Иранский бронетранспортер Howeizeh

39
Иранский бронетранспортер Howeizeh

Легкий гусеничный бронетранспортер Howeizeh, также известный под именем Sheni-Dar, впервые без всякой помпы был показан в декабре 2011 года во время посещения генералами Пурдастан и Вахиди конференции MODAFL. Затем Sheni-Dar был официально представлен в январе 2012 года во время войсковых учений Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Shohadaye Vahdat в Восточном Иране, где он был показан наряду с колесным БТР Sarir. Затем в сентябре 2012 года БТР Howeizeh был официально представлен во второй раз неким «бюро по разработке прототипа БТР», в этот раз уже под своим окончательным именем Howeizeh.



Разработка и доктрина

Показ БТР Howeizeh способствовал растущему пониманию доктрины бронетанковых сил КСИР, сформировавшейся за последние годы. Он был разработан исходя из намерения вооруженных сил, прежде всего КСИР, предоставить оперативную мобильность механизированным частям. Это стало ответом на критику иранской армии, которая опирается, прежде всего, на пехоту, которая, по некоторым оценкам, если бы имела больше танков и бронетранспортеров, а также более эффективную логистическую цепочку, могла полностью подавить иракские войска в Ирано-иракской войне 1980-1988 годов.

Во время учений Shohadaye Vahdat один генерал КСИР описал БТР Howeizeh как итог внутренней оценки стратегий «позиционной обороны» и «мобильной обороны» и как ответ на концепцию механизированных атак, разработанную западными странами и НАТО. Оба этих термина имеют особый доктринальный смысл. Если коротко, при позиционной обороне делается акцент на отражение атак противника за счет прямого столкновения с подготовленных позиций. Мобильная оборона с другой стороны избегает фронтальной конфронтации между войсками одинаковой концентрации, вместо этого используются силы прикрытия для того, чтобы сформировать благоприятное боевое пространство, в котором можно было бы использовать контратаки, чтобы убедительно поразить атакующего. Доктрина Ирана после 1982 года несомненно была направлена в сторону позиционной обороны, тогда как НАТО в западной Европе перешла от первой ко второй стратегии в начале 80-х годов после жарких дебатов о преимуществах каждой из них.

Однако, более поздние публикации в иранских СМИ позволяют сделать вывод, что Howeizeh создавался с учетом мобильной обороны. Другими словами, эта боевая машина предназначена для обеспечения иранских вооруженных сил необходимой мобильностью для того, чтобы удерживать инициативу и определять где и когда произойдет боестолкновение. Это объясняет упор на подвижность и скрытность в рамках описательных терминов, поскольку оба качества направлены на достижение на оперативном уровне маневренного превосходства над атакующим.

Оперативная мобильность есть функция таких характеристик как удельная мощность и максимальная скорость, а также запас хода по топливу, механическая надежность и эргономика экипажа. По сравнению с более крупной и тяжелой машиной легкая машина меньшего размера может двигаться по более мягким грунтам и более узким тропам, пересекать больше мостов, и, следовательно, теоретически имеет намного большую зону действия. Подобным же образом потребность в топливе, запасных частях и в других компонентах привязывает боевые машины к обеспечивающей инфраструктуре определенного уровня, ограничивая их теоретическую зону действия.

Понимание этих абстрактных факторов, способствующих мобильности, является ключом к пониманию языка, описывающего БТР Howeizeh. Его относительно небольшая масса означает, что он может преодолевать более крутые склоны и двигаться по более узким горным дорогам чем, например БМП или М113. Присущая ему простота конструкции также повышает его надежность и если большее количество компонентов (например, электронных подсистем) с одной стороны может сделать его более функционально гибким с эксплуатационной точки зрения, с другой стороны при этом может потребоваться больше времени на обслуживание и ремонт. Сниженные признаки заметности позволяют ему действовать в районах, которые в иных случаях могут оказаться недоступными из-за вражеского огня, и тем самым расширяют его зону действия.

С общей точки зрения Howeizeh представляет собой суть концепции бронетранспортера. Он предоставляет штатную внедорожную мобильность для пехотных подразделений, которые в противном случае могут рассчитывать на транспортные средства уровня дивизии, что в свою очередь ограничивает возможности по концентрации сил в нужный момент в нужном месте. Во многих отношениях Howeizeh (наряду с Tala'eeyeh) является концептуальным преемником программы Boragh, которая также нацелена на обеспечение пехоты основными средствами транспортировки. В отличие от боевых машин пехоты, например семейства БМП, бронетранспортер Howeizeh не предназначен вести бой; приданное ему пехотное отделение выполняет функции его вооружения, которое «стреляет» по противнику за счет своего маневра.

Описание и характеристики

Конфигурация/Обзор: Howeizeh – это традиционный, легкий гусеничный бронетранспортер. Силовой блок размещается впереди справа. Водитель и командир сидят впереди слева (не ясно есть ли пространство для командира машины, поскольку за ковшеобразным сиденьем водителя места катастрофическим мало; здесь возникает еще один довод в пользу доктрины КСИР, согласно которой не предусмотрено ведение боевых действий на этой машине, хотя и утверждать это со 100% уверенностью тоже нельзя), а шесть десантников размещаются в кормовом десантном отделении сидя лицом друг к другу. Также имеется два места посадки и высадки: задняя дверь и люк командира. Отсутствие люков на крыше является еще одним свидетельством того, что этот БТР с самого начала не создавался для ведения боя. Общая конфигурация, особенно верхняя часть, очень похожа на немецкую машину Wiesеl 2 UF/BF и ее варианты наблюдения и разведки.




Размеры: Стоит заметить, что последующее обсуждение характеристик носит чисто умозрительный характер и может быть неточным. БТР Howeizeh немого выше Boragh (~1,88 метра), но несколько короче минометной установки Boragh (~2,02 метра). Если эти цифры принять как за точные, тогда предполагаемая высота ~1,95 метра будет соответствовать длине ~4,6 метра и ширине ~2,3 метра. Эти цифры близки к размерам канадской разведывательной машины Lynx (длина 4,6: ширина 2,41: высота 2,18), но также близки к размерам Wiesеl 2 (длина 4,8: ширина 1,87: высота 2,17). Это, скорее всего, позволяет отнести ее к категории по массе примерно 8 тонн, что соответствует максимальной грузоподъемности вертолета CH-47 (иранские ВВС), но превышает грузоподъемность Ми-17 (ВВС КСИР).

Устройства наблюдения: Водитель вместо обычных перископов как на большинстве боевых машин имеет пуленепробиваемое стекло. Это решение могло быть принято для того, чтобы упростить и сделать более понятным вождение (большое поле зрения). В случае установки простого нет необходимости заполнять его газом или выполнять регулировку, к тому же оно дешевле перископов. В отделении десанта на каждом борту установлено по два направленных вбок перископа, тогда как задняя дверь имеет одно небольшое окно. Командир машины не имеет смотровых устройств, которые могли бы использоваться при закрытых люках. Еще одно доказательство того, что машина не предназначена для ведения боевых действий.

Защита: Схема бронирования БТР Howeizeh не раскрывается, хотя, скорее всего конструкция сварена из стальных или алюминиевых листов. Опорные катки имеют ребра жесткости конструктивно схожие с ребрами жесткости алюминиевых катков танка M-60A1, что говорит о том, что, по крайней мере, некоторые компоненты машины изготовлены из алюминия.



Вверху иранский БТР Howeizeh, внизу американский танк M-60A1. Смотрим на опорные катки

Судя по массе и размерам маловероятно, что уровень всеракурсной защиты может превышать уровень защиты от огня стрелкового оружия и снарядных осколков. Выделяющиеся вентиляционная решетка и окно водителя представляют собой слабые зоны по лобовой дуге, что может указывать на то, что защита БТР Howeizeh предназначена для отражения угроз непрямого воздействия, например снарядных осколков. Это может быть интересно с точки зрения общемировой тенденции перехода от огня по площадям к высокоточному огню, но всё же является следствием «уроков» ирано-иракской войны, во время которой легкая пехота уничтожалась перекрывающимся огнем с подготовленных позиций.

Мобильность: В БТР Howeizeh стоит неизвестный двигатель, возможно дизельный мощностью примерно 200 л.с. Если сравнивать машину Sheni-dar, показанную в январе, и Howeizeh, показанный в сентябре этого же года, то можно обнаружить одно бросающееся в глаза изменение во внешнем виде. Была установлена дополнительная вентиляционная решетка, что говорит о проблемах с охлаждением.

Установленные впереди бортовой редуктор и ведущее колесо приводят в движение традиционную ходовую часть с гусеницей с обрезиненными траками с одним пальцем, двумя направляющими колесами, четырьмя алюминиевыми обрезиненными опорными катками и задним направляющим колесом. Подвеска состоит из торсионных валов с гидроамортизаторами на 1 и 2 опорных катках.

В то время как точных технических характеристик нет в открытом доступе, в рекламных видеороликах демонстрируется, что бронетранспортер Howeizeh сопоставим по техническим параметрам с другими легкими боевыми машинами касательно тактической мобильности, радиуса поворота, максимальной скорости и тормозного пути.


Вооружение: Прототипы, показанные на сегодняшний день, не имели никакого вооружения, опять и снова отражая вышеупомянутую точку зрения, что «оружием» для бронетранспортера Howeizeh является его пехотное отделение. У командира машины отсутствует какая-либо башенка или турель, куда можно был бы установить вооружение, а его место впереди справа вряд ли позволит даже гипотетически установить даже простейшую турель. Отсутствие люков на крыше и амбразур по бортам также отражает отказ от доктрины эпохи Холодной войны, заключающейся в то, что пехота должна вести огонь изнутри машины. Несмотря на всё это, в официальных заявлениях говорится о том, что машина может быть вооружена некими ракетными установками.






Использованы материалы:
www.military.ir
www.spioenkop.blogspot.ru
www.thearkenstone.blogspot.ru
www.en.wikipedia.org
www.ru.wikipedia.org
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 апреля 2015 06:23
    Не могу определится на что он больше похож- Т-27, БренКариер или ТKS... what
    1. +12
      20 апреля 2015 06:30
      На "броне-минивэн" на базе Рено FT-17. smile
      1. +1
        20 апреля 2015 06:33
        Да, по ходовой есть схожесть lol
        1. Русский феникс
          +1
          20 апреля 2015 09:03
          Цитата: Landwarrior
          Да, по ходовой есть схожесть

          Мне показалось,что клиеренс у "иранца" несколько маловат ?
          1. +1
            20 апреля 2015 21:20
            Все равно молодцы Иранцы - в условия полной мировой блокады организованной США, он не сдаются и пытаются что то делать

            Конечно не всегда наверное удачно - оно и понятно , невозможно самим все сделать

            Уверен, что Россия и Китай предпримут что нибудь по модернизации иранской армии, тем более что как я неоднократно упоминал, знаковое событие - запущена ЖД дорога Казахстан Иран - те же старые БТР надо им все поотправлять и т д вкупе к С-300 - а лучше Китай понаделал бы дешевых БТР и "хаммеров" - вот Беларуси он же дарит в подарок постоянно - пусть и иранцам подарит
            1. 0
              20 апреля 2015 21:23
              а вообще выглядит нехорошо как то конечно, я аж расстроился даже - как из 30-х годов

              Надеюсь купят или сами БТРы или технологии и перестанут такое делать. Это наши друзья и добрые соседи, американцы реально их загнобили санкциями - надо им помочь
      2. +3
        20 апреля 2015 12:48
        нет... на ФРГэшный "Визель-2"....\
        http://alternathistory.org.ua/boevaya-desantnaya-mashina-vizel-i-vizel-2-wiesel-
        germaniya
        1. +4
          20 апреля 2015 13:09
          Согласен. Ходовая один в один "Визель-2". Причем тут FT-17? Неужто ведущее колесо так понравилось laughing
          1. 0
            21 апреля 2015 06:43
            Особенно если учесть, что на значительной части Рено FT-17 ведущие колеса изготавливались из твердых пород дерева laughing . А так у иранцев получился симпатичный шушпанцер, но как его использовать в современной войне, я честно говоря себе не представляю.
          2. Комментарий был удален.
      3. 0
        21 апреля 2015 00:27
        Это наш МС-1!!!!!! Нагло скопирован. Хотя............. К с-300 нагрузкой пошел.
      4. +1
        22 апреля 2015 22:35
        попытаюсь угадать где это зроблено
    2. +7
      20 апреля 2015 07:08
      концепции 30х годов,прошлого столетия...
      1. 0
        20 апреля 2015 20:40
        мне он тоже напоминает чехословацкий вариант 30.
    3. +1
      20 апреля 2015 08:18
      Борец за саободу тов.Ленин... На базе танка Фиат годов 20-х
      1. +4
        20 апреля 2015 08:21
        Цитата: Blad_21617
        Борец за свободу тов.Ленин... На базе танка Фиат годов 20-х

        Не Фиат.
        Танк „Борец за свободу тов. Ленин“ это "Русский Рено", он же Рено FT-17, о котором я и написал выше.
    4. +2
      20 апреля 2015 09:22
      да-да сразу вспомнилось слово "танкетка"!
    5. avt
      +2
      20 апреля 2015 09:38
      Цитата: Landwarrior
      Не могу определится на что он больше похож- Т-27, БренКариер или ТKS...

      На переделки немцев на базе танка ,,Прага" laughing ,первое что пришло в голову , как ходовую увидел.
    6. 0
      20 апреля 2015 22:08
      Цитата: Landwarrior
      Т-27, БренКариер или ТKS

      Нет. Т-27 и TKS были способны поддержать огнем. А это - суть концепции "братская могила пехоты" - мобильный крематорий. Ни брони толковой, ни вооружения даже для самозащиты. Плюс небольшие размеры => малый внутренний объем.
    7. 0
      12 мая 2015 22:55
      здорово на АСУ-57(только без орудия) смахивает..
  2. +9
    20 апреля 2015 07:52
    и кого же этот перс напоминает?
  3. +3
    20 апреля 2015 08:09
    Цитата: Landwarrior
    Не могу определится на что он больше похож- Т-27, БренКариер или ТKS

    Поскольку Т-27 ведет свое происхождение (как, в принципе, и TKS) от британского Карден-Ллойда, то и у этого чуда ноги растут оттуда же. Так же есть некоторые родовые признаки Виккерса/Т-26.
    1. 0
      20 апреля 2015 08:35
      Точно, про дедушку "Виккерса" я и забыл. belay fool Спасибо! good
  4. +4
    20 апреля 2015 08:37
    Над убогими конечно грех издеваться. Но машинки они делают смешные мягко говоря.
  5. +4
    20 апреля 2015 09:10
    По моему хрень полная, типа народное творчество плюс попил деньзнаков. Виден кризис конструкторской школы, хотя откуда ей у персов взяться. Впрочем чему удивляться, истребитель стелс мы уже видели, кстати и ЗРК превосходящий по своим возможностям С_300 они показывали. «...восток дело тонкое Петруха...» лучше и не скажешь. Юные техники «БЛИН».Лучше бы МТЛБ купили и допиливали или БТР 50, но Иранские самоделкины не ищут легких путей. Трава и грибы там знатная созревают.
    1. Русский феникс
      +2
      20 апреля 2015 10:25
      Цитата: Fotoceva62
      Виден кризис конструкторской школы, хотя откуда ей у персов взяться.

      Вот в этой фразе,Вы сами себе и противоречите.
      Говорить о "кризисе"в отсутствии обьекта подверженному кризису,странно и не логично.
      Другое дело,что попытки создать что-то своё,ПОКА(видимо),не увенчиваются успехом.
      Но это,повторюсь, ПОКА .Первые советские "концепты" бронетехники,тоже не оличались изяществом,надёжностью,характеристиками,и тому подобное.

      Зато ПОТОМ.

      Терпенье и труд,всё перетрут.
  6. +6
    20 апреля 2015 09:32
    А что тут все ржут. Иран в условиях санкций при отсутствие конструкторской школы, развитого производства СОЗДАЕТ технику да пока еще убогую но люди стараться.
    1. 0
      20 апреля 2015 10:27
      Есть куда болие изящный способ... промышленный шпионаж+копирование удачных решений, но видимо гордый перс этого не приемлет, хотя КСИР это же не армия,и так сойдет!
    2. +2
      20 апреля 2015 10:45
      может убогая, может не хуже других. не БМП но сейчас везде взялись за броневики с такой же защитой. а ходовая имхо напоминает АСУ-57.
    3. Комментарий был удален.
    4. 0
      20 апреля 2015 19:26
      Северная Корея тоже в условиях санкций, но технику делают покрасивее.
  7. +3
    20 апреля 2015 09:57
    также известный под именем Sheni-Dar, впервые без всякой впервые без всякой помпы был показан в декабре 2011

    В этом случаи,я их очень понимаю.
  8. +9
    20 апреля 2015 11:51
    Такое ощущение, что взяли немецкий визель, заменили ведущее колесо и приварили сверху будку.
    Оценка машины может быть очень неоднозначной.
    Так при использовании на равнине - машина однозначно никакая,
    А вот в горах из- за малых габаритов и авиатранспортабельности (я так думаю, что эта штука сможет быть перевезена и крупными вертолетами) машинка может очень неплохо себя показать. Все будет зависеть от надежности и удобства обслуживания.
  9. +2
    20 апреля 2015 12:18
    А мне эта конструкция чем-то напомнила бывшую ранее в ВДВ самоходку АСУ-57. В просторечии ее звали "голожопый Фердинанд" или "броня х...я и крыша из брезента"... По двадцать человек на нее залезали и возила, как ни удивительно, при двигателе от "Победы" мощностью аж 52 л.с...
    1. странник_032
      +3
      20 апреля 2015 13:58
      Цитата: zubkoff46
      "голожопый Фердинанд"


      Это прозвище наверняка прилипло к ней от СУ-76(М),которая была создана на базе танка Т-70.
      Их так называли в ВОВ.



  10. +3
    20 апреля 2015 13:34
    А ведь в случае отмены санкций с Ирана из желающих поучаствовать в модернизации иранской бронетехники (а фактически в создании в Иране танковой промышленности) выстроится очередь до горизонта. Не про... what.. пусьтить (request) вспышку бы...
  11. странник_032
    +3
    20 апреля 2015 14:05
    Исходя из видео которое прилагается к статье,колёсный БТР является основным для иранских ВС,потому как более подвижный и более просторный.
    А гусеничный БТР предназначен для действий в горах,либо на ещё какой-нибудь труднодоступной местности. Там ему скорость не особо нужна,главное проходимость.
  12. +1
    20 апреля 2015 14:14
    На предпоследнем фото, товарищ выглядит несколько ох..у....... м, ну удивленным. Видать от восторга
  13. +1
    20 апреля 2015 16:07
    Хм...Т-27 как-то сразу на ум пришел. wink
  14. +2
    20 апреля 2015 17:50
    ГТС-ка, причём старого образца. Уменьшенная модель.
  15. 0
    20 апреля 2015 18:34
    Цитата: андрей юрьевич
    концепции 30х годов,прошлого столетия...

    Похоже иранские разведчики раздобыли чертежи Вермахта 30-х ХХ века.И "визель"-то же немецкая и 50-х годов. hi
  16. 0
    20 апреля 2015 19:22
    Цитата: Landwarrior
    Не могу определится на что он больше похож- Т-27, БренКариер или ТKS... what

    не знаю на что он похож, но шлемы у экипажа точно похожи на советские
  17. Polar
    +1
    20 апреля 2015 19:42
    И чего? У наз на базе ЛуАЗа делали армейскую технику. И ничего... Этот экипаж то же найдет свою нишу. Особо если его цена сравнима с выше названным. Как бронетехнику его никто и не представляет. Легкий тягач,на крайняк.
  18. 0
    20 апреля 2015 19:56
    Уважаемые,у нас куча техники расползается,стоит на складах морально устаревшей,надо бы продать по схожей цене Ирану
    1. 0
      20 апреля 2015 20:48
      Никак пока, санкции и всё такое hi
  19. 0
    20 апреля 2015 21:54
    Да ладно вам мужики! Аппарат сам по себе подвижный, минимум начинки ...сделают из него подвозчик боеприпасов или миномёт с зениткой прицепят и в путь...Броня она и в Африке броня, даже такая..Всё лучше чем пешком-то. Кстати как вариант десант убрать а АГС установить...рульно будет! fellow
  20. +1
    25 апреля 2015 17:30
    данная техника показывает развитие военного производства и всех сопутствующий отраслей в Иране.