Military Review

Peter I and the Eastern Question. On the Z00 anniversary of the translation of the Quran into Russian

7
Peter I and the Eastern Question. On the Z00 anniversary of the translation of the Quran into Russian


The years of the reign of Emperor Peter I became a time when more or less systematic study of the Muslim East, translation and study of the Koran began in the stream of the eastern policy of Russia. By order of Peter I in 1715, the first translation of the Quran into Russian from the French translation of Andre du Rie was made. In 1716, it was published in St. Petersburg under the name “Alcoran on Mahomet, or Turkish Law”. Who exactly did the translation, it is not known exactly, authorship was attributed to both Peter Posnikov and Dmitry Cantemir.

The original feature of the XVIII century - the speed of change, occurring mainly from above, from the height of the imperial throne. Peter's reform divides Russia into two parts. The first - the nobles, the second - all the rest. A common language between those and those in the literal sense of the word, and figuratively, is lost. The nobility suddenly began to speak French, leaving the Russian niello. In some ways, it was a betrayal of one’s language, one’s culture, one’s people, but one’s betrayal wasn’t definitive, “Frenchization” wasn’t irrevocable - it’s not betraying one’s spirit and faith, because bilingualism didn’t lead to the loss of one’s native language and in essence, the nobles did not speak the language, they remained Russian in psychology and mentality. Although…

An unexpected consequence of this half-hearted betrayal was the appearance of the type of “a penitent nobleman,” but also, “as it were, a penitent,” but not quite ... Enlightenment and slavery in the Petrine era are so far apart from each other that they do not seem to interfere with each other . Academy and poll tax, schools and recruiters, calendars, grammar, textbooks, translations and the landowner's right to refer peasants to Siberia, the executioner's pride for the ability to kill the ridge with one blow of the whip ... Civilization and slavery - all in one coil, all in one life, in one of life. Everything is intertwined. Russia…

The editions of the Petrine era come out in huge editions, in a hundred years they will be printed ten times less. So much so that many of the books will rot in the stalls, even if a tiny fraction of them find the reader, the publication is already justified! Petrovsky education is either carried out by force, or lured to knowledge, as in a kunstkamera (according to the kunstkamera charter, each visitor is poured a glass of vodka - if only he came in!). Be that as it may, the number of manufactories during the reign of Peter grew seven times. With its production of 10 and millions of poods of pig iron every year, Russia comes to the first place in the world by the end of the 18th century. The Russian cart, chased by a skillful whip, rushes faster than an English steam train!

There is a general growth of culture. Through the window cut by Peter, the air went simultaneously to life and acrid at the same time. Russia takes lessons from Voltaire. Educated people become capable of merciless introspection. However, new knowledge and impressions come not only from Europe, but also from the East. There is a desire to compare oneself with a relatively close neighbor, and with a distant obscure soul.

Peter becomes the first of the Russian sovereigns, who study peers at Muslim faces, trying to comprehend an unfamiliar cultural image, the foundations of foreign and in many ways alien morality and faith. This desire is at first indistinct, but it is growing.



It is the wars with Muslim Turkey that make us watch the enemy closely. With small discoveries begins a thoughtful peering of Russian education into the people of Islam. The sources of information are initially vague. These are translations from Greek, Latin and Polish languages ​​of religious treatises and historical chronicles. All of them, without exception, contain distorted information about Islam, the Koran and the Prophet Muhammad, but it is these fables that fill the historical works in Russian.

It must be said, the first essay, specially dedicated to the Qur'an, was published in Russia as early as 1683. In Chernigov, the Alkoran Macometov ... treatise on Polish princes John and Peter, the future Russian emperor, was compiled in Polish by the rector of the Kiev-Mohyla Collegium, Ioannik Galyatovsky. Russian translation is made by the Ambassadorial order. The book does not contain genuine Quranic quotations, shows the author’s complete unfamiliarity with the contents of the Koran.

However, on the basis of fantasies and conjectures, and they are obvious to Peter and his entourage, it is impossible to make government decisions, it is impossible to build long-term relations with the Eastern world. And then on the orders of the king begins collecting information about Muslim antiquities.


Mosque, minaret and mausoleum in the ancient Bulgar. From the book of P.S. Pallas “Journey to different provinces of the Russian empire”, 1773

In the 1712 year, by special decree of the king in the Volga region, where the ruins of the ancient Bulgar stand and where Islam was adopted by its rulers (see "Embassy in the country of Turks, Bulgars and Rus"), traveling clerk Andrei Mikhailov. He will have to allocate land for the Orthodox Assumption Monastery, as well as explore the ancient Bulgar, the foundations and the remains of buildings. Diak reports that the place is still Tsar Fedor Alekseevich was loved and revered. Having studied the documents, Tsar Peter decides that His Grace Josaph, an employee of Kazan, should henceforth be called the Metropolitan of Kazan and Bulgar, and during the Persian campaign, the Tsar personally visits and inspects the remains of the ancient city. Later, from Astrakhan, Peter I sends a decree to the Kazan governor on the restoration of the buildings of Bulgar, and the castle site itself needs to be carefully examined, and the antiquities studied and described.


Architectural drawings of the ruins of the ancient Bulgars. Removed from life in 1827. Architect A. Shmitov

Information on the restoration of the monuments is preserved in the papers of the Cabinet of Peter I, in a note entitled “Management of the Bulgarian Bulgarian Building”. By imperial decree, Lieutenant Colonel of the Kazan garrison regiment Nikon Savenkov and geodesist Ivan Krapivin were sent to Bulgar, who measured and described the site of ancient settlement. Through translators, local abyz and mullahs were surveyed, legends were collected about what had been in the place of the Bulgarian fortified settlement before. It became known that the “stone castle” inside Zamoshny Val was previously a mosque. The main "tagged attribute" - the minaret - "the pillar of the high, one of the Cossacks of the Munar." Here, nearby, two old Muslim cemeteries, separately for men and for women.

Thanks to the investigations undertaken by order of Peter, the contents of the inscriptions on the tombstones, which at that time were available for reading (many are lost today), have reached us. Soon, under the supervision of Commissioner Mikhail Molostov, excavations began on the site. “Judicial mirror with Arabic signature”, “silver Arab kopecks”, “two gold rings”, “gold plaque with a string” and “Persian earthenware jug about two pens” were found.

These were the first in Russian history targeted archaeological research of Muslim antiquities.

In St. Petersburg, in 1716, the first translation of the Quran into Russian was printed, made not from the Arabic original, but from the French translation by Andre du Rie, about which the historian PP Pekarsky gives the following information: “The Frenchman Du Rie, who had been a consul in Egypt for some time, learned the Arabic language and translated it into French. Alcoran, but not quite right. " The full name is “Alcoran about Mahomet or Turkish law translated from French into Russian. Printed by the command of Tsarskogo Majesty in the St. Petersburg Printing House 1716, in the Month of December. ”


The first page of the book "Alcoran about Mahomet, or the Turkish Law"

The translation was probably published in connection with the preparation for the Persian campaign, since it coincides in time with the work of the expeditions of Prince Alexander Bekovich-Cherkassky to explore the Caspian Sea in 1714-1715. The translator into Russian is unknown, most likely it is Peter Vasilyevich Postnikov, but there is no consensus of opinion both by authorship and the time of translation. Perhaps the translation was made earlier than 1715 of the year. The translator's knowledge of French is not deep - he not only repeats, but also multiplies the mistakes of du Riet.

After a few years, Du Rie's work is being translated into Russian again, but more carefully. The work was performed, as historians suggest, Peter Postnikov is a Russian diplomatic agent in Paris, a doctor at the University of Padua. But this work also explains little in Muslim customs and practices. There is no confidence in this book among the sovereign’s entourage, but the subject deserves to be looked into. Peter I orders another translation of the Koran to his comrade-in-arms, the Moldavian prince Dmitry Cantemir. In his youth, Cantemir spent several years in Turkey (was a hostage), is familiar with the local order, knows a little eastern languages. Peter instructs him to set out in detail the contents of the Qur'an and to compile a life story of the Prophet Muhammad.

Peter I’s attempt to build a new city on the Caspian Sea coast, Astrabad, a place to trade with Bukhara, India and other Eastern countries, ended in failure. An expedition sent for this purpose in the 1716 year was looted by Khivans. Its commander, captain of the Life Guard regiment of the Preobrazhensky regiment, Prince Alexander Bekovich-Cherkassky, was beheaded. The Khiva Khan sent Bekovich’s head as a gift to the Bukhara Khan, and the death of the prince became a saying (“disappeared as Bekovich”).
Author:
7 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Aleksandr72
    Aleksandr72 April 18 2015 12: 35
    +3
    Very interesting and informative. I never heard that the Koran was first translated into Russian under Peter the Great. I always believed that this happened much earlier. Purely logical - Russia long before Peter 1 had close contacts with Vostokomi because the religion of its eastern neighbors did not interest the rulers and the circles close to them in Russia (from the time of Kiev and to Alexei Mikhailovich Romanov inclusively) I personally am very surprised. Although there may be those who were interested in this, they simply knew the Arabic language and could read the Holy Quran in the original language and they did not need a translation. But this is just a hypothesis that has the right to exist.
    I have the honor.
  2. vanavatny
    vanavatny April 18 2015 13: 25
    0
    there were a lot of interesting things long before Peter and before the trouble ...
  3. padonok.71
    padonok.71 April 18 2015 16: 26
    +4
    Oh, such articles touched me, they say, but before Petrusha it was! ... and we didn’t have a fleet, and the army wasn’t the army, but it was a herd, and we didn’t shave our beards, we don’t wear dresses in German style ... now it turns out and they didn’t know the Koran ... They lived side by side with the Tatars for centuries, went to the Horde as if to their own home, carried on trade with the Arabs, but you didn’t know the Koran. They decorated weapons and armor with suras, they wrote their names in the manner of the Muslim world, but what was done there during the time of Michael’s prayers in Moscow (it’s not true, the Muslim travelers wrote with errors), and they didn’t know what the Koran was ... Thank you Petrusha for even opening his eyes to us.
    1. Nagaibak
      Nagaibak April 18 2015 21: 00
      0
      padonok.71 "and we didn't have a fleet, and the army was not an army, but a herd."
      And whom did our army defeat in the middle of the 17th century? Poles were busy ... yes. And the Swedes in the 30-year war hollowed out the best European armies. Tell me, was the weak Swedish army? Peter then broke them. And I would like to know more about the fleet.)))) Which fleet consisted of Kochi?
  4. Pavel Gusterin
    Pavel Gusterin April 18 2015 17: 37
    +1
    You can compare ...

    http://islam-info.ru/koran/1582-petr-postnikov-i-ego-perevod-korana.html
  5. Jääkorppi
    Jääkorppi April 18 2015 23: 41
    +2
    And they learned about the Muslim religion only under Peter, to lose their minds, and before that there was neither the Khazars, nor the Tatars, nor the Caucasus, nor Siberia! Minus! Here there is a place to be a printed edition of the translation of the Koran, and this is what you need to write about, and not speculate!
  6. воронов
    воронов April 19 2015 20: 07
    0
    Quote: JääKorppi
    And they learned about the Muslim religion only under Peter, to go crazy, and before that there was not the Khazars,

    The state religion of the Khazar Khaganate was Judaism.

Пётр I и «восточный вопрос». К З00-летию перевода Корана на русский язык

Пётр I и «восточный вопрос». К З00-летию перевода Корана на русский язык


Годы правления императора Петра I стали временем, когда в русле восточной политики России началось более или менее систематическое изучение мусульманского Востока, перевод и изучение Корана. По приказу Петра I в 1715 году был сделан первый перевод Корана на русский язык с французского перевода Андре дю Рие. В 1716 году он был издан в Санкт-Петербурге под названием «Алкоран о Магомете, или Закон турецкий». Кем именно выполнен перевод, точно неизвестно, авторство приписывали и Петру Посникову, и Дмитрию Кантемиру.

Самобытная особенность XVIII века — быстрота перемен, происходящих по преимуществу сверху, с высоты императорского престола. Петровская реформа делит Русь на две части. Первая — дворяне, вторая — все остальные. Общий язык между теми и теми и в прямом смысле слова, и в переносном, теряется. Дворянство вдруг начало говорить по-французски, оставляя русский язык черни. В чем-то это была измена своему языку, своей культуре, своему народу, но измена как бы не окончательная, «офранцузивание» не бесповоротное — не измена своему духу и вере, ибо двуязычие не вело к утрате родного языка, и на каком бы, в сущности, языке дворяне не говорили, они оставались русским по психологии и складу ума. Хотя…


Неожиданным последствием этой половинчатой измены стало появление типа «кающегося дворянина», но тоже, «как бы кающегося», но не совсем… Просвещение и рабство в петровскую эпоху находятся друг от друга на таком огромном расстоянии, что как будто бы друг другу и не мешают. Академия и подушная подать, школы и рекрутчина, календари, грамматики, учебники, переводы и право помещика ссылать крестьян в Сибирь, гордость палача за умение одним ударом кнута перебить хребет… Цивилизация и рабство — все в одном клубке, все в одном быту, в одной жизни. Все переплелось. Россия…

Издания петровской эпохи выходят огромными тиражами, через сто лет будут печатать уже в десять раз меньше. Что с того, что многие из книг так и сгниют в лабазах, даже если ничтожная часть их них найдет читателя, издание уже оправданно! Петровское просвещение производится либо силком, либо к знаниям заманивают, как в кунсткамеру (по уставу кунсткамеры каждому посетителю наливают чарку водки — лишь бы зашел!). Как бы то ни было, но число мануфактур за царствование Петра выросло в семь раз. Со своим производством 10-и миллионов пудов чугуна ежегодно Россия выходит к концу XVIII столетия на первое место в мире. Русская телега, умелым кнутом погоняемая, несется быстрее английского паровичка!

Идет общий рост культуры. Через прорубленное Петром окно в Европу пошел воздух одновременно и живительный, и едкий. Россия берет уроки Вольтера. Образованные люди становятся способны к беспощадному самоанализу. Однако новые знания и впечатления идут не только со стороны Европы, но и с Востока. Возникает стремление сравнивать себя и с относительно близким соседом, и с дальней малопонятной душой.

Петр становится первым из русских государей, кто изучающе вглядывается в мусульманские лица, пытается осмыслить незнакомый культурный облик, основы чужой и во многом чуждой нравственности и веры. Это стремление сначала невнятно, но оно нарастает.

Пётр I и «восточный вопрос». К З00-летию перевода Корана на русский язык


Именно войны с мусульманской Турцией заставляют наблюдать за противником пристально. С небольших открытий начинается вдумчивое вглядывание русской образованности в людей ислама. Источники сведений первоначально туманны. Это переводы с греческого, латинского и польского языков религиозных трактатов и исторических хроник. Все они без исключения содержат искаженные сведения об исламе, о Коране и пророке Мухаммеде, но именно эти басни заполняют собой исторические труды на русском языке.

Нужно сказать, первое сочинение, специально посвященное Корану, вышло в России еще в 1683 году. В Чернигове был напечатан составленный на польском языке ректором Киево-Могилянской коллегии Иоанникием Галятовским трактат «Alkoran Macometov…», посвященный царевичам Иоанну и Петру, будущему русскому императору. Русский перевод выполнен Посольским приказом. Книга не содержит подлинных коранических цитат, показывает полное незнакомство автора с содержанием Корана.

Однако, на основе фантазий и домыслов, а они Петру и его окружению очевидны, невозможно принимать государственные решения, нельзя строить долговременные отношения с восточным миром. И тогда по приказу царя начинается сбор сведений о мусульманских древностях.

Пётр I и «восточный вопрос». К З00-летию перевода Корана на русский язык

Мечеть, минарет и мавзолей в древних Булгарах. Из книги П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи», 1773 г.

В 1712 году по специальному указу царя в Поволжье, туда, где стоят развалины древнего Булгара и где его правителями был принят ислам (см. "Посольство в страну тюрок, булгар и русов"), едет дьяк Андрей Михайлов. Ему предстоит выделить земли для православного Успенского монастыря, а также обследовать древний Булгар, фундаменты и остатки строений. Дьяк сообщает, что место это еще царем Федором Алексеевичем было любимо и почитаемо. Изучив документы, царь Петр решает, что служащему в Казани преосвященному архиерею Иосафу следует именоваться впредь митрополитом Казанским и Булгарским, а во время Персидского похода, царь лично посещает и осматривает остатки древнего города. Позже из Астрахани Петр I шлет казанскому губернатору указ о восстановлении построек Булгара, а само городище требует тщательно обследовать, древности изучить и описать.

Пётр I и «восточный вопрос». К З00-летию перевода Корана на русский язык

Архитектурные чертежи развалин древних Булгар. Сняты с натуры в 1827 г. Архитектор А. Шмитов

Сведения о восстановлении памятников сохранились в бумагах «Кабинета Петра I», в записке под названием «Ведение о полатном Болгарском строении». По царскому указу в Булгар были направлены подполковник казанского гарнизонного полка Никон Савенков и геодезист Иван Крапивин, которые провели обмер и описание городища. Через переводчиков были опрошены местные абызы и муллы, собраны предания о том, что находилось на месте Булгарского городища раньше. Стало известно, что «каменный замок» внутри Замашного вала ранее был мечетью. Главный «мечетенный признак» — минарет — «столп высокой, оной зоветца мунара». Здесь же, неподалеку, два старинных мусульманского кладбища, отдельно для мужчин и для женщин.

Благодаря предпринятым по приказу Петра изысканиям, до нас дошло содержание надписей на надгробных памятниках, которые были в то время доступны для прочтения (сегодня многие утрачены). Вскоре под наблюдением комиссара Михаила Молостова на городище начались раскопки. Найдены «зерцало судейское с подписью арабской», «серебряные арабские копейки», «два перстня золотых», «бляха золотая с сканью» и «кувшин персидской глиняной о двух ручках».

Это были первые в российской истории целенаправленные археологические исследования мусульманских древностей.

В Петербурге в 1716 году печатается первый перевод Корана на русский язык, сделанный не с арабского оригинала, а с французского перевода Андре дю Рие, о котором историк П.П. Пекарский дает следующие сведения: «Француз Дю-Рие, бывши некоторое время консулом в Египте, выучился арабскому языку и перевел на франц. Алкоран, но не весьма верно». Полное название — «Алкоран о Магомете или закон турецкий переведенный с французскаго языка на российский. Напечатася повелением Царскаго величества в Санктпитербургской Типографии 1716 году, в Месяце Декемврии».

Пётр I и «восточный вопрос». К З00-летию перевода Корана на русский язык

Первая страница книги «Алкоран о Магомете, или Закон турецкий»

Перевод был издан, вероятно, в связи с подготовкой к Персидскому походу, поскольку по времени совпадает с работой экспедиций князя Александра Бековича-Черкасского по изучению Каспийского моря в 1714-1715 годах. Переводчик на русский язык неизвестен, вероятнее всего это Петр Васильевич Постников, но единства мнений как по авторству, как и по времени перевода нет. Возможно, перевод был сделан ранее 1715 года. Знание французского языка у переводчика неглубокое, — он не только повторяет, но и умножает ошибки дю Рие.

Через несколько лет труд дю Рие вновь переводится на русский язык, но уже более тщательно. Работу выполнил, как предполагают историки, Петр Постников — русский дипломатический агент в Париже, доктор Падуанского университета. Но и эта работа мало что объясняет в мусульманских обычаях и порядках. В окружении государя доверия к этой книге нет, предмет же заслуживает того, чтобы в нем разобраться. Петр I поручает сделать еще один перевод Корана своему соратнику, молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. В юности Кантемир несколько лет провел в Турции (был заложником), знаком с тамошними порядками, немного знает восточные языки. Петр поручает ему подробно изложить содержание Корана и составить жизнеописание пророка Мухаммеда.

Попытка Петра I построить на побережье Каспийского моря новый город Астрабад, место для торговли с Бухарой, Индией и другими государствами Востока, закончилась неудачей. Экспедиция, отправленная для этих целей в 1716 году, была разграблена хивинцами. Командир ее, капитан лейб-гвардии Преображенского полка князь Александр Бекович-Черкасский, был обезглавлен. Голову Бековича хивинский хан отправил в дар бухарскому хану, а гибель князя стала поговоркой («пропал как Бекович»).
Автор: Сергей Синенко, Уфа


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 7
  1. Александр72 18 апреля 2015 12:35
    Очень интересно и познавательно. Никогда не слышал о том, что Коран впервые был переведн на русский язык при Петре Великом. Всегда считал, что это произошло гораздо раньше. Чисто логически - Русь задолго до Петра 1 имела тесные контакты с Востокоми то, что религия восточных соседей не заинтересовала правителей и близкие к ним круги на Руси (со времен Киевской и до Алексея Михайловича Романова включительно) у меня лично вызывает большое удивление. Хотя может быть те, кто имел в этом интерес, попросту владели арабским языком и могли читать Священный Коран на языке оригинала и им перевод не требовался. Но это всего лишь гипотеза, имеющая право на существование.
    Честь имею.
  2. ваняватный 18 апреля 2015 13:25
    много интересного было и задолго до петра и до смуты...
  3. padonok.71 18 апреля 2015 16:26
    Ох умиляют меня такие статейки, мол а вот до Петруши то!... и флота у нас не было, и армия то не армия была, а так - стадо, и бороды не брили, платья немецкогу фасону не носили... теперь оказывается и Корана не ведали... Бок о бок столетиями с татарами жили, в Орду, как к себе домой, ходили, с арабами торговлю вели, а вот подижь ты, Корана не знали. Сурами из него оружие и доспехи украшали, имена свои мастера на манер мусульманского мира писали, да что там, при Михаиле намазы в Москве проводили (плохо правда, с ошибками о чем путешественники-мусульмане писали), а что такое Коран не ведали.... Спасибо Петруши что хоть он глаза нам сиволапым открыл.
    padonok.71
    1. Нагайбак 18 апреля 2015 21:00
      padonok.71" и флота у нас не было, и армия то не армия была, а так - стадо."
      И кого же наша армия победила в середине 17 века? С поляками возились...это да. А шведы в 30- летнюю войну долбили лучшие европейские армии. Скажите слабая шведская армия была? Их то Петр и разбил. И про флот хотелось бы поподробнее.)))) Из кочей состоял флот то?
  4. Павел Густерин 18 апреля 2015 17:37
    Можно сравнить...

    http://islam-info.ru/koran/1582-petr-postnikov-i-ego-perevod-korana.html
  5. JääKorppi 18 апреля 2015 23:41
    И о мусульманской религии узнали только при Петре, с ума сойти, а до этого не было ни Хазар, ни татар, ни Кавказа, ни Сибири! Минус! Здесь имеет место быть печатное издание перевода Корана, вот об этом и надо писать, а не домыслами заниматься!
  6. voronov 19 апреля 2015 20:07
    Цитата: JääKorppi
    И о мусульманской религии узнали только при Петре, с ума сойти, а до этого не было ни Хазар,

    Государственной религией Хазарского каганата был Иудаизм.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня