Былинных дел мастер

Былинных дел мастер


Недавно исполнилось 115 лет со дня рождения великого сказочника советской эпохи Александра Птушко, режиссёра-новатора, патриота и хранителя русской культуры

Александр Птушко родился 19 апреля 1900-го года, в Луганске, в крестьянской семье. С юных лет был увлечён театром и живописью, но прежде чем навсегда определился с профессией, работал актёром, художником-декоратором, писал статьи для газеты «Донецкая кочегарка». В возрасте 13-ти лет продемонстрировал свои картины на выставке реального училища – работы так понравились руководству, что, те разрешили подростку окончить училище бесплатно. В 1923-м году Птушко уехал в Москву, где проучился в Плехановском институте народного хозяйства, Всесоюзном художественном училище и наконец-то попал во ВГИК на режиссёрский. Его судьба была неразрывно связана с кино.


На киностудии «Мосфильм» Птушко начал карьеру как мультипликатор. В 1928-м году дебютировал как режиссёр, создав цикл кукольных мультфильмов, объединённых общим персонажем – Братишкиным – этаким Петрушкой нового времени, сражающемся с Чемберленом и прочими насущными проблемами молодого советского общества. Позднее персонаж перекочевал в рисованную мультипликацию. Но Птушко манили к себе уже иные – запредельные – горизонты. И он делает шаг за горизонт. В 1932-м году режиссёр создаёт первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта». А спустя три года снимает полнометражный анимационно-игровой фильм «Новый Гулливер». С помощью новаторской комбинированной съёмки Птушко задействует в фильме около 1500 кукол и живых актёров. Подобная технология была уникальной. Для того чтобы куклы выглядели в кино как живые, на каждую произнесенную персонажем букву приходилось делать отдельную маску. Титанический труд был вознаграждён. Заокеанский коллега Уолт Дисней прислал Птушко восторженное письмо с предложением работать на его студии. Режиссёр отклонил предложение. По его словам, он был русским и хотел творить для своего народа. Второй подобной анимационно-игровой работой мастера становится «Золотой ключик», снятый в 1938-м году.

Во время войны режиссёр руководит трюковыми и комбинированными съёмками на таких известных картинах как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома» и пр. Эвакуацию переживал в Алма-Ате, где из-за нужды был вынужден снабжать киноработников обувью собственного производства. Но с 1944-го по 46-й – он уже директор киностудии «Союзмультфильм». А после для Александра Птушко и вовсе начинается новая эпоха. В 1946-м году режиссёр снимает свой первый игровой фильм «Каменный цветок» по рассказу Бажова. Часть съёмок – пещерные интерьеры – были сняты на чехословацкой студии «Баррандов». Натурные съёмки происходили на Урале. За эту картину Птушко был удостоен Сталинской и международной премий.

Дальше еще интереснее. В 1952-м году выходит картина «Садко» («Серебряный лев» на кинофестивале в Венеции). Спустя десять лет её необычайную выразительность замечает американский энтузиаст Роджер Корман и покупает «Садко» для американского проката. Перемонтировав ленту по адаптированному юным Фрэнсисом Фордом Копполой сценарию, Корман выпускает её на экраны Америки под названием «Волшебное путешествие Синбада». И успешно отбивает вложенные в процесс деньги.

Но вернёмся в СССР, в 1958-й. Птушко обогащает советское кино первым широкоэкранным фильмом со стереозвуком. Им становится масштабный «Илья Муромец» (Почетный диплом на кинофестивале в Эдинбурге) – в котором было задействовано около 106000 статистов и 11000 лошадей. А многие элементы сценария использованы на основе так и неосуществленной поэмы Александра Пушкина «Мстислав Удалой». Эта лента также не прошла мимо вездесущного Кормана – в США адаптированный фильм вышел под названием «Меч и дракон».

С 1960 года — Александр Птушко - художественный руководитель творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». В 1961-м году он отходит от эпического жанра и снимает романтичные «Алые паруса». Несмотря на то, что в личной переписке, опубликованной после смерти режиссёра, мы находим примерно такие строки «О какой романтике может идти речь, если Настенька Вертинская вмещает в себя все пороки современного мира?», Птушко удаётся создать невероятно нежный и трогательный фильм, возведя интонации Александра Грина в целомудренный абсолют.

Вспоминая о 60-х невозможно не упомянуть о том, что Птушко был фактически теневым режиссёром культового фильма «Вий» - единственного, сделанного в СССР, на котором стоял гриф «детям до 16».

В 1964-м году Птушко неожиданно для многих снимает свой единственный фильм, основанный на современном материале – «Сказку о потерянном времени» по произведению Евгения Шварца. Безумный сюжет был уравновешен советской моралью, и над всем этим возвышалось режиссёрское стремление мастерить новаторские приемы в любой стилистике.

В 1968-м Птушко вновь возвращается к своему основному творческому мотиву. Он снимает «Сказку о царе Салтане», а в 1972-м году выходит последний его фильм – «Руслан и Людмила». Не дожив месяца до своего 73-летия, Александр Птушко умирает 6 марта 1973-го года от болезни почек. Он так и не успел создать картины, о которых мечтал всю жизнь – «Тараса Бульбу» с Сергеем Бондарчуком и «Слово о полку Игоревом». Но без него история советского кино и его последующая слава за рубежом просто немыслима.
Автор: Анастасия Белокурова
Первоисточник: http://zavtra.ru/content/view/byilinnyih-del-master/


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 1

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. samarin1969 (Константин Викторович Самарин) 23 апреля 2015 21:24
    Честно. Не знал что у всех этих фильмов один автор. ..У фильмов Птушко нет цинизма и их нестрашно показывать детям. Пусть и сказочные, но добрые представления о предках русских.
    1. хрыч (Хрыч) 23 апреля 2015 21:33
      Особенно Вий...
      Так сказать первый советский ужастик.
      1. Офицер запаса (Алексей) 23 апреля 2015 21:55
        С «Вием» история интересная. Этот фильм начали снимать два молодых режиссера – еще учащиеся на Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР - Георгий Кропачёв и Константин Ершов. Когда Пырьев посмотрел, что они наснимали, то отправил им в качестве «консультанта» Александра Птушко, который в итоге и заканчивал картину. Ужастик стал менее эротичным и не таким ужасным.
        1. ltshyi01 24 апреля 2015 02:04
          Такое впечатление, что ВЫ были в художественном совете который рецензию фильму давал!
          ltshyi01
          1. Офицер запаса (Алексей) 24 апреля 2015 11:29
            Да нет, Вадим, не был. Просто о работах Александра Птушко снят не один документальный фильм. История нашей культуры мимо Вас проходит, не интересно? А Ваш саркакзм просто непонятен.
        2. Blondy (Blondy) 24 апреля 2015 03:30
          А я, считая себя реалисткой, думаю, что консультанту фильм понравился и он задвинул молодых.
          1. Blondy (Blondy) 24 апреля 2015 07:33
            Не понравилось, опять минусы. Да не отрицаю я ни фантазии ни таланта Птушко, но жизнь, как говориться, больше. Ну, представьте себе: консультант прославленный мэтр – белый и пушистый. Неужели вы думаете, что ему не хватило бы «руководящей и направляющей» для молодых сделать все по своему так, что бы никто и ничего не заметил. Очевидно, что метру чего то оказалось мало – и он задвинул, что, в свою очередь, подтверждает тезис о том, что «руководящей и направляющей» у него больше чем достаточно, и не только для молодых.
    2. sent-onere 23 апреля 2015 21:36
      Могила Александра Птушко.

      Именно благодаря своему энтузиазму и незаурядной фантазии Александр Птушко смог создать шедевры, которые по сей день считаются примерами великолепной мультипликации и спецэффектов. А на все похвалы он отвечал как мудрый волшебник из сказок: «Ничего удивительного, ведь я - обыкновенный гений».
      sent-onere
    3. ltshyi01 23 апреля 2015 22:16
      Цитата: samarin1969
      Честно. Не знал что у всех этих фильмов один автор. ..У фильмов Птушко нет цинизма и их нестрашно показывать детям. Пусть и сказочные, но добрые представления о предках русских.

      Он наверно не мог себе представить, что когданибудь его отчизну на части рвать будеткакойто- там ПАРАШЕНКО!
      ltshyi01
      1. Koshak (koshak) 23 апреля 2015 22:38
        Цитата: ltshyi01
        Он наверно не мог себе представить, что когданибудь его отчизну на части рвать будеткакойто- там ПАРАШЕНКО!

        Ну, вот опять в бочке меда ложка дегтя. На хрен сюда порося втыкать? Пошел он куда подальше. Здесь речь о великом режиссере. А у Вас как в сказке Филатова: "...Где бы что не говорили, все одно сведет на баб!"
    4. Комментарий был удален.
      1. ваняватный 24 апреля 2015 00:07
        еще один...кыш
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
    5. Комментарий был удален.
  2. sent-onere 23 апреля 2015 21:28
    Александр Птушко умирает 6 марта 1973-го года от болезни почек.



    «Врачи его неправильно лечили! Почему-то решили, что у него больное сердце. Оказалось же, что сердце у него здоровое, а вот почки — никуда! Но, когда хватились, делать пересадку было поздно.Его дочь Наталья хотела отдать ему свою почку, но она бы его уже не спасла.
    sent-onere
  3. sent-onere 23 апреля 2015 21:38
    Знаменитый Уолт Дисней писал Александру Птушко: «Приезжайте, я дам вам любую студию! » Птушко ответил отказом.......
    sent-onere
    1. Darek (Darek) 23 апреля 2015 21:47
      Цитата: sent-onere
      Знаменитый Уолт Дисней писал Александру Птушко: «Приезжайте, я дам вам любую студию! » Птушко ответил отказом.......

      Вот на таких людях и держится искусство. На тех, кто Родину на бутерброды не меняет.
      1. epsilon571 (Евгений) 23 апреля 2015 22:40
        Хотелось бы развести дискуссию с вопроса а что же ныне, да нет смысла... Уходит великая история, уходят талантливые люди, и только Бог знает вернутся ли они !

        Ангел.

        За мной внезапно закрылась дверь,
        Я между прошлым и настоящим.
        Скажи мне Ангел куда теперь,
        Что ждёт за светом меня манящим?
        Перед глазами холсты картин,
        В них всё притворно, в них всё иначе...
        Мой мир растаял, и я один,
        Скажи мне Ангел, что это значит?
        1. Колесо (Алексей) 24 апреля 2015 01:27
          Цитата: epsilon571
          Хотелось бы развести дискуссию с вопроса а что же ныне, да нет смысла... Уходит великая история, уходят талантливые люди, и только Бог знает вернутся ли они !

          Талантами земля русская не оскудевает, вот только кому они ныне нужны?
          Неужели ж Михалков допустит конкуренцию с собой, любимым?
  4. masters (masters) 23 апреля 2015 21:46
    Цитата: хрыч
    Особенно Вий...
    Так сказать первый советский ужастик.

    Зато для амеров было дико как в те времена можно было так снять.
  5. Aleksander (Александр) 23 апреля 2015 21:54
    "Алые паруса"-удивительная и увлекательнейшая сказка, которую мы с замиранием сердца смотрели в детстве и огромным удовольствием смотрели 3 дня назад-уже вместе со своими внуками....
    1. ltshyi01 23 апреля 2015 22:22
      Прекрасно смотреть! А ещё луче дай им или в месте перичитайте не только "Алые паруса" а и всего ГРИНА! Так воспитывают ЛЮДЕЙ так воспитывают ПАТРИОТОВ!
      ltshyi01
  6. sabakina (Вячеслав) 23 апреля 2015 22:38
    Если бы Вы знали, с какими глазами я смотрел этот фильм в детстве! да и все фильмы Птушко!...


  7. ваняватный 24 апреля 2015 00:18
    спасибо Александру Лукичу и всем добрым людям ,прям добром повеяло ,так бывает нечасто yes
    1. ltshyi01 24 апреля 2015 00:51
      В соё время в Ассоль было влюбленно я думаю очень большой процент мужского населения СССР! Я не исключаю себя!
      ltshyi01
Картина дня