Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца


Вторая мировая война стимулировала множество технологических достижений. Но один проект стоит особняком по своим масштабам.

Каждая война дает толчок развитию науки и техники. Вторая мировая война, конечно, стала вершиной в истории военных технологий. Кроме сотен и тысяч самых всевозможных инноваций, давших мощный толчок развитию военной индустрии, в годы войны разрабатывалось множество поражающих воображение проектов, которые по разным причинам не были доведены до логического завершения.


Одним из них был проект «Авианосец «Аввакум»». Авианосец так и не был спущен на воду, но тот факт, что над ним серьезно работали два года десятки инженеров и ученых, говорит о том, что этот невероятный и где-то даже фантастический проект имел шансы быть реализованным.

Удивление в первую очередь вызывает материал, из которого планировали сделать «Аввакум». В отличие от всех остальных военных кораблей его предполагали сделать из пайкерита, замороженной смеси воды и древесных опилок. Выбор не совсем обычного материала имеет простое объяснение – Великобритания так же, как и все другие воюющие страны в военные годы испытывала сильный недостаток металла.

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Ледяной остров доктора Герке. 1932 год


От обычных судов его класса авианосец «Аввакум» отличался еще и размерами. Его длина должна была составлять 600 метров, ширина – 90, а высота – 60, т.е. примерно 20-этажный дом. Этот левиафан водоизмещением 1,8 млн. тонн, по замыслу проектировщиков, должен был нести до 200 истребителей Spitfire или сотню бомбардировщиков Mosquito.

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Проект "Аввакум"" - непотопляемый авианосец


Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Проект "Аквариум" - непотопляемый авианосец


Максимальная скорость «Аввакума» должна была составить 7 узлов (13 км/час). Ее должны были обеспечить 26 моторных гондол, вмонтированных в бока судна. Запас топлива составлял 5 тыс. тонн и позволял ему проходить без дозаправки порядка 7 тыс. миль (13 тыс. км). Под стать размерам должна была быть и команда гигантского авианосца: 404 офицера и 3216 матросов.

Проект также предполагал наличие абсолютно всех ремонтных мастерских и прочей инфраструктуры, т.е. должен был служить автономной плавучей военно-воздушной базой, своего рода военным плавучим островом.

Авианосец «Аввакум» был детищем британского изобретателя Джеффри Пайка, который, между прочим, лечился в… психиатрической больнице и там же и работал над чертежами и расчетами. Не удивительно, потому что нормальному человеку такая идея прийти в голову не могла. Пайка, закончившего Кембридж, между прочим, осенило после прочтения статьи в National Geographic об айсбергах. Особенно сильное впечатление на него произвело то место в статье, где описываются трудности разрушения айсбергов при помощи взрывчатки.

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца


Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Проект "Аввакум"- непотопляемый авианосец 05.jpg
Проект "Аввакум"- непотопляемый авианосец


Проект ледяного авианосца заинтересовал британское Адмиралтейство не в последнюю очередь благодаря относительно низкой стоимости. Из-за дешевизны материалов корабль по предварительной смете должен был стоить не больше 10 млн. фунтов стерлингов.

Пайкерит получил свое название по имени изобретателя, не отличавшегося особой скромностью Джеффри Пайка. Опилки в количестве 14% добавлялись в смесь для того, чтобы лед не растаял.

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Проект авианосца "Аввакум"


Необычный материал был легче и прочнее обычного льда и благодаря опилкам значительно медленнее таял. Кроме теплоизоляции, в ледяном корпусе для защиты от таяния предусматривались змеевики мощных холодильных установок.

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Строительство авианосца "Аввакум". Новый слой пикрита1 и система охлаждения
Фото: de220.com


После ряда экспериментов и испытаний пайкерит начали изготавливать в Канаде. Сначала воду смешивали с древесной массой на гладкой горизонтальной поверхности. Затем при помощи вращения его превращали в тонкий слой толщиной ок. 1 см. Затем эту смесь замораживали холодным воздухом, который продували через нее. Для строительства военного корабля требовалось в общей сложности 1,7 млн. тонн пайкерита.

Проект "Аввакум": удивительная история гигантского авианосца

Строительство авианосца "Аввакум". Укладка первого слоя блоков. Дополнительная теплоизоляция была сделана из хвойных иголок
Фото: de220.com


Идея очень понравилась премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю. Кстати, именно он предложил назвать авианосец по имени ветхозаветного пророка «Аввакумом».

