«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Военная история Рима с 100 по 200 год н. э. известна нам очень плохо, так как подробных исторических исследований этого периода не сохранилось. Но есть колонна Траяна в Риме. И вот на изображенные на ней фигуры воинов в доспехах многие историки и привыкли ссылаться.

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Колонна императора Траяна в Риме. Современный вид

Про нее все известно, так что любителям «новых хронологий» в данном случае можно не волноваться: 20 блоков знаменитого карарского мрамора, высотой она 38 м (вместе с основанием), сам ее диаметр — 4 м. Внутри она полая, а на капитель ведет винтовая лестница, насчитывающая 185 ступеней. Вес ее около 40 тонн. Построена она была архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. и посвящена победе императора Траяна над даками в 101-102 гг. Впрочем, сказать так значит ничего не сказать! Ведь всю ее поверхность покрывает лента с рельефами, которая по спирали огибает ее ствол 23 раза, а общая длина составляет 190 м! Работу скульптор и его рабочие провели просто огромную! Достаточно сказать, что на этих рельефах изображено около 2500 фигур! Но рассматривать их и изучать очень тяжело, поскольку уж очень она высокая. Кстати, сам Траян изображен на ней 59 раз. Присутствуют среди изображенных фигур и такие аллегорические фигуры как богиня Победы Ника, бог Дунай в образе величественного старца, Ночь в виде женщины с лицом, закрытым покрывалом, и многие другие.


«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Бог Дунай наблюдает за переправой римских войск

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Фигура богини Победы и трофеи римской армии. Слева вверху — сарматский шлем с нащечниками. Справа — чешуйчатый доспех, однако все щиты почему-то овальные, аналогичные щитам вспомогательных римских частей не только формой, но и своим рисунком.

Первое впечатление у тех, кто смотрит на эти изображения, самое сильное. Кажется, что все фигуры на ней очень реалистичны, и недаром считается, что рельефы колонны представляют собой ценный источник по изучению оружия, доспехов и снаряжения как римлян, так и их врагов — даков и сарматов. А вот перспективой скульпторы пожертвовали сознательно, чтобы добиться большей информативности. Такой подход в работах древних мастеров встречается постоянно, но для историка важно не это, а то, как тщательно и достоверно показаны ими детали одежды и вооружения. Кстати, крепостные стены и детали пейзажа опять-таки в античной традиции показаны вне масштаба. Четкость и размеры у всех фигур одинаковые, но, чтобы показать перспективу, расположены они одна над другой.

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Внутри колонна пустая, и там проходит винтовая лестница наверх. Поэтому в стенах колонные имеются небольшие световые окна прямоугольной формы.
Обратите внимание, что лошади под всадниками непропорционально малы, и они действительно были меньше современных, но не настолько сильно, как это изобразил скульптор.

Французский историк Мишель Фьюджери назвал барельефы колонны Траяна «документальным фильмом». Но если изучать их внимательно, а главное, еще и сравнивать с другими изображениями и артефактами, то, пожалуй, мы в итоге получим больше вопросов, чем она даст нам ответов. Да, это источник, но источник весьма своеобразный, и все, что мы на нем видим, принимать на веру вот так просто нельзя! Известный английский историк Питер Конноли отмечал, что из него действительно можно узнать множество ценных подробностей того, что собой представляло римское войско времен этой кампании. Но… можно из нее узнать и кое-что совсем другое!

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

На этом рельефе хорошо показано построение римских воинов в бою. Впереди легионеры, атакующие фалангой, за ними лучники с луками в руках, а на флангах — германские пращники в туниках

Например, на барельефах можно увидеть, что римские легионеры одеты в доспехи lorica segmentata, а их вспомогательные войска (ауксириарии), и всадники, и пехота — в кольчуги lorica hamata. Но почему кольчуги некоторых ауксириариев так коротки? Почему зубчатый подол у них даже пах не закрывает? Поневоле вспоминаешь фразу из культового советского фильма «Александр Невский»: «Эх, коротка кольчужка!», и она же при этом вызывает определенные сомнения в правдивости изображаемого, особенно рядом с длиннополыми кольчугами у восточных лучников, изображенных здесь же рядом. Судя по овальным щитам, пехотинцы в столь коротких кольчугах — это ауксилиарии, хотя малая длина этого доспеха у них тоже сомнительна. То есть это либо небрежность скульпторов, либо они поступили так сознательно, допустим, чтобы «героизировать» образ римского воина. Однако всадники имеют такие же короткие кольчуги. Что, если это так и было и сделано — для большего удобства в ношении именно конниками? Но если это так, то почему нельзя предположить, что пехотинцы в этих коротких кольчугах… спешенные или же потерявшие коней всадники?! Но это уж такая зыбкая почва домыслов, что стоять на ней попросту невозможно. Кстати, она же и показывает, что суть многих предметов, что находятся у тебя прямо перед глазами, может трактоваться по-разному! Между прочим, на рельефе из Мантуи в долине реки По начала I в. н.э. кольчуги (и чешуйчатые панцири) у всадников имеют длину до середины бедра, то есть всаднические кольчуги нормальной длины в римской армии все же существовали. У них пелерины вместо рукавов, и они несколько сложнее «траянских», на что также указывает Питер Конноли. Интересно, что и кольчуги, и доспехи из чешуек у римских воинов одного покроя, хотя технология их изготовления, безусловно, различалась!

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Овальные щиты в римской армии того времени обычно были у всадников и воинов вспомогательных легионов

Но самое интересное, что на барельефах колонны Траяна в чешуйчатых доспехах изображены и сирийские лучники — наемники Рима и кавалерия сарматов, которые в этой войне являлись союзниками даков. Среди источников, подтверждающих факт широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире, рельефы с колонны Траяна могли бы иметь особое значение, ведь колонна-то установлена была «по горячим следам». Но изучение рельефа, на котором показаны сарматские всадники и их лошади, со всей очевидностью показывает, что это изображение — вымысел.

Дело в том, что все они изображены в чешуйчатых «одеждах», представляющих собой… трико в обтяжку! Поэтому на рельефах с колонны Траяна сарматы больше похожи на… «человека-амфибию» из одноименного кинофильма, снятого в СССР в 1962 году, чего реально быть просто не могло. Не было в то время таких доспехов! Не было! По мнению британского историка Рассела Робинсона, автор рельефа с «чешуйчатыми сарматами» либо воспользовался их описаниями, где говорилось, что они с ног до головы были защищены чешуйчатыми доспехами, и такими он их и воспроизвел, либо придумал, какими они могли бы выглядеть по собственному вкусу. Хотя это могло быть так, как это случается и у нас в России, когда исполнителю все объясняют «на пальцах». Те, кого можно было об этом спросить, рядом отсутствовали, вот бедняга-скульптор и дал волю своему воображению! А уж как, скорее всего, смеялись над его «чешуйчатыми сарматами» ветераны войны с даками, мы можем сегодня лишь только гадать!

А вот и совсем уже уникальные изображения: слева — римские всадники в исключительно коротких кольчугах, а справа — бегущие от них сарматы. Причем и воины, и их кони, с головы до ног покрыты «чешуйчатой броней». То есть это явная фантазия скульпторов.

Здесь же, на колонне, есть и другой рельеф, на котором мы видим сарматские и дакийские трофеи римской армии. Среди них и знаменитый драгонарий, и дакийско-сарматские шлемы спанденхельм (spangenhelm) с нащечниками, ставшие позднее стандартным средством защиты головы в римской армии, и… чешуйчатый панцирь с зубчатым подолом нормальной длины. Остается только удивляться, почему в одном месте они изображены правильно, а в другом — нет!

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

В центре этой композиции изображен воин в очень короткой кольчуге и с непропорционально маленьким щитом. Ну, почему такие щиты — мы вроде бы выяснили. Но кто он такой? Воин вспомогательных частей римской армии или потерявший коня всадник?

Щиты у всех римских воинов с колонны Траяна очень малы, хотя, судя по находкам в Дура Европос, должны быть намного больше. Марширующие легионеры изображены со щитами, которые они несут слева на наплечном ремне. Потому что долго держать щит просто в руке и нести было бы вряд ли возможно. Но щиты изображены открытыми, хотя из записок Цезаря мы знаем, что их носили в кожаных чехлах. Такие чехлы были найдены, так что сомнения их применение не вызывает. В них же было и отверстие для умбона, но на колонне — возможно чтобы показать на щитах украшения — они везде изображены расчехленными. И ладно бы только в бою, но и в походе, а это явный вымысел либо недоработка скульптора — автора колонны.

Ни один из легионеров на колонне не имеет кинжала пугио. Видимо, к концу I века н.э. он уже вышел у легионеров из моды. Нет у них и такой специфической детали снаряжения, как кингулум — набора ремней с нашитыми на них металлическими бляхами, на поясном ремне спереди. Вернее, почти нет, так как у легионеров в сегментных лориках он иногда встречается. Но даже у них он очень уж короток — всего четыре ряда блях. То есть он уже либо вышел из моды, либо этот процесс находился на стадии завершения!

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Римский кинжал пугио

У многих легионеров на колонне бороды. И опять-таки непонятно — кто это? Бывшие варвары, попавшие в легион, или же это была уже такая мода. То есть борода с варварством тогда уже не связывалась, недаром позднее бороды были даже у императоров. Впрочем, сам император Траян показан на колонне безбородым.

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Пленение Децибала — вождя даков. Обратите внимание опять-таки на длину кольчуг сражающихся спешенных всадников (или же это воины вспомогательных частей?), которые не закрывают у них ни паха, ни ягодиц

Таким образом, рельефы на колонне Траяна нужно воспринимать в первую очередь как интересный исторический памятник, а вот как источник — со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!

Конноли, П. Греция и Рим в войнах. Энциклопедия военной истории / П. Конноли; пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Робинсон, Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения / Р. Робинсон; пер. с англ. С. Федоровой. — М. : Центрполиграф, 2006.
Шпаковский, В. О. Всадники с барельефов / В. О. Шпаковский // History Illustrated. — 2013. — № 1.
Feugere, M. Weapons of the Romans / M. Feugere ; translated from the French by David G. Smith. — UK: Tempus Publishing Ltd, 2002.
Nicolle, D. Rome's Enemies (5): The Desert Frontier / D. Nicolle. — L.: Osprey (Men-at-Arms № 243), 1991.
Robinson, H. R. The armour of Imperial Rome / H. R. Robinson. — L.: Arms and Armour Press, 1975.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 29
  1. silver169 2 мая 2015 07:00
    Такой ценнейший, уникальнийший исторический образец позднеримского периода необходимо держать в закрытом павильоне. Вспомним, что случилось со всемирно известной скульптурой Микеланджело "Давид" которая длительное время находилась под открытым небом и очень пострадала от воздействия атмосферных осадков и выветривания. В конце концов скульптуру вынуждены были перенести внутрь флорентийской академии изящных искусств. Но это случилось в далеком 1873-ем году. В наше же время осадки представляют собой настоящую кислоту разрушающую мрамор. Жаль если резьба на колонне Трояна погибнет. Ведь это историческое наследие не только Италии, но и всего культурного мира.
    1. Альджавад 5 мая 2015 22:21
      Такой ценнейший, уникальнийший исторический образец позднеримского периода необходимо держать в закрытом павильоне.


      ...и под надёжной охраной от, например, фанатиков из ИГИЛ.
  2. 0000 2 мая 2015 07:25
    достоверного laughing исторического источника

    Сказки любили писать_читать во все времена / такая же большая сказка как Гарри Поттер





    (исторических исследований этого периода не сохранилось ) wink
  3. Boris55 2 мая 2015 08:58
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    Таким образом, рельефы на колонне Траяна нужно воспринимать в первую очередь как интересный исторический памятник, а вот как источник — со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!

    Интересный вывод, как говорится не верь глазам своим... а может у нас с историческими знаниями что-то не так?
    Что будем к чему подгонять - археологические находки к истории или выдумки "сказочников" к ней?
    Именно по тому, что исторические памятники подгоняются под выдуманную историю, сегодня талибы уничтожают памятники и музеи (Тунис, Ливия, Египет... ИГИЛ..) не вписывающиеся в их представление об истории.

    Второй приоритет – хронологический
    "Известно, что человек, забывший свою историю, историю своего Отечества подобен дереву, потерявшему корни. А что будет, если свою историю забудет целый народ или поверит в какой-нибудь исторический миф, навязанный ему с учетом интересов внешних враждебных сил? Джордж Оруэлл когда-то писал: "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым". Переписывание истории народа неизбежно приводит к изменению его будущего. Именно поэтому приход новой власти всегда сопровождается переписыванием истории, но при этом сами правители не понимают, как их используют в тёмную. Очень ярко это проявилось сегодня в бывших союзных республиках, отколовшихся от СССР. Поэтому необходимо всегда помнить, что история никогда ничему не учит, она лишь наказывает за незнание своих уроков".
    1. kalibr 2 мая 2015 19:40
      Покажите мне находку в виде чешуйчатого трико?
      1. shasherin_pavel 3 мая 2015 10:36
        А сколько нужно времени чтобы такое ажурное изделие соржавело без ухода? 3-4 года максимум. В своё время был уверен, что ранее начала новой эры мечей не было, но в Ветхом завете слово меч присутствует... думаю изначально, самый длинный клинок был у дротиков и копий, так как войны дрались шестопёрами, булавами, топорами и кистенями, которые могли оглушить противника и проломить любую броню, на что мало были способны медные или бронзовые колюще режущие наконечники. Но улучшение качества металла, изобретение железа, пока ещё не стали, передало предпочтение колюще режущим наконечниками дротиков и копий, но первоначальное "мечущее оружие" осталось в виде "меча". Раньше считалось, что именно кольчуга самая сложная броня, но тогда вопрос: почему от "наиболее эффективной" кольчуги, уступила место пластинчато-кольцевой типа "Календари" из 12 нагрудных пластин скреплённых кольцами бармицы.
        Отдельно хочу заметить, что вооружать воинов и закупать ему броню полководцы не были обязаны в те времена, и хорошо забронированный воин, или богат сам по себе, или имеет её как трофей от нескольких сражений.
        1. kalibr 3 мая 2015 12:48
          Самый длинный клинок более метра был у микенской рапиры!Все археологами найдено, не надо фантазировать и ссылаться на Завет - это источник довольно сомнительный. Кольчуга же применялась там, где не использовался лук или же он был слабым. Там где луки были сильными использовались доспехи из пластин.
        2. Лось 4 мая 2015 10:13
          В своё время был уверен, что ранее начала новой эры мечей не было,

          Вы удивитесь, но находки первые находки мечей датируются неолитом.
          Лось
          1. Лось 4 мая 2015 14:34
            Раньше считалось, что именно кольчуга самая сложная броня, но тогда вопрос: почему от "наиболее эффективной" кольчуги, уступила место пластинчато-кольцевой типа "Календари" из 12 нагрудных пластин скреплённых кольцами бармицы.

            1. Кольчуга действительно довольно трудоёмкий в изготовлении доспех.
            2. Не путайте сложность и эффективность. Тем более само изготовление кольчуги технологически не самый сложный процесс (выколотить кирасу сложнее), сколько трудоёмкий.
            3. Доспех под названеем "Календари" это нечто! Я долго смеялся. Существовал кольчато-пластинчатый доспех - колонтарь.

            А уж количество пластин в нём варьировалось в самых широких пределах.
            4. Бармица это дополнительный защитный элемент головы и плеч. представлял собой кольчужный капюшон с оплечьем. Иногда мог закрывать нижнюю часть лица.
            Отдельно хочу заметить, что вооружать воинов и закупать ему броню полководцы не были обязаны в те времена,

            Вот это зависело от многих факторов. Иногда тот кто призывал, тот и снаряжал призванных.
            Лось
        3. Альджавад 5 мая 2015 22:30
          думаю изначально, самый длинный клинок был у дротиков и копий, так как войны дрались шестопёрами, булавами, топорами и кистенями,


          Русским словом "меч" в Библии могли обозначать копеш - рубящее оружие бронзового века с длинным клинком сложной формы. Хотя, у ассирийцев были изображения меча с колющим длинным клинком. А в бронзовом веке в Центральной Европе делали даже "шпаги". Это по материалам археологии. Бронза лежит в земле очень долго.

          Отдельно хочу заметить, что вооружать воинов и закупать ему броню полководцы не были обязаны в те времена,


          Легион вооружали за счёт казны. Стандартно. Своё могло быть сверх того.
  4. Игарр 2 мая 2015 09:13
    Как говорится - вот и верь после этого людям.
    Братаны - вы не должны верить в "новую хронологию". Ибо - истина - вот она. Колонна Траяна называется.
    Бли-и-и-и-и-н, жадно приникаем к кладезю исторической мудрости.
    И что видим?
    Кольчуги не того фасона, как ворованые. Что успел спереть, то и носишь. А то, что яйца наружу - неважно, зато исторически верно.
    Щиты - не той марки. Должны быть, по идее, квадратные. Но вот, окацца - овальные они. Вспомогательные войска выстроились в "фалангу"(!) римского боевого строя и вперед, на даков. Не манипулярное построение, оказывается, было основным, для римских легионов - а фаланговое. В Карпатах. Ну, исторически верно. Наверно.
    А уж модники были - мама не горюй. Кинжалы уже устарели, такие носить стало не прикольно. Поэтому их выкинули. НАФИГ. Раз Сенат Рима не обеспечил вспомогателей моднючими ножиками - ваапче без ковырялок будем воевать. Нам сирийцы помогут. В чешуйчатом трико.
    По бокам нас очень умиляют - германские ПРАЩНИКИ. Помереть не встать. Покажите мне пращника в лесу, в тайге. Где он там размахивать будет своими ремешками? И долго ли поразмахивает.
    ...
    И от начала до конца все в таком духе, типо, "..мы-то, историки, знаем как было правильно, а скультпор гнал пургу и нес отсебятину, под дружный гогот рядом стоявших ветеранов дакской войны.."
    От котоой у историков нет нет никаких материалов.
    ....
    "...со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!"
    ..
    Автор нас призывает верить ЕМУ - а не колонне Траяна, я правильно понял?
    1. михаил3 2 мая 2015 10:38
      Цитата: Игарр
      Как говорится - вот и верь после этого людям

      Злой вы. Я бы даже сказал - жестокий! Потихоньку начался процесс ревизии диких сказок, которые составляют официальную "историю". Но автор статьи ведь не может так прямо и заявить - полтонны истоических "исследований", основанных на картинках с этой колонны, за которые масса "уважаемых исследователей" получили "научные" звания и вполне реальные, весомые гранты - куча макулатуры. А эти "исследователи" - брехливые тупые болтуны, лжецы, нахапавшие денег и званий благодаря своей наглости и невежеству власть предержащих.
      Потому что все эти существа, которым сортиры охранять страшно доверить (мозгов маловато для этой серьезной работы, логическое мышление отсутствует), они теперь академики! Доктора наук! Главы целых школ! "Научная общественность". Банда мошенников, именующих себя историками, мгновенно сожрет беднягу. Вот он и делает реверансы, стремясь и как то правду сказать, и это... применительно к подлости... Трудное, короче, у автора положение. Прям печаль... смех и грех.
      А знаете, что смешнее всего? Самая ржака то, что и формы щитов, и построение, и т.д. и т.п., все это основано ровно на таких же "достоверных источниках", как эта колонна! Если человечество хочет получить историю как науку, для начала надо бы спустить в унитаз все, что эти брехуны наваяли. Целиком. А потом проводить анализ фактов по новой, но ни в коем случае не допуская к этой работе абсолютно никого из историков. Только физики, химики, инженеры и математики. От этих сказочников мы ни за что не получим абсолютно ничего, кроме сказок!
      1. Игарр 2 мая 2015 11:11
        Михаил - сто процентов. Целиком -ЗА-.
        Главное, что никто и не будет отбирать ни школ, ни званий, ни зарплаты, ни грантов, ни командировочных - выплаченных, оказывается, впустую.
        Но, обидно же, что столько лет труда - и все коту под хвост.
        "...Три портсигара кожаных, три магнитофона вельветовых....научных трудов...тоже три"
        ...
        Хорошо физику - не нашел бозон Хиггса, давай искать нуклеон Биггса, или там, кретион Дуррки.
        А историку хуже - написано пером...
        А в сорок, скажем лет, так неохота напрягаться по новой. Что-то там выдумывать.
        ...
        Я уже знаю термин, который описывает такое поведение. Из статьи про Украину узнал.
        Индуцированный психоз называется.
        Ибо все мы сдвинутые.
        У кого пунктик побольше - психоз!
        У кого поменьше - нормальные. Как мы, например.
        Но - пунктик - у всех.
      2. DedaSascha 3 мая 2015 14:52
        Полностью согласен! Эти "историки" всю настоящую историю человечества переврали. По разным мотивам - кто-то в угоду Папе и Престолу, кто-то просто, чтобы нажиться или прославиться. Вот будет великая шумиха, ужас и вселенский вой этих "историков", когда все-таки найдут способ действительно достоверной датировки древностей, памятников, археологических находок и т.д. А то ведь как сейчас, - нашли в лесу ржавое копье и сразу: "Вот, именно здесь погиб 9-й легион римлян!" И тут же диссертация, и докторская и всеобщее признание! А может это копье, вернее, то что от него осталось, выронил какой нибудь земледелец с телеги, и намного позже, когда уже и Рима не было? Да и был ли Древний Рим? Может, писаки в 17-м веке его насочиняли? А все постройки и памятники этого "Древнего" Рима следует отнести всего-то лет на 200-300 назад, т.е. в 14-й век?
      3. DedaSascha 3 мая 2015 14:52
        Полностью согласен! Эти "историки" всю настоящую историю человечества переврали. По разным мотивам - кто-то в угоду Папе и Престолу, кто-то просто, чтобы нажиться или прославиться. Вот будет великая шумиха, ужас и вселенский вой этих "историков", когда все-таки найдут способ действительно достоверной датировки древностей, памятников, археологических находок и т.д. А то ведь как сейчас, - нашли в лесу ржавое копье и сразу: "Вот, именно здесь погиб 9-й легион римлян!" И тут же диссертация, и докторская и всеобщее признание! А может это копье, вернее, то что от него осталось, выронил какой нибудь земледелец с телеги, и намного позже, когда уже и Рима не было? Да и был ли Древний Рим? Может, писаки в 17-м веке его насочиняли? А все постройки и памятники этого "Древнего" Рима следует отнести всего-то лет на 200-300 назад, т.е. в 14-й век?
        1. ver_ 4 мая 2015 16:38
          ...Гай Юлий Цезарь списан с Юрия Георгия Долгорукого= Георгия Победоносца= Святого Георгия.. Александр Македонский с Александра Невского ... Волчица выкормившая братьев основателей Рима ( Долгорукого и Ивана Калиту..) выплавлена в 15 веке ... Никакой Римской Империи не существовало вообще...
    2. kalibr 2 мая 2015 19:39
      Автору верить не надо, он не бог! В статье дан текст, картинки и текст надо читать, а на картинки смотреть, включив логику и здравый смысл. И все! К тому же манипулярный строй в это время уже не применялся.После реформ Гая Мария основой стала когорта, и, соответственно, строй когорт. А насчет чешуйчатых трико на конях вы считаете, что такое было возможно? После находок в Дура Европос, после известных граффити, статуи Ардашира... Так что вы поняли неправильно. Верить вас ни к чему не призывают.
    3. shasherin_pavel 3 мая 2015 10:46
      Цитата: Игарр
      Покажите мне пращника в лесу, в тайге.

      Праща охотничье оружие леса, где изначально к зверю можно подкрасться на малое расстояние и камешком отбить ему рога. Праща так же и оружие пастухов, которым пастух Давид убил Голиафа. Ведь и пращи были малыми с полуметровым плечом и дальнобойными с плечом в 1,5 метра.
      1. DedaSascha 3 мая 2015 15:05
        Ага, охотникам только и делов было, чтобы по лесу шататься и всякому зверью рога отшибать. А питались исключительно ягодками. Если Вы, уважаемый, такой умный знаток звериной охоты, то представьте себе, как Вы будете раскручивать свое "оружие", да прямо на виду у жертвы. Она типа будет спокойно стоять и с интересом наблюдать, когда совсем рядом "на малом расстоянии" непонятно что крутит со свистом какую-то хреновину? Ой, не смешите мои тапочки! А с "плечом 1,5 метра" меня вааще со стула потащило! Сами что ли мерили?
        1. Horn 5 мая 2015 06:44
          Не хочу никого обидеть, но праща тоже разной бывает. Есть праща - палка с ременной петлей. не надо раскручивать. Махнул - и всё...
      2. DedaSascha 3 мая 2015 15:05
        Ага, охотникам только и делов было, чтобы по лесу шататься и всякому зверью рога отшибать. А питались исключительно ягодками. Если Вы, уважаемый, такой умный знаток звериной охоты, то представьте себе, как Вы будете раскручивать свое "оружие", да прямо на виду у жертвы. Она типа будет спокойно стоять и с интересом наблюдать, когда совсем рядом "на малом расстоянии" непонятно что крутит со свистом какую-то хреновину? Ой, не смешите мои тапочки! А с "плечом 1,5 метра" меня вааще со стула потащило! Сами что ли мерили?
        1. Игарр 3 мая 2015 19:38
          ДедаСаша, приветствую.
          Рассмешил, право слово, комментарием. Хорошо, что есть люди, нормально и адекватно на все реагирующие.
          Чувствуя я, что НХ, Алексадр, вы читали. Радует, радует.
          ...
          А вот Павел - непонятно зачем? Подобраться к зверю в лесу вплотную, для того чтобы этого зверя умертвить пращой??? А не проще будет ножичком по горлу полоснуть? Или палку какую под грудину, в живот запихать?
          А то и вообще, ноги-копыта-лапы связать, да на веревку.
          Раз настолько бесшумно по лесу ходит.
          Во развлечение - подобраться, а потом крутить пращу.
          ..
          в каких лесах Пал Николаич бывал, загадка..
          ....
          Нашел, то же мне...лесных пастухов - Давида и Голиафа.
          Куда ни глянь - пустыни. От Средиземного моря до Тибета. От Аравийского моря до Каспия.
          ....
          И, kalibr, тоже непонятно.
          Либо я пишу заумно. Либо некоторые не понимают, что они читают. Либо читают, но понимают только самого себя.
          Когорта стала основным строем после реформ Мария.
          Точно уверены?
          А может, это Сулла нареформировал - и Мария самого заодно.
          Или Красс, после того, как ему парфяне по сусалам надавали?
          Что-то не замечаю я, по своей работе, что мы все проще и проще работать начинаем - технику безопасности выбросили, за ненадобностью, каски и рукавицы. Вместо кранов стали по пятеро-шестеро впрягаться и тяжести поднимать. Документацию повыбрасывали, на устное творчество перешли.
          Чем дальше тем все изощреннее и мудренее все становится.
          Одни римляне - чем дальше развивались тем примитивнее становились.
          Так, что ли?
          Не правдоподобно. А значит - такого быть не могло.
          Здравый смысл.
          К которому нас так призывают.
          1. Лось 4 мая 2015 09:57
            Или Красс, после того, как ему парфяне по сусалам надавали?

            Красс не пережил "гостеприимства" парфян.
            А фаланга довольно эффективное построение. Кстати, манипулярное "шахматное" построение легионов развитие именно фаланги.
            Лось
          2. Альджавад 5 мая 2015 23:09
            А вот Павел - непонятно зачем? Подобраться к зверю в лесу вплотную, для того чтобы этого зверя умертвить пращой??? А не проще будет ножичком по горлу полоснуть? Или палку какую под грудину, в живот запихать?


            Вы зверя мельче вепря явно не представляете. Так вот, дабы "ягодами не питаться" ходили с пращёй в лес на птицу и мелочь типа кроликов.

            Документацию повыбрасывали, на устное творчество перешли.

            Инки забросили письменность. Оракул велел, для прекращения эпидемии, лет за 200 до прихода испанцев.

            Римские токарные станки включали кривошипно-шатунный механизм, а в средние века это забыли и заготовку крутили "туда-сюда"

            В прериях стояли огромные города, заброшенные до прихода белых.

            100 лет назад обувь служила десятилетиями - и выглядела. Вашим ботинкам сколько лет?

            Прогрес - штука многогранная и нелинейная. И упадок - не редкость в Истории.
    4. Альджавад 5 мая 2015 22:41
      Автор нас призывает верить ЕМУ - а не колонне Траяна, я правильно понял?


      Насколько понял я - автор призывает не рубить с плеча, а подходить к источникам критически и не делать выводов, не сверившись с другими источниками.

      Даже фото может наврать (вольно или невольно). А изобразительное искусство всегда в чём-то условно.
      Вон, памятник Суворову в Питере (пардон, не помню автора) - в романтичном доспехе и с мечём-щитом.
      И представьте историка века 30-го, который на этом примере реконструирует военное снаряжение эпохи Павла.
  5. krez71 2 мая 2015 09:30
    Посмотрите на наши улицы, зачем в далёкий Рим лезть. Наша память о войне - партизан рядом с танкистом, тут-же со знаменем автоматчик, часто девушка. В разных вариациях. О форме и оружии , о боевых построениях, о сочетании родов войск мы спорим? Нет. Это символ. Мы всё молча понимаем и гордимся. Для нас всё очевидно. Может и с Трояном так?
  6. bocsman 2 мая 2015 10:16
    Я думаю так . Скульптор конечно в войне не участвовал . Военных видел в мирное время . А на улице мы много видим воином в полном боевом ? Вот а в караул и щит поменьше и кольчужка покороче и панцирь полегче . А про врагов я вообще молчу где он их увидит ? В плену и уже без оружия и доспехов ! Так что загадок никаких нет . Что видел то и ваял . Так же как и автор статьи , явно не служил в армии .
  7. Алекс 2 мая 2015 10:33
    Я бы Траяну в историческом плане вообще не верил. По части хвастовства и самовосхваления он превзошёл даже такого "скромника", как сам Юлий Цезарь (чего его "Записки о гальской войне" стоят). Колонна - заказ самого императора, цель - увековечивание победоносного похода западной "демократии" и принесение "цивилизации" на земли варваров. Ничего не напоминает?
    1. virm 2 мая 2015 20:36
      При императоре Траяне, Рим достиг наибольшего териториального размера. Это, во-первых. Во-вторых, Рим имперский был совсем не демократия. И в третьих, Рим был цивилизацией, а Дакия нет. Даже сейчас жители Румынии - это люди, зафиксировавшиеся в развитии на уровне 16 лет (без обид, дети выходного дня).
      1. Лось 3 мая 2015 10:30
        Рим был цивилизацией, а Дакия нет

        Ну да. Одна из мощнейших армий всех времён и народов несколько лет упорно воевала с "дикарями", а потом перенимала у них элементы вооружения и тактики. Самому то не смешно? Это примерно то же самое, что и сказать, что английская армия после зулусских войн приняла на вооружение ассегаи и тактику "живой волны".
        Лось
      2. DedaSascha 3 мая 2015 15:13
        Сам Вы дитя выходного дня. Процитировали то, что историки понаписали, а эти сказочники еще те. А что было на самом деле, никто не знает. Вернее, не хочет знать, так удобнее.
      3. DedaSascha 3 мая 2015 15:13
        Сам Вы дитя выходного дня. Процитировали то, что историки понаписали, а эти сказочники еще те. А что было на самом деле, никто не знает. Вернее, не хочет знать, так удобнее.
    2. Альджавад 5 мая 2015 23:13
      По части хвастовства и самовосхваления он превзошёл даже такого "скромника", как сам Юлий Цезарь (чего его "Записки о гальской войне" стоят).


      У Гая Юлия были все основания не скромничать. Галлию он таки завоевал. А его "Записки" - важный источник о галлах. Чуть ли не единственный письменный.
  8. anip 2 мая 2015 11:43
    Цитата: Алекс
    Я бы Траяну в историческом плане вообще не верил. По части хвастовства и самовосхваления он превзошёл даже такого "скромника", как сам Юлий Цезарь (чего его "Записки о гальской войне" стоят).

    С другой стороны, Траян всё-таки много сделал для возрождения и поднятия могущества Римской империи.
    1. Алекс 2 мая 2015 14:41
      Цитата: anip
      С другой стороны, Траян всё-таки много сделал для возрождения и поднятия могущества Римской империи.

      Так я его заслуг перед Римом и не оспариваю- действительно, один из немногих императоров периода упадка, который довольно ярко смотрится на общем фоне политических бездарей и откровенных однодневок. Я тут больше о его таланте рассказчика - видимо, прямой предок известного саксонского барона.
      1. Лось 3 мая 2015 10:45
        Я тут больше о его таланте рассказчика - видимо, прямой предок известного саксонского барона.

        Сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Мало того, в обозримой перспективе ещё и помоями обольют. Или вы всерьёз полагаете, что "разоблачительский" зуд это изобретение нашего времени? Так и представляю название "шедевров": Пискаторий "Дети виа Нова", Фалконий "Штрафные когорты Цезаря! Путь на Лютеций.", Солоджеус "Один день Вергилия" и "Архипелаг лабориоси". wink
        Лось
  9. parusnik 2 мая 2015 11:54
    Не стреляйте в пианиста,он играет как умеет..Это о скульпторе колоны Трояна..А вспомните, как изображены степные народы печенеги,половцы,татаро-монголы,например,в русских летописях? Иллюстратор их не видел,но нарисовал,как представлял..
  10. DP5A 2 мая 2015 12:58
    Братаны, Игарр тут призвал "не верить новой хронологии". Так вот братаны, в делах истории не надо верить или не верить. Полагайтесь на факты и свой разум. Не думайте, что если какой то дядя Скалигер написал чего-то, то это ФАКТ. Верьте глазам своим.Думайте своим умом, а не создавайте себе кумиров, как этот Игарр. Автору статьи - спасибо за пример использования головы для того чтобы думать, а не только хавать. Несуразиц и откровенного вранья в официальной истории много. И сейчас прямо на наших глазах начинает создаваться ФАКТ победы укропов под Дебальцево.
    1. Игарр 3 мая 2015 19:42
      Леш, научись читать, для начала, ладно?
      Это не я призывал, это автор.
      Не виноватая я, он сам пришел.
      ...
      Тоже не поймешь, или как?
  11. фомкин 2 мая 2015 20:58
    С интересом все прочел. Возникла мысль, а не пора перейти к вопросам современности пусть и под углом древнейших времен.
  12. alleksSalut4507 3 мая 2015 00:07
    Цитата: Boris55
    Поэтому необходимо всегда помнить, что история никогда ничему не учит, она лишь наказывает за незнание своих уроков".

    !!
  13. домохозяйка 3 мая 2015 12:29
    Между прочим, колонна-произведение искусства,восхваляющее победы Рима, а не пособие по изучению истории для последующих поколений.Кто,скажите,будет изучать одежду библейских персонажей по картинам художников эпохи Возрождения? Они там одеты по современной художникам моде.Во многих случаях.А посмотрите на памятники нашим воинам на Мамаевом кургане.Так одевались наши солдаты?Все понимают, что это героические образы.Но есть и памятники, где форма передана точно.А о вооружении надо судить тоже по памятникам?То есть фигура в Трептоф-парке вооружена мечом:наши освобождали Берлин,вооружась мечами? Откуда мы знаем, что хотели передать или подчеркнуть мастера,украшавшие колонну Траяна?мы то судим со своей колокольни.Лошади у них маленькие.Лошадей они тоже не видели никогда? Тогда почему они маленькие?Может, лошадям художник не хотел придавать большого значения?Кольчужки малы- то же самое:не важна была,мол,нашим римлянам защита, они и так победили этих даков,хотя те были защищены лучше.Помните как в Библии:Голиаф был весь в броне и с сильным вооружением, а Давид обнажённый и только с пращой.Может,на колонне выражены те же идеи? smile
    1. kalibr 3 мая 2015 12:59
      Да, может быть. Вы правы, но "может быть" снижает ее ценность как исторического источника.Кстати, в "Библии Мациевского" середины 13 века нарисовано, что сначала, как и в тексте Библии, Давид был обряжен в броню, но потом ее снял.
      1. домохозяйка 3 мая 2015 20:10
        Не думаю, что это может умалить историческое значение этого артефакта.Он даёт нам,как минимум,представление о художественных вкусах того времени, о степени мастерства скульпторов, да мало ли ещё о чём. Точны ли исторически все строки"Слова о полку Игореве"?Изучают,сравнивают,но всё равно точно не знают. Так что же,"Слово"исторически имеет небольшую ценность?! winked
      2. Альджавад 5 мая 2015 23:22
        kalibr RU 3 мая 2015 12:59 ↑
        Да, может быть. Вы правы, но "может быть" снижает ее ценность как исторического источника.


        Вся наука построена на "может быть", "возможно", "с большой вероятностью"... и т.д.

        Все "2 х 2 = 4" - это не наука, а БУКВАРЬ! Т. Е. упрощённая версия для детей.
  14. JääKorppi 3 мая 2015 20:48
    Замечательно, только при написании статьи, автор не учёл, то, что всегда сказывается при производстве - наличие материалов, технологии и сроки изготовления и просто торопливость и небрежность создателей

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня