"Counterattack" and "Pioneer" to protect the Middle Kingdom

"Counterattack" and "Pioneer" to protect the Middle Kingdom

Over the past few years, Russian statesmen, politicians and experts have exhausted many tons of paper, said hundreds of thousands of words about the deployment of American missile defense. Meanwhile, developments in the field of missile defense have been actively pursued (and perhaps are being conducted) not only in the United States, but also in the People’s Republic of China, and not without result.

45 years ago - February 23, the government’s Commission on Defense Science, Technology, and Industry of the People’s Republic of China adopted a phased and detailed program for the creation of a national missile defense system, which was given the code name “1966 Project”. The Chinese, inclined to conspiracy, in this case proceeded from the so-called 640 directive - the governing wish expressed a couple of years earlier by Mao Zedong in a conversation with Qiang Xueshen, the founder of the PRC rocket and space program.


Overtake Moscow and Washington

The great helmsman, to whom the intelligence services of the Celestial Empire brought information about work on the problem of strategic missile defense in America and the Soviet Union, then said about the need to by all means catch up with the “imperialists” and “revisionists” in this area. By that time, work on the A-35 anti-missile system was in full swing in the USSR, and in the USA the Nike-Zeus trans-atmospheric interception system was already adopted and a new Nike-X PRO system was being developed. The territory of China, which at that time seriously damaged relations with Moscow, came under the gun not only of the American, but also of the Soviet nuclear missile weaponsFirst of all, medium-range ballistic missiles - Р-5М, Р-12 and Р-14.

Dr. Qian and his subordinate colleagues enthusiastically got down to business. Despite the growing momentum of the Cultural Revolution and the enormous resources directed by Beijing to solving the primary defense task of deploying the production of nuclear weapons, the Chinese anti-missile program received a high state priority. Several numbered ministries of machine building, the Academy of Sciences of the People's Republic of China, the Second Artillery (Rocket Forces) and the “20 Base”, a rocket test range now better known as the Shuangchenzi space center, from which the first Chinese manned spacecraft launched into orbit .

The “640 project” envisaged the creation of a family of “Fanxi” anti-missile missiles (“Counterattack”), an anti-missile cannon (!) “Xinfeng” (“Pioneer”) and a missile early warning system radar station. In addition, it was decided to speed up the work on the construction of a ground-based test complex for anti-missile missiles and to begin the development of nuclear combat units for them.


The most active phase of the implementation of the “640 project” occurred in the 70s. During this period, work on it was conducted under the auspices of the Academy of anti-missile and anti-space defense - it was so renamed by the personal order of Prime Minister Zhou Enlai Second Academy of the Seventh Ministry of Mechanical Engineering - an analogue of the Soviet Minsredmash responsible for rocket production. By the way, the name “Second Artillery” for the rocket troops of the People’s Liberation Army of China also came up with Zhou Enlai.

The approach of the Chinese to the creation of the Fanxi antimissile mainly conformed to the philosophy implemented in the American Nike-X missile defense system, the combat means of which were Spartan long-range interceptor missile intercept and Sprint anti-missile anti-missile. As is known, the Sprint was intended to “finish off” the head parts of intercontinental ballistic missiles, which would manage to break through to the protected object, avoiding defeat in outer space with the main anti-missile “Spartan”.

And it was not only about the principled philosophy of the project, but also about direct constructive borrowings, which were resorted to by Chinese engineers, whose random congeniality is hard to believe. But it is well known that Qiang Xuesen as a talented specialist took place in the United States, from where he came to his historic homeland, already venerable scientists in 1955, having extensive contacts in aviation science and industry in America. And after its repatriation, these connections could well have been used by the intelligence services of the People's Republic of China, although the Chinese Korolev was subject to restrictions in the United States during the hunt for “communist witches” there.

On the other hand, it is not at all possible that while constructing their anti-missiles, the Chinese carefully studied the open Western military technical literature, including the popular one, where the Saynthel and Safeguard systems of Nike-X and its further clones were described in details completely unacceptable, say, for the press of the USSR. And if China had at its disposal documentation for the Soviet anti-missile system А-35, he most likely would have tried to develop something similar to her. After all, the Chinese created their own versions of the P-5M and P-12 ballistic missiles (and sent to the Soviet Union) thanks to Nikita Sergeevich Khrushchev, who ordered the transfer of technical documentation for these products to the domestic defense industry.

"Sprint" in Chinese

However, you can assume anything, but the fact remains: the Chinese low and medium altitude missile "Fanxi 1" outwardly turned out to be almost a double of the American Sprint. The first “Counterattack”, like the Sprint, was a two-stage hypersonic rocket. It had to be equipped with a semi-active radar homing head.

True, unlike the fully solid-fuel Sprint, the first stage of the Fanxi-1 had a liquid-propellant rocket engine. In addition - and the Chinese and American systems differed in this - for the near-line interception (here the Americans intended to use only the Sprint missiles), the People's Republic of China also developed the low-altitude Fancy 2 rocket. And the analogue of "Spartan" was to become the anti-missile of the inter-atmospheric interception "Fanxi-3". For Chinese antimissiles, as well as American, nuclear equipment was provided.


It is believed that the Chinese brought to the stage of flight tests only reduced prototypes of the Fanxi-2 rocket launched in 1971 – 1972, and the throwing mass-dimensional models of the Fanxi-1 rocket, the first launches of which took place in the 1979. “Fanxi-3” never saw the sky, much less the space heights - its development was curtailed in the 1977 year. The creation of "Fanxi 2" stopped four years earlier - this element of the missile defense was ultimately considered redundant.

The PLA command, inspired by the first flights of experimental anti-missiles, without waiting for the completion of the work on the Fanxi-3, proposed to deploy a limited missile defense system based on the Fanxi-1 to cover Beijing.

As for the Xinfun antimissile supergun, this ridiculous miracle of Chinese engineering thought was born in the 210 institute, which was under the auspices of the Pro-PKO Academy. The Pioneer project (the “640-2 project”) was submitted to the PRC’s military-political leadership in the year 1967. It turned out to be a real monster, whose 420-millimeter barrel was intended for firing unguided active-reactive nuclear shells with a mass of 160 kilograms against enemy warheads entering the dense layers of the atmosphere. The stationary artillery mount weighed 155 tons.

They even passed the test of "Sinfyna". At the first of them the testing of the 140-millimeter smooth-bore model of the gun took place. From it released 18-kilogram shells, beat at a distance 74 kilometer. They worked with Pioneer until 1977 of the year, and in 1980, work on all of the strategic missile defense weapons in the framework of the “640 project” was finally stopped. This decision was made by the “father” of Chinese economic reforms, Deng Xiaoping, who considered that the program, the prospects for the successful completion of which are far from obvious, is extremely burdensome for the country's budget. The Treaty on the Limitation of Anti-Ballistic Missile Systems, concluded in the 1972 year between the USSR and the USA, played a significant role in this - after all, China was trying to catch up with them.

Be that as it may, the “640 project” has proven to be very useful in strengthening the defense capacity of the PRC. The work carried out within its framework to create appropriate radar systems allowed the Chinese to acquire ground stations for tracking space objects and an early warning of a rocket attack, however, limited in their capabilities in comparison with similar stations in the USSR and the USA. Such radars, in particular, include radar stations "7010" and "110", which formed the basis of the national early warning system of the Middle Kingdom.

Wind in orbit

Today, China, which undoubtedly has the ability to create "classic" ground-based anti-missile systems (at least at the technological level of 80's superpowers), has turned its attention to space. The most promising business there seems to be the mastering of anti-satellite technologies. The level of scientific and technical potential of the People's Republic of China in this area was demonstrated in January 2007, when the Chinese AES fighter jet launched into the polar orbit altitude 853 kilometer destroyed its Chinese meteorological satellite Fyn Yun-1 (Wind and Clouds-1) . The antisatellite struck the "meteorologist" in a kinetic way - a direct hit on him.

To launch the anti-satellite, a promising launch vehicle of the “Kitautozhe” type (“Researcher”) was used. This is a family of Chinese solid-fuel space rockets developed on the basis of the first and second stages of the intercontinental ballistic missile Dunfeng-31 (East Wind-31) and the new third stage, which was tested in 2001 year. Such carriers are capable of delivering a payload of up to 300 – 400 kilograms to the polar orbit.

Judging by some reports, "Kaitaukozhe" can be launched within 20 hours after receiving an order to start not only from a stationary launch pad, but also from a self-propelled launcher. The rocket, which threw the first Chinese satellite-killer into space, launched from an unidentified area near the Xichang cosmodrome (“27 base”) - probably, just from a mobile launcher
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Контратака» и «Пионер» для защиты Поднебесной

«Контратака» и «Пионер» для защиты Поднебесной

На протяжении последних нескольких лет российские государственные мужи, политики и эксперты извели многие тонны бумаги, произнесли сотни тысяч слов по поводу развертывания американской противоракетной обороны. Между тем разработки в области ПРО активно велись (а может быть, и ведутся) не только в Соединенных Штатах, но и в Китайской Народной Республике, причем небезрезультатно.

45 лет назад – 23 февраля 1966 года правительственная Комиссия по оборонной науке, технике и промышленности КНР приняла поэтапно детализированную программу создания национальной противоракетной обороны, которой было присвоено условное наименование «проект 640». Склонные к конспирологии китайцы исходили в данном случае из так называемой директивы 640 – руководящего пожелания, высказанного за пару лет до этого Мао Цзэдуном в разговоре с Цянем Сюэсэнем – основоположником ракетно-космической программы КНР.

Догнать Москву и Вашингтон


Великий кормчий, до которого спецслужбы Поднебесной довели информацию о работах по проблеме стратегической ПРО в Америке и Советском Союзе, заявил тогда о необходимости во что бы то ни стало догнать «империалистов» и «ревизионистов» и в данной сфере. К тому времени в СССР полным ходом шли работы над противоракетной системой А-35, а в США уже была принята на вооружение система заатмосферного перехвата «Найк-Зевс» и разрабатывалась новая система ПРО «Найк-Икс». Территория Китая, в то время серьезно испортившего отношения с Москвой, попала под прицел не только американского, но и советского ракетно-ядерного оружия, прежде всего баллистических ракет средней дальности – Р-5М, Р-12 и Р-14.

Доктор Цянь с коллегами-подчиненными с энтузиазмом взялся за дело. Несмотря на набирающую обороты вакханалию Культурной революции и огромные ресурсы, направленные Пекином на решение первостепенной оборонной задачи – развертывание производства ядерного оружия, китайская противоракетная программа получила высокий государственный приоритет. К ней были привлечены несколько номерных министерств машиностроения, Академия наук КНР, Вторая артиллерия (ракетные войска) и «база 20» – ракетный испытательный полигон, ныне более известный как космодром Шуанченцзы, с которого в 2003-м стартовал на орбиту первый китайский пилотируемый космический корабль.

«Проект 640» предусматривал создание семейства противоракет «Фаньси» («Контратака»), противоракетной пушки (!) «Синьфын» («Пионер») и радиолокационных станций системы раннего предупреждения о ракетном нападении. Кроме того, решено было форсировать работы по строительству наземного испытательного комплекса для противоракет и приступить к разработке ядерных боевых частей для них.

«Контратака» и «Пионер» для защиты Поднебесной

Наиболее активная фаза реализации «проекта 640» пришлась на 70-е годы. В этот период работы по нему велись под эгидой Академии противоракетной и противокосмической обороны – так была переименована по личному указанию премьера Чжоу Эньлая Вторая академия Седьмого министерства машиностроения – аналога советского Минсредмаша, отвечавшего за ракетостроение. Кстати, название «Вторая артиллерия» для ракетных войск Народно-освободительной армии Китая тоже придумал Чжоу Эньлай.

Подход китайцев к созданию противоракет «Фаньси» в основном соответствовал философии, реализованной в американской системе ПРО «Найк-Икс», боевыми средствами которой являлись противоракеты дальнего заатмосферного перехвата «Спартан» и противоракеты ближнего действия «Спринт». Как известно, «Спринт» предназначался для «дострела» головных частей межконтинентальных баллистических ракет, которым удалось бы прорваться к защищаемому объекту, избежав поражения в космическом пространстве основной антиракетой «Спартан».

Причем речь шла не только о принципиальной философии проекта, но и о прямых конструктивных заимствованиях, к которым прибегли китайские инженеры, в случайную конгениальность которых верится с трудом. Зато хорошо известно, что Цян Сюэсэнь как талантливый специалист состоялся именно в США, откуда он и прибыл на историческую родину уже маститым ученым в 1955 году, имея в активе обширные контакты в авиаракетной науке и индустрии Америки. А после его репатриации эти связи вполне могла использовать разведка КНР, хотя китайский Королев и подвергался в Соединенных Штатах ограничениям в ходе тамошней охоты на «коммунистических ведьм».

С другой стороны, вовсе не исключено, что при конструировании своих антиракет китайцы тщательно изучали открытую западную военно-техническую литературу, в том числе популярную, где о системе «Найк-Икс» и ее дальнейших клонах – «Сентинел» и «Сейфгард» рассказывалось в подробностях, совершенно недопустимых, скажем, для печати СССР. И имей Китай в своем распоряжении документацию на советскую противоракетную систему А-35, он скорее всего попытался бы разработать нечто подобное именно ей. Ведь собственные варианты баллистических ракет Р-5М и Р-12 китайцы создали (и направили на Советский Союз) благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, распорядившемуся передать им техническую документацию на эти изделия отечественного ОПК.

«Спринт» по-китайски

Впрочем, предполагать можно все что угодно, но факт остается фактом: китайская мало- и средневысотная противоракета «Фаньси-1» внешне получилась практически двойником американского «Спринта». Первая «Контратака», как и «Спринт», представляла собой двухступенчатую гиперзвуковую ракету. Она должна была оснащаться полуактивной радиолокационной головкой самонаведения.

Правда, в отличие от полностью твердотопливного «Спринта» первая ступень «Фаньси-1» имела жидкостный ракетный двигатель. Кроме того – и в этом разнились китайская и американская системы – для ближнего рубежа перехвата (здесь американцы намеревались применять только ракеты «Спринт») в КНР разрабатывалась еще и маловысотная ракета «Фаньси-2». А аналогом «Спартану» предстояло стать противоракете заатмосферного перехвата «Фаньси-3». Для китайских противоракет, как и американских, предусматривалось ядерное снаряжение.

Считается, что китайцы довели до стадии летных испытаний только уменьшенные макеты ракеты «Фаньси-2», запущенные в 1971–1972 годах, и бросковые массогабаритные макеты ракеты «Фаньси-1», первые старты которых состоялись в 1979-м. «Фаньси-3» так и не увидела ни неба, ни тем более космических высот – ее разработка была свернута в 1977 году. Создание «Фаньси-2» прекратилось на четыре года раньше – этот элемент ПРО в конечном итоге сочли излишним.

Командование НОАК, воодушевленное первыми полетами экспериментальных антиракет, не дожидаясь завершения работ по «Фаньси-3», предложило развернуть ограниченную систему ПРО на основе «Фаньси-1» для прикрытия Пекина.

Что касается противоракетной суперпушки «Синьфын», то это нелепое чудо китайской инженерной мысли рождалось в 210-м институте, находившемся под эгидой Академии ПРО-ПКО. Проект «Пионера» («проект 640-2») был представлен на рассмотрение военно-политического руководства КНР в 1967 году. Получился настоящий монстр, 420-миллиметровый ствол которого предназначался для выстреливания неуправляемых активно-реактивных ядерных снарядов массой 160 килограммов навстречу входящим в плотные слои атмосферы вражеским боеголовкам. Стационарная артиллерийская установка весила 155 тонн.

Прошли даже испытания «Синьфына». На первых из них состоялось опробование 140-миллиметровой гладкоствольной модели орудия. Из него выпускали 18-килограммовые снаряды, бившие на дальность 74 километра. С «Пионером» возились до 1977 года, а в 1980-м работы по всем огневым средствам стратегической ПРО в рамках «проекта 640» были окончательно прекращены. Такое решение принял «отец» китайских экономических реформ Дэн Сяопин, посчитавший, что программа, перспективы успешного завершения которой далеко не очевидны, крайне обременительна для бюджета страны. Немалую роль в этом сыграл и Договор об ограничении систем противоракетной обороны, заключенный в 1972 году между СССР и США, – ведь именно их пытался догнать Китай.

Как бы то ни было, «проект 640» оказался весьма полезным для укрепления обороноспособности КНР. Проводившиеся в его рамках работы по созданию соответствующих радиолокационных систем позволили китайцам обзавестись наземными станциями слежения за космическими объектами и раннего предупреждения о ракетном нападении, впрочем, ограниченными по своим возможностям в сравнении с аналогичными станциями СССР и США. К таким радарам, в частности, относятся радиолокационные станции «7010» и «110», которые составили основу национальной СПРН Поднебесной.

Ветер на орбите

Сегодня Китай, несомненно, располагающий возможностями создания «классических» наземных противоракетных комплексов (по крайней мере на технологическом уровне сверхдержав 80-х годов), обратил свой взор в космос. Более перспективным делом там, видимо, считают овладение противоспутниковыми технологиями. Достигнутый в этой области уровень научно-технического потенциала КНР был продемонстрирован в январе 2007 года, когда выведенный на полярную орбиту высотой 853 километра китайский истребитель ИСЗ уничтожил отслуживший свое китайский же метеорологический сателлит «Фын Юнь-1» («Ветер и облака-1»). Противоспутник поразил «метеоролога» кинетическим образом – прямым в него попаданием.

Для запуска противоспутника использовалась перспективная ракета-носитель типа «Кайтуочже» («Исследователь»). Это семейство китайских твердотопливных космических ракет, разработанных на основе первой и второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты «Дунфын-31» («Восточный ветер-31») и новой третьей ступени, которая прошла испытания в 2001 году. Такие носители способны доставлять полезную нагрузку массой до 300–400 килограммов на полярную орбиту.

Судя по некоторым сообщениям, «Кайтуочже» могут быть запущены в течение 20 часов после получения приказа на старт не только со стационарного пускового стола, но и с самоходной пусковой установки. Ракета, забросившая в космос первый китайский спутник-убийцу, стартовала из неустановленного района вблизи космодрома Сичан («база 27») – надо полагать, как раз с мобильного «пускача»
Автор: Константин Чуприн
Первоисточник: http://vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. строго запрещен 7 октября 2011 16:42
    КЫТАЙСКАЯ УГРОЗА . ОПЯТЬ НЫТИКИ
    строго запрещен
  2. dred 1 декабря 2011 17:50
    наша техника везде можно сказать что это очень даже хорошо.
    dred

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня