ЕГЭ плодит морлоков

Милые петербуржские школьницы, спросившие у Владимира Путина о возможности отмены ЕГЭ, сами того не заметив (как это часто случается в их возрасте), подписали диагноз системе Единого госэкзамена.

Диагноз крайне простой – у «поколения ЕГЭ» отсутствует представление об истории как о связном процессе. То же самое касается и остальных егэшных предметов.


Тут помню, тут не помню, тут рыбу заворачивали


Вопрос, напомним, был сформулирован следующим образом: «Здравствуйте, Владимир Владимирович! Мы от лица всех школьников России хотели бы попросить Вас заменить экзамен ЕГЭ на экзамен по билетам, который был в Советском Союзе.
Мы считаем, что экзамен по билетам – это очень удобная система, которая позволяет показать все свои знания. И даже если ученик очень старается и очень способный в каком-то предмете, ЕГЭ не позволяет ему показать всех своих знаний и навыков, и при достаточных, обширных знаниях можно получить маленькое количество баллов».

ЕГЭ был введен по всей России в 2009 году. Первые эксперименты в Чувашии, Якутии, Марий Эл, Ростовской и Самарской областях прошли в 2001 году. Советский Союз был ликвидирован 26 декабря 1991 года. Здравствуйте, девочки!

По интернету бродит и регулярно выныривает в соцсетях видеозапись того, как учительница на банкете читает сочинение о Ленине. Недавнее заявление нового лица «Эха Москвы» Леси Рябцевой о том, что в России живет восемь миллионов человек, также вызвало немалое оживление в «Фейсбуке».

«ВКонтакте» соль шутки не оценил. На этом дивном фоне питерские девочки, сместившие дату введения ЕГЭ не то на десять, не то на 18 лет назад, смотрятся вполне пристойно.

Я вырос на московской окраине и в центр всегда ездил на метро. И только где-то в старших классах отдельные кварталы вокруг подземных станций начали складываться в единую картинку.

Я узнал, что от зоопарка до Кремля можно дойти пешком, что расположенные на разных ветках «Кропоткинская» и «Арбатская» довольно близко друг от друга. Еще большим открытием стало то, что и за пределами Кольцевой линии некоторые станции разных линий являются соседями – «Сокол» и «Октябрьское поле», «Пролетарская» и «Автозаводская».

ЕГЭ плодит морлоков

Для «поколения ЕГЭ» карта метро так и не наложилась на карту города (Фото: Алексей Мальгавко/РИА "Новости")


Для «поколения ЕГЭ» карта метро так и не наложилась на карту города. История для них – череда вспышек в непроглядной тьме. И в этой тьме, разумеется, не всегда можно понять, откуда именно пришла вспышка.

Скорее всего, лесины «восемь миллионов» – это когда-то где-то от кого-то в детстве услышанная информация о населении Москвы. Все, что потом было выучено в школе, забылось, а эта цифра осталась и всплыла в нужный момент.

Главная задача образования – дать обучаемому системность знаний, набор ячеек, в которые он потом на протяжении всей жизни будет складывать информацию. Тесты ЕГЭ – это набор никак и ничем не связанных фактов, которые забудутся на следующий день после сдачи экзамена.

Заграница нам не поможет

Когда в России вводили ЕГЭ, ссылались на западный опыт. Мол, там у них давно тесты, а теперь сосчитайте число нобелевских лауреатов из США и России. Сосчитали? Вы еще против тестов? Да вы, батенька, ретроград!

Но тесты – это далеко не вся американская система школьного образования. Школьники регулярно делают презентации, которые затем публично защищают. Они проводят лабораторные работы. И, наконец, американская система школьного образования не готовит нобелевских лауреатов. Скорее, они появляются вопреки ей.
Задача советского и российского школьного образования – подготовить ребенка к поступлению в вуз. Задача американского – выпустить относительно грамотного человека, который умеет считать. А поступление в вуз – это уже задача самого ребенка и его родителей, которые в меру своих финансовых или организаторских возможностей должны справляться с этим вопросом.

Американская система школьного образования не готовит нобелевских лауреатов, а наоборот, помогает отсеивать тех, для кого высшее образование станет лишь галочкой на жизненном пути, а работать они все равно будут там, где придется. А нобелевские лауреаты вызревают в хорошо финансируемых лабораториях.

Причем среди них немало тех, кто получил образование в других странах и приехал в США в рамках американской программы по вымыванию «мозгов» из других стран.

Главный вопрос – надо ли нам бездумно копировать эту систему, подобно тому, как Украина копирует американский антикоммунизм и название охраняющей президента спецслужбы?

Советская система образования, а также российская, до введения ЕГЭ воспитывали (или по крайней мере, ставили себе целью воспитать) гармонично развитую личность. Как вежливо назвать натасканного на тесты типичного егэшного выпускника, сказать сложно.

Вот какие данные приводит Александр Привалов в статье на аналогичную тему: «Уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой: одаренным).

Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей. А теперь сопоставьте эти шуточки со свежей информацией: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили Малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг – второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый.
А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников; так что в последний раз Россия и участвовать не стала. Увы, все ведет к печальному выводу: наша школа понижает интеллектуальный уровень детей».

Конечно, с одной стороны, в стране наблюдается перепроизводство гуманитариев, юристов и экономистов, а людей рабочих специальностей найти проблематично. С другой – а поможет ли массовое отупление школьников возродить промышленное производство?

Конечно, знать историю для работы на современном станке не обязательно, но владеть математикой, физикой и программированием надо на достаточно высоком уровне. А математика от ЕГЭ страдает не меньше гуманитарных наук.

Система ЕГЭ четко делит детей на тех, у чьих родителей есть возможность дать им дополнительное образование вне школы и далее получить качественное высшее образование, и на тех, кто даже приблизительно не знает, сколько жителей в России и когда распался СССР.

Сторонники узкопрофильного образования любят приводить в пример Шерлока Холмса, который думал, что Солнце вращается вокруг Земли. Мол, если в деле это не нужно, то зачем это знать.

Но более правильным в данной ситуации будет вспомнить не сэра Артура Конан Дойла, а его современника Герберта Уэллса с морлоками и элоями.
Автор:
Антон Крылов
Первоисточник:
http://www.vz.ru/columns/2015/4/21/741076.html
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

156 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти