Сменить логику хозяйствования или умереть: на бегство из России автомобильных гигантов

Чуть больше года назад в отношении России были введены санкции, которые начали разрушать привычные торговые связи. В совокупности с падением цен это ударило по рублю, что привело к серьёзным проблемам как для промышленности, так и для потребительского рынка.

Удар по потреблению и бегство корпораций



Падение курса рубля по отношению к доллару привело к ожидаемым последствиям — удорожанию импортных товаров и бегству ряда транснациональных корпораций с российского рынка. Корпорации, как и полагается капиталистическим структурам, нацелены на получение максимальной прибыли, а когда объёмы выручки падают — бегут с рынка, утрачивая к нему интерес. Собственно, так получилось с пивным рынком, о чём писал Семён Уралов.

Теперь же аналогичные процессы обрушают российский автомобильный рынок, а вместе с ним и промышленность, обостряя и без того тяжёлую социальную обстановку в России.

Железные кони убегают табунами


Падение авторынка носит беспрецедентные масштабы: только в феврале 2015-го снижение продаж новых легковых автомобилей составило 38%. Для сравнения: в 2013 г. продажи упали на 5%, в 2014-м на 10,3%.

С рынка ушли полностью или частично следующие автопроизводители:

1. Запорожский автомобильный завод.

2. Skoda заявила о прекращении производства линейки Fabia.

3. На Калужском заводе Audi прекратила сборку моделей Q5, A7 и Q7, что привело к сокращению товарного ряда в два раза.

4. Автомобили марки Dodge корпорации Chrysler впредь в Россию поставляться не будут, впрочем, как и Mazda 3, Civic-хетчбэк и Crosstour, Citroen DS5 и Peugeot RCZ.

5. Volvo объявила о бессрочной остановке сборки грузовиков на своём калужском заводе и уволила треть сотрудников.

6. General Motors полностью прекратила поставки и продажи Opel и Chevrolet, а также законсервировала завод в Санкт-Петербурге.

7. Корейская SsangYong, продажи которой за прошлый год сократились на 41%, а с начала этого года упали на 61%, громко хлопнув дверью, ушла с рынка, за ней последовал испанский SEAT.

Причины ухода с рынка просты: падение покупательной способности населения, вызванное девальвацией рубля, прекращение кредитования из-за повышения учётной ставки ЦБ, а также низкая степень локализации производства на российских заводах.

Уход данных автопроизводителей наносит и прямой урон промышленности в виде закрытых заводов и сокращённых работников и бьёт по всей структуре продаж автомобилей — закрываются дилерские сети, автомобильные центры, оптимизируются управленческие структуры.

Примечательно, что General Motors ушёл по-английски, не попрощавшись и даже не предупредив заблаговременно своих дилеров, которые терпят огромные убытки и вынуждены экстренно перепрофилироваться. Увенчаются ли успехом попытки автодилеров наказать General Motors и взыскать с корпорации 12 млрд руб. компенсации — неизвестно.

Как поясняют корпорации, уходят они в надежде вернуться на рынок после окончания кризиса, когда продажи вновь начнут расти.

Правительство же, исповедуя религию либерализма, заявляет, что с рынка уходят наиболее слабые производители, а потому данный процесс носит естественный характер и не угрожает российской экономике.

Тем не менее, на поддержание автопрома Кабмин уже выделил свыше 25 млрд руб. в надежде на то, что падение спроса на автомобили удастся замедлить, а корпорации — вернуть.

Впрочем, реальность куда печальнее оптимистичных ожиданий чиновников.

Политэкономия автомобильного кризиса


Очевидно, что до победного окончания геополитического противостояния России и США никто не станет отменять антироссийские санкции. Более того, сохраняется вероятность введения новых санкций и иных мер, направленных на ослабление российской экономики. Торгово-экономическая война, если не перерастёт в открытые боестолкновения, может продолжаться хоть и до 2020 года.

При этом ресурсов различных фондов благосостояния хватит лишь на поддержание социальных стандартов и реализацию важных инфраструктурных проектов, но не спасение всех секторов потребительского рынка.

Следовательно, автомобильный рынок уже не спасут ни 25, ни 50 млрд рублей, которые в него попытаются влить чиновники Кабмина. Доступность автомобилей будет снижаться, а средний срок их эксплуатации — расти. Потому количество автодилеров будет сокращаться, автомобильные салоны придётся перепрофилировать, а часть автомобильных заводов так и останутся законсервированными.

И это в итоге выльется в массу проблем.

Во-первых, куда девать уволенных сотрудников? Сперва они будут висеть на шее государства, получая пособия по безработице, следом их придётся переучивать. Впрочем, найдутся ли для них новые рабочие места — неизвестно, так как полноценной индустриализации так и не получилось: создаются производства, но не промышленность.

Во-вторых, каждый сокращённый работник — потенциальный бунтарь, который сможет присоединиться к протестам, а их «партнёры» России любезно будут организовывать в течение всего противостояния.

В-третьих, каждый закрытый автомобильный завод — удар не только по бюджету, но и по промышленности России.

Что делать с заводами?


Следовательно, нужно менять хозяйственную логику.

Предыдущие годы развития России прошли при приоритете производства товаров потребления над средствами производства, теперь же данный перекос придётся исправлять и падение производства автомобилей нужно обратить в свою пользу.

На национализацию простаивающих или законсервированных заводов руководство России не пойдёт, следовательно, разумнее было бы их выкупить у тех, кто их остановил, а сами предприятия перепрофилировать под производство тех же тракторов. Естественно, для этого потребуется создать федеральную целевую программу, провести переоборудование на заводах, а заодно изыскать средства на выкуп данных тракторов с последующей их передачей сельскохозяйственным организациям.

Следующий логичный шаг — снижение роли автомобильного транспорта в передвижении граждан. Для этого потребуется сделать дорогой общественный и междугородный транспорт доступнее и удобнее. Дело затратное, однако это позволит снизить количество заторов на дорогах крупных городов, а заодно и повысить мобильность граждан.

Параллельно нужно добиваться от автопроизводителей максимальной локализации производства, уходить от расчётов в долларах и евро, а в новых инвестиционных соглашениях закладывать алгоритм поведения государства при схлопывании рынков из-за кризисов и девальваций и бегства инвесторов.

***

Впрочем, есть и иной вариант для властей — вливать в гибнущий автопром новые десятки миллиардов рублей в надежде его спасти, а затем, когда очередная попытка не увенчается успехом, махнуть рукой и прекратить реанимацию гибнущей отрасли народного хозяйства.

Однако в таком случае Россия, а следом и Евразийский союз станут жертвами китайского капитала, который рано или поздно, но всё же прогрызёт брешь в панцире тарифов и заградительных пошлин, превратив потенциального конкурента в рынок сбыта товаров.
Автор:
Иван Лизан
Первоисточник:
http://www.odnako.org/blogs/smenit-logiku-hozyaystvovaniya-ili-umeret-na-begstvo-iz-rossii-avtomobilnih-gigantov/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

83 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти