Эвакуация: дорога в тыл ради Победы

Предстоящий Парад Победы в Москве украсят новые образцы боевой техники: береговые ракетные комплексы «Бастион» и «Бал-Э», самоходные артиллерийские установки «Коалиция-СВ», боевые машины пехоты «Курганец-25», бронетранспортеры «Ракушка» и «Бумеранг», новейшие танки «Армата» производства нижнетагильского «Уралвагонзавода».

Эвакуация: дорога в тыл ради Победы


Танки в тени вагонов


Название известного на весь мир танкостроительного объединения «Уралвагонзавод» вводит несведущего человека в лёгкий ступор. Вспоминается анекдот про стреляющие ракетами колхозные комбайны и прочую атрибутику советской секретности. И, правда, — название и продукция знаменитого завода являют некий оксюморон несочетаемости железнодорожной и боевой техники. Так распорядилась война.

«Уральский вагоностроительный завод» построили в Нижнем Тагиле по плану второй пятилетки 1933-1937 годов. В задачу предприятия входило производство тяжёлых железнодорожных вагонов. Первый из них выпустят в октябре 1936 года. Всё переменится с началом Великой Отечественной. К концу 1941-го в Нижний Тагил с западной части страны эвакуируют одиннадцать предприятий. В их числе — московские заводы «Станколит» и станкостроительный, харьковские тракторный и паровозостроительный, мариупольские «Коммунар» и «Красный Профинтерн», Бежицкий сталелитейный и другие. «Уралвагонзавод» преобразуют в крупнейший завод по производству танков. За годы войны он выпустит 25266 знаменитых «тридцатьчетвёрок». Каждый второй танк Т-34 Красной Армии сойдет с конвейера нижнетагильского завода. Не остановится здесь и производство вагонов. Кроме того завод будет делать артиллерийские передки, авиабомбы трёх типов, бронекорпуса для самолетов Ил-2.

Эта история типична для большинства военных заводов Урала и Сибири. Вот челябинский тракторный (ЧТЗ), прославившийся гусеничными «Сталинцами». Одна из его моделей (трактор С-65) на Всемирной выставке в Париже весной 1937-го была даже отмечена высшей наградой — дипломом «Гран-при». В годы войны вместе с семью частично или полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями тракторный завод перерастет в танкостроительный комбинат, прозванный людьми «Танкоградом». Основу нового предприятия составят ленинградский Кировский и харьковский моторный заводы. В сжатые сроки здесь начнут производство тяжелых танков КВ-2. В ходе войны Танкоград передаст фронту 18 тысяч танков и самоходных установок. Смежники предприятия получат из Челябинска 48,5 тысячи дизельных двигателей, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов.

В Омске танкостроение начнут с чистого листа. Сюда весной 1942-го из Ленинграда эвакуируют завод опытного машиностроения для выпуска среднего танка Т-34. Предприятие перерастет военные масштабы и станет Омским заводом транспортного машиностроения. Сегодня здесь, кроме бронетехники, выпускают дорожно-строительные машины, оборудование для нефтегазодобывающего комплекса, выполняют заказы российских железных дорог.

С великого перемещения машин, станков и людей начали свою историю многие ныне действующие оборонные предприятия. В том же Омске есть прославленное на всю страну производственное объединение «Полет». Оно берёт свое начало с безымянного завода № 166, образованного в июле 1941-го из слияния эвакуированных сюда предприятий Москвы (завод №156), подмосковного Тушина (№81) и калининской Кимры (№ 288). В годы войны здесь работали А.И. Туполев, С.П. Королёв, В.М. Мясищев, Д.Л. Томашевич. Омский завод даст для победы бомбардировщики Ту-2, истребители Як-9. Сейчас ПО «Полёт» делает ракетные модули для новых отечественных ракет-носителей «Ангара», комплектующие и конструкции для «Протона-М» и «Рокота».

На Восток уходили городами

Эти яркие примеры промышленных гигантов, выросших на базе эвакуированных с запада заводов, не дают общей картины времени. Её даже представить сложно. Воображение не осваивает четырехзначные цифры. Ведь только в июле-ноябре 1941-го на восток страны эвакуировали 2593 предприятия, в их числе 1523 крупных завода, 18 миллионов рабочих, служащих и членов их семей. (За годы войны число эвакуированных приблизится к 25 млн. человек.) В заводах статистику понять не просто. Попробуем оценить перемещение людей. За неполные шесть месяцев на Восток перевезли, сравнительно говоря, восемнадцать городов-миллионников (в нынешней России их всего пятнадцать!). Три города в месяц! Один — в декаду!

Хотя темп перевозок и не был таким ровным. Если, скажем, с 29 июня по 29 июля специальные эвакопоезда вывезли из Москвы (включая беженцев из прифронтовых областей) 959 530 человек — примерно 32 000 в сутки, то уже в начале августа, когда вал войны стал быстро накатывать на столицу, в тыл ежедневно отправляли по 64 000 человек.

Об этих эшелонах позже напишет Н.С. Патоличев, в 1941-м работавший первым секретарем Челябинского обкома ВКП (б). Он встречал их на Урале: "Случалось, что в открытых полувагонах или на платформах ехали люди. Хорошо, если был брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Иногда и этого не было. Здесь же станки или материалы, кое-что из вещей эвакуированных. Именно — кое-что. Люди спасались от нашествия варваров, и было, конечно, не до вещей. При более благоприятной обстановке два-три крытых вагона выделяли для женщин с детьми. Вместо 36 человек в них набивалось по 80-100. Никто, разумеется, не роптал — горе объединяло людей."

Безмерная нагрузка в первые военные месяцы легла на плечи московских железнодорожников. Они ежесуточно отправляли до 90 эшелонов. Эвакопоезда часто шли сдвоенными составами. Интервал между отправками снижался до десяти минут. Так удалось за три месяца эвакуации отгрузить из Москвы на Восток только вагонов с оборудованием 215 тысяч.

На фоне победных операций конца войны сложилось устойчивое мнение, что в 1941-м мы только отступали. Эта неполная правда. Части и соединения неделями сдерживали немецкое наступление, чтобы не только обеспечить новые защитные рубежи, но и дать возможность вывезти промышленные предприятия для последующей работы в тылу. Так было под Смоленском, так было в Белоруссии… А это, между прочим, главное направление наступления гитлеровских войск.

В начале августа первый секретарь компартии Белоруссии П.К.Пономаренко пришлет на имя председателя Государственного комитета обороны В.И.Сталина докладную записку. Он сообщит, что из Белоруссии полностью эвакуированы Могилевский авиазавод, Оршанский льнокомбинат, Кричевский цементный завод, Труболитейный завод, станкостроительные заводы «Гомсельмаша», — всего 109 крупных и средних промышленных предприятий (из них 39 союзного и 70 республиканского значения). В тыл удалось вывезти 16,5 тысячи единиц ценного технологического оборудования, 842 тонны цветных металлов, 44 километра силового кабеля, более 3400 вагонов готовой продукции, 44765 тонн зерна, 600 тысяч голов скота, 4 тысячи тракторов, 400 комбайнов, 150 молотилок и т.д.

Полегче было на Украине. Здесь немецкое наступление сдерживали до глубокой осени. Это позволило вывезти в тыл миллионы людей, около 500 крупных промышленных предприятий, свыше 6 млн. голов скота, 1667,4 тысячи тонн зерна и 269,5 тысячи тонн зернопродуктов, тысячи тракторов и автомашин.

В тылу, как на фронте

Эвакуированные заводы обустраивались по-военному быстро. Некоторые в течение месяца после разгрузки из эшелонов уже начали выпуск продукции, но большинство счет фронтовых поставок открыли ближе к новому 1942-му. Он станет поворотным в работе промышленности. Спад её производства остановится уже к марту. К этому времени, например, выпуск оборонной продукции только в восточных районах достигнет предвоенного уровня её производства на всей территории СССР. Начнется ускоренный рост.

Он дастся не просто. Всё-таки на территории, занятой немцами, были 37 заводов черной металлургии, 749 — тяжелого и среднего машиностроения, 1135 шахт, свыше 3 тысяч нефтяных скважин, 61 крупная электростанция. Как раз отставание в этих отраслях (угольной, нефтяной и металлургической) сдерживало выпуск военной продукции. Ликвидировать его удастся только за счет нового капитального строительства.

Оно будет спорым. Уже во второй половине 1942-го начнется резкий подъем всех основных отраслей народного хозяйства. Валовая продукция промышленности за год вырастет более чем в 1,5 раза. Сталинградское сражение выиграет не только наша героическая армия. Тыл даст ей новые самолеты, танки, артиллерийские орудия и системы, боепитание и стрелковое вооружение, продовольствие и обмундирование.

Сталинградский перелом в войне станет и промышленным переломом. К концу 1943-го Советский Союз достигнет общего экономического и военного перевеса над гитлеровской Германией. Отметим на минуточку, что к этому времени ещё оккупирована территория страны, на которой до фашистского вторжения было 40 процентов экономического потенциала СССР.

Однако проявились уже и новые тенденции — в общем объеме промышленной продукции стала уменьшаться доля военного производства, а гражданской продукции — расти. Если в 1942-м году военная продукция составляла 63,9 процента в объёме промышленности страны, то в 1943-м этот процент снизился до 58,3, в 1944-м — до 51,3, а в 1945-м и вовсе гражданская продукция превысит военную, составившую лишь 40,1 процента в объеме промышленного производства.

…Много бед принесла война. Хватило лиха и тем, кому пришлось от смертельной опасности спасаться в эвакуации. Однако люди ехали на восток не только за тем, чтобы избежать беды, но и поддержать фронт своим трудом в тылу. Здесь они сотворили лучшие для своего времени образцы техники и вооружения, построили заводы, и сегодня работающие на оборону страны. Их новый отчет мы увидим на праздничном параде в честь юбилея Великой Победы.
Автор: Геннадий Грановский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. странник_032 17 апреля 2015 08:53
    Тыл даст ей новые самолеты, танки, артиллерийские орудия и системы, боепитание и стрелковое вооружение, продовольствие и обмундирование.

    Это было тогда. А что будет сегодня/завтра?
    странник_032
    1. Колесо 17 апреля 2015 23:37
      Цитата: странник_032
      Это было тогда. А что будет сегодня/завтра?

      А ничего не будет...
      Под шумок патриотической эйфории "крымнаш" были отменены все планы эвакуации.
      С МЧС сняли обременительный груз.
      Отныне "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" - наше всё.
      1. Tyson7 18 апреля 2015 22:21
        У вас то, несомненно, есть все последние данные на эту тему от руководства страны. Прямо так захотелось поверить в вашу осведомленность в данных вопросах (особенно после пассажа про "крымнаш") - просто жуть!!!
        В Йемене наши не только своих, но и кучу других эвакуировали, включая граждан США, ежели что.. А вы, с подобными комментариями, просто балабол.
        Tyson7
  2. semirek 17 апреля 2015 09:03
    Хорошая статья!хороший познавательный материал.Хочу добавить следующее:определённый выигрыш во времени,дало то, что СССР отодвинул свои границы на запад,в 39 году,да и своевременное решение об эвакуации заводов и фабрик.
  3. enot73 17 апреля 2015 10:38
    Основу нового предприятия составят ленинградский Кировский и харьковский моторный заводы. В сжатые сроки здесь начнут производство тяжелых танков КВ-2.
    Статье плюс , но автору замечание за ошибку . КВ 2 производился только перед войной , и выпущен был в количестве всего 334 штук в Ленинграде на ЛКЗ ( ленинградский кировский завод ). На Урале выпускали танк КВ - 1
    1. Alexey RA 17 апреля 2015 13:28
      Цитата: enot73
      Статье плюс , но автору замечание за ошибку . КВ 2 производился только перед войной , и выпущен был в количестве всего 334 штук в Ленинграде на ЛКЗ ( ленинградский кировский завод ). На Урале выпускали танк КВ - 1

      Тут есть ещё одна ошибка: производство КВ в Челябинске было развёрнуто ещё до войны.
      В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года к выпуску KB должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого KB уральского производства . Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков .
    2. странник_032 18 апреля 2015 09:28
      Цитата: enot73
      КВ 2 производился только перед войной , и выпущен был в количестве всего 334 штук в Ленинграде на ЛКЗ ( ленинградский кировский завод )


      Кстати это не совсем танк,а САУ оснащённая арт.орудием большого калибра установленного на полноповоротную башню. Основное назначение КВ-2 была работа по фортификационным сооружениям противника типа бетонных ДОТов,фортов,казематов и т.п.

      Основной боекомплект КВ-2 составляли бетонобойные снаряды кал. 152-мм:

      КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг.(М-10Т, Индекс ГАУ — 52-ПТ-536) танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания.
      Руководства службы танка КВ (стр 29-30,раздел "Боеприпасы"):
      "Гаубица имеет снаряды двух типов:
      1. Бетонобойный 53-Г-530, весом 40 кг. Взрыватель донный КТД.
      2. Бронебойный , весом 51 кг (морская граната, полубронебойный обр. 1915/28 гг). Взрыватель донный КТД.
      Соответственно двум типам снарядов имеются два типа зарядов (гильз): для бетонобойного снаряда с начальной скоростью 530 м/сек и для бронебойного снаряда с начальной скоростью 436 м/сек.
      Перепутывание зарядов может привести к аварии орудия (в случае употребления для морской гранаты заряда от бетонобойного снаряда), поэтому категорически запрещается загружать одну машину снарядами и зарядами к ним разных типов."
      Никаких фугасных и осколочных в списке не значится. По замыслу конструкторов роль ОФГ должен был выполнять полубронебойный снаряд "морская граната".

      Более подробно об этом можно прочитать по ссылке:
      http://mahrov.4bb.ru/viewtopic.php?id=7036
      странник_032
  4. фомкин 17 апреля 2015 10:48
    Г.Грановский как всегда с интересным материалом. Очень оригинальный ход с оксюморон. Я бы в жизнь не додумался применить в данном контексте.
  5. Alexey RA 17 апреля 2015 12:25
    Статье однозначный плюс.

    Единственное, что хотелось бы сказать в дополнение: эвакуация 1941 - это итог огромной многолетней работы по мобилизационному планированию. Заводы грузились, перевозились и монтировались на новых местах не с бухты-барахты, по наитию - а согласно разрабатываемым ещё с середины 20-х годов планам. Моботделы наркоматов и предприятий совместно с НКПС составляли и ежегодно корректировали планы загрузок, графики подачи эшелонов и места выгрузки - а НКО подкидывал им работёнки, регулярно расширяя районы эвакуации, сообразно увеличению радиусов работы ВВС противника и темпов его планируемого продвижения. Строят новый завод в зоне эвакуации (а что поделать - основные трудовые ресурсы именно там) - параллельно готовят план эвакуации. В Третью пятилетку началось строительство заводов-дублёров (чтобы не впихивать эвакуируемые заводы на площадки непрофильных предприятий). К сожалению, до войны работы закончить не успели - кое-где построили только фундаменты и стены корпусов (именно их часто упоминают в мемуарах).

    ИЧХ, эвакопланирование продолжалось все 30-е несмотря на всю пропаганду о "на вражьей земле, малой кровью, могучим ударом". Ибо в качестве основной стратегии Большой Войны политическое руководство выбрало и последовательно проводило "стратегию измора": война будет долгой и кровавой, враг может занять нашу территорию - и победа будет за тем, кто сможет лучшим образом мобилизовать и эвакуировать промышленность. Короче, победа на фронте куётся в тылу.
    Логичным следствием этой теории были, кстати, те самые "двадцать пять тыщщ танков" - это запасы техники, которые должны были стать "подушкой безопасности" РККА на первый год войны - время мобилизации промышленности и развёртывания производства эвакуированных заводов.
    1. стас57 17 апреля 2015 13:24
      Единственное, что хотелось бы сказать в дополнение: эвакуация 1941 - это итог огромной многолетней работы по мобилизационному планированию. Заводы грузились, перевозились и монтировались на новых местах не с бухты-барахты, по наитию - а согласно разрабатываемым ещё с середины 20-х годов планам. Моботделы наркоматов и предприятий совместно с НКПС составляли и ежегодно

      совершенно верное и дельное замечание!
  6. bairat 17 апреля 2015 20:43
    Смотрел фильм где говорилось что к организации эвакуации приложил "железную руку" Лаврентий Павлович. Иначе трудно понять как в обстановке растерянности и паники царившей в стране удалось так оперативно вывезти заводы на восток.
    1. Колесо 18 апреля 2015 02:08
      Цитата: bairat
      Смотрел фильм где говорилось что к организации эвакуации приложил "железную руку" Лаврентий Павлович. Иначе трудно понять как в обстановке растерянности и паники царившей в стране удалось так оперативно вывезти заводы на восток.

      Вообще-то, основная заслуга в эффективной эвакуации принадлежит Кагановичу.
      Это чисто в качестве исторической справедливости. Он в это нелёгкое время был наркомом путей сообщения.
      1. Сионист 2 18 апреля 2015 04:29
        слава украине
        Сионист 2
      2. Сионист 2 18 апреля 2015 04:29
        слава украине
        Сионист 2
      3. bairat 18 апреля 2015 06:09
        Может быть. Но вот эта формулировка
        25 марта 1942 года ГКО принял постановление «О НКПС», в котором говорилось, что нарком путей сообщения Л. М. Каганович «не сумел справиться с работой в условиях военного времени», и его освободили от поста наркома.

        не предполагает особых заслуг.
      4. Комментарий был удален.
  7. Зэ Кот 18 апреля 2015 11:19
    Да, тема интересная. Почитать бы чьи-нибудь легко читаемые и с обилием информации мемуары.
  8. moskowit 18 апреля 2015 16:28
    Статья богата фактическим числовым материалом. Хорошо, но совершенно не указаны фамилии организаторов эвакуации. Уму не постижимо осознать весь подвиг народа, все проявляли запредельные качества. Насколько понял числа даны по организованным перевозкам, а сколько народу уходило самостоятельно с временно оккупированных территорий?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня