Эксперты: затраты на сухопутные войска следует увеличить за счёт средств, выделенных на развитие ВМФ

По мнению экспертов, «реализация Государственной программы вооружения (ГВП) до 2020 г. в полном объеме предполагает либо нереальные темпы экономического роста на период с 2011 по 2020 год, либо существенное повышение заявленной доли оборонных расходов страны на ВВП до 3,5 – 4 процентов».
«Для достижения уровня расходов на национальную оборону в 2020 г. в шесть трлн. рублей при их доле в ВВП страны в 4 процента общий объем российской экономики должен составить около 150 трлн. рублей, – пишут исследователи. – То есть удвоиться по отношению к ВВП 2014-2015 годов, что предполагает китайские темпы экономического роста». Малореалистичными им представляются и сроки военных проектов.
Решение проблемы они видят в смене приоритетов при составлении оборонного бюджета. «Анализ реализуемой ГПВ-2020 позволяет усомниться в том, что именно иерархия приоритетов закупок вооружения и военной техники между видами ВС и родами войск найдена оптимальным образом. Так, наибольшая относительная доля средств, выделяемых по планам ГПВ-2020 на закупки в интересах непосредственно Министерства обороны (19,4 трлн. руб.) должна быть выделена на приобретение техники и вооружения для ВМФ (около 5 трлн. руб.), что почти вдвое больше, чем на технику и вооружение Сухопутных и Воздушно-десантных войск (суммарно 2,6 трлн. руб.). Только на силы общего назначения ВМФ по ГПВ-2020 запланировано направить 4,44 трлн. руб. При этом на Военно-воздушные силы должно быть выделено 4,7 трлн. руб., а на силы воздушно-космической обороны - 3,4 трлн. руб.». – поясняют авторы.
Перекос в сторону ВМФ вызывает у исследователей удивление, потому что, «для Сухопутных войск в рамках ГПВ-2020 запланированы массовые закупки дорогостоящих бронированных платформ нового поколения и артиллерийских систем, для ВВС - массовые закупки новых вертолетов и самолетов, а для ВКО - зенитных ракетных систем». «В то же время для флота, наоборот, вне рамок ГПВ-2020, по известным данным, были благоразумно оставлены авианосная программа и серийное строительство эскадренных миноносцев нового типа (и то, и другое, как можно судить, с астрономической предполагаемой стоимостью)», – отмечают они.
Сокращение затрат, по мнению экспертов, нужно производить в первую очередь именно в области морского строительства. «Ситуация, когда в ГПВ-2020 на приобретение техники и вооружения для ВМФ планируется израсходовать почти вдвое больше средств (около 5 трлн. руб.), чем на технику и вооружение Сухопутных и Воздушно-десантных войск (суммарно 2,6 трлн. руб.), является абсолютно ненормальной как с точки зрения геополитического положения Российской Федерации, так и всего исторического опыта развития российских Вооруженных сил и их участия в войнах и вооруженных конфликтах», – заявляют в ЦАСТ.
«Вот уже сто лет военные проблемы решаются именно силами армии на суше», – пишут исследователи и напоминают просчёты прошлых лет, когда «каждый рубль оборонных расходов, потраченный не на сухопутные войска, был оплачен кровью и чрезвычайно дорого стоил стране».
«Представляется целесообразным кардинально пересмотреть избранную в настоящее время парадигму развития ВМФ России, четко определив задачи флота, предельно ограничив их, и подчинив в первую очередь требованиям участия непосредственно в национальной обороне и содействия задачам Сухопутных Войск», – предлагают эксперты. Это должно привести к пересмотру уже принятой программы военного кораблестроения до 2050 года.
По их мнению, расходы на ВМФ должны быть «жестко ограничены и не превышать 15-20% от общего объема закупок министерства обороны».
Информация