Былинных дел мастер

Былинных дел мастер


Недавно исполнилось 115 лет со дня рождения великого сказочника советской эпохи Александра Птушко, режиссёра-новатора, патриота и хранителя русской культуры


Александр Птушко родился 19 апреля 1900-го года, в Луганске, в крестьянской семье. С юных лет был увлечён театром и живописью, но прежде чем навсегда определился с профессией, работал актёром, художником-декоратором, писал статьи для газеты «Донецкая кочегарка». В возрасте 13-ти лет продемонстрировал свои картины на выставке реального училища – работы так понравились руководству, что, те разрешили подростку окончить училище бесплатно. В 1923-м году Птушко уехал в Москву, где проучился в Плехановском институте народного хозяйства, Всесоюзном художественном училище и наконец-то попал во ВГИК на режиссёрский. Его судьба была неразрывно связана с кино.

На киностудии «Мосфильм» Птушко начал карьеру как мультипликатор. В 1928-м году дебютировал как режиссёр, создав цикл кукольных мультфильмов, объединённых общим персонажем – Братишкиным – этаким Петрушкой нового времени, сражающемся с Чемберленом и прочими насущными проблемами молодого советского общества. Позднее персонаж перекочевал в рисованную мультипликацию. Но Птушко манили к себе уже иные – запредельные – горизонты. И он делает шаг за горизонт. В 1932-м году режиссёр создаёт первый звуковой объёмно-мультипликационный фильм «Властелин быта». А спустя три года снимает полнометражный анимационно-игровой фильм «Новый Гулливер». С помощью новаторской комбинированной съёмки Птушко задействует в фильме около 1500 кукол и живых актёров. Подобная технология была уникальной. Для того чтобы куклы выглядели в кино как живые, на каждую произнесенную персонажем букву приходилось делать отдельную маску. Титанический труд был вознаграждён. Заокеанский коллега Уолт Дисней прислал Птушко восторженное письмо с предложением работать на его студии. Режиссёр отклонил предложение. По его словам, он был русским и хотел творить для своего народа. Второй подобной анимационно-игровой работой мастера становится «Золотой ключик», снятый в 1938-м году.

Во время войны режиссёр руководит трюковыми и комбинированными съёмками на таких известных картинах как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома» и пр. Эвакуацию переживал в Алма-Ате, где из-за нужды был вынужден снабжать киноработников обувью собственного производства. Но с 1944-го по 46-й – он уже директор киностудии «Союзмультфильм». А после для Александра Птушко и вовсе начинается новая эпоха. В 1946-м году режиссёр снимает свой первый игровой фильм «Каменный цветок» по рассказу Бажова. Часть съёмок – пещерные интерьеры – были сняты на чехословацкой студии «Баррандов». Натурные съёмки происходили на Урале. За эту картину Птушко был удостоен Сталинской и международной премий.

Дальше еще интереснее. В 1952-м году выходит картина «Садко» («Серебряный лев» на кинофестивале в Венеции). Спустя десять лет её необычайную выразительность замечает американский энтузиаст Роджер Корман и покупает «Садко» для американского проката. Перемонтировав ленту по адаптированному юным Фрэнсисом Фордом Копполой сценарию, Корман выпускает её на экраны Америки под названием «Волшебное путешествие Синбада». И успешно отбивает вложенные в процесс деньги.

Но вернёмся в СССР, в 1958-й. Птушко обогащает советское кино первым широкоэкранным фильмом со стереозвуком. Им становится масштабный «Илья Муромец» (Почетный диплом на кинофестивале в Эдинбурге) – в котором было задействовано около 106000 статистов и 11000 лошадей. А многие элементы сценария использованы на основе так и неосуществленной поэмы Александра Пушкина «Мстислав Удалой». Эта лента также не прошла мимо вездесущного Кормана – в США адаптированный фильм вышел под названием «Меч и дракон».

С 1960 года — Александр Птушко - художественный руководитель творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». В 1961-м году он отходит от эпического жанра и снимает романтичные «Алые паруса». Несмотря на то, что в личной переписке, опубликованной после смерти режиссёра, мы находим примерно такие строки «О какой романтике может идти речь, если Настенька Вертинская вмещает в себя все пороки современного мира?», Птушко удаётся создать невероятно нежный и трогательный фильм, возведя интонации Александра Грина в целомудренный абсолют.

Вспоминая о 60-х невозможно не упомянуть о том, что Птушко был фактически теневым режиссёром культового фильма «Вий» - единственного, сделанного в СССР, на котором стоял гриф «детям до 16».

В 1964-м году Птушко неожиданно для многих снимает свой единственный фильм, основанный на современном материале – «Сказку о потерянном времени» по произведению Евгения Шварца. Безумный сюжет был уравновешен советской моралью, и над всем этим возвышалось режиссёрское стремление мастерить новаторские приемы в любой стилистике.

В 1968-м Птушко вновь возвращается к своему основному творческому мотиву. Он снимает «Сказку о царе Салтане», а в 1972-м году выходит последний его фильм – «Руслан и Людмила». Не дожив месяца до своего 73-летия, Александр Птушко умирает 6 марта 1973-го года от болезни почек. Он так и не успел создать картины, о которых мечтал всю жизнь – «Тараса Бульбу» с Сергеем Бондарчуком и «Слово о полку Игоревом». Но без него история советского кино и его последующая слава за рубежом просто немыслима.
Автор:
Анастасия Белокурова
Первоисточник:
http://zavtra.ru/content/view/byilinnyih-del-master/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти