Война войной, а коммерция коммерцией. Коммерческие пушки Первой мировой войны
Сначала мы рассмотрим 15 см М-1913 коммерческую полевую гаубицу германской фирмы «Крупп». Следует отметить, что это орудие не следует путать с 15-см орудием немецкой армии (фактический калибр 149,7 мм) — гаубицей, которая поступила на вооружение летом 1913 года и была одной из стандартных тяжелых полевых гаубиц в годы Первой мировой войны. Это орудие экспортировалось в Османскую Турцию и в Швейцарию. И знаете, в чем их главное отличие? В калибре! У коммерческих 15-см М-1913 фактический калибр был равен 149,1 мм, то есть стандартными снарядами германской армии из них стрелять было нельзя. И это при том, что в документах они точно также отмечались как 15-см. До этого была выпущена коммерческая полевая гаубица такого же калибра, которая экспортировалась в Японию (М/06), Аргентину (М-1904), Болгарию (М-1906) и Турцию, где была обозначена как «Гаубица L/14». Очень похожее орудие было экспортировано в Японию в качестве 150-мм (тип 38 — модель 1905) полевой гаубицы. М-1906 была производной от конструкции немецкой армии 15 см полевой гаубицы образца 1902 года. У той ствол был длиной 1796 мм, или L/12. Весила она две тонны, имела максимальный угол подъема ствола +42°, начальную скорость снаряда 325 м/сек и максимальную дальность 7,45 километров. Отмечается, что тем же японцам это орудие понравилось своей компактностью, но именно его снаряды обрушились немцам на голову, когда Япония выступила на стороне Антанты!
Гаубицы серии М-1906 отличались от стандартных германских более длинными стволами (L/14), но меньшим объемом зарядной каморы, поэтому начальная скорость снаряда у них была ниже — 300 м/сек и дальность — только 6,8 километров. М-1906 были проданы в Японию без щитов, в то время как болгарские и турецкие были снабжены щитами. Японский Тип 38 150-мм (фактический калибр 149,1-мм) полевой гаубицы был почти идентичен М-1906, за исключением уменьшенных размеров. В частности стол укоротили еще больше — до L/11, из-за чего максимальная дальность понизилась до 5,9 километра. Кроме того, боеприпасы японской гаубицы отличались от европейских, а затвор был поршневой, «шнейдеровский» и имел обтюратор Банджа. Почему японцы отказались от клинового затвора, характерного для большинства немецких и австрийских орудий, — неясно. В дополнение к поставкам от фирмы «Круппа» из Германии японцы построили в Осаке завод-арсенал, где начали выпускать эти же гаубицы уже по лицензии, но по иронии судьбы первые тридцать гаубиц были сделаны из французской стали. Аргентина также получила некоторое количество 150-мм (149,1-мм) гаубиц, а потом такие же орудия поставлялись в Болгарию.
Царской России Крупп предложил 152-мм (реально 152,4-мм) гаубицы образца 1909 и 1910 гг., которые были в значительной степени основаны на конструкции М-1906. Различия между ними были следующие: длина ствола — L/16 и L/15 соответственно; у М-1909 максимальный угол возвышения — +60°, начальная скорость — около 381 м/сек и дальнобойность — более 9 километров, у М-1910 — 350 м/сек, угол возвышения — +45°, а дальнобойность — 8,2 км. М-1909 была существенно тяжелее, чем большинство орудий Круппа, — 3,8 тонны против 2,2 тонны у М-1910. Это резко контрастирует с 2,1 тонны у М-1906 и 2,3 тонны у М-1913. Но зато это орудие меньше подскакивало при стрельбе. Внешне их отличал изогнутый щит, который мог прикрыть весь расчет почти полностью. В итоге Россия купила сто или даже меньше орудий одной из этих моделей, но в конечном итоге они были стандартизированы по типу орудий фирмы «Шнейдер» образца 1910 г. С этим калибром у Круппа в России что-то не задалось!
Что касается коммерческих гаубиц, М-1913, то внешне они легко узнаваемы, так как имеют ступенчатый ствол. Передняя часть люльки закрыта откидной крышкой-пластиной, которая защищает ее механизм. По сути это обновление ранее выпущенной модели М-1906, за исключением того, что они с самого начала рассчитывались на буксировку при помощи трактора. Болгария также стала одним из основных потребителей этой модели, а затем ее же стала покупать Италия. Италия приняла эту гаубицу на вооружение в 1914 году, накануне Первой мировой войны, и обозначила ее как 149-mm Obice да-149/12А. Италия получила 112 гаубиц от Круппа, прежде чем вступила в войну против Германии на стороне Антанты. Обозначение 149/12 указывает на орудие со стволом длиной L/12 вместо фактической длины L/14; но, может быть, итальянцы просто мерили от передней части казенника вместо того, чтобы мерить от его торца? Фирмы «Ансальдо» и «Виккерс-Терни» получили лицензию на производство орудия в Италии. Но так как Италия вступила в войну на стороне союзников, это привело к любопытной ситуации для немецких и австро-венгерских войск, противостоящих итальянским войскам: на них по сути дела обрушился огонь германской артиллерии! С конца 1915 до 1919 года «Ансальдо» и «Виккерс-Терни» произвели почти 1500 гаубиц, причем основная часть этого количества была произведена в 1917 и 1918 годах. «Моделло 1918» получила изогнутый щит, расположенный перед колесной осью, и пару мест для членов расчета. «Моделло 1914» и «Моделло 1918» продолжали служить и во время Второй мировой войны. Италия поставила некоторые из этих гаубиц Албании и двенадцать гаубиц Польше в 1919 году.
Гаубицы фирмы «Шкода» М. 14 также продавались в различные страны, но они были на целую тонну тяжелее аналогичных орудий фирмы «Крупп» и внешние сильно от них отличались. Чисто внешне они выглядят крупнее, тяжелее и прочнее, колеса имеют более широкую базу, чем у их немецких конкурентов.
М. 14 и М. 14/16 были способны «задирать ствол» на +70º, куда лучше, чем +43º у Круппа. Но… Крупп «Шкоду» все равно обошел, хотя «шкоды» давали максимальную дальность почти в девять километров (сравните это с максимальной дальности коммерческой гаубицы «Круппа», которая была менее семи); то есть «бренд уже тогда был бренд» либо при покупках кого надо очень хорошо «подмазывали»!
Полевая гаубица фирмы «Шкода» М. 14. Военный музей в Вене
Ствол гаубицы «Шкода» был длиной 1836 мм против 1806 мм у гаубиц фирмы «Круппа», хотя это и не критично, но все-таки. Казенник у них тоже массивнее, чем у немцев, но это уже чисто психологическое преимущество. Реально это лишние килограммы, которые нужно возить.
В общей сложности фирма «Шкода» выпустила около 1000 таких орудий, которые были экспортированы во время Первой мировой войны в Турцию и служили там бок о бок с крупповскими. После войны они были включены в арсеналы таких новых стран, как Австрия, Венгрия, Чехословакия, Польша и Югославия. Греция получила несколько таких гаубиц, захваченных, несомненно, у Австро-Венгрии и у турок, в частности, в 1920-1921 гг. во время греко-турецкой войны. В середине 1930-х годов все они получили штампованные стальные диски и шины из твердой резины, что позволило повысить скорость буксировки. Некоторым даже добавили дульные тормоза.
Германская гаубица 15 см sFH 13 L14. Канадский военный музей в Брантфорде, Онтарио. Обратите внимание на ее характерную особенность: ствол значительно короче люльки, которая выступает за его габариты. На коммерческих орудиях такого почему-то не было
Главной особенностью германских орудий был клиновой затвор с горизонтальным клином. 15 см sFH 13 L14. Брантфорд, Онтарио
В заключение следует отметить, что «Шнейдер», «Крупп» и «Шкода» в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, были самыми продаваемыми марками орудий не только в Европе, но и во всем мире. Ну, а воевали они от Циндао на востоке до района Гран-Чако в Южной Америке, прошли всю Первую мировую войну, а затем еще и Вторую… Причем поставки осуществлялись по принципу «кто платит, тот и получает», а на политические и военные последствия своих поставок фирмы, как правило, внимания не обращали. Ничего личного, просто бизнес!
А вот эту германскую гаубицу занесло в Уэльс, где она выставлена как память о днях той войны…
Информация