И кому это надо



Москва и Париж продолжают переговоры о судьбе контракта по «Мистралям». И в их позитивном разрешении Франция заинтересована куда больше, чем Россия.


Во Франции прошли очередные испытания «Севастополя» - второго корабля типа Мистраль, построенного для России в рамках заключенного в 2011 году контракта. Согласно договору, Севастополь должен быть поставлен России во второй половине этого года, однако его судьба как и в случае с первым кораблем - Владивостоком - находится под вопросом. Париж заморозил выполнение контракта после начала гражданской войны на Украине, и ставит его возобновление в зависимость от выполнения Украиной и ополченцами минских соглашений. Которые изначально рассматривались всеми сторонами не как долгосрочная дорожная карта, а как временное решение.

Ирония в том, что, по сути, России выгоден любой исход эпопеи с Мистралями (если не брать в расчет экзотические варианты, например передачу готовых кораблей украинским властям). Конечно, оптимальным вариантом была бы поставка кораблей российским ВМФ. Причем самая большая выгода от этой поставки не столько в военном плане (ряд экспертов уже не раз писали о том, что эти корабли российскому флоту с его задачами попросту не нужны), сколько в политическом. Выполнение Францией контракта станет серьезным ударом по позициям тех стран ЕС, которые выступают за изоляцию России. Более того, положительное решение вопроса с Мистралями может оказаться важным символическим шагом, который ознаменует начало конструктивного российско-европейского диалога о выходе из украинского кризиса (сейчас скорее идет диалог о диалоге).

Если же корабли не будут поставлены, то Москва тоже не сильно расстроится. Она получит неплохую (даже с учетом того, что Владимир Путин великодушно избавил Францию от необходимости выплачивать дополнительную неустойку) компенсацию в виде понесенных ей ранее расходов на контракт, а ослабит своего конкурента на мировом рынке вооружений. Ведь окончательный отказ Парижа от исполнения контракта станет серьезным ударом по репутации Франции как надежного поставщика оружия, который не ставит выполнение своих обязательств выше специфики политического момента. Для сравнения, Москва возобновлением поставок С-300 в Иран такое клеймо с себя сняла.

В свою очередь, Париж находится в куда более сложном положении. Он вынужден выбирать между двумя плохими сценариями, поскольку оптимальный - возобновление исполнения контракта на фоне достижения компромисса между Москвой и Брюсселем по украинским делам - в ближайшее время вряд ли предвидится.

Так, Франция может продолжать стоять на своем и отказываться поставлять Мистрали до нормализации ситуации на Украине. В этом случае Париж не только вынужден будет компенсировать расходы как России, так и верфи, на которой строились корабли. Франция упустит историческую возможность заработать политические очки. Реализовав контракт, Париж повысит статус своих отношений с Москвой, и за счет этого сможет сыграть крайне выгодную во всех отношениях роль посредника в диалоге между Россией и Евросоюзом. И тем самым как минимум восстановит свое значение в Европе, утерянное после прихода в Елисейский дворец Франсуа Олланда и резкого возвышения Ангелы Меркель. А как максимум получит выгодные контракты на российском рынке.

Однако одностороннее решение о поставке Мистралей в России грозит французам другими, более серьезными проблемами. Оно будет фактически означать подрыв европейской солидарности, и повлечет за собой серьезные дезинтеграционные последствия в ЕС. В перспективе запущенная цепная реакция может даже привести к переформатированию Евросоюза в соответствии с желаниями Лондона - в общеевропейский форум.

На сегодняшний день в Париже нет понимания как выходить из этой неприятной вилки. Очевидно лишь то, что решение нужно искать в виде какого-то компромисса с Москвой. «Этот вопрос обсуждался, и до сих пор остается предметом обсуждения. Мы в процессе переговоров, пытаемся найти решение, чтобы выйти из кризиса», - заявил Франсуа Олланд.

В свою очередь, Москва не намерена топить Францию, и готова дать ей время для выхода тупика. «Пока условия соглашения позволяют и нам, и французам искать компромиссное решение, не обращаясь в суды. Когда это время закончится, тогда уже будем определяться с дальнейшими шагами, – заявил гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин. – Около двух месяцев есть точно. Возможно, за это время появятся какие-то компромиссные решения».

Некоторые эксперты считают, что решение удастся найти в краткосрочной перспективе. «Думаю, все должно решиться в ближайшее время. Необходимо ликвидировать это яблоко раздора между Россией и Францией», - заявил бывший министр обороны Франции Жан-Пьер Шевенман. Налицо действительно дедлайн по срокам поставки, после которого Россия должна будет определяться относительно подачи иска. Однако маловероятно, что за обозначенные Анатолием Исайкиным 2 месяца произойдут какие-то кардинальные изменения на Украине (по крайней мере, в сторону улучшения), которые позволят Франции реализовать оптимальный вариант и поставить в Россию Мистрали с согласия ЕС. И поэтому ей придется либо поставлять два корабля, либо нет.
Автор:
Геворг Мирзаян
Первоисточник:
http://expert.ru/2015/04/20/i-komu-eto-nado/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти