Military Review

Jumping bomb

15
Jumping bomb



The idea of ​​a bomb jumping over water, like a pebble, came up with the English engineer and aircraft designer Sir Barnes Wallis during the Second World War, in 1942-1943. To crush the military power of Germany, the Allies needed to destroy its heavy industry, which worked mainly for the army. The main armory The Nazi workshop was the Ruhr Industrial District. Military plants were supplied with water and electricity from several reservoirs. And if their dams are destroyed, the plants will stand up, because, for example, to produce tons of steel it is necessary to spend seven tons of water. In addition, floods caused by the breakthrough of dams will flood settlements downstream, wash out roads and bridges, damage communication lines and cause significant damage to agriculture.

The dams were earthen mounds reinforced with concrete and more than 10 meters thick. To destroy such a structure, it is necessary to expend 30 tons of explosives. No bomber of that time could not lift a bomb of such weight. However, the calculations showed that if the charge is placed from the pressure side of the dam at a certain depth, its value can be reduced to 5 tons (a shock wave in the water will increase the effect of the explosion several times). But how to deliver the charge to the right place? Ordinary bombs were not suitable because of the low accuracy of bombing, and dams are well protected from torpedoes by anti-torpedo networks.





It was here that Wallis came up with: it was necessary to force the bomb to get to the desired point of the dam on the surface of the water under its own power, that is, at the expense of a ricochet. Perhaps this idea occurred to him during the launching of "pancakes" - they say he often amused himself with this with his grandchildren. Whether he studied the phenomenon of "pancakes" from a scientific point of view, we do not know - his work is still kept secret by the British military department. The Wallis project consisted of the following: to hang a cylindrical bomb under the plane across the fuselage, unwind the cylinder around its axis to a certain speed, and then drop the bomb from a low altitude at some distance from the target, so that the bomb independently “jumps” to it. Hitting the dam, the bomb had to roll down its wall under the water to the required depth, where the hydrostatic fuse would work. The rotation of the bomb provided it with stability after discharge due to the gyroscopic effect. The direction of rotation was chosen so that, firstly, to reduce the friction of the bomb on the water, and secondly, so that in the event of a bomb dropping onto the parapet of the dam, it would slide back to its pressure side.

At first, the Wallis project did not arouse enthusiasm among the British leadership, but after a series of experiments, the attitude towards it changed dramatically, and by the spring of 1943, the rotational bomb entered service with the 617 st squadron. It was a cylinder with a diameter of 124 centimeter, a length of about one and a half meters and a total weight of 4200 kilograms (explosives weighed about 3 tons). The cylinder spun up to about 500 revolutions per minute. The hit of two such bombs should have been enough to break the dam.

Preliminary calculations showed that the bomb must be dropped at a speed of 345 km / h from a height of 18,5 meters at a distance of 390 meters to the target. Complying with such harsh conditions seemed almost impossible. Conventional means - barometric or radio altimeters, as well as bomb sights - were unsuitable: the flight altitude was too low. However, the solution was still found, with a simple and witty. To control the height of the aircraft installed two searchlights. The first searchlight, mounted on the nose of the aircraft, shone vertically downwards, the second, on its tail, at an angle to the vertical. Rays of searchlights intersected at a distance 18,5 meter. The pilot had to lead the aircraft so that the spots from the spotlights on the surface of the water merged. The distance to the dam was determined using the simplest range finder, and two towers located on the dam crest just in the middle were used as a reference point (the distance between them was measured by aerial photographs). The range finder was a plywood triangle, in one of the peaks of which an eye was installed, and in the other two there were studs hammered in such a way that when looking through the eye of the turret and the studs coincided exactly in the place where the bomb had to be dropped.

The attack was carried out at night 16 May 1943. As a result of the bombing, two large dams were broken through, two more were seriously damaged. As a result of the devastation of reservoirs and devastating floods, industrial production in the Ruhr fell by a third for several months, normalized water consumption was introduced. The German economy suffered serious damage, which affected the results of the Wehrmacht hostilities. True, the British’s losses during the bombing were enormous: 19 did not return from the 9 aircraft, and 133 pilots died from the 56 crew. But in general, the operation was recognized successful.

A jumping bomb was created to solve a specific problem - the destruction of dams, it was simply not suitable for anything else. That is why in literature it is most often called Dam Buster (dam destroyer). In addition, Wallis actually created a “disposable” weapon, the re-use of which was very problematic: knowing about the threat, the enemy could reduce its effectiveness to zero by simple measures (for example, put barrage balloons or add anti-aircraft machine guns). Nevertheless, the destruction of dams with bombs entered into history as one of the most original and witty operations conducted by the British army during the Second World War.
15 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. kind
    kind 13 July 2013 07: 40 New
    +3
    A jumping bomb was created to solve a specific problem - the destruction of dams, it was simply not suitable for anything else.

    This is exactly the case when the end justified the means.
  2. erg
    erg 13 July 2013 08: 04 New
    +2
    The idea of ​​bouncing water bombs was also used by ours. When attacking German ships, pilots dropped bombs while walking at low altitude at some distance from the ship. The bomb ricocheted from the water and hit the side of the ship. This method is captured on the footage of a military newsreel. But how the guidance was carried out, what instruments our pilots used, I do not know. Can anyone have relevant materials on this topic?
    1. Lankov Victor
      Lankov Victor 13 July 2013 11: 10 New
      +4
      Уважаемый эрг, наберите в поисковике "топмачтовик" или "топмачтовое бомбометание"
      1. erg
        erg 13 July 2013 18: 49 New
        0
        Thanks for the help, I already used it. I’m interested in specific things: bombing instructions, technical documents, etc. Maybe something is laid out somewhere?
    2. The comment was deleted.
    3. Alex 241
      Alex 241 5 September 2013 17: 31 New
      0
      http://www.rkka.ru/analys/top/main.htm
  3. Stas57
    Stas57 13 July 2013 08: 21 New
    +1
    both the idea itself and the history of its application are very interesting.
    http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2000_02/p3.php
    here are animated usage patterns
    http://www.vonovke.ru/s/pryigayuschaya_bomba_-_dostavka_i_ispolzovanie_bombyi
  4. vanya
    vanya 13 July 2013 10: 34 New
    +4
    the factories were mainly owned by Americans - it was impossible to destroy them, I had to look for other methods.
  5. il grand casino
    il grand casino 13 July 2013 12: 10 New
    +2
    I was at Möhnensee, where platinum was blown up. Good platinum, beautiful. And most importantly, how much water. for 60 km. four-meter wave was after the collapse
  6. igordok
    igordok 13 July 2013 14: 09 New
    +1
    Всё гениальное просто. И принцип бомбометания, и "высотомер".
  7. knn54
    knn54 13 July 2013 18: 00 New
    +3
    Not quite on the topic.
    The "rubber / jumping" Yankees bomb is ... a solid hollow ball filled with solid rocket fuel and having one exhaust hole. In case of fuel ignition, hot gases escape through this hole and the ball starts to rush around the room with terrible force, bouncing off the walls and crushing the enemy’s manpower, furniture ... It is officially called the “Kinetic fireball incendiary munition”. And if briefly and informally, then, probably, “kinetic fireball“ - United States Patent 7278356.
    It is assumed that this weapon will be used against bunkers and underground storages with weapons of mass destruction. A conventional bomb with explosives can lead to the release and contamination of the area with the remnants of weapons of mass destruction (biological, chemical or nuclear). While a pack of “rubber bombs”, lowered into the ventilation shaft, can effectively neutralize both manpower and equipment, without devastating consequences outside the bunker. Moving randomly, the bomb quickly sweeps the entire room with its impact, and a flaming combustible substance, in a matter of seconds, glows and burns everything around ...
    1. Aryan
      Aryan 13 July 2013 23: 12 New
      -1
      it's like farting into the chimney ... wassat
  8. Partizanov
    Partizanov 26 July 2013 13: 18 New
    0
    Or an explosive packet in the stove pipe in a field camp. I with a friend Igor in ZabVO in winter at the field exit to the boss’s trailer sent a surprise through the pipe. And he, a goat, climbed on the coals of the stove at that time to light ... I still see the flash and the boss , which rolls with a bun, and yells like Mowgli ... This is unforgettable !!!
  9. Black Colonel
    Black Colonel 5 September 2013 17: 24 New
    0
    I liked the witty decisions on the altimeter and the range finder on the target. It seems that this guy (Wallis) in Russia has grown. yes
    1. Alex 241
      Alex 241 5 September 2013 17: 35 New
      0
      bouncing bomb
  10. magirus2000
    magirus2000 20 November 2014 08: 46 New
    0
    Как то на Дискавери попался фильм на эту тему. Проводили эксперимент- с раритетного "Ланкастера" сбрасывали макет вращающейся бомбы. Очень впечатлило.
    And the Germans conducted experiments with a jumping disk-shaped bomb. But things didn’t go further than experiments.

Прыгающая бомба

Прыгающая бомба


Идея бомбы, прыгающей по воде, подобно камешку, пришла в голову английскому инженеру и авиаконструктору сэру Барнсу Уоллису в годы Второй мировой войны, в 1942—1943 годах. Чтобы сокрушить военную мощь Германии, союзникам требовалось разрушить ее тяжелую промышленность, работавшую в основном на армию. Главной оружейной мастерской нацистов был Рурский индустриальный район. Военные заводы снабжались водой и электроэнергией из нескольких водохранилищ. И если разрушить их плотины, заводы встанут, поскольку, например, для выплавки тонны стали необходимо затратить семь тонн воды. Кроме того, наводнения, вызванные прорывом плотин, затопят населенные пункты вниз по течению, размоют дороги и мосты, повредят линии связи и нанесут заметный ущерб сельскому хозяйству.

Плотины представляли собой укрепленные бетоном земляные насыпи толщиной более 10 метров. Чтобы разрушить такое сооружение, необходимо затратить 30 тонн взрывчатки. Ни один бомбардировщик того времени не мог поднять бомбу такого веса. Однако расчеты показали: если поместить заряд с напорной стороны дамбы на определенной глубине, его величину можно уменьшить до 5 тонн (ударная волна в воде усилит эффект от взрыва в несколько раз). Но как доставить заряд в нужное место? Обычные бомбы не годились из-за малой точности бомбометания, а от торпед дамбы надежно защищены противоторпедными сетями.


Прыгающая бомба

Прыгающая бомба

Прыгающая бомба


Вот тут-то Уоллиса и осенило: надо заставить бомбу добираться до нужной точки дамбы по поверхности воды своим ходом, то есть за счет рикошета. Возможно, эта идея пришла ему в голову во время пускания «блинчиков» — говорят, он не раз забавлялся этим вместе со своими внуками. Исследовал ли он феномен «блинчиков» с научной точки зрения, мы не знаем — его работы до сих пор засекречены британским военным ведомством. Проект Уоллиса состоял в следующем: подвесить бомбу цилиндрической формы под самолетом поперек фюзеляжа, раскрутить цилиндр вокруг его оси до определенной скорости, а затем сбросить бомбу с малой высоты на некотором расстоянии от цели — так, чтобы бомба самостоятельно до нее «до-прыгала». Ударившись о плотину, бомба должна была скатиться вдоль ее стенки под воду до требуемой глубины, где сработает гидростатический взрыватель. Вращение бомбы обеспечивало ей стабильность после сброса за счет гироскопического эффекта. Направление вращения выбиралось так, чтобы, во-первых, уменьшить трение бомбы о воду, а во-вторых, чтобы в случае вылета бомбы на парапет дамбы она скатилась назад, на ее напорную сторону.

Поначалу проект Уоллиса не вызвал энтузиазма у британского руководства, но после серии опытов отношение к нему резко изменилось, и к весне 1943 года ротационная бомба поступила на вооружение 617-й специальной эскадрильи. Она представляла собой цилиндр диаметром 124 сантиметра, длиной около полутора метров и общим весом 4200 килограммов (взрывчатка весила около 3 тонн). Цилиндр раскручивался примерно до 500 оборотов в минуту. Попадания двух таких бомб должно было хватить для прорыва дамбы.

Предварительные расчеты показали, что бомбу необходимо сбросить при скорости345 км/ч с высоты 18,5 метра на расстоянии 390 метров до цели. Соблюсти такие жесткие условия казалось почти невозможно. Обычные средства — барометрические или радиовысотомеры, а также бомбовые прицелы — не годились: слишком мала высота полета. Однако решение все же нашлось, причем простое и остроумное. Для контроля высоты на самолете установили два прожектора. Первый прожектор, укрепленный на носу самолета, светил вертикально вниз, второй, на его хвосте, — под углом к вертикали. Лучи прожекторов пересекались на расстоянии 18,5 метра. Пилот должен был вести самолет так, чтобы пятна от прожекторов на поверхности воды сливались. Расстояние до дамбы определяли с помощью простейшего дальномера, а в качестве ориентира использовали две башенки, расположенные на гребне дамбы как раз посередине (расстояние между ними измерили по аэрофотоснимкам). Дальномер представлял собой фанерный треугольник, в одной из вершин которого установлен глазок, а в двух других вбиты гвоздики с таким расчетом, чтобы при взгляде через глазок башенки и гвоздики совпадали как раз в месте, где надо сбросить бомбу.

Атаку провели ночью 16 мая 1943 года. В результате бомбардировки удалось прорвать две крупные плотины, еще две получили серьезные повреждения. В результате опустошения водохранилищ и разрушительных наводнений промышленное производство в Руре на несколько месяцев упало на треть, было введено нормированное потребление воды. Экономика Германии понесла серьезный урон, что отразилось на результатах боевых действий вермахта. Правда, и потери британцев в ходе бомбардировки оказались огромными: из 19 самолетов не вернулись 9, а из 133 членов экипажей погибли 56 летчиков. Но в целом операцию признали успешной.

Прыгающую бомбу создали для решения конкретной задачи — разрушения плотин, ни для чего другого она просто не годилась. Вот почему в литературе ее чаще всего называют Dam Buster (разрушитель плотин). Кроме того, Уоллис фактически создал «одноразовое» оружие, повторное применение которого было весьма проблематичным: зная об угрозе, противник мог простейшими мерами свести его эффективность к нулю (например, поставить аэростаты заграждения или добавить зенитных пулеметов). Тем не менее разрушение дамб с помощью прыгающих бомб вошло в историю как одна из наиболее оригинальных и остроумных операций, проведенных британской армией в ходе Второй мировой войны.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 15
  1. Добрый 13 июля 2013 07:40
    Прыгающую бомбу создали для решения конкретной задачи — разрушения плотин, ни для чего другого она просто не годилась.

    Это как раз тот случай, когда цель оправдала средства.
  2. эрг 13 июля 2013 08:04
    Идею рикошета бомбы от воды использовали и наши. При атаке немецких судов, летчики сбрасывали бомбы идя на низкой высоте на некотором расстоянии от судна. Бомба рикошетила от воды и попадала в борт корабля. Этот способ запечетлен на кадрах военной кинохроники. А вот как производилось наведение, какими приборами пользовались наши пилоты, я не в курсе. Может у кого нибудь есть, соответствующие материалы по этой теме?
    1. Ланков Виктор 13 июля 2013 11:10
      Уважаемый эрг, наберите в поисковике "топмачтовик" или "топмачтовое бомбометание"
      1. эрг 13 июля 2013 18:49
        Спасибо за подсказку, этим я уже пользовался. Меня интересуют конкретные вещи: инструкции по бомбометанию, технические документы, ну и т.п. Может где-нибудь что-то выложено?
    2. Комментарий был удален.
    3. алекс 241 5 сентября 2013 17:31
      http://www.rkka.ru/analys/top/main.htm
      алекс 241
  3. стас57 13 июля 2013 08:21
    очень интересна как сама идея, так и история ее применения.
    http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2000_02/p3.php
    тут анимированные схемы использования
    http://www.vonovke.ru/s/pryigayuschaya_bomba_-_dostavka_i_ispolzovanie_bombyi
  4. vanya 13 июля 2013 10:34
    заводы в основном принадлежали амиериканцам - их разрушать было нельзя, пришлось искать другие методы.
  5. il grand casino 13 июля 2013 12:10
    Был я на Möhnensee, где взорвали платину. Хорошая платина, красивая. А главное сколько воды. на 60 км. четырехметровая волна шла после обрушения
  6. igordok 13 июля 2013 14:09
    Всё гениальное просто. И принцип бомбометания, и "высотомер".
  7. knn54 13 июля 2013 18:00
    Не совсем по теме.
    «Резиновая/прыгающая» бомба янкесов-…прочный полый шар, заполненный твердым ракетным топливом, и имеющий одно выхлопное отверстие. В случае воспламенения топлива раскаленные газы выходят через это отверстие и шар начинает со страшной силой носиться по помещению, отскакивая от стен и сокрушая живую силу противника, мебель … Официально она называется “Kinetic fireball incendiary munition”. А если кратко и неофициально, то, наверно, “kinetic fireball“- United States Patent 7278356.
    Предполагается, что данное оружие будет использоваться против бункеров и подземных хранилищ с оружием массового поражения. Обычная бомба с взрывчаткой может привести к выбросу и загрязнению местности остатками оружия массового поражения (биологического, химического или атомного). В то время как пачка “резиновых бомб”, спущенная в шахту вентиляции, способна эффективно нейтрализовать и живую силу, и оборудование, без разрушительных последствий за пределами бункера. Хаотически двигаясь, бомба быстро охватывает своим воздействием все помещение, а пылающее горючее вещество, в считанные секунды раскалит и сожжет все вокруг…
    1. Ариец 13 июля 2013 23:12
      это как пернуть в дымоход... wassat
  8. Партизанов 26 июля 2013 13:18
    Или взрывпакет в трубу печки в полевом лагере.Я с другом Игорем в ЗабВО зимой на полевом выходе в вагончик шефа запуститил через трубу сюрприз.А он ,козлик,полез в это время от угольков печки прикурить...До сих пору вижу вспышку и шефа,который колобком катиться с вагончика и орёт как Маугли...Это незабываемо!!!
  9. Чёрный Полковник 5 сентября 2013 17:24
    Понравились остроумные решения по высотомеру и дальномеру по цели. Такое впечатление, что этот парень (Уоллис) в России вырос. yes
    1. алекс 241 5 сентября 2013 17:35
      bouncing bomb
      алекс 241
  10. magirus2000 20 ноября 2014 08:46
    Как то на Дискавери попался фильм на эту тему. Проводили эксперимент- с раритетного "Ланкастера" сбрасывали макет вращающейся бомбы. Очень впечатлило.
    А немцы проводили опыты с прыгающей дискообразной бомбой. Но вроде дальше опытов дело не пошло.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня