командировке
  13. Арктидианец 14 апреля 2015 17:26
    "- Мне кажется, условия строительства Байконура были идеальными по сравнению с условиями Плесецка. Казахстанский климат прекрасный для жизни и строительных работ. А в Плесецке? Тайга, бездорожье и тучи комаров." Спорное утверждение, дед мой Харолов Василий Алексеевич с самого начала там работал строителем, полтора года жил в землянке, потом в сборном щитовом бараке. Зимой метели и мороз под минус40 и недостаток угля, летом жара под 50 и недостаок питьевой воды, но люди не роптали, знали, что делают нужное для Родины и народа дело.
  14. nozdrevat58 14 апреля 2015 17:42
    Служил на 71 площадке 77-79 в/ч 22159 ТРБ
    1. сибиралт 14 апреля 2015 17:53
      Теперь очередь за местными фараонами и все площадки станут "египетскими пирамидами". Только СССР мог тянуть такой колоссальный комплекс.
  15. vladimir_krm 14 апреля 2015 18:02
    Сильно сомневаюсь в правдивости статьи. Я служил офицером-двухгодичником в 78-80-м не слишком далеко - в Приозёрске, который называли ещё Сары-Шаган (тоже по названию посёлка неподалёку). Это на берегу Балхаша.
    Когда на космодроме были старты, у нас на это время запрещали полёты на пару часов.
    Тоже закрытый военный городок, но талонов там не было! И снабжение по сравнению со многими другими городами неплохое (не Москва, но и не Саратов).
    И базар был, хотя город вроде закрытый, аксакалы с юга сидели. Не знаю, как этот вопрос решался спецслужбами, но их пускали. Дорогой базар, конечно, но был.
    Мусор тоже убирался, как в любом нормальном городе. Неужели в Ленинске такая антисанитария была?? Там же вроде и филиал МАИ был, студенты. Или нет?
    Автобус ходил не слишком часто, но регулярно.
    Спецрейс "Внуково - Камбала - Алма-Ата" и обратно, Ту-154, ходил через день. Хотя это не для военных, а для "представителей промышленности", но особых проблем с посадочными талонами (билеты ж не продавались) не было.
    А отсюда и остальному не очень верится, увы.
    1. oldbuddy 15 апреля 2015 01:42
      В 80-е мусор 100% убирался и 100% никаких талонов не было. И с Ленинска на площадки ходил мотовоз. И на пропусках, как помнится, были штампы не только с животными, а ещё какие-то треугольники, пальмы.
  16. reservist 14 апреля 2015 19:15
    Цитата: Аскет
    Из советских космонавтов родившихся в УССР и слетавших в космос было 10 человек.

    Вы правы, насчет трех десятков погорячился ...
  17. EvilCat 14 апреля 2015 19:44
    Для жителей Байконура самыми запоминающимися событиями являлись запуски ракет.
    Да фиг там. После третьего раза уже не прикалывало.
  18. ia-ai00 14 апреля 2015 19:45
    reservist RU
    вот еще один укромаразм ...
    Леонид Каденюк - первый космонавт Украины, как будто не было трех десятков украинцев, слетавших в космос на советских кораблях

    "позоооооррррр!", "позор" укропам!
    Как же они допустили, что украинцы летали во "вражеских", Российских и Советских космических кораблях? wassat
  19. ia-ai00 14 апреля 2015 20:01
    EvilCat UA
    Для жителей Байконура самыми запоминающимися событиями являлись запуски ракет.

    Да фиг там. После третьего раза уже не прикалывало.

    Ну, не скажите!
    Раз 6 была в командировках на Байконурскую ТЭЦ, из них 3 раза в период запуска ракет, так работники эл. станции, гостиницы, с трепетом нам сообщали, когда и во сколько будет старт, и откуда лучше будет видно! yes
  20. Egor65G 14 апреля 2015 21:31
    Давно не читал такую интересную статью на сайте! Спасибо большое)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня