«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Военная история Рима с 100 по 200 год н. э. известна нам очень плохо, так как подробных исторических исследований этого периода не сохранилось. Но есть колонна Траяна в Риме. И вот на изображенные на ней фигуры воинов в доспехах многие историки и привыкли ссылаться.

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Колонна императора Траяна в Риме. Современный вид


Про нее все известно, так что любителям «новых хронологий» в данном случае можно не волноваться: 20 блоков знаменитого карарского мрамора, высотой она 38 м (вместе с основанием), сам ее диаметр — 4 м. Внутри она полая, а на капитель ведет винтовая лестница, насчитывающая 185 ступеней. Вес ее около 40 тонн. Построена она была архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. и посвящена победе императора Траяна над даками в 101-102 гг. Впрочем, сказать так значит ничего не сказать! Ведь всю ее поверхность покрывает лента с рельефами, которая по спирали огибает ее ствол 23 раза, а общая длина составляет 190 м! Работу скульптор и его рабочие провели просто огромную! Достаточно сказать, что на этих рельефах изображено около 2500 фигур! Но рассматривать их и изучать очень тяжело, поскольку уж очень она высокая. Кстати, сам Траян изображен на ней 59 раз. Присутствуют среди изображенных фигур и такие аллегорические фигуры как богиня Победы Ника, бог Дунай в образе величественного старца, Ночь в виде женщины с лицом, закрытым покрывалом, и многие другие.


Бог Дунай наблюдает за переправой римских войск


Фигура богини Победы и трофеи римской армии. Слева вверху — сарматский шлем с нащечниками. Справа — чешуйчатый доспех, однако все щиты почему-то овальные, аналогичные щитам вспомогательных римских частей не только формой, но и своим рисунком.

Первое впечатление у тех, кто смотрит на эти изображения, самое сильное. Кажется, что все фигуры на ней очень реалистичны, и недаром считается, что рельефы колонны представляют собой ценный источник по изучению оружия, доспехов и снаряжения как римлян, так и их врагов — даков и сарматов. А вот перспективой скульпторы пожертвовали сознательно, чтобы добиться большей информативности. Такой подход в работах древних мастеров встречается постоянно, но для историка важно не это, а то, как тщательно и достоверно показаны ими детали одежды и вооружения. Кстати, крепостные стены и детали пейзажа опять-таки в античной традиции показаны вне масштаба. Четкость и размеры у всех фигур одинаковые, но, чтобы показать перспективу, расположены они одна над другой.


Внутри колонна пустая, и там проходит винтовая лестница наверх. Поэтому в стенах колонные имеются небольшие световые окна прямоугольной формы.
Обратите внимание, что лошади под всадниками непропорционально малы, и они действительно были меньше современных, но не настолько сильно, как это изобразил скульптор.

Французский историк Мишель Фьюджери назвал барельефы колонны Траяна «документальным фильмом». Но если изучать их внимательно, а главное, еще и сравнивать с другими изображениями и артефактами, то, пожалуй, мы в итоге получим больше вопросов, чем она даст нам ответов. Да, это источник, но источник весьма своеобразный, и все, что мы на нем видим, принимать на веру вот так просто нельзя! Известный английский историк Питер Конноли отмечал, что из него действительно можно узнать множество ценных подробностей того, что собой представляло римское войско времен этой кампании. Но… можно из нее узнать и кое-что совсем другое!


На этом рельефе хорошо показано построение римских воинов в бою. Впереди легионеры, атакующие фалангой, за ними лучники с луками в руках, а на флангах — германские пращники в туниках

Например, на барельефах можно увидеть, что римские легионеры одеты в доспехи lorica segmentata, а их вспомогательные войска (ауксириарии), и всадники, и пехота — в кольчуги lorica hamata. Но почему кольчуги некоторых ауксириариев так коротки? Почему зубчатый подол у них даже пах не закрывает? Поневоле вспоминаешь фразу из культового советского фильма «Александр Невский»: «Эх, коротка кольчужка!», и она же при этом вызывает определенные сомнения в правдивости изображаемого, особенно рядом с длиннополыми кольчугами у восточных лучников, изображенных здесь же рядом. Судя по овальным щитам, пехотинцы в столь коротких кольчугах — это ауксилиарии, хотя малая длина этого доспеха у них тоже сомнительна. То есть это либо небрежность скульпторов, либо они поступили так сознательно, допустим, чтобы «героизировать» образ римского воина. Однако всадники имеют такие же короткие кольчуги. Что, если это так и было и сделано — для большего удобства в ношении именно конниками? Но если это так, то почему нельзя предположить, что пехотинцы в этих коротких кольчугах… спешенные или же потерявшие коней всадники?! Но это уж такая зыбкая почва домыслов, что стоять на ней попросту невозможно. Кстати, она же и показывает, что суть многих предметов, что находятся у тебя прямо перед глазами, может трактоваться по-разному! Между прочим, на рельефе из Мантуи в долине реки По начала I в. н.э. кольчуги (и чешуйчатые панцири) у всадников имеют длину до середины бедра, то есть всаднические кольчуги нормальной длины в римской армии все же существовали. У них пелерины вместо рукавов, и они несколько сложнее «траянских», на что также указывает Питер Конноли. Интересно, что и кольчуги, и доспехи из чешуек у римских воинов одного покроя, хотя технология их изготовления, безусловно, различалась!


Овальные щиты в римской армии того времени обычно были у всадников и воинов вспомогательных легионов


Но самое интересное, что на барельефах колонны Траяна в чешуйчатых доспехах изображены и сирийские лучники — наемники Рима и кавалерия сарматов, которые в этой войне являлись союзниками даков. Среди источников, подтверждающих факт широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире, рельефы с колонны Траяна могли бы иметь особое значение, ведь колонна-то установлена была «по горячим следам». Но изучение рельефа, на котором показаны сарматские всадники и их лошади, со всей очевидностью показывает, что это изображение — вымысел.

Дело в том, что все они изображены в чешуйчатых «одеждах», представляющих собой… трико в обтяжку! Поэтому на рельефах с колонны Траяна сарматы больше похожи на… «человека-амфибию» из одноименного кинофильма, снятого в СССР в 1962 году, чего реально быть просто не могло. Не было в то время таких доспехов! Не было! По мнению британского историка Рассела Робинсона, автор рельефа с «чешуйчатыми сарматами» либо воспользовался их описаниями, где говорилось, что они с ног до головы были защищены чешуйчатыми доспехами, и такими он их и воспроизвел, либо придумал, какими они могли бы выглядеть по собственному вкусу. Хотя это могло быть так, как это случается и у нас в России, когда исполнителю все объясняют «на пальцах». Те, кого можно было об этом спросить, рядом отсутствовали, вот бедняга-скульптор и дал волю своему воображению! А уж как, скорее всего, смеялись над его «чешуйчатыми сарматами» ветераны войны с даками, мы можем сегодня лишь только гадать!

А вот и совсем уже уникальные изображения: слева — римские всадники в исключительно коротких кольчугах, а справа — бегущие от них сарматы. Причем и воины, и их кони, с головы до ног покрыты «чешуйчатой броней». То есть это явная фантазия скульпторов.

Здесь же, на колонне, есть и другой рельеф, на котором мы видим сарматские и дакийские трофеи римской армии. Среди них и знаменитый драгонарий, и дакийско-сарматские шлемы спанденхельм (spangenhelm) с нащечниками, ставшие позднее стандартным средством защиты головы в римской армии, и… чешуйчатый панцирь с зубчатым подолом нормальной длины. Остается только удивляться, почему в одном месте они изображены правильно, а в другом — нет!


В центре этой композиции изображен воин в очень короткой кольчуге и с непропорционально маленьким щитом. Ну, почему такие щиты — мы вроде бы выяснили. Но кто он такой? Воин вспомогательных частей римской армии или потерявший коня всадник?

Щиты у всех римских воинов с колонны Траяна очень малы, хотя, судя по находкам в Дура Европос, должны быть намного больше. Марширующие легионеры изображены со щитами, которые они несут слева на наплечном ремне. Потому что долго держать щит просто в руке и нести было бы вряд ли возможно. Но щиты изображены открытыми, хотя из записок Цезаря мы знаем, что их носили в кожаных чехлах. Такие чехлы были найдены, так что сомнения их применение не вызывает. В них же было и отверстие для умбона, но на колонне — возможно чтобы показать на щитах украшения — они везде изображены расчехленными. И ладно бы только в бою, но и в походе, а это явный вымысел либо недоработка скульптора — автора колонны.

Ни один из легионеров на колонне не имеет кинжала пугио. Видимо, к концу I века н.э. он уже вышел у легионеров из моды. Нет у них и такой специфической детали снаряжения, как кингулум — набора ремней с нашитыми на них металлическими бляхами, на поясном ремне спереди. Вернее, почти нет, так как у легионеров в сегментных лориках он иногда встречается. Но даже у них он очень уж короток — всего четыре ряда блях. То есть он уже либо вышел из моды, либо этот процесс находился на стадии завершения!


Римский кинжал пугио

У многих легионеров на колонне бороды. И опять-таки непонятно — кто это? Бывшие варвары, попавшие в легион, или же это была уже такая мода. То есть борода с варварством тогда уже не связывалась, недаром позднее бороды были даже у императоров. Впрочем, сам император Траян показан на колонне безбородым.


Пленение Децибала — вождя даков. Обратите внимание опять-таки на длину кольчуг сражающихся спешенных всадников (или же это воины вспомогательных частей?), которые не закрывают у них ни паха, ни ягодиц

Таким образом, рельефы на колонне Траяна нужно воспринимать в первую очередь как интересный исторический памятник, а вот как источник — со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!

Конноли, П. Греция и Рим в войнах. Энциклопедия военной истории / П. Конноли; пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Робинсон, Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения / Р. Робинсон; пер. с англ. С. Федоровой. — М. : Центрполиграф, 2006.
Шпаковский, В. О. Всадники с барельефов / В. О. Шпаковский // History Illustrated. — 2013. — № 1.
Feugere, M. Weapons of the Romans / M. Feugere ; translated from the French by David G. Smith. — UK: Tempus Publishing Ltd, 2002.
Nicolle, D. Rome's Enemies (5): The Desert Frontier / D. Nicolle. — L.: Osprey (Men-at-Arms № 243), 1991.
Robinson, H. R. The armour of Imperial Rome / H. R. Robinson. — L.: Arms and Armour Press, 1975.
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти