Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

История французских БА, как и история БА английских, началась задолго до событий «Великой войны». Первый французский броневик выкатился с завода в 1905 году, как раз тогда, когда появился и австрийский БА «Даймлер» с куполообразной башней. Выпустила его фирма «Шарон», и это был как раз тот самый «бронеавтомобиль Накашидзе», о котором на «Военном обозрении» уже подробно сообщалось (http://topwar.ru/39668-russkie-broneviki-v-boyu-chast-1-pervye-shagi.html). То есть делали его французы, но техническое задание составил именно наш славный есаул, погибший не в бою, а при покушении на министра Столыпина у него на даче. В западных исторических источниках сообщалось, что «некоторые из них (возможно, только один) использовались в ходе революционных беспорядков в России для усмирения толпы» — такая вот информационная формулировка. И это, кроме технических подробностей, все, что зарубежные читатели могут об этом узнать. В российском журнале «Нива» были очень интересные фото этого БА, но лучше М. Коломийца об этой машине все равно никто не расскажет, поэтому мне хочется всех заинтересовавшихся отослать к его работам, а здесь речь пойдет опять-таки о том, что пишет о французских БА зарубежная военно-историческая литература.

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Франко-русский «БА Накашидзе» на обложке американского журнала. Апрель 1906 года

Казалось бы, Франция — родина «Рено», «Пежо» и «Ситроена» — с началом войны должна была стать лидером в создании броневых автомобилей, а все остальные должны были ей подражать, но… ничего такого не произошло. То есть выпуск БА компания «Рено» начала. Более того, этот концерн в местечке Бийанкуре под Парижем выпустил примерно одну пятую часть всех легковых автомобилей, произведенных во Франции в 1914 г., и это создало хорошую базу для их выпуска. Но вот можно ли было считать их такими уж совершенными? Самым первым от армии был заказ на 100 бронированных машин. И машины были сделаны, но представляли они собой по сути дела самую настоящую импровизацию: бронированный кузов оснащался креплением пулемета на стойке за щитом и… все! Характерной особенностью этих БА было расположение воздухозаборников радиатора, но каких-то особенных дизайнерских изысков у этих машин не наблюдалось! В общем, БА оказался убогим, хотя справедливости ради можно сказать, что были машины как с пулеметом, так и с 37-мм орудием. Щиток был не плоский, а V-образный, то есть давал большую защиту, чем такие же щитки на американских БА. Колеса, например, имели деревянные спицы (!), и это на «орудии войны». Вес «авто» достигал 4 тонн. Мощность двигателя — всего 16 л.с. Скорость — 45 км/ч. Толщина брони — 5 мм. Экипаж — 3 человека. Но в условиях позиционной войны зачем вообще были нужны даже такие бронеавтомобили?


Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Бронеавтомобиль «Рено» образца 1914 года: вид спереди

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Бронеавтомобиль «Рено» образца 1914 года: вид сбоку

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Бронеавтомобиль «Рено» образца 1914 года: вид сзади

Франция закончила войну, имея только 39 броневиков этого типа, так что очевидно, что в боях они все-таки применялись, причем довольно активно. Но свое собственное шасси французам не понравилось, и с конца 1915 года они начали строить свои БА на шасси американских грузовиков «Уайт».

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Бронеавтомобиль «Рено» с 47-мм пушкой «Гочкис». Обращает на себя внимание коробчатой формы броневой щит пушки в кузове БА и сама конструкция автомобиля, не позволяющая ему вести огонь вперед. Только назад и в стороны.

Тогда же на шасси 2,5-тонного грузовика «Рено» с шинами из литой резины был сделан бронеавтомобиль «Autocanon», вооруженный 47-мм орудием. Первые прототипы были завершены к концу января 1915 года. Испытания показали, что этот бронированный автомобиль был слишком тяжелым, а скорость слишком мала, поэтому было изготовлено всего четыре такие машины. Считалось, что они смогут атаковать любую цель… в тылу своих войск, то есть противодействовать прорыву обороны. Но опять-таки для этой цели 47-мм пушка была слишком слаба.

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Бронеавтомобиль на шасси «Уайт». Обращает на себя внимание странного профиля двухместная башня, имеющая многочисленные амбразуры для стрельбы из личного оружия и наблюдения. Пушка все та же, что и на танке «Рено» FT-17 — 37-мм системы Пюто.

И совсем недаром уже в 1915 году, когда во Францию приехали автомашина «Уайт» из Кливленда, штат Огайо, именно на их основе были сделаны первые двадцать более или менее приемлемых башенных броневиков! Мотор четырехцилиндровый с водяным охлаждением, привод на задние колеса, имелся дубликат рулевого управления, то есть эти машины были приспособлены для движения задним ходом в чрезвычайной ситуации. Максимальная скорость этого 6-тонного БА была 45 км/ч. Радиус действия был около 250 км.

Нормальный экипаж состоял из четырех человек, а вооружение — из одной 37-мм пушки и одного пулемета «Гочкис». Особенностью конструкции машины было то, что пушка в башне смотрела в одну сторону, а вот пулемет — в противоположную. То есть одновременно стрелять по одной цели из пушки или пулемета было в принципе невозможно. Для этого требовалось развернуть башню на 180 градусов! Башня была обильно снабжена смотровыми портами, но на этом ее преимущества и заканчивались. И опять-таки самый главный вопрос: а зачем такой дизайн? Какие он дает реальные преимущества? Никаких! Только затрудняет маневр огнем! И ведь можно было бы поставить «спарку» из пулемета (пусть даже и такого ужасно неуклюжего, как «Гочкис») и пушки, чтобы не тратить время на ее поворот!

К концу Первой мировой войны французская армия имела не менее 205 броневиков этого типа, что более чем в три раза превышает общий показатель по бронеавтомобилям «Рено» и «Пежо». Получается, что, создав лучший легкий танк Первой мировой войны, инженеры этой же фирмы не сумели сделать достойный подражания БА. Ведь недаром броневики «Уайт» использовались только во французской (правда, вплоть до Второй мировой и даже в ее годы!) и еще в бразильской армии в 20-е годы ХХ века.

В Германии перед войной были и автомобили, и свои автомобильные фирмы. Первые БА, правда, пока еще очень примитивные, полностью открытые сверху, появились там в 1905-06 гг. Но в серию они не пошли. Поэтому можно сказать без преувеличения, что война их также застала врасплох, как и всех остальных. В первые месяцы ее войны противники относительно быстро наладили выпуск своих БА, с фронта поступили сигналы и немцы нехотя принялись догонять. Был организован конкурс трех фирм: «Даймлер», «Эрхард» и «Бюссинг». «Бюссинг» выпустил свой БА уже в 1915 году, и так уж получилось, что это была просто огромная машина — 9,5 метра в длину и весом 10,2 тонны. При этом автомобиль был оснащен 6-цилиндровым мотором, который обеспечивал ему максимальную скорость в 35 км/ч. На машине стояли 3 пулемета MGS, а вот экипаж у нее был не менее чем из девяти человек. Как и «Эрхардт», этот БА, получивший обозначение А5Р, был построен в минимальном количестве экземпляров (сколько точно — английские историки спорят с немецкими до сих пор!), однако их использовали на Восточном фронте, например в Румынии в 1916 году и в 1918 году — на Украине.

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

БА фирмы «Бюссинг»

Кончилось все это соперничество тем, что заказ от армии получила фирма «Эрхардт», а первые двенадцать бронированных автомобилей Эрхард Е-В/4 были построены в 1917 году. Более двадцати «Эрхардов» были заказаны в 1917 году. На этих последних БА вес удалось снизить на 1,75 тонн. Фары были заключены в бронированные коробки. Задние колеса также были прикрыты броней. Радиоаппарат, стоявший на первых машинах, убрали, так как во время движения он работать не мог, а места внутри занимал слишком много. Экипаж машины стоял из 10 человек. Вес — 7,75 т. Толщина брони — 9 мм. Машина имела несколько оригинальных технических решений. Например, жалюзи радиатора можно было открыть посредством специальной тяги прямо с места водителя, и двигатель тогда не перегревался. Колеса имели металлические уширения с рельефными грунтозацепами. Когда шина проваливалась в грунт, это уширение не давало колесу провалиться еще глубже и обеспечивало хорошее взаимодействие с ним.

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

БА «Эрхардт»

Некоторые машины использовались сначала против Румынии в 1917 году, а затем на украинском фронте в 1918 году. После войны еще двадцать машин этого типа были построены в Германии в 1919 году для борьбы против местных инсургентов и союзники ничего против этого не имели. Они были почти идентичны 1917 модели, вот только броня на них была низкого качества, так что машинам периода войны они в защищенности сильно уступали.

Эти машины использовались в ходе так называемых Силезских восстаний в 1919-1921 гг., имевших место в верхней Силезии выступлений поляков против немцев, чтобы присоединить этот регион к Польше. Два польских автомобиля этого типа были либо захвачены в бою, либо переданы полякам французами из Военно-контрольной комиссии. Большинство польских бронемашин при этом имели окраску своих прежних владельцев, но с польскими названиями на бортах и с красно-белым щитком на броне.

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Польский «Эрхардт»

Главной особенностью и одновременно недостатком германских БА было отсутствие вращающейся башни. То есть башня-то на них была, но наглухо прикрепленная к корпусу! Поэтому и в башне, и в корпусе немецких броневиков было так много амбразур и так много пулеметов с таким большим экипажем. Куда надо, туда их и нацеливали, но при этом переносили с одного места на другое!

В любом случае ни французские, ни германские бронеавтомобили не сыграли в Первой мировой войне той роли, которую в ней же сыграли броневики Британии… и России!
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 30
  1. avt 23 апреля 2015 07:56
    Дааа....Наши как то ....по благороднее что ли смотрятся , хотя и на импортном шассии.Ослбенно полугусиничные , вернее с Кегрессом и пушкой.
    avt
    1. cosmos111 23 апреля 2015 17:10
      Цитата: avt
      Ослбенно полугусиничные , вернее с Кегрессом и пушкой.

      колёсно-гусеничные((тема амеровских БА уже была)))НО всё-же...

      колёсно -гусеничные ,на шасси "Ford-T"((на ВО точно не публиковались)))


      инфа с : http://blog.hemmings.com/index.php/2010/07/23/from-three-wheeled-trucks-to-model

      -t-tanks/
      1. Комментарий был удален.
      2. cosmos111 23 апреля 2015 18:53
        ещё редчайшее фото ...полугусеничного БА "Saint Chamond M21 "1917-й год..
        1. cosmos111 23 апреля 2015 19:50
          полугусеничный БА"Saint-Chamond 80 "передние колёса поднимаются,для преодоления проволочных заграждений...

          1. cosmos111 23 апреля 2015 21:39
            прототип немецкого ,колёсно-гусеничного тягача "Benz-Bräuer Kraftprotze " 1917 года...

            1. Nikolaevich I 24 апреля 2015 00:38
              Здорово! На трезвую голову такое не придумаешь!Ну,впрямь готовое учебное пособие для "шушпанциризации" на Украине!
      3. cosmos111 23 апреля 2015 19:07
        Цитата: cosmos111
        колёсно-гусеничные((тема амеровских БА уже была)))НО всё-же...

        из не опубликованных : БА " Мак "1916 год, на основе Мак АВ 2-тонный грузовик и построены для Нью-Йоркской государственной национальной гвардии...
  2. tchoni 23 апреля 2015 08:45
    Вот удивляюсь порой, где люди такие фотки находят. Статье зачет!+
    1. cosmos111 23 апреля 2015 10:15
      Франко-русский «БА Накашидзе» на обложке американского журнала. Апрель 1906 года


      вообщето от франков, там только шасси.....а так читсто Российский прокт(( офицер М. А. Накашидзе спроектировал первый русский броневик в 1905 году, применив практический опыт, полученный во время русско-японской войны.. полностью закрытый бронекорпус, два двигателя и экипаж з-чел, 4-8 мм брони, боевой вес 2,7 тонны, на 360° вращающаяся башенка, скорость 50 км/ч (31 миль / ч) по ровной местности)))
      Накашидзе-Шаррон M1906

      "Армстронг-Withworth "1913 год, построен в 1915 г. на шасси Фиат

      Путиловский "Остин"

      "Путилов- Паккард", с 40 мм (1,27 дюйма) скорострельный пушкой, для поддержки пехоты и ПВО

      Ижорский БА с 40 мм (1,57 дюйма) пушкой
      1. cosmos111 23 апреля 2015 10:28
        продолжим о России((может тароплюсь и будет стаитья о российских БА))))
        как дополнение-продолжим.....

        "Ланчестер" Русская версия была с 37 мм с скорострельной корабельной пушкой


        2-х башеннеый " Армстронг-Withworth "-Фиат, частично построен локально

        БА"Poplavko-Джеффри" ,броня до 16 мм

        "Руссо-Балт- М "броневик

        " Путилов-Гарфорд "
      2. tchoni 23 апреля 2015 10:30
        Вот тащуся я от таких "броневичков". вроде и банка консервная, ни брони, ни оружия ни подвижности, а цепляет... Романтика в них определенно присутствует, наверное потому, что они были первым шагом в неизведанное.
        1. cosmos111 23 апреля 2015 10:41
          Цитата: tchoni
          в них определенно присутствует, наверное потому, что они были первым шагом в неизведанное.

          цепляет -это точно.....ВЫДАЮЩУЮСЯ,бронетехнику создовали,как раз энтузиасты-фанатики((а не "эффективные менеджеры "

          ещё пару строк-О ТОМ ,ЧТО И РУССКИЕ НЕ ЛЫКОМ ШИТЫ!!!!!


          Ижорский 2-х башенный БА шасии-Фиат

          БА "Mgebrov-Benz"

          БА"Mgebrov-White "

          БА"Mgebrov Рено"

          отличные ,современные для своего времени БА!!!!

          PS:и это ,только небольшой обзор,Русских БА....
          1. kalibr 23 апреля 2015 10:51
            Хорошую Вы подборку сделали, просто замечательную. Еще бы фото "Гетмана Сагайдачного". Очень интересная машина. Очень интересный броневик (помимо Гарфорда) прислали к нам в Пензу подавлять белочехов, но об этом статься будет к 25 мая.
            1. cosmos111 23 апреля 2015 13:36
              Цитата: kalibr
              . Еще бы фото "Гетмана Сагайдачного".

              найду выложу...

              вот фотки((не по теме,но не выложить такие уникальные фото-это..))))

              танк(трактор)-плавющий " Christie's" испытание, куба 1923 год

              1. cosmos111 23 апреля 2015 16:58
                и ещё:уникальное видио.... первого шнекового движителя:концепт'Fordson Snow Machine" - 1929 год...
                1. cosmos111 23 апреля 2015 17:28
                  по теме:австро-венгерский БА" Junovicz "1915год
                  1. Комментарий был удален.
                  2. cosmos111 23 апреля 2015 17:51
                    БА " Ehrhardt Panzerkraftwagen -V4" Германия 1917 год...
                    1. RJN 23 апреля 2015 18:34
                      Мне кажется, что путиловский Остин имеет диагональное расположение башен.
                      RJN
                      1. cosmos111 23 апреля 2015 18:46
                        Цитата: RJN
                        Мне кажется, что путиловский Остин имеет диагональное расположение башен.

                        Остин-Путилов..
                        н 1-й серии

                        2-й серии, г. Коломна, июль 1917 год


                        здесь подробно о БА " Остин ": http://derela.republika.pl/austin.htm
                      2. cosmos111 23 апреля 2015 18:58
                        Австрийский БА" Schule Panzerauto"
                      3. cosmos111 23 апреля 2015 19:12
                        и,снова не по теме...НО фотка и мнфа просто ОТПАД:аргентинский бронированный трактор" Yacare" ( крокодил) ,вооружение " Эрликон 20 мм L 70 А."
                      4. cosmos111 23 апреля 2015 19:42
                        Австрийский БА" Daimler Panzerwagen" 1904 года - самый первый башенный ББМ...
                      5. cosmos111 23 апреля 2015 20:29
                        БА Willys-Overland Whippet "Six" Т10" Палмер"
                      6. Комментарий был удален.
                      7. Комментарий был удален.
                      8. cosmos111 23 апреля 2015 21:13
                        тяжёлый БА"Путилов-Гарфорд" шасси, трансмиссия и двигатель от американского грузовика, "Гарфорд" компании из Огайо .
                      9. cosmos111 23 апреля 2015 22:18
                        германский БА Daimler DZVR, Schuposonderwagen -SdKfz.3.
                      10. kalibr 24 апреля 2015 07:31
                        Очень интересная машина - как и другие, что Вы раскопали. Но по ней очень мало материала, так что даже и писать не стал про нее... Может быть Вам повезет больше накопать?
                      11. cosmos111 23 апреля 2015 22:23
                        французкий бронеавтобус “Schneider – Brillíe" model 1909 года
                      12. kalibr 24 апреля 2015 07:32
                        А вот это чудо сражалось даже во время гражданской войны в Испании
                      13. cosmos111 23 апреля 2015 23:53
                        интересные фотки итальянского ' Carro Armato" колесного бронированного автомобиля способного к пересечению траншей разумной глубины...
                        здесь:http://www.darkroastedblend.com/2012/05/strangest-tanks-in-history-part-2-
                        first.html
              2. kalibr 24 апреля 2015 07:27
                Ну последние-то два известны хорошо. Хейгль и другие источники. А вот самое первое фото для меня новость!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня