«Совершенно секретно: вода плюс кислород…» Часть II. В воздухе, под водой и в космосе

4
Реактивная «Комета» Третьего рейха

Впрочем, Кригсмарине был не единственной организацией, обратившей внимание на турбину Гельмута Вальтера. Ею пристально заинтересовались в ведомстве Германа Геринга. Как и во всякой другой истории, и у этой была свое начало. И связано оно с именем сотрудника фирмы «Мессершмитт» авиаконструктора Александра Липпиша — ярого сторонника необычных конструкций летательных аппаратов. Не склонный принимать на веру общепринятые решения и мнения, он приступил к созданию принципиально нового самолета, в котором ему все виделось по-новому. По его концепции, самолет должен быть легким, обладать как можно меньшим количеством механизмов и вспомогательных агрегатов, иметь рациональную с точки зрения создания подъемной силы форму и максимально мощный двигатель.

Традиционный поршневой двигатель Липпиша не устраивал, и он обратил свой взор к реактивным, точнее — к ракетным. Но и все известные к тому времени системы обеспечения с их громоздкими и тяжелыми насосами, баками, системами поджига и регулировки его тоже не устраивали. Так постепенно выкристаллизовалась идея применения самовоспламеняющегося топлива. Тогда на борту можно разместить только топливо и окислитель, создать максимально простой двухкомпонентный насос и камеру сгорания с реактивным соплом.

В этом вопросе Липпишу повезло. Причем повезло дважды. Во-первых, такой двигатель уже существовал — та самая турбина Вальтера. Во-вторых, первый полет с этим двигателем уже был совершен летом 1939 года на самолете Не-176. Не смотря на то, что полученные результаты, мягко говоря, не впечатляли — максимальная скорость, которую достиг этот летательный аппарат после 50 секунд работы двигателя, составила только 345 км/ч, — руководство Люфтваффе посчитало данное направление вполне перспективным. Причину низкой скорости они видели в традиционной компоновке самолета и решили проверить свои предположения на «бесхвостке» Липпиша. Так мессершмиттовский новатор получил в свое распоряжение планер DFS-40 и двигатель RI-203.

Для питания двигателя использовали (все очень секретно!) двухкомпонентное топливо, состоящее из T-stoff и С-stoff. За мудреными шифрами скрывались все та же перекись водорода и горючее — смесь 30 % гидразина, 57 % метанола и 13 % воды. Раствор катализатора имел название Z-stoff. Несмотря на наличие трех растворов, топливо считалось двухкомпонентным: раствор катализатора почему-то компонентом не считался.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Эта русская поговорка как нельзя лучше описывает историю создания ракетного истребителя-перехватчика. Компоновка, разработка новых двигателей, облетывание, обучение летчиков — все это затянуло процесс создания полноценной машины до 1943 года. В результате боевой вариант самолета — Ме-163В — был полностью самостоятельной машиной, унаследовавшей от предшественников только базовую компоновку. Малые размеры планера не оставили конструкторам места не на убирающиеся шасси, ни на сколько-нибудь просторную кабину.



Все пространство занимали баки с топливом и сам ракетный двигатель. А с ним тоже все было «не слава Богу». Hа «Гельмут Вальтер веерке» рассчитали, что планируемый для Ме-163В ракетный двигатель RII-211 будет иметь тягу 1700 кг, а расход горючего Т на полной тяге будет где-то 3 кг в секунду. Ко времени этих расчетов двигатель RII-211 существовал лишь в виде макета. Три последовательных прогона на земле оказались неудачными. Двигатель более-менее удалось довести до летного состояния только летом 1943 года, но даже тогда он все еще считался экспериментальным. А эксперименты опять показали, что теория и практика нередко расходятся друг с другом: расход топлива был значительно выше расчетного — 5 кг/с на максимальной тяге. Так что Ме-163В имел запас топлива только на шесть минут полета на полной тяге двигателя. При этом его ресурс составлял 2 часа работы, что в среднем давало около 20 ‒ 30 вылетов. Невероятная прожорливость турбины полностью меняла тактику применения этих истребителей: взлет, набор высоты, заход на цель, одна атака, выход из атаки, возврат домой (зачастую, в режиме планера, так как топлива на полет уже не оставалось). Говорить о воздушных боях просто не приходилось, весь расчет был на стремительность и превосходство в скорости. Уверенности в успехе атаки добавляло и солидное вооружение «Кометы»: две 30-мм пушки, плюс бронированная кабина пилота.



О проблемах, которые сопровождали создание авиационного варианта двигателя Вальтера, могут сказать хотя бы эти две даты: первый полет экспериментального образца состоялся в 1941-м году; на вооружение Ме-163 был принят в 1944-м. Дистанция, как говорил один небезызвестный грибоедовский персонаж, огромного масштаба. И это при том, что конструкторы и разработчики отнюдь не плевали в потолок.

В конце 1944 года немцы сделали попытку усовершенствовать самолет. Чтобы увеличить продолжительность полета двигатель оборудовали вспомогательной камерой сгорания для полета на крейсерском режиме с уменьшенной тягой, увеличили запас топлива, вместо отделяемой тележки установили обычное колесное шасси. До конца войны удалось построить и испытать только один образец, получивший обозначение Ме-263.

Беззубая «Гадюка»

Бессилие «тысячелетнего Рейха» перед атаками с воздуха заставляла искать любые, порой самые невероятные пути противодействия ковровым бомбардировкам союзников. В задачу автора не входит анализ всех диковинок, с помощью которых Гитлер надеялся совершить чудо и спасти если ни Германию, то самого себя от неминуемой гибели. Остановлюсь только на одном «изобретении» — вертикально-взлетающий перехватчик Ва-349 «Наттер» («Гадюка»). Сие чудо враждебной техники было создано как дешевая альтернатива Ме-163 «Комета» с упором на массовость производства и броссовость материалов. На его изготовление предусматривалось использовать самые доступные сорта древесины и металла.

«Совершенно секретно: вода плюс кислород…» Часть II. В воздухе, под водой и в космосе


В этом детище Эриха Бахема все было известно и все было необычно. Взлет планировался осуществлять вертикально, как ракета, при помощи четырех пороховых ускорителей, установленных по бокам задней части фюзеляжа. На высоте 150 м отработанные ракеты сбрасывались и полет продолжался за счет работы основного двигателя — ЖРД Вальтер 109-509А — этакий прообраз двухступенчатых ракет (или ракет с твердотопливными ускорителями). Наведение на цель осуществлялось сначала автоматом по радио, а затее пилотом вручную. Не менее необычным было и вооружение: приблизившись к цели, летчик давал залп из двадцати четырех 73-мм реактивных снарядов, установленных под обтекателем в носу самолета. Затем он должен был отделить переднюю часть фюзеляжа и спуститься с парашютом на землю. Двигатель также должен был сбрасываться с парашютом, чтобы его можно было использовать повторно. При желании, в этом можно увидеть и прообраз «Шаттла» — модульный самолет с самостоятельным возвращением домой.

Обычно в этом месте говорят, что данный проект опережал технические возможности немецкой индустрии, чем объясняют катастрофу первого же экземпляра. Но, не смотря на такой в прямом смысле слова оглушительный результат, была закончена постройка еще 36 «Hаттеров», из которых было испытано 25, причем только 7 в пилотируемом полете. В апреле 10 «Hаттеров» А-серии (и кто только рассчитывал на последующие?) были размещены у Кирхейма под Штудтгартом, для отражения налетов американских бомбардировщиков. Но вступить в бой детищу Бахема не дали танки союзников, которых они дождались раньше бомбардировщиков. «Hаттеры» и их пусковые установки были уничтожены собственными расчетами [14]. Вот и спорь после этого с мнением, что лучшая ПВО — это наши танки на их аэродромах.

И все-таки притягательность ЖРД была огромной. Настолько огромной, что лицензию на производство ракетного истребителя купила Япония. Ее проблемы с авиацией США были сродни немецким, потому и неудивительно, что за решением они обратились к союзникам. Две подводных лодки с технической документацией и образцами оборудования были направлены в берегам империи, но одна из них была потоплена во время перехода. Японцы собственными силами восстановили недостающую информацию и «Мицубиси» построила опытный образец J8M1. В первом полете 7 июля 1945 года он разбился из-за отказа двигателя при наборе высоты, после чего тема благополучно и тихо скончалась.



Дабы у читателя не сложилось мнения, что вместо возжеланных плодов перекись водорода приносила своим апологетам только разочарования, приведу пример, очевидно, единственного случая, когда толк от нее был. И получен он был именно тогда, когда конструктора не пытались из нее выжать последние капли возможностей. Речь идет о скромной, но необходимой детали: турбонасосном агрегате для подачи компонентов топлива в ракете А-4 («Фау-2»). Подавать топливо (жидкий кислород и спирт) путем создания избыточного давления в баках для ракеты такого класса было невозможно, но небольшая и легкая газовая турбина на перекиси водорода и перманганате создавала достаточное количество парогаза, чтобы вращать центробежный насос.


Принципиальная схема двигателя ракеты «Фау-2» 1 — бак с перекисью водорода; 2 — бачок с перманганатом натрия (катализатором для разложения перекиси водорода); 3 — баллоны со сжатым воздухом; 4 — парогазогенератор; 5 — турбина; 6 — выхлопной патрубок отработанного парогаза; 7 — насос горючего; 8 — насос окислителя; 9 — редуктор; 10 — трубопроводы подачи кислорода; 11 — камера сгорания; 12 — форкамеры

Агрегат турбонасоса, парогазогенератор для турбины и два небольших бака для перекиси водорода и перманганата калия помещались в одном отсеке с двигательной установкой. Отработанный парогаз, пройдя через турбину, все еще оставался горячим и мог совершить дополнительную работу. Поэтому его направляли в теплообменник, где он нагревал некоторое количество жидкого кислорода. Поступая обратно в бак, этот кислород создавал там небольшой наддув, что несколько облегчало работу турбонасосного агрегата и одновременно предупреждало сплющивание стенок бака, когда он становился пустым.

Применение перекиси водорода не было единственно возможным решением: можно было использовать и основные компоненты, подавая их в газогенератор в соотношении, далеком от оптимального, и тем самым обеспечивая снижение температуры продуктов сгорания. Но в этом случае потребовалось бы решить ряд сложных проблем, связанных с обеспечением надежного воспламенения и поддержания стабильного горения этих компонентов. Применение же перекиси водорода в средней концентрации (тут запредельная мощность была ни к чему) позволяла решить проблему просто и быстро. Так компактный и малопримечательный механизм заставлял биться смертоносное сердце ракеты, начиненной тонной взрывчатки.

Удар из глубины

Название книги З. Перля, как думается автору, как нельзя лучше подходит к названию и этой главы. Не стремясь к претензии на истину в последней инстанции, всё же позволю себе утверждать, что нет ничего ужасней внезапного и практически неотвратимого удара в борт двух-трех центнеров тротила, от которого лопаются переборки, корежится сталь и слетают с креплений многотонные механизмы. Рев и свист обжигающего пара становятся реквием кораблю, который в судорогах и конвульсиях уходит под воду, унося с собой в царство Нептуна тех несчастных, которые не успели прыгнуть в воду и отплыть подальше от тонущего судна. А тихая и незаметная, подобная коварной акуле, субмарина медленно растворилась в морской глубине, неся в своем стальном чреве еще десяток таких же смертоносных гостинцев.

Идея самодвижущейся мины, способной совместить в себе скорость корабля и гигантскую взрывную силу якорной «рогульки», появилась достаточно давно. Но в металле она реализовалась только тогда, когда появились достаточно компактные и мощные двигатели, сообщавшие ей большую скорость. Торпеда — не подводная лодка, но и ее двигателю тоже нужны топливо и окислитель…

Торпеда-убийца…

Именно так называют легендарную 65-76 «Кит» после трагических событий августа 2000 года. Официальная версия гласит, что самопроизвольный взрыв «толстой торпеды» стал причиной гибели подлодки К-141 «Курск». На первый взгляд, версия, как минимум, заслуживает внимания: торпеда 65-76 — совсем не детская погремушка. Это опасное оружие, обращение с которым требует особых навыков.

Одним из «слабых мест» торпеды назывался её движитель — впечатляющая дальность стрельбы была достигнута с использованием движителя на перекиси водорода. А это означает наличие всего уже знакомого букета прелестей: гигантские давления, бурно реагирующие компоненты и потенциальная возможность начала непроизвольной реакции взрывного характера. В качестве аргумента, сторонники версии взрыва «толстой торпеды» приводят такой факт, что от торпед на перекиси водорода отказались все «цивилизованные» страны мира [9].

Автор не будет вдаваться в спор относительно причин трагической гибели «Курска», а, минутой молчания почтив память погибших североморцев, обратит внимание на источник энергии торпеды.

Традиционно запас окислителя для торпедного двигателя представлял собой баллон с воздухом, количество которого определялось мощностью агрегата и дальностью хода. Недостаток очевиден: балластный вес толстостенного баллона, который можно было бы обратить на что-либо более полезное. Для хранения воздуха давлением до 200 кгс/см² (196•ГПа) требуются толстостенные стальные резервуары, масса которых превышает массу всех энергокомпонентов в 2,5 ‒ 3 раза. На долю последних приходится лишь около 12 ‒ 15% от общей массы. Для работы ЭСУ необходимо большое количество пресной воды (22 ‒ 26% от массы энергокомпонентов), что ограничивает запасы горючего и окислителя. Кроме того, сжатый воздух (21% кислорода) — не самый эффективный окислитель. Присутствующий в воздухе азот тоже не просто балласт: он очень плохо растворим в воде и поэтому создает за торпедой хорошо заметный пузырьковый след шириной 1 ‒ 2 м [11]. Впрочем, у таких торпед были и не менее очевидные преимущества, являвшиеся продолжением недостатков, главное из которых — высокая безопасность. Более эффективными оказались торпеды, работающие на чистом кислороде (жидком или газообразном). Они значительно уменьшили следность, повысили КПД окислителя, но не решили проблемы с развесовкой (баллонная и криогенная аппаратура по прежнему составляли значительную часть веса торпеды).

Перекись водорода же в данном случае была своеобразным антиподом: при значительно более высоких энергетических характеристиках она представляла собой и источник повышенной опасности. При замене в воздушной тепловой торпеде сжатого воздуха на эквивалентное количество перекиси водорода дальность ее хода удалось повысить в 3 раза. Приведенная ниже таблица показывает эффективность использования различных видов применяемых и перспективных энергоносителей в ЭСУ торпед [11]:



В ЭСУ торпеды все происходит традиционным способом: перекись разлагается на воду и кислород, кислород окисляет топливо (керосин), полученный парогаз вращает вал турбины — и вот смертоносный груз несется к борту корабля.

Торпеда 65-76 «Кит» является последней советской разработкой такого типа, начало которым положило в 1947 году изучение не доведенной «до ума» немецкой торпеды на Ломоносовском филиале НИИ-400 (позже — НИИ "Мортеплотехника") под руководством главного конструктора Д.А. Кокрякова.

Работы закончились созданием опытного образца, который был испытан в Феодосии в 1954-55 годах. За это время советским конструкторам и материаловедам пришлось разработать неизвестные им до того времени механизмы, понять принципы и термодинамику их работы, приспособить их для компактного использования в теле торпеды (один из конструктором как-то сказал, что по сложности торпеды и космические ракеты приближаются к часам). В качестве двигателя использовалась высокооборотная турбина открытого типа собственной разработки. Этот агрегат попортил немало крови его создателям: проблемы с прогаром камеры сгорания, поиска материала для емкости хранения перекиси, разработка регулятора подач компонентов топлива (керосин, маловодная перекись водорода (концентрация 85%), морская вода) — все это затянуло испытания и доведения торпеды до 1957 г. в этом году флот получил первую торпеду на перекиси водорода 53-57 (по некоторым данным она имела наименование «Аллигатор», но возможно, это было название проекта).

В 1962 г. была принята на вооружение противокорабельная самонаводящаяся торпеда 53-61, созданная на базе 53-57, и 53-61М с усовершенствованной системой самонаведения.

Разработчики торпед уделяли внимание не только их электронной начинке, но не забывали про ее сердце. А оно было, как мы помним, довольно капризным. Для повышения стабильности работы при повышении мощности была разработана новая турбина с двумя камерами сгорания. Вместе с новой начинкой самонаведения она получила индекс 53-65. Еще одна модернизация двигателя с повышением его надежности дала путевку в жизнь модификации 53-65М.

Начало 70-х годов ознаменовалось разработкой компактных ядерных боеприпасов, которые можно было устанавливать в БЧ торпед. Для такой торпеды симбиоз мощной взрывчатки и высокоскоростной турбины был вполне очевидным и в 1973 г. была принята неуправляемая перекисная торпеда 65-73 с ядерной боеголовкой, предназначенная для уничтожения крупных надводных кораблей, его группировок и береговых объектов. Впрочем, моряков интересовали не только такие цели (а скорее всего, — совсем не такие) и спустя три года она получила акустическую системой наведения по кильватерному следу, электромагнитный взрыватель и индекс 65-76. БЧ также стала более универсальной: она могла быть как ядерной, так и нести 500 кг обычного тротила.



А сейчас автору хотелось бы уделить несколько слов тезису о «нищенствовании» стран, имеющих на вооружении торпеды на перекиси водорода. Во-первых, кроме СССР/России они состоят на вооружении еще некоторых стран, например, разработанная в 1984 году шведская тяжелая торпеда Тр613, работающая на смеси перекиси водорода и этанола, до сих пор стоит на вооружении ВМС Швеции и ВМС Норвегии. Головная в серии FFV Тр61, торпеда Тр61 поступила в эксплуатацию в 1967 г. как тяжелая управляемая торпеда для использования надводными кораблями, подводными лодками и береговыми батареями [12]. Главная энергетическая установка использует перекись водорода с этанолом, приводящие в действие 12-цилиндровую паровую машину, обеспечивая торпеде почти полную бесследность. По сравнению с современными электрическими торпедами при подобной скорости дальность хода получается в 3 ‒ 5 раз больше. В 1984 г. на вооружение поступила более дальнобойная Тр613, заменив Тр61.

Но и скандинавы были не одиноки на этом поприще. Перспективы использования перекиси водорода в военном деле были учтены военно-морским флотом США еще до 1933 г., причем до вступления США в воину на морской торпедной станции в Ньюпорте производились строго засекреченные работы по торпедам, в которых в качестве окислителя должна была применяться перекись водорода. В двигателе 50%-ный раствор перекиси водорода разлагается под давлением водным раствором перманганата или другого окислителя, и продукты разложения используются для поддержании горения спирта — как видим, уже приевшаяся за время рассказа схема. Двигатель был значительно улучшен во время войны, но торпеды, приводимые в движение при помощи перекиси водорода, до окончания военных действий не нашли боевого применения во флоте США.

Так что не только «бедные страны» рассматривали перекись в качестве окислителя для торпед. Даже вполне респектабельные Соединенные Штаты отдали должное такому довольно привлекательному веществу. Причина отказа от использование этих ЭСУ, как видится автору, крылась не в стоимости разработок ЭСУ на кислороде (в СССР довольно долго и успешно применяются и такие торпеды, прекрасно показавшие себя в самых разных условиях), а во все той же агрессивности, опасности и нестойкости перекиси водорода: никакие стабилизаторы не гарантируют стопроцентной гарантии отсутствия процессов разложения. Чем это может закончиться, рассказывать, думаю, не надо…

… и торпеда для самоубийц

Думаю, что такое название для печально и широко известной управляемой торпеды «Кайтен» более чем оправдано. Несмотря на то, что руководство Императорского флота требовало внесения в конструкцию «человеко-торпеды» эвакуационного люка, пилоты ими не пользовались. Дело было не только в самурайском духе, но и понимании простого факта: уцелеть при взрыве в воде полуторатонного боезапаса, находясь на расстоянии 40-50 метров, невозможно.

Первая модель «Кайтена» «Тип-1» была создана на базе 610-мм кислородной торпеды «Тип 93» и была по сути просто ее укрупненной и обитаемой версией, занимая нишу между торпедой и мини-субмариной. Максимальная дальность хода при скорости 30 узлов составляла около 23 км (на скорости 36 узлов при благоприятных условиях она могла пройти до 40 км). Созданная в конце 1942 года, она тогда не была принята на вооружения флота Страны восходящего солнца.

Но к началу 1944 года ситуация существенно изменилась и проект оружия, могущего реализовать принцип «каждая торпеда — в цель», был снят с полки, глее он пылился почти полтора года. Что заставило адмиралов изменить свое отношение, сказать сложно: то-ли письмо конструкторов лейтенанта Нисима Сэкио и старшего лейтенанта Куроки Хироси, написанное собственной кровью (кодекс чести требовал немедленного прочтения такого письма и предоставления аргументированного ответа), то-ли катастрофическое положение на морском ТВД. После небольших доработок «Кайтен тип 1» в марте 1944 года пошла в серию.

Человеко-торпеда «Кайтен»: общий вид и устройство.

Но уже в апреле 1944 года начались работы по ее улучшению. Причем речь шла не о модификации существующей разработки, а о создании совершенно новой разработки с нуля. Под стать было и тактико-техническое задание, выданное флотом на новый «Кайтен Тип 2», включало обеспечение максимальной скорости не менее 50 узлов, дальности хода —50км, глубины погружения —270 м [15]. Работы по проектированию данной «человеко-торпеды» были поручены компании «Нагасаки-Хейки К. К.», входящей в концерн «Мицубиси».

Выбор был неслучайным: как уже говорилось выше, именно эта фирма активно вела работы по различным ракетным системам на основе перекиси водорода на основе полученной от немецких коллег информации. Результатом их работы стал «двигатель № 6», работавший на смеси перекиси водорода и гидразина мощностью 1500 л.с.

К декабрю 1944 года два опытных образца новой «человеко-торпеды» были готовы к испытаниям. Испытания проводились на наземном стенде, но продемонстрированные характеристики ни разработчика, ни заказчика не удовлетворили. Заказчик принял решение даже не начинать морские испытания. В итоге второй «Кайтен» так и остался в количестве двух штук [15]. Дальнейшие модификации разрабатывались под кислородный двигатель — военные понимали, что даже такого количества перекиси водорода их промышленность выпустить не в состоянии.

О результативности этого оружия судить сложно: японская пропаганда времен войны чуть ли ни каждому случаю применения «Кайтенов» приписывала гибель крупного американского корабля (после войны разговоры на эту тему по понятным причинам утихли). Американцы же, наоборот, готовы клясться на чем угодно, что их потери были мизерны. Не удивлюсь, если через десяток лет они вообще будут отрицать таковые в принципе.

Звездный час

Работы немецких конструкторов в области проектирования турбонасосного агрегата для ракеты «Фау-2» не остались незамеченными. Все доставшиеся нам немецкие разработки в области ракетного вооружения были тщательно исследованы и проверены на предмет применения в отечественных конструкций. В результате этих работ на свет появились турбонасосные агрегаты, работающие на том же принципе, что и немецкий прототип [16]. Американские ракетчики, естественно, так же применили это решение.

Англичане, практически потерявшие в ходе Второй мировой войны всю свою империю, старались зацепиться за остатки былого величия, на полную катушку используя трофейное наследие. Не имея практически никаких наработок в области ракетной техники, они сосредоточились на том, что имели. В результате им удалось почти невозможное: ракета «Black Arrow», использовавшая пару керосин ‒ перекись водорода и пористое серебро в качестве катализатора обеспечила Великобритании место среди космических держав [17]. Увы, дальнейшее продолжение космической программы для стремительно дряхлеющей Британской империи оказалось чрезвычайно дорогостоящим занятием.

Компактные и довольно мощные перекисные турбины использовались не только для подачи топлива в камеры сгорания. Она была применена американцами для ориентации спускаемого аппарата космического корабля «Меркурий», затем, с той же целью, советскими конструкторами на СА КК «Союз».

По своим энергетическим характеристикам перекись как окислитель уступает жидкому кислороду, но превосходит азотнокислые окислители. В последние годы возродился интерес к использованию концентрированной перекиси водорода в качестве ракетного топлива для двигателей самых разных масштабов. По мнению специалистов, перекись наиболее привлекательна при использовании в новых разработках, где предыдущие технологии не могут конкурировать напрямую. Такими разработками как раз являются спутники массой в 5-50 кг [18]. Правда, скептики по-прежнему считают, что ее перспективы все еще остаются туманными. Так, хотя советский ЖРД РД-502 (топливная пара — перекись плюс пентаборан) и продемонстрировал удельный импульс 3680 м/с, он так и остался экспериментальным [19].

«Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд»

Думаю, вряд ли найдутся люди, которые не слышали этой фразы. Немного меньше любителей «шпионских страстей» смогут назвать без заминки всех исполнителей роли суперагента Интеллидженс Сервис в хронологическом порядке. И уж совсем фанаты вспомнят этот не совсем обычный гаджет. А вместе с тем, и в этой области не обошлось без интересного совпадения, которыми так богат наш мир. Венделл Мур, инженер компании «Белл Аэросистемс» и однофамилец одного из самых известных исполнителей означенной роли, стал изобретателем и одного из экзотичных средств передвижения этого вечного персонажа — летающего (а точнее, прыгающего) ранца.

Конструктивно этот аппарат так же прост, как и фантастичен. Основу составляли три баллона: один со сжатым до 40 атм. азотом (показан желтым цветом) и два с перекисью водорода (синий цвет). Пилот поворачивает ручку управления тягой и клапан-регулятор (3) открывается. Сжатый азот (1) вытесняет жидкую перекись водорода (2), которая по трубкам поступает в газогенератор (4). Там она вступает в контакт с катализатором (тонкие серебряные пластины, покрытые слоем нитрата самария) и разлагается. Образовавшаяся парогазовая смесь высокого давления и температуры поступает в две трубы, выходящие из газогенератора (трубы покрыты слоем теплоизолятора, чтобы сократить потери тепла). Затем горячие газы поступают в поворотные реактивные сопла (сопло Лаваля), где сначала ускоряются, а затем расширяются, приобретая сверхзвуковую скорость и создавая реактивную тягу.

Регуляторы тяги и маховички управления соплами смонтированы в коробочке, укрепленной на груди пилота и соединены с агрегатами посредством тросиков. Если требовалось повернуть в сторону, пилот вращал один из маховичков, отклоняя одно сопло. Для того, чтобы лететь вперёд или назад, пилот вращал оба маховичка одновременно.

Так это выглядело в теории. Но на практике, как это часто бывало в биографии перекиси водорода, все получилось не совсем так. А точнее, совсем не так: ранец так и не смог совершить нормального самостоятельного полета. Максимальная продолжительность полёта ракетного ранца составляла 21 секунду, дальность 120 метров. При этом ранец сопровождала целая команда обслуживающего персонала. За один двадцатисекундный полет расходовалось до 20 литров перекиси водорода. По мнению военных, «Bell Rocket Belt» был скорее эффектной игрушкой, нежели эффективным транспортным средством. Расходы армии по контракту с «Белл Аэросистемс» составили 150 000 долларов, ещё 50 000 долларов потратила сама «Белл». От дальнейшего финансирования программы военные отказались, контракт был закончен.

И все же сразиться с «врагами свободы и демократии» ему все-таки удалось, но только не в руках «сынов Дяди Cэма», а за плечами кино-экстра-суперразведчика. А вот какова будет его дальнейшая судьба, автор делать предположений не будет: неблагодарное это дело — будущее предсказывать…

Пожалуй, в этом месте рассказа о военной карьере этого обычного и необычного вещества можно поставить точку. Она была, как в сказке: и не долгой, и не короткой; и удачной, и провальной; и многообещающей, и бесперспективной. Ему прочили большое будущее, старались использовали во многих энерговыделяющих установках, разочаровывались и вновь возвращались. В общем, все как в жизни…

Литература
1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. Окисленная вода // «Техника — молодежи». 1985. №10. С. 25-27.
2. Шапиро Л.С. Совершенно секретно: вода плюс атом кислорода // Химия и жизнь. 1972. №1. С. 45-49 (http://www.nts-lib.ru/Online/subst/ssvpak.html)
3. http://www.submarine.itishistory.ru/1_lodka_27.php).
4. Веселов П. «Суждение об этом деле отложить…» // Техника — молодежи. 1976. №3. С. 56-59.
5. Шапиро Л. В надежде на тотальную войну // «Техника — молодежи». 1972. №11. С. 50-51.
6. Зиглер М. Летчик-истребитель. Боевые операции «Ме-163» / Пер. с англ. Н.В. Гасановой. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005.
7. Ирвинг Д. Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего Рейха: британская и немецкая точка зрения / Пер. с англ. Т.Е. Любовской. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005.
8. Дорнбергер В. Сверхоружие Третьего Рейха. 1930-1945 / Пер. с англ. И.Е. Полоцка. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004.
9. Капцов О. Есть ли торпеда опаснее "Шквала" // http://topwar.ru/29752-est-li-torpeda-opasnee-shkvala.html.
10. http://www.u-boote.ru/index.html.
11. Дородных В.П., Лобашинский В.А. Торпеды. Москва: ДОСААФ СССР, 1986 (http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st004.shtml).
12. http://voenteh.com/podvodnye-lodki/podvodnoe-oruzhie/torpedy-serii-ffv-tp61.html.
13. http://f1p.ucoz.ru/publ/1-1-0-348.
14. Ракета-таран // http://topwar.ru/2133-raketa-taran.html.
15. Щербаков В. Умереть за императора // Братишка. 2011. №6 // http://www.bratishka.ru/archiv/2011/6/2011_6_14.php.
16. Иванов В.К., Кашкаров A.M., Ромасенко Е.Н., Толстиков Л.А. Турбонасосные агрегаты ЖРД конструкции НПО «Энергомаш» // Конверсия в машиностроении. 2006. № 1 (http://www.lpre.de/resources/articles/Energomash2.pdf).
17. «Вперёд, Британия!..» // http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev3/text/15.htm.
18. http://www.airbase.ru/modelling/rockets/res/trans/h2o2/whitehead.html.
19. http://www.mosgird.ru/204/11/002.htm.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 апреля 2015 10:15
    На Мессершмитте еще Виктор Шаубергер работал, тоже легендарная личность.
  2. +6
    22 апреля 2015 10:37
    СПС, за материал.

    Слава богу, что наша армия и развед. службам, что остановили вовремя, Гитлера, еще бы год, и было ох как тяжело:

    - реактивные истребители,бомбардировщики;
    - крылатые и баллистические ракеты;
    - планирующие бомбы;
    - Зенитно - ракетные комплексы;
    - химическое и ядерное оружие.

    и наверняка еще то что мы не знаем, но было в разработке или в планах.

    Слава Советской Армии, Флоту и Народу, выигравшую такую тяжелую войну с таким опасным противником.
  3. +2
    22 апреля 2015 11:13
    Перекись такая перекись.
  4. +2
    22 апреля 2015 11:14
    Великолепная статья,очень познавательно.
  5. Лось
    +1
    22 апреля 2015 11:32
    О проблемах, которые сопровождали создание авиационного варианта двигателя Вальтера, могут сказать хотя бы эти две даты: первый полет экспериментального образца состоялся в 1941-м году; на вооружение Ме-163 был принят в 1944-м.

    Не только технические проблемы были тому виной. Гитлер, ещё перед нападением на СССР, приостановил все разработки, которые не могли быть пущены в серию в течении полугода. Под это сокращение попали и реактивные истребители, и ракетная программа, и разработка новых танков... Много чего, в общем.
    Но не надо огульно обвинять руководство Третьего Рейха в повальном идиотизме, этому были вполне реальные и осязаемые причины в виде крайне печального экономического положения страны.
    1. -4
      22 апреля 2015 13:03
      Цитата: Лось
      О проблемах, которые сопровождали создание авиационного варианта двигателя Вальтера, могут сказать хотя бы эти две даты: первый полет экспериментального образца состоялся в 1941-м году; на вооружение Ме-163 был принят в 1944-м.

      Не только технические проблемы были тому виной. Гитлер, ещё перед нападением на СССР, приостановил все разработки, которые не могли быть пущены в серию в течении полугода. Под это сокращение попали и реактивные истребители, и ракетная программа, и разработка новых танков...

      Факты говорят о другом а именно: в октябре 1942года немцы запустили в космос ракету А4.
      1. Лось
        +1
        22 апреля 2015 14:12
        Факты говорят о другом а именно: в октябре 1942года немцы запустили в космос ракету А4.

        Факты с "РенТВ"? Ни в какой космос 3 октября 1942г (кстати, к этому моменту запрет Гитлера был пол года как снят) тогда А-4 не полетела. Максимальная высота полёта в этом запуске не превысила 50км, а сама ракета упала в 190 км. До этого были ещё два запуска, оба не удачные.
        В боевом варианте максимальная высота траектории ракеты была около 80км. Максимальная высота подъёма, при вертикальном старте, составила 180км, но это упражнялисьб уже англичане, после войны.
        Вот что говорят факты. Не будь запрета, вся программа была бы сдвинута минимум на полгода, с соответствующими результатами.
        1. 0
          22 апреля 2015 16:37
          Цитата: Лось
          Факты говорят о другом а именно: в октябре 1942года немцы запустили в космос ракету А4.

          Факты с "РенТВ"? Ни в какой космос 3 октября 1942г (кстати, к этому моменту запрет Гитлера был пол года как снят) тогда А-4 не полетела. Максимальная высота полёта в этом запуске не превысила 50км, а сама ракета упала в 190 км. До этого были ещё два запуска, оба не удачные.

          да нет не рентв, а официальный сайт немецкого космического агенства
          http://www.dlr.de/100Jahre/desktopdefault.aspx/tabid-2581/4435_read-7391/
          кстати на этом же сайте была инфа о первом запуске немцами человека в космос в феврале 1945ого, потом инфу удалили.
          1. Лось
            +4
            22 апреля 2015 17:25
            немецкого космического агенства

            Зашёл, почитал, фотографии там хорошие...
            Более ничего примечательного нет. А в том пуске двигатель был отключен по команде с земли через минуту, так как никто не ставил задачу полноценного пуска. Стояла задача проверки систем ракеты и телеметрической аппаратуры. А за минуту, даже будучи запущенной строго вертикально, А-4 до границ космоса добраться физически не могла.
            кстати на этом же сайте была инфа о первом запуске немцами человека в космос в феврале 1945ого

            А вот это очень добавляет "доверия" к источнику информации.
            1. -2
              22 апреля 2015 22:05
              Цитата: Лось

              А вот это очень добавляет "доверия" к источнику информации.

              ну если выбирать между двумя источниками, один из которых официальный, государственный, а второй юзер под ником "лось", то я выберу первый.
              1. Лось
                +2
                22 апреля 2015 22:56
                Ну если юзер под ником "болт", так считает, то юзер под ником "Лось" вполне может забить на его мнение болт.
                З.Ы. "Аэлиту" вы явно не читали, батенька...
                1. -2
                  22 апреля 2015 23:10
                  Цитата: Лось
                  Ну если юзер под ником "болт", так считает, то юзер под ником "Лось" вполне может забить на его мнение болт.
                  З.Ы. "Аэлиту" вы явно не читали, батенька...

                  вы о чём милейший? какие болты? Аэлиту читал, и причём тут это?
                  я как понял вы всётаки чтото читали по теме, а я вот встречался с людьми которые работали на третий рейх именно на Мессершмите, а также встречался с теми кто работал у Шаубергера, (надеюсь его имя и его работы вам известны).
                  1. -2
                    23 апреля 2015 08:09
                    может такое быть что те которые сидели в dlr и написали про февраль 1945 тоже от шаубергера? если нет то технические подроности по возвращению астронавта интересуют. это не тогда он казал "я горю мой фюрер!" и все услышали после того как у него антенну срезало?
                    1. +1
                      24 апреля 2015 21:53
                      Цитата: Scraptor
                      это не тогда он казал "я горю мой фюрер!" и все услышали после того как у него антенну срезало?

                      Это, ЕМНИП, "достоверная" история про другую бумажную вундервафлю - Америка-бомбер называется. Стратосферная лягушка Зеннера, которая в принципе не могла летать (там ошибки в расчетах были в разы). Про "космонавтов Третьего Рейха" уже столько разговоров и пересудов было, что даже немцы предпочитают помалкивать: уж больно грубая подделка получилась.
                      1. Лось
                        +1
                        26 апреля 2015 16:36
                        Америка-бомбер

                        Америка-бомбер тут не причём. Программа создания бомбардировщика способного достать америку с территорий подконтрольных Третьему Рейху была запущена ещё до войны. Ни шатко, ни валко сия задумка осуществлялась вплоть до 1944. Было создано несколько проектов на разных фирмах, но по вполне объективным причинам ни один из них далее опытных экземпляров не пошёл.
                      2. +3
                        26 апреля 2015 19:39
                        Цитата: Лось
                        Америка-бомбер тут не причём.

                        Я не о программе стратегического межконтинентального бомбардировщика (ИМХО, утопия чистой воды, да ладно, не та тема). Я об этой знаменитой якобы фразе "мой фюрер, я горю". Как утверждается во многих "компетентных" источниках, именно её произнёс летчик в этом самом бомбере то-ли при испытательном (тут мнения несколько расходятся), то-ли при боевом вылете (чаще об этом говорят, так враньё вроде массштабней получается).
                      3. Лось
                        +1
                        28 апреля 2015 18:48
                        Именно, что враньё. Человечество подошло к выведению живого существа в космос только через 15 лет. Уж слишком сложная это задача. Это примерно то же, что и налаживание производства бездымного пороха в раннем средневековье. Теоретически возможно, практически - "В гостях у сказки".
                      4. -2
                        28 апреля 2015 20:12
                        Высотные костюмы были, V-2 впервые выскочившие в космос были, отработанной системы возращения скорее всего не было.
                        Суборбитальные прыжки НАСА на Редстоунах мало чем отличались. Это не полет вокруг Земли, в котором скорости вхождения в атмосферу совсем другие.
                  2. Лось
                    +2
                    23 апреля 2015 08:14
                    Riegel - 1)засов, 2)задвижка, 3)планка, 4)болт
                    Ага. Читать я научился к 6 годам и с тех давних пор много чего прочитал. В том числе и о Шаубергере. Его "Энергию воды" тоже читал (правда по диагонали). Так вот, этот индивидуум либо, шарлатан, либо "сумасшедший" профессор. Хотя приведу парочку цитат, судите сами:
                    Продукт этого инволюционирующего движения, которое всегда сосредотачивается в точке и в то же самое время закручивается на себя, — биомагнетизм. Удлиняются биомагнитные волны, излучают избыточные энергии вертикально и тянут за собой, например, форель.

                    Биомагнетизм — источник жизни. Его противники — все формы сверхосвещения, перегревания и центробежно вызываемое увеличение давления. В этом случае производится биоэлектричество, в форме атомной силы избыточного давления обладающее энергиями, которые функционируют электролитически и персокисляют и убивают все формы жизни. В свете этого открытия ухудшение состояния рек и озер становится весьма понятным. Нет никакого постоянного сохранения энергии в том смысле, в каком это понимается сегодня. Также нет никакой эквивалентности между массой и энергией и никакой непреодолимой силы гравитации в пределах атмосферной оболочки. А есть ритмичное взаимодействие между биполярными составляющими силами, которое в конечном счете открывает заключительное вырождение. В их диалоговой функции вызываются силы всасывания и через биологический вакуум производится лучшая и самая дешевая движущая сила для машин.
                    Пелена упала с глаз моего коллеги-ученого, когда я объяснил ему, что то, что изъято из земной коры (ископаемые, минералы, металлы-микроэлементы), было необходимо для процессов воспроизводства, регенерации и восходящего развития. После чего он отвечал:« Какова шутка, история наша идет не тем путем! Если мы будем продолжать в том же духе, то наша кажущаяся высокая техническая культура неизбежно придет к распаду».

                    Причина разрушения воды — эмиссия анализируемых веществ, а именно излучение кадаверина {птомаиновая радиация), которое возникает из сжиженных алифатических концентратов, когда механически вызванное центробежным движением давление и физически разобщающие энергии вызывают вибрации на уровне молекулярных структур.

                    Ну и так далее...
                    Ну и ещё одно документальное подтверждение вашего мнения.

                    Предложите сию фотографию "официальному, государственному источнику информации".
                    1. -2
                      23 апреля 2015 10:12
                      Цитата: Лось
                      В том числе и о Шаубергере. Его "Энергию воды" тоже читал (правда по диагонали). Так

                      Ну если по диагонали, тогда я сожалею. Дядька без учёных степеней утёр многих ученых петухов. Если интересует могу вечером скинуть фото его аппаратов, в том числе и того что американцы изьяли в конце войны и так не смогли запустить, недавно его вернули внуку Шаубергера который основал музей деда в Австрии.фото делал сам.
                      Riegele это марка баварского пива, а не болт))
                      1. 0
                        23 апреля 2015 10:22
                        шаубергер был больная приудурь... обманка.
                      2. Лось
                        +2
                        23 апреля 2015 12:00
                        Если интересует

                        Нет, не интересует. Лженаукой я не увлекаюсь, а если в выше цитированной писанине находите какой-то высший смысл, то вам не ко мне.
                      3. +1
                        24 апреля 2015 21:55
                        Цитата: riegele
                        фото его аппаратов, в том числе и того что американцы изьяли в конце войны и так не смогли запустить,

                        Какой неожиданный поворот дела, однако...
  6. -1
    22 апреля 2015 15:38
    Эта "Гадюка" была вовсе не беззубая, именно такими НУР Мессеры-262 сбили больше всего тяжелых бомбардировщиков.
    1. Лось
      +4
      22 апреля 2015 17:27
      И сколько в штуках?
      1. -3
        22 апреля 2015 18:03
        много, посмотрите в энциклопудии... осенью 1944 в эфире один мат на английском стоял.
      2. +1
        23 апреля 2015 02:44
        И сколько в штуках?


        Читал ночью на несвежую голову. Долго думал при чем тут Ю-87 laughing
    2. +1
      24 апреля 2015 21:57
      Му-262 - может быть, но не "Гадюка". Зубы-то у нее были, да только дотянуться было не судьба.
      1. -1
        26 апреля 2015 18:46
        не успела...
  7. 0
    23 апреля 2015 02:48
    Александр "Алекс" Берещенко
    Во-первых, такой двигатель уже существовал — та самая турбина Вальтера.

    Я конечно понимаю, что вы химик а не инженер, но уж очень грубый ляп. При чем тут турбина то? На нем же даже винта нет, крутить то ей нечего.
    1. +3
      23 апреля 2015 23:07
      Цитата: MooH
      Я конечно понимаю, что вы химик а не инженер, но уж очень грубый ляп. При чем тут турбина то? На нем же даже винта нет, крутить то ей нечего.

      Если бы я написал "установка Вальтера", что-то изменилось бы? Или это всё, что Вас взволновало?
      1. +1
        24 апреля 2015 23:23
        Изменилось бы если бы вы написали - жрд на трехкомпонентном топливе. А парогазовая турбина, которую вы же весьма подробно описали в прошлой публикации, в реактивном самолете - это примерно как утверждение о том, что при химической реакции воды и сахара возникает новое вещество - сироп. wink
        Кстати, спасибо за статью, многого до прочтения не знал. Про нитраты конечно было интереснее, но там по определению тема объемнее и менее заезженная.
        1. +4
          25 апреля 2015 14:13
          Цитата: MooH
          А парогазовая турбина, которую вы же весьма подробно описали в прошлой публикации, в реактивном самолете - это примерно как утверждение о том, что при химической реакции воды и сахара возникает новое вещество - сироп.

          Согласен, слегка погорячился. Но вот и какая мысль в голову пришла (бред, конечно, но всё же): а могла-ли парогазовая турбина, пусть даже и не на долго, обеспечить полёт самолёта-истребителя? Вес небольшой, мощность дай Боже, а времени перехватчику над своей территорией много и не надо. Или немцам это в голову тоже приходило, да ещё на стадии проекта зарубили? Хотя вряд-ли, упоминаний не встречал.
          1. 0
            25 апреля 2015 17:04
            Не сильно компетентен в вопросе, но думаю, что вес для авиации все-таки великоват, да еще и несовершенная конструкция требовавшая постоянного внимания. Это же не современный торпедный парогазовый двигатель, а его далекий предок с десятками ручных регулировок. Может быть в качестве форсажного двигателя для высотного бомбардировщика и пригодился бы, но немцы задачи построить свою летающую крепость не ставили.
            1. 0
              26 апреля 2015 18:08
              Стебаетесь оба чтоли? Нафига самолету в атмосфере "единый" двигатель? Ну если только не совсем релятивистскому? lol А для прочего есть ЖРД и РДТТ.
            2. 0
              28 апреля 2015 23:57
              http://www.muzeumlotnictwa.pl/zbiory_sz.php?ido=226&w=a
              или этот, широкоприменявшийся, послабее
              http://en.wikipedia.org/wiki/Walter_HWK_109-500
              из-за него немецкая бомбардировочная и разведывательная авиация имела в полтора раза большую дальность чем советская.
              Или... вы знали?