Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Былинных дел мастер

Былинных дел мастер


Недавно исполнилось 115 лет со дня рождения великого сказочника советской эпохи Александра Птушко, режиссёра-новатора, патриота и хранителя русской культуры

Александр Птушко родился 19 апреля 1900-го года, в Луганске, в крестьянской семье. С юных лет был увлечён театром и живописью, но прежде чем навсегда определился с профессией, работал актёром, художником-декоратором, писал статьи для газеты «Донецкая кочегарка». В возрасте 13-ти лет продемонстрировал свои картины на выставке реального училища – работы так понравились руководству, что, те разрешили подростку окончить училище бесплатно. В 1923-м году Птушко уехал в Москву, где проучился в Плехановском институте народного хозяйства, Всесоюзном художественном училище и наконец-то попал во ВГИК на режиссёрский. Его судьба была неразрывно связана с кино.


На киностудии «Мосфильм» Птушко начал карьеру как мультипликатор. В 1928-м году дебютировал как режиссёр, создав цикл кукольных мультфильмов, объединённых общим персонажем – Братишкиным – этаким Петрушкой нового времени, сражающемся с Чемберленом и прочими насущными проблемами молодого советского общества. Позднее персонаж перекочевал в рисованную мультипликацию. Но Птушко манили к себе уже иные – запредельные – горизонты. И он делает шаг за горизонт. В 1932-м году режиссёр создаёт первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта». А спустя три года снимает полнометражный анимационно-игровой фильм «Новый Гулливер». С помощью новаторской комбинированной съёмки Птушко задействует в фильме около 1500 кукол и живых актёров. Подобная технология была уникальной. Для того чтобы куклы выглядели в кино как живые, на каждую произнесенную персонажем букву приходилось делать отдельную маску. Титанический труд был вознаграждён. Заокеанский коллега Уолт Дисней прислал Птушко восторженное письмо с предложением работать на его студии. Режиссёр отклонил предложение. По его словам, он был русским и хотел творить для своего народа. Второй подобной анимационно-игровой работой мастера становится «Золотой ключик», снятый в 1938-м году.

Во время войны режиссёр руководит трюковыми и комбинированными съёмками на таких известных картинах как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома» и пр. Эвакуацию переживал в Алма-Ате, где из-за нужды был вынужден снабжать киноработников обувью собственного производства. Но с 1944-го по 46-й – он уже директор киностудии «Союзмультфильм». А после для Александра Птушко и вовсе начинается новая эпоха. В 1946-м году режиссёр снимает свой первый игровой фильм «Каменный цветок» по рассказу Бажова. Часть съёмок – пещерные интерьеры – были сняты на чехословацкой студии «Баррандов». Натурные съёмки происходили на Урале. За эту картину Птушко был удостоен Сталинской и международной премий.

Дальше еще интереснее. В 1952-м году выходит картина «Садко» («Серебряный лев» на кинофестивале в Венеции). Спустя десять лет её необычайную выразительность замечает американский энтузиаст Роджер Корман и покупает «Садко» для американского проката. Перемонтировав ленту по адаптированному юным Фрэнсисом Фордом Копполой сценарию, Корман выпускает её на экраны Америки под названием «Волшебное путешествие Синбада». И успешно отбивает вложенные в процесс деньги.

Но вернёмся в СССР, в 1958-й. Птушко обогащает советское кино первым широкоэкранным фильмом со стереозвуком. Им становится масштабный «Илья Муромец» (Почетный диплом на кинофестивале в Эдинбурге) – в котором было задействовано около 106000 статистов и 11000 лошадей. А многие элементы сценария использованы на основе так и неосуществленной поэмы Александра Пушкина «Мстислав Удалой». Эта лента также не прошла мимо вездесущного Кормана – в США адаптированный фильм вышел под названием «Меч и дракон».

С 1960 года — Александр Птушко - художественный руководитель творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». В 1961-м году он отходит от эпического жанра и снимает романтичные «Алые паруса». Несмотря на то, что в личной переписке, опубликованной после смерти режиссёра, мы находим примерно такие строки «О какой романтике может идти речь, если Настенька Вертинская вмещает в себя все пороки современного мира?», Птушко удаётся создать невероятно нежный и трогательный фильм, возведя интонации Александра Грина в целомудренный абсолют.

Вспоминая о 60-х невозможно не упомянуть о том, что Птушко был фактически теневым режиссёром культового фильма «Вий» - единственного, сделанного в СССР, на котором стоял гриф «детям до 16».

В 1964-м году Птушко неожиданно для многих снимает свой единственный фильм, основанный на современном материале – «Сказку о потерянном времени» по произведению Евгения Шварца. Безумный сюжет был уравновешен советской моралью, и над всем этим возвышалось режиссёрское стремление мастерить новаторские приемы в любой стилистике.

В 1968-м Птушко вновь возвращается к своему основному творческому мотиву. Он снимает «Сказку о царе Салтане», а в 1972-м году выходит последний его фильм – «Руслан и Людмила». Не дожив месяца до своего 73-летия, Александр Птушко умирает 6 марта 1973-го года от болезни почек. Он так и не успел создать картины, о которых мечтал всю жизнь – «Тараса Бульбу» с Сергеем Бондарчуком и «Слово о полку Игоревом». Но без него история советского кино и его последующая слава за рубежом просто немыслима.
Автор: Анастасия Белокурова
Первоисточник: http://zavtra.ru/content/view/byilinnyih-del-master/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. samarin1969 23 апреля 2015 21:24
    Честно. Не знал что у всех этих фильмов один автор. ..У фильмов Птушко нет цинизма и их нестрашно показывать детям. Пусть и сказочные, но добрые представления о предках русских.
    1. хрыч 23 апреля 2015 21:33
      Особенно Вий...
      Так сказать первый советский ужастик.
      1. Офицер запаса 23 апреля 2015 21:55
        С «Вием» история интересная. Этот фильм начали снимать два молодых режиссера – еще учащиеся на Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР - Георгий Кропачёв и Константин Ершов. Когда Пырьев посмотрел, что они наснимали, то отправил им в качестве «консультанта» Александра Птушко, который в итоге и заканчивал картину. Ужастик стал менее эротичным и не таким ужасным.
        1. ltshyi01 24 апреля 2015 02:04
          Такое впечатление, что ВЫ были в художественном совете который рецензию фильму давал!
          ltshyi01
          1. Офицер запаса 24 апреля 2015 11:29
            Да нет, Вадим, не был. Просто о работах Александра Птушко снят не один документальный фильм. История нашей культуры мимо Вас проходит, не интересно? А Ваш саркакзм просто непонятен.
        2. Blondy 24 апреля 2015 03:30
          А я, считая себя реалисткой, думаю, что консультанту фильм понравился и он задвинул молодых.
          1. Blondy 24 апреля 2015 07:33
            Не понравилось, опять минусы. Да не отрицаю я ни фантазии ни таланта Птушко, но жизнь, как говориться, больше. Ну, представьте себе: консультант прославленный мэтр – белый и пушистый. Неужели вы думаете, что ему не хватило бы «руководящей и направляющей» для молодых сделать все по своему так, что бы никто и ничего не заметил. Очевидно, что метру чего то оказалось мало – и он задвинул, что, в свою очередь, подтверждает тезис о том, что «руководящей и направляющей» у него больше чем достаточно, и не только для молодых.
    2. sent-onere 23 апреля 2015 21:36
      Могила Александра Птушко.

      Именно благодаря своему энтузиазму и незаурядной фантазии Александр Птушко смог создать шедевры, которые по сей день считаются примерами великолепной мультипликации и спецэффектов. А на все похвалы он отвечал как мудрый волшебник из сказок: «Ничего удивительного, ведь я - обыкновенный гений».
      sent-onere
    3. ltshyi01 23 апреля 2015 22:16
      Цитата: samarin1969
      Честно. Не знал что у всех этих фильмов один автор. ..У фильмов Птушко нет цинизма и их нестрашно показывать детям. Пусть и сказочные, но добрые представления о предках русских.

      Он наверно не мог себе представить, что когданибудь его отчизну на части рвать будеткакойто- там ПАРАШЕНКО!
      ltshyi01
      1. Koshak 23 апреля 2015 22:38
        Цитата: ltshyi01
        Он наверно не мог себе представить, что когданибудь его отчизну на части рвать будеткакойто- там ПАРАШЕНКО!

        Ну, вот опять в бочке меда ложка дегтя. На хрен сюда порося втыкать? Пошел он куда подальше. Здесь речь о великом режиссере. А у Вас как в сказке Филатова: "...Где бы что не говорили, все одно сведет на баб!"
    4. Комментарий был удален.
      1. ваняватный 24 апреля 2015 00:07
        еще один...кыш
      2. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
      4. Комментарий был удален.
    5. Комментарий был удален.
  2. sent-onere 23 апреля 2015 21:28
    Александр Птушко умирает 6 марта 1973-го года от болезни почек.



    «Врачи его неправильно лечили! Почему-то решили, что у него больное сердце. Оказалось же, что сердце у него здоровое, а вот почки — никуда! Но, когда хватились, делать пересадку было поздно.Его дочь Наталья хотела отдать ему свою почку, но она бы его уже не спасла.
    sent-onere
  3. sent-onere 23 апреля 2015 21:38
    Знаменитый Уолт Дисней писал Александру Птушко: «Приезжайте, я дам вам любую студию! » Птушко ответил отказом.......
    sent-onere
    1. Darek 23 апреля 2015 21:47
      Цитата: sent-onere
      Знаменитый Уолт Дисней писал Александру Птушко: «Приезжайте, я дам вам любую студию! » Птушко ответил отказом.......

      Вот на таких людях и держится искусство. На тех, кто Родину на бутерброды не меняет.
      1. epsilon571 23 апреля 2015 22:40
        Хотелось бы развести дискуссию с вопроса а что же ныне, да нет смысла... Уходит великая история, уходят талантливые люди, и только Бог знает вернутся ли они !

        Ангел.

        За мной внезапно закрылась дверь,
        Я между прошлым и настоящим.
        Скажи мне Ангел куда теперь,
        Что ждёт за светом меня манящим?
        Перед глазами холсты картин,
        В них всё притворно, в них всё иначе...
        Мой мир растаял, и я один,
        Скажи мне Ангел, что это значит?
        1. Колесо 24 апреля 2015 01:27
          Цитата: epsilon571
          Хотелось бы развести дискуссию с вопроса а что же ныне, да нет смысла... Уходит великая история, уходят талантливые люди, и только Бог знает вернутся ли они !

          Талантами земля русская не оскудевает, вот только кому они ныне нужны?
          Неужели ж Михалков допустит конкуренцию с собой, любимым?
  4. masters 23 апреля 2015 21:46
    Цитата: хрыч
    Особенно Вий...
    Так сказать первый советский ужастик.

    Зато для амеров было дико как в те времена можно было так снять.
  5. Aleksander 23 апреля 2015 21:54
    "Алые паруса"-удивительная и увлекательнейшая сказка, которую мы с замиранием сердца смотрели в детстве и огромным удовольствием смотрели 3 дня назад-уже вместе со своими внуками....
    1. ltshyi01 23 апреля 2015 22:22
      Прекрасно смотреть! А ещё луче дай им или в месте перичитайте не только "Алые паруса" а и всего ГРИНА! Так воспитывают ЛЮДЕЙ так воспитывают ПАТРИОТОВ!
      ltshyi01
  6. sabakina 23 апреля 2015 22:38
    Если бы Вы знали, с какими глазами я смотрел этот фильм в детстве! да и все фильмы Птушко!...


  7. ваняватный 24 апреля 2015 00:18
    спасибо Александру Лукичу и всем добрым людям ,прям добром повеяло ,так бывает нечасто yes
    1. ltshyi01 24 апреля 2015 00:51
      В соё время в Ассоль было влюбленно я думаю очень большой процент мужского населения СССР! Я не исключаю себя!
      ltshyi01

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня