Опоздавшие на войну

17
Самоходная артиллерийская установка большой мощности ИСУ-130:
вес - 46,3 т; скорость - 40 км/ч; вооружение: морская пушка Б-13, боекомплект - 25 выстрелов; силовая установка - дизель В-2ИС мощностью 520 л.с.; бронирование: маска пушки, лоб корпуса - 120 мм, борт - 90 мм, корма - 60 мм, крыша рубки и днище корпуса - 30- 20 мм; запас хода - 180 км; длина с пушкой - 10810 мм, длина корпуса 6770 мм, ширина - 3070 мм, высота - 2480 мм, клиренс -470 мм; расчет - 5 человек.

Ствол 130-мм пушки
цифрами обозначены:

1 - казенник; 2 - крышка заднего захвата; 3 - кожух; 4 - крышка переднего захвата; 5 - труба; 6 - передний захват; 7 - задний захват.

130-мм осколочно-фугасная граната ОФ-482:
1 - корпус; 2 - ведущие пояски; 3 - тротило-вый разрывной заряд; 4 - шашка дымовая блескоусиливающая; 5 - сплав парафина с перезином; 6 - взрыватель ГУ-1.


После битвы летом 1943 г. на Курской дуге, в которой немцы применили новые и улучшенные образцы бронетанковой техники, Красной Армии понадобились танки и самоходные артиллерийские установки, которые могли бы бороться с ними. Напомним, что бронирование лобовой части корпуса и рубки истребителей танков "Элефант" достигало 250 мм, а у "Тигров" - 110 мм. Кроме того, самоходкам предстояло поддерживать "огнем и гусеницами" наступающие пехотные, моторизованные и танковые подразделения, в том числе и при штурме населенных пунктов и прорыве укреплений. Следовательно, у новых машин нужно было увеличить дальность стрельбы (в том числе с закрытых позиций), начальную скорость снарядов. А для этого требовалось увеличить массу заряда и давление пороховых газов в канале ствола.

САУ "Элефант", Elefant SdKfz 184



Самоходные установки с пушками большой мощности (БМ) на конкурсной основе проектировали в ОКБ-9 "Уралмаша", Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ), Центральном конструкторском бюро "Трансмаш", в ОКБ завода № 172. Ходовую часть, трансмиссию и двигатель было решено заимствовать у тяжелого танка ИС-1, на основе которого в 1943 г. уже создали ИСУ-122 двух вариантов - с пушкой А-19 образца 1931-1937гг. со стволом длиной 46,3 калибра и Д-25Т со стволом длиной в 47 калибров. Выпущенные из них снаряды обладали начальной скоростью 800 м/с, что было признано недостаточным для новых требований. Все разработчики представили свои образцы в 1944 г. и в начале 1945 г.

Так, в Центральном артиллерийском конструкторском бюро под руководством В.Г.Грабина подготовили ИСУ-122БМ и ИСУ-130. В обеих машинах пушки размещались в литой раме в передней части неподвижной рубки, одинаковыми у них выполнили затворы и противооткатные устройства. Понятное дело, сами артсистемы обладали присущими им особенностями.

У пушки 122БМ ствол, длиной 59,5 калибров, был с 1,5-процентной нарезкой и навинтным казенником. Под стволом располагались гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Позже такую компоновку признали не очень удачной, так как возрастала высота линии огня, что отрицательно сказывалось на устойчивости самоходки при ведении огня полными зарядами. Затвор был клиновым, горизонтальным, с полуавтоматикой копирного типа.

После выстрела и выбрасывания гильзы ствол продувался сжатым воздухом, хранившимся в баллоне. При стрельбе с закрытых позиций наводчик пользовался панорамным прицелом ЗИС-3, при прямой наводке - телескопическим СТ-10.

Подъемный механизм пушки 122БМ был секторного типа и обеспечивал углы возвышения ствола от минус 1 до плюс 14 градусов, поворотный механизм винтового типа - горизонтальное наведение по 5 градусов в обе стороны.

В боекомплект входило 25 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов раздельного заряжания со снарядами весом по 25 кг, обладавшими начальной скоростью 1000 м/с, дальность стрельбы достигала 9800 м.

В раме бронерубки ИСУ-130 смонтировали качающуюся часть 130-мм морской пушки Б-13, которую для уменьшения отката оборудовали дульным тормозом, углы горизонтальной наводки увеличили на градус, возвывшение ствола, длиной 54,7 калибров, довели от минус 2 до плюс 15 градусов. ИСУ-130 могла поражать цели на расстоянии 12300 м от огневой позиции.

30 июня - 4 августа 1945 г. обе самоходки прошли полигонные испытания, на которых выявили их недостатки. К ним относились неудовлетворительная кучность попаданий бронебойных снарядов в мишени (следовательно, в боевой обстановке, во вражеские танки) и чрезмерный разброс осколочно-фугасных при ведении огня по площадям. Заказчиков не устроила скорострельность 2 выстрела в минуту и устойчивость машин при выстреле, а углы горизонтальной и вертикальной наводки сочли малыми. Следовательно, ИСУ-122БМ и ИСУ-130 нуждались в доработках, но в сентябре 1945 г. закончилась вторая мировая война, о "холодной" еще не помышляли, и совершенствование обеих машин признали нецелесообразным.

Одновременно с ними, в 1944г., в ОКБ-172 спроектировали на базе ИСУ-122 свой вариант самоходной пушки большой мощности. Для этого в закрытой рубке поместили 122-мм пушку БЛ-9 со стволом длиной 59 калибров, которая по баллистике превосходила А-19 и по основным характеристикам была близка к грабинской 122БМ.

САУ ИСУ-122 "Зверобой" MO-B57

В мае на заводе № 172 подготовили ходовую часть, в июне на ней смонтировали артсистему. Ствол БЛ-9 был моноблочным, затвор - клиновым, горизонтальным, полуавтоматическим. В боекомплекте имелось 24 осколочно-фугасных и бронебойно-трассирующих выстрела раздельного заряжания с 25-килограммовыми снарядами, обладавшими начальной скоростью 1100 м/с и поражавшими противника на дистанции 10700 м. На рубке в башенке разместили зенитный пулемет ДШК калибром 12,7 мм, а в боевом отделении держали 250 патронов для него.

Этой машине присвоили обозначение ИСУ-122-1, в сентябре 1944 г. ее подвергли полигонным испытаниям, а в мае 1945 г., после устранения некоторых недостатков, - и государственным. Поскольку к тому времени закончилась Великая Отечественная война, на вооружение ее не приняли.

В том же ОКБ-172 в бронерубке самоходки разместили качающуюся часть противотанковой пушки БЛ-20, обладавшей такой же баллистикой, что и БЛ-9. Углы возвышения ствола, длиной 59 калибров, довели от минус 1 до плюс 25 градусов, поэтому максимальная дальность стрельбы - 17000 м - превышала таковую у 122БМ, углы горизонтального обстрела увеличили до 10 градусов на оба борта, темп ведения огня достигал 10 выстрелов в минуту

В отличие от предыдущих, самоходку задумали выполнить на базе среднего танка Т-34, тем самым облегчив ее до 33,1 т и повысив скорость и маневренность. Однако опоздали и тут - к концу войны успели подготовить только технический проект, и до его реализации дело не дошло.

В 1944 г. еще две самоходки большой мощности, оснащенные 122-мм пушками Д-25С, выполнили на шасси модернизированного танка Т-34-85. И они вышли легче самоходок, спроектированных на основе ИС-1, их вес не превышал 31,5 т, зато скорость достигала 55 км/ч. И эти установки не успели на войну, и работы над ними также остались незавершенными.

Самоходными артиллерийскими установками подобной мощности занимались и в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Там замыслили мощную противотанковую систему на базе серийной СУ-100, изготовленной также на шасси "тридчатьчетверки", с 85-мм пушкой Д-10.

Ее ствол, длиной 58,4 калибра, был составным и включал переднюю гладко-стенную трубу (дульную насадку), длиной 1136 мм и диаметром 87,8 мм, и нарезную заднюю. Орудие получило полуавтоматический, клиновой, горизонтальный затвор, обеспечивающий максимальную скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Д-10 обладала гидравлическим тормозом отката и таким же накатником, цилиндры которых после выстрела отходили вместе со стволом. Секторный подъемный механизм (от минус 2 до плюс 17 градусов) и винтовой поворотный (по 8 градусов на борт) были толкающе-тянущего типа. Для стрельбы с закрытых позиций на 13200 м служил панорамный прицел, при прямой наводке - телескопический ТШ-15. В боекомплекте было 28 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов со снарядами весом 9,5 и 9,4 кг, обладавшими начальными скоростями в 1030 и 1050 м/с. Передняя часть гильзы от более мощного выстрела 100-мм пушки обжималась под донную часть 85-мм снаряда от зенитки.

С 13 по 26 января 1945 г. эта самоходка, СУ-85БМ, была представлена на полигонные испытания, результат которых оказался неутешительным - кучность попаданий при выстрелах по щитам и местности на дистанции 500 и 2000 м признали неудовлетворительной. Признали низкой и живучесть ствола, у которого наблюдался повышенный разгар нарезов и каморы при применении усиленных зарядов.

Опоздавшие на войну
СУ-85.Самоходная артиллерийская установка. 1943 год

Поэтому в ОКБ-9 срочно изготовили новый ствол с измененной баллистикой и углубленными нарезами, оснащенному же им орудию присвоили индекс Д-10-85А. Теперь камору расточили под переобжатую гильзу более мощного боеприпаса к 122-мм пушке А-19. И хотя давление в канале ствола уменьшилось с 3150 до 3000 кг/куб.см, начальная скорость бронебойного снаряда весом 9,4 кг осталась весьма высокой - 1050 м/с.

При испытаниях в мае-июне 1945 г. самоходка на расстоянии 1000 м пробивала бронелисты толщиной до 155 мм. В то же время и у этой машины, как и у ее конкуренток, обнаружили все те же недостатки - неудовлетворительную устойчивость при ведении огня, низкую кучность, а также малую живучесть ствола.

К лету 1945 г. и в ЦАКБ В.Г.Грабина разработали и изготовили пушку Н-3-457 того же калибра, обладавшую той же баллистикой, что Д-10-85. Только ее выполнили без гладкоствольной дульной насадки, благодаря чему удалось заметно увеличить срок службы ствола и несколько улучшить кучность попаданий, что особенно важно при ведении огня по движущимся целям. Но и в этом случае дальнейшие работы над самоходкой большой мощности не сочли необходимым продолжать, поскольку военные действия в Европе прекратились, а для планируемых операций против Японии нашли достаточным боевую технику, состоящую на вооружении Красной Армии.

А вскоре настала пора приступать к созданию самоходных артиллерийских установок большой мощности нового поколения. Теперь в распоряжении конструкторов имелись и проверенные в ходе испытаний сведения об оптимальном соотношении массы заряда, давления пороховых газов в канале ствола, начальной скорости снарядов, которое должно было обеспечить будущим пушкам необходимые боевые эффективность и живучесть. Это же относилось и к ходовым частям - боевой опыт и обкатка экспериментальных машин позволили выявить их положительные и отрицательные стороны.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 мая 2013 07:35
    Мда, представляю мучения наших "самодчиков" прими на вооружение таких "длинноносиков", особенно в городах и лесах. Хотя орудия конечно мощные и "шкурки" немецким панзерам подпортили бы качественно...
    1. +9
      18 мая 2013 14:50
      Вообще статье минус,не думаю,что"акадэмик"мог так опростоволоситься,масса неточностей,выводы по духу напоминающие таковые конца 70х.Другое дело,что очередной АС WOTа подписался чужим именем.Оказывается главной причиной свертывания работ оказалась окончание войны-как бы не так,достаточно вспомнить политическую обстановку тех лет.Советское политическое руководство уже летом 45г проводило мероприятия по обеспечению обороны аккупированных территорий с последующим контр ударом.(восп Г.К.Жукова).А Черчиль готовил(как мы теперь знаем)удар,уже проводилась мобилизация военнопленных(от 3 до 5 дивизий были сформированны но не вооруженны)плюс собственно,английские части.Амеры его образумели,в ихние планы это пока не входило.Война на два фронта их не"штырила".Да просто не могла наша промышленность освоить выпуск противотанкового артеллерийского комплекса с начальной скоротью снаряда 1000 и более М/C.А как выяснилось в ходе разработки перечисленных образцов и не по средствам было,я имею ввиду совсем не деньги.Например при изготовлении Pak-43(одной из наиболее удачнах противотанковых пушек)из 12стволов-заготовок орудием становился только один,в пересчете на хлеб и масло,германия платила пятью не родившивсями/умершими младенцами,мог ли СССР позволить себе такую роскошь?после такой войны.С другой стороны,нельзя сказать,что не чего не делолось,Д-10 замечательное орудие с великолепно сбалансированными харрактеристиками,позволяло уничтожать все ОБТ немцев и союзников,но даже такое орудие потребовало значительных усилий по модернизации производства(чем и объясняется задержка серии).Следует упомянуть,что бронепробиваемость зависит как минимум на 60% от снаряда,а тут ситуация нормализовалась только в 50г.В результате можно сказать,что 44г был очень тяжелым для нашей армии в плане ПТО,и хотя работы призванные исправить ситуацию велись,основным средством борьбы с тяжелыми танками немцев были саперы,да да саперы основные потери в ТТБ: поломки,мины,авиация,артеллерия,танки(по немецким документам хотя не стоит считать,что это истина в последней инстанции).Если предположить,что война продлилась бы еще год,считаю,ОСНОВНОЙ самоходкой стала бы,одна из тех экспериментальных машин,которые разрабатывались под впечатлением"Хетцера"c орудием в калибрах 76-85мм.Теперь по поводу эллюстраций,"Фердинанд"на фоне Т-34-85;после курского сражения остатки от 90 выпущенных самоходок были отправленны(после ремонта и орг мероприятий подразделений)в италию и на восток не возвращались."Зверобой"так наши бойцы назвали СУ-152-машину на шасси КВ во время Курской битвы,которая хотя и разносила любого противника,но попасть по маневрирующей цели было больше везением,чем мастерством. lol
      1. +3
        18 мая 2013 21:18
        Сергей Владимирович..
        Для чего вы специально коверкаете язык?
        Поверьте, отличие - действительно безграмотного человека ..и человека, сознательно прикидывающегося безграмотным - гигантское.
        Не в в синтаксических и грамматических ошибках дело. Дело в построении предложений, смысловой нагрузке.
        А вот с этим у вас все в порядке.
        "...авиация,артеллерия,танки.."
        Зачем?
  2. +8
    18 мая 2013 08:31
    Читаю статью и поражаюсь, как же быстро и молниеносно разрабатывалось всё нужное и необходимое для фронта в то время, да и в послевоенные годы... Сейчас же на разработки уходят года и конечно же огромнейшие деньги по причине откарманивания и делёжки заложенного бюджета.
    1. +3
      18 мая 2013 10:12
      Цитата: SIBIR38RUS
      Читаю статью и поражаюсь, как же быстро и молниеносно разрабатывалось всё нужное и необходимое для фронта в то время, да и в послевоенные годы... Сейчас же на разработки уходят года и конечно же огромнейшие деньги по причине откарманивания и делёжки заложенного бюджета.

      Да все просто - во-первых, война - лучший катализатор прогресса, а во-вторых - техника тогда была существенно проще нынешней, да и дешевле, вот и скорость. Хотя даже при том уровне сложности спешка оборачивалась "детскими болезнями", которые доводили в серии, а солдаты мучились на фронте. А как только все устраняли, техника успевала устареть, особенно это касалось тогдашней авиации.
  3. avt
    +3
    18 мая 2013 09:47
    После неприятной встречи с Тиграми и Пантерами думали что немцы новый сюрприз приготовят и решили сыграть на опережение ,но не понадобилось ,ну а дальше доводить не стали в силу изложенных в статье причин .
  4. +5
    18 мая 2013 11:11
    Машины получились очень мощными и представляли очень большую опасность для немецких тяжелобронированных танков. Хотя и не обошлось без недостатков. Раздельное заряжание и малая скорострельность - главные из них. Таскать 40 кг снаряды вручную в ограниченном пространстве броневой рубки - то ещё занятие. Плюс к этому малый возимый боекомплект. Впрочем, знание своей техники и боевой опыт позволял творить чудеса.
    Например, в Берлинской операции 19 апреля 360-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк поддерживал наступление 388-й стрелковой дивизии. Части дивизии овладели одной из рощ восточнее Лихтенберга, где и закрепились. На другой день противник силою до одного полка пехоты при поддержке 15 танков начал контратаковать. При отражении атак в течение дня огнем тяжелых САУ было уничтожено 10 немецких танков и до 300 солдат и офицеров.

    В боях на Земландском полуострове в ходе Восточно-Прусской операции 378-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк при отражении контратак успешно применял построение боевого порядка полка веером. Это обеспечивало полку обстрел в секторе 180° и более и облегчало борьбу с танками противника, атакующими с разных направлений.

    Одна из батарей ИСУ-152, построив свой боевой порядок веером на фронте протяженностью 250 м, успешно отразила 7 апреля 1945 года контратаку 30 танков противника, подбив шесть из них. Батарея потерь не понесла. Лишь две машины получили незначительные повреждения ходовой части.

    Еще в декабре 1943 года, учитывая, что в дальнейшем у противника могут появиться новые танки с более мощным бронированием, ГКО специальным постановлением предписал спроектировать и изготовить к апрелю 1944 года самоходно-артиллерийские установки с орудиями повышенной мощности:

    • со 122-мм пушкой, имеющей начальную скорость 1000 м/с при массе снаряда в 25 кг;

    • со 130-мм пушкой, имеющей начальную скорость 900 м/с при массе снаряда в 33.4 кг;

    • со 152-мм пушкой, имеющей начальную скорость 880 м/с при массе снаряда в 43.5 кг.

    Все эти орудия пробивали броню толщиной 200 мм на дистанции 1500–2000 м.
  5. 0
    18 мая 2013 15:11
    "бронирование лобовой части корпуса и рубки истребителей танков "Элефант" достигало 250 мм, а у "Тигров" - 110 мм."
    Для справки...Лоб Фердинанда-200 мм, лоб Тигра-100 мм. Автор перепутал явно Фердинанда с Ягдтигром.
    Основными причинами непринятия на вооружение данных самоходок стал перегруз передних катков и низкая маневренность вследствие большого вылета ствола. К тому же было принято решение о строительстве самоходок по типу Фердинанда, т.е. с кормовым размещением боевого отделения.
    1. +2
      18 мая 2013 16:07
      Да, всё верно. У Фердинада лобовая деталь формировалась из двух листов броневой стали, каждая по 100 мм толщиной. Странно, что этот академик такие ляпы допускает. what
  6. +4
    18 мая 2013 15:22
    В СССР с 55 по 61г на базе Т-54 производилась CУ-122-54 (Объект 600), с 122-мм. орудием Д-49, по балистике близкой Д-25Т, которая устанавливалась на послевоенные ИСы. Пожалуй это была последняя противотанковая САУ в нашей стране.
    1. Емеля
      0
      18 мая 2013 23:05
      Цитата: Bongo
      Пожалуй это была последняя противотанковая САУ в нашей стране.


      До сих пор выпускают - "Спрут-СД" -самая что ни на есть противотанковая.
      1. +4
        19 мая 2013 06:15
        Спрут как и АСУ-85, это специализированные машины ВДВ, имеющию противопульную броню.
  7. +4
    18 мая 2013 21:33
    "..Российской академии ракетных и артиллерийских наук...."
    Ну, вольному воля, дуракам рай.
    Ребята, я даже специально не полезу в поисковики... искать эту академию. Думаю, найдется.
    Только...
    Только вот "..мучают меня смутные подозрения.." - мутные, проще говоря, прозрения - а что такое ..РАКЕТНЫЕ науки?
    или артиллерийские?
    Это, примерно, как моряков всех назвать поголовно - с упертяжи-профессионалы по высокоинтеллектуальной игре "Перетягивание каната" .
    Даже есть ММК..
    Мне, конечно, льстит, что мое Калининградское высшее инженерное морское училище, КВИМУ, вдруг сделалось - Академией, да еще Балтийской, да вдобавок, Государственной.. БГАРФ
    Вот только...сардинам, блин, параллельно, что их вылавливают во ВРЕМЯ НЕРЕСТА..академики, теперь. А не просто - моряки.
    ...
    Что же тогда - сопромат, теормех, баллистика, химия, материаловедение?
  8. bublic82009
    0
    18 мая 2013 21:35
    сейчас такие системы уже не актуальны
  9. +3
    19 мая 2013 10:27
    С каких это пор стала не актуальная самоходная артиллерия? belay На мой взгляд, никуда она не денется, потому-что без неё ни-ку-да.
    1. +5
      19 мая 2013 10:48
      Самоходная артиллерия безусловно актуальна, в данном случае речь идёт о ПТ САУ.
  10. 0
    19 мая 2013 11:40
    Да никуда они не делись.
    B1 «Кентавр» 120-мм, классифицируемая как ПТ САУ, например. Про наш Спрут-СД уже сказали.
    Их, конечно, стало меньше. Но это и понятно при обилии-то современных средств поражения бронетехники.