Лента раздора?
По инициативе ЦК БРСМ в Белоруссии накануне празднования 70-летия Великой Победы активисты организации принялись массово распространять красно-зелёную ленту. Не будем давать повод обвинять кого-либо в конспирологии, примем на веру, что всё произошло «откуда ни возьмись». И это «откуда ни возьмись» совпало с 70-летием Победы. «Вдруг» сняли георгиевские ленты с минского ГУМа. Знаете ли, это прекрасная позиция — «вдруг» или «откуда ни возьмись»! По крайней мере, она полностью освобождает от ответственности.
Что было, то было. А потому посмотрим на последствия. Что мы можем потерять и что приобрести?
Проявим уважение к семиотике. По сути, георгиевская лента является знаком-символом, в котором означаемое и означающее связано между собой по предварительной договорённости. Символы живут с нами, обрастают легендами и мифами, тёплыми детскими воспоминаниями и историческими свершениями. И чем масштабнее символ, тем легче его ошельмовать. Символу более 200 лет. Впервые георгиевская лента появилась вместе с георгиевским орденом в 1769 году (до объявления о независимости США оставалось ещё целых 7 лет).
Но это сухие факты. Как же это реализуется в жизни? Той жизни, что бьёт ключом (и всё по голове). Когда ветеран из далёкого Бишкека или седовласый воин из Горно-Алтайска, сын Кубани в лихой папахе или постаревший джигит, встретившись в любом городе на параде Победы, будут чувствовать неразделимую общность, ловить восхищённые взгляды мальчишек, вспоминая себя перед старшими товарищами, прошедшими Первую мировую, оставившую на их груди знаменитые «Георгии». А молодая поросль вместе с тем наконец начнёт искать то, что их объединяет, а не разобщает. И пока высоколобые политики будут бубнить про взаимную интеграцию, мальчишки уже интегрируются через более ясные вещи. И становится не важно, гражданином какой страны ты стал, важно, какие общие ценности некогда нас объединили, указали вектор развития. И можно спорить до хрипоты, но ни один госкомитет ещё не сделал большего для культурной самоидентификации и воссоединения в рамках союзного государства России и Белоруссии, нежели Красное Знамя Победы и более скромная георгиевская лента.
В данном историческом разрезе инициатива БРСМ выглядит как минимум недоразумением. Но крайне удачным для определённых слоёв. Вот уже и либеральные СМИ возопили очередную «перемогу». В ответ на удивления посыпался стандартный набор обвинений в имперских амбициях, столь характерный для «разжигания» национальных комплексов. И через пару лет не найдётся в Минске молодого парня, что, оторвавшись от парада московского по ТВ, побежит на свой парад. А главное, много ли было нужно, чтобы братские объятия отозвались противным пощипыванием кожи? Много ли лет прошло с тех пор, как мы называли украинцев братьями, жалели их, понимающе кивали в ответ? Неужели история нас ничему не учит? И мы снова окажемся у разбитого корыта, чтобы в очередной раз развести руками: «вдруг», «откуда ни возьмись». Конечно, это близко к преувеличению. Но не велики ли ставки в случае промаха?
Ведь всего год назад на Украине протащили новый символ, новый знак собственной самоидентификации — «червонный мак». И акценты сместились, и даты подтёрли. Ведь любой путь начинается с первого шага, главное — направление.
Для себя вопрос самоидентификации автор решил просто и со вкусом (см. фото).
Информация