Авианосец «Аввакум» предназначался для патрулирования в холодных водах Северной Атлантики. Он должен был сопровождать конвои. Однако на Квебекской конференции в августе 1943 года ледяной авианосец было решено использовать в Тихом океане для войны с Японией.

Поэтому строительство ледяного авианосца перенесли с восточного побережья Канады на западное. Прототип «Аввакума» был построен зимой 1943 года на озере Патриция, провинция Альберта. Это была небольшая модель длиной 18, шириной 9 и высотой 6 метров. Деревянный каркас сначала сконструировали на льду озера, после чего его заполнили ледяными блоками. Холодильные установки, которые прогоняли холодный воздух по металлическим трубам, находились в центральном корпусе. Модель весила ок. 1000 тонн и была построена в течение двух месяцев бригадой численностью 15 человек. Охлаждающая система работала нормально и позволяла поддерживать низкую температуру льда до конца лета.

Несмотря на то, что строительство прототипа было признано успешным и, казалось, у проекта есть будущее, в дело вмешалась экономика и финансы.

После Квебекской конференции американские военные начали подыскивать на Тихоокеанском побережье подходящее место для строительства авианосца «Аввакум», но оказалось, что площадок очень мало. Аляска находилась очень далеко, а основная территория США оказалась чересчур теплой для строительства ледяной глыбы. 16 декабря специальная комиссия, занимавшаяся поисками места строительства, доложила о трудностях начальству. Ознакомившись с очень высокой стоимостью рабочей силы и множеством других проблем, начальники штабов США и Великобритании решили отказаться от проекта «Аввакум».

Прототип «Аввакума» на озере Патриция таял целых три года, доказывая, что сама идея несмотря на всю фантастичность была не такой уж и невыполнимой.
Автор: Сергей Мануков
Первоисточник: http://expert.ru/2015/04/14/udivitelnaya-istoriya-ledyanogo-avianostsa/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. саша75 18 апреля 2015 06:09
    Суда из бетона ведь делали и не чего плавали Японцы бетон во всю применяли при производстве боевых кораблей во время второй мировой по полтора метра бетона заменяли броневые листы и нечего плавали.
    1. crazyrom 18 апреля 2015 07:23
      Идея конечно интересная, но не более того.
      1. Сергей С. 18 апреля 2015 09:09
        Цитата: crazyrom
        Идея конечно интересная, но не более того.

        Русский Барнео круче!
        Вся полярная льдина с системой стабилизации температуры и с энергетической установкой на природных компонентах, выводящая Барнео при любых обстоятельствах к вражескому рубежу в Атлантике, вот это круто!!!
      2. Volgarr 18 апреля 2015 15:53
        Ага, а идея вечного двигателя еще лучше! Пусть займутся на досуге, глядишь нам жить полегче станет!))))))
      3. Комментарий был удален.
    2. Starover_Z 18 апреля 2015 13:18
      А если настоящий айсберг снабдить подводными крепящимися движителями, т.е. необитаемыми подводными лодками ?
      Сверху вмонтировать контейнеры с "Club-K" и направить на АУГ ?
      1. Альф 18 апреля 2015 14:43
        Цитата: Starover_Z
        А если настоящий айсберг снабдить подводными крепящимися движителями, т.е. необитаемыми подводными лодками ?
        Сверху вмонтировать контейнеры с "Club-K" и направить на АУГ ?

        Ох, не зря в советское время ходил анекдот-"экипаж айсберга награжден правительственными наградами."
      2. Штык 19 апреля 2015 14:44
        Цитата: Starover_Z
        А если настоящий айсберг снабдить подводными крепящимися движителями, т.е. необитаемыми подводными лодками ?

        Айсберги, подтаивая снизу, имеют дурную привычку переворачиваться! smile
    3. vodolaz 18 апреля 2015 16:37
      Чего только не придумают.
  2. MooH 18 апреля 2015 06:13
    Да уж психиатричненько. Знал, что был такой проект, но не знал, что прототип строился. В современных условиях можно трансформировать в проект ледяного атомного ледокола для севморпути smile
  3. Stoler 18 апреля 2015 06:52
    Титаник тихо скулит в уголке. belay
  4. Андрей из Челябинска 18 апреля 2015 07:30
    Сон разума рождает чудовищ
  5. EGOrkka 18 апреля 2015 07:35
    Идея шикарная "северный флот"-доработать и в путь!!! А если дронов напичкать вместо самолетов то просто "чудо оружие",и не дорого.
    1. Dreamscripter 18 апреля 2015 10:09
      Кстати да, для современных беспилотников будет самое то. Особенно если на Северном флоте использовать.
  6. Серый 43 18 апреля 2015 07:50
    Автору спасибо-не разу даже не слышал о таком "чуде"
  7. Вадим237 18 апреля 2015 10:49
    Как появятся гигантские 3D тогда корабли таких размеров будут строить быстро и не дорого, причём из железа.
    1. EGOrkka 20 апреля 2015 04:27
      Так фишка то в том что из воды!!!!-"3 д" принтер делает остров-корабль!! Сади дронов на него -и в путь!!!
  8. Горный стрелок 18 апреля 2015 10:52
    Интересное решение. Ледяной самоходный остров. Авианосец непотопляемый? А лед не будет колоться от взрывов?
  9. Алекс 18 апреля 2015 11:05
    Когда-то третья страница обложки одного из номеров "Техники - молодёжи" была полностью посвящена самым разным отраслям применения льда. Было там и два проекта ледяных кораблей, ЕМНИП, и авианосца тоже. Идея интересная, но ИМХО слишком фантастична даже н настоящее время. Одно дело - айсберги, другое дело - модель-прототип, и совсем особенное - реальный боевой корабль. Количество, как известно, рано или поздно переходит в новое качество.
  10. Корниловец 18 апреля 2015 14:27
    Почему же утопическая идея ? Вот например судно из металла.

    Танкер-сверхгигант поменял несколько хозяев и не раз менял имя — сначала — на Happy Giant, потом на Jahre Viking.

    Полное водоизмещение монстра после реконструкции достигло 825 тысяч 614 тонн, что наряду с размерами сделало его самым большим судном, когда-либо плававшим на Земле.

    Размеры. Это надо представить, ибо нет таких подходящих снимков, позволяющих почувствовать масштаб супертанкера.

    Его длина — 458,45 метра, ширина — 68,86 метра (у иных морских судов длина меньше), осадка под грузом — 24,61 метра.

    Не только «Титаник», но и современные круизные гиганты, превосходящие «Титаник» по всем размерам — на фоне этого танкера просто не впечатляют. Турбины мощностью в 50 тысяч лошадиных сил разгоняют танкер с полной нагрузкой до 13 узлов (примерно 24 километра в час).

    Если рассматривать вопрос теоретически, то строительство - супер авианосца вполне возможно.
    1. Александр72 18 апреля 2015 14:40
      Самым большим судном в мире, специально спроектированным считалось это судно:
      Batillus — танкер, построенный в 1976 году на верфи Chantiers de l'Atlantique в городе Сен-Назер для компании Royal Dutch Shell. французского подразделения компании Shell Oil. Является головным судном серии из четырёх судов: Batillus, Bellamya, Pierre Guillaumat и Prairial. По своим размерам Batillus считается самым большим спроектированным танкером в мире, так как Knock Nevis (бывший Jahre Viking, Happy Giant и Seawise Giant) изначально был заложен с меньшим дедвейтом, а его размеры увеличивались вследствие последующей перестройки.
      Максимальная длина судна — 414,22 метра, максимальная ширина — 63,01 метра, осадка — 28,5 метра, дедвейт — 553 662 тонны, водоизмещение — 663 000 тонн.
      А вот фото Jahre Viking рядом с обычным супертанкером для сравнения:
  11. Александр72 18 апреля 2015 14:41
    И еще картинка для сравнения размером. Правда супертанкер на ней не самый большой. Но все равно я думаю, получается наглядно:
  12. Александр72 18 апреля 2015 14:46
    Ну и напоследок картинка, на которой Knock Nevis (в прошлом также назывался Seawise Giant, Happy Giant и Jahre Viking) в сравнении с другими, далеко не маленькими судами и кораблями:
  13. ЦУС-ВВС 18 апреля 2015 15:24
    обалденно! даже в 21 веке никогда бы о таком не додумался. а уже тогда придумывали невероятное. да,привыкли мы сплош к одной электронике...
  14. серж сибиряк 18 апреля 2015 19:35
    как не парадоксально,но действительно познавательно и интересно.такой материал очень интересен.
  15. Region-25.rus 19 апреля 2015 12:14
    Оно конечно хорошо - 200 спитов и прочее но (!) при скорости всего в 7 узлов (думаю в идеале) и при его-то парусности, и штормах и ветрах в океане, очень сомнительно что машины потянули бы такую дуру против ветра или волны recourse
  16. LM66 20 апреля 2015 14:58
    А радары ледышку видят ?
    1. Alex_Rarog 21 апреля 2015 20:43
      Ну насколько знаю айсберги они видят)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня