Работай крыльями!

Работай крыльями!


За прошедший год лидеры уральского ОПК заметно смогли нарастить объемы производства продукции. Но если перспективы увеличения объемов поставок для производителей авиационных комплектующих очевидны, то производители сухопутной техники в самое ближайшее будущее может ожидать снижение объемов выпускаемой военной продукции.

Оборонная индустрия Российской Федерации активно стала выходить из финансового кризиса: анализ топ-20 самых крупных российских компаний ОПК по объему доходов в 2010 году, который составил Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), показывает позитивную динамику. Из уральских компаний в перечень вошли четыре предприятия: Уфимское моторостроительное ПО (УМПО), которое входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации, занимает третье место; НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) – шестое, группа «Мотовилихинские заводы» — 14-е, Курганмашзавод — 15-е. Совсем недалеко в списке расположился «Уральский оптико-машинный завод» (УОМЗ): военная продукция этого завода играет ключевую роль. По результатам 2009 года завод был в конце двадцатки ренкинга, однако прибыли 2010-го все же не хватило, чтобы остаться в двадцатке (в ренкинг попали компании, которые раньше не раскрывали о себе информацию).


Может показаться, что позитивная динамика внушает определенный оптимизм. Подъем объемов производства, в отличие от кризисного 2009 года, показывают компании всех направлений: как поставщики комплексов для морского вооружения и авиации, так и изготовители легкой и тяжелой бронетехники. Очевидным стал и рост прибыли от экспорта (это, скорей всего, говорит о том, что внутренний гособоронзаказ упал). Но как показывает проведенный анализ данных уже выполненных, заключенных и запланированных договоров указывает, что для экспортеров техники для сухопутных войск, 2010-2011 годы имеют все шансы оказаться последним подъемом перед затяжным упадком. А вот для компаний, которые работают на Военно-Воздушные Силы, перспективы не столь удручающие. У них все только набирает обороты.

Позиции уральских производителей комплектующих и комплексов для морской и авиационной техники достаточно стабильны. Хотя у УМПО и УОМЗ прибыль от реализации продукции увеличилась, в то же время чистая прибыль первого — выросла почти вчетверо, второго — больше чем вдвое.

Основная прибыль УМПО была получена с экспортных поставок вооружений. Три четверти договоров были заключены на производство 108 двигателей для АЛ-31 разных модификаций. А также заключены контракты на сервисное обслуживание техники с ВВС Вьетнама, Индии, Южной Кореи, Алжира и Китая. При этом договоры заключались как непосредственно, так и через «Рособоронэкспорт» и российских авиастроителей. Например, только для индийской авиации из России было экспортировано 30 истребителей семейства Су-27/30, оснащенных 60 двигателями АЛ-31Ф, приблизительной стоимостью каждого порядка 3 млн. долларов. Поставки на российский рынок также выросли: прибыль от внутреннего ГОЗ выросла в 2010 году на 911 млн. руб.

Объемы производства также увеличил и УОМЗ. В основном за счет роста продаж спецпродукции (на 10% до 3 миллиардов рублей). Этот рост связан, прежде всего, с увеличением объема авиационной продукции (64%): системы прицеливания и оптико-локационные станции были экспортированы или через АХК «Сухой», или через НПК «Иркут». На российском рынке важным событием для производителя была передача ВВС Росси четырех боевых вертолетов Ка-52 с уральской оптикой.

Несомненно, в ближайшие два года финансовые показатели УМПО и УОМЗ стабилизируются. А именно, портфель заявок УОМЗ на четыре года в начале 2011 года составлял приблизительно 16 миллиардов рублей. В этом году запланированы поставки 16 истребителей Су-30МКИ в Алжир (1 миллиард долларов). До 2012 года запланировано выполнение договора на поставку Вьетнаму 12 истребителей Су-30МК2 (1,3 миллиарда долларов). Следует учесть и то, что «Рособоронэкспорт» участвует в переговорах о поставках партии вертолетов Ка-52 и Ми-28 с Бразилией. Такую информацию предоставил генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин. Единственным отрицательным фактором для обеих этих компаний стало в начале 2011 года введение эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Ливией: для данной страны планировалось изготовить 12-15 истребителей Су-35. Уральский завод должен был на каждый истребитель поставить по прицельному комплексу (стоимость каждого 1 млн. долларов), УМПО – по 2 двигателя АЛ-31.

Утрата рынков в Ливии для этих уральских предприятий не станет критичным явлением: в 2011 году активизируется рынок крупных внутренних заказов. Исходя из оценок министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ввиду заключения контракта правительства России с компанией «Сухой» доля ГОЗ на УМПО вырастет до 40%, в том числе продукцию для нового истребителя Су-35. В ВВС России до 2015 года необходимо поставить 48 таких самолетов. Это значит, что «УМПО» будет изготавливать для них 96 «изделий 117С» – усовершенствованных АЛ-31Ф.

Следует учесть и то, что к 2015 году на УМПО намечается увеличить производство большей доли комплектующих для вертолетных двигателей TV-3-117, а также новейшей версии ВК-2500, которые устанавливаются на Ми24/28 и Ка-50/52. По оценкам участников проекта, до 2016 года потребность в ВК-2500 будет на уровне 2,5 тысяч штук. Стоимость каждого 210 тыс. евро.

Сергей Максин, генеральный директор ПО «УОМЗ», в 2011 году рассчитывает на прирост объемов производства в 2,5 раза в авиационном секторе. Этот прирост связывают, прежде всего, со стартом серийного выпуска новейших боевых вертолетов Ка-52 («Прогресс») и Ми-28Н («Роствертол») для армии России. Кроме того, УОМЗ провел успешное тестирование прицельных и обзорных систем для кораблей ВМФ. Теперь предприятие имеет в наличие полную линейку оптических систем разного применения. Благодаря этому в рамках ГОЗ состоялось подписание среднесрочных договоров на поставку оптико-электронных систем для вводимых в эксплуатацию боевых кораблей и вспомогательных судов, противодиверсионных катеров с вводом в действие до 2013 года.

Рост положительной динамики прибыльности предприятий ОПК Урала могла бы внушать некоторый оптимизм. Но анализ свидетельствует, что это явление временное.

А каким образом складывается ситуация на земле? НПК «Уралвагонзавод» вышел из убытков 2009 года, но в основном благодаря многократному росту продаж в 2010 году железнодорожных вагонов по контрактам РЖД и частных заказчиков. Доходы в военной сфере от реализации продукции упали незначительно: с 25,3 до 22 млрд. рублей. На протяжении 2010 года в Индию с завода ушли 20 последних танков Т-90С и где-то 160 монтажных машинокомплектов на заводе в Авади. Контракт оценивался в 1,237 млрд. долларов за 223 машинокомплекта и 124 танка. Армия России в 2010 году также провела модернизацию 200 танков Т-72Б до параметров танка Т-72БА и приобрела 63 новых танка Т-90А.

В перспективе, судя по всему, УВЗ ориентацию на гражданскую продукцию внутреннего рынка оставит прежней, поскольку у компании нет конкретных заказов в сфере крупных военных поставок на 2011 год. По сути, осталось только три заказа. Первый – это модернизация и ремонт одной тысячи танков Т-72 к показателям танка Т-72М1М общей стоимостью 500 млн. долларов. Этот договор в 2007 году был заключен с Сирией и уже подходит к концу. Второй контракт имеет в виду договор с Индией на 2011-2012 годы, но только в рамках обеспечения комплектующими для производства танков Т-90, в основном двигателей c «ЧТЗ-Уралтрак» на сумму 77 млн. долларов. Предприятие входит в состав НПК «УВЗ». О третьем договоре на днях сообщил «Интерфакс». Согласно информации этого издания, до конца 2011 года в Казахстан будут поставлены десять боевых машин поддержки танков (БМПТ). Это новейшая разработка УВЗ. Министерство обороны России ее закупать пока не имеет намерения. Судя по всему, реализация проекта частично сможет компенсировать окончание крупных экспортных танковых контрактов.

Известно, что по отношению к внутренним поставкам до конца 2011 года руководство Российской Федерации имеет намерение истратить на перевооружение 12 млрд. рублей. Причем, эти средства пойдут не на приобретение танка Т-90С, а на усовершенствование и капитальный ремонт устаревших Т-72. Военные считают, что устаревший Т-72 модернизировать до уровня Т-90 выйдет в три раза дешевле, нежели приобрести новый. В Минобороныв свою очередь сообщили, что армия рассчитывает, что «Уралвагонзавод» через два года предоставит принципиально новый танк под названием«Армата».

Самый крупный производитель реактивных и артиллерийских систем залпового огня в России группа предприятий «Мотовилихинские заводы» в Перьми, намереваются осуществить разработку и производство вооружений по госзаказам и экспортным контрактам, считают это одним из ключевых направлений своей деятельности. Поэтому, исходя из результатов 2011 года, Мотовилиха запланировала консолидированную выручку по сравнению с 2010 годом увеличить более чем вдвое. А в дальнейшем, уже к 2015 году, компания намеревается увеличить внутренний гособоронзаказ и выйти на уровень времен СССР, увеличив доходность своего производства вооружения до 60%. В ближайшие четыре года именно поэтому здесь намереваются провести полную реконструкцию производства. Начать освоение и выпуск артиллерийских систем калибра 100 мм и 152 мм (на данный момент налажено производство 120 и 122 мм). В 2010 году предприятие также разработало облегченный вариант РСЗО «Смерч». Вес системы снижен с 43,7 (масса базовой версии) до 25 тонн.

За 2011 год Минобороны России действительно увеличило объемы ГОЗ для «Мотовилихи» в два раза. Согласно неофициальных данных, стоимость запланированной к поставке спецпродукции оценивается в 2 миллиарда рублей. Специалист Центра разбора стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что рост объемов ГОЗ связано в первую очередь с модернизацией и поставкой РСЗО: «Речь идет прежде всего о «Смерчах», а также и о новейших РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С», которые Минобороны имеет намерение приобрести в текущем году».

Подъем гособоронзаказа – явление, конечно, положительное. Однако перекроет ли прибыль по нему доходы от экспортных поставок? До этого времени доля экспорта была равна 40%. Исходя из данных отчетности за минувшие годы, именно ему принадлежит основная прибыль «Мотовилихи». В 2009-2010 годах завод экспортировал реактивные системы залпового огня «Смерч» в Туркменистан и Индию. В то же время был заключен контракт на экспорт в Туркмению шести РСЗО. Но уже на протяжении 2011 года данные о новых экспортных поставках отсутствуют.

По оценкам экспертов, хуже всего обстоят дела на «Курганмашзаводе» (КМЗ). В 2010 году подъем прибыли с 3,2 по 5,6 миллиардов рублей в военной сфере тут обусловлен большими экспортными договорами (завод поставлял БМП-3 в Туркменистан, Индонезию, Кувейт и Ливию) и за последние 12 лет большим гособоронзаказом. Произошло существенное увеличение размеров ГОЗ (на 56%) благодаря поставкам на экспорт в счет госдолга бывшего СССР и госкредита РФ, а еще большого заказа на поставку БМП-3 в российскую армию. Произошел рост объемов поставок на внутренний рынок военной продукции на 44%. Вместе с дополнительными объемами заявок для Министерства обороны России и по договорам с зарубежными странами удалось полностью обеспечить загрузку предприятия в 2010 году, а также частично – на 2011 год. Но уже в перспективе «КМЗ» имеет все шансы потерять все рынки сбыта и остаться без прибыли. Суть заключается в том, что предприятие в 2010 году и наполовину не сумело выполнить свои контракты по поставке заказанной военной техники. В отделе департамента армейской техники машиностроительно-индустриальной группы концерна «Тракторные заводы» (в состав которого входит КМЗ) дали такое объяснение: портфель заказов на 2010 год на БМП-3 составлял 314 единиц (75% мощностей), это воистину небывалый спрос с начала их изготовления в 1997 году. Но подвели поставщики комплектующих: «Барнаултрансмаш» никак не смог увеличить поставки двигателей – вместо 314 единиц продукции он поставил всего лишь 200. «Мотовилиха» только к началу 2011 года освоила выпуск 100-миллиметровых пушек. В итоге сместилось на полгода и выполнение ГОЗ. За этим последовала и задержка с выполнением договора о поставке в 2011 году 10 автомашин БМД-4М и 10 унифицированных бронетранспортеров «Ракушка» на основе БМД-4М для ВДВ. По докладу командующего ВДВ генерала-лейтенанта Владимира Шаманова, Курганский машзавод не гарантировал, что сможет их произвести. В результате, зампред Комитета Госдумы по обороне Игорь Баринов в середине лета заявил, что на «Курганмашзаводе» больше не станут покупать боевые машины десанта и пехоты. Из новых заявок у КМЗ осталась только модернизация 135 БМП-3, которые находятся с 1991 года на вооружении в ОАЭ (стоимость договора – 74 млн. долларов). Сроки выполнения не устанавливаются, но известно одно, что процесс модернизации пройдет пройдет в несколько этапов. В КМЗ говорят, что по итогам 2010 года подготовлены проекты нескольких больших экспортных договоров, осуществление каких намечается с 2011 по 2013 годы. В случае подписания данных договоров возможна неплохая перспектива стабильной загрузки предприятия работой. Однако об этом пока нет полной ясности.

О возможных перспективах. Эксперты «Рособоронэкспорта» утверждают, что конфликты на Ближнем Востоке экспорту российской военной продукции не помешали. По его данным, в первом полугодии доля вооружений для сухопутных войск составила 31% от общего экспорта (доля авиапродукции – 38%, ПВО – 18%). Хотя раньше доля поставок вооружений для сухопутных войск не превышала и 20% в год. Так что все ближневосточные революции посодействовали росту поставок.

И все же по результатам уже заключенных договоров следует: полагаться на постоянные заказы имеют все шансы лишь изготовители комплектующих для военного флота и авиации. Почему? Ответ лежит на поверхности. Одним из основных доказательств этому – они готовы обеспечить рынок новейшими образцами военной техники. Пример тому – двигатель 117С УМПО. А вот танк «Армата с новейшими тактико-техническими характеристиками УВЗ военным обещает уже почти 10 лет.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. dimarm74 5 октября 2011 08:34
    Если МО не будет покупать у "Курганмашзавода" БМП-3, то в России вроде нет альтернативного производителя БМП. Вообще логика конечно непонятна у власть придержащих....20 лет не заказывали ничего...а сейчас....быстренько произведите 314 штук за год.....Для них БМП от табуреток в производстве не отличаются похоже....
    dimarm74
  2. Gonoriy 24 февраля 2013 13:46
    Странно.Только что стонали о провале ГОЗ-2011, а теперь орут о небывалых успехах.Только вот основноая часть оружия досталась не российской армии.Печально, но факт.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня