FGFA: ПАК ФА для Индии

FGFA: ПАК ФА для Индии


В истребительной авиации на данный момент самым передовым является т.н. пятое поколение. Хотя его корни уходят еще в 80-е годы прошлого века, это новейшее поколение самолетов пока не получило массового распространения. Единственный серийный истребитель, причисляемый к нему – американский F-22 Raptor – вызывает множество споров. И не только экономического или эксплуатационного плана. Часто приходится слышать доводы, апеллирующие к летным данным, мол, пятое поколение должно разгоняться до сверхзвука, не используя форсаж. Да и аппаратура американского истребителя вызывает много вопросов. Но сейчас разговор не о поколении «Раптора».

Тем не менее, еще в начале 2000-х Индия начала переговоры с американцами на предмет возможности поставок F-22. Но США ни тогда, ни сейчас не имеют желания продавать новейший истребитель. Максимум, на что могут надеяться покупатели – F-35, который даже сейчас только проходит испытания. Хотя вариант с F-35 частично и устраивал индийские ВВС: их требованиям соответствовал однодвигательный самолет, дальше переговоров дело не пошло.


Приблизительно в одно время с началом переговоров между Индией и США ОКБ им. Сухого предложила индийцам вариант с совместной разработкой нового самолета пятого поколения. В нем предлагалось использовать уже существующие наработки по теме, а работы проводить вместе на базе российских предприятий. Но представители индийского авиапрома от такого варианта отказались. Почему именно неизвестно, но, скорее всего, дело в требующихся затратах на НИОКР и сроках: результат совместных работ придется подождать несколько лет, а у американцев «Раптор» уже готов.

Пока индийцы вели неудавшиеся переговоры с США, в ОКБ Сухого работали над собственным проектом истребителя 5 поколения по программе ПАК ФА. К моменту, когда стало понятно, что никто не продаст Индии готовый истребитель, российские конструкторы уже создали проект самолета Т-50. Вспомнив старое предложение о совместной работе, индийская сторона предложила все-таки сотрудничать на ниве создания истребителя пятого поколения. Осенью 2007 состоялось подписание соглашения о совместных работах. Согласно ему индийская сторона участвовала только финансово, а все проектные работы и строительство готовых самолетов отводились России. Но в конце 2008-го роли в проекте перераспределили. Электроникой самолета – БРЭО, системы управления, навигационное оборудование и т.д – займется Индия в лице Hindustan Aeronautics Limited. Планер самолета, двигатели и остальная аппаратура «достались» ОАО «Сухой». Программа получила название FGFA: Fifth Generation Fight Aircraft – истребитель пятого поколения.

Поскольку FGFA будет разрабатываться на базе Т-50, опытные образцы истребителя-основы с 2009 года несколько раз демонстрировались индийским делегациям. По словам одного из авиационных чиновников Индии, первая демонстрация Т-50 как током ударила делегатов. Еще бы, заявленные характеристики самолета впечатляют.

Планируется, что Т-50 и FGFA будут иметь большую степень унификации, что скажется на стоимости самолетов. Отмечается, что в перспективе FGFA может стать не просто совместным российско-индийским самолетом «для своего пользования», но и экспортной модификацией Т-50 для поставки в третьи страны. Суммарная стоимость программы пока оценивается в 8-9 млрд долларов, хотя пока нельзя исключать и увеличения или уменьшения этой цифры.

Первый полет новой машины запланирован на 2017 год, а в войска FGFA должен пойти только в 19-м. На данный момент идет работа только над эскизным проектом нового истребителя. Поэтому точных данных о составе его оборудования, вооружения и т.д. пока нет. А даже если они и появятся, то могут очень быстро устареть. И все же попробуем представить, что поднимется в небо через шесть лет.

Внешне самолет будет, как минимум, очень похож на уже летающий Т-50. Все-таки унификация обязывает, да и пятому поколению больше свойственны различия в «начинке», чем во внешнем виде.

С двигателями разработчики, вроде бы, определились. Это АЛ-41Ф1С или «Изделие 117С». Это обновленная версия двигателя АЛ-41Ф1, который предназначен для установки на первых Т-50 и на серийных Су-35С. Тяга двигателя с пометкой «С» больше тяги базового на 2 тонны и составляет 14500 кгс, а межремонтный ресурс увеличен до 4000 часов, что в четыре раза больше, чем у АЛ-41Ф1. Таким образом, можно надеяться на увеличение тяговооруженности самолета на 10-15% по сравнению с нынешним вариантом Т-50.

БРЭО, скорее всего, будет аналогично установленному на Т-50. Однако рассматривается вариант с расширением возможностей аппаратуры при помощи т.н. «стеклянной кабины».

Относительно вооружения FGFA почти ничего неизвестно, но, скорее всего, он сможет нести ПКР BrahMos, но это непроверенная информация.

Всего в ходе программы Индия планирует построить 50 одноместных машин и две сотни двухместных с возможностью использования их как учебно-тренировочных.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 2
  1. dim0n4 5 октября 2011 09:30
    Нет на Т-50 движка АЛ-41, не пошел он в серию, равно как и Изд.117С. То что сейчас есть это Изд.117эт.2, но и этот двигатель пока находится в разработке
    dim0n4
  2. Vadivak 5 октября 2011 23:38
    Не переживайте, пойдет никуда не денется, какой двигатель на самолете сразу приживался? Это ж самая важная деталь, тут надо тщательней

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня