Китай становится великой военно-морской державой

Сравнительно недавно в 1980-1990-е годы военно-морские силы Китая были флотом только прибрежной зоны, где большинство кораблей устарели морально и физически. И флот КНР не мог бросить вызов ведущим морским державам мирам. Но за 2000-е годы ситуация сильно изменилась. В КНР в рамках развития Народно-освободительной армии (НОАК), большое внимание уделили развитию ВМС. Флот получил пополнение из современных кораблей и катеров. Причём корабли стали оснащать китайскими аналогами американской системы управления огнём и системами ПВО дальней и средней зоны, была запущена программа создания своих авианосцев.

Первоначально Китай заказывал корабли и подлодки в России, к примеру, на базе советского проекта ПЛ 877ЭКМ «Палтус» (Экспортный Капиталистический Модернизированный), для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка». Основной упор в модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов подлодки в тропиках. КНР поставили 4 эскадренных миноносца проекта 956 типа «Современный».

Китайцы очень много почерпнули из военно-морского наследия Советского Союза (из РФ и на Украине), в том числе свой первый «учебный» авианосец. На Украине для Китая заказаны 4 малых десантный корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (2 должны построить в КНР).


В настоящее время китайцы достигли большого прогресса в кораблестроении и строят корабли почти полностью самостоятельно, только часть систем заказывают за рубежом (например: газовые турбины, электронное оборудование, некоторые вооружения). Их успехи в кораблестроении основываются на блестящих успехах в экономике, в 2010 году Пекин стал крупнейшей страной в мире по объемам гражданского судостроения. Большая работа проведена и ведётся в деле развития прибрежной инфраструктуры – портов, причалов, верфей и т. д.

Китай становится великой военно-морской державой

УДК типа «Циньчэньшань», пр. 071.

Стратегия

ВМС КНР существуют с 1949 года и разделены на три флота: Северный (со штабом в Циндао), Восточный (со штабом в Нинбо) и Южный (со штабом в Чжаньцзян). Численность, по данным 2008 года, 250 тыс. человек, при резерве в 600 тыс. человек. В 1995 году была официально провозглашена Военно-морская доктрина ВМС НОАК. В основу этой доктрины была положена «Стратегия активной обороны», которая предусматривала создание Военно-морских сил и поддерживающих их ВВС, способных не только отразить агрессию противника со стороны моря, но и нанести превентивные удары, в том числе и на океанском театре военных действий. При этом было сделано заявление о том, что на первом этапе (до 2000 года), Пекин планирует создать военно-морские группировки, способные поддерживать благоприятный операционный режим в пределах прибрежной зоны. Эта зона ограничена т. н. «первой цепью островов» – о-ва Рюкю и Филиппинские острова, и в акватории «китайских морей» - Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. В основном, Китай добился выполнения этого этапа и перешёл к следующим.

На втором этапе военно-морского строительства (до 2020 года) планировалось усилить ВМС страны таким образом, чтобы они могли осуществлять успешные оперативные действия в пределах т. н. «второй цепи островов» – это Курильские о-ва, остров Хоккайдо, о-ва Нампо, Марианские, Каролинские острова и остров Новая Гвинея. Эта зона включает в себя акватории Японского и Филиппинского морей, а так же морей Индонезийского архипелага.

На третьем этапе (до 2050 года), Пекин предполагает создать мощный океанский флот, который будет способен решать поставленные задачи в любой области Мирового океана. То есть, это уровень нынешнего флота США.

Китай становится великой военно-морской державой

Китай становится великой военно-морской державой

Фрегат УРО пр. 054.

Судостроение

В 1982 году во время первого этапа китайских экономических реформ, в Китае 6-е управление машиностроения, которое объединяло судостроительную промышленность, преобразовали в единую Китайскую государственную судостроительную корпорацию (China State Shipbuilding Corporation – CSSC), она стала работать на коммерческой основе. Это позволило сохранить довольно качественное управление и не допустить дробления отрасли на отдельные предприятия. В 1999 году эту корпорацию разделили по территориальному признаку на две мощные государственные компании – сохранившую старое название China State Shipbuilding Corporation (CSSC), которая стала контролировать судостроительную промышленность в южной части государства, и Китайскую судостроительную промышленную корпорацию (China Shipbuilding Industry Corporation – CSIC), к которой отошли предприятия северной зоны.

CSIC имеет штаб-квартиру в Пекине и объединяет до сотни предприятий, НИИ, научных лабораторий с 300 тыс. персоналом. Общая судостроительная мощь оценивается в 7 млн. регистровых тонн в год. Основной судостроительный центр расположен в Даляне - – Dalian Shipbuilding Industry Company (Group).

CSSC имеет штаб-квартиру в Шанхае и объединяет до полусотни предприятий, НИИ. Её основные верфи в Шанхае и Гуанчжоу, в CSSC входит и ведущий китайский морской проектно-исследовательский институт Marine Design & Research Institute of China (MARIC). Работают в корпорации до 150 тыс. человек. Эта компания, хоть и уступает в числе работников, но является крупнейшим судостроителем Китая. К 2015 году руководство CSSC планирует стать лидером мирового судостроения (в 2010 году были третьими).

Есть в Китае и довольно много небольших верфей, предприятий, которые не входят в эти две корпорации. Всего в 2009 году в Китае насчитывалось 1242 предприятий судостроительной отрасли.

Уже в 1994 году Китай стал третьей в мире судостроительной державой, уступая только Южной Корее и Японии. В 2009 году, китайцы по количеству построенных судов обогнали японцев и заняли второе место, а в 2010 году и южнокорейцев. С 2003 года по 2010 год суммарный тоннаж морских коммерческих судов тоннажем более 100 регистровых тонн (РТ), построенных в КНР, вырос почти в 10 раз (с 3,763 млн. РТ до 36,239 млн. РТ), а количество в почти 7 раз (с 203 до 1402 судов). В 2010 году в Китае построили 37,7% тоннажа всех построенных на планете судов. Согласно китайским данным в 2008 году в КНР построили 2385 судов всех типов, включая мелкие речные и военные корабли.

Интересно, что в Китае большинство больших кораблей строят на экспорт – 70% и более процентов.

Китай становится великой военно-морской державой

Ракетный катер проекта 022

Военный сектор

Военный сектор также переживает большой подъём: строят надводные корабли почти всех классов, НАПЛ новых проектов с темпом до 4 ПЛ в год, проектируются и строятся новые АПЛ, запущена программа создания китайских атомных авианосцев. Продолжается массовое строительство все более совершенных фрегатов, десантных кораблей, ракетных катеров. Так, в 2004 году введён головной ракетный катер проекта 022 – это первый в мире катамаран с противокорабельными ракетами. Он построен по технологии стелс, всего запланировано построить более 80 таких катеров.

Появились головные образцы принципиально новых типов универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев (УДК типа «Циньчэньшань», пр. 071), тральщиков и вспомогательных судов.

В 2003-2005 годы построены первые китайские корабли с системой «Иджис» - с высокоинтегрированными боевыми системами, многофункциональным радаром с ФАР и установкой вертикального пуска ракет. На эсминцах типа 052C типа «Ланчжоу» было установлено 8 модулей установки вертикального пуска HHQ-9 китайской разработки на 6 зенитных ракет каждый, всего 48 ракет (это копия или китайская доработка советских зенитных ракет комплекса С-300Ф/Риф). Это позволило начать ликвидацию серьёзного недостатка китайских ВМС – слабой ПВО. Укрепляют ПВО корабельных группировок и фрегаты УРО пр. 054 типа «Цзянкай» (11 единиц), они вооружены 32-ячеечной установкой вертикального пуска для зенитных ракет – это модернизация корабельного ЗРК 9K37M1-2 «Штиль» среднего радиуса действия и радиолокационной станцией обнаружения воздушных и надводных целей российской разработки.

В настоящее время, ВМС Китая уже вышли на 1-е место в мире по числу боевых единиц, правда, пока это в основном мелкие корабли и катера. По числу эсминцев, фрегатов и ПЛ Китай уступает только США. Хотя пока, по боевому потенциалу ВМС КНР уступают не только флоту США, но и ВМФ России – по числу АПЛ, количеству сверхзвуковых противокорабельных ракет, высокотехнологичному потенциалу. Китаю надо развивать морскую ПВО, Противолодочную оборону, есть проблемы с вооружением, радиоэлектронным оборудованием. Но этот разрыв стремительно сокращается.

Основные задачи ВМС: защита побережья (там расположены самые развитые провинции страны); защита морских путей (через них идёт основная часть природных ресурсов); возможность блокады Тайваня и проведения десантной операции по захвату острова.

Китай становится великой военно-морской державой

Эскадренный миноносец типа 052C
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Mesniy 5 октября 2011 08:15
    Ну до америки им еще как до киева раком,а вот с учетом их экспансии (пока мирной)в россии,тут есть чего бояться.
    Мне знакомый с владика рассказывал: идут китайские рабочие строители со стройки,а тут бабки сидят,одна говорит
    - "молодцы,хорошо строите"
    а китаец ей
    - "мы для себя строим"
    Mesniy
  2. GUR 5 октября 2011 08:18
    Мля ... читая про Китай с каждым разом у меня встает... встает вопрос о том как туда попадают наши разработки ?? Только и читаешь .. "доработал, скопировал Советские-Российские аналоги" .. Ну это же не совсем возможно, это же не телеги или еще чего там .. это высокотехнологичные вещи .. от космических ракет до АКМ .. (хотя АКМ прост конечно как телега) Такое впечетление что наша страна .. сливает все свои достижения Китаю, причем если раньше хоть какой то стыд был и были какие шпионские скандалы .. то теперь по моему в наших КБ проекты рисуют под копирку и сразу передают Китаю. Ну ладно сами бы развивались, а то все глубже в анус залазием. ГРУ стране не нужно, ФСБ по сартирам сидят ждут того кого надо в нем замачить а секреты тем временем .. продаются свободно .. аки контрафактные диски на горбушке. Или наши технологии достигли не досигаемых высот .. и в наших ангарах стоят звездные крейсеры?? И мы с хитрым прищуром продаем старье и ждем что из этого получиться ?? Может кто чего мне обьяснить??
    GUR
    1. Marat 5 октября 2011 21:09
      В перестройку и развал никто не думал о "державе" - все набивали карман и распродавали все что плохо лежит

      Возможно сейчас ситуация становится чуть лучше - эйфория "дружбы" с китаем уменьшилась
      А "брамосы" например вообще нельзя продавать странам которых нет в списке "союзников - друзей" России и Индии - так вот Китая там (я уверен) нет
      Marat
  3. dimarm74 5 октября 2011 09:15
    Китай еще лет за десять выйдет на уровень когда уже ничего не надо им будет копировать и воровать.....Как СССР в свое время.....
    dimarm74
  4. rumpeljschtizhen 5 октября 2011 22:02
    а может в виду реальной угрозы со сторону потенциального противника нанести упреждающий удар??? других вариантов догнать его нет
    1. Гражданский 5 октября 2011 22:37
      никак нет, скрытно подготовиться к отражению нападения, решить вопрос с Монголией, вооружить Вьетнам как естественного врага Китая (по аналогии с поддержкой Китая духов в Афгане), проводить мирные конференции, требовать гарантий для Северной Кореи. Да там не пахана полоса ИМХО.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня