Проект унифицированного боевого отделения «Бурлак»

После распада СССР армия России получила в наследство большое количество различной техники, в том числе сразу три типа основных боевых танков, не считая их многочисленных модификаций. Подобная ситуация, сложившаяся еще в семидесятых годах, затрудняла эксплуатацию бронетанковой техники и доставляла массу неудобств военным. Принимались некоторые меры, однако ситуация в целом оставалась прежней. Лишь в середине двухтысячных годов министерство обороны решило разработать новый проект, целью которого было некоторое повышение степени унификации имеющихся танков.


Тагильский "прорыв" сверху, бурлак - снизу

иллюстрация kayman4


По результатам реализации нескольких опытно-конструкторских работ военные пришли к выводу о необходимости создания унифицированного боевого отделения, которое можно было бы ставить на все новые танки. Кроме того, новый боевой модуль можно было бы устанавливать на имеющиеся в войсках танки, проходящие модернизацию. Подобный проект выглядел крайне интересно и мог иметь большое будущее. Предложенное унифицированное боевое отделение позволяло оснастить все имеющиеся танки или, по крайней мере, значительную их долю общим набором оборудования, как то вооружение, система управления огнем и т.д. Результатом этого должно было стать повышение характеристик модернизируемой техники, а также упрощение строительства новых танков и эксплуатации уже имеющихся в войсках.

В 2005 году Главное автобронетанковое управление Минобороны объявило конкурс на проведение ОКР «Бурлак». Свои заявки подали несколько предприятий, но победителем конкурса в итоге стало омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ). По мнению известного специалиста в области бронетехники Алексея Хлопотова, победа КБТМ имела сразу несколько причин. На выборе специалистов сказалось наличие предыдущих аналогичных проектов, изначально заниженная стоимость проекта, а также желание военных поддержать предприятие, испытывавшее серьезные трудности.

Целью проекта «Бурлак» была разработка унифицированного боевого отделения для существующих и перспективных отечественных танков. Предполагалось, что новое боевое отделение при минимальных доработках должно устанавливаться на машины типов Т-72Б, Т-80БВ, Т-90 и даже на новейший танк Т-95. В ходе нового проекта планировалось решить несколько проблем, свойственных существующей бронетехнике. Среди целей проекта было совершенствование автоматики подачи боеприпасов, повышение уровня защиты, а также создание определенного модернизационного задела на будущее.

Основой нового боевого отделения должна была стать башня шестиугольной формы, на которой планировалось монтировать различные агрегаты. Так, на лобовых листах башни предлагалось устанавливать сменные модули защиты, а на корме предусматривался узел установки т.н. транспортно-заряжающего контейнера (ТЗК) для размещения боекомплекта. На правом борту башни предусматривалась специальная платформа для установки дистанционно управляемой пулеметной турели. Подобная компоновка боевого отделения, как ожидалось, позволяла решить большинство имеющихся проблем.

Для повышения уровня защиты башни в лобовой проекции предлагалось использовать модульную систему бронирования. Передние листы башни должны были располагаться вертикально и оснащаться креплениями для модулей защиты. Использование модульной системы бронирования представляло определенный интерес. Подобная архитектура средств защиты в теории позволяет сравнительно быстро и просто повышать уровень защиты бронетехники путем замены устаревших комплектующих новыми. Кроме того, модульная система достаточно удобна в эксплуатации в условиях вооруженного конфликта. Поврежденный модуль можно заменить целым, после чего машина вновь оказывается защищена от различных угроз.

Необходимо отметить, что подобная архитектура защиты башни не лишена недостатков. Главные связаны с относительной сложностью изготовления и повышенной массой конструкции. За счет креплений и т.п. деталей модульная броня оказывается заметно тяжелее и дороже аналогичной защиты, интегрированной в конструкцию башни. Тем не менее, авторы проекта «Бурлак» решили строить защиту нового боевого отделения именно методом использования модульной конструкции со сменными элементами.






На имеющихся схемах и фотографиях изображены модули лобового бронирования разной конструкции, отличающиеся даже внешним видом. Так, на одних схемах присутствуют клинообразные модули, на других (в частности, на опубликованных несколько лет назад фото) – наклонные блоки характерной формы, закрепленные в нижней части башни. Вероятно, на разных этапах разработки предлагались отличающиеся варианты модульного лобового бронирования. Согласно разным источникам, лоб башни должен был нести как комбинированное бронирование, так и блоки динамической защиты.

Важным нововведением проекта «Бурлак» являлся новый автомат заряжания с боекомплектом, вынесенным за пределы обитаемого объема. На кормовой части башни предусматривались крепления для съемного транспортно-заряжающего контейнера, выполнявшего функции механизированной укладки боекомплекта. Внутри ТЗК предлагалось разместить укладку с автоматикой подачи снарядов. Габариты разработанного контейнера позволяли разместить в нем до 32 снарядов калибра 125 мм. По команде экипажа автоматика должна была подводить снаряд нужного типа к окну, соединяющему боевое отделение с контейнером. После этого орудие должно было выходить на линию досылания и специальный толкатель мог зарядить его. По задумке авторов проекта, подобный автомат заряжания должен был иметь массу преимуществ перед аналогичными агрегатами существующих танков.

Первое преимущество было связано с вынесением боекомплекта (как полностью, так и большей его части) за пределы обитаемого объема, что позволяло снизить риски для экипажа. В случае поражения ТЗК детонация боекомплекта не должна приводить к гибели экипажа, поскольку горение или взрывы происходят за пределами корпуса башни. Кроме того, в качестве средств повышения безопасности экипажа могут использоваться модули динамической защиты, установленные на ТЗК, а также вышибные панели на верхней поверхности контейнера.

Вынесение боекомплекта за пределы обитаемого объема также позволяет увеличить размеры боевого отделения, предназначенные для размещения экипажа и различного оборудования. По некоторым данным, отказ от «классического» автомата заряжания в пользу ТЗК должен был привести к экономии около 2,5 куб. м пространства. Кроме того, упрощалась загрузка боекомплекта. Можно было снять ТЗК с израсходованным боекомплектом и установить новый. Такая особенность могла заметно ускорить подготовку танка к выполнению боевой задачи, однако негативным образом сказывалась на стоимости всего комплекса средств, модернизации и эксплуатации бронетехники.

Известно, что в составе боевого отделения «Бурлак» предусматривались сразу два автомата заряжания. Один предлагалось расположить в сменном ТЗК, второй – у днища корпуса. Нижний автомат заряжания карусельного типа позволял увеличить общий боекомплект танка, а также давал некоторые другие преимущества. В частности, он позволял продолжать бой в случае повреждения, уничтожения или израсходования боекомплекта, размещенного в контейнере.

Любопытной особенностью боевого отделения «Бурлак» с оригинальными блоками лобовой защиты и транспортно-заряжающим контейнером была балансировка агрегатов. Применение двух крупных узлов, размещенных на лобовой и кормовой частях башни, позволило уравновесить их. Иными словами, ТЗК позволил усилить защиту, а лобовая броня дала возможность использовать контейнер для боеприпасов. Естественно, все это привело к заметному увеличению массы башни и нагрузки на погон.

Важным нововведением ОКР «Бурлак» была дистанционно управляемая пулеметная установка, вынесенная на специальную платформу за пределами башни. Современные танки нуждаются в пулеметном вооружении, оснащенном системы дистанционного управления, поэтому появление такого агрегата на перспективной башне было логичным и ожидаемым. Вынесение пулемета на бортовой платформе позволяло в определенной мере оптимизировать размещение агрегатов на верхней поверхности башни, в частности люков экипажа. Интересен тот факт, что бортовая платформа пулемета не выступала за проекцию лобовых блоков защиты.



В целом список основных преимуществ боевого отделения «Бурлак» выглядел следующим образом:
- повышенный уровень защиты за счет применения сочетания брони и динамической защиты;
- возможность сравнительно простого ремонта и модернизации защиты за счет смены отдельных блоков или всего их набора;
- размещение всего боекомплекта в автоматизированных укладках под полом боевого отделения и в транспортно-заряжающем контейнере;
- снижение рисков для экипажа за счет использования отдельного ТЗК;
- возможность увеличения боекомплекта за счет использования двух укладок (был разработан вариант ТЗК емкостью 32 снаряда);
- совместимость с современными и перспективными орудиями и системами управления огнем;
- возможность атаки живой силы и незащищенной техники при помощи дистанционно управляемой пулеметной турели.

Известно о существовании опытного образца обновленного танка, построенного на базе серийного Т-72Б. Эту машину оснастили макетом перспективного боевого отделения. Точное время появления такого танка неизвестно. Вероятно, его собрали во второй половине прошлого десятилетия. Фотографии опытной машины с башней, накрытой брезентом, появились в свободном доступе только в 2011 году, когда, насколько известно, все работы по теме «Бурлак» были прекращены. На этих фото видны некоторые особенности предлагаемого боевого отделения, хотя ткань не позволяет подробно ознакомиться даже с внешним видом получившейся машины.

Помимо целого ряда заметных преимуществ танки с боевым отделением «Бурлак» должны были иметь некоторые недостатки. Прежде всего, это относительная сложность с освоением новой техники. Модернизированные танки с новым боевым отделением в течение некоторого времени должны были эксплуатироваться параллельно с техникой существующих типов. Таким образом, был риск усложнения и без того не слишком простой ситуации с одновременной эксплуатацией танков нескольких типов. Так, помимо танков Т-72Б, Т-80БВ и Т-90 в войсках должны были появиться аналогичные машины с новыми башнями. Иными словами, войскам грозило настоящее удвоение количества типов используемой техники. Подобная ситуация могла сохраняться вплоть до полного перехода на новые боевые модули.

Также следует отметить, что боевое отделение «Бурлак» из-за ряда новых агрегатов получалось слишком тяжелым. Последняя на данный момент модификация танка Т-90 – Т-90МС, оснащенная башней «Прорыв» классической компоновки, имеет боевую массу на уровне 48-49 тонн. Таким образом, Т-90МС укладывается в требования военных по весу новых бронемашин, связанные с возможностями военно-транспортной авиации. Предварительные расчеты показывали, что шасси Т-90 с башней «Бурлак» будет весить не менее 49,5 т. Дальнейшее развитие боевого отделения грозило ростом веса всего танка с соответствующими последствиями для мобильности.

Работы по теме «Бурлак» продолжались до конца 2009 года. В силу некоторых причин проект закрыли. Вероятно, специалисты ГАБТУ проанализировали текущее его состояние и пришли к выводу о бесполезности продолжения разработки. Было решено отказаться от проекта постепенной модернизации имеющегося парка танков, сосредоточив усилия на создании новых боевых отделений для перспективных основных танков.

Примерно в одно время с закрытием проекта «Бурлак» специалисты корпорации «Уралвагонзавод» начали разработку перспективной унифицированной гусеничной платформы «Армата». В рамках этого проекта планировалось создать линейку различной техники, в первую очередь новый основной танк, который в обозримом будущем должен прийти на смену существующим машинам. Использовались ли при разработке танка «Армата» какие-либо наработки по теме «Бурлак» – неизвестно.


По материалам сайтов:
http://gurkhan.blogspot.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://vpk-news.ru/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

66 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти