Расходы на независимость

Резервов Советского Союза хватило до нового века

История отечественного ВПК неразрывно связана со всеми событиями, происходившими на территории России и СССР с начала XX века. И вряд ли можно считать совпадением, что периоды гордости россиян за свою страну с абсолютной точностью совпадают с пиками достижений оборонной промышленности.

В июле 1915-го состоялся 1-й съезд военно-промышленных комитетов, идея создания которых возникла несколько раньше – в мае. В августе того же года был принят нормативно-правовой акт, закреплявший за ними функции содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота необходимым снаряжением и довольствием путем планового распределения сырья и заказов, своевременного их исполнения и установления цен.


Работали за процент


Для координации действий местных комитетов в Петрограде был создан Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК), который включал секции по отраслям: механическая, химическая, по снабжению армии, вещевая, продовольственная, санитарная, по изобретениям, автомобильная, авиационная, перевозок, угольная, нефтяная, торфяная и лесная, мобилизационная, крупных снарядов, станков и другие.

К началу 1916 года было создано 220 местных ВПК, объединенных в 33 губернских, позднее их число возросло. Председателем ЦВПК сначала был предприниматель, горный инженер Н. С. Авдаков, а затем член Государственного совета А. И. Гучков. Основной задачей этих комитетов стало централизованное получение правительственных заказов на поставку военного снаряжения и размещение их на промышленных предприятиях.

ВПК стали посредником между государством и частной промышленностью. Правительство жаловало комитетам один процент казенных заказов, размещенных при участии военпромкомов. До Февральской революции они получили подряды на сумму около 400 миллионов рублей, но выполнили менее половины.

В марте 1918 года после 4-го съезда военпромкомов их предприятия и часть аппарата были преобразованы в народно-промышленные комитеты, но уже в октябре их упразднили.

В масштабах всей страны


В СССР военно-промышленный комплекс как совокупность обособленных и взаимосвязанных видов производства начал создаваться в 20-е годы. В 1927-м, кроме Наркомата по военным и морским делам и Главного управления военной промышленности Высшего совета народного хозяйства, выполняющими оборонные функции считались:

-Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР;
-особые технические бюро;
-Наркомат путей сообщения;
-Наркомат торговли;
-Наркомат почты и телеграфа;
-Наркомат труда;
-местные учреждения воздушно-химической обороны.

Единым центром их стратегического и оперативного управления являлся Совет труда и обороны при СНК СССР.

В 30-е годы отечественный ВПК был способен снабдить РККА современным по тому времени вооружением и военной техникой, а во время Великой Отечественной войны явился одним из решающих факторов победы. После Великой Отечественной состав учреждений, ответственных за формирование советского ВПК, неоднократно преобразовывался.

Расходы на независимость

Коллаж Андрея Седых


В 1957 году, кроме Минобороны и Миноборонпрома. непосредственно выполнявшими военно-промышленные функции считались Минобщемаш, Минсредмаш, Минавиапром, Минсудпром, Министерство радиотехнической промышленности, КГБ, Государственный комитет по использованию атомной энергии, Главное управление государственных материальных резервов, Главное инженерное управление Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, Главспецстрой при Госмонтажспецстрое, Организация п/я № 10, ДОСААФ, ЦК «Динамо», Всеармейское военно-охотничье общество.

Центрами стратегического и оперативного управления являлись Совет обороны и Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР.

Советский военно-промышленный комплекс имел обширную географию. В самых разных уголках страны шла интенсивная добыча сырья, необходимого в производстве ядерного арсенала, производились стрелковое и артиллерийское вооружение, боеприпасы, танки, самолеты и вертолеты, строились корабли, осуществлялись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Предприятия авиационной промышленности имеются почти во всех экономических районах страны, однако наиболее сконцентрированы в столичном регионе. Среди крупнейших центров отрасли следует выделить Москву (самолеты МиГ, Су и Як, вертолеты Ми), Люберцы (вертолеты Ка), Саратов (Як), Казань (Ту-160, вертолеты Ми), Таганрог (гидросамолеты А и Бе), Иркутск и Комсомольск-на-Амуре (Су), Арсеньев (Ан-74, Ка), Улан-Удэ (Су и МиГ, Ми). Авиационные двигатели выпускают предприятия Калуги, Москвы, Перми, Рыбинска, Санкт-Петербурга, Уфы и других городов.

Производство ракетно-космической техники является одной из наиболее важных отраслей ВПК. Крупнейшие научно-исследовательские и конструкторские организации отрасли сосредоточены в Москве и городах области (Дубна, Королев, Реутов, Химки), Миассе и Железногорске. Столичный регион является и центром по выпуску ракетно-космической техники. Здесь создавались баллистические ракеты, космические корабли, орбитальные станции. Жуковский известен зенитными ракетными комплексами средней дальности, Дубна – противокорабельными ракетами, Химки – двигателями для космических систем (НПО «Энергомаш»). Баллистические ракеты выпускают предприятия Воткинска («Тополь-М»), Златоуста и Красноярска (для подводных лодок). Ракетные двигательные установки производят в Воронеже, Перми, Нижней Салде и Казани, различные космические аппараты – в Железногорске, Омске, Самаре. Уникальное стартовое оборудование изготовляют в Юрге.

Системы артиллерийского вооружения и запасные части к ним выпускают предприятия Волгограда, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Перми («Град», «Ураган», «Смерч»), Подольска и других городов.

Своим стрелковым оружием всемирно известны Ижевск, Ковров, Тула (АК-74, СВД, АГС «Пламя»), Вятские Поляны. Разработка уникального стрелкового оружия ведется в Климовске.

Основными центрами бронетанковой промышленности являлись Харьков (Т-54, Т-64, Т-80УД, бронетягачи МТ-ЛБ), Нижний Тагил (Т-55, Т-62, Т-72) и Омск (Т-80), Волгоград (бронетранспортеры), Курган (БМП) и Арзамас (бронемашины).

Военное судостроение сосредоточено в Санкт-Петербурге (подводные лодки, атомные ракетные крейсеры), Северодвинске (АПЛ), Нижнем Новгороде и Комсомольске-на-Амуре.

Производство боеприпасов сконцентрировано на многочисленных заводах Центрального, Волго-Вятского, Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов.

Химическое оружие длительное время выпускали предприятия Березников, Волгограда, Дзержинска, Новочебоксарска и Чапаевска. Основными базами хранения химического оружия являются Горный (Саратовская область), Камбарка и Кизнер (Удмуртия), Леонидовка (Пензенская область), Марадыковский (Кировская область), Почеп (Брянская область), Щучье (Курганская область).

Ядерные боеприпасы собирались в нескольких городах (Заречный, Лесной, Саров, Трехгорный). Крупнейшими научно-производственными центрами ядерного комплекса являются Саров и Снежинск (утилизация ядерных отходов – еще одна отрасль специализации Снежинска).

На базе военно-промышленного комплекса были созданы отрасли высоких технологий – авиакосмическая, атомная энергетика, телерадиотехника, электроника, биотехнология и другие.

В конце 80-х предприятия «оборонки» давали четверть ВВП страны. Здесь были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры – до 75 процентов всех НИОКР производилось в ВПК. Предприятия оборонного комплекса выпускали большую часть высокотехнологичной гражданской продукции: 90 процентов телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50 процентов пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около трети населения страны проживали в зоне размещения предприятий ВПК.

К началу 80-х СССР стал первым в мире поставщиком вооружений (по объему экспорта), опередив даже США. Советский ВПК превратился в важнейшую силу мировой экономики и международных отношений.

С ускорением – к капитуляции


«Непомерная военная нагрузка» Советского Союза нередко упоминается как несомненный факт, причем цифры называются поразительные: военные расходы СССР якобы исчислялись, по данным Горбачева (1990 год), в 20 процентов от валового национального продукта (ВНП).

Эта оценка значительно превосходит данные официальной закрытой и открытой статистики, согласно которой военные расходы СССР были сравнительно скромны: в 1968 – 16,7 миллиарда рублей (2,6% от ВНП уровня 1980 года), 1975–1976 – 17,4 миллиарда (2,8%), 1980–1984 – 17,1 миллиарда (2,7%), 1987 – 20,2 миллиарда (3,2%).

По мнению секретаря ЦК КПСС О. Д. Бакланова, отвечавшего за ВПК, источником данных Горбачева был Институт США и Канады. В то время Горбачев остро нуждался в аргументах, оправдывающих сокращение военных расходов, чтобы использовать эту тему в борьбе с консервативной оппозицией внутри ЦК. Внешняя политика генсека, основанная на асимметричных уступках Западу в вопросе разоружения, не встречала понимания в высших политических кругах СССР. Во время апрельских переговоров 1987 года по вопросу о ракетах средней и меньшей дальности Горбачеву пришлось даже исключить военных представителей из процесса обсуждения, чтобы те не сорвали невыгодный для СССР компромисс. Уступки носили откровенно унизительный характер. Договоры предусматривали масштабные по сравнению со странами НАТО сокращения вооружений: СССР должен был вывести из эксплуатации и уничтожить 1500 ракет средней дальности, в то время как США – 350. Горбачев должен был либо скорректировать внешнеполитический курс, либо, чтобы избежать обвинений в капитулянтстве, доказать, что гонка вооружений наносит нашей экономике огромный ущерб. Для этого и были использованы данные Института США и Канады.

Позже выяснилось, что доля военных расходов в СССР составила в 1989 году 7,9 процента от ВНП (в США – 5,5%), в 1990-м – 6,9 процента (в США – 5,2%). Военные расходы Соединенных Штатов рассчитаны по базе Стокгольмского института мира, ВНП в 1980–1990 годах – по данным Бюро экономического анализа Департамента торговли США.

По более поздним подсчетам, доля военных расходов в ВНП СССР в 1985 и 1986 годах составляла 8,4 и 8,1 процента соответственно. Таким образом, величины советских и американских военных расходов были вполне сопоставимы.

При этом в статистику для США не включалась конверсионная продукция ВПК, в то время как для СССР этот показатель учитывался и сильно влиял на сравнение. В советском ВПК 45 процентов работников занимались выпуском гражданской продукции, треть инновационных разработок носила гражданский характер.

В чем же все-таки причина экономического кризиса СССР 80-х? По мнению эксперта Российского совета по международным делам Н. Мендковича, в 1985–1989 годах Советский Союз столкнулся с проблемой отрицательного внешнеторгового баланса, вызванного, в частности, падением мировых цен на нефть. Вместе с хаотичным увеличением капиталовложений в экономику и повышением доходов населения, опережающим рост ВНП, это вызвало бюджетный дефицит, который приходилось компенсировать наращиванием денежной массы и иностранными кредитами. Разумеется, эти бюджетные проблемы не были единственной причиной распада СССР, однако они внесли ощутимый вклад в негативные процессы конца 80-х. Стоит напомнить, что в 1989 году бюджетный дефицит превосходил на семь процентов совокупные военные расходы страны, так что даже полный отказ от оборонной деятельности не решил бы экономических проблем в полном объеме.

Однако главной причиной распада СССР стала не экономика (за годы Великой Отечественной войны страна потеряла треть национального богатства, но выстояла), а поражение в идеологической борьбе, только это совсем другая тема. О мощи советской экономики свидетельствует то, что на протяжении 90-х годов, когда в стране ничего не создавалось, все разворовывалось и вывозилось за рубеж, экономических резервов Советского Союза хватило, чтобы не дать России исчезнуть с политической карты мира.

Убийственная конверсия


В 90-х годах в Российской Федерации проводилась политика конверсии военного производства и сокращения вооружений. Усилиями «радикальных реформаторов» оборонный комплекс был доведен до ручки. Выпуск продукции ВПК с 1992 по 1996 год сократился на 77,8 процента, в том числе ПВН – на 87,8 процента, а изделий гражданского назначения (предприятиями ВПК) – на 71 процент. Был прекращен выпуск целых классов вооружения, в частности ракет «воздух-воздух», пятисот видов электронного оборудования. Производство военных самолетов, вертолетов, танков, средств ПВО, стратегических ракет исчислялось буквально единицами. Военные корабли и подлодки отправлялись на лом чуть ли не со стапелей.

Была подорвана возможность использования существующего в рамках ВПК научно-технического потенциала для производства гражданской продукции и подъема экономики в целом, особенно таких наукоемких отраслей, как гражданская авиация, электроника, вычислительная техника, телевидение, освоение космоса. Общие расходы на НИОКР сократились более чем в 11 раз, а их доля в общих военных расходах упала до 3,6 процента в 1996-м по сравнению с 18,6 процента в 1990-м. Были фактически остановлены важнейшие исследования в области радио- и оптоэлектроники, новой вычислительной техники, машиностроения.

С начала 90-х резкое сокращение ассигнований привело к деградации оборонных предприятий, оттоку квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. По оценкам Минэкономики, в 1991–1995 годах из «оборонки» ушли 2,5 миллиона работников. Военная продукция сократилась за это время почти на 90 процентов. В бедственном финансовом положении оказались и Вооруженные Силы.

Пришла в негодность научно-техническая база разработки новейших видов вооружений. Обновление оборудования на предприятиях не превышало 1,5 процента в год, его физический износ составлял более 60 процентов. Увеличилось военно-техническое отставание от иностранных государств.

Отрицательно сказалась на отрасли плохо продуманная приватизация, вследствие которой оказались нарушенными сложившиеся связи предприятий ВПК с поставщиками. Покупка иностранными инвесторами акций ряда приватизированных предприятий не только не улучшила положение, но и привела к закрытию некоторых заводов. Инвестиции в модернизацию предприятий не выросли, надежды на приток западного капитала не сбылись.

В 1997 году около 50 процентов собственности предприятий российского ВПК было акционировано, из 1700 предприятий ВПК (не считая тех, которые числились на балансе Министерства по атомной энергии) только 40 процентов полностью принадлежали государству, 31 процент представляли акционерные общества с участием государства, 29 процентов стали полностью частными. В приватизации ВПК приняли участие и иностранные компании, как правило, конкуренты российских производителей на внешнем рынке.

Даже в тех отраслях, где предприятия в советское время занимали монопольные позиции по производству товаров длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. п.), они не смогли применить свои возможности и потеряли позиции своего потребителя.

Большой урон обороноспособности страны нанесли совместные предприятия, дочерние фирмы и посредники, созданные по западным образцам и обеспечивавшие в лучшем случае обогащение узкой группы лиц путем махинаций, а в худшем – перекачку отечественных технологий различным зарубежным структурам, в том числе по демпинговым ценам (в интересах той же «узкой группы лиц»).

В результате некоторые предприятия ВПК, имевшие важное оборонно-хозяйственное значение, очутились в совместной собственности с зарубежными фирмами или даже в полном их владении. Российские технологии стали бесплатно работать в системах оружия, производимых многими нашими конкурентами. Например, корпорация «Боинг» прямо заявила, что ей потребовалось бы 600 миллионов долларов и пять лет работы для самостоятельного воспроизводства незапатентованных технологий российского МиГ-29.

Разрушение кооперации и технологических связей между предприятиями, отсутствие оборотных средств, неэффективность менеджмента привели к тому, что ВПК как единый научный и производственный организм практически перестал существовать. 90-е годы, когда были утрачены возможности для его развития, привели к утрате технологий и производственного потенциала. Ушли лучшие кадры, развалилась наука.

Экономическая политика не ставила своей задачей эффективное использование имеющегося потенциала страны. Главным было как можно быстрее сломать плановую и построить рыночную экономику. Результат не замедлил сказаться: богатейшая страна оказалась отброшенной в разряд развивающихся. При этом отечественные политики и экономисты внушали населению мысль, что военные расходы являются тяжелейшим бременем для страны, которая вынуждена регулярно тратить огромные средства на проекты, не приносящие прибыль и несущие весьма ограниченную социальную нагрузку. Поэтому нужно отказаться от производства вооружений, а деньги вкладывать в добывающие отрасли.

Новый век


С начала XXI века военно-промышленная политика России изменилась в направлении роста финансирования ВПК, консолидации, повышения конкурентоспособности вооружений и военной техники. При правительстве РФ создана Комиссия по военно-промышленным вопросам, проведена реорганизация системы управления: появились пять отраслевых федеральных агентств (авиационно-космическое, по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления). Эти органы осуществляют контрольную и лицензионную деятельность в отношении всех государственных предприятий и организаций в соответствующих областях.

С 2000 года российский оборонно-промышленный комплекс начал активно выходить на мировые рынки, прежде всего Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и других регионов. Потихоньку стали отвоевывать былые позиции по основным секторам ВВТ: авиатехники, кораблестроения, систем ПВО и обычных вооружений. Это происходило одновременно со структурным изменением ВПК, что потребовало совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей этот процесс.

Сегодня коммерческая сторона экспорта оружия становится превалирующей. Достаточно сказать, что по этому каналу в «оборонку» идет 70 процентов всех финансовых поступлений. В настоящее время ВПК России – мощная система, объединяющая крупные государственные и частные предприятия с другими производителями военной продукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями, заказывающими учреждениями Вооруженных Сил и органами госуправления.

В состав ВПК России входят научно-исследовательские организации, ведущие теоретические разработки; конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы и опытные образцы вооружения и военной техники; испытательные лаборатории и полигоны, где происходит доводка опытных образцов в реальных условиях и испытание ВВТ, вышедших из заводских стен; производственные предприятия, где осуществляется массовый выпуск ПВН, а также продукции гражданского назначения.

Ныне в российском ВПК идут процессы реформирования, реструктуризации и создания крупных отраслевых структур. Разрабатываются и реализуются маркетинговые программы по завоеванию и удержанию рынков сбыта отечественной ПВН за рубежом.

Необходимо отметить, что военные расходы – тяжелое бремя для экономики. Однако оборона страны – это защита всех ее богатств от захвата и уничтожения. Если экономить на этой графе бюджета, то при определенных обстоятельствах государство может вообще прекратить свое существование как таковое.

Политическая стабильность и экономическое развитие напрямую зависят от Вооруженных Сил и уровня их боеспособности, определяемого вооружением и военной техникой. Это хорошо понимают в США. «Добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем только добрым словом». Эти слова чикагского гангстера Аль Капоне стали девизом внешнеполитической деятельности США. Государство получает колоссальные прибыли от экспорта военной техники, импорта сырья, нефти, драгоценных металлов, эксплуатации дешевой рабочей силы на территории других стран. Ничего этого не было бы, не имей США мощные вооруженные силы, способные там, где требуется, «убедить» несговорчивых продавцов и покупателей в лице правителей других государств.

ВПК нужен нашей стране и как поставщик современной техники и вооружения, и как генератор высоких технологий для гражданских отраслей экономики.
Автор: Василий Микрюков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/24777


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. ротмистр 15 апреля 2015 16:28
    Я во многом согласен с автором, но меня удивляют действия наших военных руководителе и не только военных. Мы пытаемся делать все новое, не модернизируя старые образцы техники . И при этом выясняется с каждым разом , что не хватает денег на закупку нового вооружения. Почему мы не занимаемся модернизацией , ведь это менее затратный путь. Если заниматься модернизацией и параллельно разрабатывать новое вооружение , то эффект будет намного больше. У нас около 8 тыс.БМП всех марок, ну почему их не модернизировать? У нас около 5тыс БТР , у нас сотни вертолетов боевых и транспортных .... У нас чего только нет, но главное нет рационального подхода к деньгам. Оборона конечно важна и тратить деньги на нее надо , но если нашим пенсионерам платить пенсию в размере 7 тыс. рублей ,то скоро нам защищать будет некого, кроме депутатов и министров...
    1. dmi.pris 15 апреля 2015 18:58
      Кстати в последнее десятилетие наверное только и модернезировали-это я говорю об авиации
    2. ilyaspb 15 апреля 2015 23:50
      Для модернизированного вооружения есть заграничные покупатели. Тот же С-125 до сих пор модернизируют и продают. Что касается бронетехники- что их для себя модернизировать, если сама броня перестает удовлетворять требованиям?
      Параллельно модернизировать и разрабатывать все подряд- нужно удвоить штат всех НИИ и КБ, а нас последние лет 20 только сокращают, да и уровень студентов с каждым годом все ниже, некого приглашать на работу.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня