FGFA: PAK FA for India



In the fighter aircraft at the moment the most advanced is the so-called. fifth generation. Although its roots go back to the 80s of the last century, this newest generation of aircraft has not yet received widespread distribution. The only serial fighter attributed to it - the American F-22 Raptor - causes a lot of controversy. And not only an economic or operational plan. We often hear arguments appealing to flight data, they say, the fifth generation should accelerate to a supersonic sound, without using an afterburner. And the equipment of the American fighter raises many questions. But now the conversation is not about the Raptor generation.


However, at the beginning of 2000, India began negotiations with the Americans on the possibility of supplying F-22. But the United States neither then nor now have the desire to sell the latest fighter. The maximum that customers can hope for is the F-35, which even now is just being tested. Although the option with the F-35 was partially arranged for the Indian Air Force: a single-engine aircraft met their requirements, the matter did not go further than the negotiations.

At about the same time as the start of negotiations between India and the United States, the OKB Design Bureau. Sukhoi offered the Indians the option of jointly developing a fifth generation aircraft. It was proposed to use the existing developments on the topic, and the work carried out together on the basis of Russian enterprises. But representatives of the Indian aviation industry refused this option. Why it is not known, but, most likely, the matter is in the required costs for R & D and terms: the result of joint work will have to wait a few years, while the Americans have Raptor ready.

While the Indians had failed negotiations with the United States, the Sukhoi Design Bureau was working on its own project of a generation 5 fighter under the PAK FA program. By the time it became clear that no one would sell the finished fighter to India, the Russian designers had already created the T-50 aircraft project. Remembering the old proposal to work together, the Indian side offered to cooperate in the field of creating a fifth-generation fighter. In the autumn of 2007, a joint work agreement was signed. According to him, the Indian side participated only financially, and all design work and construction of finished aircraft were assigned to Russia. But at the end of 2008, the roles in the project were redistributed. Aircraft electronics - avionics, control systems, navigation equipment, etc. - will India deal with Hindustan Aeronautics Limited. The glider of the aircraft, engines and the rest of the equipment "got" of JSC "Sukhoi". The program was named FGFA: Fifth Generation Fight Aircraft - the fifth generation fighter.

Since the FGFA will be developed on the basis of the T-50, the prototype prototype fighter from the 2009 year has been demonstrated to Indian delegations several times. According to one of the aviation officials of India, the first demonstration of the T-50 as a current hit the delegates. Still, the declared characteristics of the aircraft are impressive.

It is planned that T-50 and FGFA will have a greater degree of unification, which will affect the cost of the aircraft. It is noted that in the future, FGFA may become not just a joint Russian-Indian aircraft “for its own use”, but also an export modification of the T-50 for delivery to third countries. The total cost of the program is still estimated at 8-9 billion dollars, although it is not possible to exclude the increase or decrease of this figure.

The first flight of the machine is scheduled for 2017 year, and the FGFA should go to the troops only in 19. At the moment, we are working only on the draft design of the new fighter. Therefore, accurate data on the composition of its equipment, weapons, etc. not yet. And even if they appear, they can very quickly become obsolete. And still try to imagine what will rise into the sky in six years.

Externally, the aircraft will be at least very similar to the already flying T-50. Still, unification obliges, and differences in the “stuffing” are more characteristic of the fifth generation than in appearance.

With the developers of the developers, like, decided. This is the AL-41F1C or "Product 117C." This is an updated version of the AL-41F1 engine, which is designed for installation on the first T-50 and on the serial Su-35С. The engine marked “C” has more thrust from the base on 2 tons and is 14500 kgf, and the overhaul life is increased to 4000 hours, which is four times more than the AL-41Ф1. Thus, we can hope for an increase in thrust-carrying capacity of the aircraft by 10-15% compared with the current version of the T-50.

Avionics is likely to be similar to the one installed on the T-50. However, the variant with the expansion of the capabilities of the equipment with the help of the so-called. "Glass cabin".

Regarding the weapons of FGFA, almost nothing is known, but most likely he will be able to carry the BrahMos RCC, but this is unverified information.

In total, during the program, India plans to build 50 single-seat cars and two hundred doubles with the possibility of using them as training facilities.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

FGFA: ПАК ФА для Индии

2


В истребительной авиации на данный момент самым передовым является т.н. пятое поколение. Хотя его корни уходят еще в 80-е годы прошлого века, это новейшее поколение самолетов пока не получило массового распространения. Единственный серийный истребитель, причисляемый к нему – американский F-22 Raptor – вызывает множество споров. И не только экономического или эксплуатационного плана. Часто приходится слышать доводы, апеллирующие к летным данным, мол, пятое поколение должно разгоняться до сверхзвука, не используя форсаж. Да и аппаратура американского истребителя вызывает много вопросов. Но сейчас разговор не о поколении «Раптора».

Тем не менее, еще в начале 2000-х Индия начала переговоры с американцами на предмет возможности поставок F-22. Но США ни тогда, ни сейчас не имеют желания продавать новейший истребитель. Максимум, на что могут надеяться покупатели – F-35, который даже сейчас только проходит испытания. Хотя вариант с F-35 частично и устраивал индийские ВВС: их требованиям соответствовал однодвигательный самолет, дальше переговоров дело не пошло.

Приблизительно в одно время с началом переговоров между Индией и США ОКБ им. Сухого предложила индийцам вариант с совместной разработкой нового самолета пятого поколения. В нем предлагалось использовать уже существующие наработки по теме, а работы проводить вместе на базе российских предприятий. Но представители индийского авиапрома от такого варианта отказались. Почему именно неизвестно, но, скорее всего, дело в требующихся затратах на НИОКР и сроках: результат совместных работ придется подождать несколько лет, а у американцев «Раптор» уже готов.

Пока индийцы вели неудавшиеся переговоры с США, в ОКБ Сухого работали над собственным проектом истребителя 5 поколения по программе ПАК ФА. К моменту, когда стало понятно, что никто не продаст Индии готовый истребитель, российские конструкторы уже создали проект самолета Т-50. Вспомнив старое предложение о совместной работе, индийская сторона предложила все-таки сотрудничать на ниве создания истребителя пятого поколения. Осенью 2007 состоялось подписание соглашения о совместных работах. Согласно ему индийская сторона участвовала только финансово, а все проектные работы и строительство готовых самолетов отводились России. Но в конце 2008-го роли в проекте перераспределили. Электроникой самолета – БРЭО, системы управления, навигационное оборудование и т.д – займется Индия в лице Hindustan Aeronautics Limited. Планер самолета, двигатели и остальная аппаратура «достались» ОАО «Сухой». Программа получила название FGFA: Fifth Generation Fight Aircraft – истребитель пятого поколения.

Поскольку FGFA будет разрабатываться на базе Т-50, опытные образцы истребителя-основы с 2009 года несколько раз демонстрировались индийским делегациям. По словам одного из авиационных чиновников Индии, первая демонстрация Т-50 как током ударила делегатов. Еще бы, заявленные характеристики самолета впечатляют.

Планируется, что Т-50 и FGFA будут иметь большую степень унификации, что скажется на стоимости самолетов. Отмечается, что в перспективе FGFA может стать не просто совместным российско-индийским самолетом «для своего пользования», но и экспортной модификацией Т-50 для поставки в третьи страны. Суммарная стоимость программы пока оценивается в 8-9 млрд долларов, хотя пока нельзя исключать и увеличения или уменьшения этой цифры.

Первый полет новой машины запланирован на 2017 год, а в войска FGFA должен пойти только в 19-м. На данный момент идет работа только над эскизным проектом нового истребителя. Поэтому точных данных о составе его оборудования, вооружения и т.д. пока нет. А даже если они и появятся, то могут очень быстро устареть. И все же попробуем представить, что поднимется в небо через шесть лет.

Внешне самолет будет, как минимум, очень похож на уже летающий Т-50. Все-таки унификация обязывает, да и пятому поколению больше свойственны различия в «начинке», чем во внешнем виде.

С двигателями разработчики, вроде бы, определились. Это АЛ-41Ф1С или «Изделие 117С». Это обновленная версия двигателя АЛ-41Ф1, который предназначен для установки на первых Т-50 и на серийных Су-35С. Тяга двигателя с пометкой «С» больше тяги базового на 2 тонны и составляет 14500 кгс, а межремонтный ресурс увеличен до 4000 часов, что в четыре раза больше, чем у АЛ-41Ф1. Таким образом, можно надеяться на увеличение тяговооруженности самолета на 10-15% по сравнению с нынешним вариантом Т-50.

БРЭО, скорее всего, будет аналогично установленному на Т-50. Однако рассматривается вариант с расширением возможностей аппаратуры при помощи т.н. «стеклянной кабины».

Относительно вооружения FGFA почти ничего неизвестно, но, скорее всего, он сможет нести ПКР BrahMos, но это непроверенная информация.

Всего в ходе программы Индия планирует построить 50 одноместных машин и две сотни двухместных с возможностью использования их как учебно-тренировочных.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    2 комментария
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. dim0n4
      +2
      5 октября 2011 09:30
      Нет на Т-50 движка АЛ-41, не пошел он в серию, равно как и Изд.117С. То что сейчас есть это Изд.117эт.2, но и этот двигатель пока находится в разработке
    2. +5
      5 октября 2011 23:38
      Не переживайте, пойдет никуда не денется, какой двигатель на самолете сразу приживался? Это ж самая важная деталь, тут надо тщательней

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»