Китай становится великой военно-морской державой

Сравнительно недавно в 1980-1990-е годы военно-морские силы Китая были флотом только прибрежной зоны, где большинство кораблей устарели морально и физически. И флот КНР не мог бросить вызов ведущим морским державам мирам. Но за 2000-е годы ситуация сильно изменилась. В КНР в рамках развития Народно-освободительной армии (НОАК), большое внимание уделили развитию ВМС. Флот получил пополнение из современных кораблей и катеров. Причём корабли стали оснащать китайскими аналогами американской системы управления огнём и системами ПВО дальней и средней зоны, была запущена программа создания своих авианосцев.

Первоначально Китай заказывал корабли и подлодки в России, к примеру, на базе советского проекта ПЛ 877ЭКМ «Палтус» (Экспортный Капиталистический Модернизированный), для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка». Основной упор в модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов подлодки в тропиках. КНР поставили 4 эскадренных миноносца проекта 956 типа «Современный».


Китайцы очень много почерпнули из военно-морского наследия Советского Союза (из РФ и на Украине), в том числе свой первый «учебный» авианосец. На Украине для Китая заказаны 4 малых десантный корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (2 должны построить в КНР).

В настоящее время китайцы достигли большого прогресса в кораблестроении и строят корабли почти полностью самостоятельно, только часть систем заказывают за рубежом (например: газовые турбины, электронное оборудование, некоторые вооружения). Их успехи в кораблестроении основываются на блестящих успехах в экономике, в 2010 году Пекин стал крупнейшей страной в мире по объемам гражданского судостроения. Большая работа проведена и ведётся в деле развития прибрежной инфраструктуры – портов, причалов, верфей и т. д.

Китай становится великой военно-морской державой

УДК типа «Циньчэньшань», пр. 071.

Стратегия

ВМС КНР существуют с 1949 года и разделены на три флота: Северный (со штабом в Циндао), Восточный (со штабом в Нинбо) и Южный (со штабом в Чжаньцзян). Численность, по данным 2008 года, 250 тыс. человек, при резерве в 600 тыс. человек. В 1995 году была официально провозглашена Военно-морская доктрина ВМС НОАК. В основу этой доктрины была положена «Стратегия активной обороны», которая предусматривала создание Военно-морских сил и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию противника со стороны моря, но и нанести превентивные удары, в том числе и на океанском театре военных действий. При этом было сделано заявление о том, что на первом этапе (до 2000 года), Пекин планирует создать военно-морские группировки, способные поддерживать благоприятный операционный режим в пределах прибрежной зоны. Эта зона ограничена т. н. «первой цепью островов» – о-ва Рюкю и Филиппинские острова, и в акватории «китайских морей» - Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. В основном, Китай добился выполнения этого этапа и перешёл к следующим.

На втором этапе военно-морского строительства (до 2020 года) планировалось усилить ВМС страны таким образом, чтобы они могли осуществлять успешные оперативные действия в пределах т. н. «второй цепи островов» – это Курильские о-ва, остров Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские острова и остров Новая Гвинея. Эта зона включает в себя акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага.

На третьем этапе (до 2050 года), Пекин предполагает создать мощный океанский флот, который будет способен решать поставленные задачи в любой области Мирового океана. То есть, это уровень нынешнего флота США.



Фрегат УРО пр. 054.

Судостроение

В 1982 году во время первого этапа китайских экономических реформ, в Китае 6-е управление машиностроения, которое объединяло судостроительную промышленность, преобразовали в единую Китайскую государственную судостроительную корпорацию (China State Shipbuilding Corporation – CSSC), она стала работать на коммерческой основе. Это позволило сохранить довольно качественное управление и не допустить дробления отрасли на отдельные предприятия. В 1999 году эту корпорацию разделили по территориальному признаку на две мощные государственные компании – сохранившую старое название China State Shipbuilding Corporation (CSSC), которая стала контролировать судостроительную промышленность в южной части государства, и Китайскую судостроительную промышленную корпорацию (China Shipbuilding Industry Corporation – CSIC), к которой отошли предприятия северной зоны.

CSIC имеет штаб-квартиру в Пекине и объединяет до сотни предприятий, НИИ, научных лабораторий с 300 тыс. персоналом. Общая судостроительная мощь оценивается в 7 млн. регистровых тонн в год. Основной судостроительный центр расположен в Даляне - – Dalian Shipbuilding Industry Company (Group).


CSSC имеет штаб-квартиру в Шанхае и объединяет до полусотни предприятий, НИИ. Её основные верфи в Шанхае и Гуанчжоу, в CSSC входит и ведущий китайский морской проектно-исследовательский институт Marine Design & Research Institute of China (MARIC). Работают в корпорации до 150 тыс. человек. Эта компания, хоть и уступает в числе работников, но является крупнейшим судостроителем Китая. К 2015 году руководство CSSC планирует стать лидером мирового судостроения (в 2010 году были третьими).

Есть в Китае и довольно много небольших верфей, предприятий, которые не входят в эти две корпорации. Всего в 2009 году в Китае насчитывалось 1242 предприятий судостроительной отрасли.

Уже в 1994 году Китай стал третьей в мире судостроительной державой, уступая только Южной Корее и Японии. В 2009 году, китайцы по количеству построенных судов обогнали японцев и заняли второе место, а в 2010 году и южнокорейцев. С 2003 года по 2010 год суммарный тоннаж морских коммерческих судов тоннажем более 100 регистровых тонн (РТ), построенных в КНР, вырос почти в 10 раз (с 3,763 млн. РТ до 36,239 млн. РТ), а количество в почти 7 раз (с 203 до 1402 судов). В 2010 году в Китае построили 37,7% тоннажа всех построенных на планете судов. Согласно китайским данным в 2008 году в КНР построили 2385 судов всех типов, включая мелкие речные и военные корабли.

Интересно, что в Китае большинство больших кораблей строят на экспорт – 70% и более процентов.


Ракетный катер проекта 022

Военный сектор

Военный сектор также переживает большой подъём: строят надводные корабли почти всех классов, НАПЛ новых проектов с темпом до 4 ПЛ в год, проектируются и строятся новые АПЛ, запущена программа создания китайских атомных авианосцев. Продолжается массовое строительство все более совершенных фрегатов, десантных кораблей, ракетных катеров. Так, в 2004 году введён головной ракетный катер проекта 022 – это первый в мире катамаран с противокорабельными ракетами. Он построен по технологии стелс, всего запланировано построить более 80 таких катеров.

Появились головные образцы принципиально новых типов универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК типа «Циньчэньшань», пр. 071), тральщиков и вспомогательных судов.

В 2003-2005 годы построены первые китайские корабли с системой «Иджис» - с высокоинтегрированными боевыми системами, многофункциональным радаром с ФАР и установкой вертикального пуска ракет. На эсминцах типа 052C типа «Ланчжоу» было установлено 8 модулей установки вертикального пуска HHQ-9 китайской разработки на 6 зенитных ракет каждый, всего 48 ракет (это копия или китайская доработка советских зенитных ракет комплекса С-300Ф/Риф). Это позволило начать ликвидацию серьёзного недостатка китайских ВМС – слабой ПВО. Укрепляют ПВО корабельных группировок и фрегаты УРО пр. 054 типа «Цзянкай» (11 единиц), они вооружены 32-ячеечной установкой вертикального пуска для зенитных ракет – это модернизация корабельного ЗРК 9K37M1-2 «Штиль» среднего радиуса действия и радиолокационной станцией обнаружения воздушных и надводных целей российской разработки.

В настоящее время, ВМС Китая уже вышли на 1-е место в мире по числу боевых единиц, правда, пока это в основном мелкие корабли и катера. По числу эсминцев, фрегатов и ПЛ Китай уступает только США. Хотя пока, по боевому потенциалу ВМС КНР уступают не только флоту США, но и ВМФ России – по числу АПЛ, количеству сверхзвуковых противокорабельных ракет, высокотехнологичному потенциалу. Китаю надо развивать морскую ПВО, Противолодочную оборону, есть проблемы с вооружением, радиоэлектронным оборудованием. Но этот разрыв стремительно сокращается.

Основные задачи ВМС: защита побережья (там расположены самые развитые провинции страны); защита морских путей (через них идёт основная часть природных ресурсов); возможность блокады Тайваня и проведения десантной операции по захвату острова.


Эскадренный миноносец типа 052C
Автор:
Самсонов Александр
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти