Хроники деградации: как банкротство Харьковского завода хоронит украинский авиапром

42
К сожалению, приходится продолжать летопись деиндустриализации Украины. В этот раз — на примере Харьковского авиационного завода.

Писать такие материалы неприятно по ряду причин. Во-первых, потому что знаю: могло быть иначе. Во-вторых, всё это происходит в государстве, которое у меня, гражданина этого государства, всё меньше оснований считать своим. Потому что всё, что было в нём «моим» — то есть созданным трудом в т.ч. моих родителей, — целенаправленно уничтожается.

Сегодня на Украине сохранилось и даже обострилось такое отношение к проблемам крупных государственных оборонных предприятий, что было в остальной постперестроечной России. Мол, висят на шее у государства, их сотрудники симпатизируют Путину, чего-то требуют и совсем не желают переквалифицироваться из инженеров-микроэлектронщиков в дворников или «челноков». Нетрудно заметить, что мантра «не вписались в рынок» уже отживает своё даже там, где она, собственно, зародилась, но неплохо себя чувствует в республиках победившего «Восточного партнёрства». Хотя прикинув ситуацию на пару ходов вперёд, можно понять, что единственное, что несёт отказ от наукоёмкой промышленности, — демонтаж системы образования и социальной функции государства в целом.

Когда-то здесь подчиняли небо


Харьковский авиазавод — крупнейшее авиационное предприятие Украины. Он неоднократно менял своё название. Поэтому если встречаете в литературе «Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР», «завод №135, Харьковский авиазавод им. Ленинского комсомола», «Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО)», — это один и тот же завод. Если говорить об авиаконструкторах, судьба которых так или иначе связана с заводом, то проще назвать тех, кто на нём не работал.

По хорошей советской традиции предприятие выпускало продукцию и военного, и гражданского назначения, однако война определила его послевоенный статус как в первую очередь гражданского авиастроителя. Именно тут выпускалась знаменитая серия реактивных пассажирских Ту (-104, -124, -134), ставших основой пассажирских авиаперевозок в СССР. Впрочем, военный профиль завода не был забыт. После войны в Харькове выпускали советские БПЛА «Стриж» и крылатые ракеты Х-55.

После развала СССР жизнь ХАЗа (вернее, тогда уже ХГАПП) мало чем отличалась от прочих предприятий украинского авиапрома. С одной стороны, выручало сотрудничество с АНТК им. Антонова, совместно с которым выпускались самолёты серии Ан-74, а также многострадальный Ан-140. С другой — даже в сотрудничестве с «Антоновым» невозможно было сохранить коллектив завода, поскольку производство, по сути, стало единичным, а бывшие сотрудники предприятия постепенно переквалифицировались в торговцев оптового рынка «Барабашово».

Тем не менее, следует отметить, что о частичном дефолте завод объявил только осенью 2014 года, то есть при новой, революционно-евромайданной власти.

Скорое банкротство


Описание нынешнего состояния завода и рабочего коллектива до боли напоминает днепропетровский «Южмаш». Последний раз рабочие получали зарплату в декабре за август (то есть задолженность уже восьмимесячная, а выбивать заработанное приходится с помощью прокуратуры). Внутриукраинских заказов для завода практически нет, несмотря на громкие обещания загрузить завод военными заказами на Ан-140.

Растут долги предприятия: чистый убыток по итогам 2013 г. составил 311 млн грн (38,9 млн долл. по тогдашнему курсу и примерно 12,5 по текущему), а всего за 3 первых месяца 2014 г. вырос ещё на 120 млн. Вышеупомянутый частичный дефолт завод был вынужден объявить из-за невозможности погасить облигации на сумму 440 млн грн. Однако всего облигаций выпустили на 1,62 млрд грн, и срок обращения оставшихся истечёт уже этим летом. Учитывая, что нынешнее правительство Украины полностью подконтрольно МВФ, можно предположить, что спасать предприятие никто не станет.

Обострение ситуации именно в этом году — следствие разрыва кооперационных связей с предприятиями РФ. Один только ХАЗ лишился в прошлом году более чем 20 млн долл. из-за решения Порошенко прекратить поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. А ведь именно экспортные заказы могли вытянуть авиастроителей из долговой ямы за счёт обесценивания национальной валюты.

Вероятное банкротство завода затронет не только его коллектив, но также ставит под вопрос и смысл существования Харьковского авиационного института (где им работать?) и АНТК им. Антонова (кто будет выпускать сконструированные ими самолёты?).

На фоне этого вдвойне смешно слышать от президента Украины такие слова: «Вы видели сегодня испытание первых украинских беспилотников, которые уже поставлены на поток, которые имеют боевые тактические характеристики и повысят качество применения силы украинскими Вооружёнными Силами. Украинский оборонпром, который сегодня перешёл на трёхсменную работу, быстро наращивает боевую мощность государства. Мы танками и БТРами бьём по безработице».

Украинские БПЛА, о которых говорит Порошенко, возможно, и поставлены на поток, вот только явно не харьковским заводом, который не то что не работает в три смены, а с февраля находится в вынужденном простое (по данным СМИ, выпуском БПЛА для украинской армии занимается Житомирский военный институт им. С. Королёва).

По всей видимости, кроме привычного нежелания возиться с промышленным наследием СССР, не дающим мгновенной прибыли, украинская власть имеет дополнительный резон банкротить крупные машиностроительные предприятия востока Украины. Угроза отложения этих регионов от центральной власти (по примеру Донецка и Луганска) рассматривается Киевом как вполне реальная. А раз так, зачем сегодня тратиться на содержание объектов и коллективов, которые завтра могут быть потеряны? В этой связи завод им. Малышева (Харьков) не постигла участь ХАЗа только потому, что хунте нужно где-то ремонтировать бронетехнику, а возить её в тот же Житомир на тамошний бронетанковый ремонтный завод — слишком долго и дорого.

Вот и получается, что от украинского авиапрома останется, по сути, только концерн «Мотор Сич» (газотурбинные двигатели для самолётов, вертолётов и крылатых ракет) и ремонтный «Завод №410 гражданской авиации». При этом всё меньше оснований считать «Мотор Сич» чисто украинским предприятием: запрет на сотрудничество с РФ здесь обходят с помощью создания украино-белорусского СП (Оршанский авиаремонтный завод куплен ещё в 2012 году).

Украина же упорно движется к модели «бананового» экспорта. Что характерно — сама.

***

6 апреля на территории Харьковского авиазавода прошёл очередной, уже третий за последние дни митинг, в котором участвовали около 500 работников предприятия. Митингующие требовали выплатить им задолженность по заработной плате, которая на сегодняшний день составляет около 40 млн грн. Участники митинга приняли резолюцию, которая предусматривает обращение в государственные органы власти — Харьковскую облгосадминистрацию (ХОГА), горсовет, министерство экономики и к премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Главные требования — ликвидировать задолженность по зарплате и загрузить авиазавод заказами. Если эти требования не будут выполнены, рабочие завода планируют перейти к «непопулярным методам».
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. sent-onere
    +24
    16 апреля 2015 18:59
    Пока единственное что Россия может сделать для украинского авиапрома это взять специалистов и конструкторов на работу в ОАК России.

    А заводы и КБ на Украине видимо пропадут. Ибо деградация отрасли у них идёт гораздо быстрее чем решение нами проблем и последствий майданной революции.
    1. +1
      16 апреля 2015 19:21
      Все это прошло и у нас ,все еще с колен не можем встать
      1. +5
        16 апреля 2015 21:57
        Да уж, уникальнейшие предприятия, вложенные в них миллиарды советских рублей - все псу под хвост, что на украине что у нас. Мы тоже в ладоши хлопали когда с подачи "демократов" вместо сложнейшей техники, на оборудовании начинали сковородки клепать! А многие предприятия ни с того ни с сего вдруг стали частными, нас обокрали, а предприятия угробили.
        1. +1
          17 апреля 2015 00:41
          Ничего, на окраине Ярески разные работают, аж в правительстве, на самых на финансах. Так что с конструкторами и прочими технарями Россия разберется, как принять и обустроить производство и быт спецов. И людей жалко, и труд многих поколений советских людей. Антонов наша общая гордость.
      2. Комментарий был удален.
    2. +5
      16 апреля 2015 20:59
      Без указа сверху их никто не примет. Иностранные граждане не могут работать на предприятиях ОПК- допуск не оформят.
      1. Комментарий был удален.
      2. +8
        16 апреля 2015 21:25
        Цитата: ilyaspb
        Без указа сверху их никто не примет. Иностранные граждане не могут работать на предприятиях ОПК- допуск не оформят.
        Ульяновский завод «Авиастар» ищет специалистов во всей России и СНГ в рамках программы «Соотечественники». Программа помогает русскоязычным семьям, которые после распада Советского Союза оказались гражданами другого государства, получить русские паспорта в ускоренном порядке. Теперь искать специалистов в бывших советских республиках решил и «Авиастар».Только в этом году «Авиастару» нужно 700 специалистов. В ближайшие три года — еще 3 тыс. человек. И это только рабочих. Кадровый голод на ульяновском авиазаводе разразился после подписания крупного госзаказа. На «Авиастаре» должны построить почти 40 новых транспортных самолетов Ил-76МД для военных. Три из них уже стоят в цехах окончательной сборки.В первую очередь нас ( Авиастар СП ) в этой программе интересуют Узбекистан и Украина, там, где раньше были крупные авиационные производства. Возможно и привлечение специалистов из других регионов России, где ощущается профицит кадров.

        Read more: http://smartnews.ru/regions/ulianovsk/16742.html#ixzz3XUw4chg6
        1. +2
          16 апреля 2015 22:18
          Это здорово. Не знал, что так просто получить паспорт РФ.
      3. +9
        16 апреля 2015 21:30
        Особо ценным кадрам по российским Законам можно сразу получить гражданство РФ.
        Цель Запада уничтожить украинский ВПК, который с советских времен был довеском к ВПК России. Этим он со своими подшефными из Киева сразу и занялся.
        Теперь нам нужно создавать утраченные на Украине мощности у себя. Для этого нужны, в том числе, украинские специалисты. Тем более специалисты, я думаю, не трясли на майданах своими сиськами и пи..ками, и они не очень хотят в перспективе толкаться на базаре, продавая лифчики. Не то для них содержание труда на базаре...
      4. 0
        17 апреля 2015 08:06
        Правильно. А то будут воровать секреты и продавать на Запад
    3. +4
      16 апреля 2015 21:39
      деградация отрасли у них идёт гораздо быстрее чем решение нами проблем и последствий майданной революции

      Украинское машиностроение и без Майдана бы пропало. После развала Союза не было никакой модернизации производства, основные фонды изношены, производственные технологии морально устарели, себестоимость продукции была ниже российской только благодаря в разы меньшей зп. Майдан лишь ускорил деградацию, разорвав кооперативные связи с РФ. Значит останется в незалежной только уголь, руда, металлопрокат и сельское хозяйство. Что характерно, наиболее ценные месторождения этих ресурсов и наиболее плодородные земли находятся на востоке Украины, в особенности на Донбассе.
    4. +2
      17 апреля 2015 08:04
      Россия тоже недалеко ушла в развале авиапрома. Пример - Саратовский авиационный завод "Комбайн". Обанкротили недавно-в 2010 или 2011 г. Работало там 30000 чел! Выпускал гражданские всем известные ЯК-40 и ЯК-42. И военные тоже. Теперь люди разошлись по барахолкам, а на месте завода торговые бутики и павильоны. Так что наряд ли хохлам предложат достойную работу с зарплатой.
  2. +16
    16 апреля 2015 19:00
    Госдепу промышленность на Украине не нужна. Нужна территория, полезные ископаемые и малочисленный обсуживающий персонал. Повторяется история порабощения Америки и истребления местного населения. Ничего другого Штаты не умеют.
    1. +14
      16 апреля 2015 19:27
      Цитата: Офицер запаса
      Повторяется история порабощения Америки

      http://topwar.ru/uploads/images/2015/665/pvlx316.jpeg
      1. +1
        17 апреля 2015 09:52
        По моему, кукловод не туда руку засунул.
        1. +1
          17 апреля 2015 12:29
          Судя по выражению морды-лица он засунул туда что-то другое, поэтому и руки свободные lol
  3. +15
    16 апреля 2015 19:00
    Какие митинги? Беритесь за оружие и присоединяйтесь к Новороссии. У меня, коллеги, такое ощущение, что большинство жителей Украины считают, что на теле страны - прыщ. В теле страны - РАК!!!
    1. gjv
      +4
      16 апреля 2015 19:09
      Поразило -
      а выбивать заработанное приходится с помощью прокуратуры

      Законность? В хунтоправимой Украине?! ... request
    2. Комментарий был удален.
    3. +11
      16 апреля 2015 19:17
      Жду возвращения Харькова в Россию )))
      1. sent-onere
        +5
        16 апреля 2015 19:28
        Цитата: Пятница
        Жду возвращения Харькова в Россию )))



        Если Украине не нужны Харьковские производственные мощности, то их надо забрать вместе с Харьковской областью. Весь ВПК должен быть на нашей территории. Именно таким образом надо уважать их выбор. smile
        1. 0
          17 апреля 2015 00:44
          Не надо мелочиться - со всей Новороссией, а свидомые пусть скачут до посинения в остатках Окраины.
    4. 0
      17 апреля 2015 00:43
      Уже даже не рак, а конвульсии близкой агонии.
  4. sent-onere
    +5
    16 апреля 2015 19:01
    Хунте не нужны неуправляемые большие трудовые коллективы ,как и ЕС и США не нужны конкуренты в наукоемкой промышленности интересы совпадают .Калька с разрушенной промышленности Латвии , полная деградация и зависимость от ЕС ,супермаркеты , туризм , шведские банки, остатки леса и немного русского транзита вот основа экономики Латвии . Что определяющим останется на Украине покажут ближайшие 5-10 лет . Если провести аналогии и ответить на вопрос кто будет выпускать сконструированные на Украине самолеты ,однозначно Россия ,если посчитает их конкурентоспособными
  5. +14
    16 апреля 2015 19:01
    Двойственное чувство. Вроде жалко, с другой стороны - идите нахрен - укронавоз, живите как хотите! Сами свою жизнь просрали, нам вас пасти что-ли с прутиком?
    1. +6
      16 апреля 2015 19:24
      А Вы взгляните на нашу историю ,все тоже и заводы продали на металлом,и деревни кончали,и олигархи властвуют
      1. +1
        17 апреля 2015 00:46
        Так об этом нам надо думать, пора бы уже поумнеть. Не все же в воздух чепчики бросать на сотрясение воздуха либерастов.
    2. sent-onere
      +4
      16 апреля 2015 19:39
      Цитата: ratfly
      Двойственное чувство. Вроде жалко, с другой стороны - идите нахрен - укронавоз, живите как хотите! Сами свою жизнь просрали, нам вас пасти что-ли с прутиком?



      Пинка им под задницу!!! Пусть дальше деградируют и разваливаются! Автор, думал здесь найти сочувствующих????
  6. +2
    16 апреля 2015 19:02
    Вот и получается, что от украинского авиапрома останется, по сути, только концерн «Мотор Сич» (газотурбинные двигатели для самолётов, вертолётов и крылатых ракет) и ремонтный «Завод №410 гражданской авиации». При этом всё меньше оснований считать «Мотор Сич» чисто украинским предприятием: запрет на сотрудничество с РФ здесь обходят с помощью создания украино-белорусского СП (Оршанский авиаремонтный завод куплен ещё в 2012 году).

    Ну так Богуслаев прекрасно понимает, что отказ от поставок в РФ - это смерть завода. А наши так же прекрасно понимают, что Климовцы не смогут закрыть все потребности в ТВ3-117/ВК-2500 ещё минимум год. Вот и выкручиваются обе стороны в стиле СССР 80-х под ограничениями КОКОМ - одни создают СП с белорусами, вторые - закупают движки для военных вертушек через фирму, занимающуюся гражданскими вертолётами.
  7. +5
    16 апреля 2015 19:03
    Куевской хунте Окраина не нужна. Потому и свара по её разграблению и сваливанию за бугор по концу. А с чем останутся обычные свидомиты - вульгарные поделки звездно-полосатого Урфина?
    1. +3
      16 апреля 2015 21:40
      ДА-а-а! Деградация на лице! fool
    2. +3
      16 апреля 2015 22:04
      Шикарное фото протоукрозавра мудаковидного)))
    3. Комментарий был удален.
  8. леон1
    +1
    16 апреля 2015 19:13
    Нато нужна только база и послушное население для обслуги.Европейцам земля и покупатели..
  9. +5
    16 апреля 2015 19:14
    Какие заводчане интересные, денех им значит дай (ну это хоть по делу), да еще и заказами их загрузи, а еще чтобы вареники сами в рот прыгали. Не хочется злословить, но ведь рвались то в ЕС, боингу хотели конкуренцию составить. хавайте полной ложкой, самолеты теперь только на картинке!!
  10. sergei loginov
    +2
    16 апреля 2015 19:16
    Непонял, почему Житомирский им С. Королева,опечатка наверно,
    им.Бендеры.
    1. +9
      16 апреля 2015 19:27
      Да нет, не опечатка. Сергей Павлович родился в Житомире и жил там аж до двухлетнего возраста. Так что все логично. Кстати, Бендеры - имя города, а вот фамилия того, о ком Вы хотели сказать - Бандера.
  11. +3
    16 апреля 2015 19:31
    ХАПО было прекрасным предприятием, бывал там не однократно, как и на Чугуевском авиаремонтном заводе. Все похерили Сцуки!!!
  12. +5
    16 апреля 2015 19:32
    Харьков-одна из столиц Украины. Помню эл. бритву Харьков, гоночные болиды. Был уверен, что они пойдут по пути ДНР и ЛНР. Про бритву это я для ностальгии. Там же рабочий класс. Или я чего-то не понимаю. Хотя, если по Высоцкому- буйных мало, вот и нету вожаков. Но это так не стоит обращать внимания. Понятно совершенно, даже школьнику, что надо было воспользоваться ситуацией и создать правительство в изгнании. Хотя наше правительство, вероятно, историю не изучало. Похоже наше правительство изучало только одно, как сделать себе побольше бабла. Последние публикации тому потверждение.
    1. +6
      16 апреля 2015 20:02
      Живу рядом с Харьковом -80 км Там много сторонников Новороссии но вот реально "буйных " мало !
  13. +1
    16 апреля 2015 19:49
    Однако...
    Сегодня в Киеве состоялась выкатка реактивного транспортного самолета Ан-178.
    http://fotografersha.livejournal.com/656563.html
    1. +2
      16 апреля 2015 22:49
      Да, у советского ОКБ Антонова хорошее наследие. Зря его после войны вернули не в Москву, а в Киев. Лучше бы в Новосибирске оставили.

      И 90% построенных Ан-148 (Ан-178 - транспортная модификация) были заказаны Россией.
  14. +3
    16 апреля 2015 19:49
    Советское наследие, пережитки коммунистического режима- собственне авиастроение вершина технологически развитого государства. Мой близкий родственнику всю жизнь отдавший гражданской авиации в России мне доказывал в девяностых, что эту сферу ни за что госсударство не потеряет. Когда илы, яки и тушки накрылись медным тазом он просто внутренне надломился и тихо ушел из жизни. Ельцину не молился, патриот был без лозунгов и позерства, он просто пахал как вол на благо Родины и своей семьи. Радости по поводу закрытия очередного авиа завода не испытываю. Как то так камрады.
  15. +5
    16 апреля 2015 19:56
    Участники митинга приняли резолюцию, которая предусматривает обращение в государственные органы власти — Харьковскую облгосадминистрацию (ХОГА), горсовет, министерство экономики и к премьер-министру Украины Арсению Яценюку. Главные требования — ликвидировать задолженность по зарплате и загрузить авиазавод заказами. Если эти требования не будут выполнены, рабочие завода планируют перейти к «непопулярным методам».
    Ну, правительство имеет больше возможностей применить непопулярные методы. Например, закупить б/ушные Боинги. Это будет не первое и не последнее убитое отечественное производство.
    А относительно мнения автора, что считать своим государство, которое убивает созданное нашими предками, не стоит - полностью поддерживаю.
  16. Комментарий был удален.
  17. +3
    16 апреля 2015 20:06
    Главные требования — ликвидировать задолженность по зарплате и загрузить авиазавод заказами. Если эти требования не будут выполнены, рабочие завода планируют перейти к «непопулярным методам».
    Есть пример...ДОНБАСС- вот вам МЕТОДЫ...ДВИГАТЬ ГРАНИЦЫ...до Куева
  18. +2
    16 апреля 2015 20:22
    Хм, судя по словам порошенки он прям таки ударил по безработице бронёй и в конец одолел её, и теперь её нету абсолютно, капитулировала окаянная, все работают все при деле, но про новую напасть беззарплатицу и как её одолеть ни слова "главнокомандующий" не сказал, и какие для победы над ней войска нужны петро походу думает what ну а пока пусть работают без зарплаты , работа у всех есть,и ето самое главное получается. оригинально однако ,всех обеспечить работой и никому не платить, чудненько, работайте и ищите денюжку на пропитание сами на стороне. слава однако украине, работе слава!
  19. +1
    16 апреля 2015 20:34
    людей жалко...
    1. +3
      16 апреля 2015 21:23
      Цитата: дон сезар
      людей жалко...
      Людей да жалко. А что они сами сделали для того ,чтобы их не жалели? Их что, история не чему не учит? Где заводы ВЭФ, РАФ, Икарус? Или они думают, что Боинг или Мерседес спят и видят цветущих конкурентов? Европу интересует прежде всего ДЕШОВАЯ рабочая сила, дешовое сырье, плодородные земли и геополитическое расположение. Про интересы Украины можно забыть. В Киеве окупационное правительство, приведенное к власти с помощью государственного переворота США.90%предприятий были ориентированы на Россию, т.е разорятся и исчезнут. Допрыгались,и "моя хата с краю" молчаливое согласие,и кого жалеть?
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      16 апреля 2015 21:24
      Жалко у пчелки.....Они требуют зарплату,а не выставляют политические требования-загрузят завод военной продукцией и они рады будут и дальше скакать...
      Цитата: дон сезар
      людей жалко...
  20. +2
    16 апреля 2015 21:04
    На територию ХАЗа давно глаз положили, и поиск финального дерибана для предприятия сейчас входит в завершающую фазу. Для тех кто не в курсе - ХАЗ расположен в очень привлекательном месте города, рядом лесопарк, экологическая ситуация там хорошая, красивое место. С заводом граничит такое предприятие как Коммунар, которое занималось (тса) космической тематикой и тоже подводитса к дерибану. Гэшэфт на столе прям: хозяева из сшая довольны, местные барыги застроийшики тоже, да и появятьса пару тройку рабочих мест - каменщики, бетонщики.., так что если кто захочет из инженеров получить работу, тот сможет строить, а остальные работники.....
  21. +4
    16 апреля 2015 21:54
    Цитата: sent-onere
    Пока единственное что Россия может сделать для украинского авиапрома это взять специалистов и конструкторов на работу в ОАК России
    .

    Надо своих учить! Не надо скрести по сусекам и мести по амбарам!
  22. стекольщик
    +5
    16 апреля 2015 22:03
    надо в Россию тащить инженеров!!! Сейчас им могут предложить нормальную работу, а за Украину дружно молимся, братья!
  23. +6
    16 апреля 2015 22:34
    Вспоминаю слова Ромма из "Обыкновенного фашизма": Как человек великой культуры (в нашем случае культуры русского мира) может превратиться в восторженного дикаря? При том превратиться в торжественной обстановке...
  24. +3
    16 апреля 2015 23:36
    Специалистов с Украины пригласить на работу на наши авиа заводы.мое мнение будет выгодно всем.Когда Крым был еще хохляцким очень много оттуда работали да и сейчас трудятся на дальнем востоке вахтой drinks
  25. +1
    16 апреля 2015 23:44
    все идет по - плану......но людей да жалко....
  26. 0
    17 апреля 2015 00:45
    Развал имеет необратимый характер. Нам достанется "пустыня". Штаты свою задачу выполнили... заодно и количество населения уменьшили.

    Лучше ужасный конец , чем ужас без конца - пора заканчивать с этой "украиной".
  27. +1
    17 апреля 2015 02:18
    В любом случае предприятие находится на территории враждебной нам страны, в настоящее время враждебной. Вы хотите что бы на территории нынешней Украины строились военные самолеты, современные танки, ракеты и прочая военная техника, которая однозначно будет использована против нас? Вот я не хочу. По мне так лучше там вообще промышленности, близкой к оборонке не будет. Это суверенное государство, со своей собственной, враждебной к нам, политикой. И пока оно таким остается, в интересах нашей страны уменьшать промышленный и оборонный потенциал украины.
  28. 0
    17 апреля 2015 04:40
    А зачем Украине авиапром и специалисты? Зачем работать когда можно скакать под дудочку США. А кто не хочет скакать пусть едет в Россию.
  29. +1
    17 апреля 2015 06:26
    В сложившейся ситуации, было бы замечательно, что бы у них развалилась вся военная промышленность!
  30. +1
    17 апреля 2015 10:47
    Та цэ ж кровавый коммунякский режим построил только в Харькове :
    - Авиазавод основан в 1926-м году,
    - ХТЗ - основан в 1930-м году,
    - Турбоатом основан в 1934-м году,
    - Харьковский велозавод основан в 1923-м году,
    - завод ФЭД - основан в 1927-м году,
    - Электротяжмаш - основан в 1946-м году,
    - завод Поршень основан в 1930-м году
    и так далее - список можно долго продолжать.
    Это только беглым взглядом а если копнуть в архивах - то получится что кровавый коммунистический режим только строил и строил !!!
    А еще весь центр города кровавый Сталин застроил огромными капитальными зданиями которых не строили ни до не после !!! А еще зачем-то в центре города поставил памятник Шевченко - поэту который в Харькове никогда не был, не жил, не писал и не малювал здесь... !!!

    Все таки основательно и жирно загадили нашу историю 20-го века!!!
  31. 0
    17 апреля 2015 11:30
    Цитата: kuz363
    Россия тоже недалеко ушла в развале авиапрома. Пример - Саратовский авиационный завод "Комбайн". Обанкротили недавно-в 2010 или 2011 г. Работало там 30000 чел! Выпускал гражданские всем известные ЯК-40 и ЯК-42. И военные тоже. Теперь люди разошлись по барахолкам, а на месте завода торговые бутики и павильоны. Так что наряд ли хохлам предложат достойную работу с зарплатой.

    В точку! Саратовский авиазавод единственный, где выпускали самолёты вертикального взлёта и посадки ЯК 38, так мало того готовы были к выпуску ЯК 141,обводы корпуса которого янки точно содрали для своего нового самолёта с ВВП (особенно хвостовая часть). Теперь локти кусаем, как же нам родить самолёты с ВВП.
    А Саратовское ПО " Корпус"? Мощнейшее предприятие было, теперь сжалось раз в 10 и на его территории склады ,юрфак аграрной академии и ещё куча частных лавочек... Слёзы наворачиваются, там мои деды гироскопы для Гагаринской ракеты собирали. Очень надеюсь, что хотя бы этот завод не про..рут окончательно.
    1. 0
      17 апреля 2015 12:42
      Работает "Корпус", можете посмотреть в инете. hi