Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

История французских БА, как и история БА английских, началась задолго до событий «Великой войны». Первый французский броневик выкатился с завода в 1905 году, как раз тогда, когда появился и австрийский БА «Даймлер» с куполообразной башней. Выпустила его фирма «Шарон», и это был как раз тот самый «бронеавтомобиль Накашидзе», о котором на «Военном обозрении» уже подробно сообщалось (http://topwar.ru/39668-russkie-broneviki-v-boyu-chast-1-pervye-shagi.html). То есть делали его французы, но техническое задание составил именно наш славный есаул, погибший не в бою, а при покушении на министра Столыпина у него на даче. В западных исторических источниках сообщалось, что «некоторые из них (возможно, только один) использовались в ходе революционных беспорядков в России для усмирения толпы» — такая вот информационная формулировка. И это, кроме технических подробностей, все, что зарубежные читатели могут об этом узнать. В российском журнале «Нива» были очень интересные фото этого БА, но лучше М. Коломийца об этой машине все равно никто не расскажет, поэтому мне хочется всех заинтересовавшихся отослать к его работам, а здесь речь пойдет опять-таки о том, что пишет о французских БА зарубежная военно-историческая литература.

Французские и германские бронеавтомобили Первой мировой войны

Франко-русский «БА Накашидзе» на обложке американского журнала. Апрель 1906 года


Казалось бы, Франция — родина «Рено», «Пежо» и «Ситроена» — с началом войны должна была стать лидером в создании броневых автомобилей, а все остальные должны были ей подражать, но… ничего такого не произошло. То есть выпуск БА компания «Рено» начала. Более того, этот концерн в местечке Бийанкуре под Парижем выпустил примерно одну пятую часть всех легковых автомобилей, произведенных во Франции в 1914 г., и это создало хорошую базу для их выпуска. Но вот можно ли было считать их такими уж совершенными? Самым первым от армии был заказ на 100 бронированных машин. И машины были сделаны, но представляли они собой по сути дела самую настоящую импровизацию: бронированный кузов оснащался креплением пулемета на стойке за щитом и… все! Характерной особенностью этих БА было расположение воздухозаборников радиатора, но каких-то особенных дизайнерских изысков у этих машин не наблюдалось! В общем, БА оказался убогим, хотя справедливости ради можно сказать, что были машины как с пулеметом, так и с 37-мм орудием. Щиток был не плоский, а V-образный, то есть давал большую защиту, чем такие же щитки на американских БА. Колеса, например, имели деревянные спицы (!), и это на «орудии войны». Вес «авто» достигал 4 тонн. Мощность двигателя — всего 16 л.с. Скорость — 45 км/ч. Толщина брони — 5 мм. Экипаж — 3 человека. Но в условиях позиционной войны зачем вообще были нужны даже такие бронеавтомобили?


Бронеавтомобиль «Рено» образца 1914 года: вид спереди


Бронеавтомобиль «Рено» образца 1914 года: вид сбоку


Бронеавтомобиль «Рено» образца 1914 года: вид сзади

Франция закончила войну, имея только 39 броневиков этого типа, так что очевидно, что в боях они все-таки применялись, причем довольно активно. Но свое собственное шасси французам не понравилось, и с конца 1915 года они начали строить свои БА на шасси американских грузовиков «Уайт».


Бронеавтомобиль «Рено» с 47-мм пушкой «Гочкис». Обращает на себя внимание коробчатой формы броневой щит пушки в кузове БА и сама конструкция автомобиля, не позволяющая ему вести огонь вперед. Только назад и в стороны.

Тогда же на шасси 2,5-тонного грузовика «Рено» с шинами из литой резины был сделан бронеавтомобиль «Autocanon», вооруженный 47-мм орудием. Первые прототипы были завершены к концу января 1915 года. Испытания показали, что этот бронированный автомобиль был слишком тяжелым, а скорость слишком мала, поэтому было изготовлено всего четыре такие машины. Считалось, что они смогут атаковать любую цель… в тылу своих войск, то есть противодействовать прорыву обороны. Но опять-таки для этой цели 47-мм пушка была слишком слаба.


Бронеавтомобиль на шасси «Уайт». Обращает на себя внимание странного профиля двухместная башня, имеющая многочисленные амбразуры для стрельбы из личного оружия и наблюдения. Пушка все та же, что и на танке «Рено» FT-17 — 37-мм системы Пюто.

И совсем недаром уже в 1915 году, когда во Францию приехали автомашина «Уайт» из Кливленда, штат Огайо, именно на их основе были сделаны первые двадцать более или менее приемлемых башенных броневиков! Мотор четырехцилиндровый с водяным охлаждением, привод на задние колеса, имелся дубликат рулевого управления, то есть эти машины были приспособлены для движения задним ходом в чрезвычайной ситуации. Максимальная скорость этого 6-тонного БА была 45 км/ч. Радиус действия был около 250 км.

Нормальный экипаж состоял из четырех человек, а вооружение — из одной 37-мм пушки и одного пулемета «Гочкис». Особенностью конструкции машины было то, что пушка в башне смотрела в одну сторону, а вот пулемет — в противоположную. То есть одновременно стрелять по одной цели из пушки или пулемета было в принципе невозможно. Для этого требовалось развернуть башню на 180 градусов! Башня была обильно снабжена смотровыми портами, но на этом ее преимущества и заканчивались. И опять-таки самый главный вопрос: а зачем такой дизайн? Какие он дает реальные преимущества? Никаких! Только затрудняет маневр огнем! И ведь можно было бы поставить «спарку» из пулемета (пусть даже и такого ужасно неуклюжего, как «Гочкис») и пушки, чтобы не тратить время на ее поворот!

К концу Первой мировой войны французская армия имела не менее 205 броневиков этого типа, что более чем в три раза превышает общий показатель по бронеавтомобилям «Рено» и «Пежо». Получается, что, создав лучший легкий танк Первой мировой войны, инженеры этой же фирмы не сумели сделать достойный подражания БА. Ведь недаром броневики «Уайт» использовались только во французской (правда, вплоть до Второй мировой и даже в ее годы!) и еще в бразильской армии в 20-е годы ХХ века.

В Германии перед войной были и автомобили, и свои автомобильные фирмы. Первые БА, правда, пока еще очень примитивные, полностью открытые сверху, появились там в 1905-06 гг. Но в серию они не пошли. Поэтому можно сказать без преувеличения, что война их также застала врасплох, как и всех остальных. В первые месяцы ее войны противники относительно быстро наладили выпуск своих БА, с фронта поступили сигналы и немцы нехотя принялись догонять. Был организован конкурс трех фирм: «Даймлер», «Эрхард» и «Бюссинг». «Бюссинг» выпустил свой БА уже в 1915 году, и так уж получилось, что это была просто огромная машина — 9,5 метра в длину и весом 10,2 тонны. При этом автомобиль был оснащен 6-цилиндровым мотором, который обеспечивал ему максимальную скорость в 35 км/ч. На машине стояли 3 пулемета MGS, а вот экипаж у нее был не менее чем из девяти человек. Как и «Эрхардт», этот БА, получивший обозначение А5Р, был построен в минимальном количестве экземпляров (сколько точно — английские историки спорят с немецкими до сих пор!), однако их использовали на Восточном фронте, например в Румынии в 1916 году и в 1918 году — на Украине.


БА фирмы «Бюссинг»

Кончилось все это соперничество тем, что заказ от армии получила фирма «Эрхардт», а первые двенадцать бронированных автомобилей Эрхард Е-В/4 были построены в 1917 году. Более двадцати «Эрхардов» были заказаны в 1917 году. На этих последних БА вес удалось снизить на 1,75 тонн. Фары были заключены в бронированные коробки. Задние колеса также были прикрыты броней. Радиоаппарат, стоявший на первых машинах, убрали, так как во время движения он работать не мог, а места внутри занимал слишком много. Экипаж машины стоял из 10 человек. Вес — 7,75 т. Толщина брони — 9 мм. Машина имела несколько оригинальных технических решений. Например, жалюзи радиатора можно было открыть посредством специальной тяги прямо с места водителя, и двигатель тогда не перегревался. Колеса имели металлические уширения с рельефными грунтозацепами. Когда шина проваливалась в грунт, это уширение не давало колесу провалиться еще глубже и обеспечивало хорошее взаимодействие с ним.


БА «Эрхардт»

Некоторые машины использовались сначала против Румынии в 1917 году, а затем на украинском фронте в 1918 году. После войны еще двадцать машин этого типа были построены в Германии в 1919 году для борьбы против местных инсургентов и союзники ничего против этого не имели. Они были почти идентичны 1917 модели, вот только броня на них была низкого качества, так что машинам периода войны они в защищенности сильно уступали.

Эти машины использовались в ходе так называемых Силезских восстаний в 1919-1921 гг., имевших место в верхней Силезии выступлений поляков против немцев, чтобы присоединить этот регион к Польше. Два польских автомобиля этого типа были либо захвачены в бою, либо переданы полякам французами из Военно-контрольной комиссии. Большинство польских бронемашин при этом имели окраску своих прежних владельцев, но с польскими названиями на бортах и с красно-белым щитком на броне.


Польский «Эрхардт»

Главной особенностью и одновременно недостатком германских БА было отсутствие вращающейся башни. То есть башня-то на них была, но наглухо прикрепленная к корпусу! Поэтому и в башне, и в корпусе немецких броневиков было так много амбразур и так много пулеметов с таким большим экипажем. Куда надо, туда их и нацеливали, но при этом переносили с одного места на другое!

В любом случае ни французские, ни германские бронеавтомобили не сыграли в Первой мировой войне той роли, которую в ней же сыграли броневики Британии… и России!
Автор:
Олег Скворцовский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти